Научная статья на тему 'Применение критериальноориентированного тестирования в условиях компетентностной модели образования'

Применение критериальноориентированного тестирования в условиях компетентностной модели образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / PEDAGOGICAL CRITERION-ORIENTED TEST / COMPETENCE MODEL OF EDUCATION / PEDAGOGICAL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриеш В.А.

В статье описаны преимущества применения критериально-ориентированного тестирования как одной из традиционных форм оценки качества учебных достижений студентов, адекватной требованиям компетентностной модели образования, раскрыты условия применения педагогического тестирования, принципы разработки педагогических тестов, а также представлены варианты тестовых заданий разного уровня сложности на примере дисциплин профильной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CRITERIONFOCUSED TESTING IN THE CONDITIONS OF COMPETENCEBASED EDUCATION MODEL

The article describes the advantages of applying the criterion-oriented test as one of the traditional forms of quality assessment of students` educational achievements, adequate to the requirements of the competence-based model of education the conditions of application of pedagogical testing, principles of development of pedagogical tests are revealed, as well as variants of test tasks of different diffi culty levels on the example of the disciplines of professional orientation are presented.

Текст научной работы на тему «Применение критериальноориентированного тестирования в условиях компетентностной модели образования»

УДК 378 В. А. АНДРИЕШ

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет E-mail: vaandr2009@yandex.ru

UDC 378 V.A. ANDRIESH

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and technology of Pre-Scool Education, Orel

State University E-mail: vaandr2009@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

THE USE OF CRITERION-FOCUSED TESTING IN THE CONDITIONS OF COMPETENCE-BASED EDUCATION MODEL

В статье описаны преимущества применения критериально-ориентированного тестирования как одной из традиционных форм оценки качества учебных достижений студентов, адекватной требованиям компе-тентностной модели образования, раскрыты условия применения педагогического тестирования, принципы разработки педагогических тестов, а также представлены варианты тестовых заданий разного уровня сложности на примере дисциплин профильной направленности.

Ключевые слова: педагогическое критериально-ориентированное тестирование, компетентностная модель образования, педагогические тесты.

The article describes the advantages of applying the criterion-oriented test as one of the traditional forms of quality assessment of students" educational achievements, adequate to the requirements of the competence-based model of education the conditions of application of pedagogical testing, principles of development of pedagogical tests are revealed, as well as variants of test tasks of different difficulty levels on the example of the disciplines of professional orientation are presented.

Keywords: pedagogical criterion-oriented test, the competence model of education, pedagogical tests.

Одной из традиционных форм контроля и оценки качества учебных достижений студентов, адекватной требованиям компетентностной модели образования, выступает критериально-ориентированное педагогическое тестирование.

Педагогическое тестирование понимается нами как инструментарий, позволяющий обеспечить систематический контроль и объективную оценку уровня профессиональных компетенций студентов в течение всего процесса обучения, определяя этапы проведения тестовых замеров, а также способы и пути коррекции учебных результатов [1].

Специфическими чертами применения педагогического тестирования в образовательном процессе вуза являются:

- обусловленность содержания педагогических тестов целевым установкам, предусмотренным ФГОС ВПО;

- отражение в тестовых заданиях многообразия профессиональных компетенций, которыми должны овладеть будущие педагоги;

- непродолжительный срок изучения дисциплин (один, реже два семестра), что определяет необходимость систематического проведения педагогического тестирования на всех видах аудиторных занятий (за исключением лекционных);

- сложность разработки тестовых заданий по

гуманитарным дисциплинам, выражающаяся в проблематичности стандартизации и структурирования педагогических фактов и явлений.

В то же время следует подчеркнуть и преимущества педагогического тестирования, позволяющие рассматривать его в качестве эффективного средства оценки уровня сформированности профильных компетенций у будущих педагогов.

Во-первых, педагогическое тестирование дает возможность каждому студенту продемонстрировать свои учебные достижения, а преподавателю - выявить уровень сформированности компетенций обучающихся за относительно короткий срок.

Во-вторых, критериально-ориентированные тесты представляют собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющую измерить уровень учебных достижений, выраженных в виде профессиональных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения определенной дисциплины.

Очевидность преимуществ педагогического тестирования привела к тому, что на протяжении нескольких лет на факультете педагогики и психологии в образовательном процессе используется критериально-ориентированное тестирование в ходе обучения бакалавров, осваивающих профили «Дошкольное образование», «Психология и педагогика дошкольного

© В.А. Андриеш © V.A. Andriesh

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 68. 2015

образования», курсов «Семьеведение», «Семейная педагогика», «Взаимодействие ДОУ и семьи». Данные дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

Применение системы критериально-ориентированных тестовых заданий в процессе изучения дисциплин требует соблюдения ряда условий:

- предоставление свободы выбора предполагает учет не только требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебной программы конкретной дисциплины, но и запросов, интересов и устремлений студентов, что одновременно позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы;

- максимально возможное снятие внешнего контроля способствует формированию внутренней мотивации при наличии тестовых заданий с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания (оценочные показатели) должны применяться не для контроля, а для информирования студентов об успешности их деятельности, об уровне их профессиональной компетентности. Это выражается в определении перспектив обучения: студентам посредством оценки, полученной за выполнение теста, указываются перспективы дальнейшего развития, возможности продвижения вперед, будущие уровни достижений;

- доброжелательный стиль сообщения студентам оценки за результаты выполнения тестов. Необходимо не только аргументированно сообщать полученные результаты, но при этом демонстрировать гуманное и уважительное отношение к личному достоинству обучающихся.

При разработке педагогических тестов по данным дисциплинам необходимо соблюдать ряд принципов:

- принцип научной достоверности;

- принцип содержательной валидности (охват достаточно полного объема материала);

- принцип соответствия актуальным вопросам семейной педагогики.

В содержание тестов включаются задания разной степени сложности (по В.П. Беспалько):

Тестовые задания первого уровня сложности по-

зволяют выявить знания-знакомства. С этой целью целесообразно использовать следующие виды тестов:

- тесты, требующие выполнение деятельности по узнаванию (опознание и различение понятий);

- избирательные или выборочные тесты (студент выбирает правильный ответ из предложенных вариантов, при этом выполнение действий осуществляется в условиях, когда «помехи», создаваемые рядом вариантов ответов, с одной стороны, затрудняют выбор правильного решения, а, с другой - контрастируют с ним);

- тесты на классификацию (соотнесение нескольких признаков с несколькими объектами, предъявленными в тесте);

- тесты на установление последовательности.

Проиллюстрируем данный уровень сложности тестовых заданий следующими примерами:

Семья - это:

A) первичная ячейка общества;

Б) важнейший институт социализации подрастающего поколения, представляющий собой персональную среду жизни и развития детей;

B) малая социальная группа, основанная на кровном родстве или брачном союзе, члены которой объединены моральной ответственностью и общностью быта.

Определите последовательность стадий жизненного цикла семьи:

A) семья, воспитывающая детей;

Б) формирование супружеской пары;

B) пустое гнездо;

Г) семья, ожидающая ребенка.

Тестовые задания второго уровня сложности направлены на оценку степени сформированности знаний-репродукций, определяющих действия-воспроизведения, состоящие в возможности описания ранее воспринятых образов и фактов. К тестам данного уровня принято относить задания, в которых требуется воспроизвести информацию об изучаемых объектах по памяти. Среди них:

- тесты-подстановки, требующие заполнения пропусков слов, фразы, формулы;

- конструктивные тесты, в которых студенту необходимо по памяти, без косвенных подсказок конструировать ответ;

- тесты-типовые задачи, содержащие условия, позволяющие применить разрешающую их процедуру (правило, последовательность действий и получить необходимый ответ).

Например:

Дополните перечень основных задач дошкольного учреждения в работе с семьей:

A) выявление и пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;

Б) повышение педагогической культуры родителей;

B)

Г)

Определите вид ложного авторитета родителей, описанный в следующей ситуации: «У меня родители в порядке. Отца почти не вижу, работает до

ночи. Мама тоже работает, но нас не забывает, и по математике поможет, и блинчики испечет с яблоками. Мы с братом иногда деремся, но это просто для души»:

A) авторитет расстояния;

Б) авторитет чванства;

B) авторитет подкупа;

Г) авторитет доброты.

Тестовые задания третьего уровня сложности направлены на выявление знаний-умений, в соответствии с которыми выполняются действия по применению знаний на практике без переноса на не изученные ранее ситуации. Они имеют форму типовых педагогических задач, методика решения которых требует от обучаемого трансформации уже изученных способов действий.

В качестве примеров можно привести следующие тестовые задания:

Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь». Педагогически верным вариантом дальнейших действий воспитателя будет являться:

A) В личной беседе поинтересоваться причинами отсутствия родителей на встрече, подготовить папку-передвижку на основе материалов состоявшегося мероприятия и предложить отсутствовавшим самостоятельно ознакомиться с ними.

Б) Высказать свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти...»

B) Искренне поделиться с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попросить его ненавязчиво передать свои впечатления от встречи с теми, кого на ней не было, надеясь, что последним захочется побеседовать с воспитателем на тему, обсуждавшуюся во время встречи.

Г) Не придавать отсутствию некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать в них или нет - их право.

Во время сборов на прогулку ребенок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается). Дальнейшие действия педагога должны заключаться в следующем:

A) Просьбу выполнить, а вечером высказать свое неодобрение маме ребенка в форме замечания типа «В первую очередь необходимо объяснить воспитателю причину, а не передавать записки через ребенка».

Б) Не придавать особого значения записке, ведь ребенок не болен, и если бы случилось что-то серьезное, то мама обязательно бы все рассказала воспитателю.

B) Просьбу выполнить, но вечером обязательно поговорить с мамой и узнать причину нежелания закаливать ее ребенка;

Г) Просьбу не выполнить, поскольку в этом случае и другие родители станут писать необоснованные записки.

Тесты четвертого уровня сложности направлены на выявление знаний-навыков, предполагающих умение ориентироваться и принимать решения в объективно новых ситуациях. С этой целью студентам предлагаются проблемы, решение которых сопровождается творческой деятельностью, поэтому для таких тестовых заданий невозможно создать эталоны.

Например: Воспитатель, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу по семейной педагогике, предложил родителям ознакомиться с отдельными главами. Предложите целесообразный, на ваш взгляд, вариант действий педагога.

или

Днем к детскому саду подъехала машина с песком для песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам. Предложите эффективный вариант обращения педагога к родителям.

При подведении итогов тестирования предъявляются довольно высокие требования: для получения положительной оценки студенту необходимо набрать не менее 70% от возможного числа баллов. Однако это оправдано, поскольку речь идет о дисциплинах профильной направленности.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что систематическое применение критериально-ориентированного тестирования в условиях компетент-ностной модели образования способствует не только объективной оценке формируемых компетенций, но и положительно влияет на посещаемость студентами лекций, повышает заинтересованность в семинарских занятиях, заставляет активно использовать педагогическую терминологию, стимулирует творческое мышление студентов.

Библиографический список

1. Андриеш В.А. Педагогическое тестирование: научно-методические аспекты применения в целях повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 127 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.

References

1. Andriesh V. A. Pedagogical testing: scientific and methodological aspects of the application in order to improve the quality of professional training of students at the University. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 127 р.

2. Bespalko V. P. Terms of educational technology. M.: Education, 1989. 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.