УДК 378 С.Ю. БУБНОВА
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] В. А. АНДРИЕШ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 378 S.U. BUBNOVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of Department of theory and technology of Pre-School Education, Orel State University E-mail: [email protected] V.A. ANDRIESH
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and technology of Pre-School Education, Orel
State University E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
APPLICATION TECHNOLOGY OF SOCIAL ADVERTISING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS TO COWORK WITH PARENTS
В статье описана технология применения социальной рекламы в процессе профессиональной подготовки бакалавров к осуществлению совместной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации; раскрыты особенности применения социальной рекламы с учетом специфики решаемых профессиональных задач.
Ключевые слова: социальная реклама, совместная работа с родителями, технология применения социальной рекламы в процессе профессиональной подготовки бакалавров.
The article describes the technology of application of social advertising in the process of professional training of bachelors in the implementation of the joint work with parents in pre-school educational organizations; the features of the use of social advertising specific to solve professional problems are revealed.
Keywords: social advertising, collaboration with parents, the technology of application of social advertising in the process ofprofessional training of bachelors.
Проблема формирования педагогической культуры родителей на сегодняшний день является актуальной, но далеко не новой. Частные аспекты формирования педагогической культуры родителей имеют глубокие корни. Так, о необходимости «воспитания» родителей говорили выдающиеся педагоги разных исторических эпох: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко. Среди современных исследователей, изучающих феномен педагогической культуры, можно назвать Т. Гордона, Ю. Хамялайнена, О.В. Овчарову, А.А. Абрамову, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.С. Спиваковскую, И.В. Шаповаленко, Е.П. Арнаутову, Т.Н. Доронову и других.
Организация совместной работы с семьей является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования. В связи с этим в основных образовательных программах подготовки бакалавров по профилям «Дошкольное образование» и «Психология и педагогика дошкольного образования» предусмотрено формирование профессиональных компетенций, связанных с повышением уровня психолого-педагогической культуры родителей, а также разработкой и реализацией про-
грамм сотрудничества с семьями воспитанников.
Одним из условий подготовки бакалавров к совместной работе с родителями выступает применение в образовательном процессе социальной рекламы, ко -торая помимо информационной выполняет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность рекламных роликов позволяет быстро и корректно привлечь внимание будущих педагогов к трудностям, имеющимся в семье воспитанников, и грамотно выстроить взаимодействие с родителями [1].
С учетом вышеизложенного на факультете педагогики и психологии второй год апробируется технология применения социальной рекламы в формировании готовности студентов к совместной работе с семьей. Данная технология понимается нами как система взаимосвязанных этапов, форм и методов педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, объединенных единой целью и задачами и создающих совокупность педагогических условий для успешной профессиональной подготовки бакалавров к работе с семьей.
Технология применения социальной рекламы в контексте рассматриваемой проблемы направлена
© С.Ю. Бубнова, В.А. Андриеш © S.U. Bubnova, V.A. Andriesh
Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015
на формирование умений осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей, включаться во взаимодействие с семьями по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. Данная технология включает ряд этапов: диагностический, методический, процессуально-деятельностный и контрольный.
Диагностический этап заключается в выявлении отношения молодых людей к социальной рекламе.
В 2013-2014, 2014-2015 учебных годах было проведено анкетирование, в котором приняли участие 28 человек (студенты 1-ого и 2-ого курсов, осваивающие основные образовательные программы по профилям «Дошкольное образование» и «Психология и педагогика дошкольного образования»). Результаты анкетирования, описанные ниже, безусловно, не распространяются на всех молодых людей в возрасте 18-20 лет, но представляют определенный интерес с точки зрения восприятия социальной рекламы данной возрастной категорией.
Как свидетельствуют полученные данные, 43% опрошенных выражают безразличие к рекламе в целом; 50% положительно относятся к ней; 7% респондентов реклама явно раздражает. Было также установлено, что только 22% молодых людей доверяют рекламе, поскольку она несет правдивую информацию о товарах или событиях; 43% - напротив, не доверяют рекламе.
Все респонденты понимают разницу между социальной и коммерческой рекламой. Они отмечают большую значимость и пользу для общества социальной рекламы, в отличие от рекламы коммерческой. Их привлекает положительная направленность социальной рекламы, ее ориентированность на благо общества и личности, а не на потребление. Процитируем ответ одной из студенток: «Я одобряю социальную рекламу в СМИ. Если ее сделают по-настоящему интересной, красивой, то эффект будет». Отвечая на вопрос о том, способствует ли социальная реклама повышению культуры родительства, 43% бакалавров ответили отрицательно, аргументируя это тем, что многие взрослые «не обращают на нее внимания», «ориентируются на собственный жизненный опыт». 50% опрошенных, напротив, положительно оценивают потенциал социальной рекламы: «Она многому учит», «Она заставляет о многом задуматься».
Говоря о содержании социальной рекламы, направленной на формирование педагогической культуры родителей, следует отметить, что, по мнению будущих педагогов, она должна быть направлена:
- на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни,
- на предупреждение жестокого обращения с детьми,
- на формирование осознанного отношения к рождению детей (недопущение абортов, бездумного рождения большого количества детей при отсутствии достаточных финансовых возможностей и материально-бытовых условий их вырастить и воспитать).
Анализ ответов на последний вопрос говорит о том, что современных молодых людей привлекает в социаль-
ной рекламе смысл, сюжет и художественное наполнение. Ролики, выполненные в нетрадиционной манере съемок, изобилующие спецэффектами, обладающие нестандартным сюжетом, привлекают внимание 78,5% опрошенных. В то же время, 15,5% респондентов низко оценивают качество отечественной социальной рекламы из-за примитивного сюжета, отсутствия динамики, глупых диалогов.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что значительное число студентов уверены в полезности социальной рекламы, так как она помогает формировать правильное отношение взрослых к воспитанию детей и поведению в обществе в целом.
Методический этап предполагает отбор содержания и форм социальной рекламы, способствующей формированию готовности студентов к совместной работе с родителями.
С учетом данных, полученных на диагностическом этапе, были определены учебные курсы и темы, в рамках которых социальная реклама применялась как средство подготовки студентов к сотрудничеству с семьями воспитанников. Таковыми стали «Дошкольная педагогика (тема «Взаимодействие ДОО и семьи»), «Семьеведение» (темы «Психоанализ детско-родительских отношений», «Гармонизация детско-родительских отношений»), «Семейная педагогика» (темы «Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи», «Формы сотрудничества педагогов и родителей»). В рамках указанных дисциплин социальная реклама была отобрана по следующим направлениям:
- подготовка молодых людей к осознанному роди-тельству (подведение студентов к осознанию себя как родителя, осознание идеального и реального образа ребенка и себя как родителя, осознание родительских функций);
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- предупреждение случаев жестокого обращения с детьми в семье;
- организация семейного досуга.
По каждому направлению были отобраны различные варианты социальной рекламы: плакаты, видеоролики, информационные буклеты.
Процессуально-деятельностный этап предполагает постепенное включение студентов в творческий процесс использования и создания социальной рекламы в совместной работе с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Прежде всего, будущим педагогам дошкольного образования необходимо научиться прогнозировать последствия типичных ошибок в воспитании детей и находить способы их предупреждения. В этом случае социальная реклама применяется как демонстрационный материал. Так, в рамках лекционных занятий «Психоанализ детско-родительских отношений», «Гармонизация детско-родительских отношений» были организованы мини-дискуссии на темы «Ошибки, допускаемые родителями при воспитании детей», «Какими
надо быть родителями?». Студентам было предложено посмотреть и обсудить видеоролики «Отцы и дети», «Родители, не мешайте детям мечтать», плакаты социальной направленности в контексте проблем семейного воспитания, разбор случаев из реальной жизни.
Совершенствование профессиональных компетенций в области взаимодействия с семьями воспитанников предполагает также формирование у студентов навыков применения имеющегося фонда социальной рекламы в процессе совместной работы с родителями. Решению данной задачи способствовало проведение практического занятия в форме мастер-класса по применению социально-педагогических комиксов в совместной работе с родителями. В ходе мастер-класса студентам были продемонстрированы комиксы, созданные нами на основе таблиц Проппа, а также варианты их применения в процессе сотрудничества с родителями. При этом одна группа студентов на основе ролевого поведения имитировала предложенные в комиксах ситуации, а другая осуществляла поиск конструктивных способов ее разрешения.
Технология применения социальной рекламы в образовательном процессе вуза предусматривает стимулирование учебной мотивации и творческих проявлений студентов. В частности, на итоговом занятии одна студенческая группа выступила с инициативой подго-
товки консультации на тему «Технология создания социальной рекламы», сопровождающейся презентацией; другая предложила семейный проект по созданию плакатов на тему «Спасибо вам, родители, за счастливое детство!». Его суть заключалась в привлечении родителей к созданию фотоплакатов, отражающих самые трогательные, смешные и интересные моменты семейной жизни. По мнению авторов проекта, такой вид деятельности позволит взрослым осознать свою роль в жизни ребенка, оценить себя как родителя, а также задуматься над вопросом «Каким меня видит ребенок?».
Контрольный этап предполагает оценку качества формируемых компетенций в соответствии с современными научно-методическими подходами и требованиями ФГОС ВПО [2]. В качестве оценочных средств выступают творческие задания, предполагающие самостоятельное создание студентами различных видов социальной рекламы:
- оформление информационных буклетов социально-педагогической тематики: «Жесткое обращение с детьми в семье», «Организация семейного досуга с детьми», «Как отучить ребенка обманывать» и др.;
- придумывание комиксов социально-педагогического содержания по актуальным вопросам семейного воспитания и определение способов их применения в ходе совместной работы с родителями.
Библиографический список
1. АндриешВ.А., КузинаЕ.Ю. Социальная реклама в формировании педагогической культуры родителей // Воспитатель ДОУ 2014. №5. С. 68-70
2. Бубнова С.Ю. Научно-методические подходы к оценке качества формируемых компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2013. № 4 (54). С. 325-328.
References
1. Andriesh V.A., Kuzта E.Yu. Social advertising in the formation of pedagogical culture of parents / Caregiver of preschool educational institution. 2014. No. 5. Pp. 68-70.
2. Bubnova S.U. Scientific and methodological approaches to assessing the quality of formed competences in the conditions of realization of the Federal state educational standard of higher professional education // Scientific notes of Orel State University. Scientific journal. 2013. № 4 (54). Pp. 325-328.