Библиографический список
1. Александров А.Д. Диалектика геометрии // Математика в школе. №1. 1986. С. 12-19.
2. Александров А.Д. Геометрия: учеб. для учащихся 10 кл. с углубл. изуч. математики / А.Д. Александров, A^. Вернер, В.И. Рыжик. М.: Просвещение, 1999. 238с.
3. ДалингерВ.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 365с.
4. Сенников Г.П. Наглядно-конструктивное изучение школьной стереометрии: методические рекомендации. Часть 1: Основы метода. Горький: Изд-во ГГПИ; 1990. 67 с.
References
1. AleksandrovA.D. The Dialectics of Geometry / A.D. Aleksandrov / / Mathematics at School. № 1. 1986. Pp. 12-19.
2. Aleksandrov A.D. Geometry: Course Book for Students of Grade 10 with Advanced Study of Mathematics / A.D. Aleksandrov, A.L. Verner, V.I. Ryzhik. M.: Prosveschenie, 1999. - 238 pages.
3. Dalinger V.A. Methods of Teaching Students Solid Geometry through Problem Solving: A Textbook. Omsk: Omsk State Pedagogical University Publishing House, 2001. 365 pages.
4. Sennikov G.P. Visual and Constructive Study of Solid Geometry at School: Guidelines. Part 1: The Basics of the Method. Gorky: GGPI Publishing House, 1990. 67 pages.
УДК 378
UDC 378
С.Ю. БУБНОВА
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
S.U. BUBNOVA
сandidate of Pedagogy, associate professor, ead of the Department «Theory and Technology of Pre-Scool Education», Orel State University E-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО*
SCIENTIFIC APPROACHES TO THE QUALITY RATING OF COMPETENCE FORMED IN THE IMPLEMENTATION OF FGOS VPO
В статье представлена компетентностная модель выпускника бакалавриата как основа проектирования средств оценки качества профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода; рассмотрены научно-методические аспекты создания средств оценки формируемых компетенций будущих бакалавров на разных этапах обучения.
Ключевые слова: компетентностная модель выпускника бакалавриата, оценка качества профессиональной подготовки, средства оценки качества формируемых компетенций.
In the article the competence model of bachelor is presented. Its's comsidered the projecting basis for rating of the professional training quality featuring competency approach; the review of the the scientific and methodological aspects of creating methods of rating competencie of future bachelors formed at different stages of training.
Keywords: competence model of graduee bachelor, rating ofprofessional training quality, methods of rating quality of formed competency.
Реформа высшего профессионального образования, проводимая в настоящее время в России, обусловила необходимость пересмотра методологии и методики контроля и оценки качества образования. Достаточно обширный фонд оценочных средств, используемый педагогическим сообществом в рамках реализации образовательных программ специалитета, требует пересмотра и корректировки в контексте компетентностного подхода.
Начальным этапом методики разработки средств оценки качества формируемых компетенций является установление полного состава требований к выпускнику на основе теоретической модели профессиональной компетентности.
В качестве примера приведем теоретическую модель профессиональной компетентности бакалавра по направлению 050400 Психолого-педагогическое об-
* Статья подготовлена в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» по теме НИР 6.4473.2011.
© С.Ю. Бубнова © S.U. Bubnova
разование, которая рассматривается нами как научная основа результата и процесса вузовской подготовки, выраженная системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность выпускника к профессиональной деятельности, содержательно представленной сложным составом (структурой) компетенций.
Исходным моментом построения теоретической модели профессиональной компетентности бакалавра (рис. 1) стал анализ профессиональной деятельности, к выполнению которой готовятсястуденты.Характеристика профессиональной деятельности представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») и включает описание областей, объектов, видов профессиональной деятельности бакалавров и соответствующих им профессиональных задач.
В соответствии с разработанной моделью профессиональная деятельность бакалавра охватывает следующие области: образование (общее, коррекционное, инклюзивное); социальную сферу; здравоохранение; культуру. Объектами профессиональной деятельности выступают: обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, социализация.
Выпускник бакалавриата готовится к выполнению профессиональных задач в соответствии со следующими видами профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; педагогическая деятельность в дошкольном образовании; педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Комплексная характеристика профессиональной деятельности выпускников бакалавриата по направлению Психолого-педагогическое образование определяет состав формируемых компетенций, отражающих профессиональные и личностные качества будущих специалистов, уровень их знаний и умений, достаточных для осуществления профессиональной деятельности.
Разработчики ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование предлагают интегрированную бинарную классификацию компетенций, которая является инвариантом и представляется приемлемой для всех образовательных программ (профилей), реализуемых в рамках данного направления. Предложенная бинарная классификация делит компетенции на две группы: общекультурные
компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые, в свою очередь, распадаются на общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК) и профильноспециализированные.
Обе группы компетенций соотносятся с двумя группами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности бакалавра. Данная бинарная классификация компетенций отражена нами в теоретической модели профессиональной компетентности бакалавра по направлению Психолого-педагогическое образование.
Описанная модель профессиональной компетентности бакалавра является, с одной стороны, теоретическим основанием для осуществления образовательного процесса, а с другой - выступает в качестве основы для разработки средств контроля формируемых компетенций.
Оптимальный путь разработки новых систем оценки качества формируемых компетенций, по мнению В.А. Богоявленского, Е.В. Караваевой, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелеховой и др., заключается в использовании как традиционных, выработанных в истории отечественной высшей школы, так и инновационных видов, форм и методов контроля [2].
К числу традиционных средств контроля, в большей степени отвечающих требованиям компетентностного подхода, можно отнести рейтинговую систему и тестирование, которые достаточно широко используются в современной вузовской практике [1]. Инновационные средства, находящиеся в стадии адаптации применительно к российской вузовской практике, включают: портфолио выпускника; практико-ориентированные и ситуационные задачи; интегрированные задания профессиональной направленности; использование кейс-измерителей.
Одним из перспективных направлений разработки контрольно-оценочных материалов может быть, по нашему мнению, создание средств оценки формируемых компетенций на разных этапах обучения: у студентов первого курса, приступающих к освоению ООП и у старшекурсников, прошедших ключевые этапы обучения и практику.
При этом в начале освоения ООП, когда доминируют дисциплины, формирующие общекультурные компетенции, с целью контроля качества профессиональной подготовки могут быть использованы традиционные методы, выявляющие когнитивные элементы компетенций (опрос, тестирование и т. д.). На старших курсах при освоении профессиональных и профиль-носпециализированных дисциплин контроль качества формируемых компетенций должен осуществляться с помощью инновационных средств, в условиях максимального приближения к будущей профессиональной деятельности. В данном случае возможно привлечение студентов в качестве субъектов оценивания с помощью следующих методов: индивидуальные и групповые экспертные оценки, рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов и т. д.
МОДЕЛЬ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
О
ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
о
виды
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
о
ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образование (общее, коррекционное, инклюзивное)
культура
социальная сфера
здравоохранение
психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании
социально-педагогическая деятельность
педагогическая деятельность в дошкольном образовании
педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования
обучение
воспитание
индивидуально-личностное развитие обучающихся
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного вида
здоровье обучающихся
социализация
Профессиональные задачи
профильные
Компетенции
Профессиональные компетенции
Профильноспециализированные компетенции
С С
и
С
С
и
С
и с
Оценочные средства
Рис.1.
Разработка средств контроля качества формируемых компетенций в зависимости от этапа обучения может идти по пути создания дифференцированных блоков компетенций с последующим определением возможных оценочных средств для каждого из них. В настоящее время данный подход получил практическую реализацию для оценки общекультурных компетенций первокурсников (Н.Ф. Ефремова). Применительно к профессиональным компетенциям подобных разрабо-
ток нами не выявлено.
Таким образом, оценка качества формируемых компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО является сложной многокомпонентной задачей. Одним из перспективных направлений ее решения может стать создание оценочных средств для разных ступеней освоения студентами ООП с учетом специфики профильной подготовки.
Библиографический список
1. Бубнова С.Ю. Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Ученые записки Орловского государственного универститета. Научный журнал. 2013. № 2 (52). С. 282-285.
2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. В. А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В. А. Тарлыков, А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.
References
1. Bubnova S.U. Practical organization of professional preparation's quality control in universities // Scientific notes of Orel State University. Scientific journal. 2013. № 2 (52). Pp. 282-285.
2. Methodical recommendations for the designing of estimation tools for the implementation of multilevel educational programmes for the higher professional education under the competence approach / V.A. Bogoslovsky, E.V.Karavaeva, E.N.Kovtun, O.P.Melekhova, S.E.Rodionova, V.A.Tarlykov, A.A.Shekhonin.-Moscow, Moscow State University Publishing house, 20007. 148 p.
УДК 378.035.4 UDC 378.035.4
С.В. ВОРОНКОВ S.V. VORONKOV
аспирант Орловского государственного университета postgraduate of Orel state University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INDICATORS OF THE FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS, THE FUTURE BACHELORS OF EDUCATION
Данная статья посвящена проблеме формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования в системе университетского образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. В статье представлено описание организации опытно-экспериментальной работы и динамика результативности по формированию правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования.
Представленный в статье материал может быть рекомендован для использования преподавателями образовательных организаций среднего специального профессионального и высшего профессионального образования в процессе формирования у студентов ценностного отношения к правовой культуре.
Ключевые слова: бакалавр образования, правовая культура, опытно-экспериментальная работа.
This article is devoted to the problem offormation of legal culture of the students, the future bachelors of education in the University education system in the direction of training 050100 «Pedagogical education». The article presents a description of the organization of experimental work and the dynamics of indicators for the formation of legal culture of students, future bachelors of education.
Presented in the article material can be recommended to teachers of educational institutions of secondary vocational and higher professional education in the process offormation of students ' value attitude to the legal culture.
Keywords: bachelor of education, legal culture, experimental work.
© С.В. Воронков © S.V. Voronkov