Научная статья на тему 'Специфика преподавания философии в университете эпохи постмодерна'

Специфика преподавания философии в университете эпохи постмодерна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпоха постмодерна / философия / высшее образование / лекционные и семинарские занятия / инновационные методы / творческое мышление / postmodern age / philosophy / higher education / lectures and seminars / innovative methods / creative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О М. Мижевич, Т А. Юрис

В статье рассматриваются особенности проведения лекционных и семинарских занятий по учебной дисциплине «Философия» в учреждении высшего образования. Отмечены некоторые социокультурные факторы, влияющие на современный образовательный процесс и изменившие когнитивно-коммуникативные способности обучающихся. Проанализированы традиционные и инновационные методы, применяемые на лекционных и семинарских занятиях и доказавшие на практике свою продуктивность и целесообразность. Особое внимание уделяется таким инновационным методам, как эпистемологический метод работы с понятиями, логический и эпистемологический методы анализа текста, метод вариативного моделирования, метод дискуссий. Статья будет интересна преподавателям социально-гуманитарных наук учреждений среднего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF PHILOSOPHY TEACHING AT THE UNIVERSITY OF POSTMODERN AGE

The article deals with the features of the lectures and seminars on "Philosophy" at the institutions of higher education. Some social and cultural factors that affect the modern educational process and have changed the cognitive and communicative abilities of students were mentioned. The traditional and innovative methods used at the lectures and seminars have been analyzed, and has proven to be productive and expedient. Particular attention is paid to such innovative methods as an epistemological method of operating with concepts, logical and epistemological methods of text analysis, method of variant modeling, and method of debates. The article will be of interest to teachers of social sciences and humanities at the institutions of secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «Специфика преподавания философии в университете эпохи постмодерна»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

85

УДК 378 : 141.78

О. М. Мижевич1, Т. А. Юрис2

1 Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, г. Гомель, Республика Беларусь

2Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, г. Гомель, Республика Беларусь

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

В статье рассматриваются особенности проведения лекционных и семинарских занятий по учебной дисциплине «Философия» в учреждении высшего образования. Отмечены некоторые социокультурные факторы, влияющие на современный образовательный процесс и изменившие когнитивно-коммуникативные способности обучающихся. Проанализированы традиционные и инновационные методы, применяемые на лекционных и семинарских занятиях и доказавшие на практике свою продуктивность и целесообразность. Особое внимание уделяется таким инновационным методам, как эпистемологический метод работы с понятиями, логический и эпистемологический методы анализа текста, метод вариативного моделирования, метод дискуссий. Статья будет интересна преподавателям социально-гуманитарных наук учреждений среднего и высшего образования.

Ключевые слова: эпоха постмодерна, философия, высшее образование, лекционные и семинарские занятия, инновационные методы, творческое мышление.

Введение

После принятия в 2012 году Министерством образования Республики Беларусь Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования перед преподавателями философии возникла основная проблема: как за относительно небольшое время обучить философии, педагогике и психологии, при этом сформировав необходимые современному выпускнику высшей школы когнитивно -коммуникативные компетенции. Поэтому актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане стал поиск методов обучения, с помощью которых можно было бы разрешить вышеуказанную проблему. Целью данной работы является обзор тех методов и методик, которые при их использовании на лекционных и семинарских занятиях по философии дали неплохой педагогический эффект. В статье также сделана попытка дать социально-психологический портрет современного обучающегося, отмечены некоторые социокультурные факторы, приведшие к существенным изменениям в преподавании философии. Для реализации намеченной цели были изучены и проанализированы работы таких философов, социологов и педагогов, как Т. В. Абалкина, Б. В. Бирюков, С. И. Дудник, А. Н. Смолина и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Последние 40 лет в современном обществе господствует культура постмодерна. Постмодернизм позволяет своим сторонникам выдвигать любые, даже самые безумные идеи и теории, интерпретировать добро и зло без каких-либо ограничений, с иронией рассуждать о вещах, о которых в прежние времена шутить было кощунственно - о патриотизме, Боге, Родине, дружбе, любви и пр. Постмодернизм дал человечеству полную свободу от «условностей», снял «табу» с любых тем, а развлечение и досуг превратил в основную ценность современного общества. «В современном мире люди испытывают постоянные стрессы, они перегружены на работе, устают от бытовых проблем. И именно организации культуры должны дать им возможность отдохнуть, отвлечься от проблем, даже обучать «играючи». «Общение с

© Мижевич О. М., Юрис Т. А., 2015

86

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

прекрасным» должно радовать людей, давать им позитивные эмоциональные переживания и новые впечатления» [1].

В подобных социокультурных условиях не могли не произойти изменения в системе образования. Образование общества постмодерна - это большое количество учреждений высшего образования, огромная армия обучающихся, стремящихся к упрощенному, популяризированному знанию, которое к тому же предельно ориентировано на практику и, по ожиданиям, должно приносить немедленную экономическую выгоду. Обучающиеся, их родители и работодатели считают изучение дисциплин неутилитарного содержания, таких, например, как философия, психология, педагогика, культурология, история, бесполезной тратой времени и денег. Не вдаваясь в критический разбор этого расхожего мнения, отметим, что поскольку государственными образовательными стандартами все же предусмотрено изучение социально-гуманитарных дисциплин, то обучающиеся ожидают необременительного, увлекательного времяпрепровождения на соответствующих занятиях.

Из-за подобных установок со стороны обучающихся перед преподавателями философии встала весьма сложная задача поиска методов преподнесения философского знания и форм проведения лекционных и семинарских занятий, которые бы в большей степени соответствовали духу современной постмодернистской культуры. Традиционные методы преподнесения знания и формы проведения занятий, характерные для классической модели образования, давно уже стали малоэффективными и даже пагубными в отношении философии. Они вызывают у большинства людей, изучавших философию, только неприятные воспоминания о присущих ей абстрактности, «ужасной» терминологии и «скучных» концепциях. По мнению авторов, решение задачи модернизации преподавания философии возможно при совмещении двух подходов в понимании сущности процесса обучения. Первый подход связан с основоположником педагогики Я. А. Коменским, благодаря непререкаемому авторитету которого до настоящего времени господствует представление об обучении как «о целенаправленном, организованном процессе по передаче знаний, умений, навыков подрастающему поколению». Второй подход еще в XVIII веке развивал И. Г. Песталоцци, высказавший актуальную для современного образования мысль о том, что «знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик - не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь» [2, 7]. Совмещение этих подходов нашло отражение в изменении формы подачи материала на лекционных занятиях и методов работы с учебным материалом на семинарских занятиях по философии.

Экспериментировать с проблемными лекциями, а также использовать столь любимую отечественными лекторами и студентами лекцию-диктант стало в настоящее время непозволительной роскошью. Если главное затруднение в проведении проблемной лекции связано с нехваткой аудиторного времени, то лекция-диктант не решает основную задачу, стоящую перед современным преподавателем, - научить обучающихся мыслить творчески и свободно. Наиболее эффективной формой, которая к тому же активизирует познавательную деятельность обучающихся, оказалась лекция, совместившая в себе две формы: лекция-визуализация и лекция с заранее распечатанными текстами.

Конспект лекций по философии, психологии и педагогике выдается обучающимся в начале курса в электронном виде. В идеальном варианте обучающиеся должны приходить на лекцию, заранее изучив материал, а сама лекция проводится в форме беседы, консультации. Высвобождается время для более глубокого и детального рассмотрения наиболее сложных вопросов, повышается эмоциональность изложения материала, что является весьма важным моментом ораторского педагогического искусства.

Лекция-визуализация помогает реализовать дидактический принцип наглядности, улучшается внешняя подача материала, так как презентации обеспечивают динамичность, красочность и яркость впечатлений. Презентации содержат в основном «уплотненный» материал, который подается в виде схем, таблиц и иных графических структур. Данная форма лекции является достаточно комфортной для современной молодежи, большая часть которой из-за пристрастия к Интернету обладает фрагментарным «клиповым» мышлением. Наличие заранее распечатанных текстов, презентаций к лекциям позволяет сэкономить аудиторное время, а обучающиеся быстрее и эффективнее усваивают материал.

В такой образовательной модели семинарские занятия проводятся для реализации двух основных задач: развитие критического, раскрепощенного, гибкого мышления и воспитание

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

87

личности. Классически-академическая форма проведения семинарских занятий предполагает повторение учебного материала, рассмотренного на лекциях. Из числа обучающихся выбирается «жертва», которая, стоя у доски, пытается, как стихотворение, пересказать требуемую тему, остальная часть группы либо откровенно скучает, либо занимается своими делами. Подобный подход, состоящий в заучивании философского категориального аппарата, имен философов и краткого содержания их учений, хоть и удовлетворяет требования государственного образовательного стандарта, но развивает у обучающих некритическое, статичное мышление. Поэтому была разработана модель проведения семинарского занятия, сочетающая в себе традиционные и инновационные методы обучения и развивающая творческие и коммуникативные навыки.

Семинарские занятия начинаются с традиционного контроля усвоенного обучающимися учебного материала, но на это отводится максимум 20 минут. Неплохо работает методика письменной проверки знаний, проводимой в течение 10-15 минут по группе изученных тем, которая позволяет оценивать знания всех обучающихся. Для проверки знаний также часто проводятся диктанты-дефиниции, цель которых закрепить философскую терминологию. Диктантам-дефинициям предшествует большая работа с понятиями, в процессе которой применяются эпистемологический и логический методы. Наиболее простым, но достаточно эффективным является этимологический метод: «Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно знание широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, би- и др.) и корней двусоставных терминов (авто-, -кратия, фило-, био- и др.)» [3].

Логические методы работы с понятиями намного сложнее и отнимают по сравнению с эпистемологическим методом больше времени на семинарских занятиях. Но, учитывая тот факт, что для современной молодежи характерным является неумение высказать свою мысль, логически корректно строить предложения, незначительный словарный запас и в целом бессодержательное мышление, авторы вынуждены периодически на семинарских занятиях с помощью различного рода логических упражнений ликвидировать данные погрешности мышления - обучать логическим операциям с понятиями, объяснять правила и законы последовательного, логического рассуждения.

На практике эффективными оказались также следующие инновационные методы: использование возможностей современных информационных технологий в образовательном процессе (применение презентаций, видеоматериалов); логический и герменевтический методы работы с текстом; метод вариативного моделирования; метод дискуссий. Выбор данных методов объясняется когнитивными особенностями современного студента, который «почти физиологически не привык к запоминанию и систематизации информации в классическом, фундаментальном смысле» [4].

В настоящее время использование современных информационных технологий в образовательном процессе является обязательным и необходимым условием эффективного диалога между преподавателями и обучающимися. К разработке используемых на занятиях по философии презентаций имеет смысл привлекать обучающихся. Подготовка рефератов к семинарам давно уже перестала нести в себе необходимую образовательную и методологическую нагрузку. Авторы вынуждены были найти иную форму самостоятельной работы обучающихся, и наиболее целесообразным оказалась замена рефератов презентациями, самые удачные из которых выносятся на демонстрацию и обсуждение в учебных группах. Темы должны быть интересными и актуальными для молодежи, носить дискуссионный характер и сформулированы таким образом, чтобы обучающийся вынужден был самостоятельно работать над презентацией, без привычного заимствования готовой работы из Интернета.

Позволяет также разнообразить семинарское занятие использование фрагментов из документальных фильмов, просмотр которых дает возможность более доступно разъяснить ту или иную философскую идею, помогает лучше понять исторические и социокультурные условия ее возникновения. Грамотно подобранные видеоисточники позволяют развивать креативное мышление обучающихся, более глубоко осмысливать изученный материал по философии. Использование видеоматериала несет в себе огромную информационную и воспитательную нагрузку, стимулируя учебную мотивацию молодежи. С его помощью становится возможным

88

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

объединение учебного материала из разных источников, он позволяет необходимую для усвоения информацию переносить в иную ситуацию, усиливая творческую деятельность обучающихся [5].

При изучении истории философии обучающимся предлагается просмотреть отрывки из документальных фильмов «Будда», «Аристотель», «Фома Аквинский», «Зигмунд Фрейд» и др. При изучении раздела онтологии и философии природы демонстрируются документальные фильмы «Тунгусское нашествие», «Вселенная Стивена Хокинга»; раздела антропология - «По ту сторону жизни. Ад», «Обезьяночеловек», «Нравственное поведение животных» и т. д. Как правило, после завершения просмотра в аудитории возникают дискуссии и с помощью грамотного контроля за ее проведением преподавателю удается достаточно быстро увязать просмотренный видеоматериал с учебным.

Преподавание и изучение философии предполагает большую работу с философскими первоисточниками. К сожалению, в настоящее время во всем мире постепенно исчезает текстовая культура, утрачивается интерес к качественной литературе. Люди не перестали читать, но предпочитают читать литературу легкую, не заставляющую долго размышлять над сюжетом, без особых стилистических изысков. В Интернете информация подается лаконично, красочно, часто с элементами скандальности, но в любом случае эта информация не требует длительной концентрации внимания. В результате преподаватели философии столкнулись с тем фактом, что многие обучающие не могут качественно воспринимать сложный философский текст больших объемов. В этой ситуации задавать на самостоятельное прочтение произведения тех или иных философов, как это делалось еще 5 лет назад, не имеет никакого смысла. Поэтому философские первоисточники были сокращены до отдельных фрагментов и цитат, которые выдаются для анализа непосредственно на семинарских занятиях.

Для организации работы с текстами используются логический и герменевтический методы. Известный советский логик С. А. Яновская еще в 60-е годы XX столетия поставила задачу разработки эмпирической логики, ориентированной на анализ конкретных текстов. Гуманитарные дисциплины прибегают к логике в том случае, когда ограничена материальная и текстуальная база. В данном случае, по мнению Яновской, вполне эффективным в достижении истинного знания является использование различных логических средств: дедуктивных умозаключений, проверка текстов на логичность и истинность, использование средств теории аргументации и т. д. [6, 146]. Авторы несколько видоизменили логический метод С. А. Яновской. Отличие нашего подхода заключается в том, что обучающимся выдается текст философского содержания, например, статья или материалы конференции, и требуется, прочитав материал, определить введение, основную часть и заключение, объект и предмет исследования, цели и задачи. То есть, от обучающихся требуется в первую очередь разобраться со структурой научного текста, а уже потом, используя различные логические приемы, выяснить, какие аргументы автор приводит в доказательство своих положений, какие из этого следуют выводы.

Если целью логического метода является развитие аналитического мышления, привитие навыков работы с научным текстом, самостоятельного поиска информации, то герменевтический метод развивает гибкость и нестандартность мышления. Обучающимся выдаются небольшие цитаты либо фрагменты из философских произведений, обязательно соответствующие рассматриваемой на семинарском занятии теме, и предлагается в течение 10-15 минут ответить на следующие вопросы. Какие социокультурные условия были характерны для исторической эпохи, к которой принадлежал мыслитель? Какую идею высказывает мыслитель в данном фрагменте? Что, на Ваш взгляд, подтолкнуло мыслителя на высказывание данной идеи? Представителем какого философского направления, на Ваш взгляд, является мыслитель? С какой идеей мыслителя обучающийся не согласен? Что привлекает обучающегося в предложенном фрагменте?

Регулярное использование герменевтического метода позволяет продемонстрировать одну из главных особенностей философии - ее полифоничность. Обучающийся, занимаясь ли свободной интерпретацией фрагмента, либо отвечая на четко поставленные вопросы, по сути дела самостоятельно должен реконструировать различного рода философские позиции, оценить культурную ситуацию прошлого, попытаться выяснить сущность позиции автора. Несомненно, что, помимо творческого, гибкого мышления, данный метод способен развить и конкретность мышления.

Метод вариативного моделирования является одним из самых традиционных и универсальных методов в теории познания, носит научно-исследовательский характер. Используя метод вариативного моделирования, мы можем в своем сознании сконструировать модели такого

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

89

варианта развития конкретного исторического события, которые не реализовались, но которые были потенциально заложены в ситуации и при необходимых условиях проявили бы себя. Основная цель использования данного метода - развитие практико-ориентированного мышления.

Очень интересные задачи, прекрасно иллюстрирующие метод вариативного моделирования, разработал преподаватель Гуманитарного университета Екатеринбурга Д. В. Суворов. В частности, он предлагает рассмотреть возможное развитие событий при изменении определенной исторической ситуации и выдвигает свои варианты ответов, например: «Что если бы Ватикан и Лютер пошли на компромисс и договорились на Вармсском рейхстаге, а теоретически такая возможность была? - Возможный вариант развития дальнейших событий: не было бы раскола на католиков и протестантов, и Европу, возможно, не потрясали бы печально известные религиозные войны» [7, 142].

Но подобные задачи уместны на занятиях по истории, поэтому по аналогии были разработаны задачи философской проблематики, которые предлагается решить либо на семинаре, либо они выдаются в виде самостоятельной работы домой, но, учитывая сложность задания, только наиболее способным обучающимся.

Например, «Что, если бы правитель Сицилии Дионисий дал возможность Платону построить свое идеальное государство у себя на острове? Какие Вы видите варианты развития политических событий на Сицилии?», «Что, если бы Сократ поддался уговорам своих друзей и совершил побег из тюрьмы? Какие, на Ваш взгляд, изменения произошли бы с его учением?», «Что, если бы В. И. Ленин не умер в 1924 г., а еще долго находился в крепком здравии, какие изменения, на Ваш взгляд, претерпела бы философия марксизма-ленинизма в СССР?» и т. д.

Метод дискуссий сложно назвать инновационным: возникновение и становление философии в Античности было бы невозможным без него. Этот метод также сложно назвать самостоятельным: он органично вплетается в любой другой метод обучения, придавая ему динамичность и цельность. Цель дискуссии как метода обучения - активизация мышления и систематизация поиска решения проблемы. Благодаря этому методу семинарское занятие из монотонного монолога преподавателя превращается в диалог заинтересованных исследователей. С помощью метода дискуссии происходит развитие не только академического, но и общего интеллекта, формируются коммуникативные навыки. Дискуссия учит своих участников слушать друг друга, придерживаться норм этикета, следить за логикой рассуждения, оценивать аргументы выступающего с позиции своего мировоззрения. Дискуссия - отличная школа независимого, критичного мышления, выбора собственного ораторского стиля.

Выводы

Исходя из личностных особенностей и научных интересов, авторы статьи, начиная с 2012 года, постоянно экспериментируют с методами обучения философии и формами организации лекционных и семинарских занятий. Основная задача экспериментов - найти сбалансированное сочетание традиционных методов и форм обучения с инновационными, благодаря которым обучающиеся смогут не только получить необходимые знания по философии, но и заинтересоваться ими.

Избранные с учетом социокультурных условий постмодерна методы обучения на лекционных и семинарских занятиях содержат в себе развлекательно-игровой компонент и являются достаточно комфортными для современной молодежи, вследствие чего повышается учебная мотивация обучающихся.

Эффективность преподавания философии во многом определяется преподавательским составом учреждений высшего образования, качеством его работы. Для улучшения качества преподавания было бы желательно, конечно, повысить заработную плату, уменьшить количественное соотношение «преподаватель - студент», снизить учебную нагрузку преподавателей на ставку при том же уровне оплаты. Но если преподаватель формально относится к своей работе, не умеет и не хочет чувствовать необходимость изменений, то ни при каких благоприятных условиях работы качество образовательного процесса не улучшится.

90

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абанкина, Т. В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» [Электронный

ресурс]. - Режим доступа : http://www.strana-oz.ru/2005/4/ekonomika-zhelaniv-v-sovremennov-civilizacii-

dosuga. - Дата доступа : 31.01.2015.

2. Философия в вопросах и задачах (диалектический материализм) / Г. В. Платонов [и др.] ; под ред. Г. В. Платонова, Н. В. Хорева. - Москва : изд-во МГУ, 1977. - 185 с.

3. Марушан, С. В. Формирование понятийного мышления у студентов на уроках по дисциплине «Основы философии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://xies.ru/230206/1/

Уроки_по_дисцишине_основы_философии.Ыт1. - Дата доступа : 31.01.2015.

4. Смолина, А. Н. Преподавание философии в эпоху «цивилизации досуга» (аксиологический дуализм) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.vafalian.ru/konfer/034.pdf. - Дата доступа : 31.01.2015.

5. Новикова, Н. Г. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении монологическому высказыванию на иностранном языке студентов технических специальностей / Н. Г. Новикова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 711-715.

6. Бахтин, М. В. Специфика метода вариативного моделирования истории / М. В. Бахтин // «Философия ХХ века: школы и концепции» : материалы научной конференции, СПбГУ, г. Санкт-Петербург 23-25 ноября 2000 г. / редкол. Ю. Н. Солонин [и др.]. - СПб. : изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 234-236.

7. Суворов, Д. В. О сослагательном наклонении в истории / Д. В. Суворов // Военная история: Если бы: материалы международной научной конференции (Екатеринбург-Ижевск, 11-12 марта 2006 г.) : в двух частях / редкол. В. Б. Белоусов [и др.]. - Ижевск : изд-во КИГИТ ; Екатеринбург : изд-во Гуманитарного университета, 2006. - Ч. 1 : Математические методы в исторических исследованиях. - С. 142-156.

8. Казакова, Е. И. Основные приемы и технологии в работе тьютора / Е. И. Казакова, Т. Г. Галактионова, В. Е. Пугач.-Москва : АПКиППРО, 2009. - 64 с.

Поступила в редакцию 23.03.15

E-mail: [email protected] [email protected]

V. Mizhevich, T. Yurys

SPECIFIC CHARACTER OF PHILOSOPHY TEACHING AT THE UNIVERSITY OF POSTMODERN AGE

The article deals with the features of the lectures and seminars on "Philosophy" at the institutions of higher education. Some social and cultural factors that affect the modern educational process and have changed the cognitive and communicative abilities of students were mentioned. The traditional and innovative methods used at the lectures and seminars have been analyzed, and has proven to be productive and expedient. Particular attention is paid to such innovative methods as an epistemological method of operating with concepts, logical and epistemological methods of text analysis, method of variant modeling, and method of debates. The article will be of interest to teachers of social sciences and humanities at the institutions of secondary and higher education.

Key words: postmodern age, philosophy, higher education, lectures and seminars, innovative methods, creative thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.