Научная статья на тему 'Активные средства организации учебно-професиональной деятельности студентов'

Активные средства организации учебно-професиональной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИГРЫ / ТРЕНИНГ / ACTIVE FORM OF TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY / PROBLEM TEACHING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ONLINE TRAINING / EXERCISES AND ASSIGNMENTS / PRACTICAL EXERCISES / GAMES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славгородская Елена Львовна

В статье приводится опыт использования системы активных средств обучения в процессе преподавания курса психологии. Это такие средства: активное чтение лекций, доклады по психологии, логические схемы (таблицы), решение задач и упражнений, памятки по развитию психических процессов, практические занятия, написание отчетов по практическим занятиям (организация рефлексивной работы студентов по анализу себя или товарища), психологические игры и упражнения. Все вышеуказанные средства подобраны и помещены в виртуальную образовательную среду, которая является ориентировочной основой организации самостоятельной работы студентов по психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERED TOOLS TRAINING AND ORGANIZATION OF STUDENTS Professional

This article provides an experience of active learning tools in the teaching of psychology course. That such funds: active lectures, reports on psychology, logic circuits (table), the solution of problems and exercises, instructions for the development of mental processes, workshops, writing reports on practical exercises (organization reflective of the student to analyze himself or friend), psychological games and exercises. All of the above tools are selected and placed in a virtual learning environment, which is the basis for orienting the organization of independent work of students in psychology.

Текст научной работы на тему «Активные средства организации учебно-професиональной деятельности студентов»

УДК 378.147 E. Л. Славгородская

ББК 74.4 Доцент, кандидат психологических наук

АКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕСИОНААЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье приводится опыт использования системы активных средств обучения в процессе преподавания курса психологии. Это такие средства: активное чтение лекций, доклады по психологии, логические схемы (таблицы), решение задач и упражнений, памятки по развитию психических процессов, практические занятия, написание отчетов по практическим занятиям (организация рефлексивной работы студентов по анализу себя или товарища), психологические игры и упражнения. Все вышеуказанные средства подобраны и помещены в виртуальную образовательную среду, которая является ориентировочной основой организации самостоятельной работы студентов по психологии.

Ключевые слова: активные средства обучения, информационные технологии, проблемное обучение, самостоятельная работа студентов, интерактивное обучение, упражнения и задания, практические занятия, игры, тренинг.

E. L. Slavgorodskaya Associate professor, Ph.D. in psychology

POWERED TOOLS TRAINING AND ORGANIZATION OF STUDENTS PROFESSIONAL

This article provides an experience of active learning tools in the teaching of psychology course. That such funds: active lectures, reports on psychology, logic circuits (table), the solution of problems and exercises, instructions for the development of mental processes, workshops, writing reports on practical exercises (organization reflective of the student to analyze himself or friend), psychological games and exercises. All of the above tools are selected and placed in a virtual learning environment, which is the basis for orienting the organization of independent work of students in psychology.

Key words', active form of training, information technology, problem teaching, independent work of students, online training, exercises and assignments, practical exercises, games, training.

Специфика учебно-профессиональной деятельности в вузе заключена в профессиональной ее направленности, заключающейся в овладении высшим уровнем квалификации в каком-либо виде профессиональном подготовки, приводящим к профессионально-личностному развитию и становлению студентов, овладению ими ряда профессиональных компетенций. Она предполагает специфику средств ее организации.

Традиционно сложились следующие формы организации учебнопрофессиональной деятельности в вузе: лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, зачеты, экзамены. Имеется

национальная специфика их применения в различных странах.

История развития форм организации учебно-профессиональной деятельности идет еще от средневековых университетов. Но они постоянно развивались и совершенствовались.

Основные направления совершенствования отечественной образовательной системы вузов в настоящее время являются:

- внедрение информационных технологий,

- разработка и внедрение системы самостоятельной работы студентов, на которую выделяется половина учебных часов,

- внедрение тестирования студентов, как промежуточного, так и итогового, в том числе и интернет-тестирование остаточных знаний студентов,

- переход от одноуравнего образования к многоуровневому (бакалавриат и магистратура).

Переход на работу по новым образовательным стандартам требует внедрения новых образовательных технологий - системы, включающей в себя конкретное представление о планируемых результатов обучения, форм обучения, порядка взаимодействия студента и преподавателя, методики и средства обучения, систем диагностики текущего состояния учебного процесса и степени обученности студента. Требуется внедрение компетенций - способности применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности [1].

Реализация компетентного подхода предусматривает использование в учебном процессе помимо традиционных форм проведения занятий также активные и интерактивные формы. Активные средства организации учебно-профессиональньной деятельности - те, которые пробуждают внутреннюю активность студентов. Интерактивное обучение - метод, в котором реализуется постоянный мониторинг освоения образовательной программы, целенаправленный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и студента в течение всего процесса обучения. Рекомендуемые методы активизации образовательной деятельности:

1) методы 1Т-применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ;

2) работа в команде - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи;

3) са8е^^у - анализ реальных проблемных ситуаций;

4) игра - ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности;

5) проблемное обучение;

6) контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

7) обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;

8) индивидуальное обучение - выстраивание студентами собственных образовательных траекторий;

9) междисциплинарное обучение - использование знаний из разных областей;

10) опережающая самостоятельная работа - изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях.

Допускаются комбинированные формы проведения занятий:

- лекционно-практические занятия;

- лекционно-лабораторные занятия;

- лабораторно-курсовые проекты и работы.

Преподаватели самостоятельно выбирают наиболее подходящие методы и формы проведения занятий из числа рекомендованных и согласуют выбор с кафедрой [1].

В нашем опыте педагогической деятельности (более 25 лет) мы отдаем приоритет активным методам работы со студентами, сознательно избегаем в своей педагогической практике репродуктивных методов работы: простой пересказ на семинарах лекционного материала, терминологический диктант, связанный с механическим повторением понятий в данной преподавателем формулировке, рефератов и т.п.

В нашей педагогической практике зарекомендовали себя следующие средства активной работы со студентами:

1. Активное чтение лекций.

2. Доклады по психологии.

3. Логические схемы (таблицы).

4. Решение задач и упражнений.

5. Памятки по развитию психических процессов.

6. Практические занятия. Написание отчетов по практическим занятиям (организация рефлексивной работы студентов по анализу себя или товарища).

7. Психологические игры и упражнения.

Все вышеперечисленные методы помещены в виртуальную образовательную среду МГОУ, задача которого - служить для студентов

ориентиром при организации собственной самостоятельной работы при изучении психологии [3].

Объясним суть и задачи применяемых методов работы подробнее. ЛЕКЦИИ

Для повышения качества лекций мы используем следующие методические приемы:

1. Четкий показ структуры науки: показывается и объясняется логика науки, закономерность изучения разделов, тем. Их роль в системе психологических знаний, значимость знаний в практической жизни человека, в будущей профессии.

2. Выделяются в каждой лекции основные понятия, факты, законы, имена ученых, внесших наиболее значительный вклад в изучении данной темы. Объясняется значимость их усвоения, показываются пути его: четкая система заданий. Объясняется, что, усваивая систему основных понятий, мы усваиваем основное содержание науки.

3. Проблемное чтение лекций. Используется проблемное объяснение: создаются проблемные ситуации, побуждающие студентов размышлять, додумывать знания, вместе с преподавателем добывать новые знания. Пути здесь:

1. Описание ситуации в науке на момент открытия нового знания (историзмы).

2. Описание конкретных жизненных ситуаций и предлагается вместе найти пути выхода из нее.

3. Отталкивание от предыдущего материала, попытка идти дальше.

4. Рассказывается о дискуссиях, разногласиях в науке по тому или другому вопросу.

4. Диалоговое общение во время лекций: поощряется задавание студентами вопросов по теме, обращение к жизненному опыту, вспоминание примеров из собственной жизни.

5. Рассказывание случаев из жизни, легенд, вспоминаются пословицы, литературные примеры и т.п. Это делается для активизации работы правого полушария и соответственно работы воображения (чем лучше студент представил себе то, что говорит преподаватель, тем лучше понял) - приемы НЛП.

6. Наглядность (презентации, записи на доске). Для лучшей организации восприятия. Идеальным считается параллельное соотнесение слов преподавателя со средствами наглядности, не допустимость рассогласования их.

7. Для лучшего осмысления и запоминания начинается на лекциях составление таблиц, логических схем, но специально не до конца, ибо не завершенные действия лучше запоминаются (эффект Зейгарника). Дается образец правильного их самостоятельного заполнения дома.

8. Терминологический диктант в конце лекций. Проверяются несколько терминов из списка основных понятий, даваемых в начале лекций. Цель этого вида деятельности: получение обратной связи о ходе усвоения программного материала, контроль посещаемости занятий.

ДОКЛАДЫ

Задача докладов:

- Расширить материал, преподаваемый на лекциях недостаточно подробно;

- Рассмотреть некоторые разделы программы, для изучения которых не хватает времени для рассмотрения их в лекциях;

- Тематика докладов подобрана так, что материал их достаточно интересен и позволяет заинтересовать студентов психологией;

- Это первый опыт научной работы студентов, подготавливающий их в дальнейшем к написанию курсовых, дипломных и иных научных работ.

Доклад не следует путать с рефератами. Мы сознательно отказались от рефератов, так как столкнулись с тем, что студенты «скачивают» их из Интернет-ресурсов, не усваивая их содержание.

Доклад - это развернутый план для устного выступления по заданной теме, с кратким изложением материала по каждому пункту плана. Объемом 6-10 страниц. Этого хватает на 10-15 минут выступления. С докладом выступают на семинаре в соответствии с тематикой семинара. Текст доклада сдают либо в печатной, либо в электронной форме. Доклады оцениваются двумя оценками: за содержание (подготовка доклада) и за выступление (презентация доклада). Материал для доклада может быть взят как из Интернет-ресурсов, так и из книг. Но обязательно должен быть переработан. На первом семинарском занятии студентов обучаем правилам подготовки и оформления доклада, показываем образцы лучших докладов студентов предыдущих курсов. Требования приближены к общим требованиям по подготовке и оформления научной работы.

ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ (таблицы)

Задачи этого вида работы следующие:

1. Классификация и систематизация изучаемого материала и за счет этого его лучшее осмысление и соответственно прочное запоминание.

2.Понимание логики преподаваемой науки, сравнение, сопоставление

между собой отдельных частей преподаваемого материала.

3.Овладение навыками рациональной организации учебного труда, научно-исследовательской работы.

Таблицы составляются постепенно по мере изучения программного материала. Начинается их составление на лекциях, тем самых задается образец их заполнения, но обязательно не до конца - продолжается заполнение таблиц дома, а затем разбирается на семинарских занятиях. Для выявления понимания сути материала таблиц разработаны вопросы по каждой таблице, кроме этого помогает запоминанию и решение задач, для которых разрешается использовать таблицы.

По общей психологии предлагаются таблицы: «Уровни психики у животных и человека», «Методы психологии», «Познавательные процессы», «Темперамент».

По истории психологии предлагается таблица «История психологии»

По возрастной и педагогической психологии предлагаются таблицы: «История возрастной и педагогической психологии», «Возрастная

психология», «Психологический анализ методов воспитания», «Структура учебной деятельности».

По социальной психологии: «История социальной психологии» Образцы таблиц приводятся на сайте в виртуальном образовательном пространстве. [3]

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ Задача этого метода работы:

1. Отработка системы основных понятий по каждой теме. Мы исходим из того, что именно усвоение и использование в своей речи системы понятий и свидетельствует об осмысленном усвоении преподаваемой науки. Причем мы добиваемся не механического повторения тех формулировок, которые дает на занятиях преподаватель, а понимание сути понятий, когда студент может сказать об изучаемом психологическом факте или закономерности своими словами.

Для этого используются следующие виды упражнений:

1. Вставить пропущенные слова или словосочетания в предложения. Как правило, используются отличные от даваемых в лекциях формулировки понятий и студенты должны догадаться о каком понятии идет речь и применить знания в новой ситуации - это проблемное обучение, дающее развивающий для мышления и воображения эффект.

По общей психологии много подобных заданий мы нашли в сборнике «Задания и упражнения по психологии» Ф. С. Таратунского и

Н. Ф. Таратунской. Минск. 1988 [2]. Позже мы дополняли перечень заданий понятиями, которые важны, но отсутствовали в сборнике Таратунских, придумывая подобные задания самостоятельно. Также мы используем образцы тестов для интернет-тестирования при аттестации университетов, хотя убедились, что они слишком легкие для студентов.

2. Задания для проработки логических схем (таблиц), которые помогают осознанному запоминанию материала и систематизации полученных знаний;

3. Задания по классификации понятий, разбиение на группы. Такого рода задания позволяют обобщить и в дальнейшем классифицировать большое количество понятий. Их хорошо применять в конце изучения большого раздела знаний.

4. Задания по выделению нужного рода понятий среди других. Это задания тестового характера (выбери правильный ответ из предлагаемых), по нашему мнению, имеют меньший развивающий эффект. В большинстве своем они требуют репродуктивного воспроизведения знаний, здесь требуется память, а не мышление и чаще используются для контроля, а не для отработки понятий. Но поскольку сейчас в образовательный процесс массово вводится тестовая проверка знаний (Интернет-тестирование), что спорно, мы используем их для того, чтобы подготовить студентов к этому виду работы.

Кроме того, тесты можно применять для промежуточного тестирования знаний по предмету. В идеале они должны быть автоматизированы, что облегчает труд преподавателя и снижает конфликтность из-за несогласия студентов с оценкой. Хотя эту проверку можно проводить и по заданиям в проблемной формулировке, что чаще всего мы и делаем, выборочно оценивая на контрольных работах случайные 10 заданий из большого списка упражнений на оценку. Важно отметить, что при увеличении количества выбираемых ответов, возможности выбора нескольких ответов из предлагаемых, возможности одновременного сопоставления нескольких групп понятий развивающий эффект тестов усиливается. В любом случае нужно придумывать такие тесты, которые сложны и невозможно сразу на них ответить, а нужно подумать.

В настоящее время мы используем с этими целями сборники тестов. Отбираем наиболее интересные и полезные из них. Отдельные тесты мы составляем и сами, стараясь составить их так, чтобы для их решения требовались некоторые мыслительные усилия, т.е. чтобы они были в проблемной формулировке.

5. Решение практических ситуаций.

Они способствуют преломлению теоретических знаний применительно к конкретной жизненной ситуации.

Образцы упражнений и заданий приводятся по разделам психологии в сайте виртуальной образовательной среды.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, ОТЧЕТЫ О ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Эти отчеты по существу предполагают рефлексивную работу студентов о себе, коррекцию собственной самооценки, продумывание путей самосовершенствования. Или подобная работа проводится по анализу личности своего товарища. Она предполагает применение на практике полученных теоретических занятий. Подготавливает к выполнению подобного рода работ в ходе педагогической практики.

По существу студенты получают навыки сбора и анализа конкретной психологической информации. Они показывают умения работать и интерпретировать результаты психологических методик, намечать пути коррекции и самосовершенствования личности, что по существу и нужно им на практике

Для написания отчетов используются результаты обследований на практических занятиях и данные наблюдения или самонаблюдения, бесед. Задача этого вида деятельности:

1. Обобщение данных методик, проводимых на практических занятиях.

2. Приобретение навыков написание психологических характеристик, значимых в будущей профессии.

3. Организация рефлексивной деятельности по осмыслению себя, коррекции самооценки, выявлению путей самосовершенствования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентами пишутся характеристика на себя или товарища по учебе с приложением данных психологических методик по схеме изучения личности (подобное задание дается на педагогической практике). А также при изучении педагогической психологии - отчет «Я и моя будущая профессия», для осмысления своей личностной готовности к будущей профессии, выявлению путей профессионально-личностного развития. Для этого психограммы будущей профессии соотносятся с личностными характеристиками.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Мы используем на практических занятиях различные психологические игры и упражнения, психотерапевтические приемы. Задачи этого метода работы следующие:

1. Помогаем студентам в решении насущных их психологических

проблем.

2. Способствуем овладению студентами простых методов психотерапевтической работы с детьми.

Нами практикуется задание студентам найти интересные психологические игры и упражнения, провести их со студентами, объяснить смысл их использования как психотерапевтического средства.

Этот вид работ постоянно вызывает повышенный интерес студентов, удовлетворяет их потребность в практической помощи и получения умений оказывать психологическую помощь другим. Они добавляют и конкретизируют теоретические знания по предмету.

Практикуется следующие виды игр и упражнений:

1. Активные социально-психологические средства (социальнопсихологический тренинг). Проведение студентами психологических игр или упражнений со своими товарищами, объяснение сути их психологического воздействия.

2. Тренинг навыков психической регуляции.

3. Интеллектуальные игры и упражнения, тренинг культуры умственного труда.

ПАМЯТКИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Задача этого вида деятельности: консолидировать, обобщить и

систематизировать информацию прикладного психологического характера, показать практическую значимость изучаемых знаний, их связь с жизнью, с будущей профессиональной деятельностью.

Студенты пишут памятки по развитию всех познавательных понятий, навыков регуляции психических состояний, самовоспитанию.

Для написания используются материалы лекций, учебных пособий и доклады на соответствующую тему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основная образовательная программа высшего образования. М., 2011. - 94 с.

2. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задания и упражнения по психологии.

Минск., 1988. - 117 с.

3. Виртуальная образовательная среда МГОУ. Курсы для студентов. Факультет

психологии. Курс Е. Л. Славгородской [Электронный ресурс].

http://www.vos.mgou.ru.2.11.2011 или op.asmon.ru.

REFERENCES

1. Osnovnaia obrazovatel'naia programma vysshego obrazovaniia [The main educational

program of higher éducation]. Moscow., 2011. 94 p.

2. Taratunskii F.S., Taratunskaia N.F. Zadaniia i uprazhneniiapopsikhologii [And exercises

in psychology]. Minsk., 1988. 117 p.

3. Virtual Learning Environment MGOU. Courses for students. Department of Psychology. The course E. L. Slavgorodskoi. Available at: http://www.vos.mgou.ru.2.11.2011. (accessed 11 June 2013).

Информация об авторе

Славгородская Елена Львовна (Российская Федерация, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук. Доцент, старший научный сотрудник. Московский государственный областной университет. E-mail: [email protected]

Information about the author Slavgorodskaia Elena L'vovna (Russian Federation, Moscow) - Associate professor, Ph.D. in psychology. Associate professor, senior researcher. Moscow state regional university. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.