Научная статья на тему 'К вопросу о формировании результатов обучения у студентов-психологов при освоении дисциплины "социальная психология"'

К вопросу о формировании результатов обучения у студентов-психологов при освоении дисциплины "социальная психология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсоненко Л.С.

В статье актуализируется проблема формирования результатов обучения в соответствии с компетентностным подходом в высшем образовании. Описываются задачи, принципы, разделы учебной дисциплины «Социальная психология», направленной на формирование общепрофессиональной компетенции «способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды». В качестве примера представлено содержание практических занятий по темам «Механизмы и условия социализации личности» и «Психология большой социальной группы». Предлагается примерных ход занятий и задания для работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании результатов обучения у студентов-психологов при освоении дисциплины "социальная психология"»

РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ студента (ФИО)_факультет_курс_группа_

Даты Контрольные точки № инд. зад. (ИЗ) Максималь ный балл Полученный балл

Модуль 1. Углеводороды и их функциональныепроизводные

КР-1 «Классификация, номенклатура, изомерия» 1, 2 6

ЛР-1 Свойства углеводородов и галогенопроизводных 3, 8 3

ЛР-2 Идентификация углеводородов и галогенопроизводных 10, 13- 15 5

Решение задач, проверка ИЗ-1 (10 задач) 18, 21 5

ЛР-3 Свойства основных кислородсодержащих производных углеводородов 22-24 3

ЛР-4 Идентификация производных углеводородов 26, 27 5

Решение задач, проверка ИЗ-2 (7 задач) 28, 29 5

КР-2 «Углеводороды и их производные» Премиальная задача 10 3

Премиальные баллы за работу в системе СДО 5

Всего по модулю 1 (с учетом премиальных задач): 42 (50)

Модуль 2. Углеводы, амины, аминокислоты и белки

ЛР-5 Свойства углеводов и их производных» 6

Проверка И3-3 (2 задачи) 31,32 2

ЛР-6 «Свойства аминов, аминокислот и белков 6

Проверка ИЗ-4 (4 задачи) 34-36,38 4

КР-3 «Углеводы, амины, аминокислоты и белки» Премиальная задача 10 3

Премиальные баллы за работу в системе СДО 2

Всего по модулю 2 (с учетом премиальных задач): 28 (33)

Всего по модулям 1 i 2: 70 (83)

Рис. Пример индивидуального рейтингового листа студента

УДК 378.14

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Самсоненко Л.С., 2018 Оренбургский государственный педагогический университет, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, г. Оренбург

Аннотация: в статье актуализируется проблема формирования результатов обучения в соответствии с компетентностным подходом в высшем образовании. Описываются задачи, принципы, разделы учебной дисциплины «Социальная психология», направленной на формирование общепрофессиональной компетенции «способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды». В качестве примера представлено содержание практических занятий по темам «Механизмы и условия социализации личности» и «Психология большой социальной группы». Предлагается примерных ход занятий и задания для работы студентов.

Ключевые слова: результаты обучения, высшее образования, социальная психология, межличностное взаимодействие.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF RESULTS OF TRAINING AT STUDENTS

PSYCHOLOGISTS AT DEVELOPMENT OF DISCIPLINE «SOCIAL PSYCHOLOGY»

Samsonenko L.S., 2018

the Orenburg state pedagogical university, associate professor, department of age and pedagogical

psychology, Orenburg

Summary: in the article the problem of formation of results of training according to competence-based approach in the higher education is staticized. Tasks, the principles, sections of the subject matter "Social

psychology" directed to formation of all-professional competence "it is capable to organize joint activity and interpersonal interaction of subjects of the educational environment" are described. As an example the maintenance of a practical training on the subjects "Mechanisms and Conditions of Socialization of the Personality" and "Psychology of Big Social Group" is presented. The course of occupations and a task for work of students is offered approximate.

Keywords: results of training, the higher education, social psychology, interpersonal interaction.

Введение. В настоящее время вопрос о формировании результатов при освоении образовательной программы в системе высшего образования приобретает особую актуальность. Государство и общество предъявляет достаточно высокие требования к качеству обучения, что определяет необходимость разработки методических материалов по формированию и оцениванию результатов освоения образовательной программы.

В рамках компетентностного подхода, реализуемого в системе высшего образования, результатами освоения программы выступают достижения, выраженные в знаниях, умениях, навыках, опыте и личностных качествах обучающихся, как отмечает Т.С. Михайленко, которые должны быть сформированы по итогам изучения дисциплин [1]. Также данный автор подчеркивает, что результаты обучения характеризуют индивидуальные достижения обучающихся, а их обобщенные критерии представляют единую систему стратегии преподавания и оценивания, что является необходимым для реализации компетентностного подхода в системе высшего образования в России [1].

Основная часть. Одним из важнейших результатов для успешной профессиональной деятельности педагогов-психологов, обозначенных в ФГОС ВО по направлению Психолого-педагогическое образование, является общепрофессиональная компетентность «способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды» [2]. Для формирования данной компетентности у будущих педагогов-психологов в нашем университете преподается дисциплина «Социальная психология».

Социальная психология является особой отраслью психологической науки, которая целенаправленно изучает особенности поведения и личности в обществе, особенности взаимодействия и конфликтов в группах. В рамках данной дисциплины наиболее обширные возможности для развития у обучающихся способности к конструктивному межличностному взаимодействию.

Задачами реализации рабочей программы по дисциплине выступают:

- формирование теоретических представлений предмете, методологии и ведущих понятиях социальной психологии;

- актуализация потребности в развитии конструктивных навыков межличностных отношений;

- изучение особенностей сформированности стиля межличностного взаимодействия у обучающихся;

- предоставление возможности получения опыта использования различных приемов и средств в организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия;

- анализ изменений в уровне способности к организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия.

Процесс обучения в рамках освоения дисциплины опирается на ряд принципов: рефлексивности, позитивности, фасилитации и контекстности.

Принцип рефлексивности заключается в организации обратной связи в ходе занятий как между преподавателем и обучающимися, так и между самими студентами. Обратная связь позволяет будущим психологам научиться лучше понимать свое состояние, состояние окружающих и осознавать происходящие изменения.

Принцип позитивности предполагает ориентацию в учебном процессе на создание ситуаций успеха для студентов и ситуаций выбора, актуализирующих самостоятельность мышления и деятельности.

Принцип фасилитации направляет образовательный процесс на созданий условий для проявления студентами собственной индивидуальности, открытости, конгруэнтности, на развитие способности безусловного принятия другого.

Принцип контекстности обучения через моделирование профессиональной деятельности обеспечивает реализацию различных технологий активного обучения (деловые игры, проблемные ситуации, тренинговые упражнения, дебаты, арт-технологии и др.).

Основной акцент при проведении занятий делается на групповые формы работы с элементами тренинга. Именно такая форма предоставляет участникам наибольшие возможности для обратной связи, для получения и оказания поддержки, для развития навыков эмпатии и совместной деятельности.

Освоение программы предполагает изучение следующих разделов: «Введение в социальную психологию», «Социальная психология личности», «Закономерности общения и взаимодействия», «Психология социальных групп», «Психология межгруппового взаимодействия». Каждый раздел включает ряд тем.

Для повышения эффективности преподавания данного курса нами были разработаны методические материалы, в которых предлагается описание содержания лекций, хода работы на практических занятиях по всем темам рабочей программы.

Представим некоторые примеры проведения практических занятий.

Тема «Механизмы и условия социализации личности» из раздела «Социальная психология личности».

Цель: систематизация знаний о понятии и механизмах социализации.

Ход работы: этап 1. Сравнительный анализ подходов к понятию социализация. Группе предлагается задание: выделить сходства и различия в понимании социализации у разных авторов. Предлагаются определения социализации следующих авторов: Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Е.И. Рогов [3, 4, 5]; определения предлагаемые в словарях С.Ю. Головина, В.М. Блейхера, И.В. Крука [6, 7]. По усмотрению преподавателя можно включить в перечень определений любое интересное понимание данного понятия.

Этап 2. Для организации второго этапа необходимо дать группе задание предварительно посмотреть фильм «Большая маленькая я» (реж. и сцен. Ян Самюэль, Франция, 2010). Возможный вариант работы - организовать просмотр фильм непосредственно на занятиях при наличии аудиторного времени. После просмотра фильма студентам предлагается проанализировать содержание, соотнося характеристики феномена социализации (механизмы, институты, агент, объект, субъект, жертва) и эпизоды фильма.

На третьем заключительном этапе занятия проводится рефлексия работы.

В качестве другого примера представляем занятие «Психология большой социальной группы» в рамках раздела «Психология социальных групп».

Цель: осмысление понятия «большая социальная группа» и ее ведущих характеристик.

Ход работы. Этап 1. Предлагается создать подгруппы по 3-5 человек и разработать проверочный тест по материалам лекции, самостоятельной подготовки и выступлений членов группы на семинарском занятии. Затем группы обмениваются разработанными тестами и отвечают на предлагаемые в тестах вопросы. По окончанию работы участники групп оценивают содержание тестов по критериям: сложность, оригинальность и корректность вопросов по следующей шкале:

0 баллов - вопросы очень простые, банальные, иногда некорректные;

1 балл - достаточно сложные вопросы, носят оригинальный характер, не всегда четко и корректно сформулированы;

2 балла - вопросы достаточно сложные, творческие задания, корректно сформулированы.

Этап 2. Подгруппам предлагается на карточках выполнить задания. Содержание заданий:

проанализировать ситуации и предложить варианты разрешения. Пример ситуации: «Ознакомьтесь с нижеприведенными фактами и определите динамику развития паники. Предложите свои способы снижения интенсивности паники в данной ситуации.

5 сентября 2017 года один из учеников школы в Ивантеевке зашёл в класс, где разбросал дымовые шашки, после чего произвёл выстрел из пневматического оружия. При этом он кричал, что хочет умереть. Учащиеся в панике начали выпрыгивать из окон, и одна девочка сломала ногу».

Этап 3. Анализ проделанной работы по схеме: полученные знания, опыт совместной деятельности, направления развития умений организовывать межличностное взаимодействие.

Заключение. Таким образом, реализация компетентностного подхода позволяет использовать возможности активных форм обучения, но требует подготовки преподавателя и разработанного методического сопровождения.

Опыт проведения описанных занятий позволяет говорить о высокой заинтересованности студентов в данной работе. Обучающиеся активно включались в совместную деятельность, эмоционально представляли свою позицию, при анализе выделяли затруднения и риски в организации межличностного взаимодействия.

В целом об успешности формирования заявленной компетенции можно будет говорить после реализации всего курса и диагностики уровня освоения дисциплины. Данное направление работы является перспективным направлением дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Михайленко, Т.С. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов [Электронный ресурс] / Т.С. Михайленко // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14775. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14775.htm.

2. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведении / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290 с. [Электронный ресурс] // http://elibrary.bsu.az/books_163%5CN_5.pdf

4. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.

5. Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / общ. ред. Е.И. Рогова. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 414 с.

6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 1998. - 301 с.

7. Блейхер, В.М., Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 640 с.

УДК: 378.4; 378,1.

СОВРЕМЕННЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЭФ СПБГУ)

Гусева К.В1., Дюкина Т.О.2, Ушанова А.С.3, 2018

1 студент, Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет, г.

Санкт-Петербург

2к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра статистики, учета

и аудита, г. Санкт-Петербург

3студент, Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет, г.

Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена исследованию изменения мотивационного потенциала студентов высших учебных заведений, обучающихся на первом и втором курсе. Выявлены и проанализированы причины изменения мотивационного потенциала студентов экономического факультета СПбГУ в 2016-2017 годах. Рассмотрены возможности применения процессуальных теорий мотивации к студентам для повышения мотивационного потенциала студентов экономического факультета СПбГУ: теория ожидания В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса и расширенная модель ожидания Портера-Лоулера. Рассмотрены причины, по которым студенты оказываются в зоне неэффективного обучения (теория «X»), и возможности перехода в зону эффективности (теория «У»).

Ключевые слова: мотивация, студенты, мотивационный потенциал, качество обучения, система мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.