Научная статья на тему 'Модернизация рейтинговой системы оценки знаний студентов с целью мотивации обучения и стимулирования самостоятельной работы в семестре'

Модернизация рейтинговой системы оценки знаний студентов с целью мотивации обучения и стимулирования самостоятельной работы в семестре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкач О. Я.

В статье представлены результаты использования в учебном процессе премиальной модульно-рейтинговой системы оценки знаний, где каждому студенту предоставляется возможность в зависимости от уровня подготовки, способностей, целей и притязаний, выбрать индивидуальную траекторию обучения, осуществлять постоянный самоконтроль и подсчет достигнутых результатов. Предложенная рейтинговая система способна повысить мотивацию студентов к обучению, и позволила эффективно организовать управляемую самостоятельную работу в течение семестра, что благотворно отразилось на итоговой абсолютной успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация рейтинговой системы оценки знаний студентов с целью мотивации обучения и стимулирования самостоятельной работы в семестре»

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/2-е изд., М.: Смысл, 2008

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов - 2-е изд., М.: Деловая кн.; Екатеринбург: Акад. проект, 2003. - 330 с.

7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2008.

8. Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.-метод. комплекс/О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др. -Оренбург: ОГПУ, 2005. -288 с.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

10. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2007.

УДК 378.146

МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В СЕМЕСТРЕ

Толкач О.Я., 2018

Белорусский государственный технологический университет, доцент кафедры органической химии,

Минск

Аннотация: в статье представлены результаты использования в учебном процессе премиальной модульно-рейтинговой системы оценки знаний, где каждому студенту предоставляется возможность в зависимости от уровня подготовки, способностей, целей и притязаний, выбрать индивидуальную траекторию обучения, осуществлять постоянный самоконтроль и подсчет достигнутых результатов. Предложенная рейтинговая система способна повысить мотивацию студентов к обучению, и позволила эффективно организовать управляемую самостоятельную работу в течение семестра, что благотворно отразилось на итоговой абсолютной успеваемости.

Ключевые слова: рейтинговая система, мотивация обучения, оценка знаний.

MODERNIZATION OF THE RATING SYSTEM FOR ASSESSING STUDENTS' KNOWLEDGE WITH THE AIM OF MOTIVATING LEARNING AND STIMULATING INDEPENDENT WORK

IN THE SEMESTER

Tolkach O. Ya., 2018

Belarusian State Technological University, associate professor of the department of organic chemistry,

Minsk

Annotation: the article presents the results of using the bonus module-rating system of knowledge assessment in the educational process, where each student is given theopportunity, depending on the level of training, abilities, goals and aspirations, to select an individual trajectory of training, to carry out constant self-monitoring and counting of the achieved results. The proposed rating system is able to increase the students' motivation for learning, and allowed to organize effectively managed independent work during the semester, which beneficially affected the final absolute performance.

Keywords: rating system, learning motivation, knowledge assessment.

Введение. Основными целями любой рейтинговой системы оценки знаний студентов являются не только повышение качества усвоения материала и формирование устойчивых компетенций, высокий уровень планирования и оперативный контроль за качеством образовательного процесса, но и повышение объективности результата текущей аттестации в форме экзамена по дисциплине,

снижение роли случайных факторов, влияющих на экзаменационную отметку, а также усиление зависимости итогового результата текущей аттестации от результатов регулярной работы в семестре

[1]. Все эти цели в конечном итоге направлены на стимулирование и активизацию поэтапной и систематической мотивированной работы студентов в процессе освоения учебного материала.

Основная часть. На кафедре органической химии БГТУ на протяжении последних десятилетий широко используется модульно-рейтинговый принцип для организации учебной работы

[2]. При изучении курса «Органическая химия с основами биохимии растений» студенты первого курса нехимических специальностей лесохозяйственного профиля сталкиваются с целым рядом обстоятельств, которые снижают мотивацию, препятствуют успешной учебе: это пробелы в образовании, накопившиеся в школе, перегрузка и недостаток времени для творческого мышления, низкая самооценка, плохо сформированные собственные цели, эмоциональная незрелость и, что немало важно, недооценка учебной дисциплины с точки зрения важности для дальнейшей профессиональной подготовки. С целью решения обозначенных проблем произведена модернизация существующей методики организации учебного процесса. Разработана и внедрена премиальная модульно-рейтинговая система оценки знаний, которая призвана способствовать повышению мотивации обучения студентов путем перехода от внешних стимулов к заинтересованности и внутренним побуждениям. Каждому студенту предоставляется возможность в зависимости от уровня подготовки, способностей, целей и притязаний, выбрать индивидуальную траекторию обучения, осуществлять постоянный самоконтроль и подсчет индивидуального рейтинга достигнутых результатов.

В начале семестра каждый студент получает личный рейтинговый лист с календарным планом (рис.), где указаны даты, темы занятий и контрольных точек, номера индивидуальных заданий, выполнение которых запланировано на конкретную дату, максимальный балл по определенному роду деятельности, а также балл, полученный студентом. Бланк рейтинга заполняется преподавателем в течение семестра и приносится студентом на экзамен.

Общая сумма баллов по дисциплине 100, в том числе 70 баллов работа в семестре и 30 баллов ответ на экзамене. Оценка знаний студентов в течение семестра складывается из результатов трех контрольных работ (КР), шести лабораторных работ (ЛР), четырех индивидуальных домашних заданий (ИЗ) и самостоятельной работы в системе дистанционного обучения БГТУ (СДО), которые оцениваются в баллах соответственно рейтингового листа. КР 2 и КР 3 имеют премиальные задачи (по 3 балла). Лабораторные работы отличаются по сложности выполнения и защиты, поэтому в зависимости от результата оцениваются по-разному - от 3 до 6 баллов. К началу учебных занятий в университете издается специально разработанная тетрадь для лабораторного практикума и индивидуальных заданий по дисциплине «Органическая химия с основами биохимии растений», куда включен и рейтинговый лист. При подсчете баллов учитывается качество подготовки и оформления, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуального контрольного задания и по желанию решение дополнительного задания (для хорошо успевающих студентов). Кроме лабораторных работ каждый студент в течение семестра в этой тетради должен самостоятельно выполнить 23 задачи, которые сгруппированы в 4 индивидуальных задания (ИЗ). За своевременное выполнение ИЗ в рейтинговый лист проставляются набранные баллы. В случае нарушения сроков сдачи ИЗ в рейтинговый лист проставляется только знак «+». Студенты, не сдавшие все ИЗ, не допускаются к экзамену. Максимальный общий рейтинговый балл за семестр с учетом дополнительных премиальных заданий может составить 83 балла. Допуск к экзамену (зачет не предусмотрен) получают студенты, которые получили удовлетворительные баллы по всем видам работ и набрал в семестре не менее 38 баллов (около 55% от обязательных 70 баллов).

Результаты знаний по дисциплине разделяются и оцениваются рейтинговым баллом в пределах трех модулей.

Модуль 1 «Углеводороды и их функциональные производные» включает 2 контрольные, 4 лабораторные работы и 2 индивидуальных домашних задания, которые включают 17 задач. Максимальная сумма обязательных баллов по модулю составляет 42, с учетом премиальных заданий - 45. За самостоятельную работу в СДО возможно получить еще 5 баллов при условии получения

удовлетворительных оценок (6 из 10) по пяти тестам для самоконтроля. Балл 37 освобождает студента от сдачи этих разделов дисциплины на экзамене.

Модуль 2 «Углеводы, амины, аминокислоты и белки» включает одну контрольную, 2 лабораторные работы, 2 индивидуальных задания, включающие 6 задач. Максимальная сумма баллов по этому модулю составляет 28, с учетом премиальных заданий - 31. За самостоятельную работу в СДО возможно получить еще 2 балла (два теста для самоконтроля). Балл 23 освобождает студента от сдачи данных разделов дисциплины на экзамене.

Модуль 3 «Природные биополимеры, липиды, биохимия фотосинтеза, пестициды». Материал этого модуля рассматривается только на лекциях и выносится на экзамен для самостоятельной проработки.

Балл 60 по итогам знаний модулей 1 и 2 дает право сдачи экзамена только по модулю 3. Балл 65 и выше дает право студенту получить оценку по результату написания и защиты реферата по темам третьего модуля. Балл 70 и выше предусматривает автоматическое получение оценок по дисциплине «девять» или в совокупности с участием в студенческих конференциях «десять».

Экзамен. Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов: первый вопрос по модулю 1; второй - по модулю 2 и третий - по модулю 3. Максимальное число баллов по билету 30 (по 10 баллов за каждый вопрос). Студенты, набравшие в семестре требуемое количество баллов по модулям 1 (> 37) и/или 2 (> 23) получают 10 баллов в счет соответствующего вопроса на экзамене. Итоговая оценка выставляется исходя из общей суммы баллов рейтингового листа и ответа по билету: 50-55 баллов оценка 4; 56-61 балл - 5; 62-69 баллов - 6; 70-80 баллов - 7; 81-89 баллов - 8; 90-98 баллов - 9; 99-100 баллов - 10.

Заключение. Разработанная премиальная система балльно-рейтинговой оценки знаний и навыков студентов объективизирует системность и качество их участия в учебном процессе. Такой подход в организации обучения позволил стимулировать регулярную систематическую работу, мотивацию к своевременному успешному преодолению контрольных точек, высокую посещаемость не только плановых, но и дополнительных занятий, повысить заинтересованность и состязательность в учебе, что в конечном итоге привело к уменьшению числа студентов, не допущенных к экзамену, повышению абсолютной успеваемости до 96% и качества образовательного процесса. Из 1 02 человек потока 7 получили оценки 9-10 автоматом, 12 человек были аттестованы на основании защиты рефератов, около 20% студентов за счет набранных в семестре баллов были освобождены от сдачи на экзамене первого или второго вопроса в билете.

В настоящее время работа по совершенствованию рейтинговой системы продолжена в направлении создания объективных средств оценки качества химической подготовки обучаемых, включая компьютерные средства и технологии испытаний. Создан дистанционный курс по дисциплине в системе Moodle, включающий не только методическое сопровождение в виде текстов лекций, примеров решения заданий, глоссариев, но и тесты для самоконтроля по отдельным темам. В дальнейшем планируется более детально учитывать в рейтинге работу студентов в системе СДО.

Список литературы:

1.Чупрова Л.В., Ершова О.В. Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов // Интернет - журнал «Науковедение». 2013. №№ 4 (17). С.73.

2. Кушнер, М.А. Планирование и организация учебной работы на кафедре органической химии в инновационном русле / Кушнер М.А., Селиверстова Т.С., Каток ЯМ. Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 8. Учебно-методическая работа. 2009. № 8. С. 93-95.

РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ студента (ФИО)_факультет_курс_группа_

Даты Контрольные точки № инд. зад. (ИЗ) Максималь ный балл Полученный балл

Модуль 1. Углеводороды и их функциональныепроизводные

КР-1 «Классификация, номенклатура, изомерия» 1, 2 6

ЛР-1 Свойства углеводородов и галогенопроизводных 3, 8 3

ЛР-2 Идентификация углеводородов и галогенопроизводных 10, 13- 15 5

Решение задач, проверка ИЗ-1 (10 задач) 18, 21 5

ЛР-3 Свойства основных кислородсодержащих производных углеводородов 22-24 3

ЛР-4 Идентификация производных углеводородов 26, 27 5

Решение задач, проверка ИЗ-2 (7 задач) 28, 29 5

КР-2 «Углеводороды и их производные» Премиальная задача 10 3

Премиальные баллы за работу в системе СДО 5

Всего по модулю 1 (с учетом премиальных задач): 42 (50)

Модуль 2. Углеводы, амины, аминокислоты и белки

ЛР-5 Свойства углеводов и их производных» 6

Проверка И3-3 (2 задачи) 31,32 2

ЛР-6 «Свойства аминов, аминокислот и белков 6

Проверка ИЗ-4 (4 задачи) 34-36,38 4

КР-3 «Углеводы, амины, аминокислоты и белки» Премиальная задача 10 3

Премиальные баллы за работу в системе СДО 2

Всего по модулю 2 (с учетом премиальных задач): 28 (33)

Всего по модулям 1 i 2: 70 (83)

Рис. Пример индивидуального рейтингового листа студента

УДК 378.14

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Самсоненко Л.С., 2018 Оренбургский государственный педагогический университет, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, г. Оренбург

Аннотация: в статье актуализируется проблема формирования результатов обучения в соответствии с компетентностным подходом в высшем образовании. Описываются задачи, принципы, разделы учебной дисциплины «Социальная психология», направленной на формирование общепрофессиональной компетенции «способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды». В качестве примера представлено содержание практических занятий по темам «Механизмы и условия социализации личности» и «Психология большой социальной группы». Предлагается примерных ход занятий и задания для работы студентов.

Ключевые слова: результаты обучения, высшее образования, социальная психология, межличностное взаимодействие.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF RESULTS OF TRAINING AT STUDENTS

PSYCHOLOGISTS AT DEVELOPMENT OF DISCIPLINE «SOCIAL PSYCHOLOGY»

Samsonenko L.S., 2018

the Orenburg state pedagogical university, associate professor, department of age and pedagogical

psychology, Orenburg

Summary: in the article the problem of formation of results of training according to competence-based approach in the higher education is staticized. Tasks, the principles, sections of the subject matter "Social

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.