Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / информационные и телекоммуникационные технологии в вузе / преподавание художественных дисциплин / студент / преподаватель / higher education / information and telecommunication technologies at university / teaching of art disciplines / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Х. Богатырёва, З С. Батчаева, А К. Биджиев

Раскрываются наиболее характерные особенности применения информационных технологий в процессе преподавания художественных дисциплин. Их исследование проводится с учётом двух существенных тенденций в развитии российского общества и системы образования в частности. Эти тенденции ‒ компьютеризация и трансформация требований к выпускникам вузов. На основе их анализа доказывается необходимость преобразования процесса преподавания художественных дисциплин с учётом возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). После этого обосновывается важность ИКТ с точки зрения достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса. Прослеживается влияние таких технологий на развитие методологии преподавания художественных дисциплин. Затем рассматриваются дальнейшие перспективы их внедрения как средства улучшения образовательных результатов учащихся, осваивающих соответствующие программы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING ART DISCIPLINES

The paper reveals the most characteristic features of information technologies used in the teaching process of artistic disciplines. The research is carried out taking into account two significant trends in the Russian society and the education system in particular development. These trends are computerization and requirements for transformation of university graduates. Based on their analysis, the necessity of teaching artistic disciplines transforming, taking into account the potential of modern information and telecommunication technologies (ICT), is proved. After that, the ICT importance in terms of the educational process optimal results achieving is justified. It is noted that such technologies influence the development of the teaching artistic disciplines methodology. Further prospects of their use as a means to improve educational results are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН»

Библиографический список

1. Еременко Л.Н., Еременко М.В., Львова И.В. Готовность педагога к использованию технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности. Вестник науки и образования. 2019; № 11-2 (65): 79-84.

2. Науменко Н.М., Шаврыгина О.С., Якушева Г.И. Решение педагогических задач как средство профессионального становления будущего учителя. Kant. 2018; № 2 (27): 112-116.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 01.12.2022) «(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). Собрание законодательства РФ. 2018; Ч. II, № 1, ст. 375.

4. Ильин А.С. Интерактивные технологии в подготовке педагогов нового поколения. Новое образование для устойчивого развития Енисейской Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022: 138-144.

5. Шорт П., Коробицына Е.В. Перспективы использования цифровых технологий в непрерывном образовании. Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы: материалы Международного форума. 2019: 82-85.

References

1. Eremenko L.N., Eremenko M.V., L'vova I.V. Gotovnost' pedagoga k ispol'zovaniyu tehnologij interaktivnogo obucheniya v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019; № 11-2 (65): 79-84.

2. Naumenko N.M., Shavrygina O.S., Yakusheva G.I. Reshenie pedagogicheskih zadach kak sredstvo professional'nogo stanovleniya buduschego uchitelya. Kant. 2018; № 2 (27): 112-116.

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 01.12.2022) «(s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018; Ch. II, № 1, st. 375.

4. Il'in A.S. Interaktivnye tehnologii v podgotovke pedagogov novogo pokoleniya. Novoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya Enisejskoj Sibiri: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva, 2022: 138-144.

5. Short P., Korobicyna E.V. Perspektivy ispol'zovaniya cifrovyh tehnologij v nepreryvnom obrazovanii. Cifrovoe obrazovanie v RF: sostoyanie, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnogo foruma. 2019: 82-85.

Статья поступила в редакцию 01.06.23

УДК 378

Bogatyreva M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of DPI and Design, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: melianat@mail.ru

Batchayeva Z.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: zumbat.b@yandex.ru

Bijiev A.K., senior teacher, Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: ashatttt@mail.ru

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING ART DISCIPLINES. The paper reveals the most characteristic features of information technologies used in the teaching process of artistic disciplines. The research is carried out taking into account two significant trends in the Russian society and the education system in particular development. These trends are computerization and requirements for transformation of university graduates. Based on their analysis, the necessity of teaching artistic disciplines transforming, taking into account the potential of modern information and telecommunication technologies (ICT), is proved. After that, the ICT importance in terms of the educational process optimal results achieving is justified. It is noted that such technologies influence the development of the teaching artistic disciplines methodology. Further prospects of their use as a means to improve educational results are considered.

Key words: higher education, information and telecommunication technologies at university, teaching of art disciplines, student, teacher

М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: melianat@mail.ru

З.С. Батчаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: zumbat.b@yandex.ru

А.К. Биджиев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: ashatttt@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Раскрываются наиболее характерные особенности применения информационных технологий в процессе преподавания художественных дисциплин. Их исследование проводится с учётом двух существенных тенденций в развитии российского общества и системы образования в частности. Эти тенденции - компьютеризация и трансформация требований к выпускникам вузов. На основе их анализа доказывается необходимость преобразования процесса преподавания художественных дисциплин с учётом возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). После этого обосновывается важность ИКТ с точки зрения достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса. Прослеживается влияние таких технологий на развитие методологии преподавания художественных дисциплин. Затем рассматриваются дальнейшие перспективы их внедрения как средства улучшения образовательных результатов учащихся, осваивающих соответствующие программы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, информационные и телекоммуникационные технологии в вузе, преподавание художественных дисциплин, студент, преподаватель

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть объяснена двумя значимыми тенденциями в развитии современной системы высшего образования и общества в целом.

Первая тенденция - изменение требований социума к молодым профессионалам, успешно завершившим обучение в вузе по направлениям:

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): Изобразительное искусство; технология;

- 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная керамика);

- 54.03.01 Дизайн (Дизайн среды);

- 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) программы: Художественное образование;

- 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;

- 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): Образование в области ИЗО и технологии.

Конечно, в структуре компетентности бакалавров и магистров соответствующих профилей сохраняется важность предметных компетенций [1, с. 57-58]. Однако на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется неуклонный рост значения знаний, умений и навыков, относящихся к надпредметной области (Л.Н. Дубейковская, А.А. Киселева, В.П Минашкин, И.В. Роберт, В.А. Стародубцев, Н.В. Тихомирова, О.М. Шепель). Такая ситуация заставляет педагогов-исследователей и практиков интенсифицировать поиски в области методологического и инструментального обеспечения образовательного процесса (Л.Л. Алексеева, А.В. Андреев, С.В. Андреева, С.Б. Велединская, И.Б. Доценко).

Вторая тенденция - глубокое проникновение информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни (Н.В. Буханова,

И.Б. Доценко, Л.Н. Дубейковская, К.В. Кузьмин, Л.Е. Петрова, С.А. Чемезов). В подобных условиях они с неизбежностью должны оказывать мощное влияние на дальнейшее поступательное развитие системы высшего образования в нашей стране [2, с. 7]. Таким образом, сегодня, занимаясь вопросами преподавания художественных дисциплин, нельзя не учитывать их возможностей (Д.О. Королева, К.В. Кузьмин, А.А. Лукина, Т.Е. Хавенсон).

Ввиду вышеизложенного цель статьи состоит в раскрытии наиболее существенных особенностей применения информационных технологий в процессе преподавания художественных дисциплин.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

- определить роль, которую ИКТ играют по ходу учебно-воспитательного процесса, реализуемого в пространстве современного российского вуза;

- проследить влияние таких технологий на развитие методологии преподавания художественных дисциплин;

- рассмотреть дальнейшие перспективы их внедрения как средства улучшения образовательных результатов учащихся, осваивающих соответствующие программы профессиональной подготовки.

В ходе решения вышеперечисленных задач авторами использовались такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение специальной литературы.

Научная новизна исследования заключается в демонстрации влияния ИКТ на развитие методологии преподавания художественных дисциплин.

Его теоретическая значимость состоит в определении роли, которую они играют по ходу учебно-воспитательного процесса, реализуемого в пространстве современного российского вуза.

Практическая значимость - в рассмотрении перспектив их внедрения как средства улучшения образовательных результатов учащихся, осваивающих соответствующие направления подготовки.

В пространстве современной системы высшего образования информационные и телекоммуникационные технологии позволяют оптимизировать процесс решения целого ряда дидактических задач. К таковым относятся:

- совершенствование организации учебных занятий;

- поощрение активности студентов во внеаудиторной работе;

- повышение учебной мотивации будущих профессионалов;

- стимуляция профессорско-преподавательского состава к профессиональному росту [3, с. 268].

Интеграция таких технологий в учебно-воспитательный процесс позволила его участникам в полной мере воспользоваться возможностями дистанционных форм организации учебных занятий [4, с. 306]. В данном случае их положительная роль состоит в:

- обеспечении оперативного доступа субъектов образовательных отношений к необходимым учебным материалам (А.П Дьячко, Б.П Литвак, Д.А. Новиков, В.П. Симонов, А.В. Хуторской);

- облегчении организации интерактивного взаимодействия между ними;

- расширении возможностей различных форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся (Д.О. Заречнев, А.А. Левченко, Б.А. Федулов).

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет говорить о следующих формах дистанционных занятий, успешные планирование и проведение которых подразумевают широкое использование ИКТ:

- телеконференции (Б.П Литвак, В.А. Литвинов, Д.А. Новиков, Н.П Тарасов);

- веб-форумы;

- веб-занятия [5, с. 13-14];

- чат-занятия.

Художественная деятельность по своей природе сочетает черты, характерные для таких форм человеческой активности, как искусство, наука и производство [2, с. 8-9]. Отсюда следует, что образовательное пространство вуза, в котором студенты соответствующих направлений подготовки осваивают художественные дисциплины, должно быть организовано с учётом не только искусствоведческих требований, но и конструктивно-технических, экологических, планировочных [1, с. 60]. Ввиду отмечавшегося выше проникновения ИКТ во все сферы жизни общества, необходимым является также соблюдение требований интерактивной педагогики (М.Д. Бернштейн, Е.И. Васильева, А.А, Киселева, Д.В. Кравцов, Ю.А. Левданская, С.Н. Фомина, А.В. Хуторской).

Например, вполне естественным представляется практикуемое в последнее время дополнение широко используемых при обучении студентов таким дисциплинам наглядных пособий, моделей и макетов, компьютерными презентациями [3, с. 269]. Эти, последние, могут содержать примеры, правила и последовательность выполнения будущими профессионалами графических работ.

Успешная реализация образовательной деятельности по художественным дисциплинам предполагает широкое использование таких компьютерных технологий, которые позволяют не только транслировать студентам визуальную информацию, но и предоставляют широкие возможности для участия в создании материалов к занятиям [6, с. 14-15]. Обычно это достигается путём применения таких программ, как ArchiCAD или Компас^ [7, с. 168].

Два последних десятилетия, особенно период 2020-2021 гг, когда проводились интенсивные мероприятия по профилактике и борьбе с пандемией

COVID-19 и её последствиями, оказались тесно связаны с уже упоминавшейся актуализацией различных форм дистанционного обучения. В равной степени это относится к образовательному процессу по художественным дисциплинам [8, с. 37-38]. Так как в данном случае полный отказ от выполнения графических заданий недопустим, в практику дистанционного обучения студентов интересующим нас дисциплинам также прочно вошли различные компьютерные графические и художественные программы [6, с. 15].

Выполнение практических работ с помощью вышеперечисленных программ позволяет субъектам образовательных отношений экономить много времени, которое может быть использовано для других видов аудиторной и внеаудиторной работы [8, с. 40]. Однако, определяя дальнейшие перспективы их использования, следует помнить, что при работе в соответствующей программной среде существенно снижается эффективность выработки графических навыков обучающихся. Таким образом, с точки зрения дальнейшего поступательного развития интересующего нас сегмента отечественной системы ВО рациональным представляется сочетание учебной работы с использованием таких программ, с одной стороны, с применением традиционных инструментов и материалов - с другой [5, с. 15].

Углубление и расширение интеграции ИКТ в процесс обучения студентов художественным дисциплинам связано с повышением внимания со стороны администрации вузов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников методических служб к техническим возможностям конкретных ОО [7, с. 170]. В ряде случаев представляется более перспективным применение средств ИКТ преимущественно в ходе самостоятельной работы обучающихся и реализации различных форм дистанционного обучения, предполагающих использование технических устройств, принадлежащих преподавателю и студентам [9, с. 82].

Занимаясь вопросами оптимизации применения ИКТ в ходе преподавания художественных дисциплин, следует принять в расчёт возможности программы Procreate или её аналогов [10, с. 52]. Их особенности позволяют применять большой набор кистей, ручек и карандашей, ручек, использовать различные цветовые композиции и эффекты [10, с. 53]. Таким образом частично компенсируются вышеупомянутые недостатки графических программ, затрудняющие ход процесса формирования соответствующих навыков студентов. Преподавателю рассматриваемая программа позволяет записывать видео с этапами работы, что повышает наглядность в образовательном процессе, осуществляемом, в том числе, с применением дистанционных форм организации [4, с. 308].

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем говорить о том, что на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется неуклонный рост значения знаний, умений и навыков будущих представителей творческих профессий, относящихся к надпредметной области. В свою очередь, подобная ситуация заставляет педагогов-исследователей и практиков интенсифицировать поиски в области методологического и инструментального обеспечения образовательного процесса.

С другой стороны сегодня информационные и телекоммуникационные технологии оказывают более мощное, чем прежде, влияние на дальнейшее поступательное развитие системы высшего образования в нашей стране. Таким образом, сегодня, занимаясь вопросами преподавания художественных дисциплин, нельзя не учитывать их возможностей.

В образовательном пространстве современной организации ВО ИКТ позволяют оптимизировать процесс решения следующих дидактических задач: совершенствование организации учебных занятий; поощрение активности студентов во внеаудиторной работе; повышение учебной мотивации будущих профессионалов; стимуляция профессорско-преподавательского состава к профессиональному росту.

Их интеграция в учебно-воспитательный процесс позволила его участникам в полной мере воспользоваться возможностями дистанционных форм организации учебных занятий. Положительная роль ИКТ в этом случае состоит в: обеспечении оперативного доступа субъектов образовательных отношений к необходимым учебным материалам; облегчении организации интерактивного взаимодействия между ними; расширении возможностей различных форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Образовательное пространство вуза, в котором студенты интересующих нас направлений подготовки осваивают художественные дисциплины, должно быть организовано с учётом не только искусствоведческих требований, но и конструктивно-технических, экологических, планировочных. Ввиду проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизни общества, необходимым является также соблюдение требований интерактивной педагогики. В этой связи педагогам необходимо активно формировать информационную компетентность, используя все средства для этого - профессиональную подготовку, самообразование, повышение квалификации [11; 12].

Реализация с их помощью различных форм учебной деятельности позволяет субъектам образовательных отношений экономить много времени, которое может быть использовано для других видов аудиторной и внеаудиторной работы. При этом следует помнить, что при работе в соответствующей программной среде существенно снижается эффективность выработки графических навыков обучающихся. Таким образом, с точки зрения дальнейшего поступательного развития интересующего нас сегмента отечественной системы ВО рациональным представляется сочетание учебной работы с использованием таких программ,

с одной стороны, с применением традиционных инструментов и материалов - с другой.

Углубление и расширение интеграции ИКТ в процесс обучения студентов художественным дисциплинам требует повышенного внимания со стороны администрации вузов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников методических служб к техническим возможностям конкретных ОО.

Необходимо также принимать в расчёт возможности программы Procreate или её аналогов. Их особенности позволяют применять большой набор кистей,

Библиографический список

ручек и карандашей, ручек, использовать различные цветовые композиции и эффекты.

Таким образом частично компенсируются вышеупомянутые недостатки графических программ, затрудняющие ход процесса формирования соответствующих навыков студентов. Преподавателю рассматриваемая программа позволяет записывать видео с этапами работы, что повышает наглядность в образовательном процессе, осуществляемом, в том числе, с применением дистанционных форм организации.

1. Ибрагимов ПИ. Трансформационные процессы в теории и практике обучения в условиях становления информационного пространства знаний. Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Москва: Экон-информ, 2018: 57-63.

2. Дегиль И.М., Костюкова Т.А. Особенности работы преподавателя вуза в электронной образовательной среде. Открытое и дистанционное образование. 2016; № 3 (63): 5-10.

3. Черникова С.М., Тепляков Н.Ю. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке художника педагога. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020; № 1 (86): 267-269.

4. Черникова С.М., Ягупова Т.А. Возможности применения информационнокоммуникативных технологий в процессе обучения художественнографическим и проектным дисциплинам. Учёные записки Орловского государственного университета. 2022; № 1 (94): 306-308.

5. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Программно-информационное обеспечение мониторинга интеграционных процессов в образовательной деятельности юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 13-15.

6. Евстратова Ю.Ф. Сочетание традиционных и инновационных подходов к методике преподавания дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование в дистанционном обучении». Научные труды московского гуманитарного университета. 2021; № 6: 13-16.

7. Нагаева И.А. Учебный курс «Артинформатика» как элемент современной образовательной среды подготовки студентов гуманитарного профиля. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Сам Полиграфист, 2019: 167-171.

8. Крылова А.В., Крылов В.М. Контексты образовательной среды вуза как детерминанты развития инклюзивной культуры у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 37-40.

9. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий. Вопросы психологии. 2003; № 3: 80-88.

10. Насырова Э.Ф., Насыров РИ. Игровые технологии как средство развития инновационного мышления студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 51-53.

11. Самбиева Л.И., Ярычев Н.У Совершенствование ИКТ-компетентности учителя с использованием технологии бенчмаркинга. Фундаментальные исследования. 2013; № 11-6: 1240-1244.

12. Ярычев Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской Республики. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009; № 1 (1): 25-29.

References

1. Ibragimov G.I. Transformacionnye processy v teorii i praktike obucheniya v usloviyah stanovleniya informacionnogo prostranstva znanij. Professional'noe ivysshee obrazovanie: vyzovy iperspektivy razvitiya. Moskva: 'Ekon-inform, 2018: 57-63.

2. Degil' I.M., Kostyukova T.A. Osobennosti raboty prepodavatelya vuza v elektronnoj obrazovatel'noj srede. Otkrytoe idistancionnoe obrazovanie. 2016; № 3 (63): 5-10.

3. Chernikova S.M., Teplyakov N.Yu. Komp'yuternye tehnologii v professional'noj podgotovke hudozhnika pedagoga. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2020; № 1 (86): 267-269.

4. Chernikova S.M., Yagupova T.A. Vozmozhnosti primeneniya informacionnokommunikativnyh tehnologij v processe obucheniya hudozhestvennograficheskim i proektnym disciplinam. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 1 (94): 306-308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Programmno-informacionnoe obespechenie monitoringa integracionnyh processov v obrazovatel'noj deyatel'nosti yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 13-15.

6. Evstratova Yu.F. Sochetanie tradicionnyh i innovacionnyh podhodov k metodike prepodavaniya discipliny «Akademicheskaya skul'ptura i plasticheskoe modelirovanie v distancionnom obuchenii». Nauchnye trudy moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2021; № 6: 13-16.

7. Nagaeva I.A. Uchebnyj kurs «Artinformatika» kak 'element sovremennoj obrazovatel'noj sredy podgotovki studentov gumanitarnogo profilya. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Sam Poligrafist, 2019: 167-171.

8. Krylova A.V., Krylov V.M. Konteksty obrazovatel'noj sredy vuza kak determinanty razvitiya inklyuzivnoj kul'tury u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 37-40.

9. Vasil'eva I.A., Osipova E.M., Petrova N.N. Psihologicheskie aspekty primeneniya informacionnyh tehnologij. Voprosypsihologii. 2003; № 3: 80-88.

10. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo razvitiya innovacionnogo myshleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 51-53.

11. Sambieva L.I., Yarychev N.U. Sovershenstvovanie IKT-kompetentnosti uchitelya s ispol'zovaniem tehnologii benchmarkinga. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 11-6: 1240-1244.

12. Yarychev N.U. Razvitie informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti pedagogov Chechenskoj Respubliki. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2009; № 1 (1): 25-29.

Статья поступила в редакцию 20 05.23

УДК 378

Botasheva N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Acting Head of the Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: botash.n@yandex.ru

Bogatyreva M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of DPI and Design, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: melianat@mail.ru

Chomaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of DPI and Design, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: lara.chomaeva@mail.ru

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ACTIVATING THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The role that digital technologies play in activating the students cognitive interest during the study of decorative and applied arts is revealed. For this purpose, first of all, the place of innovative technologies in achieving positive results in the educational process at the present stage of the development of national higher school is demonstrated. It is determined which competencies should be primarily formed by students studying at a modern university through the decorative and applied arts study. The role of the development of cognitive interest for these competencies is investigated. The main opportunities provided by modern digital technologies in the sense of optimizing its formation are studied. The authors pay attention to the most significant, in their opinion, ways of realizing these opportunities in Russian education.

Key words: higher education, digital technologies in education, digital technologies in study of art disciplines, decorative and applied art, teaching decorative and applied art at university

Н.П. Боташева, канд. пед. наук, доц., и. о. зав. каф. изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: botash.n@yandex.ru

М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск E-mail: melianat@mail.ru

Л.М. Чомаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: lara.chomaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.