Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровые технологии в образовании / цифровые технологии в изучении художественных дисциплин / декоративно-прикладное искусство / преподавание декоративно-прикладного искусства в вузе / higher education / digital technologies in education / digital technologies in study of art disciplines / decorative and applied art / teaching decorative and applied art at university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н П. Боташева, М Х. Богатырёва, Л М. Чомаева

Выявляется роль, которую цифровые технологии играют в активизации познавательного интереса студентов в ходе изучения декоративно-прикладного искусства. Для этого в первую очередь демонстрируется место инновационных технологий в достижении положительных результатов образовательного процесса на современном этапе развития отечественной высшей школы. Затем определяется, какие компетенции должны быть в первую очередь сформированы у лиц, обучающихся в современном вузе, путём изучения декоративно-прикладного искусства. Исследуется роль формирования познавательного интереса студентов в развитии этих компетенций. Изучаются основные возможности, предоставляемые современными цифровыми технологиями в смысле оптимизации его формирования. Авторы уделяют внимание наиболее значимым, на их взгляд, путям реализации этих возможностей, доступным на современном этапе развития отечественной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н П. Боташева, М Х. Богатырёва, Л М. Чомаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ACTIVATING THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The role that digital technologies play in activating the students cognitive interest during the study of decorative and applied arts is revealed. For this purpose, first of all, the place of innovative technologies in achieving positive results in the educational process at the present stage of the development of national higher school is demonstrated. It is determined which competencies should be primarily formed by students studying at a modern university through the decorative and applied arts study. The role of the development of cognitive interest for these competencies is investigated. The main opportunities provided by modern digital technologies in the sense of optimizing its formation are studied. The authors pay attention to the most significant, in their opinion, ways of realizing these opportunities in Russian education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

с одной стороны, с применением традиционных инструментов и материалов - с другой.

Углубление и расширение интеграции ИКТ в процесс обучения студентов художественным дисциплинам требует повышенного внимания со стороны администрации вузов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников методических служб к техническим возможностям конкретных ОО.

Необходимо также принимать в расчёт возможности программы Procreate или её аналогов. Их особенности позволяют применять большой набор кистей,

Библиографический список

ручек и карандашей, ручек, использовать различные цветовые композиции и эффекты.

Таким образом частично компенсируются вышеупомянутые недостатки графических программ, затрудняющие ход процесса формирования соответствующих навыков студентов. Преподавателю рассматриваемая программа позволяет записывать видео с этапами работы, что повышает наглядность в образовательном процессе, осуществляемом, в том числе, с применением дистанционных форм организации.

1. Ибрагимов ПИ. Трансформационные процессы в теории и практике обучения в условиях становления информационного пространства знаний. Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Москва: Экон-информ, 2018: 57-63.

2. Дегиль И.М., Костюкова Т.А. Особенности работы преподавателя вуза в электронной образовательной среде. Открытое и дистанционное образование. 2016; № 3 (63): 5-10.

3. Черникова С.М., Тепляков Н.Ю. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке художника педагога. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020; № 1 (86): 267-269.

4. Черникова С.М., Ягупова Т.А. Возможности применения информационнокоммуникативных технологий в процессе обучения художественнографическим и проектным дисциплинам. Учёные записки Орловского государственного университета. 2022; № 1 (94): 306-308.

5. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Программно-информационное обеспечение мониторинга интеграционных процессов в образовательной деятельности юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 13-15.

6. Евстратова Ю.Ф. Сочетание традиционных и инновационных подходов к методике преподавания дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование в дистанционном обучении». Научные труды московского гуманитарного университета. 2021; № 6: 13-16.

7. Нагаева И.А. Учебный курс «Артинформатика» как элемент современной образовательной среды подготовки студентов гуманитарного профиля. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Сам Полиграфист, 2019: 167-171.

8. Крылова А.В., Крылов В.М. Контексты образовательной среды вуза как детерминанты развития инклюзивной культуры у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 37-40.

9. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий. Вопросы психологии. 2003; № 3: 80-88.

10. Насырова Э.Ф., Насыров РИ. Игровые технологии как средство развития инновационного мышления студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 51-53.

11. Самбиева Л.И., Ярычев Н.У Совершенствование ИКТ-компетентности учителя с использованием технологии бенчмаркинга. Фундаментальные исследования. 2013; № 11-6: 1240-1244.

12. Ярычев Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской Республики. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009; № 1 (1): 25-29.

References

1. Ibragimov G.I. Transformacionnye processy v teorii i praktike obucheniya v usloviyah stanovleniya informacionnogo prostranstva znanij. Professional'noe ivysshee obrazovanie: vyzovy iperspektivy razvitiya. Moskva: 'Ekon-inform, 2018: 57-63.

2. Degil' I.M., Kostyukova T.A. Osobennosti raboty prepodavatelya vuza v elektronnoj obrazovatel'noj srede. Otkrytoe idistancionnoe obrazovanie. 2016; № 3 (63): 5-10.

3. Chernikova S.M., Teplyakov N.Yu. Komp'yuternye tehnologii v professional'noj podgotovke hudozhnika pedagoga. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2020; № 1 (86): 267-269.

4. Chernikova S.M., Yagupova T.A. Vozmozhnosti primeneniya informacionnokommunikativnyh tehnologij v processe obucheniya hudozhestvennograficheskim i proektnym disciplinam. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 1 (94): 306-308.

5. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Programmno-informacionnoe obespechenie monitoringa integracionnyh processov v obrazovatel'noj deyatel'nosti yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 13-15.

6. Evstratova Yu.F. Sochetanie tradicionnyh i innovacionnyh podhodov k metodike prepodavaniya discipliny «Akademicheskaya skul'ptura i plasticheskoe modelirovanie v distancionnom obuchenii». Nauchnye trudy moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2021; № 6: 13-16.

7. Nagaeva I.A. Uchebnyj kurs «Artinformatika» kak 'element sovremennoj obrazovatel'noj sredy podgotovki studentov gumanitarnogo profilya. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Sam Poligrafist, 2019: 167-171.

8. Krylova A.V., Krylov V.M. Konteksty obrazovatel'noj sredy vuza kak determinanty razvitiya inklyuzivnoj kul'tury u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 37-40.

9. Vasil'eva I.A., Osipova E.M., Petrova N.N. Psihologicheskie aspekty primeneniya informacionnyh tehnologij. Voprosypsihologii. 2003; № 3: 80-88.

10. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo razvitiya innovacionnogo myshleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 51-53.

11. Sambieva L.I., Yarychev N.U. Sovershenstvovanie IKT-kompetentnosti uchitelya s ispol'zovaniem tehnologii benchmarkinga. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 11-6: 1240-1244.

12. Yarychev N.U. Razvitie informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti pedagogov Chechenskoj Respubliki. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2009; № 1 (1): 25-29.

Статья поступила в редакцию 20 05.23

УДК 378

Botasheva N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Acting Head of the Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: botash.n@yandex.ru

Bogatyreva M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of DPI and Design, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: melianat@mail.ru

Chomaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of DPI and Design, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: lara.chomaeva@mail.ru

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ACTIVATING THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The role that digital technologies play in activating the students cognitive interest during the study of decorative and applied arts is revealed. For this purpose, first of all, the place of innovative technologies in achieving positive results in the educational process at the present stage of the development of national higher school is demonstrated. It is determined which competencies should be primarily formed by students studying at a modern university through the decorative and applied arts study. The role of the development of cognitive interest for these competencies is investigated. The main opportunities provided by modern digital technologies in the sense of optimizing its formation are studied. The authors pay attention to the most significant, in their opinion, ways of realizing these opportunities in Russian education.

Key words: higher education, digital technologies in education, digital technologies in study of art disciplines, decorative and applied art, teaching decorative and applied art at university

Н.П. Боташева, канд. пед. наук, доц., и. о. зав. каф. изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: botash.n@yandex.ru

М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск E-mail: melianat@mail.ru

Л.М. Чомаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: lara.chomaeva@mail.ru

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Выявляется роль, которую цифровые технологии играют в активизации познавательного интереса студентов в ходе изучения декоративно-прикладного искусства. Для этого в первую очередь демонстрируется место инновационных технологий в достижении положительных результатов образовательного процесса на современном этапе развития отечественной высшей школы. Затем определяется, какие компетенции должны быть в первую очередь сформированы у лиц, обучающихся в современном вузе, путём изучения декоративно-прикладного искусства. Исследуется роль формирования познавательного интереса студентов в развитии этих компетенций. Изучаются основные возможности, предоставляемые современными цифровыми технологиями в смысле оптимизации его формирования. Авторы уделяют внимание наиболее значимым, на их взгляд, путям реализации этих возможностей, доступным на современном этапе развития отечественной системы высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, цифровые технологии в образовании, цифровые технологии в изучении художественных дисциплин, декоративно-прикладное искусство, преподавание декоративно-прикладного искусства в вузе

Актуальность темы исследования обосновывается двумя существенными тенденциями, отмечающимися в развитии российского общества и, в частности, системы высшего образования на протяжении последних десятилетий.

Первая из них заключается в интенсификации глобализационных процессов (С.Н. Артановский, Т. Левитт, А.П Шапошникова). Последние оказывают неоспоримое положительное влияние на развитие отечественной и мировой науки, образования, искусства и культуры [1, с. 277]. Очевидным, однако, представляется и возникновение некоторых побочных эффектов. Один из наиболее значимых - возрастание риска утраты национальной идентичности представителями молодого поколения [1, с. 280]. Авторы настоящей статьи считают, что одним из действенных средств минимизации подобного риска является стимуляция интереса студентов вузов к декоративно-прикладному искусству (ДПИ) в процессе его изучения.

Следующая важная тенденция развития современного общества - его компьютеризация (И.Н. Захарченко, А.В. Иванова, Л.Р Ишмакова, В.А. Менг, Л.А. Молчанова, Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина). Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) проникли во все сферы жизни социума, не исключая образование [2, с. 17-18]. Отсюда следует, что, решая проблемы, связанные с активизацией познавательного интереса студентов по ходу изучения декоративно-прикладного искусства, нельзя не учитывать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями [3, с. 289].

Таким образом, цель исследования - выявить ту роль, которую цифровые технологии играют в активизации познавательного интереса студентов в ходе изучения декоративно-прикладного искусства.

Достижение этой цели представляется возможным в ходе решения следующих задач:

- продемонстрировать место инновационных технологий в достижении положительных результатов образовательного процесса на современном этапе развития отечественной высшей школы;

- определить, какие компетенции должны быть в первую очередь сформированы у лиц, обучающихся в современном вузе, путём изучения декоративно-прикладного искусства;

- исследовать роль формирования познавательного интереса студентов в развитии этих компетенций;

- выявить основные возможности, предоставляемые современными цифровыми технологиями в смысле оптимизации его формирования;

- изучить пути реализации этих возможностей, доступных на современном этапе развития отечественной системы ВО.

Для решения вышеперечисленных задач применялись методы исследования:

- изучение специальной литературы, на страницах которой затрагивается соответствующая проблематика;

- анализ собственного педагогического опыта авторов.

Научная новизна статьи заключается в исследовании роли формирования познавательного интереса обучающихся в успешном изучении ими декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость состоит в выявлении основных возможностей, которые широкое использование цифровых технологий предоставляет с точки зрения оптимизации формирования познавательного интереса студентов при изучении ими декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость видится в определении некоторых путей реализации этих возможностей, доступных на современном этапе развития отечественной системы ВО.

На всех этапах развития вузовского образования в России и мире эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависела от степени актуальности реализуемой его модели [4, с. 58]. Особенности последней, в свою очередь, напрямую зависят от особенностей развития науки и техники (Е.В. Плазырина, А.В. Иванова, Л.Р. Ишмакова, А.Ф. Присяжная). Таким образом, сегодня эффективное использование цифровых технологий является одним из важнейших условий достижения положительных образовательных результатов [5, с. 37-38].

Несмотря на определённую специфику, преподавание художественных дисциплин не составляет исключения из данного правила [6, с. 20-21]. Эволюция методов их преподавания связана с ведущими открытиями и накоплением эмпирических данных не только непосредственно в областях педагогики и искусствоведения, но и во многих других дисциплинах (И.Н. Захарченко, А.В. Иванова, Л.Р. Ишмакова, Л.А. Молчанова, А.Ф. Присяжная, В. Судницкий). Отсюда следует, что грамотное использование современных достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий позволит в полной мере реализовать образовательный и воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства [7, с. 335].

Будущие профессионалы, успешно завершившие изучение декоративно-прикладного искусства, характеризуются наличием ряда специфических профессиональных компетенций. В их числе следует отметить:

- способность анализировать особенности отечественных и мировых школ ДПИ [4, с. 58];

- применение знаний, умений и навыков, относящихся к соответствующей области, по ходу осуществления учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности [8, с. 38];

- использование сформированных компетенций и практического опыта занятий декоративно-прикладным искусством при написании ВКР, курсовых и дипломных работ, подготовке и защите учебных проектов [6, с. 21].

В процессе формирования этих и других компетенций традиционно широко используются наглядные методы, заслуженно считающиеся наиболее эффективными с точки зрения успешного обучения декоративно-прикладному искусству [5, с. 40]. Они подразумевают активизацию познавательного интереса учащихся для наиболее полного визуального восприятия [9, с. 2].

Например, в целях обеспечения эффективного обучающего взаимодействия между педагогом и студентами широко применяется иллюстрация. Плавная её функция - образное воссоздание формы и сущности явления, а также его структуры с целью подтверждения теоретических положений. Сегодня существуют цифровые технологии, использование которых является перспективным в русле реализации данного метода.

Так, функционал VR-шлема позволяет «дополнить» реальный мир виртуальными элементами и сенсорными данными. Он предоставляет возможности для трансляции обучаемым стереоскопических изображений, что, в свою очередь, создаёт реалистичное восприятие трёхмерной среды [5, с. 41]. При этом высокая степень наглядности обеспечивается не только тем, что обучающийся получает общую визуальную информацию об изучаемом объекте ДПИ, но и тем, что будущий профессионал знакомится с предметом или явлением, используя высокий уровень детализации [5, с. 42].

В качестве средства развития интереса студентов к декоративно-прикладному искусству в последнее время определённую популярность приобрели голо-графические проекторы [10, с. 725]. В ходе реализации наглядных методов обучения их использование с целью демонстрации трёхмерных очертаний объектов декоративно-прикладного искусства позволяет осуществить более наглядный и всесторонний анализ их формы и структуры [10, с. 726].

Развитию познавательного интереса учащихся может поспособствовать их привлечение к организации и проведению мультимедийных интерактивных выставочных проектов в центрах цифрового искусства [11, с. 59-60]. Своим организаторам и посетителям мультимедийные выставки предоставляют широкие возможности для знакомства с произведениями ДПИ, находящимися в коллекциях различных музеев по всему миру. При реализации данной технологии на стены, пол и потолок выставочного зала могут быть спроецированы изображения предметов и их отдельных частей, сопровождающиеся анимацией, аудиорядом и комментариями. Таким образом, даже студенты, не принимавшие участия в подготовке выставки становятся не простыми её зрителями, но непосредственными участниками [12, с. 326].

Поворя о цифровых технологиях и их использовании в ходе обучения студентов декоративно-прикладному искусству, следует отметить: хотя по таким предметам, как «Цветоведение», «Рисунок» или «Живопись» существует

большое количество адаптированных под их возможности материалов, интересующая нас область зачастую остаётся вне сферы внимания разработчиков (О.И. Ваганова, Л.К. Иляшенко, С.А. Цыплакова). Данная ситуация обусловливает необходимость широкого использования такого пути повышения познавательной активности обучающихся, как их привлечение к проектированию интерьеров профильных учебных кабинетов, разработке и изготовлению наглядных материалов с использованием цифровых технологий [11, с. 152].

К тому же перспективным представляется их задействование в разработке учебных фильмов. Указанная форма подачи материала сама по себе обладает большим потенциалом в плане формирования познавательного интереса будущих профессионалов, так как позволяет задействовать в когнитивном процессе одновременно и зрение, и слух учащихся [12, с. 330]. При этом выполнение работы, связанной с их генерацией, представляет собой самостоятельный метод обучения, позволяющий задействовать большинство формируемых профессиональных, личностных и общекультурных компетенций и способствовать формированию опыта творческой деятельности у будущих профессионалов [2, с. 19]. Продукт такой деятельности, созданный на основе продуманного сценария, отличается наглядностью, широкой доступностью и отражает некоторые особенности техники и технологии создания произведений искусства [8, с. 40-41].

Таким образом, одним из побочных эффектов глобализационных процессов является возрастание риска утраты будущими специалистами национальной идентичности. Последнее представляет собой серьёзный вызов, симметричный ответ на который необходимо искать уже сегодня. Одним из путей решения данной проблемы является повышение интереса к декоративно-прикладному искусству студентов, которые осваивают соответствующие специальности.

При планировании и внедрении в жизнь такого рода модернизаций нельзя не принимать в расчёт процессы интеграции информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизни общества. Необходимо решать проблему повышения познавательного интереса учащихся к ДПИ с учётом возможностей, предоставляемых такими технологиями.

В процессе декоративно-прикладного искусства студентами вузов традиционно широко используются наглядные методы. Последние подразумевают

Библиографический список

активизацию познавательного интереса учащихся для наиболее полного визуального восприятия. При этом сегодня существуют цифровые технологии, использование которых является перспективным в русле реализации таких методов.

Функционал VR-шлема, например, позволяет «дополнить» реальный мир виртуальными элементами и сенсорными данными. Он предоставляет возможности для трансляции обучаемым стереоскопических изображений, что, в свою очередь, создаёт реалистичное восприятие трёхмерной среды. При этом высокая степень наглядности обеспечивается не только тем, что обучающийся получает общую визуальную информацию об изучаемом объекте ДПИ, но и тем, что будущий профессионал знакомится с предметом или явлением, используя высокий уровень детализации.

В качестве средства развития интереса студентов к декоративно-прикладному искусству в последнее время определённую популярность приобрели го-лографические проекторы. В ходе реализации наглядных методов обучения их использование с целью демонстрации трёхмерных очертаний объектов декоративно-прикладного искусства позволяет осуществить более наглядный и всесторонний анализ их формы и структуры.

Развитию познавательного интереса учащихся может поспособствовать их привлечение к организации и проведению мультимедийных интерактивных выставочных проектов в центрах цифрового искусства. Своим организаторам и посетителям мультимедийные выставки предоставляют широкие возможности для знакомства с произведениями ДПИ, находящимися в коллекциях различных музеев по всему миру.

Продолжая разговор о цифровых технологиях и их использовании в ходе обучения студентов декоративно-прикладному искусству, следует отметить: хотя по таким предметам, как «Цветоведение», «Рисунок» или «Живопись», существует большое количество адаптированных под их возможности материалов, интересующая нас область зачастую остаётся вне сферы внимания разработчиков. Данная ситуация обусловливает необходимость широкого использования такого пути повышения познавательной активности обучающихся, как их привлечение к проектированию интерьеров профильных учебных кабинетов, разработке и изготовлению наглядных материалов с использованием цифровых технологий.

1. Иншаков С.М. Глобализационные процессы в мире и их влияние на национальную безопасность. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2019; Выпуск 4 (833): 276-283.

2. Димова Е.В. Поколение DIGITAL NATIVES: опыт обучения педагогов актуальным направлениям работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 17-19.

3. Жуколина М.В. «DIGITAL NATIVES» как цивилизационный вызов: проблема диалога поколений в начале XXI века. Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков: материалы XVIII Международной научной конференции. Иваново: Ивановский государственный университет, 2019: 277-282.

4. Сафонцева Н.Ю., Лутков С.А. Проектирование основных образовательных программ с учётом требований профессиональных стандартов деятельности (на примере морской образовательной организации). Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 56-60.

5. Савина Е.Б. Плюсы и минусы преподавания дисциплины «Декоративная живопись для дизайнеров» в условиях современного дистанционного образования. Научные труды московского гуманитарного университета. 2021; № 6: 37-42.

6. Власова В.И., Сыпко Е.В. Система практической подготовки студентов педагогических вузов в современном российском высшем образовании: состояние, проблемы, перспективы. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 19-22.

7. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. Цифровые технологии в образовании. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; № 3 (24): 334-336.

8. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования. Психолого-педагогические исследования. 2017; Т. 9, № 1: 38-43.

9. Маркова С.М., Наркозиев A.K. Методика исследования содержания профессионального образования. Вестник Мининского университета. 2019; Т. 7, № 1 (26): 2.

10. ^кова Е.В., ^зюкова В.В., Грачёва ГА. Внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность вуза. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019; Т. 2: 725-726.

11. Ванюшкина Л.М., ^робкова Е.Н. Образование в пространстве культуры. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.

References

1. Inshakov S.M. Globalizacionnye processy v mire i ih vliyanie na nacional'nuyu bezopasnost'. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019; Vypusk 4 (833): 276-283.

2. Dimova E.V. Pokolenie DIGITAL NATIVES: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.

3. Zhukolina M.V. «DIGITAL NATIVES» kak civilizacionnyj vyzov: problema dialoga pokolenij v nachale XXI veka. Gosudarstvo, obschestvo, cerkov' v istorii Rossii ХХ-XXI vekov: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ivanovo: Ivanovskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 277-282.

4. Safonceva N.Yu., Lutkov S.A. Proektirovanie osnovnyh obrazovatel'nyh programm s uchetom trebovanij professional'nyh standartov deyatel'nosti (na primere morskoj obrazovatel'noj organizacii). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 56-60.

5. Savina E.B. Plyusy i minusy prepodavaniya discipliny «Dekorativnaya zhivopis' dlya dizajnerov» v usloviyah sovremennogo distancionnogo obrazovaniya. Nauchnye trudy moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2021; № 6: 37-42.

6. Vlasova V.I., Sypko E.V. Sistema prakticheskoj podgotovki studentov pedagogicheskih vuzov v sovremennom rossijskom vysshem obrazovanii: sostoyanie, problemy, perspektivy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 19-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ahmetzhanova G. V., Yur'ev A. V. Cifrovye tehnologii v obrazovanii. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; № 3 (24): 334-336.

8. Markova S.M., Cyplakova S.A. Professiologicheskie osnovy professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2017; T. 9, № 1: 38-43.

9. Markova S.M., Narkoziev A.K. Metodika issledovaniya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2019; T. 7, № 1 (26): 2.

10. Katkova E.V., Kuzyukova V.V., Karacheva G.A. Vnedrenie innovacionnyh tehnologij v obrazovatel'nuyu deyatel'nost' vuza. Aktual'nyeproblemy aviaciiikosmonavtiki. 2019; T. 2: 725-726.

11. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie v prostranstve kul'tury. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.

Статья поступила в редакцию 21.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.