Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эсеккуев Казимир Владимирович, Хубиев Ахмат Ибрагимович, Эзиева Саният Тохтаровна

Настоящая статья посвящена современным педагогическим технологиям с точки зрения их эффективности в процессе обучения будущих дизайнеров декоративно-прикладному искусству. Непосредственно перед изучением основного предмета рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в структуре профессиональной подготовки студента-дизайнера. Далее приводятся основные требования современного общества к выпускнику вуза, в т.ч. дизайнеру, доказывается, что для реализации этих требований необходимо широкое использование современных образовательных технологий, в т.ч. на занятиях по декоративно-прикладному искусству как важной части формирования компетенции соответствующего профессионала. Затем предлагаются образовательные технологии, могущие быть реализованными на занятиях по соответствующей дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эсеккуев Казимир Владимирович, Хубиев Ахмат Ибрагимович, Эзиева Саният Тохтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE TOOL FOR TEACHING FUTURE DESIGNERS DECORATIVE AND APPLIED ART

This article is devoted to modern pedagogical technologies from the point of view of their effectiveness in the process of teaching future designers decorative and applied art. Immediately before studying the main subject, the role of decorative and applied art in the structure of the professional training of a design student is considered. The following are the main requirements of modern society for a university graduate, including a designer, it is proved that in order to implement these requirements, it is necessary to make extensive use of modern educational technologies, including in the classes of decorative and applied arts as an important part of the relevant professional competence formation. Then educational technologies are offered that can be implemented in classes in the relevant discipline.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

- владением педагогическим работником (преподавателем или управленцем) теоретическими и прикладными знаниями в области использования инновационных педагогических технологий в качестве средства обеспечения безопасной образовательной среды педагогического вуза;

- наличием у специалистов сформированных способностей должным образом применять знания по обеспечению безопасного состояния профессиональной подготовки будущих педагогов в реальной образовательной практике.

Литература:

1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В.А. Адольф // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 81-87.

2. Арзымбетова, Ш.Ж. Педагогические условия формирования инновационной деятельности учителей в УВП общеобразовательной школы / Ш.Ж. Арзымбетова // Завуч. - 2002. - № 4. - С. 19-21.

3. Атаманов, Г.А. Информационная безопасность: сущность и содержание / Г.А. Атаманов // Бизнес и безопасность в России. - 2007. - № 47. - С. 106-115

4. Богатырева, Ю.И. Подготовка будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников: диссертация ...д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Ю.И. Богатырева. - Тула, 2014. - 417 с.

5. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6.: Забота - поддержка - консультирование. - С. 10-38.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 368 с.

8. Еремова, О.В. Инновационная деятельность педагога / О.В. Еремова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=60749 (дата обращения: 28.04.2022).

9. Коваленко, В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова / В.А. Коваленко // Вопросы философии. - 1999. -№10. - С. 90-98.

10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Изд-во Московского университета, 1972. - 576 с.

11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

12. Мугулов, Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа: монография / Ф.К. Мугулов. - Сочи: РИО СИМБиП, 2003. - 243 с.

13. Психология формирования и развития личности / Ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1981. - 368 с.

14. Слободчиков, В.И. Антропологический кризис европейской модели человека / В.И. Слободчиков // Кентавр. - 2005. - № 36. - С. 24-29.

15. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

16. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой ДПИ и дизайна Эсеккуев Казимир Владимирович

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Хубиев Ахмат Ибрагимович ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры ДПИ и дизайна Эзиева Саният Тохтаровна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Аннотация. Настоящая статья посвящена современным педагогическим технологиям с точки зрения их эффективности в процессе обучения будущих дизайнеров декоративно-прикладному искусству. Непосредственно перед изучением основного предмета рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в структуре профессиональной подготовки студента-дизайнера. Далее приводятся основные требования современного общества к выпускнику вуза, в т.ч. дизайнеру, доказывается, что для реализации этих требований необходимо широкое использование современных образовательных технологий, в т.ч. на занятиях по декоративно-прикладному искусству как важной части формирования компетенции соответствующего профессионала. Затем предлагаются образовательные технологии, могущие быть реализованными на занятиях по соответствующей дисциплине.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, дизайн, современные образовательные технологии, студент, преподаватель.

Annotation. This article is devoted to modern pedagogical technologies from the point of view of their effectiveness in the process of teaching future designers decorative and applied art. Immediately before studying the main subject, the role of decorative and applied art in the structure of the professional training of a design student is considered. The following are the main requirements of modern society for a university graduate, including a designer, it is proved that in order to implement these requirements, it is necessary to make extensive use of modern educational technologies, including in the classes of decorative and applied arts as an important part of the relevant professional competence formation. Then educational technologies are offered that can be implemented in classes in the relevant discipline.

Key words: decorative and applied arts, design, modern educational technologies, student, teacher.

Введение. Важной составляющей профессиональной деятельности современного дизайнера является придание эстетического вида различным объектам окружающей действительности [1-2; 16-18]. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что декоративно-прикладное искусство как дисциплина очень часто выступает в роли дополнительного курса для будущих дизайнеров, либо вносится в программы их подготовки в качестве одной из обязательных частей [4; 9; 13; 17]. Кроме того, в последнее время занятия декоративно-прикладным искусством весьма популярны как среди студентов, осваивающих направления подготовки, связанные с дизайном, так и среди широкой публики.

Вышеизложенное делает декоративно-прикладное искусство важной частью профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.

С другой стороны, коренные преобразования, фиксирующиеся в нашем обществе на протяжении трёх последних десятилетий, способствуют выдвижению некоторых принципиально новых требований к выпускникам организаций высшего образования, в т.ч. дизайнерам. Современный конкурентноспособный специалист должен характеризоваться: наличием развитого комплекса умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском необходимых данных в практически безграничных информационных потоках; умением самостоятельно принимать различные, в т.ч. нестандартные, решения по ходу осуществления будущей профессиональной деятельности; высоким уровнем социальной мобильности; развитой способностью к быстрой адаптации в динамично меняющихся условиях современного социума; осознанным стремлением к постоянному развитию собственных профессиональных и личностных компетенций в течении всей жизни [2; 12; 15; 18].

В свою очередь, развитие вышеперечисленных компетенций представляется возможным при условии широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий [1; 3; 10; 14-16].

Изучению их как эффективного инструмента обучения будущих дизайнеров декоративно-прикладному искусству, -важному слагаемому их профессиональной подготовки, будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе разработки соответствующей проблематики мы можем с определённой долей уверенности определить дефиницию «декоративно-прикладное искусство» как искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения художественно-эстетических и практических потребностей человека [8-9; 11; 17].

Соответственно, примерами произведений декоративно-прикладного искусства могут служить:

- ювелирные изделия;

- фарфор и фаянс;

- одежда;

- ковры;

- художественное стекло;

- мебель [4; 11].

Таким образом, сущность обучения будущего дизайнера декоративно-прикладному искусству состоит в формировании у него системы знаний, умений и навыков в художественной сфере, которые составляют основу профессиональных компетенций будущего дизайнера (Табл. 1).

Таблица 1

Знания, умения и навыки, составляющие основу профессиональных компетенций будущего дизайнера

Знания О роли декоративно-прикладного искусства в жизни как общества, так и отдельного индивида.

О традиционном декоративно-прикладном искусстве народов России, его роли в развитии мирового декоративно-прикладного искусства.

Об основных законах и закономерностях декоративно-прикладного искусства.

Умения Грамотно использовать средства художественной выразительности в создании декоративного образа.

Воспринимать и обсуждать произведения декоративно-прикладного искусства.

Навыки Образного и пространственного мышления.

Работы с различными материалами и в различных техниках декоративно-прикладного искусства.

От преподавателя же требуется создание благоприятных условий, позволяющих будущим дизайнерам эффективно сформировать соответствующие знания, умения и навыки [2; 9; 15].

На современном этапе развития системы высшего образования в нашей стране не следует уделять слишком много внимания традиционной технологии, при которой студентам отводятся функции преимущественно репродуктивного характера, а действия преподавателей связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения обучающимися и корректировкой. Педагогическим работникам необходимо сосредоточиться на внедрении сколько инновационных образовательных технологий, позволяющих сформировать у будущих дизайнеров профессиональные и личностные компетенции, перечисленные во Введении [12; 17].

Например, технология коллективного взаимодействия на современном этапе развития высшего образования, в т.ч. в ходе подготовки будущих дизайнеров может быть использована в целях сплочения студенческого коллектива, а значит, формирования у обучающихся компетенций, связанных с адаптацией к динамично меняющейся среде современного общества [1; 4-5]. Результатом учебной работы, проведённой в соответствии с такой технологией, является некий большой проект или изделие декоративно-прикладного искусства, с которым каждый отдельный обучающийся в одиночку и за ограниченный промежуток времени справится не сможет. Действуя в подобных условиях, будущие дизайнеры учатся принимать различные, в т.ч. нестандартные, решения по ходу осуществления учебной, а в дальнейшем -профессиональной деятельности.

Технология проблемного обучения направлена на развитие у студентов-дизайнеров самостоятельности и навыков поиска творческих решений поставленных задач [7; 14]. На занятиях по декоративно-прикладному искусству её можно использовать в случаях, когда педагог предлагает обучающимся создать или оформить некий объект. Можно поставить студентов перед проблемой выбора техники, стиля или цвета, в которых данную работу следует выполнять. Занимаясь решением данной проблемы, студенты, помимо собственно профессиональных знаний, умений и навыков, перечисленных в Таблице 1, получат также возможность для развития навыков ориентирования в информационном пространстве и непрерывного повышения собственной профессиональной квалификации. И так как при равно заданной задаче у обучающихся получаются различные изделия, то данная образовательная технология также способствует выработке у них навыков, связанных с принятием решений в различных ситуациях профессиональной и иной деятельности.

В связи с темой нашего исследования также следует отметить, что рассматриваемая образовательная технология является направленной преимущественно на практическое обучение [8, С. 15-16]. Эта её черта способствует превращению студентов-дизайнеров, осваивающих техники декоративно-прикладного искусства, в активных субъектов образовательного процесса, способных самостоятельно осваивать систему знаний, умений и навыков, необходимых в учебной, профессиональной и иных видах деятельности [3; 5].

Актуальность технологии творческих мастерских с точки зрения эффективной подготовки студентов-дизайнеров на занятиях по декоративно-прикладному искусству состоит в том, что её внедрение в учебный процесс подразумевает активное использование в нём следующих методик:

- демонстрационный метод;

- монологический метод;

- диалогический метод;

- различные виды упражнений [13; 16-17].

При этом демонстрационный метод помогает педагогу при объяснении алгоритма выполнения различных видов упражнений. Использование демонстрационных материалов помогает сформировать у будущих дизайнеров конкретных представлений о реализации усваиваемых ими знаний, умений и навыков в целях решения различных проблем профессиональной деятельности. Кроме того, их использование способствует развитию у студентов навыков поиска необходимой информации [3-5].

В рамках данного метода для демонстрации может используются широкий спектр объектов. В их числе:

- произведения декоративно-прикладного искусства;

- фрагменты спектаклей, художественных или документальных фильмов, затрагивающих соответствующую тематику;

- объекты живой и неживой природы, либо их модели.

В настоящее время можно говорить о существовании ряда специфических технологий, использование которых является перспективным в ходе реализации данного метода. Например, функционал шлемов виртуальной реальности позволяет «дополнить» реальный мир виртуальными элементами и сенсорными данными. Тем самым обеспечивается необходимая наглядность демонстрируемого материала. Кроме того, будущие дизайнеры получают больше возможностей для углубленного знакомства с изучаемыми объектами в силу высокого уровня детализации [6, С. 100]. В этой связи в последнее время растёт также популярность голографических проекторов, использование которых для демонстрации 3D формы специфических объектов позволяет осуществить более наглядный и всесторонний их анализ [6, С. 102]. Таким образом, возможности современных мультимедийных технологий в силу наглядности демонстрируемых посредством них объектов и широте представляемой информации являются мощным средством реализации демонстрационного метода при подготовке будущих дизайнеров на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Использование монологического метода позволяет педагогу ставить задачу перед обучающимися, и наметить основные цели и задачи предстоящей работы.

При помощи диалогического метода обучающиеся могут выяснить пути преодоления затруднений различного характера, могущих, возникнуть в ходе работы.

Выполняя различные упражнения, будущие дизайнеры получают широкие возможности для практической реализации полученных знаний, умений и навыков в различных ситуациях своей будущей профессиональной деятельности [1; 10; 14; 16]. Выполнение упражнений, таким образом, способствует их становлению активными участниками образовательного процесса, позволяя тем самым реализовать практическую направленность подготовки будущих дизайнеров средствами декоративно-прикладного искусства.

При формировании компетентности будущих дизайнеров на занятиях по декоративно-прикладному искусству определённой эффективностью также характеризуется учебное проектирование [12; 18].

Привлечение студентов-дизайнеров к составлению и реализации учебных проектов, в т.ч. на занятиях по декоративно-прикладному искусству, позволяет сформировать у них такие важные для современного специалиста компетенции как умение ориентироваться в информационном поле, умение самостоятельно находить оптимальные решения в различных ситуациях, а при работе над коллективными проектами - также умение адаптироваться к социальной среде [4; 7-8; 10; 15; 17].

При всём многообразии тем учебных проектов, могущих быть реализованными в рамках занятий по декоративно-прикладному искусству, при различии степени их сложности, проектирование выстраивается в соответствии со следующими принципами:

- от простого к сложному;

- от известного к неизвестному;

- от проектирования единичных объектов к комплексному проектированию, подразумевающему широкое использование более сложных техник и технологий [7; 9; 11].

Для того, чтобы проектная деятельность будущих дизайнеров в рамках занятий по декоративно-прикладному искусству могла быть успешной, им необходимо:

- овладеть знаниями, умениями и навыками, приведёнными в Таблице 1;

- уметь осуществлять эффективный поиск необходимой информации;

- владеть навыками конструирования, моделирования, макетирования различных произведений декоративно-прикладного искусства, подразумевающими наличие навыков практического применения имеющихся у студента знаний;

- владеть комплексом умений и навыков, связанных с учётом социально-экономических и культурных факторов при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;

- владеть основами производственного мастерства, которые позволят в перспективе внедрить проектное изделие в производство как в виде единичного экземпляра, так и крупно- или мелкосерийного [10; 15].

Выводы. Подводя итоги исследования, мы можем утверждать, что придание эстетического вида различным объектам окружающей действительности представляет собой важную часть профессиональной деятельности современного дизайнера. Соответственно, декоративно-прикладное искусство как дисциплина зачастую либо вносится в программы подготовки студентов-дизайнеров в качестве обязательного элемента, либо выступает в роли дополнительного курса.

При этом коренные преобразования последних лет, затрагивающие все сферы жизни российского общества, способствуют выдвижению принципиально новых требований к выпускникам организаций высшего образования, в т.ч. дизайнерам. В их числе: наличие развитого комплекса умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском необходимых данных в практически безграничных информационных потоках; умение самостоятельно принимать различные, в т.ч. нестандартные, решения по ходу осуществления будущей профессиональной деятельности; высокий уровень социальной мобильности; способность к быстрой адаптации в динамично меняющихся условиях современного социума; осознанное стремление к постоянному развитию собственных профессиональных и личностных компетенций в течении всей жизни.

Развитие вышеперечисленных компетенций представляется возможным при условии широкого внедрения в процесс подготовки будущих дизайнеров современных образовательных технологий.

В равной степени это касается и изучения декоративно-прикладного искусства.

Так, технология коллективного взаимодействия на занятиях по декоративно-прикладному искусству может быть использована в целях сплочения студенческого коллектива, а значит, формирования у обучающихся компетенций, связанных с адаптацией к динамично меняющейся среде современного общества.

Направленностью на развитие у студентов-дизайнеров самостоятельности и навыков поиска творческих решений поставленных задач характеризуется технология проблемного обучения.

Применение на занятиях по декоративно-прикладному искусству технологии творческих мастерских с высокой вероятностью будет способствовать становлению будущих дизайнеров активными участниками образовательного процесса, позволяя тем самым реализовать практическую направленность их подготовки.

Привлечение студентов-дизайнеров к составлению и реализации учебных проектов позволяет сформировать у них такие важные для современного специалиста компетенции как умение ориентироваться в информационном поле, умение самостоятельно находить оптимальные решения в различных ситуациях, а при работе над коллективными проектами -также умение адаптироваться к социальной среде.

Литература:

1. Бредихин, А.П. Глобализация культуры и современное дизайн-образование: личность художника в диалоге традиций и инноваций / А.П. Бредихин // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. - Ереван: РАУ, 2019. - С. 71-77.

2. Бредихин, А.П. Проблемы и опыт организации взаимодействия преподавателя со студентами-дизайнерами в электронной информационно-образовательной среде / А.П. Бредихин // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. - Минск: БГУ, 2020. - С. 39-47.

3. Ватунский, А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании / А.А. Ватутинский // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 225-226.

4. Галкина, И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования / И.С. Галкина // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2019. - № 4(43). - С. 224-232.

5. Зверева, Л.Г. Инновационные методы и передовые технологии в современном преподавании / Л.Г. Зверева, Э.Э. Темирова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - Vol. 1-1(64). - Pp. 143-145.

6. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А.В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3(108). - С. 88-107.

7. Корнеева, Е.Н. Традиции декоративно-прикладного искусства в дизайне / Е.Н. Корнеева // Наука и Школа. - 2021.

- № 1. - С. 209-217.

8. Коротков, С.Г. Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения / С.Г. Коротков // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 1(25). - С. 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Магомедов, М.П. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности студентов / М.П. Магомедов, А.С. Саидова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 183-185.

10. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020.

- Т. 8. - №2. - С. 3-14.

11. Медведев, Л.Г. О творческих аспектах освоения декоративно-прикладного искусства / Л.Г. Медведев, Л.В. Шокорова // Гуманитарные исследования. - 2020. - № 2(27). - С. 149-151.

12. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. -№ 2 (52). - С. 7-11.

13. Репринцев, М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов / М.А. Репринцев // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - С. 464-469.

14. Тимиркаева, А.В. Технология проблемного обучения / А.В. Тимиркаева // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». - 2021. - № 1. - С. 1-5.

15. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61(2). - С. 200-202.

16. Хубиев, А.И. Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ахмат Ибрагимович Хубиев. - Москва, 1998. - 163 с.

17. Эзиева, С.Т. Формирование художественного образа в передаче характерных особенностей живописи портрета у студентов художественно-графического факультета: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Саният Тохтаровна Эзиева. -Москва, 2014. - 224 с.

18. Эсеккуев, К.В. Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративноприкладному искусству (на материале КЧР: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Казимир Владимирович Эсеккуев. - Москва, 2011. - 167 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники Эсетов Ферхад Эзединович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Кулибеков Нурулла Асадуллаевич

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана инженерного факультета Паштаев Булат Дагирович

ФГБОУ ВО Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова (г. Махачкала)

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Мобильные технологии рассматриваются как эффективное средство организации самостоятельной работы студентов. Непосредственно перед началом их изучения в соответствующем качестве исследуются наиболее значимые особенности развития современного общества и, в частности, системы высшего образования. Демонстрируется, в каких целях современная учащаяся молодёжь чаще всего использует мобильные устройства и приложения. На этом основании доказывается необходимость расширения использования мобильных технологий при организации самостоятельной учебной работы будущих профессионалов. Далее приводятся примеры существующих на сегодняшний день мобильных приложений и предлагаются пути его использования в целях оптимизации самостоятельной учебной деятельности современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.