Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИЗАЙНЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Матвеева Надежда Васильевна, Русяев Александр Петрович

В статье актуализируется проблема использования декоративно-прикладного искусства как средства развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров на примере программы дисциплины «Декоративно-прикладное творчество», разработанной и апробированной на базе факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Матвеева Надежда Васильевна, Русяев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTS AND APPLICATIONS AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE DESIGNERS

The article actualizes the problem of using decorative and applied art as a means of developing professional competencies of future designers on the example of the program of the discipline «Decorative and Applied Creativity», developed on the basis of the FGBOU VO «Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev».

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

7. Спинова Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2007. - 21 с.

8. Спэнг М., Айзенхарт М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте / Пер. с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 592 с.

9. Шатило Ю.П. Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса / Ю.П. Шатило // Молодой ученый. -2014. - № 15 (74). - С. 244-247. - URL: https://moluch.ru/archive/74/12638/ (дата обращения: 16.09.2021).

10. Jonsson Ch. Communication in International Bargaining. - L.: Pinter Publishers, 1990.

11. Stein J.G. International Negatiation: A Multidisciplinary Perspective // Negotiation Journal. - 1998. - № 4. -P. 221-231.

Педагогика

УДК 378.016

доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Матвеева Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема использования декоративно-прикладного искусства как средства развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров на примере программы дисциплины «Декоративно-прикладное творчество», разработанной и апробированной на базе факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева».

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, профессиональные компетенции, дизайнер.

Annotation. The article actualizes the problem of using decorative and applied art as a means of developing professional competencies of future designers on the example of the program of the discipline «Decorative and Applied Creativity», developed on the basis of the FGBOU VO «Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev».

Keywords: decorative and applied arts, professional competencies, designer.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по

приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров»

Введение. Декоративно-прикладное искусство -- значительное явление художественной культуры, которое издавна привлекало к себе внимание исследователей, художников, любителей. Не обошла вниманием этот вид декоративного искусства и образовательная практика, в которой художественные традиции выступают своеобразным образцом и источником для изучения проявления национальной культуры. В своих исследованиях В.А. Варданян и А. П. Русяев обращают внимание на то, что в настоящее время «использование художественных средств для развития интеллектуальных способностей, психических функций, самоопределения у детей разного возраста широко распространено в педагогической практике» [5]. Возникает насущная необходимость рассматривать декоративно-прикладное искусство как основу формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров. Данный процесс невозможен без освоения будущими дизайнерами сущности и смысла декоративно-прикладного искусства как источника обогащения духовности и творческого вдохновения, без освоения технологий выполнения изделий декоративно-прикладного искусства. По сути дела декоративно-прикладное искусство, некогда признанная всеми самодостаточная сфера культуры, уступило позиции новым проектным структурам развивающегося общества, «...поскольку значимость до поры скрытых в произведениях и идеях прикладного искусства идейно-общественных взаимоотношений человека и его среды обрела свои истинные масштабы» [2, с. 11].

Современные исследования (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя [1, с. 34-42]. В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др. определяют профессиональные компетенции как «.нормативные требования к образовательной подготовке обучаемого, необходимой для его эффективной и продуктивной деятельности в определённой сфере» [6, с. 55-61]. Профессиональные компетенции будущих дизайнеров, определяемые на основе декоративно-прикладного искусства, предполагают наличие у них готовности к реализации в своей практической деятельности потенциала декоративно-прикладного искусства.

Изложение основного материала статьи. На базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» в системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики) большое внимание уделяется различным видам искусства, в том числе народному декоративно-прикладному. Изучая дисциплину «Декоративно-прикладное творчество», разработанную на основе требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога [3; 4], студенты приобретают знания о декоративно-прикладном

искусстве как особом виде народного творчества, о его специфике, умения использовать его потенциал в педагогической работе с детьми.

Цель изучения дисциплины — сформировать профессиональные компетенции, позволяющие познакомить обучающихся с декоративно-прикладным искусством, привить любовь к нему.

Студенты после изучения данной дисциплины должны знать: основные виды декоративно-прикладного искусства, его принципы и особенности; основные выразительные средства декоративно-прикладного искусства; виды орнамента в зависимости от преобладающих мотивов и композиционной структуры; традиционные схемы построения орнамента (линейный, сетчатый, замкнутый); основные этапы создания орнаментальной и тематической декоративной композиции, а также уметь применять эти знания на практике.

На лекционных занятиях студенты знакомятся с выразительными средствами декоративно-прикладного искусства: цветом, орнаментом, композицией, стилизацией, на практических занятиях они закрепляют данные знания, выполняя учебно-творческие задания.

В процессе изучения темы «Цвет как выразительное средство в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» студенты получают представление о цвете, его основных характеристиках (цветовом тоне, светлоте и насыщенности), классификации цвета, способах смешения цветов, видах контрастов (одновременным, последовательным и пограничным), колорите.

Цель практических занятий по теме «Основы цветоведения» - овладеть навыками работы гуашевыми красками и выявить специфику цвета в декоративно-прикладном искусстве. Студенты выполняют следующие задания:

Задание 1. Выполнение таблицы по цветоведению с составлением примеров основных характеристик цвета.

Задание 2. Выполнение таблицы по цветоведению «Механическое смешение основных и дополнительных цветов с серым, белым и черным цветом».

Задание 3. Выполнение таблицы по цветоведению с составлением примеров одновременного, последовательного и пограничного контраста.

На практическом занятии по теме «Колорит в декоративно-прикладном искусстве» у студентов формируется представление о гармоническом сочетании, взаимосвязи цветов в произведении декоративного искусства.

Задание: выполнение декоративной композиции в холодном (теплом) колорите.

Зачастую студенты испытывают затруднения от несоответствия мысленного образа и его реального воплощения в материале. Многие стараются в декоративных композициях воссоздать реальные цвета окружающей действительности.

Изучение темы «Искусство орнамента» обращает внимание студентов на орнамент, который призван украшать предметы быта. Содержание занятий включает знакомство с видами и типами орнамента по характеру мотивов и композиционных схем; выразительными средствами орнамента (ритм, симметрия, цвет, композиция; радиальная и осевая симметрия; построение орнамента методом вращения элемента; принципы построения узора: в круге, полосе, квадрате; единство и многообразие орнаментальных мотивов разных народов).

Практическая работа предусматривает выполнение следующих заданий: копирование орнамента с изделий из глины, дерева, вышивки; составление орнаментальной композиции в полосе с использованием элементов геометрического или растительного орнамента; составление замкнутой орнаментальной композиции в круге (квадрате) с использованием элементов геометрического или растительного орнамента.

Выполнение вышеуказанных творческих заданий позволяет расширить представление будущих учителей о ритме и симметрии как средствах построения орнамента, формировать композиционные умения и навыки составления узора в заданной форме.

Композиция является одним из важнейших средств декоративно-прикладного искусства. На лекционных занятиях студенты узнают о ее базовых принципах, приемах и средствах. Закрепление полученных теоретических знаний происходит в процессе выполнения тематических декоративных композиций, в основе которых лежит стилизация природных и утилитарных форм.

Студенты учатся перерабатывать любую природную форму, применяя приемы стилизации, в декоративную. Это происходит при выполнении следующих заданий: переработка природной формы (растение, фрукт или овощ, бабочка и т.д.) в стилизованную с соблюдением следующей последовательности: линейный рисунок - определение цветовых тоновых отношений - завершение декоративно-цветового решения; изображение любого предмета быта в трех ипостасях: а) реалистическое изображение, б) линейно-пятновое изображение на основе геометрических фигур; в) декоративно-орнаментальное решение с использованием линии.

Огромная роль самостоятельной работы студентов отражена в работах многих исследователей. Так, Т.И. Шукшина и Ж.А. Мовсесян подчеркивают что данная форма представляет существенную часть учебного процесса и является одной из наиболее сложных звеньев в практике вузовского образования с точки зрения системы отслеживания результатов [7, с. 104]. Самостоятельная работа студентов способствует прочному усвоению программного материала, повышает уровень эстетической информированности, обобщает их художественные знания в области декоративно-прикладного искусства, приобщает к практической творческой деятельности. Она включает составление словаря - минимума базовых искусствоведческих понятий, основанных на изучении программных материалов и выполнение следующих творческих заданий: выполнение стилизации растительных элементов (листьев, ветвей, плодов и цветов); копирование орнаментов разных стран и народов; составление орнамента в прямоугольнике с использованием геометрических элементов; составление орнамента в круге с использованием растительных элементов; составление орнамента в полосе с использованием зооморфных элементов; выполнение стилизации утилитарных форм с использованием различных геометрических фигур и линий; выполнение декоративной тематической композиции «Дары лета» в определенном колорите (используя прием цветовой растяжки) и др.

Итоговым практическим заданием по модулю «Теоретические основы декоративно-прикладного искусства» является выполнение тематической декоративной композиции по мотивам народных промыслов (городецких, хохломских узоров), например: «Чаепитие», «Свадьба», «Прогулка», «Народные гуляния», «Карусель».

Изучение модуля дисциплины «Художественная обработка материалов в декоративно-прикладном искусстве» предполагает знакомство студентов с художественными промыслами России.

Остановимся подробнее на содержании предлагаемых студентам творческих заданий.

Выполнение заданий по теме «Художественная роспись по дереву» способствует формированию навыков свободной кистевой росписи.

Тема 1. Хохломская роспись.

Цель: научить выполнять элементы верхового и фонового письма, формировать навыки кистевой росписи.

Задание 1. Выполнение элементов «капелька», «завиток», «осочка», «кустик».

Задание 2. Выполнения элемента «криуль».

Задание 3. Выполнение элементов орнамента «кудрина».

Итоговым заданием по данной теме становится роспись объемного изделия с использованием освоенных элементов хохломского письма.

Тема 2. Городецкая роспись.

Цель: научить выполнять элементы орнамента городецкой росписи, формировать навыки кистевого письма.

Задание 1. Выполнение простейших элементов городецкой росписи: кругов-подмалевков, скобок, дуг, спиралей, штрихов, травок.

Задание 2. Выполнение элементов растительного орнамента городецкой росписи «розан», «бутон», «ромашка», «купавка», «листок».

Задание 3. Выполнение элементов «птица», «конь», «дама», «кавалер».

Затем студенты составляют эскиз декора деревянного изделия в стилистике городецкой росписи и выполняют работу в материале.

На практическом занятии «Тряпичная кукла-закрутка» студенты знакомятся с основными видами народных кукол (обрядовыми, обереговыми, игровыми), технологией и особенностями их изготовления.

Актуализации положительной мотивации студентов к самообразованию в области декоративно-прикладного творчества способствуют исследовательские задания с продуктивной направленностью, предлагаемых им в рамках самостоятельной работы. Остановимся на их содержании.

Задание 1. Разработайте фрагмент урока по обучению выполнения учащихся народной куклы (программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авт. Б.М. Неменский, 3 класс, 1 четверть) (этап - «организация и освоение опыта творческой деятельности» в структуре развивающего урока). Подготовьте все необходимые для этого наглядные пособия (образец изделия, технологическую карту его изготовления).

Задание 2. Предложите формы тестовых заданий по теме «Народная кукла» (задания открытой формы, задания закрытой формы, задания на соответствие, задание на установление правильной последовательности).

Задание 3. Разработайте мастер-класс по выполнению народной куклы (обереговой, игровой, обрядовой) для обучающихся.

Задание 4. При работе с электронными ресурсами, представленными в списке рекомендуемых источников в рабочей программе дисциплины, проанализируйте содержание блогов «Рукукла», «Нескучная жизнь». Какие материалы, представленные блоггерами, могут быть полезны Вам при организации занятий с обучающимися по теме «Народная кукла». В чем вы видите их недостатки? Каким информационным содержанием вы наполнили бы сайт, будучи его модератором?

Задание 5. Изучите бытующие ныне виды мордовской тряпичной куклы (обрядовая, обереговая, игровая

- по выбору студента). Выполните реферат об одной из изученных кукол, выполните образец изделия.

Задание 6. Рассмотрите костюм мордовской куклы, ее основные детали, элементы орнамента, используемые при его декоре. Соотнесите технологию изготовления мордовской и традиционной русской куклы-закрутки, выявите ее сходство и различие.

Задание 7. Аргументируйте, в чем заключается важность изучения народной куклы для формирования общей культуры учащегося. Какие базовые общечеловеческие ценности содержат произведения народных мастеров?

Таким образом, задания для самостоятельной работы позволяют глубже погрузиться в содержание изучаемой темы. Продуктивная деятельность содержит потенциал новизны. Новизна, в свою очередь, актуализирует самообразовательную деятельность студента как субъекта педагогического процесса. Самообразовательная деятельность неизбежно ведет к расширению, обогащению культурного опыта субъекта познания.

Одним из эффективных средств приобщения студентов к декоративно-прикладному искусству является занятия декоративной росписью матрешки.

Знакомство с традиционными видами русской матрешки (загорской, семеновской, полхов-майданской), основными этапами технологии изготовления токарной игрушки открывает будущим учителям новый мир, который имеет свои законы и правила. Студенты понимают, что создание образа народной игрушки-сувенира

- это сложный процесс, который им предстоит освоить.

При изучении темы «Современная авторская матрешка» студентам предлагается выполнить авторский вариант росписи мордовской матрешки. Цель данного занятия - учить стилизовать и упрощать элементы мордовского народного костюма при составлении эскиза росписи матрешки; продумывать цветовое решение будущего изделия, формировать навыки кистевой росписи. В процессе выполнения эскиза обращается внимание на то, что нужно не просто копировать костюм на изделии, а создавать декоративный образ через стилизацию и упрощение. При знакомстве студентов с основными деталями мордовского народного костюма следует специально создавать условия для того, чтобы они придумывали свой оригинальный вариант росписи матрешки. В ходе этой работы совершенствуются навыки кистевой росписи, создания декоративно-орнаментального образа объемного изделия.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение творческих заданий, нацеленных на углубление теоретической подготовки и предполагает создание изделий по мотивам традиционных народных промыслов.

Формой итоговой аттестации студентов по дисциплине «Декоративно-прикладное творчество» является экзамен, который включает собеседование по ключевым вопросам предмета, а также просмотр творческих работ и их презентацию.

Особое значение в разделе декоративно-прикладного искусства уделяется проблеме изучения национального компонента. В процессе профессиональной подготовки студенты осваивают дисциплины по выбору, такие как «Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства», «Развитие искусства художественных промыслов Поволжья», «Методика выполнения изделий декоративно-прикладного искусства» и др. На данных курсах студенты не просто знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства Республики Мордовия, например, с народной вышивкой, но и осваивают технологию и приемы ее выполнения, самостоятельно разрабатывают эскизы будущей вышивки, затем данный эскиз воплощается в материале.

Выводы. Таким образом, изучая дисциплину «Декоративно-прикладное творчество», разработанную на основе требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога, будущие дизайнеры приобретают знания о декоративно-прикладном искусстве как особом виде народного творчества, о его специфике, умения создавать художественный образ вещи, понимать его смысловую сущность, а также использовать потенциал декоративно-прикладного искусства в педагогической работе с детьми.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

2. Минервин, Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: «Архитектура-С», 2004. - 288 с.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.02.2016 N 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/18456

4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 8 сентября 2015 г. № б13н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7110291

5. Русяев, А.П. Проблемы создания художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства / Варданян, В.А., Матвеева, Н.В., Хомякова И.В. // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. -№3, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

7. Шукшина, Т.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы будущих учителей / Т.И. Шукшина, Ж.А. Мовсесян // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 1(29). - С. 103-109.

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Аракелян Артем Артурович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность развития у обучающихся знаний об экстремизме как необходимого условия противодействия распространения среди подростков и молодежи соответствующих идей. Разработана на модель развития у обучающихся знаний об экстремизме и методика ее реализации в образовательном процессе. В основе методики развития у обучающихся знаний об экстремизме лежит идея превентивности, а также положения культурологического, личностно-деятельностного и технологического подходов. Модель реализуется на основе принципов стандартизации, фундаментальности и проблемности, плюрализма мнений; сочетает в себе целевой, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты. Методика развития у обучающихся знаний об экстремизме базируется на цикличности построения образовательного процесса и технологии развития критического мышления. В статье приведены конкретные примеры организации процесса обучения и его результаты.

Ключевые слова: экстремизм, знания, цикличность, технология развития критического мышления.

Annоtation. The article substantiates the relevance of the development of knowledge about extremism among students as a necessary condition to counter the spread of relevant ideas among adolescents and youth. Developed on the model of development in students of knowledge about extremism and the method of its implementation in the educational process. The basis of the methodology for developing the knowledge of students about extremism is the idea of prevention, as well as the situation of cultural, personal-activity and technological approaches. The model is implemented on the basis of the principles of standardization, fundamentally and problematic, pluralism of opinions; combines targeted, meaningful, procedural-technological and reflexive-evaluation components. The basis of the methodology for developing knowledge about extremism among students is the cyclical construction of the educational process and the technology for developing critical thinking. The article provides specific examples of the organization of the training process and its results.

Keywords: extremism, knowledge, cycling, technology for the development of critical thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.