Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М., Ягупова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы организации занятий декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования для людей пожилого возраста, с учетом возрастных особенностей. Для примера, авторы предлагают методику организации занятий по художественной росписи, как самый доступный в освоении вид декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова С.М., Ягупова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING ARTS AND CRAFTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR THE ELDERLY PEOPLE

The article examines the organization of arts and crafts classes in the system of additional education for the elderly people, taking into account age characteristics. For example, the authors propose a methodology for organizing art painting classes as the most accessible type of decorative and applied art to master.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.112.4 ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myrzin13@rambler.ru ЯГУПОВА Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: sermarsel@bk.ru

UDC 377.112.4 CHERNIKOVA S.M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Painting of Orel State University E-mail: myrzin13@rambler.ru YAGUPOVA T.A.

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Painting of Orel State University E-mail: sermarsel@bk.ru

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

METHODS OF TEACHING ARTS AND CRAFTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR THE ELDERLY PEOPLE

В статье рассматриваются вопросы организации занятий декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования для людей пожилого возраста, с учетом возрастных особенностей. Для примера, авторы предлагают методику организации занятий по художественной росписи, как самый доступный в освоении вид декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: пожилой возраст, декоративно-прикладное искусство, художественная роспись, образование, методика.

The article examines the organization of arts and crafts classes in the system of additional education for the elderly people, taking into account age characteristics. For example, the authors propose a methodology for organizing art painting classes as the most accessible type of decorative and applied art to master.

Keywords: elderly people , arts and crafts, art painting, education, methodology.

Под определением «дополнительное образование в области декоративно-прикладного искусства» мы чаще всего подразумеваем занятие детей в различных художественных кружках и студиях. Занимаясь искусством, дети развивают не только свои творческие способности, но и развивают моторику рук, речь, память, развиваются эстетически и духовно. Большое количество научных исследований посвящено роли искусства в воспитании и развитии личности, но не так часто мы обращаем внимание на более старшее поколение людей, для которых занятия искусством являются необходимостью. В последнее время в Орловской области проходит областной конкурс «Души и рук прекрасные творенья», проходившего в рамках реализации межведомственного проекта «Возраст творческих открытий: возможности старшего поколения» и регионального проекта «Демография». Конкурс направлен на поддержку и развитие дополнительного образования для людей старшего возраста, повышению качества их жизни и содействию участия пожилых людей в общественной жизни. В рамках конкурса решаются не только задачи социальной адаптации лиц пожилого возраста, но и поддержка жизненной активности личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Занимаясь декоративно-прикладным искусством с людьми пожилого возраста необходимо учитывать их

физиологические, психологические особенности и возможности. Правильно подобранные методики обучения различным технологиям декоративно-прикладного искусства позволят не только освоить этот вид искусства, но и помочь пожилым людям затормозить увядание физических, психологических и эмоциональных функций. Прежде чем предлагать занятие, каким либо видом искусства, необходимо побеседовать с пожилым человеком, что бы оценить его возможности, интересы, особенности здоровья.

Люди старею по разному, психологи выделяют четыре типа старения. Первая категория людей постоянно поддерживают свои профессиональные достижения, контактируют с близкими и коллегами, ведут активный образ жизни. Вторая категория людей направлена на постоянное саморазвитие, появляется время для хобби, самообразования. Третья категория склонна к негативным эмоциям, хандре, ворчливости, не удовлетворенности жизни. Помимо психо-эмоциональных изменений, с возрастом происходят и физиологические изменения, возникают проблемы со здоровьем: ухудшается зрение, нарушается координация движения, угасает короткая память, меняется моторика рук....

Разрабатывая методику организации занятий по декоративно-прикладному искусству для людей пожилого возраста необходимо адаптировать ее под возмож-

© Черникова С.М., Ягупова Т.А. © Chernikova S.M., Yagupova T.A.

ности и особенности старшего поколения. Программа должна быть простой, понятной и доступной в освоении. Основными ее целями являются: сформулировать знания в области декоративно-прикладного искусства, овладеть основными навыками и приемами различных техник декоративно-прикладного искусства, научить правильно пользоваться инструментами и материалами, снять эмоционально-психологическую нагрузку, развить социальную активность и социальные связи. Задачами программы занятий по Декоративно-прикладному искусству для пожилых людей являются: восстановление физических функций, снижение зависимости от посторонней помощи, реализация творческого потенциала людей пожилого возраста, работа в коллективе.

Формы проведения занятий могут быть самые разнообразные, это и индивидуальные занятия, к которым относятся: практические занятия, консультации, беседы. А так же возможность применять групповые формы организации занятий по Декоративно-прикладному искусству: лекции, семинары, экскурсии, мастер-классы...

При планировании программы и проведении практических занятий необходимо использовать следующие методы обучения:

- организационные (планировать и организовывать практические занятия, лекции, экскурсии, мастер-классы...);

- исследовательские (собеседование, анкетирование);

- аналитические (анализ научных публикаций и исследований, результатов тестирования и анкетирования);

Прежде чем приступать к занятиям необходимо познакомится с её участниками, определить интересы к различным технологиям декоративно-прикладного искусства, определить возможности моторики рук, умения и навыки в конкретном виде декоративно-прикладного искусства, а так же определить физиологические особенности и возможности людей пожилого возраста.

Как показывает практика, чаще всего пожилые люди выбирают следующие виды декоративно-прикладного искусства: изготовление игрушки, техника «валяние», плетение из лозы, аппликация соломкой, вышивка, роспись по дереву. У представителей сильного пола преимущественно - резьба по дереву, деревянная скульптура. Хочется отметить, что выбор данных технологий не случаен, пожилые люди останавливают свой выбор на технологиях доступных как в материальном плане, так и в возможностях физиологического освоения навыков и приемов выполнения изделий декоративно-прикладного искусства. Наиболее популярным видом декоративно-прикладного искусства среди пожилого населения является роспись по дереву, этот вид искусства сочетает в себе не только прикладное значение, но и включает в себя основы изобразительной грамотности. В процессе обучения учащиеся осваивают законы композиции, основы цветоведения, знакомятся с историей возникновения той или иной росписи, а так

же осваивают основные приемы и навыки выполнения орнаментов. Доступность данного вида искусства позволяет проявить творческую фантазию, создавать как индивидуальные, так и коллективные изделия и объекты декоративно-прикладного искусства. Помимо создания творческих работ, занятия росписью позволяют корректировать физические отклонения присущие данной группе обучающихся. «Осваивая различные виды декоративно-прикладного искусства, личность приобщается к истории народной культуры, ее традициям, развивает творческое воображение и фантазию, развивает образное мышление, учится понимать и создавать произведения искусства, развивается эстетически. Занятия росписью можно применять в арт-терапии, главное правильно подобрать материалы и инструменты и учесть возможности личности, его психо-эмоциональные и физические отклонения.

Чаще всего применяют следующие коррекционные и развивающие занятия, где можно применить технологии росписи:

• Раскрашивание рук.

• Разрисовывание тряпичных кукол.

• Закрашивание мячей разных размеров в разные цвета, можно кистью, руками, штампами и т.д.

• Раскрашивание кубиков орнаментом или узором при помощи палочки.

Обучая искусству росписи, преподаватель использует различные методики и технологии обучения. Главное, чтобы они были направлены на переживание положительных эмоций у личности, развивали творческие возможности, фантазию» [5, с. 218] .

В процессе ознакомления с художественной росписью, необходимо провести вводное занятие, на котором преподаватель расскажет про виды росписей, их особенностях, инструментах и материалах применяемых в различных видах художественной росписи. Такое занятие можно провести в виде беседы, лекции или устроить экскурсию (по возможности). Лекционный материал можно сопровождать презентациями и видеофильмами.

Затем, после вводной лекции, необходимо остановится на изучении основ композиции и цветоведения. Достаточно рассказать основные понятия и законы построения орнамента и выполнение их в цвете, затем можно постепенно приступать к практическим занятиям. Сначала рекомендуется научиться составлять орнамент и выполнять его в цвете, можно начать с простых геометрических орнаментов, затем перейти на растительный орнамент и жанровые композиции. «В декоративно-прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Стилизация формы необходима для того, чтобы сделать вещи и их изображение более выразительными. Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета» [7, с. 368]. Для примера выполнения подобных композиций,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

можно показать образцы городецкой росписи, хохлом-ской росписи, мезенской росписи. Примечательны эти росписи еще тем, что кроме декоративной составляющей они имеют символические и солярные значения.

Выполняя эскизы орнаментальных композиций, пожилые люди восстанавливают двигательные функции кисти руки, развивают концентрацию внимания и памяти. Работая с цветовыми композициями развивается аналитическое и логическое мышление, обучающимся постоянно приходится сравнивать цвета по тону, насыщенности, учиться смешивать цвета и получать дополнительные колористические решения. Выполнять орнаментальные композиции сначала рекомендуется на бумаге с помощью акварельных или гуашевых красок, они просты в использовании, рисунок можно всегда исправить или перекрыть в другой цвет. Предложенные краски экологичные и не имеют вредных примесей и запахов, а так же они доступны по цене.

Следующий этап выполнение художественной росписи, это уже непосредственное выполнение декора на изделии. Для начала рекомендуем выполнить роспись на плоском изделии (разделочная доска, шкатулка.), желательно чтобы поверхности были прямыми и не имели округлых форм. Заготовку необходимо перед началом росписи загрунтовать. Можно использовать клей ПФА, можно купить специальные грунты для деревянных поверхностей. Затем выполненный эскиз на бумаге, переносим простым карандашом на изделие, можно нарисовать его снова на изделии срисовывая с эскиза, а можно способом копирования перенести его на деревянную поверхность. После того как обучающиеся овладеют элементарными навыками составления композиции и декорирования изделий, задание можно усложнить. Можно так же предложить выполнить роспись на объектах различной формы (круглой, овальной, выемчатой.), но необходимо так же учитывать, что такой формы изделия достаточно трудно удерживать в руках, поэтому необходимо вырабатывать навыки выполнения росписи одной рукой и разрабатывать моторику руки у пожилых людей. Для росписей деревянных

изделий чаще всего используют гуашь или акриловые краски. Акриловые краски используют в росписи профессиональные художники, их не надо закрепляя на поверхности, красками гуашь работать проще, но нарисованный орнамент необходимо закрепить лаком, так как при попадании воды на поверхность краски растекаются. Применять лучше акриловые лаки, так как они не имеют резкого запаха и не токсичны, наносить лак на поверхность можно обычной кистью, можно распылять из баллончика, штамповать губкой, можно погружать изделие в лак.

Освоив простой, но в то же время очень красивый вид декоративно-прикладного искусства, пожилые люди могут украшать свой быт, выполнять подарки для родных и близких. Но, конечно же, главной функцией дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства для пожилых людей является работа в коллективе, адаптация к социальной жизни, развитие двигательных функций конечностей и ощущение радости от процесса творчества.

В заключении хочется отметить результаты программы занятий декоративно-прикладного искусства для людей старшего возраста:

- сформированы трудовые навыки;

- улучшена моторика рук;

- сформированы функции самоорганизации;

- сформирован познавательный интерес;

- реализован творческий потенциал;

- сформированы и реализованы коммуникабельные функции;

- ознакомлены с различными видами декоративно-прикладного искусства;

- участие в выставках и конкурсах.

На основе перечисленных результатов можно сделать выводы, что занятия декоративно-прикладным искусством полезны не только для детей, но и дают положительные результаты в области дополнительного образования пожилых людей. Искусство является связующим звеном между человеком и обществом, а процесс творчества обогащает людей духовно.

Библиографический список

1. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года №164

2. Бут Лини. Здоровье на кончиках пальцев, Астрель, 2007

3. Высоцкая И.В., Митина А.М. Модели и технологии обучения людей пожилого возраста: анализ отечественных и зарубежных подходов / Известия ВолгГТУ. 2010. № 8.

4. Ермолаев И. С. Обучение лиц старшего возраста и пенсионеров - новые горизонты взаимопонимания и сотрудничества 2013. URL: http://kpfu/ru/docs/F280987030/all_age/pdf.

5. Есипова Ю.И., Черникова С.М. Современные материалы и технологии в практике преподавания декоративно-прикладного искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №2 (83). С. 215-218.

6. Носвитцкий В.В., ГольдбергЕ.Д. Патофизиология. Тольятти, 2001.

7. Ягупова Т.А. Влиние стилизации на развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов //Ученые записки Орловского государственного университета. Выпуск 3, часть 2 Орел, 2010. С. 369-371.

References

1. Strategy of actions in the interests of citizens of the older generation in the Russian Federation until 2020, approved by the order of the Government of the Russian Federation dated February 5, 2016 №. 164

2. Booth Lini. Health at your fingertips, Astrel, 2007

3. Vysotskaya I.V., MitinaA.M. Models and technologies of teaching elderly people: analysis of domestic and foreign approaches / Izvestiya VolgSTU. 2010. №8.

4. Ermolaev I.S. Training for seniors and retirees - new horizons of mutual understanding and cooperation 2013. URL: http: // kpfu / ru / docs / F280987030 / all_age / pdf.

5. Esipova Y.I., Chernikova S.M. Modern materials and technologies in the practice of teaching arts and crafts // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2019. №. 2 (83). Pp.215-218.

6. Nosvitzky V.V., GoldbergE.D. Pathophysiology. Tolyatti, 2001.

7. Yagupova T.A. The influence of stylization on the development of creative abilities of students of art and graphic faculties // Scientific notes of Orel State University. Issue 3, part 2 Orel, 2010. Pp. 369-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.