Научная статья на тему 'Формирование профессионализма у слабослышащих обучающихся при изучении декоративной композиции'

Формирование профессионализма у слабослышащих обучающихся при изучении декоративной композиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / FORMATION OF PROFESSIONALISM / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ARTS AND CRAFTS / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / HEARING-IMPAIRED STUDENTS / TRAINING AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Д.А., Чайка Н.М., Величко Н.Г.

Статья посвящена формированию профессионализма у слабослышаших обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Проблемами развития являются: коммуникативная и письменная речь, художественное восприятие. В качестве составляющей данного процесса рассматривается учебно-методическое обеспечение, создание определенных комфортных психолого-педагогических условий для изучения декоративной композиции. Необходимыми аспектами освоения дисциплины является изучение основ, уровень способностей к освоению профессии, участие и организацию выставок творческих работ и конкурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хворостов Д.А., Чайка Н.М., Величко Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONALISM AMONG HEARING-IMPAIRED STUDENTS IN THE STUDY OF DECORATIVE COMPOSITION

The article is devoted to the formation of professionalism of the hearing-impaired students training in «Arts and crafts and folk crafts». The problems of development are: colloquial and written speech, artistic perception. Educational and methodological support are considered as the components of this process, the creation of certain comfortable psychological and pedagogical conditions for ornamental composition studying. Necessary aspects of the discipline mastering are the studying of the basics, the level of ability to possess profession, participation and organization of art competitions and events.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионализма у слабослышащих обучающихся при изучении декоративной композиции»

УДК [378.147:745]-056.26 ХВОРОСТОВД.А.

доктор педагогических наук, профессор РАО, профессор, кафедра дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: aqua_storm@mail.ru ЧАЙКА Н.М.

Ассистент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г.Ялте E-mail: chaika-604@mail.ru ВЕЛИЧКО Н.Г.

старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

UDC [378.147:745]-056.26 KHVOROSTOV D.A.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of RAE, Professor of the Department of design, of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Orel state University named after I. S. Turgenev» E-mail: aqua_storm@mail.ru CHAIKA N.M.

Assistant of the Department of Fine arts, teaching methods and design of the Humanities and Education Science (branch) Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in

YaM

E-mail: chaika-604@mail.ru VELICHKO N.G.

Senior lecturer of the Department of Fine arts, methods of teaching and design of the Humanities and Education Science (branch) Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal

University in Yalto.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

THE FORMATION OF PROFESSIONALISM AMONG HEARING-IMPAIRED STUDENTS IN THE STUDY OF DECORATIVE COMPOSITION

Статья посвящена формированию профессионализма у слабослышаших обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Проблемами развития являются: коммуникативная и письменная речь, художественное восприятие. В качестве составляющей данного процесса рассматривается учебно-методическое обеспечение, создание определенных комфортных психолого-педагогических условий для изучения декоративной композиции. Необходимыми аспектами освоения дисциплины является изучение основ, уровень способностей к освоению профессии, участие и организацию выставок творческих работ и конкурсах.

Ключевые слова: формирование профессионализма, психолого-педагогические условия, декоративно-прикладное искусство, учебно-методическое обеспечение, слабослышащие обучающиеся, направление подготовки.

The article is devoted to the formation of professionalism of the hearing-impaired students training in «Arts and crafts and folk crafts». The problems of development are: colloquial and written speech, artistic perception. Educational and methodological support are considered as the components of this process, the creation of certain comfortable psychological and pedagogical conditions for ornamental composition studying. Necessary aspects of the discipline mastering are the studying of the basics, the level of ability to possess profession, participation and organization of art competitions and events.

Keywords: formation of professionalism, psychological and pedagogical conditions, arts and crafts, educational and methodological support, hearing-impaired students, training area.

Введение. В современном социокультурном пространстве возникает необходимость в развитии культуры общения, особых форм обучения студентов с проблемами здоровья, в частности, слабослышащих. Потому встает вопрос о необходимости в разработке учебно-методического обеспечения, создания комфортных психолого-педагогических условий.

Требования к компетентности и профессионализму выпускника по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство» представлены в правовых докумен-

тах (ФГОС ВПО) и утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации. Но они не все содержат необходимую учебно-методическую информацию по дисциплинам специальности, поэтому важно подобрать нужные профессиональные компетенции в области изучения декоративно-прикладного искусства [4; 8; 9].

Методы. Направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» имеет два основных профессиональных блока: первый, теоретико-практический и второй, концентрирующий внимание на

© Хворостов Д.А., Чайка Н.М., Величко Н.Г. © Khvorostov D.A., Chaika N.M., Velichko N.G.

практической деятельности. При этом можно выделить профессиональные и художественные компетенции, которые отражают специфику декоративно-прикладного искусства. Однако между ними происходит взаимопроникновение, предполагающее необходимость системного формирования таких компетенций [4; 8; 9].

При нарушении слуха у обучающихся снижается зрительное восприятие, затрудняется развитие кинестетической чувствительности и речевых органов. Конечно же, у таких студентов сильно развито зрительное восприятие. Такой анализатор у них становится основным в познании мира и изучении содержания рабочей программы.

В отличие от студентов без проблем здоровья, слабослышащие обучающиеся в состоянии достаточно наблюдательны, замечают особые детали в окружении. Для них легче смешивать близкие цвета - синий, фиолетовый, красный, оранжевый, где более остро чувствуют мельчайшие оттенки цветов [1; 6; 7].

Работы слабослышащих обучающихся отличаются большей детализацией. В то же время студентам с нарушениями слуха сложнее выполнять пространственные изображения. Это можно объяснить повышенным вниманием к ярким признакам предметов и затруднении определения малозаметных признаков. При проблемах выделения главных опознавательных признаков предмета замедляется скорость зрительного восприятия.

В процессе сравнения успешности определения ранее показанных предметов последовательно или одновременно выяснилось, что обучающиеся с нарушениями слуха смешивают похожие предметы. Это происходит оттого, что присутствует снижение точности запоминания предметов из-за неполноты зрительного восприятия, трудностей выделения важных признаков. Также сложно мысленно сопоставить ранее виденного предмета с еще раз показанным. То есть, обучающимся сложно свободно оперировать образами предметов, недостаточно образное мышление.

На первом курсе слабослышащие студенты используют в речи определения видимой натуры, понятных признаков объектов, уже знакомого функционирования, взаимосвязи пространства и времени; они четко выражают в речи причины деяний и поступков.

Речевая недостаточность, выражающаяся в согласовании и управлении, неверном использовании вида и времени глаголов, сужении и расширении значения слова и уступают в развитии сверстникам. Все это приводит к недостатку информации, тормозит развитие познавательной деятельности. Наступают сложности в формировании технического мышления. Помимо этого, у таких обучающихся часто недостаточно сформированы теоретические и профессиональные знания, которые они получают в процессе освоения специального обучения.

Важное место в работе со слабослышащими занимает письменная речь, так как она выступает не столько средством коммуникации, но и основной базой получения знаний. Трудности в освоении печатного текста и в выстраивании письменных суждений объясняются тем, что отставание в развитии познания не в полной мере получены в довузовском обучении. Проведенные исследования выявило, что у обучающихся с нарушенным слухом страдает выполнение самостоятельных практических заданий и понимание пояснения логики, причинно-следственных

и временных связей, событий создаваемого произведения.

Результаты. На протяжении всего периода обучения в вузе у слабослышащих обучающихся происходит прогрессивное развитие устной и письменной речи, а также творческой составляющей образовательного процесса. К выпуску словарный запас обогащается, становятся сложнее грамматические составляющие, формы и способы разговорной речи, раскрывается художественный талант.

Профессиональное становление личности слабослышащего обучающегося происходит в процессе профессионального образования, профильного обучения, в практической деятельности, с направленностью на достижение заданных результатов [8].

Современное общество ставит перед собой задачу подготовки высокопрофессиональных специалистов, в структуру которой входят содержание и объем профессиональных и социально-психологических качеств, представленных системой необходимых характеристик мастера как члена современного общества.

Характерны следующие признаки сформированности специалиста, в которой учитывается область деятельности, профессиональные трудности и способы их преодоления, обоснованные риски, трудовые функции специалиста и характеристики личности. При этом для формирования профессиональной компетентности важно создание творческой образовательной среды, разработку индивидуальной образовательной программы слабослышащего обучающегося, привлечение к участию художественных выставок и их организации в городе, области, важно и участие в конкурсах различного уровня; приобщение к взаимодействию с социальными партнерами: вузами, школами, работодателями, которые помогают направить на повышение качества обучения, изучения востребованности профессии. Для определения компетенций необходимо выявить позиции в практике искусства для понимания преподавания декоративной композиции как определяющей основы художественной деятельности.

Наиболее сложной частью постижения декоративного искусства является понимание красоты и выразительно-изобразительных средств композиции, закономерностей ее создания в проектной графике и художественном оформлении и декорировании изделий.

Педагогическое воздействие на слабослышащих обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (Направленность программы: Художественная роспись) осуществляется через использование специальных методов обучения и преподавания, которые направлены на раскрытие основ декоративности, выразительности (как сложного художественного явления) и на выявление обусловленности композиции в традициях народных мастеров, в художественных материалах и технологиях их обработки, в технике выполнения изделия.

Преподавание может осуществляться на основе составленных программ, таких, как «Декоративная композиция в художественной росписи», «Декоративная живопись», «Техника росписи» и других.

В педагогической деятельности необходимо учитывать роль декоративно-прикладного искусства в формировании цивилизованных основ общества, фундаментом мировой художественной культуры.

Сохранение традиций творчества, связанных с народным декоративно-прикладным искусством, является неотъемлемой частью в самоидентификации человека в социуме, самоопределения в становлении человека. В связи с этим становится главной задачей в художественной педагогике. Для воспитания чуткого отношения к композиции у слабослышащих обучающихся необходимо пробуждать способность к видению соотношения личного творчества с народным декоративно-прикладным искусством.

Полученные знания предполагают включение в компетенции изучения типичных черт вида декоративного искусства, его восприятия и получения декоративности. Важно развивать творческие способности слабослышащих обучающихся по декоративно-прикладному искусству поэтапно, помогая осознать направления профессиональной декоративно-прикладной деятельности [4; 8; 9].

В работе над декоративной композицией соблюдаются следующие этапы: теоретическое изучение законов, типов и видов декоративного творчества, приемов и методов ее создания, выявление особенностей, характеристик, признаков декоративной композиции, определение идеи и выбора темы работы, учет формы изделия, выбор необходимых материалов и инструментов, разработка эскиза, определение пропорций произведения, которые должны соответствовать мотиву и общему решению работы, корректном расположении на плоскости изделия, выполнении художественной обработки с учетом соблюдения единства формы и содержания, композиционного расположения рисунка, тоновых и цветовых взаимодействий [3; 5; 6].

При получении знаний по декоративной композиции будущие специалисты приобретают умения и навыки технологических основ выполнения работы, разнообразия приемов художественной обработки материалов. Часто слабослышащие обучающиеся к самостоятельно разрабатывают композиции по декоративно-прикладному искусству, но осознанное применение технологий обработки материалов для решения композиции происходит в течение всего процесса обучения.

Материальная основа декорируемого изделия влияет на создание композиции. Часто в нее вписывается орнамент, узоры на тканях, кружевах, подносах. В орнаментике может быть использована стилизация форм натуры и условность цвета. Упрощенность может доходить до покрытия цветом без светотени, бликов, рефлексов.

При компоновке декоративной композиции важно максимально сохранить целостность пластической формы.

Формирование профессиональных компетенций, обусловленных образовательным стандартом, предполагает следующее направление: владение навыками рисунка, умение применять рисунки для составления композиции, преобразования их в дальнейшее проектирование любого объекта декоративного творчества. Для подготовки слабослышащих обучающихся реализовывались профессиональные компетенции по художественной деятельности, производственно-технологической деятельности, исполнительской деятельности, педагогической деятельности.

Помимо восприятия необходима также художественно-творческая практика, углубляющая видение, понимание декоративно-прикладного искусства, выделение отдельных традиций. Изучение должно строиться по этапам приобретения мастерства - повтор, вариация, импровизация.

При этом важно научить различать ряд понятий - декоративное и прикладное искусство, расширить представления слабослышащих обучающихся о характере деятельности, объеме выполнения работ, о материальности предметов.

Декоративная композиция основана на изучении ряда понятий и закономерностей:

- восприятие типичности композиции, стилизация, декоративное преобразование форм натуры, отображение декоративного мотива, учет размеров декорируемого объекта;

- выявление орнаментально-ритмической основы композиции, ее взаимосвязь с формой предметов и материально-предметной средой;

- определение видов композиции (декоративная, орнаментальная, формальная, фронтальная, глубинно-пространственная);

- визуальное оценивание связи художественной традиции с типом композиции, характером общего решения, пластичностью материала;

- определение эстетического оценивания и анализа композиций народных мастеров, профессиональных художников [3; 5; 6].

Оцениваются работы на отлично, если на просмотр представлено необходимое количество работ, соблюдены законы построения декоративной композиции в художественной росписи, соблюдены этапы выполнения работы, грамотно выполнены мотивы и элементы декоративной композиции, грамотно подобрана цветовая гамма, работа выполнена аккуратно, обучающийся знает терминологию.

Итак, формирование профессиональных компетенций у слабослышащих обучающихся и их индивидуально-творческом развитии является важным и обязательным направлением в индивидуальной работе преподавателей.

Обсуждение. Изучив результаты экспериментальной подготовки слабослышащих обучающихся декоративной композиции, можно отметить реальное повышение их уровня коммуникативной и письменной речи, способностей к практической творческой деятельности, активное участие в выставках и конкурсах, уважение со стороны сокурсников и преподавателей. Выпускники реализовывают себя как педагоги, участники региональных выставок.

Заключение. В результате обучения слабослышащих обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» осуществляется работа по разработке программ и учебных модулей, предполагающих их профессиональную подготовку в области декоративной композиции.

Важной составляющей образовательной среды педагогического вуза является формирование умений и навыков: в восприятии, стилизации, учете материала, размера и формы декорируемого изделия, этапах творческой деятельности.

В работе со слабослышащими обучающимися необходимо учитывать особенности коммуникативной и письменной речи, уровень способностей к освоению профессии, участию художественных выставок и их организации в городе, области, важно и участие в конкурсах различного уровня; приобщение к взаимодействию с социальными партнерами: вузами, школами, работодателями, которые помогают направить на повышение качества обучения, изучения востребованности профессии.

Библиографический список

1. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция. Ростов-н/Д, Феникс, 2008. 314 с.

2. Буткевич, Л.М. История орнамента. М., Арт-Родник, 2004. 74 с.

3. Голубева О. Основы композиции. М., Искусство, 2008. 120 с.

4. Ефремичева Н.В. Методологический аспект проектирования модели компетенций художника-педагога. Орел, 2012. №1(45), С. 354-361.

5. Кошаев В.Б. Композиция в Русском народном искусстве. М., Форум, 2010. С.149.

6. Логвиненко Г. Декоративная композиция. М., Владос, 2012. 144 с.

7. Ломов С.П, С.А. Амонжлов. Цветоведение. М., Владос, 2014. 144 с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1996. 312 с.

9. Черемных Г.В.. Формирование компетенций бакалавров при овладении основами композиции в декоративно-прикладном искусстве. М., Наука, образование, культура, 2016. С 212-220.

References

1. Dagldiyan, K. T.-the Decorative composition. Rostov-on-Don, Phoenix, 2008. 314 p.

2. Butkevich, L. M. history of an ornament. M., Art-Spring, 2004. 74 p.

3. Golubeva O. fundamentals of composition. M., Art, 2008. 120 PP.

4. EremichevaN. In. Methodological aspect of designing a competency model of the artist-teacher. Eagle, 2012. No. 1(45), Pp. 354-361.

5. Koshaev V.B. the Composition in Russian folk art. M., Forum, 2010. P. 149.

6. Logvinenko G. Decorative composition. M., Vlados, 2012. 144 p.

7. Lomov S. P , S. A. Amanzholov. Chromatics. M., Vlados, 2014. 144 p.

8. MarkovaA. K. Psychology of professionalism. M., Knowledge, 1996. 312 p.

9. Cheremnykh G. V. Formation of bachelor's competences in mastering the basics of composition in arts and crafts. M., Science, education, culture, 2016. From 212-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.