Научная статья на тему 'Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности будущего учителя изобразительного искусства'

Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности будущего учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
427
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ЭМАЛЬ / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / ARTS AND CRAFTS / COMPOSITION / ENAMEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коссович Елена Евгеньевна, Рамзаева Екатерина Николаевна

Рассматривается проблема формирования творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства. Описываются понятия творчества и творческой активности. Анализируется современная система обучения декоративно-прикладному искусству в высшей школе, а также выявляется педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коссович Елена Евгеньевна, Рамзаева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artticle considers the problem of the formation of individual creativity by means of arts and crafts. The authors describe the concepts of creativity and creative activity. The modern system of teaching arts and crafts in higher education is analyzed. The pedagogical potential of arts and crafts in the process of creative activity formation is revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности будущего учителя изобразительного искусства»

известия вгпу

8. Милова Т.Ф. Духовно-культурные аспекты глобализации // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 4(24). С. 185-191.

9. Савицкая Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога // Обсерватория культур. 2004. № 1. С. 4-13.

10. Суханова Н.П. Ценностные факторы и процесс формирования научного знания // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 2(14). С. 103-113.

11. Экономика должна быть экономной [Электронный ресурс]. URL: https://publizist.ru/ blogs/110796/21736/ (дата обращения: 07.12.2018).

12. Triandies H.C. Introduction to Handbook // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. I: Perspectives / Eds. H.C. Triandies, W.W. Lambert. Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980.

* * *

On safety culture in the "civilization of risk"

The article explores the potential for building a "renewed" culture of life safety in the context of a modern technological civilization. The author considers the connection of global problems of life safety with culture as a carrier of the established ideals and values of society. The objectives of education in the field of security and the problems of building a culture of life safety are discussed.

Key words: risk civilization, safety culture, noxo-logical education.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2019)

1. Babosov E.M. Rol' religioznyh cennostej v sta-novlenii i razvitii nacional'nogo kul'turnogo koda // Sociologicheskij al'manah. 2017. № 8. S. 175-185.

2. Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. M.: Progress-Tradiciya, 2000.

3. Vorob'ev Yu.L. Kul'tura bezopasnosti zhiz-nedeyatel'nosti: sistemoobrazuyushchij faktor snizhe-niya riska chrezvychajnyh situacij v sovremennoj Ros-sii // Pravo i bezopasnost'. 2006. № 3-4 [Elektronnyj resurs]. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_19_25.htm (data obrashcheniya: 14.12.2018).

4. Devisilov V.A. Noksologicheskie aspekty gu-manizacii obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 1. S. 129-132.

5. Durnev R.A. Kul'tura bezopasnosti zhizne-deyatel'nosti // Socis. 2006. № 12. S. 72-78.

6. Katastrofy: sociologicheskij analiz [Elektron-nyj resurs]. URL: http://www.bibliotekar.ru/5-ka tastrofa/4.htm (data obrashcheniya: 04.12.2018).

7. Medouz D.H., Medouz D.L., Randers J., Berns V.Sh. Predely rosta: doklad po proektu Rimsko-go kluba «Slozhnye polozheniya chelovechestva» (The Limits to Growth). M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1991.

8. Milova T.F. Duhovno-kul'turnye aspekty glo-balizacii // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2004. Vyp. 4(24). S. 185-191.

9. Savickaya T.E. Yanusov lik globalizacii: raz-myshleniya kul'turologa // Observatoriya kul'tur. 2004. № 1. S. 4-13.

10. Suhanova N.P. Cennostnye faktory i process formirovaniya nauchnogo znaniya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2014. № 2(14). S. 103113.

11. Ekonomika dolzhna byt' ehkonomnoj [Elektronnyj resurs]. URL: https://publizist.ru/blogs/110 796/21736/ (data obrashcheniya: 07.12.2018).

Е.Е. КОССОВИЧ, E.H. РАМЗАЕВА (Волгоград)

педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности будущего учителя изобразительного искусства

Рассматривается проблема формирования творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства. Описываются понятия творчества и творческой активности. Анализируется современная система обучения декоративно-прикладному искусству в высшей школе, а также выявляется педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе формирования творческой активности.

Ключевые слова: творческая активность, творчество, образовательный процесс, декоративно-прикладное искусство, композиция, эмаль.

Современная система высшего образования предъявляет новые требования к будущим учителям изобразительного искусства. Наиболее актуальными и востребованными качествами педагога в области художественного образования становятся готовность к принятию самостоятельных решений; способность

© Коссович Е.Е., Рамзаева Е.Н., 2019

педагогические науки

гибко, оригинально мыслить; быстро находить нестандартные и эффективные решения сложных педагогических задач; самостоятельно определять содержание обучения. Безусловно, все это требует от будущего педагога способности к творческой активности [4].

Творчество является комплексным процессом, который обусловлен различными социальными, педагогическими и психологическими факторами. Несмотря на то, что интерес к природе творчества восходит еще к древним временам, эта проблема все еще остается малоизученной в силу сложности самого предмета.

В философском энциклопедическом словаре понятие творчества определяется как деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и оригинальностью [5]. В.И. Фокина дает следующее определение творчества с точки зрения художественной деятельности: «творчество - это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, которая оценивается по степени его оригинальности и социальной значимости» [2]. Творческая активность заключается в стремлении субъекта к самостоятельной постановке творческих задач и выборе методов их решения, а также в ответственности за результат собственной деятельности [3].

С точки зрения философии любая человеческая деятельность представляет собой творческий процесс, поскольку и объект, и субъект, вовлеченные в эту деятельность, приобретают в результате новые качества. Поэтому к критериям новизны полученного продукта добавляются и признаки новизны самого процесса деятельности.

Таким образом, эффективными средствами формирования творческой активности в области художественной деятельности могут стать оригинальная техника, задача по поиску нестандартных колористических и композиционных решений, тематика работы, располагающая к отказу от стереотипных решений. Весь этот инструментарий сложно использовать в полной мере на занятиях академическим рисунком или живописью, однако в рамках декоративно-прикладного искусства как специфической области изобразительной деятельности возможно создать все необходимые условия, стимулирующие студентов к проявлению творческой активности на каждом из этапов выполнения работы. Рассмотрим модель формирования творческой активности в процессе художественно-творческой деятельности, обратившись к опыту обучения студентов декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладное искусство является одним из видов художественного творчества. Как и во всех видах искусства, в нем проявляются закономерности эстетического отношения автора к окружающей действительности. При создании человеком предметов декоративно-прикладного искусства проявляется его эстетическая специфика, которая заключается как в необычайном диапазоне тем и сюжетов, так и в разнообразии художественных техник. Сюда можно отнести керамику, национальную одежду, предметы интерьера, детскую игрушку, роспись стен, текстиль, эмалирование и т. д. на первый взгляд, в перечислении этих разнородных форм сложно выделить нечто общее, однако все эти предметы объединяет их главное предназначение, а именно - основополагающая функция художественного обогащения окружающей среды.

К декоративному искусству можно отнести и те произведения, которые практически лишены прямой утилитарной полезности: ювелирные изделия, декоративные пластику и живопись. Природные свойства материала, способы его обработки, характер предметов и особенность их форм и декора, орнамент, цветовое решение, приемы образной выразительности - все это составляет художественные традиции декоративно-прикладного искусства, которые от поколения к поколению обогащаются новыми решениями как в стилистических моментах, так и в подходе к технологии обработки материала, из которого они выполняются.

на сегодняшний день опыт преподавания декоративного искусства охватывает практически все основные виды декоративного творчества: живопись, графику, рельеф, текстиль, театрально-декорационное искусство, керамику, эмаль и т. д. На занятиях в мастерских по декоративно-прикладному искусству студенты как будущие педагоги-художники обучаются основам декоративно-прикладного искусства и умению выполнять декоративные работы в материале. Они узнают о свойствах и принципах декоративной композиции, осваивают навыки формирования художественного замысла от начальной работы над эскизами до завершения проекта в материале.

Главной педагогической задачей в данном случае является демонстрация основных художественных приемов и средств разработки плоскостных, объемных и глубинно-пространственных композиций в разнообразных видах и техниках декоративно-прикладного искусства. Естественно, решение этой задачи невозможно без высокого про-

фессионализма и педагогического мастерства преподавателя. Созерцание таланта и уже сложившегося изобразительного языка мастера повышает мотивацию студентов к развитию собственных художественных способностей и задатков, вдохновляет к постоянному самосовершенствованию и творческому поиску. И несмотря на явную инспирированность и субъективность такого обучения, педагогический процесс все же должен строиться поэтапно и планомерно.

Декоративно-прикладное искусство особенно близко детям в силу своей выразительности, яркости и обобщенности. А это значит, что будущий учитель изобразительного искусства должен в полной мере владеть художественным языком этого вида искусства, иметь представление о различных техниках и уметь грамотно отбирать содержание учебного материала сообразно возрасту учащихся. Естественно, для становления компетентности будущего учителя изобразительного искусства в этой области требуется достаточное количество времени. Необходимый этап на этом пути - овладение знанием декоративных свойств и возможностей материала. немалую роль играют и способы обработки материалов, которые являются не просто техническим моментом обучения, но и средством развития образного мышления. В целом весь процесс овладения тонкостями декоративно-прикладного искусства представляет собой проектную деятельность, в ходе которой студенты ежедневно проходят сложный и самостоятельный процесс от разработки эскиза до воплощения художественного образа в материале.

А.В. Флеров отмечает, что совершенство и свобода использования технических приемов для решения художественно-композиционных задач в декоративно-прикладном искусстве зависят, прежде всего, от глубины проникновения в особенности свойств материала и широты спектра способов художественного самовыражения [1].

несмотря на то, что истоки декоративно-прикладного искусства уходят корнями в глубокую древность, его социокультурная значимость не теряет своей актуальности и в наше время. Тем более что его изобразительная традиция на данный момент прочно интегрирована в промышленный дизайн. Изначально же первыми творцами в области декоративно-прикладного искусства были простые кузнецы, гончары, ткачихи, портные, резчики по дереву и металлу, ювелиры. Конечно, их продукция не была образцом высокого искусства, тем не менее каждое ремесло оставляло свой след

в истории. Произведения мастеров прошлого способны вызывать восхищение и в наши дни. Однако А.В. Фокина отмечает, что «художественные традиции не всегда могут быть использованы без изменения, поскольку современные произведения прикладного искусства создаются в условиях нового мировоззрения и быта, с использованием иных методов понимания творческих задач» [6].

Примером нового прочтения традиционной техники в современных реалиях может стать искусство художественного эмалирования. Процесс создания творческой работы в данной технике заключается в создании многоцветной, колористически выразительной, грамотной композиции путем нанесения эмали на металлическую основу и последующего обжига в муфельной печи. Многовеко-вый опыт искусства эмали богат и неисчерпаем. сюда можно отнести ювелирные украшения, оклады икон и книг, станковую миниатюру и др. Известно, что данная техника была известна еще на территории Древнего Египта, Греции и Рима. Таким образом, история художественного эмалирования, как и ювелирного искусства в целом, насчитывает три тысячелетия. своего совершенства техника эмалирования достигла в X-XI вв. в Византии. Позже славились немецкие и французские ли-можские эмали. В России расцвет эмальерного дела связывают с сольвычегодской расписной эмалью. С XVIII в. центром традиционной русской эмали - финифти становится Ростов Великий. На рубеже XIX-XX вв. величие и исключительность драгоценных ювелирных изделий фабрики Фаберже было ознаменовано именно эмалями.

Сегодня художественную эмаль называют «живописью XXI века». С каждым новым десятилетием горячая эмаль осваивает новые возможности и не перестает предлагать огромное многообразие художественных открытий в области станкового, монументального и ювелирного искусства.

очередной расцвет искусства эмали в каждую из эпох не только был возвращением к прошлому историческому опыту, но и сопровождался постоянным новаторством в области жанровых, декоративных (а главное, технологических) моментов. Так и в современной художественной практике рядом с ценнейшими ювелирными традициями в живописной миниатюре утвердилось право на существование художественных экспериментов [7]. Поэтому в последние десятилетия горячая эмаль с успехом преодолевает привычные границы своего применения и становится не только одним из

педагогические науки

видов декоративно-прикладного искусства, но и интереснейшим направлением в искусстве в целом.

Практические занятия по изучению техники горячей эмали позволяют студентам прикоснуться к древнему и уникальному виду искусства и совершить собственный творческий эксперимент. Кроме того, такие практические работы облегчают освоение других областей изобразительного искусства, актуализируя междисциплинарные связи.

Приобретаемый на практических занятиях положительный творческий опыт позволяет студентам ощутить свободу творчества и чувство культурной сопричастности. наряду с накоплением практических навыков развиваются также и творческие способности студентов, формируется художественный вкус, расширяется и обогащается арсенал художественно-композиционных средств выражения.

В декоративно-прикладном искусстве применяется совершенно иной характер рисунка, свой плоскостный строй композиции. В процессе работы студенты учатся обобщению, упрощению и переработке природных форм в декоративные образы. Задача преподавателя на данном этапе - научить созданию профессионально грамотной композиции, соответствующей не только выбранному материалу, но и функциональному назначению декорируемого предмета.

Одной из задач эскизирования является преображение начального авторского замысла в лаконичные и четкие символы, поскольку декоративно-прикладное искусство по своей сути весьма немногословно. И в то же время упрощенный и стилизованный рисунок задумывается и строится автором так, чтобы в конечном итоге у зрителя возникало наиболее полное представление о предмете. Таким образом, все, что послужило автору прообразом и идеей, должно прорабатываться так, чтобы при первом же взгляде на работу зрителю было понятно, что именно изображено автором. Выбор сюжетов и мотивов в декоративной композиции весьма обширен. Это и обращение к историческому событию или факту, и использование разнообразных природных явлений: животных, птиц, людей, растений, цветов и т. д. По сути, содержательное наполнение предметов декоративно-прикладного искусства вполне традиционно, однако трактуется оно иначе, чем в живописи, графике или скульптуре. Именно поэтому для достижения лучших результатов студентам необходимо внимательно наблюдать окружающую жизнь,

делать зарисовки, развивать глаз и руку, анализировать и фиксировать, выделяя из увиденного самое характерное, не забывая при этом, что декоративно-прикладному искусству не свойственно излишне усложненные ракурсы. Принцип построения рисунка строится на плоскостной передаче объема, с помощью выразительных масс или пятен, расположенных в определенном ритме и имеющих четкий выразительный силуэт. Декоративные композиции должны отличать предельная обобщенность, схематичность формы и подчеркну-тость основных деталей. нередко применяется сознательное нарушение масштабности и преувеличение наиболее характерных и существенных признаков изображаемых предметов и явлений.

необходимо учитывать и то, что каждый материал требует присущей лишь ему меры стилизации и обобщения. так, рисунок, подготовленный для перевода в эмаль, будет иным, нежели рисунок, выполненный для гобелена или росписи по ткани. Эскиз должен давать четкое представление о том, как студент собирается воплотить идею в изделие. Несмотря на то, что материал и объекты изображения едины - творческая фантазия и манера работы, а также степень обобщения и упрощения у каждого студента будут своеобразны и индивидуальны. таким образом, в процессе обучения все обучающиеся вырабатывают собственный стиль и почерк, а также приобретают опыт наиболее полного использования декоративных свойств материала, с которым они работают.

специфика декоративного искусства заключается в том, что оно является своеобразной призмой для детского эстетического восприятия окружающего мира. В изобразительном творчестве детей, видящих все изображаемое укрупненно и без мелочей, уже присутствует та самая обобщенность образов. Поэтому и творчеству детей, и высокопрофессиональному декоративному искусству органически присущи такие черты, как лаконичность форм, орнаментальность, смысловая точность, конкретность и яркость цвета.

В процессе подготовки и обучения студентов следует уделять особое внимание эстетической специфике декоративного искусства, которая заключается не только в широком диапазоне тем и сюжетов, но и в разнообразности использования художественных техник, основанных на использовании и соблюдении национальных традиций. Богатый педагогический инструментарий, изначально заложенный

в декоративно-прикладном искусстве, позволяет успешно формировать творческую активность как у младших школьников, так и у студентов, что позволяет выстраивать определенную преемственность в системе художественного образования, необходимую для становления педагога-художника.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

2. Горбунова Т.В. Современная горячая эмаль: поиск и открытие // Современная художественная эмаль: информационный обзор проекта к Между-нар. биеннале искусства эмали «Образы белых ночей». СПб., 2010.

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001.

4. Ситникова Е.Н. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский. М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Флеров А.В., Демина М.Т., Елизаров А.Н., Шеманов Ю.А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. М.: Высш. шк., 1986.

7. Фокина А.В. История ДНИ: учеб. пособие.

Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

* * *

1. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izd. centr «Akademiya», 2002.

2. Gorbunova T.V. Sovremennaya goryachaya emal': poisk i otkrytie // Sovremennaya hudozhest-vennaya ehmal': informacionnyj obzor proekta k Mezhdunar. biennale iskusstva ehmali «Obrazy belyh nochej». SPb., 2010.

3. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov -100 otvetov: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izd-vo «VLADOS-PRESS», 2001.

4. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gra-motnosti podrostka v usloviyah vzaimodejstviya shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.

5. Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar' / red.-sost. E.F. Gubskij. M.: INFRA-M, 1997.

6. Flerov A.V., Demina M.T., Elizarov A.N., She-manov Yu.A. Tekhnika hudozhestvennoj ehmali, che-kanki i kovki. M.: Vyssh. shk., 1986.

7. Fokina A.V. Istoriya DPI: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Feniks, 2009.

Pedagogical potential of decorative and applied arts in the process of formation of individual creativity of the future teacher of fine arts

The artticle considers the problem of the formation of individual creativity by means of arts and crafts. The authors describe the concepts of creativity and creative activity. The modern system of teaching arts and crafts in higher education is analyzed. The pedagogical potential of arts and crafts in the process of creative activity formation is revealed.

Key words: creative activity, creativity, educational process, arts and crafts, composition, enamel.

(Статья поступила в редакцию 17.12.2018)

и.А. королева, м.А. ЕфрЕмовА

(волгоград)

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ В АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ (на примере грамматической темы «Обобщенный субъект»)

Описывается опыт преподавания дисциплины «Практическая грамматика русского языка» на примере одной из лексико-грамматических тем. Рассматриваются виды и формы работы преподавателей русского языка как иностранного в аудитории и вне ее.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, аудиторная и внеаудиторная работа, инновационные формы обучения.

Понятие «национальная идентичность» для человека как представителя того или иного народа предполагает соединение таких категорий, как владение родным языком, знание культуры и обладание определенным менталитетом, или «национальным характером». Известно, что язык является одним из основных признаков нации и источником сведений о национальной культуре народа.

О Королева И.А., Ефремова М.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.