ЛИТЕРАТУРА
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. - Москва, 1987.
2. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Берне. - Москва, 1986.
3. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / Г.К. Селевко // Народное образование. -1995. - №8.
4. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение Г.К. Селевко. - Ярославль: ИПК, 1996. |
5. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Ленинград, 1950.
6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров - Москва : Интерпракс, 1995.
Шелепова Светлана Владимировна
старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY
В данной статье основное внимание автор уделяет освещению особенностей творчества как одному из ведущих видов деятельности на современном этапе развития общества. Особое внимание уделяется творческой деятельности на занятиях творческо-конструкторской деятельностью и декоративно-прикладным творчеством, где студенты проявляют и реализуют способности и потребности в творчестве, учатся мыслить креативно, у них возникает большой спектр интересных идей, следствием чего является повышение уровня развития творческих способностей.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, взаимодействие, творческо-конструкторская деятельность, декоративно-прикладное творчество.
In this article the author focuses on highlighting the features of creativity as one of the leading activities at the present stage of the development of society. Particular attention is paid to creative activity in creative design activities and Arts and crafts where students demonstrate and realize the abilities and needs for creativity, learn to think creatively, they have a wide range of interesting ideas, resulting in the increase of creative abilities.
Key words: creativity, creative activity, interaction, creative and constructive activity, decorative and applied creativity.
Развитие культуры, культурный прогресс, происходит за счет таких двигателей, как гениальные личности, талантливые люди. Их уникальное сознание способно придумывать новые формы искусства, новые стили и оттенки уже созданного. Изначально таким людям не доверяют, их не слушают, но позже к ним обязательно приходит признание, и их имена,
вместе с новыми идеями остаются в памяти на долгие годы. Тенденция недоверия, а позже признания, тянется сквозь всю историю искусства, однако, к настоящему времени можно увидеть некоторые изменения. Умение неординарно мыслить становится востребованным качеством, большой багаж знаний и навыков порой не просто приветствуется, а является обязательным. Наличие способностей одно из условий успешного осуществления определенного рода деятельности. «Способности - это то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого» [11, с.44]. Виды способностей разнообразны (музыкальные, художественные, организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.), и еще более многообразны их разновидности у разных людей. Способности определяются прочностью овладения какой-либо деятельностью, характеризующейся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью, соответственно творческие (креативные) способности лежат в основе любой креативной деятельности.
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Большинство философов определяет творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Это, прежде всего, процесс создания чего-то нового, основанный на способности человека порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, создавать новые материальные и духовные ценности, а также усовершенствовать способы решения уже известных проблем [9, С.108]. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития -одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться его творческим потенциалом [1, С.21].
Актуальность данной статьи определяется тем, что развитие творческих способностей - непременное условие всестороннего развития личности, расширение возможностей его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития в процессе образования сегодня является одной из социально значимых приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Творчество развивается при условии предоставления человеку свободы выражения, естественно, в рамках принятых обществом этических норм. Развитию творческих способностей в обучении способствует личностно ориентированный подход. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием творческих способностей, должен создавать условия для выражения ребенком самого сокровенного, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это способствует открытости, а также
появлению неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества. Творческую личность может развивать только творческая личность. Проблема педагогического творчества до недавнего времени в большей степени была предметом изучения психологической науки. Педагогический аспект проблемы нашел отражение в работах таких авторов как В.А. Кан-Калик, Р.Х. Шакуров, Н.Д. Никандров, В.П.Пархоменко, М.М. Поташник, и др. Педагогическое творчество рассматривается, в основном, с точки зрения изучения сущности и специфики педагогического опыта и мастерства педагога. Сегодня стержневыми направлениями развития педагогической практики являются творческие приемы обучения, обучение творчеству и посредством творчества, что составляет значительный аспект научного познания [2, с. 19].
Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца, которая признается за таковую сообществом, в котором она функционирует. В центре педагогического процесса на современном уровне развития системы образования стоит талантливая личность обучаемого творческим педагогом. В нем присутствует мотив ответственности обеих сторон [3, с. 23]. Педагог отвечает за должный образовательный уровень своего студента, а студент отвечает за свою готовность и подготовленность к продолжению обучения, за свою образованность и воспитанность. Обоюдная ответственность в процессе обучения определяет развитие творческих качеств педагога и учащегося.
Творческий педагог обладает чертами, которые можно охарактеризовать как универсальные и функциональные. Первые обеспечивают общую и академическую подготовку студента. Вторые приобретают популярность в последние годы, так как функциональная грамотность педагога много значит в процессе обучения. Творческий педагог - это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность. Функциональная компетентность, функциональная развитость входят в творческую характеристику современного педагога и обозначают осознанное понимание своих социальных и культурных функций в общей системе образования, своих педагогических, сугубо конкретных функций в процессе обучения студентов и владение приемами и методами функциональной культуры, которая обеспечивает успешное взаимодействие педагога со студентами, преподаваемым предметом, коллегами [4, с.147].
Помимо основных качеств существуют и дополнительные признаки педагогического творчества:
- осознанное отношение к возникающим педагогическим проблемам;
- умение обобщать факты, данные и анализировать их, делать
соответствующие выводы для поступательного продвижения вперед;
- поиск научного обоснования возникшей педагогической задачи и строгий отбор и подбор методов и средств ее решения в практической деятельности;
- способность к принятию на себя личной ответственности и к педагогическому прогнозированию;
- понимание единства науки и практики по К.Д.Ушинскому;
- умение видеть воплощение ведущих педагогических идей в собственной практике преподавания;
- открытость собственного педагогического опыта лучшему и должному в педагогической науке, но способность ограждать свой опыт от того, чтобы в нем нашли себе место любая авантюра, непроверенный, ложный путь обучения;
- динамизм и гибкость, помогающие принимать верные и быстрые решения в практике общения с учащимися, в ситуациях непонимания, конфликта, конфронтации;
- умение видеть свою роль и роль своего учебного предмета в общеобразовательной и специальной подготовке студентов;
- без идеи самосовершенствования самого педагога, его учеников и, в целом, процесса обучения любое творчество становится или бессмысленным, или злою силой, лишающей людей радости жизни [5, с.363].
У творческих педагогов ярко проявляется интерес к универсальным знаниям, и они обеспечивают своим учащимся основательную подготовку. Но кроме этого, они пробуждают способность наблюдать жизнь, развивают познавательный интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности своего обучаемого, уделяя внимание всем и каждому в отдельности. Творческий педагог закладывает основы дальнейшего всестороннего развития творческих способностей развития личности. Специфическая функция творческого педагога состоит в его способности увидеть и научить методам, приемам самообразования силою своего творчества [6, с.183].
Педагог дополнительного образования, поощряющий независимость и самостоятельность, оригинальность, стимулирующий познавательные ориентации и исследовательскую активность, способен пробудить у обучающихся любознательность, поисковую активность, а значит, творческую направленность мысли. В частности, обращение к декоративно-прикладному творчеству обеспечивает возможность в широком объеме освоить работу с самыми разнообразными художественными материалами и техниками. Учебные программы ориентированы не только на расширение уровня грамотности студентов в области художественного, декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность и духовный мир каждого автора. Одним из важных факторов творческого развития является создание условий, способствующих развитию творческих способностей студентов [7, с.167].
Вторым важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, опережающей развитие.
Третье, чрезвычайно важное условие развития способностей, вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении студенту большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов деятельности [8, с.188].
Структура творческого взаимодействия включает в себя следующие разделы:
- совместная учебная творческая познавательная деятельность в рамках занятия;
- коллективная творческая деятельность: коллективные творческие работы;
- совместное самосовершенствование: экскурсии в музеи, выставки [9, с.172].
Главный стимул творчества - огромная радость, которую она дает и студенту и педагогу. Для педагога важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой студентов на обучение, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. Творческое взаимодействие нами понимается как межсубьектная совместная деятельность, в которой сохраняется и развивается индивидуальность каждого, а самодеятельность и ее результаты носят творческий характер. Анализируя учебную творческую деятельность студентов, мы приходим к выводу, что такая работа эффективна в мини-группах. Во время тесного взаимодействия педагога с учащимся последнему дается возможность выполнять творческие работы, а педагогу уделять внимание индивидуально каждому студенту. Для развития творческих способностей необходимо создать благоприятные условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Эффективные методики - инструмент в руках педагога. Умело используя их, можно добиться высоких результатов [10, с. 18].
Декоративно-прикладное творчество, воздействуя на личность студента, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических потребностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развивает природные задатки. Оно настраивает обучающихся на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и самоутверждению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраухова В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Абраухова. - Ростов-на-Дону,1997. - 21 с.
2. Антонова Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Антонова - Екатеринбург, 1998. - 19 с.
3. Белова В. В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Белова. - Москва, 1986. - 23 с.
4. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /В. А. Березина. - Москва, 1998. - 147 с.
5. Болотова М. И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / М. И. Болотова. - Москва, 2005. - 363 с.
6. Буйлова Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: дис. канд. пед. наук: 13.00.06 / Л. Н. Буйлова. -Москва, 1998. - 183 с.
7. Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Валеева. - Оренбург, 1999. - 167 с.
8. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Власов. - Пятигорск, 2000. - 188 с.
9. Исакова Т.Г. Развитие духовной культуры младшего школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Г. Исакова. - Магнитогорск, 2000. - 172 с.
10. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Калиш. - Москва, 2000. - 18 с.
11. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1958. - С. 44.