Научная статья на тему 'Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе'

Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНГОБНАЯ РОСПИСЬ / АНИМАЛИСТИКА / ДЕКОРАТИВНАЯ ТАРЕЛКА / КЕРАМИКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТИЛИЗАЦИЯ / ЭСКИЗ / ANIMALS / CERAMICS / DECORATIVE PLATE / DESIGN / PAINTING ENGOBE / SKETCH / STYLIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Ирина Владиславовна

В статье описывается последовательность работы по проектированию декоративного керамического изделия для студентов вуза специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация «Керамика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes the sequence of actions for design of decorative ceramic products. The recommendations are given for students majoring in “Arts and crafts” and “Ceramics”.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе»

ART 15053

научно-методический электронный журнал

УДК 378.147

Фёдорова И. В. Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15053. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Фёдорова Ирина Владиславовна,

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары [email protected]

Аннотация. В статье описывается последовательность работы по проектированию декоративного керамического изделия для студентов вуза специальности «(Декоративно-прикладное искусство», специализация «(Керамика». Ключевые слова: керамика, стилизация, проектирование, эскиз, анималистика, декоративная тарелка, ангобная роспись.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная система образования предполагает формирование специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, поэтому на формирование студента как компетентного, творчески активного, способного решать сложные профессиональные задачи специалиста в области современного декоративно-прикладного искусства, развитие его художественно-конструкторского креативного мышления в должной степени влияет методически правильно организованная работа над практическими заданиями дисциплин профессионального цикла.

Все новые знания, понятия и композиционные приемы, представления о которых получены в теоретической части, последовательно отрабатываются на системе практических заданий, стимулирующих творческий поиск, дальнейшее углубление знаний, развивающих собственное художественное видение и открывающих простор для самостоятельной исследовательской работы.

Используя знания о качествах пластичных материалов, которые диктуют, соответственно, виды и способы декорирования, знания о формообразовании, будущий художник-керамист учится методически грамотно вести работу над проектами керамических изделий утилитарного и декоративного назначения на конкретно заданную тему.

Рассмотрим последовательность выполнения практического задания на тему «Декоративная тарелка на анималистическую тему, выполненная в технике ангобной росписи» на примере работы Ольги Ушаковой, студентки первого курса ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (ДПИ, керамика). Выполнение задания можно условно разделить на две части: графическая часть (проектная) и изготовление изделия в материале, т. е. после того как будет выполнен эскизный проект будущего керамического изделия на бумаге, студент выполняет его полностью в материале, внося технологические поправки, тем самым получая бесценный опыт полноценного ведения проекта от эскиза до реального изделия.

Примерные темы задания: «Зверь», «Птица», «Рыба». В этом задании ставится задача стилизации изображаемого животного и компоновки декоративного изображения в круге.

Для начала необходимо ознакомиться с всевозможными решениями данной темы в современной керамике на примере работ известных художников-керамистов и студентов вуза, воспользовавшись для этого информацией из печатных изданий, Интернета и материалами методического фонда, а также рассмотреть существующие работы на подобную тематику в декоративно-прикладном искусстве народов мира и этносов России.

Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Фёдорова И. В. Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15053. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15053 УДК 378.147

После выбора темы студент стилизует реальное изображение. О. Л. Голубева дает следующее определение понятия стилизация: «Стилизация - это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова)» [1].

Поэтому, для того чтобы выполнить задачу, студенту необходимо изучить особенности строения животного, его пластику, характерные отличительные черты движения и окраски и начать работу над заданием с выполнения большого количества графических зарисовок выбранных представителей животного мира. А если в композиции будут задействованы другие элементы флоры или фауны, также следует изучить, зарисовать и проанализировать и их.

Рис. 1. Этап зарисовок выбранных объектов

Зарисовки можно производить разными материалами (тушь, перо, карандаш, акварель, гуашь и др.). Результативной является работа с линией и пятном, так как минимум средств стимулирует к выявлению главного в силуэте и пластике. На этом этапе возможно и применение цвета для выявления основных характеризующих цветовых соотношений.

Рис. 2, 3. Этап зарисовок выбранных объектов

Далее, достаточно изучив натурный объект, можно перейти к работе над стилизацией изображения. Так как природные формы, нарисованные с натуры, обычно перегружены информацией, деталями, обилием цветовых нюансов, здесь очень важно выявить ассоциативную характеризующую квинтэссенцию изображаемого представителя фауны, внимательно проанализировав полученную информацию и прибегнув к обобщению и упрощению изображаемых фигур по линии, пятну и цвету.

IM IM

КОНЦЕПТ

Фёдорова И. В. Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15053. - 0,2 п. л. - URL: http://e-

49965Pt:rU/N02l045120Xhtm. ~ ^ ^ Эл № ФС 77

ART 15053

УДК 378.147

Рис. 4. Этап стилизации и компоновки изображения в круге

Рис. 5. Цветовые поиски

Следующим этапом работы над заданием является компоновка декоративного изображения в круге. Найденный ранее стилизованный образ, претерпевая изменения, вписывается в пространство, ограниченное кругом. Стоит заметить, что в композиционную систему могут быть включены элементы растительного мира, орнаментальные мотивы, стилизованные в едином ключе. «Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза» [2].

Подчиненность второстепенных деталей главному элементу композиции, её целостность, внутреннее единство также необходимо учитывать, переходя к работе над цветом и тоном композиции.

Цвет - мощнейшее выразительное средство декоративной композиции, а наличие между цветами тональной разницы, разной степени насыщенности образует другое средство организации композиционного пространства - контраст.

3 '

ru 3 (V

КОНЦЕПТ

Фёдорова И. В. Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15053. - 0,2 п. л. - URL: http://e-

49965Р^:Ги/2№2304512503<И1т' ~ Г°С' ^ ЭЛ № ФС 7?"

дет 15053 УДК 378.147 ' " '

Контраст, как и цвет, придает композиции выразительную мощь, с помощью контраста легко выделить основные элементы, но наличие слишком резкого контраста или изобилие центров контрастных взаимоотношений может привести к нарушению целостности композиции, поэтому как дополнение к контрасту используется нюанс - более спокойный контраст.

Рис. 6. Поиски цветового решения и композиции

Рис. 7. Поиски цветового решения

Переходя к завершающей стадии поиска цветового решения, необходимо обозначить специфику ангобной (цветными глинами) росписи и особенности её цветовых красителей, так как проектируется именно керамическое изделие. Следует отметить, что выбор небольшого количества цветов, при умелом их сочетании и тоновой раскладке, делает изделие более выразительным и благородным. К моменту

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Фёдорова И. В. Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15053. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15053 УДК 378.147

выполнения окончательного варианта эскизного проекта студент должен определиться, в какой технике ангобирования предполагается исполнение данного изделия (роспись кистью, роспись из рожка, фляндровка, сграффито и пр.), и учитывать особенности этой ангобной техники.

После завершения работы над эскизным проектом можно переходить к выполнению изделия непосредственно в материале. Данное изделие, тарелка, выполняется в технике формования на гончарном круге из гончарных масс (красные или белые безшамотные глины) с последующим декорированием ангобами, с применением изученных ранее и опробованных техник декорирования ангобами.

Рис. 8. Эскизный проект декоративных тарелок на анималистическую тематику.

Выполнила О. Ушакова. Преп. И. В. Федорова

Итак, работа над созданием декоративного керамического изделия - это поэтапный многокомпонентный процесс: от эскизных зарисовок до выполнения реального изделия. Умения, полученные в результате такой последовательной работы, становятся основой в формировании высокопрофессионального компетентного специалиста.

Ссылки на источники

1. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - С. 10.

2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С. 21.

Irina Fedorova,

Senior teacher at the chair of Fine Arts and Methodology of Teaching Fine Arts, Chuvash State Pedagogical University after I.Y. Yakovlev, Cheboksary [email protected]

The methodological recommendations for university lessons of ceramic products design

Abstract. The paper describes the sequence of actions for design of decorative ceramic products. The recommendations are given for students majoring in "Arts and crafts" and "Ceramics". Key words: ceramics, stylization, design, sketch, animals, decorative plate, engobe painting. References

1. Golubeva, O. L. (2004) Osnovy kompozicii: ucheb. posobie, 2-e izd., Izd. dom "Iskusstvo", Moscow, p. 10 (in Russian).

2. Logvinenko, G. M. (2005) Dekorativnaja kompozicija: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 030800 "Izobrazitel'noe iskusstvo", Gumanitar. izd. centr VLADOS, Moscow, p. 21 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; \Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

(V Г (V

977230412015902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.