Научная статья на тему 'Современные подходы к обучению живописи будущих художников традиционного прикладного искусства'

Современные подходы к обучению живописи будущих художников традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ЦВЕТ / COLOR / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / МЕТОДИКА / METHODS / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / TRADITIONAL APPLIED ART / ИЗДЕЛИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серов П.Е.

В статье освещается значение и особенности обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства. Рассматривается методика преподавания, дающая фундаментальную общехудожественную подготовку и учитывающая особенности различных видов традиционного прикладного искусства. В частности, анализируется взаимосвязь содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями конкретного вида традиционного прикладного искусства. Реализация этой взаимосвязи позволяет осуществить обогащение научной концепции непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и экспериментальные методики. В основе последних лежат объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы, эскизный поиск, поэтапное освоение живописи и поэтапный промежуточный контроль, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN APPROACHES TO THE PAINTING TEACHING IN THE TRADITIONAL APPLIED ART EDUCATION

The article highlights the importance and features of training of future artists painting traditional crafts. The technique of teaching, giving fundamental artistic training and considering features of various kinds of traditional applied art is studied. In particular, the work analyses the relationship between the learning content of the painting with decorative compositional and coloristic solutions to specific kinds of traditional applied art. The use of this relationship allows enriching the scientific concept of continuing professional education in the field of traditional applied art and experimental techniques. The work is based on latest explanatory and illustrative, partial search, problem-based and exploratory methods, conceptual search, a phased development of the painting and the phased control, technique and technology of painting, the degree of decoration and compositional patterns in painting, etc.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к обучению живописи будущих художников традиционного прикладного искусства»

References

1. Professional'nyj standart: pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'), utverzhdennyj ot «18» oktyabrya 2013 g. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

2. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart: primernye programmypo uchebnym predmetam: inostrannyjyazyk. Available at: http:// standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2628

3. Pokusaeva T.N. Obuchenie studentov-lingvistov monologicheskomu vzaimodejstviyu na osnove proektnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2006. 18 s.

4. Oficial'nyjsajt Rossijskogo Gumanitarnogo Nauchnogo Fonda: Available at: http://grant.rfh.ru/task

5. Pokusaeva T.N., Rogovskaya N.I. Razrabotka informacionnyh resursov dlya prepodavatelej inostrannyh yazykov kak sredstva ovladeniya proektnoj metodikoj v obuchenii shkol'nikov inoyazychnomu kommunikativnomu vzaimodejstviyu. Koncept. 2014. Specvypusk № 21. ART14759. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14759.htm

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 378

Serov P.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, High School of Folk Arts

(the Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: serov_p@mail.ru

THE MODERN APPROACHES TO THE PAINTING TEACHING IN THE TRADITIONAL APPLIED ART EDUCATION. The article highlights the importance and features of training of future artists painting traditional crafts. The technique of teaching, giving fundamental artistic training and considering features of various kinds of traditional applied art is studied. In particular, the work analyses the relationship between the learning content of the painting with decorative compositional and coloristic solutions to specific kinds of traditional applied art. The use of this relationship allows enriching the scientific concept of continuing professional education in the field of traditional applied art and experimental techniques. The work is based on latest explanatory and illustrative, partial search, problem-based and exploratory methods, conceptual search, a phased development of the painting and the phased control, technique and technology of painting, the degree of decoration and compositional patterns in painting, etc.

Key words: creativity, color, painting, methods, traditional applied art.

П.Е. Серов, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: serov_p@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЖИВОПИСИ

БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье освещается значение и особенности обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства. Рассматривается методика преподавания, дающая фундаментальную общехудожественную подготовку и учитывающая особенности различных видов традиционного прикладного искусства. В частности, анализируется взаимосвязь содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями конкретного вида традиционного прикладного искусства. Реализация этой взаимосвязи позволяет осуществить обогащение научной концепции непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и экспериментальные методики. В основе последних лежат объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы, эскизный поиск, поэтапное освоение живописи и поэтапный промежуточный контроль, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи и др.

Ключевые слова: творчество, цвет, изделие, живопись, методика, традиционное прикладное искусство.

Приобщение молодого поколения к истокам отечественной культуры, традиционному прикладному искусств является важной задачей современного профессионального художественного образования России. Сохранение и развитие традиций требует обязательного творческого подхода к источникам прошлого, художественного переосмысления ярких образцов народного искусства.

Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание - главная задача художника традиционного прикладного искусства. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от студентов самых различных умений - от создания грамотного эскиза до разбора сложнейших колористических отношений в работе. Художник традиционного прикладного искусства должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект [1, с. 5].

В педагогических исследованиях в Высшей школе народных искусств (ВШНИ)по вопросам обучения живописи установлено, что спецификой изучения живописи является использование объемно-пространственных средств живописи (умение передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов, знание теоретических основ линейной и воздушной перспективы, законов светотени, умение работать методом тоновых и цветовых отношений, знание закономерностей построения композиции) и средств декоративной переработки натуры (стилизация, трансформация, прием ограниченной палитры, плоскостное решение про-

странства, ритм, силуэт, орнамент, художественная условность, использование сильных цветовых и цвето-тональных контрастов, а также построение колорита на определенной заданной гамме цветов или гамме оттенков одного цвета), соотнесенных с конкретной специализацией традиционного прикладного искусства.

В поиске гармоничной пластической структуры, которую обучающийся находит самостоятельно, нельзя обойти значение работы с натуры. Природа является первоисточником гармонии, которую человек призван понять, прочувствовать с помощью многократного обращения к ее реалистическому изображению. Здесь формируется проблема перехода от простого копирования к творческому акту, где обучающийся сам задает параметры трансформации зрительного образа - усилит плавность и текучесть форм, ослабит цвета и линии, а другие напротив, подчеркнет и усилит, постарается выделить внутреннюю архитектуру изображаемого, утрируя формы до геометрических сегментов. Можно сказать, что декоративное решение является основным способом создания проблемной ситуации, переоценить роль которой в учебном процессе невозможно.

На протяжении всей истории изобразительного искусства мы находим элементы декоративно-условной стилизации в реалистическом искусстве и приемы реалистической живописи в произведениях декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись металла, лаковая миниатюра). Декоративно-условные и объемно-пространственные средства живописи могут применяться отдельно, но чаще они объединяются, используются все вместе, дополняя друг друга (в работе может быть выделен линейный контур, подчеркивающий контраст, использоваться

чёткая светотень, а цвет образовывать плоские пятна, переходящие в узор).

Любые пространственные построения в живописи всегда имеют условный характер. Здесь необходимо уточнить понятие «условность». Условность - специфическая черта любого произведения искусства, так как оно лишь отображает жизнь в образных формах, а не представляет ее в виде реального явления. Степень условности в разных произведениях живописи различна, но задача условности служить наиболее яркому выражению творческого замысла, выразительности образа. Традиции реалистической школы не отвергают стилизации природных форм, если такими средствами создается выразительный художественный образ. Цель художественной условности - найти наиболее выразительные формы основным качествам объекта изображения, т.е. условность становится способом художественного обобщения. Вот что писал об условности в живописи Г.В. Беда: «В реалистическом искусстве отнюдь не исключаются условность, отступления от буквального, примитивно понимаемого правдоподобия. Художники иногда намеренно пренебрегают, в известных пределах конечно, внешним правдоподобием. Примеров тому можно было бы привести немало, но важнее подчеркнуть то обстоятельство, что условность в реалистическом искусстве никогда не разрушает внутренней структуры художественного образа, не вступает в противоречие с жизненной правдой» [2, с. 38].

Условность в декоративных переработках заключается в выявлении орнаментально-ритмической основы натуры, пло-скостно-декоративной трактовке цвета средствами «ограниченной палитры», частичном отходе от натурного цвета, в использовании систем прямой аксонометрии и обратной перспективы, в передаче фронтального освещения, ограниченного свето-то-нального диапазона при моделировке формы и т. д.

Из сказанного мы можем сделать следующий вывод: степень условности живописного произведения напрямую зависит от степени переработки и стилизации природных форм. Плоскостное пространство обладает большей степенью условности, чем глубинное.

Например, отличительной чертой миниатюрной живописи Палеха является условная трактовка изображаемых предметов. Изображения стилизованы и декоративны. Огненно-красные кони, черное небо и лишь тончайшими золотыми нитями вырисо-

Библиографический список

вываются контуры облаков. Поэтому так важно обучить учащихся правильно стилизовать любой предмет, изменять его форму, упрощать или менять цветовую гамму, находить наиболее выразительное колористическое и пластическое решение [3, с. 175].

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности [4, с. 27].

Для развития профессионально значимых умений специализаций «Художественная роспись металла» включены в программу такие учебные задания, как живописное изображение с натуры отдельных цветов, тематического натюрморта, портрета в головном уборе в миниатюре. Подобные задания существовали ещё в российской Академии художеств в XVIII веке и многие методические приемы, разработанные тогда, вошли в программу. Основополагающим принципом рекомендаций было использование контрастных и дополнительных цветов при первой прокладке и широкое применение лессировок в заключительной стадии живописи. Под синие сливы советовалось делать красный подмалевок, писать их синей краской, а повышать в цвете красной, разведенной белилами, например, красный цветок в зависимости от освещения прописывался в тенях зеленым, фиолетовый - красным и т. д. Эти методические приемы применимы в обучении живописи для студентов специализации «Декоративная роспись» [5, с. 270].

Разработанное в Высшей школе народных искусств содержание и учебная программа предмета «Живопись» основанное на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства, обогащающая научную концепцию непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, экспериментальные методики, в основу которых положены такие методы как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский, эскизный поиск, поэтапное освоение живописи и поэтапный промежуточный контроль; анализ, обсуждение и обобщение выполняемой учебной работы, тоновые и цветовые отношения, колерованная палитра, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи обеспечивают профессиональную подготовку студентов обучающихся по конкретному виду традиционного прикладного искусства.

1. Серов П.Е. Преподавание живописи в Высшей школе народных искусств. П.Е. Серов и его ученики / (на 3-х языках): учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ВШНИ(И), 2009.

2. Беда Г.В. Живопись: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1986.

3. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. Ленинград: Лениздат. 1974.

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. Москва: Мастерство, 2001.

5. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. Москва: Искусство, 1956.

References

1. Serov P.E. Prepodavanie zhivopisi v Vysshejshkole narodnyh iskusstv. P.E. Serov i ego ucheniki / (na 3-h yazykah): uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: VShNI(I), 2009.

2. Beda G.V. Zhivopis': uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1986.

3. Orlovskij 'E.I. Izdeliya narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Leningrad: Lenizdat. 1974.

4. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i tehnologii obucheniya v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie dlya prep. uchrezhdenij sred. prof. obrazovaniya. Moskva: Masterstvo, 2001.

5. Moleva N.M., Belyutin 'E.M. Pedagogicheskaya sistema Akademii hudozhestvXVIII veka. Moskva: Iskusstvo, 1956.

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 378

Solnyshkova O.V., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Department of Surveying Engineering, Novosibirsk State University

of Architecture and Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: o_sonen@mail.ru

Makarikhina I.M., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil

Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: michmacha@mail.ru

THE USE OF ICT CCOMPETENCES IN STUDENTS' TRAINING TO GEODESIC WORK ON THE BUILDING SITE. The modern system of higher education singles out highly practically oriented direction of the learning process as a criterion for the new Federal state educational standards. A number of requirements for university graduates are reflected in GEF3+. These requirements are necessary for carrying out activities in professional fields. More and more requirements to the university graduates are connected with the projects' implementation, formalization and presentation of technological solutions that can be realized only with the help of modern computer facilities. The formation of a similar skills number and qualities of graduates is carried out in the process of using electronic educational resources reflecting the technological processes of the professional field, in the process of active professional communication with the use of specialized software products and devices, as well as introducing interactive technologies for the supply of educational material.

Key words: ITC competences, E-manual, teaching aids, geodesies disciplines, E-learning resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.