Научная статья на тему 'Содержание и методика обучения живописи на основе традиций отечественной художественной школы'

Содержание и методика обучения живописи на основе традиций отечественной художественной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PAINTING / TRADITIONAL APPLIED ART / TRADITIONS / METHODS / PRINCIPLES / ЖИВОПИСЬ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ / МЕТОДЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серов П.Е.

Статья посвящена осмыслению истории художественного образования и анализу проблемы возможности использования педагогического опыта прошлого в современном обучении. Автором дана характеристика историческим этапам становления педагогической школы Академии художеств; раскрыты значение и роль изучения опыта отечественной художественной школы в процессе разработки содержания и методике обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства в современном вузе. Определена специфика и методы при обучении живописи, соотнесенные с задачами профессионального становления будущих художников традиционного прикладного искусства. Особое внимание сосредоточено на выявлении сложностей, с которыми сталкиваются студенты при выполнении учебных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAINTENANCE AND A TECHNIQUE OF TRAINING OF PAINTING ON THE BASIS OF TRADITIONS OF A DOMESTIC ART SCHOOL

The article is dedicated to understanding of the history of art education and the analysis of the possibility of using the pedagogical experience of the past in modern education. The author characterizes the historical stages of the formation of the pedagogical school of the Academy of Arts; reveals the importance and role of studying the experience of the national art school in the process of developing the content and methods of teaching painting to future artists of traditional applied art in the modern University. Specificity and methods are determined in the teaching of painting, correlated with the tasks of professional formation of future artists of traditional applied art. Particular attention is focused on identifying the difficulties faced by students in the performance of educational tasks.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика обучения живописи на основе традиций отечественной художественной школы»

УДК 378

Serov P.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: serov_p@mail.ru

THE MAINTENANCE AND A TECHNIQUE OF TRAINING OF PAINTING ON THE BASIS OF TRADITIONS OF A DOMESTIC ART SCHOOL. The article is dedicated to understanding of the history of art education and the analysis of the possibility of using the pedagogical experience of the past in modern education. The author characterizes the historical stages of the formation of the pedagogical school of the Academy of Arts; reveals the importance and role of studying the experience of the national art school in the process of developing the content and methods of teaching painting to future artists of traditional applied art in the modern University. Specificity and methods are determined in the teaching of painting, correlated with the tasks of professional formation of future artists of traditional applied art. Particular attention is focused on identifying the difficulties faced by students in the performance of educational tasks.

Key words: painting, traditional applied art, traditions, methods, principles.

П.Е. Серов, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академия), Е-mail: serov_p@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена осмыслению истории художественного образования и анализу проблемы возможности использования педагогического опыта прошлого в современном обучении. Автором дана характеристика историческим этапам становления педагогической школы Академии художеств; раскрыты значение и роль изучения опыта отечественной художественной школы в процессе разработки содержания и методике обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства в современном вузе. Определена специфика и методы при обучении живописи, соотнесенные с задачами профессионального становления будущих художников традиционного прикладного искусства. Особое внимание сосредоточено на выявлении сложностей, с которыми сталкиваются студенты при выполнении учебных заданий.

Ключевые слова: живопись, традиционное прикладное искусство, традиции, методы, принципы.

Художественное образование имеет многовековую историю. Это сложный, процесс, касающийся всех видов искусств: графика, живопись, все виды прикладного искусства.

Методы обучения живописи менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменений принципов обучения. История методов преподавания живописи, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать в современных условиях учебно-воспитательные и художественно-педагогические задачи.

Изучение архивных источников показало, что лучшие достижения в области методики преподавания живописи, выработанные в европейской классической педагогической науке, были заложены в основу художественного академического образования в России.

В основу педагогической системы Академии художеств в XVIII - XIX веках были положены принципы, выработанные Королевской академией живописи и скульптуры в Париже, однако во многом она ориентировалась на деятельность итальянских академий, прежде всего - Болонской. Восприняв лучшие методический опыт этих учебных заведений, Академия художеств пошла по пути их дальнейшего развития и в то же время отказа от всего устаревшего и мешавшего установлению новой системы. Таким образом, как показало исследование, Русская Академия художеств к началу XIX века была одной из ведущих художественных академий Европы. К этому времени в ней была создана последовательная система художественного образования и воспитания, а также оригинальная методика обучения живописи. Мы можем отметить следующих выдающихся представителей академической школы живописи: А.П. Лосенко, О.А. Кипренский, В.К. Шибу-ев, К.П. Брюллов и других [1].

В русской академической школе работа с натуры была основой изучения живописи. В произведениях, показывающих идеально сложенных натурщиков, отражалась ориентация на высокую мировую классику. Особенно велика в истории академии роль выдающегося педагога П.П. Чистякова. В 1861 году он окончил курс с Большой золотой медалью, был отправлен пенсионером в Италию и по возвращении стал преподавать в академии. Чистяков высоко ценил мировое классическое наследие, произведения выдающихся отечественных мастеров, особенно А.А. Иванова, Ф.А. Бруни и К.П. Брюллова. В собственной педагогической практике П.П. Чистяков опирался на лучшее, что несла в себе отшлифованная не одним поколением последовательная система академического образования [1].

Ведущий метод обучения, который практикуют современные отечественные вузы, готовящие художников-станковистов, - это выполнение учебных этюдов с натуры. Современная система обучения работе с цветом имеет свои глубокие корни, в ней используются лучшие достижения дореволюционных художественно-промышленных училищ, а также опыт ВХУТЕМАСа, являющегося первым советским художественным вузом [2].

Определив специфику и задачи профессионального становления при обучении живописи будущих художников традиционного прикладного искусства, мы пришли к выводу, что взаимодействие и синтез декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства служит важным и эффективным фактором в художественном образовании студентов, изучающих традиционное прикладное искусство [3].

На основании работ психологов и педагогов сделан вывод, что студенты должны начинать обучаться живописи, изображая видимую действительность с

натуры. На занятиях по живописи студенты занимаются познавательной деятельностью, и именно поэтому в каждом занятии необходимо, чтобы происходил процесс наблюдения за окружающим миром и в ходе этого процесса происходило накопление знаний [4].

Между тем, как показывает практика, нередки ситуации отсутствия у студентов умений владения художественными материалами и навыками изображения, чтобы изображать мир так, как он воспринимается зрением. Чтобы изобразительная деятельность продолжала вызывать интерес, важно создание условий, когда удовлетворение обучаемый получает и от процесса работы, и от результата, когда про каждую работу можно с полным правом сказать, что это полноценное художественное произведение, когда она убедительно отображает видимый мир и нравится самому обучаемому. Важно, тем не менее, как полностью законченное произведение, так и каждый этап его создания. Таким образом, у студентов должно хватать знаний и навыков для беспрепятственного выполнения задания и получения ожидаемого результата. Успешное завершение одной работы станет мотивацией для того, чтобы приступить к новой.

Натурой может служить, например, натюрмортная постановка, при изображении которых исключено чрезмерно надуманное содержание. Используя натюрморт в качестве учебного задания, педагог располагает максимально возможным числом вариантов по созданию необходимых условий для обучения и наблюдения, которых не дает, например, портрет, пейзаж или другие жанры. Для натюрморта педагог может составить набор из предметов, форма, цвет и фактура которых будут весьма разнообразны, предлагать варианты интенсивности и цвета освещения, в то время как портрет или пейзаж такими возможностями не обладают. Благодаря этому сложность постановок может варьироваться в зависимости от поставленных образовательных задач, но при этом внешние обстоятельства, например, погодные условия, на нее влиять практически не будут [3].

При выполнении натюрморта студенты осваивают навыки и получают знания, как работать с композицией, формами, цветом, различными образами, то есть по сути всеми составляющими любой живописи. Анализировать натюрморт удобно, поскольку он максимально заостряет проблемы, будучи напрямую связанным с отношением к изображению, к тому, как решается определенная изобразительная задача. Процесс работы над натюрмортом моделирует работу над живописным изображением вообще. Предметы должны быть подобраны самые разнообразные, в них должны проявляться особенности отражающие разные стороны видов традиционного прикладного искусства, занятия и интересы, близкие студентам художественного вуза. Для нас очевидно, что студенты интересуются предметами, которые отражают специфику их будущей профессии. Подбор предметов для постановки по цвету должен производиться с учетом цветовой гармонии, цвета предметов должны быть взаимодополняющими и отражать колористические особенности конкретных видов традиционного прикладного искусства.

На младших курсах студенты сталкиваются со сложностью при верном, узнаваемом изображении формы и фактуры предметов, и если форма в итоге получается не такой, как студент видит ее, не соответствует реальности, то результат будет для самого обучающегося неудовлетворительным. Следовательно, в ходе первого этапа обучения натюрмортные постановки должны содержать предметы, ясной конструктивной формы. Среди них предметы с минимумом мелких деталей, предметы, у которых ясные пропорциональные соотношения и взаиморасположение элементов [4].

В дальнейшем, когда студенты получают все новые знания, набор предметов в постановках должен меняться: форма предметов должна требовать все большей точности и внимания при изображении.

Точное изображение видимой реальности - важная способность по нескольким причинам. Прежде всего, представления по большей части формируются за счет зрительного опыта, и они не похожи на непосредственный зрительный опыт только в том, что базой для них являются воспоминания.

Между тем, и представления, и непосредственный зрительный опыт - это создание изображения путем сопоставления его с конструируемыми нашим мозгом образами. Образам-воспоминаниям, образам-фантазиям свойственна меньшая стабильность, и значит, чтобы итог работы по представлению был в высокой степени точным, усилия будут значительнее по сравнению с тем, когда с натуры непосредственно изображается видимая реальность

Вторая причина заключается в том, что ясное и понятное для зрителя выражение замысла в изобразительном искусстве возможно только при наличии серьезного зрительного опыта. Утрирование исходного образа, подчеркивание определенных особенностей, присущих натуре, возможно только в том случае, когда художник способен оценить, насколько изменяется исходный образ или особенность, а значит, требуется точность их видения и изображения.

Когда студентов увлекает изображение определенной детали постановки, они стремились к выписыванию данной детали в наивысшей степени завершенности, тогда как другие аспекты постановки оставались в стороне. Такая сосредоточенность не давала учесть общее изображение и изображаемого, в процессе работы студенты не учитывали общее изображение и изображаемое, не анализировали, не сравнивали, не соподчиняли части целому.

При изображении формы и объема студентам в начале обучения свойственно изображать только свет и тень, при этом расположены они не по форме, при этом характерно несоблюдение тональных отношений между ними, что свидетельствует об отсутствии понимания связи цвета и освещения.

Чтобы развить способность к различию нюансов цветовых оттенков и точному подбору цветов, на начальном этапе обучения важна работа с локальным

Библиографический список

цветом предметов, а уже далее происходит переход к тому, чтобы живописно воспринимать натуру [5].

В конечном итоге, для развития целостного видения у студентов требуются четко направленные усилия. Так, на начальных этапах обучения натурные постановки должны содержать предметы, в форме которых четко прослеживаются несколько крупных поверхностей. Работе студентов в таких случаях свойственен такой же стиль исполнения: обучаемые используют минимальные средства, несколько крупных цветовых пятен, сосредоточив основное внимание на том, чтобы подобрать тональные и цветовые отношения, а также изучить, в какой зависимости находятся собственные цвета, присущие предметам, от того, какого цвета будет освещение. Первые постановки должны содержать предметы и быть организованы с такими условиями освещения, чтобы четко выявлять тональные отношения.

Освещение постановки не должно путать студентов относительно цвета освещения, они должны видеть, откуда именно исходит свет.

Когда требуется изображение светотеневых отношений, важно четко выявление освещенных и теневых поверхностей, используя свет. Расположение предметов должно обеспечивать легкое изображение формы, её привычный вид вне зависимости от того, какая точка обзора выбрана. Далее в процессе обучения в постановках необходимо использование близких по тону предметов с детализированной формой, предметов из разных материалов, предметов, сложно поддающихся сравнению по цвету и форме: блестящих, фактурных.

На основе особенностей, присущих зрительному восприятию, возможна достаточно объективная оценка реалистического изображения и степени, в которой оно отражает видимую действительность.

Таким образом, историческое изучение отечественных и зарубежных методов преподавания живописи будущим художникам декоративно-прикладного искусства и художникам - живописцам показало, что в разрабатываемой нами методике необходимо использовать весь опыт, накопленный в художественном образовании для цели повышения общехудожественной грамотности обучающихся традиционному прикладному искусству.

1. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. Москва: Искусство, 1956: 519.

2. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. Ленинград: Лениздат. 1974: 197.

3. Серов П.Е. Преподавание живописи в Высшей школе народных искусств. П.Е.Серов и его ученики: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ВШНИ(И), 2009: 63.

4. Беда ГВ. Живопись: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1986: 192.

5. Семушина Л.Г, Ярошенко Н.Г Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования. Москва: Мастерство, 2001: 272.

References

1. Moleva N.M., Belyutin 'E.M. Pedagogicheskaya sistema AkademiihudozhestvXVIII veka. Moskva: Iskusstvo, 1956: 519.

2. Orlovskij 'E.I. Izdeliya narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Leningrad: Lenizdat. 1974: 197.

3. Serov P.E. Prepodavanie zhivopisi v Vysshej shkole narodnyh iskusstv. P.E.Serov i ego ucheniki: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: VShNI(I), 2009: 63.

4. Beda G.V. Zhivopis': uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1986: 192.

5. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i tehnologii obucheniya v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie dlya prep. uchrezhdenij sred. prof. Obrazovaniya. Moskva: Masterstvo, 2001: 272.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378

Utkin A.L., senior teacher, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: alut@list.ru

TRADITIONAL AND INNOVATIVE METHODS OF TEACHING OF ANATOMY FOR ARTISTS IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS. The article reveals the basics and contents of both traditional and innovative methods of the artistic anatomy teaching for the future artists of traditional applied arts at the High School of Folk Arts (Academy). The article substantiates the need for innovative approaches in the learning process and analyzes the features and advantages of modern methods, as well as the need for their flexible combination with traditional teaching methods. It gives special attention to the analysis of the creating visualization principles in relation to anatomy for artists' course contents, as well as to the role of modern technical means and computer technologies. The contents of innovative approaches not only to the theoretical part but also to the practical part of the course as well, and their role in the educational process is revealed. Key words: traditional applied art, anatomy for artists, lecture-visualization, innovation, traditional method

А.Л. Уткин, ст. преп. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, Е-mail: alut@list.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается сущность и содержание как традиционных, так и инновационных методов обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии). Обосновывается необходимость инновационных подходов в процессе обучения и анализируется особенности и достоинства современных методов, а также необходимость их гибкого сочетания с традиционными методами обучения. Особенное внимание уделено анализу принципов создания визуализации применительно к материалу курса Пластической анатомии, а также роли современных технических средств и компьютерных технологий. Раскрывается содержание инновационных подходов не только к теоретической, но и к практической части курса и их роль в учебно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, пластическая анатомия, лекция-визуализация, инновация, традиционный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.