Научная статья на тему 'Современные материалы и технологии в практике преподавания декоративно-прикладного искусства'

Современные материалы и технологии в практике преподавания декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1404
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЭМОЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ / CREATIVITY / ARTS AND CRAFTS / EMOTIONS / MODERN MATERIALS / TECHNOLOGIES / ART PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есипова Ю. И., Черникова С. М.

Освоение современных материалов и технологий в декоративно-прикладном искусстве, расширяют возможности для творчества и фантазии личности. Традиции художественной росписи рассматриваются с позиции современного искусства и применения уже известных технологий на современных бытовых изделиях. Методики преподавания художественной росписи, основанные на традиционных техниках с применением современных материалов и инструментов. Возможности искусства в арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есипова Ю. И., Черникова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MATERIALS AND TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF TEACHING DECORATIVE-APPLIED ART

The development of modern materials and technologies in arts and crafts, expanding the possibilities for creativity and imagination of the individual. The traditions of artistic painting are considered from the perspective of modern art and the application of already known technologies on modern household products. Methods of teaching art painting based on traditional techniques using modern materials and tools. The possibilities of art in art therapy.

Текст научной работы на тему «Современные материалы и технологии в практике преподавания декоративно-прикладного искусства»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.112.4 ЕСИПОВА Ю.И.

кандидат педагогических наук, преподаватель, отделение архитектуры и садово-паркового и ландшафтного строительства, Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC 377.112.4 ESIPOVA J.I.

Candidate of pedagogical sciences, teacher of Department of Architecture and Landscape construction, Orel State Agrarian University Multi profession oriented college E-mail: [email protected] CHERNIKOVA S.M.

Doctor of pedagogical sciences, professor, Department of

Painting, Orel State University E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

MODERN MATERIALS AND TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF TEACHING DECORATIVE-APPLIED ART

Освоение современных материалов и технологий в декоративно-прикладном искусстве, расширяют возможности для творчества и фантазии личности. Традиции художественной росписи рассматриваются с позиции современного искусства и применения уже известныгх технологий на современным быьтовыьх изделиях. Методики преподавания художественной росписи, основанные на традиционных техниках с применением современных материалов и инструментов. Возможности искусства в арт-терапии.

Ключевые слова: творчество, декоративно-прикладное искусство, эмоции, современные материалы, технологии, художественная роспись.

The development of modern materials and technologies in arts and crafts, expanding the possibilities for creativity and imagination of the individual. The traditions of artistic painting are considered from the perspective of modern art and the application of already known technologies on modern household products. Methods of teaching art painting based on traditional techniques using modern materials and tools. The possibilities of art in art therapy.

Keywords: creativity, arts and crafts, emotions, modern materials, technologies, art painting.

В декоративно-прикладном искусстве особое место отводится художественной росписи. Существуют традиционные народные промыслы, где художественная роспись применяется на различных изделиях и в разнообразных материалах. Это Гжель - роспись по керамике; Хохлома, Городец - роспись по дереву; Жостово - роспись по металлу, Батик - роспись по ткани. Традиционные народные промыслы используют в своих росписях определенное композиционное и цветовое решение, элементы и мотивы, характерные данному промыслу, а также специфические инструменты и материалы.

Современные инструменты и материалы расширили художественно-творческие возможности мастеров декоративно-прикладного искусства и способствовали появлению новых видов росписей. Например, акриловые краски с такими характерными свойствами как устойчивость к воздействию воды, света, простота использования, богатый ассортимент оттенков, быстрое высыхание дают больше возможности для воплощения творческих идей. Различные современные грунты позволяют выполнять росписи не только на традиционном

материале, но и на пластмассе, стекле, штукатурке.

В процессе освоения учащимися различных видов росписи полезно совмещать знания, умения и навыки как по традиционным, народным промыслам так и использовать современные возможности материалов и инструментов. Для достижения наилучших результатов в творческой деятельности, освоения различных видов росписи, рекомендуется начинать с изучения истории и традиций народных промыслов, так как учащиеся, знакомясь с особенностями той или иной техники росписи, осваивают специфику орнаментальной композиции, колористического решения и сюжетно-бытовой трактовки. В дальнейшем можно перейти к освоению отдельных элементов росписи с применением технологических особенностей и использованием художественных материалов. Когда отработаны основные навыки и приемы росписи, учащиеся переходят к декорированию бытовых изделий, для начала лучше выбрать плоские изделия, так как с ними проще работать, затем по мере усложнения заданий можно выбрать объемные изделия. Составление эскиза изделия и построение орнамента необходимо выполнять в цвете, так как учащийся

© Есипова Ю.И., Черникова С.М. © Esipova J.I., Chernikova S.M.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

одновременно будет выполнять задание по колористическому решению изделия. «Поиск цветового решения ведется в соответствии с законами цветовой гармонии. Существует несколько видов цветовой гармонии:

- монохромная (однотоновая) гармония - гармония построена на сочетании одного цветового тона при наличии различий по светлоте и насыщенности;

- гармония родственных цветов (нюансная) -включает несколько близких друг к другу цветов и их производных;

- полярная (контрастная) гармония - построена на противопоставлении двух цветов;

- гармония родственно-контрастных цветов» [4, с. 59].

Дальнейшая задача, которая стоит перед художником - это перенести эскиз на изделие. Для этого необходимы знания и умения в области подготовки поверхности к росписи, грунтовка, шлифовка и нанесение орнамента на поверхность. После подготовки изделия можно приступить к росписи. Здесь представлена традиционная методика выполнения росписи, после ее освоения можно дать возможность учащимся поэкспериментировать с материалами, цветом и составлением орнамента. Можно использовать традиционные орнаменты, их элементы и цветовое решение, но использовать росписи не на обычных бытовых изделиях, а применить их на современных, необычных по дизайну вещах. Так, например, интересно смотрится использование мотивов Мезенской росписи в декоре современной посуды. Роспись можно выполнить с помощью современных витражных красок, которые устойчивы к истиранию, к нагреванию, они не царапаются, хорошо моются и чистятся. Далее можно предложить учащимся придумать свою композицию и выполнить ее на бытовых изделиях с помощью современных материалов и инструментов. Применение акриловых красителей и красок на основе лаков можно использовать для декорирования изделий из стекла и пластмассы, акриловые краски используют также для росписи ткани. Различные акриловые лаки дают возможность сохранить рисунок, а так же выполнить дополнительные эффекты, такие например как кракелюры. С помощью витражных красок можно выполнять росписи на плафонах, светильниках, посуде, зеркале и.т.д.

Применяя современные материалы и инструменты, учащиеся учатся не только правильно их использовать, но и расширяют свои творческие возможности, развивают фантазию. «Развивая научный и творческий потенциал личности, мы постоянно обращаемся к истокам народного творчества. Изучая традиции, историю, технологию того или иного промысла, обращаем внимание не только на художественную и эстетическую составляющую, но и на понимание того, что ничего в народном искусстве не было случайным. Закономерность составления орнамента, цветовой строй, символичность образов - все это подразумевало защитную, магическую силу» [6, с. 348]. Заниматься различными видами росписи можно с различными возрастными группами,

возможности данной технологии не ограничены, ей могут заниматься как дети на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учащиеся вузов, а так же более взрослое население в качестве хобби. Единственное условие по выбору материалов и инструментов - это необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для занятий художественной росписью с детьми лучше применять природные красители и лаки, краски на водной основе, так как многие современные материалы токсичны, их применение не желательно. Так же можно для детей заменить стекло для витража на органическое стекло или пластик, так как это менее травматично. Для более старшего возраста можно применять сложные материалы и инструменты, а также использовать изделия из стекла и металла.

Осваивая различные виды декоративно-прикладного искусства, личность приобщается к истории народной культуры, ее традициям, развивает творческое воображение и фантазию, развивает образное мышление, учится понимать и создавать произведения искусства, развивается эстетически. Занятия росписью можно применять в арт-терапии, главное правильно подобрать материалы и инструменты и учесть возможности личности, его психоэмоциональные и физические отклонения.

Чаще всего применяют следующие коррекционные и развивающие занятия, где можно применить технологии росписи:

• Раскрашивание рук.

• Разрисовывание тряпичных кукол.

• Закрашивание мячей разных размеров в разные цвета, можно кистью, руками, штампами и т.д.

• Раскрашивание кубиков орнаментом или узором при помощи палочки.

Обучая искусству росписи, преподаватель использует различные методики и технологии обучения. Главное, чтобы они были направлены на переживание положительных эмоций у личности, развивали творческие возможности, фантазию.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Рис. 1. Алпатова П.Д., «Райский сад», 2018 г. Рис. 2. Шагарова Н.В., «Маки», 24х18, 2018 г.

Библиографический список

1. БесчастновН.П. Художественный язык орнамента [Электронный ресурс] - Электрон.дан. Санкт-Петербург : Лань, 2010. 60 с. -Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44147. - Загл. с экрана

2. Горожанина С.В., Куценко Е.В. Народные художественные промыслы Подмосковья. М.: Мелихово. 2006г.

3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учеб.пособие для студ.вузов. М.: Владос, 2004. 160с.: 32л.ил Режим доступа: https://e.lanbook.com

4. Распопова К.И., Пилюгайцева Ю.И. Освоение техники гобелен как средство профессионального развития студентов // Сетевой научный журнал Орел ГАУ 2015. №1 (4). С. 55-61.

5. СоколоваМ.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студ. Вузов / М.С.Соколова. М.: Владос, 2002. 303с.: 16с.ил.: ил.- ISBN 5-691-00556-1

6. Черникова С.М. Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. №2(79). С.348-350.

References

1. Beschastnov N.P. Artistic language of ornament [Electronic resource] - Elektron.dan. St. Petersburg: Lan, 2010. 60 p. - Access mode: https://e.lanbook.com/book/44147. - Title from the screen

2. GorozhaninaS.V, KutsenkoE.V. Folk art crafts of Moscow region. M .: Melikhovo. 2006

3. Gilman R.A. Art painting of fabrics: Textbook. For student universities / R. A. Gilman. M .: Vlados, 2004. 160 p.: 32 liters or access mode: https://e.lanbook.com

4. Raspopova K.I., Pilyugaytseva Yu.I. Mastering the technique of tapestry as a means of professional development of students // Network scientific journal OrelGAU. 2015. №1 (4). Pp. 55-61.

5. Sokolova M.S. Art painting on wood. Technology of folk arts and crafts: A manual for students. Universities / MSSokolova. - M .: Vlados, 2002.303 pp .: 16 pp. Silt. ISBN 5-691-00556-1

6. Chernikova S.M. Traditions of folk art in the professional training of artists of arts and crafts. // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No.2 (79). Pp. 348-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.