УДК 378.147.88
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
© 2021 Е. В. Ерохина
старший преподаватель кафедры дизайна, член Союза дизайнеров РФ
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Автор статьи обращается к проблеме формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма средствами музейной практики. Значительным потенциалом в моделировании эффективного этнокультурного образовательного пространства обладает народное декоративно-прикладное искусство. Оно расширяет границы представлений студентов о прошлом, развивает творческое восприятие мира, воспитывает бережное отношение к культурному наследию, создает ощущение неповторимости и своеобразия региона, сопричастности к судьбе родного края. Автор обосновывает критерии, показатели и уровни сформированности этнокультурной компетентности студентов-дизайнеров в процессе прохождения музейной практики, приводит примеры обращения к региональному опыту традиционной народной художественной культуры и ее использованию в практике профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.
Ключевые слова: педагогика профессионального образования, психология художественного творчества, этнокультурные компетенции; региональные традиции, декоративно-прикладное искусство; музейная практика; дизайнер костюма.
FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE COSTUME DESIGNERS IN THE PROCESS OF DEVELOPING REGIONAL TRADITIONS OF DECORATIVE APPLIED ARTS
© 2021 E. V. Erokhina
Senior lecturer, The Art and Graphic Faculty, Member of the Union of Designers of the Russian Federation e-mail: [email protected]
Kursk State University
The author of the article addresses the problem of the formation of ethnocultural competences of future costume designers by means of museum practice. Folk arts and crafts have significant potential in modeling an effective ethnocultural educational space. It expands the boundaries of students' ideas about the past, develops a creative perception of the world, fosters a respect for cultural heritage, creates a sense of the uniqueness and originality of the region, involvement in the fate of the native land. The author substantiates the criteria, indicators and levels of formation of the ethnocultural competence of students-designers in the process of passing museum practice, gives examples of referring to the regional experience of traditional folk art culture and its use in the practice of professional training of students-designers.
Keywords: pedagogy of vocational education, psychology of artistic creativity, ethnocultural competences; regional traditions, arts and crafts; museum practice; costume designer.
Россия имеет богатое творческое наследие, уникальную народную художественную культуру. Каждая культура имеет свои корни, свою географию, социальную среду. Всякая культура имеет свою особенную специфическую окраску, то есть обладает своей индивидуальностью. Главной задачей современного художественного образования является создание наиболее благоприятных условий для развития личности, приобщения будущего специалиста к традиционной народной художественной культуре. Это особенно важно, когда речь идет о профессиональной подготовке будущих дизайнеров. Согласно Концепции развития художественного образования в Российской Федерации, образовательные программы по предметам искусства должны быть построены на этнокультурном подходе, включающем широкий диапазон стилей и национальных традиций, но с опорой на отечественную, региональную культуру [Бредихин 2016; 2017; 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; Галкина 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; Репринцев 2019; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; 2020г]. Культура обеспечивает ретрансляцию совокупного социального опыта предшествующих поколений; а становится достоянием личности будущего дизайнера в ходе практики, через освоение традиций и опыта мастеров прежних эпох. Подготовка специалистов в сфере декоративно-прикладного искусства ведется много лет. Эта система складывалась достаточно долго, была связана с пониманием необходимости обучения декоративно-прикладному искусству, сохранения традиций народного искусства. Включать декоративно-прикладное искусство в содержание профессионального художественного образования начали с 1941 г., в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина. Далее декоративно-прикладное искусство получило развитие в художественно-графическом образовании, тогда же сформировалась отлаженная система по подготовке кадров по изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства. В основе изделий декоративно-прикладного искусства и народного творчества лежали традиции и обычаи предшествующих поколений, устойчивость форм и сложившиеся представления о региональных особенностях традиционной народной культуры. На смену опытным мастерам пришли молодые, жаждущие экспериментов, как в области технологий, так и в области новых идей, новых форм и оригинальных стилистических решений. В результате этих процессов сформировалась особая структура обучения, обладающая теорией и практикой, которые тесно взаимосвязаны на протяжении всего процесса. В этом процессе декоративно-прикладное искусство, создавая крепкую базу, подготавливало приход дизайна в систему образования. И далее уже дизайн, как особый вид творчества, стал выступать как расширенная форма прикладного искусства, демонстрирующая его трансформацию в сторону модернизации, но на промышленной основе. Вопрос о традициях национальной культуры в современном дизайне касается не только сохранения, но и её развития. Полноценного современного специалиста дизайнера невозможно представить без базовых знаний традиционной народной художественной культуры. Без такого целостного фундамента даже ключевые задачи творчества в области дизайна оказываются труднодостижимыми. Для этого необходима музейная практика, позволяющая интегрировать будущего дизайнера в среду традиционной народной художественной культуры [Репринцев М.А. 2016; 2016а; 2017; 2017а; 2017б; 2020]. Такая практика должна разворачиваться в определенной логике и включать три этапа формирования этнокультурной компетентности студентов-дизайнеров:
- первый этап: формирование опыта восприятия народной культуры как важнейшего источника творческого развития личности (аксиологический, ценностно-смысловой уровень);
- второй этап: освоение технологий традиционной народной художественной культуры, освоение способов изготовления традиционных произведений различных видов народного искусства (деятельностный уровень);
- третий этап: формирование навыков самостоятельной творческой художественной практики, использование концептуальных идей традиционного народного художественного творчества в собственной дизайн-практике, в реализуемых проектах (личностно-творческий уровень).
Исходя из этих трех этапов, можно обозначить и три уровня сформированности этнокультурной компетентности будущих дизайнеров. Под этнокультурной компетентностью понимается совокупная характеристика личности дизайнера, включающая:
- осознание значимости, эмоциональное восприятие и принятие этнокультурных ценностей, эмоциональная чувствительность к произведениям этнокультуры в целом, ценностное отношение к этнокультуре (аксиологический, ценностно-смысловой уровень);
- деятельное отношение к этнокультуре, наличие личного опыта продуктивной разработки дизайн-продуктов с использованием этнокультурных традиций, на основе этнокультурных прототипов, присутствие художественного вкуса и владение оценочными критериями в области этнокультуры, яркая мотивация к занятиям творческой деятельностью с погружением в этнокультуру (деятельностный уровень);
- наличие личностного смысла, личностного расположения по отношению к этнокультурным ценностям и их применению в экспериментальной практической дизайн-деятельности, сопровождающейся формированием индивидуального профессионального стиля, раскрытием творческого потенциала личности (личностно-творческий уровень) [Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2017; 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б].
Формирование этнокультурной компетентности студентов-дизайнеров будет успешным, если содержание образования и его педагогическое осмысление будут направлены на создание условий для последовательного формирования ценностно-смысловой, деятельностной и творческой составляющих этнокультурной компетентности будущих художников-дизайнеров [Булатников 2014; Галкина 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; Репринцев М.А., 2016; 2016а; 2017; 2017а; 2017б; 2020]. Основным средством формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма является музейная практика. В процессе музейной практики выделяют такие компетенции, как совершенствование интеллектуального уровня; развитие профессиональных качеств; развитие творческих способностей; понимание сущности традиций культуры; эффективность использования приемов декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности; формирование индивидуального стиля; значимость произведенного продукта для общества.
Последовательное освоение этнокультурной компетентности возможно наиболее ярко проследить на примере регионального опыта освоения декоративно-прикладного искусства [Репринцев 2020: 15-26]. Изучение родной культуры и формирование ценностного отношения к культурному наследию предков решают важные образовательные и воспитательные вопросы. Сегодня очевидна актуальность освоения в учебном процессе традиционных ценностей, знакомства с образцами материальной и духовной культуры своего этноса - постижения основ этнокультуры. Народное декоративно-прикладное искусство всегда являлось неотъемлемой частью этнокультурного наследия, ярким выражением духовных ценностей общества [Кормакова 2013; Макарова 2016]. Корни декоративно-прикладного искусства лежат в глубокой древности. Люди, делая необходимые в быту вещи, создавая предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, костюм, орудия труда, -
старались всё это украсить. Человеку с самого начала было свойственно стремление к красоте в окружающем его предметном мире. Поэтому часто простые ткани украшали вышитыми узорами, керамику - орнаментом и стилизованными изображениями, металлические изделия отливали в формах, покрывая чеканкой и насечкой. Узор или орнамент являлся украшением и как бы «прикладывался» к предмету, и тот становился красивее, наряднее и богаче, сохраняя при этом свою утилитарную основу и полезность. Ценился такой предмет не только за свою полезность, но и в первую очередь за декор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость работы. Каждый народ творил этот предметный мир, отражая в нём свой особенный культурный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представление о счастье и красоте, о неповторимом национальном характере.
Рис. 1. Копии народного костюма, выполненные студентами кафедры дизайна
Освоение мира народной художественной культуры Курской области, её становления и развития, объективная оценка противоречий и достижений не только расширяет представления о прошлом нашего региона, но и способствует приобщению студентов к замечательным традициям прошлого и подлинным образцам декоративно-прикладного искусства нашего региона [Иванов 2003: 17].
Рис. 2. Музейные экспозиции традиционных народных промыслов Курского края
В Курском регионе эффективным средством приобщения к национальной культуре предков, источником вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров являются Курский областной краеведческий музей и Курский государственный музей археологии, имеющие самую большую коллекцию экспонатов
декоративно-прикладного искусства Курской области. Постоянные экспозиции в этих музеях дорабатываются, видоизменяются, поэтому экскурсии в курских музеях всегда интересны. Опыт работы художественно-графического факультета убеждает в бесспорной полезности обращения к краеведческим материалам в организации музейной практики.
_I Г/ ж А
Миш тати 5 плттяп Ж^Ж^НЯ I
ЯвШЛЬ. |
1 ' «л-ииз Тгат ¡иши"]
ашш
тау
дашщ)
1ЩШШЖШ
отзаш
р.ОСС,} ■
Сйх^ <
Рис. 3. Рабочие материалы, подготовленные студентами в процессе музейной практики
В ходе музейной практики студентам предлагаются объемные исследовательские задания, выполнение которых сопряжено с обращением к изучению традиционного народного искусства. Погружение в традиционное народное искусство, сравнение, сопоставление региональных особенностей, изучение специальной литературы, копирование образцов, анализ традиционных орнаментов, изучение их семантики, выполнение работ в материале позволяют студентам проникнуть в глубины народного искусства, понять его внутренний духовный строй. Мощный стимул к творческой деятельности будущих дизайнеров одежды даёт богатейший музейный, краеведческий, этнографический и иллюстративный материал. В процессе музейной практики студенты знакомятся с особенностями курского народного костюма, изучают колорит и особенности орнаментики, выполняют эскизы костюма, украшений и аксессуаров народного костюма. На занятиях по изучению художественной обработки материалов студенты-дизайнеры изучают технологию выполнения различных видов вышивки народного костюма, а также осваивают приёмы и способы применения не только вышивок, но и мережек, узорного ткачества или кружева в современной одежде на примере разработки творческих, курсовых или дипломных проектов. Выпускники кафедры дизайна направления «дизайн костюма» выполняют дипломные работы в техниках вышивки, лоскутной мозаики, узорного ткачества, золотого шитья, создавая современные коллекции одежды с использованием традиций народного костюма [Пронина 2007: 17].
Последовательно и грамотно работая над проектом, будь то текущая учебная работа, дипломный проект или самостоятельная творческая работа, автор, опирающийся на исходный творческий материал, накопленный поколениями народных умельцев, может создать интересное, законченное художественное произведение [Репринцев М.А. 2017: 468]. В процессе проектной работы, на начальном этапе при проектировании коллекции, студенты занимаются поиском первоисточников в процессе изучения Курского народного костюма, по которому создаются мудборды (коллажи из фотографий) с использованием компьютерных технологий. Собираются
образы, аксессуары, цветовые пятна в единую композицию, где на основе выбранного творческого источника, создается грамотная современная коллекция.
В процессе комплексного изучения народного, в том числе курского, костюма (сарафаны, рубахи, поневы, передники, головные уборы, украшения и другие аксессуары) у студентов направления «дизайн костюма» вырабатывается правильная установка на создание полного художественного образа в одежде. Костюм Курской губернии отличается красочностью, причём обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющей основой является тёмный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность костюму. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и повязки.
Рис. 4. Рабочие материалы дипломных проектов студентов-дизайнеров
Критерии сформированности этнокультурных компетенций студентов-дизайнеров
Критерии Показатели сформированности Средства диагностики Прогнозируемый результат
Информационно-познавательный (когнитивный) критерий Освоение и владение Этнокультурными знаниями декоративно прикладного искусства н; уровнях: 1 Изобразительном 2)творческом 3)познавательном Задания на выражение и использование этнокультурных знаний, полученных в процессе музейной практики Беседы, наблюдения и анализ деятельности студентов Углубленное развитие объема этнокультурных знаний своего региона, средств и способов их познания и описания
Аналитический критерий Умение анализировать обретенные знания по декор ативно -прикладному искусству, полученные в процессе региональной музейной практики Задания на анализ произведений искусства Беседы и ответы на поставленные вопросы Проработка методов комплексного общесистемного анализа этнокультурного наследия региона
Опытно-деятельностный (поведенческий) критерий Владение соответствующими умениями на уровнях: 1) воспроизведения, копирования 2) творческого подхода Творческие задания на выполнение копирования и выполнения собственного проекта на основе этно-материала Умения использовать этнокультурные знания в процессе проектной деятельности
Эмоционально- Эмоционально-ценностное Задания на личностные Сформированность
ценностный отношение предпочтения устойчивого
(личностный) к этнокультурному к определённым эмоционального
критерий наследию своего и других произведениям искусства интереса к развитию
народов Беседы, наблюдения, этнокультурных знаний
Проявления различного экспертная оценка Наличие уважительного
рода интересов: отношения к
1) экспрессии произведениям искусства
2) переживания
3) толерантности
Важным аспектом организации музейной практики и сформированности этнокультурных компетенций студентов-дизайнеров является обоснование критериев и показателей, характеристика уровней сформированности таких компетенций. По сути, речь идет о том, что узнал студент в ходе практики, насколько смог развить свои способности, в какой мере освоил традиции и технологии традиционного народного декоративно-прикладного искусства. Речь идет о способности дизайнера решать профессиональные художественно-творческие задачи с опорой на традиции народной художественной культуры. Этнокультурные компетенции проявляются и развиваются наиболее успешно именно в процессе музейной практики.
Как же выглядят результаты включения студентов в музейную практику и освоение ценностей традиционной народной культуры, региональной художественной культуры? Сделаем небольшой анализ полученных эмпирических материалов и тех условий, которые предопределили изменения в этнокультурных компетенциях студентов-дизайнеров. Оценка уровня сформированности этнокультурных компетенций осуществляется по следующим признакам:
1. Уровень оптимальный (начальный): студент обладает первоначальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, традиционных видов народного художественного творчества, истории региональной культуры. Действия студента в определенной мере осмысленны, направленность действий неустойчива. Убеждения в стадии формирования, мотивация включения в художественную деятельность ещё неустойчива.
2. Уровень репродуктивный (средний): определяется осознанностью знаний и целесообразным их использованием в практической деятельности. Действия целенаправленны и результативны. Убеждения на среднем уровне сформированности, а мотивация устойчивая.
3. Уровень эвристический (высокий): отличается высоким уровнем знаний в области декоративно-прикладного искусства и его истории. Характерен высокий уровень ответственности, высокая мотивация к совершенствованию своей творческой деятельности, вариативности и целенаправленности действий и в процессе художественного творчества. Студент сознательно стремится к самосовершенствованию, все компоненты этнокультурных компетенций сформированы.
Диагностика сформированности этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма продемонстрировала положительную динамику в ходе опытно-экспериментальной работы, эффективность предложенного содержания музейной практики и обеспеченных в ходе погружения студентов в региональную культуру комплекса психолого-педагогических условий. Эти условия способствовали повышению мотивационной готовности к освоению основ традиционной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, росту устойчивого интереса к культуре региона. Среди этих условий - гуманизация отношений в среде
студентов, создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи; обеспечение социально-ценной мотивации формирования этнокультурных компетенций студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих дизайнеров, их способностей, их интересов; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример университетского преподавателя; эффективная диагностика сформированности этнокультурных компетенций студентов, дифференциация и индивидуализация творческих проектных заданий в ходе музейной практики; развитие коллективных форм творческой деятельности, опыта совместного восприятия и оценки произведений традиционного декоративно-прикладного искусства; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение особенностей национальной языковой культуры, народного фольклора, устного народного творчества; освоение студентами традиционной народной художественной культуры, ее семантического строя; создание и поддержание традиций народного художественного творчества и др.
Рис. 5. Динамика сформированности этнокультурных компетенций студентов-дизайнеров в ходе ОЭР (2018-2021 гг.)
В ходе опытно-экспериментальной работы наблюдается заметный эмоциональный подъем студентов от посещения музейных комплексов региона. Художественно-эстетический анализ произведений народного творчества показал устойчивый интерес студентов к художественному опыту предшествующих поколений. Культура одежды и предметной среды, декоративно-прикладного искусства, гармоничное восприятие образов, рациональность народного костюма позволили существенно расширить арсенал дизайнеров в проектировании современной одежды. Изучение декоративно-прикладного искусства, которое выступает фундаментом художественно-композиционного и ассоциативного образного мышления, в синтезе с инновационными технологиями дизайна является эффективным педагогическим средством формирования этнокультурных и профессиональных компетенций будущих дизайнеров одежды.
Библиографический список
Бредихин А.П. Глобализация культуры и современное дизайн-образование: личность художника в диалоге традиций и инноваций // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2019. С. 71-77.
Бредихин А.П. Дипломный проект как важнейший элемент в системе средств оценки качества профессиональной подготовки дизайнеров и архитекторов в вузе // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Минск, 2019а. С. 104-113.
Бредихин А.П. Дипломный проект как форма проверки качества профессиональной подготовки дизайнеров: будущий специалист между университетом и бизнесом // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020. С. 84-89.
Бредихин А.П. Проблемы и опыт организации взаимодействия преподавателя со студентами-дизайнерами в электронной информационно-образовательной среде // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / ред.: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020а. С. 39-47.
Бредихин А.П. Средовой подход в системе факторов формирования ценностного отношения студенческой молодежи к национальной истории и культуре // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2020б. С. 40-46.
Бредихин А.П. Традиции русской национальной культуры в контексте воспитания патриотизма и гражданственности современной молодежи // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 20-33.
Бредихин А.П. Традиционная русская народная культура в системе факторов формирования духовных идеалов современной российской молодежи // Этнокультурное образование в современном мире: сборник научных статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции (Саратов, 18-20 апреля 2017 г.) / науч. ред. Е.А. Александрова. М.: Перо, 2017. С. 65-81.
Бредихин А.П. Формирование ценностного отношения будущих художников к традициям и ценностям национальной культуры и искусства: психологические механизмы инкультурации личности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван, 2020в. С. 120-127.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.
Галкина И.С. Информационные технологии в современном дизайн-образовании: развитие профессиональных компетенций студентов через взаимодействие в информационной среде // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. Елец: ЕГУ, 2020. С. 403-410.
Галкина И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 224-232.
Галкина И.С. Профессионально-личностное развитие будущих дизайнеров в процессе взаимодействия университета с медицинскими учреждениями города // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020а. С. 92-99.
Галкина И.С. Возможности специальных дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров: от образовательных стандартов - к реалиям образовательной практики // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / ред.: Х.С. Гафаров и др. Минск, 2020б. С. 70-77.
Галкина И.С. Психологические основы формирования общей и профессиональной культуры студентов-дизайнеров: механизмы и условия профессионально-личностного развития // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван: РАУ, 2020в. С. 181-187.
Галкина И.С. Этнокультурные основы формирования общей и профессиональной культуры будущих дизайнеров: диалектика традиций и инноваций // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Минск, 2019а. С. 5-11.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Омск: ОмГПУ, 2003. 101 с.
Макарова О.А., Мальцева Е.В. Музейная педагогика в контексте формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
Кормакова В.Н., Щеглова Т.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №20 (163). С. 229-235.
Пронина Т.Д. Использование краеведческого материала в образовательном пространстве художественно-графического факультета Курского госуниверситета // Искусство: история и перспективы: материалы науч.-практ. конф. Курск, 2007. С. 17-19.
Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.
Репринцев А.В. Информационная среда в системе факторов этнической социализации подростков и молодежи // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020а. С. 265-273.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного Русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома, 2020б. С. 33-40.
Репринцев А.В. Художник в современном мире: от профессионального образования - к творчеству // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4 (97). С. 181-185.
Репринцев А.В. Ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных трансформаций // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020в. С. 26-34.
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. научно-практ. конф. Ереван: РАУ, 2020г. С. 628-648.
Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 4. С. 183-187.
Репринцев М.А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих дизайнеров: возможности проектной деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. № 4. С. 40-47.
Репринцев М.А. Цифровой проект в современном дизайн-образовании: развивающие возможности и условия реализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 273-279.
Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях
поликультурной образовательной среды / ред. В.В. Константинова. Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. С. 56-65.
Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017а. С. 464-469.
Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов, 2017б. С. 612-631.
Сухоруков И.С. Дизайн среды в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: в 2 ч. / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021.
Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021а. №3 (50). С. 216-230.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2020. Т. 26. № 4. С. 14-24.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016б. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021 б. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016в. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016г. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020а. С. 196-204.