Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / обучение в бакалавриате по профилю «изобразительное искусство» / обучение в магистратуре по профилю «изобразительное искусство» / творческие способности студентов / студент / преподаватель / higher education / bachelor’s degree in profile “Fine Arts” / master’s degree in profile “Fine Arts” / creative abilities of students / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н П. Боташева, А К. Биджиев

Рассматриваются основные возможности для формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство» средствами учебной и внеучебной деятельности, существующие на современном этапе развития системы российского ВО. Для этого в первую очередь исследуется специфика профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры, успешно завершивших обучение по соответствующему профилю. Затем изучается комплекс умений и навыков, необходимых им для осуществления такой деятельности. Определяется место в нём творческих способностей. Раскрываются наиболее существенные возможности, предоставляемые современной системой высшего образования для его развития. В качестве примера учебного заведения, в стенах которого осуществляется учебная деятельность, благоприятствующая развитию таких компетенций, приведён Карачаево-Черкесский государственный университет. Внеучебная деятельность исследована на материале Гжельского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF UNDERGRADUATE AND GRADUATE STUDENTS IN THE PROFILE “FINE ARTS” IN ACADEMIC AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The main opportunities for the undergraduate and graduate students’ creative abilities formation in the profile “Fine Arts” by educational and extracurricular activities means existing at the present stage of the Russian higher education system development are considered. To do this, first of all, the professional activities specifics of bachelor’s and master’s graduates who have successfully completed training in the relevant profile are investigated. Then the complex of skills and abilities necessary for them to carry out such activities is studied. The creative abilities’ place in it is determined. The most significant opportunities provided by the modern higher education system for its development are revealed. The Karachay-Cherkess State University is given as an example of a public organization, the educational activities carried out within the walls of which favor the such competencies development. Extracurricular activities are studied on the material of Gzhel State University.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

References

1. Antonovskij A.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij kak trend sovremennogo obrazovaniya. Tradicii i novacii v professional'nqj podgotovke i deyatel'nosti pedagoga: sbornik nauchnyh trudov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver', 2022: 105-108.

2. Dement'eva Yu.V. Osnovy raboty s 'elekironnymi obrazovatel'nymi resursami: uchebnoe posobie. Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2017.

3. Gosudarev I.B. K voprosu o terminologii 'elektronnogo obucheniya. Chelovekiobrazovanie. 2015; № 1 (42): 180-183.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 goda № 273-F3 (v red. ot 13.10.2022). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2012 g. № 53 (chast' I) st. 7598. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Yakushenok T.V. Distancionnoe obrazovanie kak sposob vtorichnojsocializaciilichnosti. Opyt SGA (social'no-filosofskij analiz). Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2005.

6. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnoe posobie Moskva, 2007.

7. Sergeev A.G., Zhigalov I.E., Balandina V.V. Vvedenie v 'elektronnoe obuchenie: monografiya. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2012.

8. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijprirealizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 № 816. Available at: https://docs.cntd.ru/document/436767209

9. Smolin O.N. Analiticheskaya zapiska o sostoyanii i perspektivah razvitiya 'elektronnogo obucheniya v Rossii. Available at: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/ analytical_note.pdf

10. Tihomirov V.P. Massovoe onlajn-obuchenie brosaet vyzov rossijskoj sisteme obrazovaniya. Available at: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251

Статья поступила в редакцию 22.11.22

УДК 378

Botasheva N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachayevsk, Russia), E-mail: botash.n@yandex.ru

Bijiev A.K., senior teacher, Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aiiyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: ashatttt@mail.ru

FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF UNDERGRADUATE AND GRADUATE STUDENTS IN THE PROFILE "FINE ARTS" IN ACADEMIC AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The main opportunities for the undergraduate and graduate students' creative abilities formation in the profile "Fine Arts" by educational and extracurricular activities means existing at the present stage of the Russian higher education system development are considered. To do this, first of all, the professional activities specifics of bachelor's and master's graduates who have successfully completed training in the relevant profile are investigated. Then the complex of skills and abilities necessary for them to carry out such activities is studied. The creative abilities' place in it is determined. The most significant opportunities provided by the modern higher education system for its development are revealed. The Karachay-Cherkess State University is given as an example of a public organization, the educational activities carried out within the walls of which favor the such competencies development. Extracurricular activities are studied on the material of Gzhel State University.

Key words: higher education, bachelor's degree in profile "Fine Arts", master's degree in profile "Fine Arts", creative abilities of students, student, teacher.

Н.П. Боташееа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: botash.n@yandex.ru

А.К. Бивжиее, ст. преп., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: ashatttt@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются основные возможности для формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство» средствами учебной и внеучебной деятельности, существующие на современном этапе развития системы российского ВО. Для этого в первую очередь исследуется специфика профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры, успешно завершивших обучение по соответствующему профилю. Затем изучается комплекс умений и навыков, необходимых им для осуществления такой деятельности. Определяется место в нём творческих способностей. Раскрываются наиболее существенные возможности, предоставляемые современной системой высшего образования для его развития. В качестве примера учебного заведения, в стенах которого осуществляется учебная деятельность, благоприятствующая развитию таких компетенций, приведён Карачаево-Черкесский государственный университет. Внеучебная деятельность исследована на материале Гжельского государственного университета.

Ключевые слова: высшее образование, обучение в бакалавриате по профилю «изобразительное искусство», обучение в магистратуре по профилю «изобразительное искусство», творческие способности студентов, студент, преподаватель.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах нашей статьи, объясняется фактом коренных преобразований, фиксирующихся на протяжении тридцати последних лет Они затрагивают практически все сферы жизни российского социума [1-5].

Изменившиеся реалии современного общества не могли не сказаться на его требованиях к выпускникам учреждений системы высшего образования. Это в полной мере относится к лицам, успешно освоившим программы бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство». Сохраняется важность профессиональных компетенций для их успешной деятельности в современных условиях. Однако вместе с тем возрастает значение творческих способностей [2; 3; 5; 6]. Основным путям их формирования на ступенях бакалавриата и магистратуры посвящена данная статья.

В виду вышеизложенного её целью является исследование основных возможностей, существующих для формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство» в учебной и внеучебной деятельности на современном этапе развития системы отечественного ВО.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть специфику профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры, успешно завершивших обучение по соответствующему профилю;

- изучить комплекс умений и навыков, необходимых им для осуществления такой деятельности;

- определить место в нём творческих способностей;

- раскрыть наиболее существенные возможности, предоставляемые современной системой высшего образования для его развития.

При подготовке статьи авторами были использованы следующие методы:

- анализ собственного педагогического опыта;

- изучение специальной литературы.

Её научная новизна заключается в определении основных возможностей, существующих для формирования творческих способностей студентов бакалавриата и магистратуры, осваивающих профиль подготовки «Изобразительное искусство» на современном этапе развития системы отечественного ВО.

Теоретическая значимость видится в конкретизации места творческих способностей в профессиональном портрете магистра и бакалавра изобразительного искусства.

Практическая значимость нашей статьи состоит в демонстрации путей реализации возможностей, предоставляемых современной системой ВО для формирования творческих способностей студентов бакалавриата и магистратуры.

Ролью и местом изобразительного искусства в современном мире определяется специфика профессиональной деятельности бакалавров и магистров, успешно завершивших обучение по соответствующему профилю [1; 4-8]. Их уровень подготовки позволяет работать в образовательных организациях; социальной сфере; области культуры [2; 5].

Успешность деятельности профессионалов соответствующего профиля в вышеперечисленных сферах предполагает достаточный уровень развития у них комплекса умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском оптимальных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности [4; 8; 9]. Подобная система навыков и умений составляет основу креативности - способности представителя творческой профессии видеть нестандартное в обычном и генерировать инновационные идеи [1; 4; 6; 7].

Таким образом, мы можем видеть, насколько важным с точки зрения формирования компетентности будущего бакалавра или магистра изобразительных искусств является развитие его творческих навыков [4; 5; 9]. Это, в свою очередь, представляется возможным в случае соблюдения некоторых педагогических условий (табл. 1).

Таблица 1

Педагогические условия формирования творческих навыков у студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по профилю «Изобразительное искусство»

№ п/п Условия

1. Сложность предлагаемых творческих заданий должна соответствовать уровню подготовки, индивидуальным художественным способностям и состоянию мотивационно-потребностной сферы учащегося [6; 8]

2. Необходимо создание учебных ситуаций, подразумевающих свободный выбор будущим бакалавром или магистром направления его творческой деятельности

3. Осуществляя самостоятельный выбор направления учебной творческой деятельности, студент должен быть уверен в том, что преподаватель примет любое его решение

К реализации этих условий стремятся участники образовательного процесса, осуществляемого в пространстве Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева [10]. В данной ОО формирование творческих навыков у студентов, осваивающих соответствующие направления подготовки, понимается как единый процесс непрерывного профессионально-мотивирующего обучения. Он предполагает использование полного спектра методов профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования [3; 6; 11]. Соответственно, в качестве дополнения к классическим методикам применяются:

- пленэры;

- просмотры;

- лекции-экскурсии;

- мастер-классы;

- музейные практики [10].

Таким образом, существенно расширяются возможности для развития творческих способностей учащихся [7; 10; 11].

Кроме того, большинством современных российских вузов может быть с успехом оптимизирован процесс формирования таких способностей в случае заимствования их руководством и педагогами позитивного опыта организации учебной практики в Карачаево-Черкесского государственном университете [12].

Лица, ответственные за организацию практик в данной ОО, считают, что существенную роль в формировании творческих способностей будущих профессионалов сферы изобразительного искусства играет т. н. «насмотренность» [3; 11; 13]. Последняя формируется, когда студенты знакомятся с выдающимися образцами изобразительного искусства. Таким образом, лица, осваивающие направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профиль) подготовки «Изобразительное искусство; технология», за время прохождения ознакомительной практики участвуют в ряде экскурсий по музеям как своего, так и соседнего региона (табл. 2).

Авторам настоящей статьи представляется возможной рецепция опыта формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры средствами внеучебной деятельности, осуществляемого в Гжельском государственном университете [13; 14]. На базе этой ОО успешно действует

Библиографический список

Таблица 2

Музеи, в которые предпринимаются экскурсии в ходе ознакомительной практики студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профиль) подготовки «Изобразительное искусство; технология»

Регион Музеи

КЧР Дом-музей И.П. Крымшамхалова

Аланские Храмы в Нижне-Архызском городище

Народный музей истории и культуры карачаевского народа им. С.Ю. Джанибекова

Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник [12]

Карачаево-Черкесская картинная галерея

Ставропольский край Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость»

Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина

Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

Ставропольский музей изобразительных искусств

студенческое творческое бюро. Последнее представляет собой общественное объединение, основанное на принципах добровольности, самоорганизации и творческой мотивированности [2; 14; 15; 16].

Его участником может стать любой студент художественного факультета, занимающийся или желающий заниматься творческой деятельностью. На базе данного объединения учащимися выполняются индивидуальные творческие проекты. При этом студентам предоставляется свобода выбора тематики проекта и материала. Жесткие временные рамки также отсутствуют [14, с. 33]. Таким образом, участники рассматриваемого творческого объединения имеют возможность для пробы сил в работе с самыми разными материалами в различных техниках [4; 13; 15; 16].

В ходе работы над проектами учащимся может оказываться помощь со стороны руководителя. Но при этом является недопустимым его вмешательство в индивидуальный творческий процесс [1; 4; 8; 13; 16]. Участники должны чувствовать себя независимыми в ходе осуществления творческих актов.

Подводя итоги настоящей статьи, в первую очередь отметим, что в реалиях современного общества сохраняется важность профессиональных компетенций лиц, освоивших программы бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство», для их успешной профессиональной деятельности. Вместе с тем возрастает значение творческих способностей.

Формирование таких способностей представляется возможным в случае соблюдения трёх педагогических условий. Перечислим их: сложность предлагаемых творческих заданий должна соответствовать уровню подготовки, индивидуальным художественным способностям и состоянию мотивацион-но-потребностной сферы учащегося; необходимо создание учебных ситуаций, подразумевающих свободный выбор будущим бакалавром или магистром направления его творческой деятельности; осуществляя такой выбор, студент должен быть уверен в том, что преподаватель примет любое его решение.

К реализации этих условий стремятся участники образовательного процесса, осуществляемого в пространстве Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. В этой ОО формирование творческих навыков студентов, осваивающих соответствующие направления подготовки, понимается как единый процесс непрерывного профессионально-мотивирующего обучения. Он предполагает использование полного спектра методов профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования.

Большинством современных российских вузов может быть с успехом оптимизирован процесс формирования таких способностей в случае заимствования их руководством и педагогами позитивного опыта организации учебной практики в Карачаево-Черкесского государственном университете. Последняя ориентирована на формирование у них т. н. «насмотренности». В свою очередь, достаточный уровень её развития будет способствовать дальнейшему развитию творческих способностей будущих профессионалов.

Также авторам настоящей статьи представляется возможной рецепция опыта формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры средствами внеучебной деятельности, осуществляемого в Гжельском государственном университете. На базе этой ОО успешно действует студенческое творческое бюро. Последнее представляет собой общественное объединение, основанное на принципах добровольности, самоорганизации и творческой мотивированности.

1. Денисова Д.А., Пивнева С.В., Коробейникова В.Н. Исследование эффективности организации дистанционного обучения в университете. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 42-44.

2. Саенко Л.А., Корольков К.В. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 90-92.

3. Боташева Н.П. Развитие композиционного мышления у бакалавров художественно-педагогических специальностей: теоретико-методические аспекты. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 6; № 6: 1013-1019.

4. Алиева А.Р, Боташева Н.П. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57-6: 50-60.

5. Илькевич Б., Сивова И.В. Формирование профессиональной культуры художника при подготовке студентов колледжа народного художественного промысла. Педагогика искусства. 2021; № 1: 53-62.

6. Никулин А.А. Интерактивные методы обучения при подготовке художников-дизайнеров в колледже: проблемы реализации. Вестник ГГУ. 2018; № 2: 66-72.

7. Галактионов И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2017.

8. Месенева Н.В. К вопросу о практико-ориентированном обучении студентов-дизайнеров. Современные наукоемкие технологии. 2019; № 9: 148-152.

9. Колесник Н.Б. Развитие образного мышления студентов как основа профессиональной подготовки в средовом дизайне. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 27-30.

10. Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева: сайт. Available at: https://kchgu.ru/institut-kul-tury-i-iskusstv/

11. Боташева Н.П. Формирование эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами регионального народного декоративно-прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2013.

12. Практика студентов ИКИ. Available at: https://kchgu.ru/praktika-studentov-iki/

13. Алиева А.Р Теоретические подходы к формированию «гибких навыков» (soft skills) в процессе подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 159-161.

14. Сивова И.В. Внеучебная деятельность как средство формирования творческой активности студентов художественных специальностей колледжа. Молодежь в науке и творчестве: материалы Международного научного форума обучающихся. Электроизолятор: ГГУ 2017: 32-33.

15. Алиева А.Р Возможности формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления «Педагогическое образование». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6(91): 273-275.

16. Дементьева С.В. Развитие творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Молодежь в науке и творчестве: материалы Международного научного форума обучающихся. Электроизолятор: ГГУ, 2017: 322-324.

References

1. Denisova D.A., Pivneva S.V., Korobejnikova V.N. Issledovanie 'effektivnosti organizacii distancionnogo obucheniya v universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 42-44.

2. Saenko L.A., Korol'kov K.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u studentov vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 90-92.

3. Botasheva N.P. Razvitie kompozicionnogo myshleniya u bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskih special'nostej: teoretiko-metodicheskie aspekty. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6; № 6: 1013-1019.

4. Alieva A.R., Botasheva N.P. Pedagogicheskij potencial narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57-6: 50-60.

5. Il'kevich B., Sivova I.V. Formirovanie professional'noj kul'tury hudozhnika pri podgotovke studentov kolledzha narodnogo hudozhestvennogo promysla. Pedagogika iskusstva. 2021; № 1: 53-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nikulin A.A. Interaktivnye metody obucheniya pri podgotovke hudozhnikov-dizajnerov v kolledzhe: problemy realizacii. Vestnik GGU. 2018; № 2: 66-72.

7. Galaktionov I.V. Psihologiya tvorcheskoj deyatel'nosti: struktura, 'etapy, mehanizmy, metody issledovaniya. Habarovsk: Izdatel'stvo Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017.

8. Meseneva N.V. K voprosu o praktiko-orientirovannom obuchenii studentov-dizajnerov. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2019; № 9: 148-152.

9. Kolesnik N.B. Razvitie obraznogo myshleniya studentov kak osnova professional'noj podgotovki v sredovom dizajne. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 27-30.

10. Karachaevo-Cherkesskij gosudarstvennyj universitet im. U.D. Alieva: sajt. Available at: https://kchgu.ru/institut-kul-tury-i-iskusstv/

11. Botasheva N.P. Formirovanie 'esteticheskogo vkusa podrostkov v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy sredstvami regional'nogo narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2013.

12. Praktika studentov IKI. Available at: https://kchgu.ru/praktika-studentov-iki/

13. Alieva A.R. Teoreticheskie podhody k formirovaniyu «gibkih navykov» (soft skills) v processe podgotovki buduschih bakalavrov i magistrov tvorcheskih professij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 159-161.

14. Sivova I.V. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya tvorcheskoj aktivnosti studentov hudozhestvennyh special'nostej kolledzha. Molodezh' v nauke i tvorchestve: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma obuchayuschihsya. 'Elektroizolyator: GGU, 2017: 32-33.

15. Alieva A.R. Vozmozhnosti formirovaniya soft skills v processe professional'noj podgotovki buduschih magistrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6(91): 273-275.

16. Dement'eva S.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Molodezh' v nauke i tvorchestve: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma obuchayuschihsya. 'Elektroizolyator: GGU, 2017: 322-324.

Статья поступила в редакцию 22.11.22

УДК 372

Zvyagintseva E.P., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: EZvyagintseva@fa.ru

Episheva O.S., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: OSEpisheva@fa.ru

UTILIZING DIDACTIC FILLERS IN TEACHING UNDERGRADUATES WITH LANGUAGE FOR PROFESSIONAL USE (BY THE EXAMPLE OF BUSINESS ENGLISH). The article considers some problems of foreign language training of undergraduates at a non-linguistic university. These issues can be partially solved by using didactic fillers, that are short-term learning activities allowing the academics to use the time left after all the planned stages of the seminar have been worked out. Such types of activities may be utilized with benefit and minimal efforts. The integration of didactic fillers into the outline of a practical training meets various criteria that determine the effectiveness of the learning process, such as accessibility, visibility, explicativeness, motivation, structuredness, communicative orientation, reflexivity. Exemplary didactic fillers are proposed, and they may be used during classes when teaching bachelors in various fields of study. The conclusion is made about the expediency of didactic fillers application in the course of teaching the language for professional use. Recommendations are proposed for better mastering a foreign language in all its multidimensionality.

Key words: didactic fillers, foreign language training, bachelors, language for professional use, classes.

Е.П. Звягинцева, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

О.С. Епишева, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: OSEpisheva@fa.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ФИЛЛЕРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

В статье рассматриваются проблемы иноязычной подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе, которые можно частично решить с помощью применения дидактических филлеров - коротких видов учебной активности, которая помогает преподавателю с пользой и минимальными усилиями использовать время занятия, оставшееся после того, как все запланированные этапы семинара уже отработаны. Интеграция дидактических филлеров в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.