Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные технологии / электронное обучение / обучающиеся / педагогические работники / дистанционные образовательные технологии / модели электронного обучения / educational technologies / e-learning / students / teaching staff / distance learning technologies / e-learning models

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В С. Бедрин

Внедрение информационных технологий в современное образование ведет к появлению новых возможностей обучения, возникновению новых методов, например, электронного обучения. В данной статье раскрывается понятие и содержание термина «электронное обучение». Рассматриваются различные подходы ученых к толкованию данного понятия. Обозначены проблемы, связанные с внедрением электронного обучения в образовательный процесс, такие как неопределенность терминологии, изменение статуса и роли педагогического работника в образовательном процессе; не усовершенствованная нормативная-правовая база, регулирующая вопросы создания и использования систем электронного обучения, угроза потери уникальности российского образования. Приводится взгляд автора на решение обозначенных проблем и на перспективы развития дистанционных форм электронного обучения, таких как асинхронное и синхронное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF E-LEARNING

The introduction of information technologies into modern education leads to the emergence of new learning opportunities, the emergence of new teaching methods, for example, e-learning. This article reveals the concept and content of the term “e-learning”. Various approaches of scientists to the interpretation of this concept are considered. The problems associated with the introduction of e-learning in the educational process are identified, such as the uncertainty of terminology, changes in the status and role of a teacher in the educational process; the regulatory and legal framework governing the creation and use of e-learning systems has not been improved, and there is a threat of losing the uniqueness of Russian education. The author’s view on the solution of these problems and on the prospects for the development of distance forms of e-learning, such as asynchronous and synchronous, is given.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.013.78

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), Senior Lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Volgograd, Russia),

E-mail: bedrinvs@rambler.ru

PROBLEMS OF E-LEARNING. The introduction of information technologies into modern education leads to the emergence of new learning opportunities, the emergence of new teaching methods, for example, e-learning. This article reveals the concept and content of the term "e-learning". Various approaches of scientists to the interpretation of this concept are considered. The problems associated with the introduction of e-learning in the educational process are identified, such as the uncertainty of terminology, changes in the status and role of a teacher in the educational process; the regulatory and legal framework governing the creation and use of e-learning systems has not been improved, and there is a threat of losing the uniqueness of Russian education. The author's view on the solution of these problems and on the prospects for the development of distance forms of e-learning, such as asynchronous and synchronous, is given.

Key words: educational technologies, e-learning, students, teaching staff, distance learning technologies, e-learning models.

В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц., Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград, E-mail: bedrinvs@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Внедрение информационных технологий в современное образование ведет к появлению новых возможностей обучения, возникновению новых методов, например, электронного обучения. В данной статье раскрывается понятие и содержание термина «электронное обучение». Рассматриваются различные подходы ученых к толкованию данного понятия. Обозначены проблемы, связанные с внедрением электронного обучения в образовательный процесс, такие как неопределенность терминологии, изменение статуса и роли педагогического работника в образовательном процессе; не усовершенствованная нормативная-правовая база, регулирующая вопросы создания и использования систем электронного обучения, угроза потери уникальности российского образования. Приводится взгляд автора на решение обозначенных проблем и на перспективы развития дистанционных форм электронного обучения, таких как асинхронное и синхронное.

Ключевые слова: образовательные технологии, электронное обучение, обучающиеся, педагогические работники, дистанционные образовательные технологии, модели электронного обучения.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловливается тем, что в современном мире педагогические условия немыслимы без активного использования новых информационных технологий. В связи с этим обращает на себя внимание применение в высших учебных заведениях электронного обучения как удобного инструмента для стимулирования познавательной активности обучающихся, повышения наглядности учебного материала в ходе занятия, а также интенсивности его проведения, индивидуализации и дифференциации [1-10].

Цель данной статьи заключается в исследовании преимуществ инновационной образовательной технологии «электронное обучение», применяемой в высших учебных заведениях.

Основные задачи статьи: проанализировать содержание понятия «электронное обучение», раскрыть проблемы электронного обучения, связанные с его внедрением в образовательный процесс.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя следующие аспекты: теоретические (анализ научной, педагогической, методической литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных результатов) и практические (беседы с представителями профессорско-преподавательского состава высших образовательных организаций, анкетирование обучающихся).

Научная новизна статьи состоит в том, что обозначены проблемы электронного обучения в высших образовательных организациях.

Теоретическая значимость статьи выражается в расширении знаний о категории «электронное обучение», что позволит создать траекторию вузовского обучения в многогранности и разнообразии способов получения учебной информации.

Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования в учебном процессе высших образовательных организаций рассмотренных в статье дистанционных форм электронного обучения.

Развитие современной системы образования характеризуется воздействием и распространением информационных и коммуникационных технологий во все области деятельности образовательных заведений и во многом связано с появлением свободного доступа к средствам интернет-технологий. Данные процессы обусловливают значительные изменения в классических подходах к учебной деятельности. Внедрение информационных технологий в современное образование ведет к появлению новых возможностей обучения, возникновению новых методов, например, электронного обучения. Электронное обучение предоставляет больше возможностей для доступа к образовательным услугам, особенно для лиц, у которых они отсутствуют по разным обстоятельствам, позволяя обучаться в традиционном режиме в учебных заведениях. Европейское сообщество, руководства различных стран приходят к выводу о том, что перспективы дальнейшего развития образования связаны с тем, что образовательные организации в своей учебной деятельности в перспективе будут активнее использовать возможности систем электронного обучения (е-1еаггапд) для создания и передачи знаний обучающимся. Современные образовательные технологии е-1еаттд ориентированы на личность обучающегося, направлены на развитие ее индивидуальных творческих сил и ресурсов. При традиционном обучении знания представляются в готовом виде, в нем не создаются условия «зоны ближайшего развития» для обучающихся.

Конечно же, уровень стресса у обучающихся, который возникает у них в ходе оценивания знаний традиционным способом, можно снизить, применяя технологию e-learning, которая позволяет создать атмосферу психологического комфорта. Отсутствие страха перед ответственностью и получением отрицательной оценки дает возможность повысить мотивацию к учебному процессу и инициативность обучающихся. Использование рассматриваемой технологии значительно повышает уровень результатов обучения и качество предоставляемых услуг в сфере образовательной деятельности. Кроме того, применение электронных технологий обучения также повышает привлекательность учебного материала за счет улучшения условий получения образования; предоставляет педагогическим работникам широкое пространство для обмена опытом с коллегами по вопросам применения данных технологий в практике обучения; обеспечивает своевременное и наиболее эффективное внедрение обновленных образовательных ресурсов.

В качестве информационной основы технологической базы реализации процесса электронного обучения рассматриваются образовательные ресурсы в цифровом формате и программные продукты прикладного характера. Они разрабатываются, распространяются и используются при помощи разного рода технологий, в том числе оптических (CD, DVD), телевизионных технологий, сетевых (Интернет и интернет-ресурсы, LMS и т. д.). Использование технологии «гипермедиа» (синтез гипертекста и мультимедиа) позволяет выстроить логические связи соподчинения между информационными объектами. Отметим, что модульное строение контента обучения способствует представлению структуры учебного материала и цели обучения на период с протяженностью в учебный год в понятной и наглядной форме, что позволяет педагогическим работникам и обучающимся четко планировать свою деятельность. В основе модуля лежит контент учебной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом.

На современном этапе рано говорить о том, что применение электронного обучения в России вышло на проектную мощность. Это объясняется рядом объективных сложностей, связанных с внедрением электронного обучения. В данной статье мы попытаемся осветить и раскрыть их. Некоторые авторы научных трудов [1; 2; 3 и т. д.] рассматривают электронное обучение на основе использования таких терминов, как, например, сетевое и компьютерное обучение, интернет-образование, дистанционное образование, web-обучение, компьютерно-опосредованные коммуникации, открытое обучение, виртуальные классы и т. д., что явно говорит о неопределенности терминологии.

Наиболее частой ошибкой является отождествление термина «электронное обучение» с понятием «дистанционное обучение».

В России понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону, «электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников». Дистанционные образовательные технологии - это технологии, которые реализуют-

ся принципиально с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии педагогических работников и обучающихся [4].

По содержанию данных определений можно сделать заключение о том, что понятие «электронное обучение» несколько шире, чем понятие «дистанционные образовательные технологии».

В сфере науки и образования ученые и педагогические работники, как правило, употребляют эти термины как взаимозаменяемые, устанавливая е-1еаггапд как последнее поколение дистанционного образования (Т.В. Якушенок, А.В. Хуторской и т. д.) [5; 6].

Ученые некоторых образовательных учреждений, например, исследовательского университета Кентербери считают ключевым электронное обучение, не проявляя должного внимания дистанционному обучению. На основании анализа определений данных категорий мы приходим к выводу, что «электронное обучение» и «дистанционное обучение», хотя и одинаковы по смыслу, но не являются одним и тем же.

Еще одной проблемой развития электронного обучения является то, что при его использовании изменяется статус и роль педагогического работника в образовательном процессе. По мнению А.П Сергеева, электронное обучение ставит обучающихся в центр учебного процесса и проектирования личностно ориентированных программ, что позволяет им развивать свою самостоятельность, способность думать, увеличивать творческий потенциал [7], а педагогический работник в этом процессе является координатором, так как от его грамотных действий во многом будет зависеть эффективность такого рода обучения. Нельзя также забывать о том, что в России недостаточно усовершенствована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы создания и использования систем электронного обучения. Так, в настоящий момент электронное обучение регулируется лишь ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [4; 8]. Также остаются неурегулированными вопросы нормирования рабочего времени и нормативы повышения квалификации педагогических работников, реализующих технологии электронного обучения.

Помимо этого, следует указать на встречающиеся в научной среде вопросы о соблюдении авторского права, которые, прежде всего, связаны с нежеланием педагогических работников афишировать собственные авторские ресурсы в открытом доступе. Можно предположить, что корнем данной проблемы является всё еще недостаточно высокий уровень профессиональной этики в научной среде. По нашему мнению, эта проблема должна решаться не только этическими способами, но и правовыми. Надо признать, что в настоящее время механизм защиты авторских прав педагогических работников не совсем совершенен. Угроза потери уникальности российского образования, на наш взгляд, является проблемой, в силу которой российские вузы всё ещё отстают от западных в процессе внедрения электронного обучения.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию О.Н. Смолин отмечает: «Очевидно, что если мы пойдем таким путем, то мы потеряем существующий уровень национальной безопасности в образовательной области. Остановить прогресс невозможно и не нужно. Единственный способ - управлять прогрессом и участвовать в нем. Поэтому мы полагаем, что развитие е-1еаттд - это ключевое направление для развития современного образования» [9].

Такого же мнения придерживается и В.П. Тихомиров: «Американские проекты Cousera, Шайу и другие породили движение МООС (массовый открытый онлайн курс) и тем самым бросили вызов существующим системам образования. Фактически они ведут наступательную операцию в борьбе за интеллектуальный капитал. В связи с этим России надо выработать свою позицию в данном вопросе» [10].

Библиографический список

Говоря об электронном обучении, на наш взгляд, нельзя не остановиться на его моделях - логической и структурной. В основе логической модели электронного обучения можно выделить следующую последовательность стадий овладения профессиональных навыков:

1) первичное усвоение обучающимися норм, необходимых профессиональных приемов, методов и технологий;

2) саморазвитие средствами профессиональной деятельности и общения, осознание обучающимися своих индивидуальных возможностей, повышение положительных качеств и сглаживание отрицательных.

В структурной модели электронного обучения можно выделить разделительную и концептуальную составляющие.

Первая подразумевает разделение учебного процесса на электронное, в виде прямого контакта с обучающимися, а также в виде отправки файлов, документов на рассмотрение или изучение. Последняя представляет собой базу данных (базу знаний), содержащую образовательный контент - структурированную совокупность информации различного типа в цифровом виде (текст, графика, видео и т. п.), представляющую собой некоторый учебный материал изучаемой дисциплины. Кроме названных проблем в отношении электронного обучения, следует отметить и существующее противоречие - так называемый «цифровой разрыв» поколений. Противоречие заключается в том, что аудитория обучающихся представляет собой поколение digital natives - родившихся в цифровом обществе, а профессорско-преподавательский состав вузов - поколение digital immigrants - цифровых иммигрантов. Конфликт возникает между академической манерой проведения занятий и мультимедийным форматом (который более привычен для digital natives) представления знаний. Бесспорно, разрешение данного конфликта возможно лишь в случае успешного создания в информационно-образовательной среде благоприятного климата, естественного как для обучающихся, так и для педагогических работников. По существу, такая информационно-образовательная среда будет являться своего рода «конструктором», элементы которого, исходя из задач освоения конкретного учебного материала, могут аккумулировать множество разнообразных систем обучения.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что необходимо определить новую модель обучения, исходя из целей личностно ориентированного развития обучающихся, планируемых образовательных результатов.

Кроме того, на наш взгляд, среди перспектив развития дистанционных форм электронного обучения мы видим, во-первых, асинхронное обучение, т. е. обучение, при котором обучающиеся в индивидуальном режиме получают и накапливают знания, умения, а образовательная организация обеспечивает ненавязчивый, но постоянный контроль над этим процессом. Во-вторых, синхронное обучение, при котором обучающиеся интерактивно взаимодействуют с компьютером и информационными базами. Дистанционные формы электронного обучения также представляются перспективными по причине того, что позволяют повысить уровень образования и культуры широких слоев населения, осуществлять переподготовку кадров и повышение их квалификации без отрыва от производства, т. е. оказывать образовательные услуги тем, что по каким-то причинам не может их получить в традиционных очной или заочной формам.

Развитие электронного обучения способствует появлению дополнительных рабочих мест. Педагогическому составу, обладающему знаниями в сфере новых информационных технологий, предоставляется возможность осуществления различных инноваций в организации электронного обучения, что выступает мощным стимулом для творческих личностей. Благодаря электронному обучению для обучающихся становится доступным получение образования от лучших специалистов в той или иной области. С использованием актуального контента, современных средств обучения реально увеличить качество образования, так как обучающийся получает больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет в своем распоряжении инструменты оперативного приема-передачи информации, взаимодействия с педагогическими работниками.

1. Антоновский А.В. Использование информационных технологий как тренд современного образования. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. Тверь, 2022: 105-108.

2. Дементьева Ю.В. Основы работы с электронными образовательными ресурсами: учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2017.

3. Государев И.Б. К вопросу о терминологии электронного обучения. Человек и образование. 2015; № 1 (42): 180-183.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 (в ред. от 13.10.2022). Собрание законодательства Российской Федерации от 31.12.2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Якушенок Т.В. Дистанционное образование как способ вторичной социализации личности. Опыт СГА (социально-философский анализ). Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2005.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие Москва, 2007.

7. Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: монография. Владимир: Издательство ВлГУ, 2012.

8. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. Available at: https://docs.cntd.ru/document/436767209

9. Смолин О.Н. Аналитическая записка о состоянии и перспективах развития электронного обучения в России. Available at: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/ pdf/analytical_note.pdf

10. Тихомиров В.П. Массовое онлайн-обучение бросает вызов российской системе образования. Available at: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251

References

1. Antonovskij A.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij kak trend sovremennogo obrazovaniya. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nosti pedagoga: sbornik nauchnyh trudov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver', 2022: 105-108.

2. Dement'eva Yu.V. Osnovy raboty s 'elektronnymi obrazovatel'nymi resursami: uchebnoe posobie. Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2017.

3. Gosudarev I.B. K voprosu o terminologii 'elektronnogo obucheniya. Chelovekiobrazovanie. 2015; № 1 (42): 180-183.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 goda № 273-F3 (v red. ot 13.10.2022). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2012 g. № 53 (chast' I) st. 7598. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

5. Yakushenok T.V. Distancionnoe obrazovanie kak sposob vtorichnojsocializaciilichnosti. Opyt SGA (social'no-filosofskij analiz). Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2005.

6. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnoe posobie Moskva, 2007.

7. Sergeev A.G., Zhigalov I.E., Balandina V.V. Vvedenie v 'elektronnoe obuchenie: monografiya. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2012.

8. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijprirealizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 № 816. Available at: https://docs.cntd.ru/document/436767209

9. Smolin O.N. Analiticheskaya zapiska o sostoyanii i perspektivah razvitiya 'elektronnogo obucheniya v Rossii. Available at: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/ analytical_note.pdf

10. Tihomirov V.P. Massovoe onlajn-obuchenie brosaet vyzov rossijskoj sisteme obrazovaniya. Available at: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251

Статья поступила в редакцию 22.11.22

УДК 378

Botasheva N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachayevsk, Russia), E-mail: botash.n@yandex.ru

Bijiev A.K., senior teacher, Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: ashatttt@mail.ru

FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF UNDERGRADUATE AND GRADUATE STUDENTS IN THE PROFILE "FINE ARTS" IN ACADEMIC AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The main opportunities for the undergraduate and graduate students' creative abilities formation in the profile "Fine Arts" by educational and extracurricular activities means existing at the present stage of the Russian higher education system development are considered. To do this, first of all, the professional activities specifics of bachelor's and master's graduates who have successfully completed training in the relevant profile are investigated. Then the complex of skills and abilities necessary for them to carry out such activities is studied. The creative abilities' place in it is determined. The most significant opportunities provided by the modern higher education system for its development are revealed. The Karachay-Cherkess State University is given as an example of a public organization, the educational activities carried out within the walls of which favor the such competencies development. Extracurricular activities are studied on the material of Gzhel State University.

Key words: higher education, bachelor's degree in profile "Fine Arts", master's degree in profile "Fine Arts", creative abilities of students, student, teacher.

Н.П. Боташееа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: botash.n@yandex.ru

А.К. Биджиее, ст. преп., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: ashatttt@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются основные возможности для формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство» средствами учебной и внеучебной деятельности, существующие на современном этапе развития системы российского ВО. Для этого в первую очередь исследуется специфика профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры, успешно завершивших обучение по соответствующему профилю. Затем изучается комплекс умений и навыков, необходимых им для осуществления такой деятельности. Определяется место в нём творческих способностей. Раскрываются наиболее существенные возможности, предоставляемые современной системой высшего образования для его развития. В качестве примера учебного заведения, в стенах которого осуществляется учебная деятельность, благоприятствующая развитию таких компетенций, приведён Карачаево-Черкесский государственный университет Внеучебная деятельность исследована на материале Гжельского государственного университета.

Ключевые слова: высшее образование, обучение в бакалавриате по профилю «изобразительное искусство», обучение в магистратуре по профилю «изобразительное искусство», творческие способности студентов, студент, преподаватель.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах нашей статьи, объясняется фактом коренных преобразований, фиксирующихся на протяжении тридцати последних лет. Они затрагивают практически все сферы жизни российского социума [1-5].

Изменившиеся реалии современного общества не могли не сказаться на его требованиях к выпускникам учреждений системы высшего образования. Это в полной мере относится к лицам, успешно освоившим программы бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство». Сохраняется важность профессиональных компетенций для их успешной деятельности в современных условиях. Однако вместе с тем возрастает значение творческих способностей [2; 3; 5; 6]. Основным путям их формирования на ступенях бакалавриата и магистратуры посвящена данная статья.

В виду вышеизложенного её целью является исследование основных возможностей, существующих для формирования творческих способностей у студентов бакалавриата и магистратуры по профилю «Изобразительное искусство» в учебной и внеучебной деятельности на современном этапе развития системы отечественного ВО.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть специфику профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры, успешно завершивших обучение по соответствующему профилю;

- изучить комплекс умений и навыков, необходимых им для осуществления такой деятельности;

- определить место в нём творческих способностей;

- раскрыть наиболее существенные возможности, предоставляемые современной системой высшего образования для его развития.

При подготовке статьи авторами были использованы следующие методы:

- анализ собственного педагогического опыта;

- изучение специальной литературы.

Её научная новизна заключается в определении основных возможностей, существующих для формирования творческих способностей студентов бакалавриата и магистратуры, осваивающих профиль подготовки «Изобразительное искусство» на современном этапе развития системы отечественного ВО.

Теоретическая значимость видится в конкретизации места творческих способностей в профессиональном портрете магистра и бакалавра изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.