Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / системы электронного обучения / Интернет / электронные образовательные ресурсы / программноаппаратная среда / классификация / онлайн-обучение / обучающийся / e-learning / e-learning systems / Internet / electronic educational resources / software and hardware environment / classification / online learning / student.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В С. Бедрин

В данной статье раскрывается содержание электронного обучения как инновационной модели образовательного процесса. Приводится понятие и формы электронного обучения, история его появления, а также компоненты электронной образовательной среды. В статье дается понятие, возможности систем электронного обучения и производится их классификация. Рассматриваются различные виды и приводятся примеры систем электронного обучения в зависимости от целевого назначения; используемой обучающей платформы; субъекта, реализующего образовательную программу; вида информационного контента; предметной области обучения; формы контроля за учебным процессом; модальности общения обучающихся и педагогических работников, способа размещения исходных частей обучающей программы и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CLASSIFICATION OF E-LEARNING SYSTEMS.

This article reveals the content of e-learning as an innovative model of the educational process. The concept and forms of e-learning, the history of its appearance, as well as the components of the e-learning environment are presented. The article describes the concept and capabilities of e-learning systems and classifies them. Various types of e-learning systems are considered and examples are given, depending on the intended purpose; the training platform used; the subject implementing the educational program; the type of information content; subject area of training; forms of control over the educational process; communication modalities of students and teachers, the method of placing the initial parts of the training program, etc.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.147

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law Studies), senior lecturer, Department of Computer Science and Mathematics, Volgograd Academy of the Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation (Volgograd, Russia), E-mail: bedrinvs@rambler.ru

ON THE CLASSIFICATION OF E-LEARNING SYSTEMS. This article reveals the content of e-learning as an innovative model of the educational process. The concept and forms of e-learning, the history of its appearance, as well as the components of the e-learning environment are presented. The article describes the concept and capabilities of e-learning systems and classifies them. Various types of e-learning systems are considered and examples are given, depending on the intended purpose; the training platform used; the subject implementing the educational program; the type of information content; subject area of training; forms of control over the educational process; communication modalities of students and teachers, the method of placing the initial parts of the training program, etc.

Key words: e-learning, e-learning systems, Internet, electronic educational resources, software and hardware environment, classification, online learning, student.

В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград,

Е-mail: bedrinvs@rambler.ru

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье раскрывается содержание электронного обучения как инновационной модели образовательного процесса. Приводится понятие и формы электронного обучения, история его появления, а также компоненты электронной образовательной среды. В статье дается понятие, возможности систем электронного обучения и производится их классификация. Рассматриваются различные виды и приводятся примеры систем электронного обучения в зависимости от целевого назначения; используемой обучающей платформы; субъекта, реализующего образовательную программу; вида информационного контента; предметной области обучения; формы контроля за учебным процессом; модальности общения обучающихся и педагогических работников, способа размещения исходных частей обучающей программы и т.д.

Ключевые слова: электронное обучение, системы электронного обучения, Интернет, электронные образовательные ресурсы, программно-аппаратная среда, классификация, онлайн-обучение, обучающийся.

Развитие современного мира требует использования наиболее быстрых и дешёвых процессов передачи информации и знаний. Как нельзя лучше этим целям соответствует электронное обучение. Глубокий прорыв в коммуникационной сфере сделал Интернет, став основой для организации электронного обучения по всему миру, заменив при этом дистанционные курсы на физических носителях информации. В настоящее время создана необходимая нормативная база для законодательного закрепления и поддержки электронного обучения в нашей стране.

Возможность электронного обучения как инновационной модели учебного процесса предусмотрена п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В статье 16 вышеупомянутого закона под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Впервые об электронном обучении заговорили в 1980-х годах, когда начинали применяться электронные средства образования в ходе совершенствования форм дистанционного обучения. С глобализацией экономики и внедрением информационно-коммуникационных технологий в различные экономические области перед международными компаниями встает задача обучения сотрудников корпораций в короткие сроки независимо от их местонахождения. На данном этапе возникают электронные средства обучения, модели организации и сопровождения учебного процесса, оценки его качества и эффективности. Как следствие, развиваются программные системы, направленные на комплексное решение задач электронного обучения [2]. Данные системы в международной терминологии получают название E-Learning Systems (Системы электронного обучения).

Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, утверждающим «порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» регламентируется процесс осуществления различными образовательными организациями электронного обучения, и выделяются компоненты электронной образовательной среды. Сюда входят электронные справочные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, весь объем информационных и телекоммуникационных технологий, необходимых технологических средств, помогающих обучающимся освоить различные образовательные программы или их части.

Все эти компоненты образуют систему электронного обучения, которая, по определению Тархова С.В., представляет собой информационно-коммуникационную программно-аппаратную среду, являющуюся педагогическим инструментом формирования компетенции обучающегося [3].

Красильников И.В. определяет электронную систему обучения как человеко-машинный комплекс, работающий в диалоговом режиме и предназначенный для управления познавательной деятельностью [4].

Электронное обучение развивается, подразделяясь на различные виды, в связи с чем видится необходимость произвести классификацию его существующих видов и форм. Единой типологии электронных обучающих систем нет. На

наш взгляд, интерес представляют классификации Гаевской Е.Г и Грузовой А.А. [5; 6].

Для электронного обучения обязательно наличие платформы, которой является виртуальная обучающая среда. В зависимости от целевого назначения электронного обучения используется три вида систем:

1) системы управления обучением (LearningManagementSystems - LMS);

2) системы управления учебным контентом (LearningContentManagementS ystems - LCMS);

3) авторские программные продукты (AuthoringPackages).

Опираясь на вышесказанное, возможно подразделение систем электронного обучения в зависимости от используемой платформы. В мире существует около 400 различных обучающих платформ. Наибольшую популярность распространение получили открытые системы Atutor, Blackboard, Dokeos, dotLRN, ILIAS, LON-CAPA, Moodle, OpenUSS, Sakai, SpaghettAming. Исследователи, изучив свойства ряда открытых платформ, ставят на первое место систему Moodle (от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Это находящееся в свободном доступе веб-приложение, позволяющее создавать контент для онлайн-обучения. Изначально систему Moodle использовали в университетском образовании. Сегодня эта платформа нашла свое применение в 214 странах и более чем на 78 языках.

Анализируя форму осуществления электронного обучения необходимо выделить:

1) заочное обучение, которое предполагает получение документа об образовании после последовательного прохождения определенных курсов;

2) самообразование, в ходе которого обучающемуся предоставляется доступ к учебным и методическим ресурсам, предполагается контроль в виде тестов;

3) консультации-обсуждение и объяснение конкретных вопросов специалистами в определенных областях познания;

4) обучение по запросу (требованию) представляет собой курсы на определенную тематику для специальной группы обучающихся.

В зависимости от субъекта, реализующего образовательную программу, можно выделить электронное обучение, организуемое отдельными компаниями для повышения квалификации специалистов; индивидуально или корпоративно создаваемые массовые открытые онлайн-курсы (МООС), а также электронные системы обучения, предлагаемые образовательными организациями в виде обучающих проектов для студентов очного отделения, дистанционного обучения и повышения квалификации в дистанционной форме. Особого внимания заслуживают онлайн-курсы Coursera,Open2Study,Udacity.

По виду информационного контента системы обучения можно подразделить на определенные виды ресурсов:

1) текстографические;

2) гипертекстовые, состоящие из ссылок на ресурсы и вебстраницы;

3) с визуальными или аудиофрагментами;

4) мультимедийные.

Нельзя не выделить по признаку возмездности такие виды электронного обучения, как бесплатное и коммерческое. Практикуется также смешанное, ког-

да часть занятий в ознакомительных целях дается бесплатно, а в последующем требуется внести оплату за обучение.

По техническим средствам обучения можно выделить:

1) компьютерное обучение, использующее возможности мультимедиа, предоставляемые персональными компьютерами;

2) дистанционное обучение с использованием компьютерных технологий с направлением материалов и результатов обучения по почте;

3) электронное обучение, подразумевающее использование информационно-телекоммуникационных сетей в процессе образования.

В то же время по предметной области обучения электронные системы можно подразделить на:

1) универсальные, с помощью которых возможно изучение ряда предметов, в том числе в различных областях знаний;

2) специализированные, направленные на обучение конкретному предмету.

Электронные системы обучения можно классифицировать по форме контроля за учебным процессом на:

1) системы, в которых предполагается контроль преподавателя за процессом обучения;

2) системы с автоматическим контролем, когда сама система анализирует результаты обучения;

3) электронные образовательные системы, предлагающие смешанный контроль (автоматический и человеческий).

При использовании любого из вышеперечисленных видов возможно использование таких способов контроля, как собеседование с педагогическим работником, тестирование для проверки уровня теоретических знаний, выполнение проектов и решение задач в целях проверки умения применить полученные знания на практике. Наиболее эффективно использование третьего способа, когда в основном контроль за результатами процесса обучения осуществляет система в автоматическом режиме, предоставляя педагогическому работнику вмешиваться в процесс и корректировать в особо сложных случаях.

Поскольку большинство электронных систем обучения предполагает обратную связь между обучающимся и педагогическим работником, то по модальности их общения образовательные системы могут быть речевыми (с использованием устной и письменной речи) и неречевыми.

В зависимости от способа размещения исходных частей обучающей программы электронные системы обучения предполагают одну из следующих конфигураций:

1) вся образовательная система размещена на жестком диске компьютера обучающегося;

2) части программы размещены на сменном носителе;

Библиографический список

3) компоненты системы распределены между компьютером обучающегося и удаленным сервером.

По месту размещения учебных материалов можно выделить облачные системы и с установкой на сервер. Если материалы нельзя разместить онлайн, то программное обеспечение загружают на сервер. Системами, размещенными в облачных хранилищах, можно пользоваться, находясь в любом месте, не будучи привязанным к локации нахождения компьютера.

Исходя из вышеназванных способов размещения составляющих блоков образовательной системы, выделяют способы ее контакта с обучающимся:

1) системы с удаленным контактом через информационно-телекоммуникационные сети;

2) связь обучающегося с системой по локальной сети;

3) непосредственный контакт, если система целиком установлена непосредственно на компьютере обучающегося.

В зависимости от осуществляемого процесса исследователи выделяют электронные системы, осуществляющие:

1) процессы обучения;

2) процессы управления обучением;

3) организационные процессы;

4) процессы разработки и сопровождения ресурсов [7].

В зависимости от авторства контента Гаевская Е.Г предлагает разделить электронные системы обучения на имеющие авторский контент (электронные ресурсы, разработанные автором) и системы с открытым контентом. При этом системы электронного обучения с авторским контентом включают в себя электронные курсы и облачное хранилище учебных ресурсов, состоящее из коллекции электронных учебных объектов и электронных образовательных ресурсов. Из наиболее известных авторских систем можно выделить ОРОКС, Adobe Authorware. Совокупность экспертных и социальных сетей образует системы с открытым контентом. Практически каждая образовательная организация имеет в настоящее время электронный ресурс в социальных сетях.

Таким образом, использование современных электронных систем обучения предполагает наличие у обучающегося достаточного уровня компетенции в использовании информационных технологий. Он включает в себя умение поиска, систематизации и обработки информации, соблюдение правил общения в ме-диапространстве и интернет-этикет (в том числе при осуществлении переписки посредством электронной почты).

Полагаем, что при выполнении данных условий использование систем электронного обучения изменит методы и формы образовательного процесса, предоставит оперативный доступ к неограниченному объему информации, ресурсам и услугам в современном интернет-пространстве, предложит новые возможности образования, совершенствования трудовой и научной деятельности.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Бедрин В.С. К вопросу о психолого-педагогических подходах к определению электронного обучения и его качества. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 264 - 266.

3. Тархов С.В. Медиаобразование. Media Education. 2016; № 4: 66 - 80.

4. Красильников И.В. Классификация электронных средств обучения. Ученые записки. 2012; № 9 (1): 75 - 78.

5. Гаевская Е.Г Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2013: 203 - 209.

6. Грузова А.А. Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 2015; Т. 205: 131 - 140.

7. Михеева С.А., Свит Е.П. Опыт и перспективы использования электронного обучения в образовательной среде Педагогического университета. Известия Российского педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014; Выпуск 168: 122 - 127.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-F3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Bedrin V.S. K voprosu o psihologo-pedagogicheskih podhodah k opredeleniyu 'elektronnogo obucheniya i ego kachestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 264 - 266.

3. Tarhov S.V. Mediaobrazovanie. Media Education. 2016; № 4: 66 - 80.

4. Krasil'nikov I.V. Klassifikaciya 'elektronnyh sredstv obucheniya. Uchenyezapiski. 2012; № 9 (1): 75 - 78.

5. Gaevskaya E.G. Teoreticheskie aspekty klassifikacii 'elektronnyh uchebnyh resursov. IzvestiyaRossijskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universitetaimeniA.I. Gercena. 2013: 203 - 209.

6. Gruzova A.A. Tehnologii 'elektronnogo obucheniya v bibliotechno-informacionnom obrazovanii. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogoinstituta kul'tury iiskusstv. 2015; T. 205: 131 - 140.

7. Miheeva S.A., Svit E.P. Opyt i perspektivy ispol'zovaniya 'elektronnogo obucheniya v obrazovatel'noj srede Pedagogicheskogo universiteta. Izvestiya Rossijskogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2014; Vypusk 168: 122 - 127.

Статья поступила в редакцию 02.12.20

УДК 378

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: sovdat@list.ru

Tsamayeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Education Workers (Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

Nurmagomedova N.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nanish1980@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.