КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
развитие электронного обучения
как новой модели образовательной среды
Гамбеева Ю.Н.1, Сорокина Е.И.}
1 Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, Севастополь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматривается роль электронного обучения в формировании новой образовательной среды. Представлен анализ основных этапов становления и развития системы электронного обучения, а также краткий обзор понятий «электронное обучение». Описаны достоинства и недостатки использования электронных образовательных ресурсов с позиции разных целевых групп
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, онлайн-обучение, образовательная среда.
Development of e-learning as a new model of educational environment
Gambeeva Yu.N.1, Sorokina E.I.1
1 Sevastopol Branch of the M.V. Lomonosov Moscow State University, Sevastopol, Russia
введение
Развитие современной образовательной среды характеризуется
внедрением новых стандартов обучения, использующих результаты новейших научных достижений, инновационные инструменты и методики обучения. Необходимо констатировать, что сегодня в учебном процессе применяются устаревшие образовательные технологии, не соответствующие современным потребностям информационного общества, что приводит к неудовлетворительным результатам обучения.
В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (веб, сервисы, потоковое мультимедиа, мобильные приложения, дополненная реальность), которые применяются практически во всех сферах человеческой деятельности и определяют развитие мирового сообщества. Свободное владение мобильными сервисами и вебтехнологиями, способность к поиску, извлечению и обработке нужной информации из различных электронных источников, навыки взаимодействия в виртуальной среде
являются важнейшими компетенциями конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Поэтому главный аспект развития современного общества - это выйти за рамки закрытой системы образования и создать гибкую, мобильную, открытую образовательную среду, использующую гаджеты, электронные образовательные ресурсы и системы управления.
Переосмысление и трансформация
В связи с этим необходимо переосмыслить систему организации обучения, роли обучающегося и преподавателя. Образовательные учреждения должны ставить принципиально новые задачи в направлении подготовки специалистов и развитии у них критического мышления, способности к самоорганизованному и саморегулируемому обучению, социальному взаимодействию с применением современных информационно-коммуникационных технологий, готовности стоять у истоков перемен. Мир настолько динамичен, что учебные заведения зачастую не знают профессий, к которым готовить студентов.
Определяющим в этом контексте становится понятие электронного обучения (e-Learning), часто использующееся как синоним таких терминов как сетевое, виртуальное и дистанционное обучение. Электронное обучение представляет собой инновационную методику обучения, является существенным развитием дистанционной формы и базируется на применении мультимедийных и интернет-технологий для повышения доступности и качества образования. Многие отечественные и зарубежные открытые и виртуальные университеты работают по принципу e-Learning, составляющему конкуренцию традиционным формам образования. Е-learning меняет формат и среду обучения, студентам и преподавателю не нужно находиться одновременно в одном и том же месте, обучение и доступ к образовательному контенту может про-
ABSTRACT:_
The article considers the role of e-learning in the formation of a new educational environment. We present the analysis of the main stages of formation and development of e-learning system, and a brief overview of e-learning concepts. We describe advantages and disadvantages of using electronic educational resources from the perspective of different target groups.
KEYWORDS: e-learning, e-learning resources, online learning, educational environment
JEL Classification: I20, I25, L86 Received: 14.03.2018 / Published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gambeeva Yu.N. ( jgambeeva0bk.ru)
CITATION:_
Gambeeva Yu.N., Sorokina E.I. (2018) Razvitie elektronnogo obucheniya kak novoy modeli obrazovatelnoy sredy [Development of e-learning as a new model of educational environment]. Kreativnaya ekonomika. 12. (3). - 285-304. doi: 10.18334/ce.12.3.38897
ходить где угодно и когда угодно. Преподаватель перестает быть центром образовательного процесса и главным источником информации, его основная задача ввести в систему обучения методологию освоения нового знания.
Такой подход предоставляет возможность каждому человеку получать образование и новые компетенции на протяжении всей жизни, применяя различные устройства для поиска, обработки и анализа информации и знаний. Е-learning дает возможность студентам получать знания в доступной, самоорганизованной среде, в наиболее удобной и комфортной обстановке.
Действия правительств многих стран и, конечно, России уже направлены на модернизацию образовательного процесса. Программы поддержки электронного обучения на законодательном уровне разработаны и разрабатываются во многих странах мира. В некоторых странах модернизация образования на основе внедрения инструментов и технологий электронного обучения возведена в ранг государственной политики [10] (Mozhaeva, 2013).
Так, в 2006 году в США была принята стратегия, стимулирующая развитие электронного образования. Конгресс США отменил «правило 50%», ограничивающее возможность получить финансирование по федеральной программе Title IV, если половина курса не была прочитана аудиторно. Данный шаг оказал существенную поддержку программам электронного обучения. В 2008 году учебным организациям было выделено более 16 млрд долларов федеральных кредитов, грантов и финансовой помощи. До 2020 года предусмотрены инвестиции в объеме 12 млрд долларов в рамках инициативы American Graduation Initiative с целью увеличения количества выпускников местных колледжей. Помимо этого, действующий образовательный закон предусматривает выделение около 500 млн долларов местным колледжам для развития инфраструктуры, необходимой для расширения возможностей электронного обучения. Существуют и другие федеральные программы (например, Post 9/11 GI Bill) предусматривающие образовательные льготы для развития e-Learning [13] (Rut, 2010).
Южная Корея - признанный лидер в развитии e-Learning (80% вузов применяют данную модель обучения). Использование электронного обучения регламентируется на законодательном уровне рядом законодательных актов и стандартов. Начиная с 1997 были приняты: Закон о непрерывном образовании; Закон о развитии индустрии e-learning; Закон о развитии в сфере использования цифрового онлайн контента;
ОБ АВТОРАХ:_
Гамбеева Юлия Николаевна, старший преподаватель кафедры управления (jgambeeva0bk.ru) Сорокина Екатерина Ивановна, доцент кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук (ami1a0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Развитие электронного обучения как новой модели образовательной среды // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 3. - С. 285-304. doi: 10.18334/ce.12.3.38897
Стандарт качества электронного обучения и др. Государственные ведомства и министерства (министерство труда, министерство образования, науки и технологий, министерство экономики) занимаются поддержкой и развитием электронного обучения в различных сферах: в регулярном образовании, в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации [6] (Dondukova, 2014).
Во Франции в 2002 году был принят Закон, регламентирующий развитие интернети информационно-коммуникационные технологий, которые объявлены основным средством построения будущего. Был также принят Закон о внедрении e-Learning во все сферы образовательного процесса (от детского сада до университета). 2008 году во Франции принята программа «100% курсов в цифровой форме для 100% обучаемых», финансируемая из государственного бюджета.
В 2004 году в Австралии на государственном уровне была принята стратегия развития информационной экономики, в рамках которой разработан План подготовки кадров «Создание культуры знаний», где в основе лежит система электронного обучения.
Начиная с 1998 года в Новой Зеландии принимаются стратегии развития электронного обучения: «Интерактивное образование»; «Цифровые горизонты»; «План действий для школ в области электронного обучения на 2006-2010 гг.».
В Великобритании была разработана и реализована специальная стратегия развития образования (2008-2014 гг.) по овладению новой электронной педагогикой. Создан специальный Совет по контролю за качеством открытого образования (ODLQC- Open Distance Learning Quality Council) [13].
Страны постсоветского пространства направляют совместные усилия на развитие электронного обучения. Стратегией сотрудничества государств-участников СНГ и Планом действий по реализации стратегии до 2015 года были утверждены основные направления сотрудничества в области развития электронного обучения, создание совместимых национальных систем электронного и дистанционного обучения, формирование и развитие электронных образовательных интернет-ресурсов [8] (Kufley, Dmitrienko, 0).
В РФ Федеральным законом от 29.12.12 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закреплены правовые нормы реализации образовательных программ с применением электронного обучения. В том же году была организована Межведомственная группа по развитию электронного обучения, а в 2013 году Министерством образования и науки РФ утвержден Комплексный план мероприятий по развитию электронного обучения на 2013-2015 годы. В мае 2015 была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, с объемом финансирования более 112 млрд рублей, направленная на внедрение новых механизмов обеспечения доступности образовательной среды и внедрение технологических инноваций. А в октябре 2016 года утвержден Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на разви-
тие системы качественного и доступного онлайн-обучения россиян с помощью цифровых технологий.
С 2011 года в Казахстане стартовал новый этап информатизации общества - признание электронного обучения ведущим инновационным направлением развития системы образования. Планируется, что к 2020 году 90% образовательных организаций будут применять электронную модель обучения. В 2013 году в Башкирии Министерство образования утвердило концепцию развитию системы электронного образования на 2013-2017 годы.
Надо отметить, что термин «e-Learning» вошел в научный обиход постсоветского образовательного пространства сравнительно недавно и охватывает множество сфер: компьютерное обучение; методики и технологии развития обучения; дистанционное обучение; виртуальное образование.
Специалисты ЮНЕСКО определили значение термина следующим образом: «E-learning - это обучение с помощью интернета и мультимедиа» [17].
Зарубежные исследователи [16] (Zubikova, Ismuratova, Kufley, Suerkulova, Yastrebova, 2016) рассматривают электронное обучение следующим образом:
Clark R. как инструкции, используемые цифровыми устройствами, компьютером или мобильным устройством для поддержки обучения.
Профессор Guri-Rosenblit как процесс использования электронных носителей для реализации целей обучения, которые могут варьироваться от использования дополнительных функций до полной замены очных занятий на онлайн.
А. Koohang и К. Harman определяют электронное обучение как предоставление образования при помощи электронных средств массовой информации.
Профессор Gonzalez-Videgaray MariCarmen рассматривает E-learning как обучение, основанное на информационных и коммуникационных технологиях для взаимодействия между студентами и преподавателями посредством сети Интернет.
ГОСТ Р 52653-2006 [2] определяет электронное обучение «e-Learning» как обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Статья 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] закрепляет следующее определение: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
как все начиналось
Определения электронного обучения многообразны, но все они содержат указание на наличие технологической особенности организации выбранного формата обуче-
ния. Поэтому историю развития электронного обучения целесообразно рассматривать с момента изобретения первых технических средств, которые стали применяться в процессе обучения.
Точкой отсчета стало изобретение американского профессора университета штата Огайо С. Пресси «Автоматизированный учитель» - устройство для тестирования знаний, целью которого была автоматизация работы преподавателя, заключающаяся в сокращении затрат времени на проверку тестов и как результат возможность индивидуальной работы учителя и ученика. Устройство было запатентовано в 1928 году. По внешнему виду напоминало печатную машинку, в котором было небольшое окошко с вопросом и клавишами для выбора варианта ответов. По мере выбора ответов аппарат переходил к следующему вопросу. Прибор был оборудован счетчиком правильных ответов. Таким образом, время учителя, на проведение и проверку теста сокращалось и сводилось к технической установке листа с тестом в устройство и просмотр окончательного результата тестирования [14] (Sitnikova Yu.A., 2015).
Следующий шаг - изобретение психолога-бихевиориста Б. Ф. Скиннера - обучающий компьютер, запатентованное в 1958 году. Данный аппарат предназначался для обучения орфографии, математики и др. В устройство помещались пластинки с учебной информацией. В одном из окон аппарата ученик видит вопрос, в другом на полоске бумаги записывает ответ. Затем сравнивает его с правильным ответом, который появлялся в окне, где ранее был вопрос. Если ответы совпадают, ученик нажимает рычаг в одну сторону, если нет - в другую сторону. Таким образом, устройство считало правильные ответы и прогресс ученика. Б. Скиннер, считал, что подобные технические изобретения будут полезны при домашнем обучении людей с ограниченными возможностями и для повышения квалификации рабочих или военных. Профессор Б. Скиннер разделял мнение С. Пресси о необходимости модернизации образовательного процесса и поиска индивидуального подхода для более качественного усвоения материала [4] (Balykov).
Первая половина двадцатого века характеризуется бурным технологическим ростом, появлением телеграфа и телефона. Однако достоверных фактов об их использовании в процессе обучении нет. В основном использование технологий ограничивалось использованием фотографий и кинороликов, которые в 1910-20 гг. переросли в видеофильмы. В американских школах преподаватели активно начинают использовать проекции иллюстраций и немых фильмов посредством эпископов.
С развитием радио и телевидения образовательные учреждения стали искать возможности их применения в процессе обучения. Это был колоссальный прорыв, благодаря которому аудитория обучения возросла в сотни раз. Однако в 30-ые годы прошлого столетия радиотрансляции обучающих программ потерпели неудачу из-за высоких затрат. В этот же период в США начинается демонстрация телевизионных образовательных программ и каналов, появилась возможность наблюдать за процессами. Вторая мировая война внесла свои коррективы: американские военные дости-
гают серьезных результатов в изучении иностранных языков, прослушивая фразы, записанные на аудиокассеты, и повторяя их [16]. Первые попытки показали, что новые технологии и традиционное образование совместимы и могут работать вместе.
В 1953 г Хьюстонский университет предложил первые видеокурсы. Революционная идея записи учебных материалов на аудиокассеты, CD и DVD - объективная реальность последующих десятилетий. Использование аудио- и видеоресурсов и сегодня популярно в электронном обучении.
Применение компьютеров в процессе обучения имеет достаточно давнюю историю. П. Супис, преподаватель Стэндфордского университета, считается пионером в области компьютерного обучения. В середине 1960-х он проводил эксперименты с использованием компьютеров по обучению школьников. В этот же период Д. Битцер, представитель Иллинойского университета, создает компьютерную систему PLATO, нацеленную на обучение студентов американских вузов. PLATO имела графический терминал высокого разрешения, учебные игры, предоставляла доступ к электронным учебным ресурсам и возможность к обмену сообщениями между преподавателем и студентами [3] (Ayulov, Kenzhebulatova, 2016).
Большее влияние на развитие электронного обучения оказало основание в 1969 году Открытого университета Великобритании. Идея дистанционной формы обучения, полностью ориентированной на применение современных технологий, была сформулирована Дж. Стобартом, британским ученым, директором образовательных программ ВВС, еще в далеком 1926 году, когда он предложил создать специализированное учебное заведение - Воздушный университет («University of the Air»), но до 1960-х годов эта идея не нашла своего воплощения. В 1962 году Майкл Янг, руководитель лейбористской партии, предложил создать Открытый университет. Так как проект «University of the Air» ранее обсуждался, то Министерство образования Великобритании при поддержке лейбористов реализовало идею в период с 1963 по 1969 год. Домашние научные лаборатории, теле- и радиотрансляции лекций - все это вошло в историю Открытого университета, который стал первым учебным заведением, разрушившим традиции и открывшим доступ к высококачественному образованию широкому кругу людей.
В целом ряде стран, в основном в Европе и Азии, появились учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии:
1972 г. - Universidad Nacional de Educación a Distancia, Испания;
1974 г - Allama Iqbal Open University, Пакистан;
1978 г. - Sukhothai Thammathirat Open University, Тайланд;
1982 г - Korea National Open University, Корея;
1984 г - Universitas Terbuka, Индонезия.
В 1979 году в Китае была создана Национальная сеть радио- и телевизионных университетов, использующих спутниковое вещание [17].
Конец 1980-х и возросшая доступность персональных компьютеров дали новый толчок процессам автоматизации обучения. Возникли компьютерные обучающие игры. Впоследствии появились и более сложные обучающие системы, например, симу-ляторы реальности. Сотни фирм, в том числе и такие глобально-ориентированные, как Microsoft, разрабатывают программное обеспечение для обучения. Появляются первые электронные учебники, активно используются компьютерные презентации и программы тестирования.
Интернет сделал революционный рывок вперед, более значительный, чем радио и телевидение вместе взятые. Создаются простейшие веб-сайты для обучения. Одними из первых проявили инициативу организации для обучения своих сотрудников, оценив возможности, предоставляемые данным форматом обучения: экономия времени и средств; сокращение затрат на командировки; возможность обучения большего количества сотрудников; непрерывность обучения; отслеживание процесса обучения. Так, в конце 1990-х годов появились первые коммерческие продукты, использующие навигацию, текстовые форумы, ролевые приложения и т. п. Активно начинают развиваться стандарты в сфере электронного обучения. В этот период создаются уже более сложные электронные учебные ресурсы (компьютерные тренажеры и симуляторы, системы с удаленным доступом), электронные системы по организации и сопровождению учебного процесса, разрабатываются подходы к оценке качества и эффективности электронного обучения.
Появилась возможность общения и получения обратной связи от любого ученика, в какой бы удаленной точке мира он ни находился. С веб-ориентированным обучением появилась возможность загрузки на сайты учебных ресурсов (изначально в форме текста или картинки). Пока еще на данном этапе пользователи не имели возможности комментировать материалы или создать контент.
Позже эта возможность будет реализована средствами LMS (система управления обучением), которая позволит преподавателю формировать содержание курса по определенной модульной схеме. Данный формат организации курса подразумевает использование текстовых, видео- и аудиоресурсов, а также практические упражнения, тесты и общение на форуме. Преподаватель определяет маршрут изучения материалов, логику и структуру курса.
К 2004 году электронное обучение набрало обороты и стало широко распространенным явлением. Количество систем, поддерживающих e-Learning, увеличилось. Появилась необходимость в создания единой, управляемой централизованной среды. Системы управления электронным обучением активно развиваются и приобретают новые формы, эволюционируя от простых авторских программ до систем управления учебным контентом. Особое распространение получили две взаимодополняющие системы: 1) LMS (learning manage system) - система планирования, проведения и управления учебными мероприятиями, онлайн-обучением, виртуальными классами и кур-
сами; 2) LCMS - учебный контент, предоставляющий авторам эффективные средства для создания учебных материалов.
Развиваясь, e-Learning инкорпорировалось в традиционное обучение в различных формах. Не останавливаясь на достигнутом, электронное обучение вовлекает социальные сети (Twitter, Facebook) и социальные сервисы (разработка сервиса «GoogleApps» для учебных заведений от Google).
В 2008-2009 гг. наблюдается постепенное вовлечение электронного обучения в «облако», однако говорить, что e-Learning полностью уйдет в облачные сервисы рано. Это связано с тем, что система функционирования сервиса реализует большую часть виртуального учебного окружения, за исключением оценочных средств, так как при первоначальной разработке этих сервисов не учитывались особенности образовательного процесса. Существует точка зрения, что разработчики социальных сервисов решат и эту проблему [9] (Magomedova, 2015). Второе поколение веб-технологий и развитие скоростного интернета привносят новые возможности в электронное обучение. Появляется возможность создавать интерактивные сайты и внедрять вебинары (онлайн-семинары) в процесс обучения.
Одновременно с распространением социальных сервисов появилась новая волна на рынке электронного обучения - массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs). Это понятие ввел Д. Кормиер, когда описывал курс, созданный для группы из 25 студентов, они оплатили обучение и проходили курс для получения зачета, в то же время курс был открыт для зарегистрированных пользователей по всему миру [11] (Mozhaeva, 2015). MOOC - это бесплатные или условно бесплатные онлайн-курсы, которые могут принимать различные формы и предполагающие массовое использование. Существует две основные их разновидности:
xMOOC (реализуются крупными университетами и напоминают традиционную форму обучения, учебный контент представлен централизованными веб-страницами с видеолекциями, возможностью компьютерного тестирования по окончании учебного модуля или недели, ориентированы на преподавателя);
сMOOC (ориентирован на слушателя, автономность, интерактивность и открытость, преподаватель выполняет роль посредника, в образовательном процессе, учащийся ответственен за организацию и участие в процессе обучения).
Активный старт МООС К-направлению дали С. Трун и его коллеги из Стэндфордского университета, в 2011 г, которые открыли доступ к курсу «Введение в искусственный интеллект», который привлек 1600000 человек. МООК стал вызовом для большинства стран с развитыми системами высшего образования. 2011 год - точка отсчета, когда у каждого появилась возможность получить образование бесплатно. Ведущие университеты разрабатывают и реализуют бесплатные онлайн-курсы -Открытый Британский университет, Калифорнийский университет, Массачусетский технологический институт и другие. Яркий пример проект Coursera, созданный в 2011, объединивший ресурсы трех крупнейших вузов США и ставший по версии журнала Time лучшим образовательным сайтом 2012 года.
Курс на внедрение и использование МООС взяли европейские страны, в том числе и Россия. Сегодня это наиболее популярная и активно развивающаяся модель электронного обучения, решающая задачу открытия доступа к качественным учебным курсам. В нашей стране активно развивается это направление. В рамках проекта Openup ED МЭСИ разработал сайт lms.mesi.ru, на котором размещены открытые образовательные курсы, предназначенные для массового использования. МГУ им. М. В. Ломоносова реализовывает проект «Университет без границ», цель которого - создание образовательной площадки для доступного и непрерывного образования.
Новые формы - новые знания!
Ведущие университеты России (МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО) учредили ассоциацию «Национальная платформа открытого образования». Это амбициозный современный проект, продвигающий электронное обучение и открытое образование как новый элемент системы высшего образования России. Созданная образовательная платформа предлагает онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских вузах.
Наибольший интерес новые формы обучения вызывают у людей, выросших в 19902000 гг., их еще определяют как digital natives (поколение цифровых технологий) и у цифровых кочевников или номад, особой социальной категории людей, использующих цифровые телекоммуникационные технологии для выполнения профессиональных обязанностей и ведущих мобильный образ жизни. Они быстро впитывают информацию из медиа источников работают на высокой скорости, предпочитают мобильный доступ к информационным ресурсам, обладают навыками создавать собственные медиаресурсы [7] (Karamov).
Распространение новых интернет-технологий отразилось на модификации образовательной среды. Активно развивается подкастинг - процесс создания и распространения подкастов (звуковых и/или видеофайлов), позволяющий загружать учебные медиаресурсы и следить за появлением новых ресурсов той же серии. Учебные курсы все больше напоминают просмотр любимых сериалов. Меняются и способы подачи материала. Зарубежные и отечественные исследователи в области электронного обучения считают, что 2015-2016 гг. стали прорывом в области электронного обучения: все больше образовательных учреждений и коммерческих организаций используют новые технологии в обучении:
• микрообучение (micro-learning). Подача учебного материала микродозами, небольшими сегментами, не более 5 минут теоретического материала и закрепление каждого блока микрозаданиями. Согласно исследованиям, такой подход облегчает усвоение материала, снижает страх перед обучением, повышает мотивацию;
• видеоролики. Микровидеоролики используют привычную интерактивную форму подачи информации и дают достоверную научную информацию от лучших экспертов;
• персонализация. Формирование учебных материалов с учетом потребностей обучающихся разного возраста, уровня и скорости образования (разработка индивидуальных траекторий обучения, персональные чат-боты). Траектория обучения подразумевает индивидуальное прохождение учебного курса в зависимости от уже имеющихся и усвоенных знаний, предпочтений и возможностей пользователя. Персональные чат-боты позволяют раскрыть потенциал учащегося, поскольку человеческий фактор мешает многим ученикам реализовать себя в полной мере в живом общении. Чат-бот позволяет создавать собственного персонажа, что дает возможность стеснительному ученику сформировать новую идентичность;
• геймификация. Добавление в учебный процесс игровых элементов, таких как награды, значки, звездочки, кубки и т. д.; поэтапное усложнение заданий; создание увлекательных персонажей и ярких сюжетов; применение эффекта неожиданности (новый атрибут или поворот сюжета);
• кроссплатформенность. Возможность открывать учебные материалы на разных типах электронных устройств (на стационарном компьютере, ноутбуке, планшете, телефоне).
Проследив путь развития электронных технологий, можно утверждать, что электронное обучение имеет свою историю и соответствующую научно-теоретическую базу.
Е-Learning - это инновационный способ обучения, принципиально видоизменяющий процесс передачи знаний, затрагивающий всех участников этого процесса, причем не только преподавателей и обучающихся, но и образовательную организацию. Как любая новация, электронное обучение наталкивается на различное отношение, имеет своих сторонников и противников.
Естественно, что введение инноваций - процесс не быстрый, сопряженный с рядом проблем, особенно на начальных этапах. Краткий обзор основных возможностей и ограничений использования электронного обучения представлен в таблице.
Рассмотрим более подробно указанные преимущества и недостатки с позиции каждой целевой группы.
E-Learning расширяет возможности обучающихся. Несомненным плюсом электронного обучения является возможность получения знаний людьми, которые по различным причинам не могут поменять место проживания или имеют ограниченные финансовые или физические возможности.
Сегодня электронное образование можно получить, не выходя из дома, на бесплатной основе или значительно дешевле, чем традиционное обучение. Тем самым решается проблема социального неравенства и предоставления равных возможностей - теперь учиться в лучших мировых университетах можно не имея большого материального достатка. Кроме того, образование становится доступным вне зависимости от места проживания, возраста человека, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.
Таблица
Достоинства и недостатки применения электронного обучения
Целевая аудитория Достоинства Недостатки
Обучающиеся Расширение географических и временных возможностей Доступность и открытость Повышение интенсивности обучения Экономия средств Персонализация обучения Отсутствие личного общения Недостаточный уровень мотивации и самоорганизации Недостаточный уровень знания информационных технологий
Преподаватели Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний Повышение квалификации и педагогического мастерства Недостаточная компьютерная грамотность Временные затраты Адаптация учебной программы к программному обеспечению
Обучающие организации Повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала Расширение и привлечение новой целевой аудитории Интеграция в международную образовательную среду Повышение квалификации сотрудников Технические сложности внедрения и поддержки технологий электронного обучения Организационные проблемы Отсутствие компетентного персонала Финансовые затраты
Источник: составлено автором по [11, 12, 16] (Mozhaeva ,2015; Osipov, Kryukov, 2012)
Электронное образование способно помочь и профессиональному росту.
Наличие сертификата, заинтересованность в собственном развитии и тяга к знаниям выглядит в глазах работодателя положительно. Количество знаний, полученных человеком в электронном виде, зависит от его индивидуальных способностей, тем не менее, сам факт наличия сертификата позволяет выявить высокую степень мотивации и самоорганизации. Доступность и открытость обучения позволяет современному человеку учиться на протяжении всей жизни, совмещая учебу и основную деятельность.
Использование электронного обучения дает ряд преимуществ коммерческим и государственным организациям для обучения сотрудников: снижение стоимости обучения до 70% без потерь в эффективности посредством приобретения электронных курсов, которые дешевле очных и могут быть многократно использованы; снижение затрат на командировки, связанные с обучением; создание уникальных курсов, учитывающих бизнес-специфику организации; предоставление возможности обучения большему количеству сотрудников; накопление статистики по учебному процессу; повышение продуктивности обучения.
Технологии электронного обучения способствуют повышению интенсивности обучения, так как позволяют комбинировать различные типы учебной информации
и интерактивное взаимодействие обучаемого с системой; использование мультимедийных компонентов, графики, анимации, видео- и аудиоформатов способствует созданию наглядных и запоминающихся материалов. Психолого-педагогические исследования показали, что мультимедийное представление информации дает больше возможностей для эффективного усвоения материала. Это связано с тем, что мультимедиа-средства оказывают комбинированное воздействие на органы чувств человека, от активизации которых зависит эффективность обучения.
Внедрение электронного обучения позволяет повышать эффективность индивидуального обучения. Индивидуализация обучения - это возможность выбирать индивидуальный темп изучения, который определяется спецификой индивидуальных способностей. Такой формат способствует развитию навыков самостоятельной работы; обучающийся выстраивает индивидуальную траекторию и темп обучения, может пропускать или возвращаться к отдельным учебным модулям и разделам, он не привязан по времени к преподавателю и т. д. Тем самым электронные технологии обучения способствуют устранению негативного отношения к учебе, например, пассивности, связанного с непониманием пройденного или пропущенного материала.
Электронные ресурсы, безусловно, влияют и на мотивацию, снижается нервозность, устраняется психологический дискомфорт, волнение и боязнь преподавателя, воздействие группы, которые зачастую не позволяют обучающемуся раскрыть свой потенциал полностью; устраняется субъективный фактор оценки.
Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества электронного обучения, требуется достаточно большая сила воли для освоения электронного курса. Решающими факторами успешного обучения являются самостоятельность, самоорганизованность и сильная мотивация обучающегося. Если человек не в состоянии получать знания без контроля преподавателя, e-learning не для него. Электронное обучение - это обдуманное и взвешенное решение.
Недостаточная компьютерная грамотность - еще один сдерживающий фактор. Для многих освоение мобильных приложений, программ загрузки файлов, обработки текста, видеосвязи представляют большую трудность.
Электронное образование не предусматривает личного контакта с преподавателем и другими обучаемыми. Для некоторых людей отсутствие эмоциональных связей является минусом подобного формата обучения. Частично данный недостаток можно компенсировать вебинарами и видеоконференциями.
Профессор Казанского федерального университета Фаина Ратнер считает, что излишняя технологизация учебного процесса влияет на формирование чрезмерного индивидуализма, а постоянная работа в интернет-среде способствует возникновению проблемы информационной безопасности личности.
Среди недостатков электронного обучения можно выделить проблему информационного перенасыщения и когнитивной нагрузки учебного процесса. Работа с вебстраницами, обилие гиперссылок, параллельное усвоение прочитанного (просмотренного)
материала и выстраивание логической цепочки суждений при переходе по гиперссылкам расширяют и усложняют контекст стоящей задачи. В результате неверного структурирования информации, обучающийся может отклониться от образовательной траектории.
В качестве недостатков электронного обучения Д. В. Галкин [5] (Оа1кт, 2010) выделяет проблему, названную «эрозия знаний», возникающую вследствие доступности и обилия в информационной среде «полуфабрикатов» знаний, что приводит к разрыву между получением знания и опытом познания. Это предъявляет определенные требования к минимизации отрицательных последствий использования мультимедийных средств (информационная перегрузка, эргономические проблемы, рассеивание внимания и др.)
Стоит отметить и проблемы микрообучения. Подобная форма имеет как свои преимущества, о которых указывалось ранее, так и недостатки. Краткие модули и онлайн учебные мероприятия не подходят для глубокого изучения предмета, решения сложных задач или формирования навыков. Формируется клиповое мышление вместо мозаичного, создающего целостную картину мира.
На первых порах использования электронного обучения преподаватели могут столкнуться с рядом трудностей, таких как большие временные затраты на разработку электронных образовательных ресурсов; недостаточный уровень знаний информационных технологий; невозможность или сложность переноса учебного курса в электронный формат; необходимость изменения траектории подачи учебного материала; активизация личного творческого потенциала; недостаточная мотивация со стороны администрации. Вовлечение преподавательского состава в систему электронного обучения возможно при условии механизма стимулирования, разработанного в зависимости от уже сложившейся системы поощрения в вузе или национальных особенностей. Это могут быть такие формы мотивации, как учет в учебной нагрузке затраченного времени на разработку электронного контента; внедрение индивидуального рейтинга преподавателей и начисление баллов за использование, внедрение и применение инструментов электронного обучения, которые впоследствии могут быть переведены в премиальное вознаграждение; присуждение знаков качества и т. д. [16].
Несмотря на временные трудности, использование электронного обучения приоткрывает новые горизонты для преподавателя.
Использование новых современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных дидактических и методологических технологий способствует повышению педагогического мастерства, квалификации, а следовательно, укреплению позиций в педагогическом рейтинге. К дополнительным приобретенным компетенциям преподавателя можно отнести следующие: владение современными телекоммуникационными технологиями (умение использовать современное оборудование локальной и глобальной сети, ^^еЬ-камеры, программы для осуществления аудио- и видеоконференций и т. д.); создание электронных средств обучения, графической,
звуковой и видеоинформации; владение основами менеджмента учебного процесса, создание индивидуальных траекторий для студентов.
Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний подразумевает использование систем управления обучением, которые дают ряд преимуществ:
• предоставляют облегченный доступ и управление материалами, их изменение и обновление может быть произведено оперативно, что позволит быстро отреагировать на изменения потребностей целевой аудитории;
• использование модульной структуры построения учебной информации позволяет использовать одну и ту же систему обучения для разных форм обучения (повышение квалификации, профессиональная переподготовка);
• возможность моделирования различных процессов, заменяющих использование специального оборудования и реактивов;
• высвобождение личного времени преподавателя для научной деятельности и индивидуальной работы со студентами за счет передачи ряда функций техническим системам;
• использование и тиражирования передового мирового опыта в области обучения за счет применения единых стандартов;
• организация частого и гибкого контроля знаний за счет использования средств обучающей системы.
Современные условия требуют от образовательной организации (вуза, колледжа, учебного центра) прикладывать максимум усилий для привлечения целевой аудитории, поскольку ужесточение требований к образовательной деятельности, сокращение финансирования, «демографическая яма» привели к усилению конкуренции на рынке образовательных услуг.
Учебные организации заинтересованы в повышении собственной конкурентоспособности. Одним из основных факторов конкурентоспособности образовательных организаций является инновационная составляющая: внедрение инновационных образовательных технологий и программ, прогрессивных организационных форм образовательного процесса и активных методов обучения, соответствующих мировому уровню; интеграция образования и инновационной деятельности; формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. Электронное обучение является одним из направлений применения инновационных технологий в образовании.
Использование средств электронного обучения способствует интеграции в мировое информационное образовательное пространство и позволяет улучшить качество образования за счет доступа к качественным и современным наработкам учебно-методических материалов; изучения опыта коллег и расширения возможностей профессионального роста и повышения квалификации педагогического состава, сопровождающего образовательный процесс; совершенствования организационных основ учебного процесса; комплексного решения задач формирования, реализации и сопровождения
образовательных программ. Поэтому вполне логично, что современные технологии электронного обучения становятся все более востребованными в учебном процессе различных целевых групп.
Использование передовых образовательных технологий способствует снижению учебной нагрузки обучающихся, обеспечению непрерывности обучения за счет нивелирования пространственных и временных ограничений, повышению эффективности обратной связи между преподавателем и обучающимся, более эффективному и своевременному распространению учебных материалов.
Необходимо отметить и тот факт, что развитие электронного обучения, стимулирует появление новых научных исследований, которые связаны с развитием новых педагогических технологий; систем управления электронными образовательными ресурсами; социальных и культурных явлений, порождаемых развитием электронного обучения, и др.
При этом стоит отметить наличие финансовых, организационных и технических трудностей, связанных с развитием электронного обучения. Необходимо наличие современного оборудования для внедрения инновационных образовательных программ; квалифицированных технических специалистов и преподавателей, готовых сопровождать создание виртуальной информационно-образовательной среды и оказывать консультативно-методическую и организационную поддержку; необходим комплекс цифровых ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий для создания электронного образовательного контента, а также система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в информационно-образовательной среде.
Формирование индивидуального учебного плана и индивидуальной траектории обучающихся требует от организации иметь четкое представление об имеющихся образовательных и интерактивных ресурсах по всем дисциплинам.
Надо также отметить и проблему низкой мотивации преподавательского состава, который без энтузиазма относится к внедрению новых форм обучения из-за опасений, что электронное обучение снизит спрос на их услуги и вытеснит из системы образования.
Образовательные организации, внедряющие электронное обучение, отмечают и такие проблемы: создание и сопровождение электронных курсов отвлекают преподавателей от научной работы, что требует выделения в структуре вуза специальных подразделений, занимающихся управлением электронным курсом; участие в проектах разработки массовых открытых онлайн-курсов пока не приносит ничего, кроме дополнительных затрат.
Вместе с тем электронное обучение становится все более популярной и востребованной формой образования, так как позволяет решать многие задачи, связанные с внедрением новых образовательных стандартов.
заключение
Каждая эпоха предлагает свои уникальные образовательные концепции, базирующиеся на общественных изменениях, тенденциях развития окружающего мира и научных достижениях в различных областях знаний. Одной из таких концепций является электронное обучение (e-Learning). Появившись лишь в начале ХХ века, электронное обучение прошло бурный путь развития, продолжающийся и по сей день, в основе которого цифровая революция и глобальные общественные перемены. Электронное обучение несет огромный потенциал инновационного развития. При этом оно не сможет полностью заменить традиционное обучение, а лишь расширит границы образовательных возможностей для создания условий общественного и личностного развития.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образова-
нии. Термины и определения. Cntd. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-52653-2006.
3. Аюлов А.М., Кенжебулатова С.С. E-learning как новая парадигма в системе высшего
образования // Вестник КарГу, 2016.
4. Балыков А. Теория программированного обучения Э. Л.Торндайка и Б. Ф.Скиннера.
Websoft-elearning. [Электронный ресурс]. URL: http://websoft-elearning.blogspot. ru/2006/11/blog-post_116334043168818085.html.
5. Галкин Д.В. // Гуманитарная информатика, 2010. - № 3. - url: http://huminf.tsu.ru/e-
jurnal/magazine/3/gal2.html.
6. Дондукова Н.Н. Электронное образование (e-leaming) в Республике Корея // Вестник
бурятского государственного университета, 2014. - № 15. - url: https://cyberleninka. ru/article/n/elektronnoe-obrazovanie-e-leaming-v-respublike-koreya.
7. Карамов Д.Р. Виртуальные МООК-платформы в процессе образования на приме-
ре цифровых кочевников. Connect. [Электронный ресурс]. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1039.html.
8. Куфлей О.В, Дмитриенко И.А. Внедрение электронного обучения как системный
фактор развития образования. Ksla.kg. [Электронный ресурс]. URL: http://ksla.kg/ upload/file/vestnik/vestnik_2014_2/90-94.pdf.
9. Магомедова К.Т. Этапы развития электронного обучения и их влияние на появле-
ние новых технологических стандартов качества электронного обучения // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. педагогические науки, 2015. - № 2.
10. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. Гуманитарная информатика. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/elektronnoe-obuchenie-v-vuze-sovremennye-tendentsii-razvitiya.
11. Можаева Г.В. Массовые он-лайн курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование, 2015. - № 58.
12. Осипов Д.А., Крюков А.А. О сильных и слабых сторонах электронного обучения/ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5http://sibac.info/archive/technic/5. pdf. Новосибирск, 2012.
13. Рут С. // Открытые системы. СУБД, 2010. - № 3. - url: https://www.osp.ru/ os/2010/03/13001922.
14. Ситникова Ю.А. Начальный этап в истории развития электронного обучения // Наука, техника и образование, 2015. - № 12(18).
15. Соловов А.В. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России, 2006. - № 11.
16. Зубикова О., Исмуратова Г., Куфлей О., Суеркулова Н., Ястребова И. Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе. - Костанай: ТОО «Центрум», 2016.
17. Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education.
REFERENCES:
Ayulov A.M., Kenzhebulatova S.S. (2016). E-learning kak novaya paradigma v sisteme vysshego obrazovaniya [E - learning as a new paradigm in higher education]. Vestnik KarGu. (in Russian).
Dondukova N.N. (2014). Электронное образование (e-leaming) в Республике
Корея Вестник бурятского государственного университета. (15). Galkin D.V. (2010). Problemy obrazovaniya v kontekste informatizatsii: v poiskakh modeli prakticheskoy pedagogiki [Problems of education in the context of informatization: in search of a model for practical pedagogy]. Gumanitarnaya informatika. (3). (in Russian). Magomedova K.T. (2015). Etapy razvitiya elektronnogo obucheniya i ikh vliyanie na poyavlenie novyh tekhnologicheskikh standartov kachestva elektronnogo obucheniya [Stages of e-learning development and their impact on the emergence of new technological standards of e-learning quality]. Vestnik yuzhno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta. seriya: obrazovanie. pedagogicheskie nauki. 7 (2). (in Russian).
Mozhaeva G.V. (2015). Massovye on-layn kursy: novyy vektor v razvitii nepreryvnogo obrazovaniya [Massive open online courses: new vector in the development of continuing education]. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. 2 (58). (in Russian).
Osipov D.A., Kryukov A.A. (2012). O silnyh i slabyh storonakh elektronnogo obucheniya/ [On the strengths and weaknesses of e-learning] Scientific students community of the XXI century. TECHNICAL SCIENCE. (in Russian).
Rut S. (2010). Opravdanno li elektronnoe obuchenie? [Is e-learning justified?]. Otkrytye sistemy. SUBD. (3). (in Russian).
Sitnikova Yu.A. (2015). Nachalnyy etap v istorii razvitiya elektronnogo obucheniya [The initial stage in the history of e-learning development]. Nauka, tekhnika i obrazovanie. (12(18)). (in Russian).
Solovov A.V. (2006). Elektronnoe obuchenie - novaya tekhnologiya ili novaya paradigma? [E-learning is a new technology or a new paradigm?]. Higher education in Russia. (11). (in Russian).
Zubikova O., Ismuratova G., Kufley O., Suerkulova N., Yastrebova I. (2016). Elektronnoe obuchenie: rukovodstvo po primeneniyu i vnedreniyu v vuze [E-learning: a guide to application and implementation in university] Kostanay: TOO «Tsentrum». (in Russian).