педагога, а также его знанием природы человеческой натуры. В этой связи, повышение уровня овладения педагогической технологией во время преподавания элективного курса «Чело-
Библиографический список
вековедение» может стать одной из актуальных задач профессиональной деятельности преподавателей различных учебных заведений.
1. Зеленов Л.А. Методология человековедения. Нижний Новгород, 1991.
2. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. Москва, 1997.
3. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994.
4. Печчеи А. Человеческие качества. Москва, 1985.
5. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегративный синтез). Москва, 1994.
References
1. Zelenov L.A. Metodologiya chelovekovedeniya. Nizhnij Novgorod, 1991.
2. Kaznacheev V.P. Problemy chelovekovedeniya. Moskva, 1997.
3. Nesmelov V.I. Nauka o cheloveke. Kazan', 1994.
4. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. Moskva, 1985.
5. Subetto A.I. Sociogenetika: sistemogenetika, obschestvennyj intellekt, obrazovatel'naya genetika i mirovoe razvitie (integrativnyj sintez). Moskva, 1994.
Статья поступила в редакцию 11.07.17
УДК 378.637 (571.150)
Ovcharov A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Head of Department of Technological Disciplines, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Moskalenko E.V., postgraduate, teaching assistant, Department of Theoretical Dases of Computer Science, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: mosk-ev@altspu.ru
THE USE OF E-LEARNING AND DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ALTAI KRAI ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The research studies topical issues of introducing e-learning and distance educational technologies in the Altai State Pedagogical University. The work is based on the sociological survey of the faculty and students of the Altai State Pedagogical University. The authors analyze the formation and development of e-learning and distance learning technologies in the Altai State Pedagogical University. The article considers the current state of e-learning in the Altai State Pedagogical University, its legislative support and development prospects. The work defines the reasons of impeding the development of e-learning in Altai State Pedagogical University, the factors contributing to its spread, as well as the willingness of the faculty and students of the university for the introduction of e-learning and distance learning technologies. Key words: e-learning, distance education technology, distance learning system Moodle, informatization of education.
А.В. Овчаров, д-р пед. наук, канд. ф.-м. наук, проф., зав. каф. технологических дисциплин института физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Е.В. Москаленко, аспирант, ассистент каф. теоретических основ информатики института физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: mosk-ev@altspu.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Алтайском государственном педагогическом университете. На основании социологического опроса профессорско-преподавательского состава и студентов АлтГПУ, авторами был проведен анализ становления и развития в АлтГПУ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В статье рассматривается современное состояние электронного обучения в Алтайском государственном педагогическом университете, его законодательное оформление и перспективы развития. Выявляются причины, препятствующие развитию электронного обучения в АлтГПУ, факторы, способствующие его распространению, а также готовность профессорско-преподавательского состава и студентов к внедрению в вузе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения Moodle, информатизация образования.
В условиях современного развития образования важнейшее значение приобретает применение наиболее перспективных технологий и систем обработки информации. Знания и навыки преподавателя по использованию информационных и телекоммуникационных технологий являются определяющим фактором информатизации преподавательской деятельности [1]. В последние годы электронное обучение становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах и используется во всех формах обучения. Применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использова-
ния быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала. Особенно актуальным электронное обучение становится в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой электронное обучение открывает новые возможности [2].
Электронное обучение (e-Learning) — перспективный вид обучения, который обеспечивает оперативный доступ к ресурсам и услугам, обмену ими и продуктивной совместной работе участников образовательного процесса. Масштабы применения электронного обучения постоянно растут. На современном этапе развития общества электронное обучение становится неотъемлемой составляющей передовых образовательных систем мира [3].
В Российской Федерации электронное обучение активно внедряется на всех уровнях образования и имеет законодательную поддержку, а так же выступает в качестве катализатора развития системы образования. В соответствии с Федеральным законом от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [4].
Дистанционные образовательные технологии давно завоевали право на существование в системе образования, преимущественно высшего. Отметим, что дистанционные технологии могут влиять на учебный процесс двояко: с одной стороны мы имеем непосредственно осуществляемое дистанционное взаимодействие «ученик - учитель». Но с другой стороны не менее важным является опосредованное влияние дистанционных технологий на учебный процесс [5].
Очевидно, что электронные формы содержат большой потенциал повышения эффективности обучения, но центральной фигурой остается учитель, преподаватель. В этой связи, мы посчитали важным провести исследование, которое позволит оценить насколько преподаватель высшего учебного заведения г. Барнаула готов к использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности.
В данной статье используются материалы опроса на тему «Готовность и перспективы внедрения электронного обучения в университетах г. Барнаула» (май 2016 г.), в котором из Алтайского государственного педагогического университета приняли участие 97 человек: 33 преподавателя, 4 учителя и 60 студентов.
В исследовании использованы методы: анкетирование, статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов. Для сбора данных использовались Google Forms - это универсальный и совершенно бесплатный инструмент от Google, предназначенный для создания форм и опросов. Сравнение результатов анкетирования производилось в MS Excel.
Для проведения исследования была разработана анкета, содержащая 26 вопросов различного типа: одиночного и множественного выбора, открытой формы (эссе). Все вопросы разделены на два блока. Анкета была размещена в открытом доступе и передавалась респондентам через СДО Moodle и электронную почту. Анкету предлагалось заполнить всем преподавателям и
студентам, вне зависимости от того, имеется ли у них опыт учебной деятельности в СДО.
1-й блок вопросов направлен на сбор общей информации о респонденте: имя, ученое звание, учёная степень, вуз, факультет, должность, возраст, студент или преподаватель, определение имеет ли респондент представление об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. Как оказалось, лишь 4,76 % среди опрошенных преподавателей и 5% студентов не имеют представления об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях.
2-й блок вопросов направлен на готовность внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузе. Вопросы именно этого блока в нашем исследовании позволяют выявить отношение студентов и преподавателей к различным способам организации электронного обучения.
На вопрос - «Какие цели внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Вы считаете наиболее значимыми?» - получены следующие ответы (таблица 1) (приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос, в этой связи, в каждом ячейке приводится результат, являющийся частью от 100% (в таблице приведены соотношения ответов разных групп по данному вопросу). В графе «другое» преподаватели старше 45 лет отметили следующие цели внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: индивидуальная работа со студентом, проведение фронтальных лабораторных работ; доступ к образованию жителей периферии без транспортных затрат. В графе «другое» студенты отметили следующие цели внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ответы респондентов цитируются): привлечение к обучению большего числа школьников и студентов; возможность заработать дополнительные баллы; свобода, гибкость и мобильность процесса обучения. Таким образом, большинство преподавателей до 45 лет считают, что наиболее значимой целью внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является создание и использование новых форм обучения при их интеграции с другими формами обучения. Большинство преподавателей старше 45 лет считают, что наиболее значимыми целями внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются использование возможностей единого открытого образовательного пространства, а также сохранение и тиражирование педагогического опыта, уникальных методик преподавания.
На вопрос - «Поддерживаете ли Вы идею внедрения в учебный процесс университета системы дистанционного обучения Moodle?» - большая часть респондентов групп преподавателей до 45 лет и студентов поддерживают идею внедрения в учебный процесс АлтГпУ системы дистанционного обучения Moodle, наряду с этим, только половина преподавателей старше 45 лет также поддерживают эту идею.
На вопрос - «Какие образовательные услуги, по Вашему мнению, могут быть реализованы наиболее эффективно с
Таблица 1
Ответы респондентов
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет Студенты
соответствие образовательной деятельности университета мировым тенденциям 47,62% 25,00% 21,67%
использование возможностей единого открытого образовательного пространства 66,67% 66,67% 70,00%
развитие новых сегментов образовательных услуг 57,14% 58,33% 31,67%
создание и использование новых форм обучения при их интеграции с другими формами обучения 80,95% 58,33% 66,67%
сохранение и тиражирование педагогического опыта и уникальных методик преподавания 19,05% 66,67% 35,00%
сокращение затрат на обеспечение компонентов учебного процесса 33,33% 8,33% 43,33%
другое 0% 0% 3,33%
Таблица 2
Ответы респондентов
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет
довузовская подготовка 38,10% 16,67%
высшее образование (бакалавриат) 47,62% 41,67%
высшее образование (специалист) 57,14% 33,33%
высшее образование (магистратура) 76,19% 58,33%
создание отдельных электронных учебных курсов для студентов очной, вечерней, заочной формы обучения 85,71% 91,67%
повышение квалификации и переподготовка специалистов 71,43% 58,33%
сертифицированные образовательные программы 28,57% 16,67%
сопровождение образовательных программ по заказам внешних 52,38% 25,00%
другое 0% 8,33%
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на Вашей кафедре?» - получены следующие ответы (таблица 2) (приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов обеих групп преподавателей считают, что использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий может повысить эффективность реализации отдельных электронных учебных курсов для студентов очной, вечерней, заочной формы обучения. В свободном ответе некоторые преподаватели указали создание курсов для студентов только заочной формы обучения.
На вопрос - «Отметьте факторы, которые, на Ваш взгляд, препятствуют использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на Вашей кафедре?» - получены следующие ответы (таблица 3)
Ответы ре
(приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов обеих групп преподавателей считают, что наиболее значимым фактором, который препятствует использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на кафедрах, является недостаточное техническое оснащение учебного процесса. Кроме того, в свободном ответе некоторые преподаватели указали следующие факторы: загруженность преподавателя; трудоемкость системы Moodle в плане создания в ней курсов.
Как показывают результаты анкетирования, 85,71% преподавателей до 45 лет и 100% преподавателей старше 45 лет имеют опыт преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий.
На вопрос - «Какие способы электронного обучения уже используются в Вашем подразделении?» - большая часть
Таблица 3
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет
недостаточная разработанность научно-методических основ электронного обучения 47,62% 25,00%
несовершенство системы диагностики качества результатов обучения 42,86% 41,67%
отсутствие психологической готовности преподавателей и учебно-вспомогательного персонала университета 47,62% 41,67%
недостаточный уровень владения преподавателей средствами информационных и коммуникационных технологий 47,62% 33,33%
недостаточное техническое оснащение учебного процесса 71,43% 66,67%
отсутствие необходимых учебно-методических материалов по созданию и разработке электронных курсов 28,57% 25,00%
другое 4,76% 50%
Таблица 4
Ответы респондентов
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет Студенты
электронная почта 95,24% 83,33% 95,00%
телеконференции 23,81% 16,67% 13,33%
форум 9,52% 8,33% 15,00%
web-камеры 4,76% 8,33% 8,33%
электронная доска объявлений 14,29% 16,67% 36,67%
чат 19,05% 8,33% 18,33%
электронные учебные материалы 90,48% 83,33% 75,00%
электронные библиотеки 57,14% 75,00% 68,33%
электронные курсы 76,19% 66,67% 71,67%
виртуальные лаборатории 0% 0% 6,67%
другое 4,76% 8,33% 0%
респондентов обеих групп преподавателей отмечают сочетание кейс-технологий и Интернет-технологий.
На вопрос - «Какие формы и средства электронного обучения используются в Вашем подразделении?» - получены следующие ответы (таблица 4) (приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов обеих групп преподавателей считают, что основными формами и средствами электронного обучения являются электронная почта и электронные учебные материалы. Студенты также отмечают наиболее популярной - электронную почту. В свободном ответе некоторые преподаватели указали также социальные сети и все возможности, предоставляемые ИТ.
Как показывают результаты анкетирования, 80,95% преподавателей до 45 лет и только 50% преподавателей старше 45 лет ответили, что их кафедра готова принять участие в процессе внедрения и развития системы электронного обучения в университете.
На вопрос - «Проходили ли Вы курсы повышения квалификации по работе в СДО Moodle для профессорско-преподавательского состава в университете?» - получены следующие ответы (таблица 5) (приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Большая часть респондентов обеих групп преподавателей проходили курсы повышения квалификации по работе в СДО Moodle.
Как показывают результаты анкетирования, 95,24% преподавателей до 45 лет, 91,67% преподавателей старше 45 лет и только 15,00% студентов ответили, что разрабатывали собственные электронные курсы. Наряду с этим, 85,71% преподавателей до 45 лет, 91, 67% преподавателей старше 45 лет и
только 8,33% студентов ответили, что разрабатывали собственные электронные учебники. Также стоит отметить, что только 52,38% преподавателей до 45 лет и 41,67% преподавателей старше 45 лет при обучении используют расширенные версии электронных курсов.
По результатам опроса, только 47,62% преподавателей до 45 лет, 50% преподавателей старше 45 лет и 61,67% студентов считают, что использование в учебном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий способствует более глубокому пониманию и усвоению учебного материала.
На вопрос - «Если Вы не используете в обучении СДО Moodle, то по каким причинам?» - получены следующие ответы (таблица 6) (приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. Большая часть респондентов обеих групп преподавателей перечислили причины, по которым они не используют в обучении СДО Moodle в ответе «другое» (ниже ответы респондентов цитируются):
• не хватает времени для создания собственного полноценного курса;
• недостаточная подготовка студентов к использованию данной системы;
• трудно быстро перестроиться с традиционной формы работы;
• создание курсов в СДО Moodle достаточно трудоёмкий процесс.
На вопрос - «Какими преимуществами на Ваш взгляд, обладает СДО Moodle?» - получены следующие ответы (таблица 7) (приведены в процентах от общего количества ответов каждой группы):
Таблица 5
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет
Да 71,43% 58,33%
Нет, но по возможности хотел бы пройти 0% 8,33%
Нет, я имею навыки работы в СДО Moodle 28,57% 33,33%
Нет, и я не владею навыками работы в СДО Moodle 0% 0%
Таблица 6 Ответы респондентов
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет
Необходимо обучаться использованию 0 % 8,33%
Платформа неудобна/непривычна 19,05% 25,00%
Проверка выполненных заданий отнимает много времени 14,29% 16,67%
Традиционных методов обучения вполне достаточно 9,52% 25,00%
Другое 28,57% 33,33%
Таблица 7
Ответы респондентов
Варианты ответов Преподаватели до 45 лет Преподаватели старше 45 лет Студенты
Организация учебного процесса 47,62% 41,67% 36,67%
Нет отвлекающей информации 4,76% 25,00% 33,33%
Доступность в любое время 71,43% 58,33% 61,67%
Коммуникация студента и преподавателя 42,86% 33,33% 48,33%
Простота использования 47,62% 25,00% 31,67%
Нет ответа 0% 0% 11,67%
Другое 23,81% 50% 1,67%
Ответы респондентов
Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на этот вопрос. По мнению большинства респондентов всех трёх групп главным преимуществом, которым обладает СДО Moodle, является доступность в любое время. В свободном ответе преподаватели до 45 лет указали также следующие преимущества (ответы респондентов цитируются): проверка письменных работ; возможность дополнительного языкового тренинга для студента; решение проблемы с пропусками занятий, систематизация учебно-методических материалов преподавателем.
В свободном ответе преподаватели старше 45 лет указали следующие преимущества (ответы респондентов цитируются): единая система регистрации; четкость и системность организации работы; возможность сделать доступной большую информационную базу.
В завершение анкеты представлен вопрос открытого типа: «Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
в вузе?». Преподаватели до 45 лет отмечают следующее (ниже ответы респондентов цитируются):
• развитие хорошего банка данных курсов, которые можно использовать и как конструктор для дифференциации под определенную группу студентов;
• одна из современных методик обучения;
• перспективы в подготовке обучающихся в аспирантуре и студентов заочного отделении;
• Интернет-технологии будут дополнять традиционные;
• повсеместное внедрение, скорее всего, станет приоритетным по сравнению с традиционным методом обучения.
Преподаватели старше 45 лет выделяют следующие перспективы развития (ниже ответы респондентов цитируются):
Библиографический список
• в будущем образование, по меньшей мере, на 50% будет дистанционным;
• разработка целостной среды, связывающей различные информационные сервисы ВУЗа;
• электронное обучение должно занять нишу дополнительного и вспомогательного сектора, а не заменять собой полностью учебный процесс;
• перспективы, основанные на улучшении технического обеспечения.
По мнению студентов перспективы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузе следующие (ниже ответы респондентов цитируются):
• эти технологии должны сопутствовать учебному процессу, но никак не заменять или вытеснять обычные лекции и семинары;
• системы удаленного обучения позволяют обучать как студентов, так и работающих людей без отрыва от производства;
• более полная интеграция в учебный процесс;
• гибкое и хорошо организованное сочетание традиционных форм обучения и электронных и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
Проанализировав полученные ответы респондентов, мы пришли к следующему выводу: преподаватели и студенты неоднозначно относятся к внедрению электронного обучения в АлтГПУ. В этой связи, очевидным является существование противоречия, которое обусловлено тем что, с одной стороны, технологии электронного обучения являются обязательными на всех уровнях образования, а с другой стороны, преподаватели не в полной мере готовы к использованию таких технологий в профессиональной деятельности. Дальнейшие наши исследования будут направлены на разрешение данного противоречия.
1. Князева М.Д. Инновации в высшем образовании. Научная электронная библиотека «киберленинка». Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-v-vuze-sovremennye-tendentsii-razvitiya
2. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. Гуманитарная информатика. 2013; Выпуск 7: 126 -139.
3. Власова Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования. Вестник Герценовского университета. 2014; Выпуск 1: 43 - 50.
4. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Москва, 2012.
5. Веряев А.А., Ушаков А.А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения. Вестник ТГПУ. 2012; Выпуск 8: 72 - 75.
References
1. Knyazeva M.D. Innovacii v vysshem obrazovanii. Nauchnaya 'elektronnaya biblioteka «kiberleninka». Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/elektronnoe-obuchenie-v-vuze-sovremennye-tendentsii-razvitiya
2. Mozhaeva G.V. 'Elektronnoe obuchenie v vuze: sovremennye tendencii razvitiya. Gumanitarnaya informatika. 2013; Vypusk 7: 126 - 139.
3. Vlasova E.Z. 'Elektronnoe obuchenie v sovremennom vuze: problemy, perspektivy i opyt ispol'zovaniya. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2014; Vypusk 1: 43 - 50.
4. Federal'nyj zakon ot 28.02.2012 № 11-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» v chasti primeneniya 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij». Moskva, 2012.
5. Veryaev A.A., Ushakov A.A. 'Elementy distancionnogo obucheniya (setevogo vzaimodejstviya) v uchebnom processe obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik TGPU. 2012; Vypusk 8: 72 - 75.
Статья поступила в редакцию 27.06.17
УДК 378
Tyrina M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: bspu@hotbox.ru
THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF THE TEACHER'S DIDACTIC CULTURE. In the article foreign research works on the problem of development of the teacher's didactic culture are analyzed. The paper gives definitions of the contents of the concept "didactic culture". The author carries out an analysis of the arguments for justifying the relevance of the development of the didactic culture. The author compares the foreign approaches to identifying its functions, subjects and varieties. Foreign interpretations of its specifics and relations with other types of pedagogical culture are described. The paper presents the author's point of view on the structure of the subject of research, the differentiation of the didactic culture and didactic competence. The research has conclusions of foreign researchers on technologies, conditions and means of formation of didactic culture. It is proved that the revealed potential of foreign pedagogical theory provides the basis for the development of Russian scientific and practical experience.
Key words: professional-pedagogical culture, didactic culture, didactic competence.
М.П. Тырина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, E-mail: bspu@hotbox.ru