да часть занятий в ознакомительных целях дается бесплатно, а в последующем требуется внести оплату за обучение.
По техническим средствам обучения можно выделить:
1) компьютерное обучение, использующее возможности мультимедиа, предоставляемые персональными компьютерами;
2) дистанционное обучение с использованием компьютерных технологий с направлением материалов и результатов обучения по почте;
3) электронное обучение, подразумевающее использование информационно-телекоммуникационных сетей в процессе образования.
В то же время по предметной области обучения электронные системы можно подразделить на:
1) универсальные, с помощью которых возможно изучение ряда предметов, в том числе в различных областях знаний;
2) специализированные, направленные на обучение конкретному предмету.
Электронные системы обучения можно классифицировать по форме контроля за учебным процессом на:
1) системы, в которых предполагается контроль преподавателя за процессом обучения;
2) системы с автоматическим контролем, когда сама система анализирует результаты обучения;
3) электронные образовательные системы, предлагающие смешанный контроль (автоматический и человеческий).
При использовании любого из вышеперечисленных видов возможно использование таких способов контроля, как собеседование с педагогическим работником, тестирование для проверки уровня теоретических знаний, выполнение проектов и решение задач в целях проверки умения применить полученные знания на практике. Наиболее эффективно использование третьего способа, когда в основном контроль за результатами процесса обучения осуществляет система в автоматическом режиме, предоставляя педагогическому работнику вмешиваться в процесс и корректировать в особо сложных случаях.
Поскольку большинство электронных систем обучения предполагает обратную связь между обучающимся и педагогическим работником, то по модальности их общения образовательные системы могут быть речевыми (с использованием устной и письменной речи) и неречевыми.
В зависимости от способа размещения исходных частей обучающей программы электронные системы обучения предполагают одну из следующих конфигураций:
1) вся образовательная система размещена на жестком диске компьютера обучающегося;
2) части программы размещены на сменном носителе;
Библиографический список
3) компоненты системы распределены между компьютером обучающегося и удаленным сервером.
По месту размещения учебных материалов можно выделить облачные системы и с установкой на сервер. Если материалы нельзя разместить онлайн, то программное обеспечение загружают на сервер. Системами, размещенными в облачных хранилищах, можно пользоваться, находясь в любом месте, не будучи привязанным к локации нахождения компьютера.
Исходя из вышеназванных способов размещения составляющих блоков образовательной системы, выделяют способы ее контакта с обучающимся:
1) системы с удаленным контактом через информационно-телекоммуникационные сети;
2) связь обучающегося с системой по локальной сети;
3) непосредственный контакт, если система целиком установлена непосредственно на компьютере обучающегося.
В зависимости от осуществляемого процесса исследователи выделяют электронные системы, осуществляющие:
1) процессы обучения;
2) процессы управления обучением;
3) организационные процессы;
4) процессы разработки и сопровождения ресурсов [7].
В зависимости от авторства контента Гаевская Е.Г предлагает разделить электронные системы обучения на имеющие авторский контент (электронные ресурсы, разработанные автором) и системы с открытым контентом. При этом системы электронного обучения с авторским контентом включают в себя электронные курсы и облачное хранилище учебных ресурсов, состоящее из коллекции электронных учебных объектов и электронных образовательных ресурсов. Из наиболее известных авторских систем можно выделить ОРОКС, Adobe Authorware. Совокупность экспертных и социальных сетей образует системы с открытым контентом. Практически каждая образовательная организация имеет в настоящее время электронный ресурс в социальных сетях.
Таким образом, использование современных электронных систем обучения предполагает наличие у обучающегося достаточного уровня компетенции в использовании информационных технологий. Он включает в себя умение поиска, систематизации и обработки информации, соблюдение правил общения в ме-диапространстве и интернет-этикет (в том числе при осуществлении переписки посредством электронной почты).
Полагаем, что при выполнении данных условий использование систем электронного обучения изменит методы и формы образовательного процесса, предоставит оперативный доступ к неограниченному объему информации, ресурсам и услугам в современном интернет-пространстве, предложит новые возможности образования, совершенствования трудовой и научной деятельности.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Бедрин В.С. К вопросу о психолого-педагогических подходах к определению электронного обучения и его качества. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 264 - 266.
3. Тархов С.В. Медиаобразование. Media Education. 2016; № 4: 66 - 80.
4. Красильников И.В. Классификация электронных средств обучения. Ученые записки. 2012; № 9 (1): 75 - 78.
5. Гаевская Е.Г Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2013: 203 - 209.
6. Грузова А.А. Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 2015; Т. 205: 131 - 140.
7. Михеева С.А., Свит Е.П. Опыт и перспективы использования электронного обучения в образовательной среде Педагогического университета. Известия Российского педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014; Выпуск 168: 122 - 127.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-F3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Bedrin V.S. K voprosu o psihologo-pedagogicheskih podhodah k opredeleniyu 'elektronnogo obucheniya i ego kachestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 264 - 266.
3. Tarhov S.V. Mediaobrazovanie. Media Education. 2016; № 4: 66 - 80.
4. Krasil'nikov I.V. Klassifikaciya 'elektronnyh sredstv obucheniya. Uchenyezapiski. 2012; № 9 (1): 75 - 78.
5. Gaevskaya E.G. Teoreticheskie aspekty klassifikacii 'elektronnyh uchebnyh resursov. IzvestiyaRossijskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universitetaimeniA.I. Gercena. 2013: 203 - 209.
6. Gruzova A.A. Tehnologii 'elektronnogo obucheniya v bibliotechno-informacionnom obrazovanii. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogoinstituta kul'tury iiskusstv. 2015; T. 205: 131 - 140.
7. Miheeva S.A., Svit E.P. Opyt i perspektivy ispol'zovaniya 'elektronnogo obucheniya v obrazovatel'noj srede Pedagogicheskogo universiteta. Izvestiya Rossijskogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2014; Vypusk 168: 122 - 127.
Статья поступила в редакцию 02.12.20
УДК 378
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: [email protected]
Tsamayeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Education Workers (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Nurmagomedova N.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING LEGAL DISCIPLINES. In the article, the authors reveal features of using information technologies in teaching legal disciplines. The paper studies the use of modern information technologies in the economic, tax and legal activities of the subject. The article describes the contents of practical tasks that had to be performed over time and find an answer to the questions posed using reference and legal systems. The researchers reveal features of using the systems "Consultant plus", "Garant" and "code" in the classroom. The results of experimental work in a group of students studying in the specialty "Law" are presented. Analysis of the test results of both subgroups shows that the introduction of an experimental methodology for teaching students reference and legal systems helped to improve the quality of their knowledge. The authors concluded that the vast majority of students expressed a desire to use reference and legal systems both in their studies and in their future professional activities.
Key words: information technologies, training, students, reference and legal systems, methods.
Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
А.А. Цамаева, канд. пед. наук, доц., ГБУДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail:[email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
В статье авторами раскрываются особенности использования информационных технологий в обучении правовым дисциплинам. Рассматривается использование современных информационных технологий в экономической, налоговой и юридической деятельности субъекта. Изучаются особенности использования систем «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс» на занятиях. Представлены результаты проведения экспериментальной работы у группы студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Анализ результатов тестирования обеих подгрупп свидетельствует о том, что внедрение экспериментальной методики обучения студентов справочно-правовым системам способствовало повышению качества их знаний.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, студенты, справочно-правовые системы, методики.
Федеральным государственным образовательным стандартом для студентов-бакалавров по программе «Юриспруденция» предусмотрен целый комплекс правовых дисциплин [1 - 3]. Структура программы включает в себя две части: обязательную и вариативную. Это обеспечивает реализацию различных направлений подготовки юристов, в частности гражданско-правовой, уголовной или административной специализации [2, с. 219 - 223].
Помимо теоретических дисциплин, посвященным основам процессуального и материального права, ведутся и специальные технические дисциплины, например, юридическая техника. Ее суть заключается в применении теоретических норм на практике, правильном документальном оформлении юридических норм, чаще всего используемых в правотворчестве. Одной из таких дисциплин является «Справочно-правовые системы» Основная задача дисциплины - изучение общетеоретических основ построения и функционирования справочно-правовых систем, получение практических навыков и компетенций по использованию информационных комплексов, систем и технологий для решения прикладных задач в профессиональной деятельности. В процессе прохождения учебного плана преподаватель проводит лекции, составляющие основу теоретической подготовки студентов. Он стремится к тому, чтобы они поняли не только саму сущность дисциплины, но и особенности работы в справочных правовых системах. На лекциях излагаются важные понятия теоретической линии курса, дается общая характеристика правовых проблем. Здесь рассматриваются различные научные концепции, осмысливается состояние и перспективы развития справочно-пра-вовых систем, направления автоматизации профессиональной деятельности и поддержки принятия решений. [1, с. 5 - 6].
Преподаватель рассказывает об использовании современных информационных технологий в экономической, налоговой и юридической деятельности субъекта.
Если взять за основу классическую модель обучения по этой дисциплине, то надо отметить, что студенты изучают около пять тем разного уровня сложности, в которых определяется место, роль и основные свойства справочно-право-вых систем. На занятиях происходит детальное знакомство с наиболее распространёнными справочно-правовыми системами, такими как «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».
Несмотря на широкие возможности справочно-правовых систем, студенты неохотно ими пользуются как непосредственно в ходе обучения, так и при подготовке научных статей и практических работ. Возникает вопрос: каковы причины того, что студенты больше пользуются интернетом, чем справочно-правовыми системами? Для получения ответа было проведено анкетирование студентов одного столичного вуза. А в дальнейшем намечено проведение экспериментальной работы в целях подтверждения эффективности использования спра-вочно-правовых систем в учебной и профессиональной деятельности будущего юриста.
Анкетирование и последующая экспериментальная работа преследовали решение следующих задач:
1) разработать систему аналитических средств для выявления уровня изученности исследуемой проблемы;
2) обосновать наиболее эффективные методы оценки сформированности профессиональных компетенций юриста;
3) обработать данные, накопленные в ходе эксперимента;
4) сформулировать выводы на основе результатов экспериментальной работы;
5) установить истинность гипотезы, сформулированной в исследовании.
Цель первого этапа состояла в обосновании выбора проблемы научного
исследования. Было проведено анкетирование студентов 3 курса для выявления качества усвоения программы дисциплины «Справочно-информационные системы» и понимания задач использования справочно-информационных систем в юридической деятельности. В анкетировании принимали участие студентов 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный). Анкетирование проходило в закрытой форме (выбор одного ответа из нескольких предложенных утверждений). При составлении анкеты и подведении ее итогов не учитывалось деление студентов на профили (дисциплина «Справочно-правовые системы» является обязательной).
Вопросы анкеты были посвящены теоретическим аспектам дисциплины и особенностям использования справочно-правовых систем в юридической практике.
Результаты проведенного опроса студентов были следующими.
- Подавляющее большинство респондентов (89%) осведомлены о функциональных характеристиках и преимуществах справочно-правовой системы.
- Половина опрошенных (53%) не использует справочно-правовые системы в учебной деятельности, 35% респондентов заявили, что пользуются ими 2 - 3 раза в неделю по мере необходимости, 12% респондентов применяют их постоянно.
- 95% студентов, принимавших участие в анкетировании, заявили, что вообще не используют справочно-правовые системы, а в качестве альтернативы поиска правовой информации используют интернет.
- Большинство респондентов (78%) указывает на низкое качество знаний по дисциплине «Справочно-информационные системы», вследствие чего у них падает интерес к использованию справочно-правовой системы.
- Чуть менее половины опрошенных (47%) считают, что при изучении учебной дисциплины им не хватает практико-ориентированных заданий, 35% студентов указывают на то, что программа дисциплины и методика обучения должны быть изменены. Равное число респондентов считают, что дисциплина неактуальна, и низко оценивают уровень компетентности преподавателя (8% и 8% соответственно).
Итоги анкетирования показывают, что подавляющее большинство студентов не используют справочно-правовые системы в учебной деятельности. Результаты опроса нацелили на создание экспериментальной методики обучения дисциплины «Справочно-информационные системы». На первом этапе экспериментальной работы была установлена необходимость разработки новой методики обучения дисциплины «Справочно-правовые системы» и внедрения ее в учебный процесс. На втором этапе был подготовлен авторский курс, содержание которого включало множество практических заданий на применение справоч-но-информационных систем в юридической деятельности. Апробация новой методики проходила следующим образом. Была взята учебная группа, состоящая из 24 студентов. Она разделена на подгруппы. Первая подгруппа обучалась в течение 48 академических часов по классической программе. Вторая подгруппа занималась по экспериментальной программе, на которую было отведено такое же количество часов. По окончании курса студенты прошли итоговое тестирова-
ние, содержание которого включало: а) теоретические основы курса, б) практические задания, в) составление гражданско-правового договора определенного вида. При разработке курса учитывались следующие дидактические принципы: модульность, интегративность, гибкость и компетентно-практический подход к обучению. Уделено особое внимание практико-ориентированному подходу, согласно которому результатом усвоения учебного материала является успешное применение полученных знаний в профессиональной деятельности. В ходе изучения теоретической части курса студентам предлагался интерактивные задания и презентационные материалы, содержащие аналитическую информацию. Главной особенностью курса было то, что наряду с теорией предлагалась система практико-ориентированных заданий. Студенты учились новым приемам поиска информации по заданным параметрам. В ходе прохождения курса активно использовались кейсы. Студентам предлагались практические задания по пройденным темам, которые надо было выполнить за определенное время и найти ответ на поставленные вопросы, используя справочно-правовые системы. Применялись видеолекции, чат-дискуссии, интерактивные игры, такие как «Своя игра», электронные квесты по материалам справочно-правовой системы, тесты с использованием приложений Kahoot и Plickers. Обучение проходило с использованием дистанционных платформ Joomla или Moodle.
Экспериментальная методика обучения предусматривала активное использование справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Темы излагались таким образом, что после прохождения теоретического материала следовало их закрепление на практике. Содержание курса включало следующие темы.
1. Как искать информацию в системе КонсультантПлюс [3].
2. Как сохранить результаты своей работы.
3. Как проанализировать документ и не упустить важное.
4. Специальные возможности системы для юристов.
5. Интернет-ресурсы КонсультантПлюс для учебы и научной деятельности.
Рассмотрим структуру учебного занятия по теме «Как искать информацию в системе КонсультантПлюс». Юристу приходится решать разные профессиональные задачи: анализировать законы, изучать судебную практику, составлять договоры, отслеживать изменения в законодательстве и т.п. Чтобы быстро найти нужную информацию в системе КонсультантПлюс, надо настроить программу под личные профессиональные задачи. Для этого нужно выбрать свой профиль в списке профилей на стартовой странице. Свой профиль - это стартовая страница и результаты поиска, соответствующие профессиональным потребностям юриста. Особый интерес для юриста представляют лента новостей и важные напоминания, размещенные на стартовой странице.
Цели изучения описываемой темы: сформировать у студента понимание функций и возможностей профилей системы; освоить методы создания подборки документов по различным правовым ситуациям; научить быстро находить справочную информацию, нужную в работе юриста.
Структура занятия состояла из следующих компонентов: настройка системы для юриста, нахождение ответа на практический вопрос, создание подборки документов по определённой теме, поиск справочной информации и самостоятельная работа.
Цель занятия по теме «Как сохранить результаты своей работы»: обучить студентов различным способам сохранения полученной информации. Основные навыки, которые должны были приобрести обучающиеся: знать способы сохранения полученной информации; уметь выбирать наиболее удобный инструмент для ее сохранения.
Третья тема: «Как проанализировать документ и не упустить важное».
Цели ее изучения: дать представление о возможностях системы для анализа документа, научить пользоваться функциями программы для решения различных юридических задач. Сведения и навыки, которые должны были получить обучающиеся в результате изучения темы, заключались в следующем:
- знать особенности представления текста документа в системе КонсультантПлюс,
Библиографический список
- получить дополнительную информацию к документу или его фрагментам;
- усвоить назначение умных ссылок;
- уметь находить нужную редакцию документа;
- уметь сравнивать различные редакции документа;
- знать, как обратиться к обзору изменений документа;
- уметь организовать автоматическую проверку изменений в нужных документах.
После того как искомый документ найден, начинается его изучение. Разработчики КонсультантПлюс провели большую работу, чтобы помочь пользователю не только оперативно найти документ, но и легко ориентироваться в тексте, получать информацию об особенностях его применения, разъяснения к фрагментам. Очередная тема курса - «Специальные возможности системы для юристов». Цели ее изучения заключаются в том, чтобы научиться использовать в работе фирменные материалы КонсультантПлюс; знать особенности поиска и анализа документов специализированных информационных банков; научиться применять инструменты программы по поиску и анализу судебной практики; знать назначение и возможности «Конструктора договоров».
Сведения и навыки, которые должны были получить обучающиеся: понимать назначение и уметь использовать фирменные материалы Консультант-Плюс; знать общую характеристику специализированных информационных банков, состав информации, особенности представления документов; понимать особенности поиска и использования информации в специализированных информационных банках; проверять с помощью «Конструктора договоров» договоры контрагентов на предмет рисков и соответствия законодательству. Структура занятия состояла из фирменных аналитических материалов КонсультантПлюс, возможностей системы по поиску и анализу судебной практики, разделов системы КонсультантПлюс для юристов, конструктора для составления и анализа договоров, самостоятельной работы. Во время занятия надо было открыть систему КонсультантПлюс и выполнить в ней указанные преподавателем действия. В ходе проведения занятия желательно транслировать изображение с экрана монитора преподавателя на большой экран через проектор [4].
По сравнению с традиционными формами и методами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ. Содержание материалов итогового тестирования были одинаковыми для обеих подгрупп. Тестовые задания состояли из трех частей. Время проведения тестирования - 2 академических часа. При оценке итогового тестирования использовались следующие критерии: корректность и полнота ответа на теоретические вопросы, количество потраченного времени на подготовку ответа, аргументация решения и использование ссылок на нормативно-правовые акты, рассмотрение изучаемого вопроса с точки зрения разных областей права. С целью наглядного представления результатов и анализа итогов было проведено сравнение тестирования в обеих подгруппах. При выполнении первой части итогового тестирования студенты обеих подгрупп в подавляющим большинстве справились с заданием на «хорошо» и «отлично», так как многие вопросы содержали общеправовые темы, которые студенты уже изучали. В задании надо было всего лишь преобразовать информацию с помощью справочно-правовой системы. При выполнении второго практического задания студенты I подгруппы справились с ним хуже (средний балл составил 3,4), чем студенты II подгруппы, которые обучались по экспериментальной методике (средний балл - 4,6). Результаты третьего задания показали, что все студенты I подгруппы не смогли его выполнить (средний балл - 2), в то время как студенты II подгруппы выполнили задание полностью (средний балл - 4,2).
Анализ результатов тестирования обеих подгрупп свидетельствует, что подгруппа, осваивавшая дисциплины с помощью экспериментальной методики, справилась с итоговым тестированием значительно лучше. Это означает, что внедрение экспериментальной методики в обучение студентов справочно-пра-вовым системам способствовало повышению качества их знаний. Последующий за тестированием опрос показал, что подавляющее большинство студентов выразило желание пользоваться справочно-правовыми системами, как в обучении, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Брянцева О.В. Особенности преподавания СПС «КонсультантПлюс» студентам международной правовой специализации. КонсультантПлюс: материалы ежегодного круглого стола для преподавателей вузов (2009 - 2010 гг.). Саратов, 2011: 5 - 6.
2. Брянцева О.В. Применение информационных технологий для обучения математическим методам обработки информации. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013; № 2 (91): 219 - 223.
3. Кириченко О.В. Роль справочных правовых систем в изучении юридических наук и профессиональной деятельности будущего специалиста юриста. Наука. Мысль. 2014; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n/rol- spravochnyh-pravovyh-sistem-v-izuchenii-yuridicheskih-nauk-i-professionalnoy
References
1. Bryanceva O.V. Osobennosti prepodavaniya SPS «Konsul'tantPlyus» studentam mezhdunarodnoj pravovoj specializacii. Konsul'tantPlyus: materialy ezhegodnogo kruglogo stola dlya prepodavatelej vuzov (2009 - 2010 gg.). Saratov, 2011: 5 - 6.
2. Bryanceva O.V. Primenenie informacionnyh tehnologij dlya obucheniya matematicheskim metodam obrabotki informacii. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2013; № 2 (91): 219 - 223.
3. Kirichenko O.V. Rol' spravochnyh pravovyh sistem v izuchenii yuridicheskih nauk i professional'noj deyatel'nosti buduschego specialista yurista. Nauka. Mysl'. 2014; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol- spravochnyh-pravovyh-sistem-v-izuchenii-yuridicheskih-nauk-i-professionalnoy
Статья поступила в редакцию 28.11.20