Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
soft skills / педагогическое образование / магистерская подготовка / студент / преподаватель / soft skills / pedagogical education / master’s degree / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Р. Алиева

В настоящей статье раскрываются основные возможности формирования «мягких навыков» (англ. soft skills), существующие в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления Педагогическое образование профиля «Образование в области изобразительного искусства и технологии» на современной стадии развития отечественной системы высшего образования. Прежде всего, доказывается значимость «мягких навыков» для современного специалиста, в частности для педагога. Рассматривается вопрос о конкретных «мягких навыках», имеющих определяющее значение для складывания профессиональной компетентности выпускника магистратуры соответствующего направления. Исследуются основные возможности, предоставляемые современной системой отечественного высшего образования для их развития. Доказывается, что основные формы учебной деятельности на сегодняшний день позволяют эффективно его осуществлять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF FORMATION OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MASTERS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION

The given article reveals the main opportunities that exist to form soft skills that are found in future masters who study pedagogical education, Profile “Education in the field of fine arts and technology”, at the Russian system of higher education current development stage. First of all, the importance of soft skills for a modern specialist, in particular, for a teacher, is proved. Then the question of specific soft skills is considered, which are of decisive importance for the professional competence of a graduate of a master’s degree in the corresponding direction. Next, the main opportunities provided by the modern system of Russian higher education for their development are considered. It is proved that the main forms of educational activity today allow it to be carried out effectively.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Нацеленность политического воспитания на развитие эмоционально-волевого и опытно-операционального компонентов обусловлена возможностью реализации политических знаний, умений и навыков в ходе военно-профессиональной деятельности выпускников военного вуза. Это связано с приобретением опыта управленческой деятельности командира мотострелковых подразделений в процессе обучения тактическим и тактико-специальным дисциплинам, в ходе отработки комплексных тактических задач. Например, на практических занятиях по теме «Действия мотострелковых подразделений во внутреннем вооруженном конфликте», где курсанту необходимо принять решение по сложившейся обстановке и осуществлять управление подчиненными подразделениями для поддержания правопорядка в указанном районе ответственности. Другими формами является участие в политически акциях в воинском коллективе, политическое воспитание сокурсников, курсантов младших курсов и выполнение специальных задач политического воспитания в ходе войсковой практики и стажировки.

Структурный блок модели объединяет следующие подсистемы:

- целевую (ориентирующая основа);

- содержательную (отбор содержания социально-исторического опыта);

- организационную (методической разработка и экспериментальная проверка новых организационных форм);

- обеспечивающую (сосредоточение, накопление и распределение необходимых ресурсов);

- управляющую (реализация управленческих функций, присущих образовательным системам).

Изменения в общественно-политической жизни страны требуют внесения корректив в систему военного профессионального образования в целом и в содержание политической культуры обучающихся в частности. Данное утверждение является одним из главных аспектов исследования, подтверждающих актуальность проблемы, рассмотренной в условиях введения нового поколения образовательных стандартов.

Серьезные изменения в компетентностной характеристике выпускников военных образовательных учреждений обеспечили возможность влиять на

Библиографический список

процесс становления политической культуры обучающихся. Положительный результат гарантируют интеграционные процессы в обучении и воспитании, теории и практике, организации познавательной деятельности, развитии не только деловых, организаторских, профессиональных качеств, но общечеловеческих качеств курсантов, а также их гражданской позиции. Новым подходом в обозначенном процессе является интеграционное направление в формировании общепрофессиональных компетенций с учетом социальной и общественно-политической обстановки через изменения, вносимые преподавателями в предметную область дисциплин военно-патриотического и исторического блоков.

Исследование проблемы показало, что не связанных между собой корректировок в системе обучения и воспитания недостаточно. Именно данный факт являлся причиной разработки интеграционной модульной программы, результатом которой является формирование гражданской позиции и политической культуры выпускника военного вуза.

Предложенная модель становления гражданской позиции курсантов в формате основных составляющих политической культуры в профессиональных военных образовательных учреждениях имеет модульную структуру, в которой особую роль играют педагогические условия организации взаимосвязанного функционирования компонентов процессов обучения и воспитания. Реализация всех компонентов модели политического развития личности будущего офицера осуществляется за счёт целенаправленного политического воспитания с соблюдением обязательного условия, которым является приобщение курсантов к политическим знаниям и умениям в ходе изучения военно-исторических дисциплин и выполнения специальных задач политического воспитания войсковой практики и стажировки.

Актуальность проблемы, ее теоретическое обоснование и практическая разработка позволяют определить перспективу исследования. Представленный опыт работы может иметь большое значение при разработке образовательных стандартов, которые вводятся в практику конкретного военного вуза, осуществляющего адресную подготовку специалистов.

1. Колесниченко К.Ю. Армия и политика: теория и практика прикладного политического анализа. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014.

2. Коробов Ю.А. Формирование политической культуры курсантов военных училищ. Диссертация ... кандидата философских наук. Алма-Ата, 1990.

3. Нахимов А.П. Политическая культура офицеров современной российской армии. Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института, 1997.

4. Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11.03.2004 г Available at: http://www. lawrussia.ru/texts/legal_109/doc109a237x913.htm

5. Подлесный Е.Я. Политическая культура военнослужащих: Проблемы формирования и ее специфика. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 1992.

6. Райзберг Б.А. Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРА-М, 1999.

7. Дениско И.В. Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля в современных условиях, социально-философский анализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2011.

8. Монахов О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2004.

9. Елыанинов В.А. Социально-исторический опыт и его место в социальном познании. Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Калининский государственный университет, 1984: 76-80.

10. Филатов А.Ю., Костин К.К. Организационно-педагогические условия воспитательной работы в военном учебном заведении на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ. Рязань: РВВДКУ 2012.

References

1. Kolesnichenko K.Yu. Armiya i politika: teoriya i praktika prikladnogo politicheskogo analiza. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2014.

2. Korobov Yu.A. Formirovanie politicheskoj kultury kursantov voennyh uchilisch. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Alma-Ata, 1990.

3. Nahimov A.P. Politicheskaya kul'tura oficerov sovremennojrossijskoj armii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo yuridicheskogo instituta, 1997.

4. Ob organah vospitatel'noj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 70 ot 11.03.2004 g. Available at: http://www. lawrussia.ru/texts/legal_109/doc109a237x913.htm

5. Podlesnyj E.Ya. Politicheskaya kul'tura voennosluzhaschih: Problemy formirovaniya ieespecifika. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 1992.

6. Rajzberg B.A. Lozovskij, L.Sh., Starodubceva, E.B. Sovremennyj 'ekonomicheskij slovar'. Moskva: INFRA-M, 1999.

7. Denisko I.V. Formirovanie politicheskoj kul'tury kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij FSB Rossii pogranichnogo profilya v sovremennyh usloviyah, social'no-filosofskij analiz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2011.

8. Monahov O.N. Formirovanie politicheskoj kul'tury u kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2004.

9. El'chaninov V.A. Social'no-istoricheskij opyt i ego mesto v social'nom poznanii. Opyt i ego mesto v social'nom poznanii. Kalinin: Kalininskij gosudarstvennyj universitet, 1984: 76-80.

10. Filatov A.Yu., Kostin K.K. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vospitatel'noj raboty v voennom uchebnom zavedenii na sovremennom 'etape razvitiya Vooruzhennyh Sil RF. Ryazan': RVVDKU, 2012.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Federal University of Karachay-Cherkess n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: aliealina@mail.ru

POSSIBILITIES OF FORMATION OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MASTERS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION. The given article reveals the main opportunities that exist to form soft skills that are found in future masters who study pedagogical education, Profile "Education in the field of fine arts and technology", at the Russian system of higher education current development stage. First of all, the importance of soft skills for a modern specialist, in particular, for a teacher, is proved. Then the question of specific soft skills is considered, which are of decisive importance for the professional competence of a graduate of a master's degree in the corresponding direction. Next, the main opportunities provided by the modern system of Russian higher education for their development are considered. It is proved that the main forms of educational activity today allow it to be carried out effectively.

Key words: soft skills, pedagogical education, master's degree, student, teacher.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: aliealina@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящей статье раскрываются основные возможности формирования «мягких навыков» (англ. soft skills), существующие в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления Педагогическое образование профиля «Образование в области изобразительного искусства и технологии» на современной стадии развития отечественной системы высшего образования. Прежде всего, доказывается значимость «мягких навыков» для современного специалиста, в частности для педагога. Рассматривается вопрос о конкретных «мягких навыках», имеющих определяющее значение для складывания профессиональной компетентности выпускника магистратуры соответствующего направления. Исследуются основные возможности, предоставляемые современной системой отечественного высшего образования для их развития. Доказывается, что основные формы учебной деятельности на сегодняшний день позволяют эффективно его осуществлять.

Ключевые слова: soft skills, педагогическое образование, магистерская подготовка, студент, преподаватель.

Актуальность проблемы, выбранной для рассмотрения в рамках данной статьи, заключается в том, что в ней на основе анализа наиболее характерных тенденций развития российского общества на протяжении трёх последних десятилетий доказывается важность soft skills для современного педагога и рассматриваются возможности, существующие для их выработки на современном этапе развития системы ВО [1-9]. Следовательно, достижение поставленных целей и задач с высокой вероятностью будет способствовать дальнейшему совершенствованию отечественной системы магистерской подготовки и высшего образования в целом.

Цель данной статьи - изучение основных возможностей, существующих для формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления Педагогическое образование профиля «Образование в области изобразительного искусства и технологии» на современном этапе развития высшего образования в РФ.

С целью связаны следующие задачи:

- исследовать роль и место soft skills в структуре профессиональной компетентности современного специалиста, в т.ч. педагога;

- выделить soft skills, наиболее важные для выпускников магистратуры направления Педагогическое образование;

- изучить основные возможности, существующие для их формирования на современном этапе развития отечественной системы ВО.

Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы автора.

Как уже говорилось выше, soft skills (англ. мягкие навыки) в настоящее время считаются наиболее важной составляющей компетентного специалиста XXI в [1-6].

Появление данного термина относится к 2013 г Именно этим годом может быть датировано проведение американской компанией Millennial Branding опроса менеджеров, на тот момент осуществлявших профессиональную деятельность в ряде американских фирм. Данное мероприятие было направлено на выявление личностных качеств и компетенций, в первую очередь влияющих на процесс про-

фессионального становления менеджеров [1; 6; 7]. После подведения его итогов выяснилось, что решающее значение в карьере менеджеров имеют следующие навыки:

- позитивное мышление;

- умение работать в команде;

- гибкость;

- коммуникабельность.

Такого рода личностные образования были объединены под обобщающим термином «мягкие навыки». Несколько позднее было признана их важность для представителей всех профессий, связанных с осуществлением субъект-субъектных отношений [6]. Следовательно, и при подготовке будущих учителей изобразительного искусства и технологии на ступени магистратуры выработке таких навыков должно быть уделено повышенное внимание.

Применительно к профессиональной деятельности педагога могут быть выделены десять специфических «мягких навыков» (табл. 1).

На сегодняшний день в образовательном пространстве большинства российских вузов, осуществляющих магистерскую подготовку по направлению Педагогическое образование, профилю «образование в области изобразительного искусства и технологии», существуют определённые возможности для развития у студентов охарактеризованных выше навыков.

Действительно, учебные планы большинства таких ОО базируются на научной концепции художественного образования. Следовательно, в них закреплены фундаментальные предметы, дающие знания научных направлений в художественном образовании и тем самым помогающие магистрантам сделать осознанный выбор исследовательского пути [9, с. 127-128]. Следовательно, данный элемент подготовки магистрантов соответствующего направления может способствовать выработке у них таких «мягких» навыков как когнитивная гибкость и критическое мышление.

Читающиеся в российских вузах курсы по выбору помогают обучающимся в процессе реализации их творческого потенциала в рамках избранных ими видов художественной деятельности [8; 9]. В таких условиях открываются широкие воз-

Таблица 1

№ п/п Наименование навыка Краткая характеристика

1 Когнитивная гибкость Развитие данного навыка обусловливается, прежде всего, способностью педагога к оперативному переключению активности педагога с одной мысли на другую, подразумевает способность к размышлениям над несколькими идеями и задачами одновременно

2 Управление обучающимися Связан с умением педагога создавать условия, необходимые для раскрытия творческого потенциала учащихся

3 Критическое мышление Предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации

4 Селф-менеджмент Владение педагогом навыками самореализации и самоорганизации

5 Эмоциональный интеллект Подразумевает наличие у педагога системы знаний, умений и навыков, связанных с распознанием эмоций и пониманием намерений прочих участников образовательного процесса, кроме того, данный навык связан со способностью управлять собственными эмоциями и состояниями

6 Клиентоориентированность Этот «мягкий навык» непосредственно связан со взаимодействием между педагогом и другими участниками образовательного процесса, предполагает способность к эффективному решению их проблем на основе понимания свойственных этим людям ценностей и потребностей.

7 Суждение и принятие решений Связан с формированием собственного мнения и смелостью в принятии самостоятельных решений, осознанием их возможных последствий.

8 Сотрудничество с другими участниками образовательного процесса Предполагает наличие умений к построению эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, а также создание общего поля деятельности, связанной с решением образовательных задач

9 Креативность По существу, представляет собой продуктивность и гибкость педагогической мысли, смелость, точность и оригинальность в принятии тех или иных решений, связанных с педагогической или иными видами деятельности

10 Умение вести переговоры Предполагает наличие развитой способности к убедительному донесению собственной позиции посредством вербальных и невербальных техник с учетом специфики и интересов другого субъекта [2, с. 241]

Soft skills, необходимые к выработке у будущих педагогов на ступени магистратуры

можности для развития у обучающихся критического мышления, креативности и эмоционального интеллекта.

Курсовые работы, выполняемые магистрантами, способствуют развитию у них навыка, обозначенного нами как «суждение и принятие решений». Последнее происходит благодаря работе обучающихся над анализом развития явлений и процессов в их методическом диапазоне, обобщением качеств той или иной методики обучения технологии и изобразительному искусству. Таким образом, могут получить своё развитие также клиентоориетированность и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса, чему с определённой вероятностью будет способствовать анализ различных образовательных методик (в данном случае клиентоориетированность можно рассматривать как умение педагога выполнять социальный заказ на обучение и воспитание учащихся, в роли заказчиков выступают, прежде всего, родители учащихся) [2; 4].

Выработке некоторых soft skills также способствует работа студентов над магистерскими диссертациями по теории и методике обучения изобразительному искусству и технологии. Как правило, темы такого рода работ подразумевают деятельность над двумя аспектами основной проблемы:

- анализ вопросов развития тех или иных качеств, способностей личности;

- рассмотрение видов изобразительной деятельности, способствующих формированию этих способностей или качеств [1; 2; 6; 9].

Соответственно, работа над магистерской диссертацией способствует развитию когнитивной гибкости, умения управлять обучающимися, критического мышления, селф-менеджмента, клиентоориентированности и креативности.

Определённой полезностью в смысле развития soft skills магистранта обладает также художественно-творческая практика. Последняя обычно узконаправ-лена и связана с темой научного исследования [5, с. 175]. Главные цели такой практики могут способствовать достижению студентами магистратуры ряд soft skills (табл. 2).

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что soft skills являются важнейшей составляющей современного компетентного специалиста. В т.ч. их выработке должно уделяться повышенное внимание при подготовке будущих учителей изобразительного искусства и технологии на ступени магистратуры.

Данный аспект совершенствования системы отечественного высшего образования не должен быть сопряжён с особенными трудностями, если учесть, что на настоящем этапе её развития существует ряд возможностей для развития таких навыков.

Так, предметная подготовка магистрантов соответствующего направления с высокой вероятностью может способствовать выработке у них когнитивной гибкости, эмоционального интеллекта и критического мышления.

Курсовые работы, выполняемые магистрантами, могут способствовать развитию у них навыка суждения и принятия решений.

Работа над магистерской диссертацией способствует также развитию когнитивной гибкости, умения управлять обучающимися, критического мыш-

Библиографический список

Таблица 2

Цели художественно-творческой практики, способствующие развитию у магистрантов «мягких навыков»

Цель практики Навыки

Научно-исследовательская самореализация магистрантов, апробация методических средств Критическое мышление, селф-ме-неджмент, эмоциональный интеллект, креативность

Углубление и закрепление профессиональных знаний и навыков обучающихся в контексте вида изобразительной деятельности, заложенного в теме магистерской диссертации в качестве средства развития личностного феномена Управление обущающимися, когнитивная гибкость, клиентоориентиро-ванность, сотрудничество с другими участниками образовательного процесса, креативность

Способность магистранта к включению средств изобразительного искусства в разрабатываемую методическую систему, направленную на развитие личности Управление обучающимися, клиен-тоориентированность, когнитивная гибкость, взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, критическое мышление

Творческая самореализация студента-магистранта в ходе презентации результатов творческой деятельности на выставке в заключительной части практики [5; 9] Селф-менеджмент, суждение и принятие решений, креативность

ления, селф-менеджмента, клиентоориентированности и креативности магистрантов.

Определённой эффективностью в смысле развития большинства охарактеризованных нами soft skills у магистрантов обладает также художественно-творческая практика.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных возможностей, существующих для формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления Педагогическое образование профиля «Образование в области изобразительного искусства и технологии» на современном этапе развития системы высшего образования в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний об основных тенденциях развития современной системы отечественного высшего образования, в частности системы магистерской подготовки.

Практическая значимость заключается в том, что определены основные направления дальнейшего развития «мягких навыков» в процессе магистерской подготовки будущих педагогов в области изобразительного искусства и технологии.

1. Сорокопуд Ю.В., Кондратьева АВ. Формирование «мягких навыков» в процессе подготовки будущих педагогов как современная инновация высшей школы. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 303 - 30б.

2. Сорокопуд Ю.В., Aбдурахманова M.A. Эффективные технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психологопедагогических направлений. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (S0): 240 - 242.

3. Саидов 3.A., Ярычев Н.У, Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

4. Aлиева A.R Современные подходы в преподавании предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № б (78): 27б - 278.

б. Aлиева AP Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся по магистерской программе «Художественное образование». Мир науки, культуры, образования. 201б; № б (б0): 174 - 17б.

6. Aйсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

7. Aйсувакова Т.П., Борисевич M.M., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт Mосковского Mеждународного университета). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3(82): 2бб - 2б8.

8. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. Available at: http://theor-yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

9. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Шабанова M.K Aктуальные проблемы магистерской подготовки художника-педагога. Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2012; Т. 18, № 3: 127 - 129.

References

1. Sorokopud Yu.V., Kondrat'eva A.V. Formirovanie «myagkih navykov» v processe podgotovki buduschih pedagogov kak sovremennaya innovaciya vysshej shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 303 - 30б.

2. Sorokopud Yu.V., Abdurahmanova M.A. 'Effektivnye tehnologii ocenki studentov magistratury pedagogicheskih i psihologopedagogicheskih napravlenij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 240 - 242.

3. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

4. Alieva A.R. Sovremennye podhody v prepodavanii predmeta «izobrazitel'noe iskusstvo» v obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № б (78): 27б - 278.

б. Alieva A.R. Rol' pedagogicheskoj praktiki v formirovanii professional'noj kompetentnosti obuchayuschihsya po magisterskoj programme «Hudozhestvennoe obrazovanie». Mir

nauki, kul'tury, obrazovaniya. 201б; № б (б0): 174 - 17б.

6. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiyarefleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

7. Ajsuvakova T.P., Borisevich M.M., Lebedeva O.P., Sorokopud Yu.V. Formirovanie sposobnosti k samoobrazovaniyu u studentov gumanitarnyh special'nostej na osnove mobil'nyh i internettehnologij (opyt Moskovskogo Mezhdunarodnogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3(82): 2бб - 2б8.

8. Davidova V. Slushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills i kak ih razvivat'. Available at: http://theor-yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

9. Shabanov N.K., Shabanova O.P., Shabanova M.N. Aktual'nye problemy magisterskoj podgotovki hudozhnika-pedagoga. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2012; T. 18, № 3: 127 - 129.

Статья поступила в редакцию 29.11.21

27б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.