Научная статья на тему 'Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации'

Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная грамотность / универсальные социальные компетенции / социализация / образовательная среда / social literacy / universal social competence / socialization / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. Ю. Тарханова, Е. В. Фаламеева

В данной статье рассматривается социальный аспект формирования новых видов грамотности современных подростков. Основываясь на концепции социализации личности средствами образования, авторами теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной грамотности подростков, определено содержание психолого-педагогической работы по её формированию в условиях образовательной организации. В статье описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной грамотности подростков, основанной на анализе актуальных дефицитов их мягких навыков. Предложены современные идеи формирования социальной грамотности подростков средствами открытого пространства развития их социальных компетенций. В качестве эффективных средств функционирования такого пространства презентованы практики социального обучения, социального волонтерства, развития опыта участия в социально значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL LITERACY OF TEENAGERS IN CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Тhis article discusses the social aspect of formation of new types of literacy in modern adolescents. Using the concept of socialization of the individual by means of education, the authors theoretically justify and significantly disclose the concept of social literacy of adolescents. The work determines the content of psychological and pedagogical work on its formation in an educational organization. The article describes results of experimental work on the formation of social literacy of adolescents, based on the analysis of current deficits in soft skills of adolescents. Modern ideas of formation of social literacy of teenagers by means of open space of development of their social competences are offered. Practices of social training, social volunteerism, and development of experience of participation in socially significant activities are presented as effective means of functioning of such space

Текст научной работы на тему «Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации»

Библиографический список

1. Иванова М.Б. Педагогические условия формирования профессиональной направленности личности курсантов вузов МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2000.

2. Мамонтова С.Н. Прикладная юридическая психология. Москва, 2002.

3. Киселева Е.Л. Мотивы профессионального выбора в ОВД. Вестник МЦПО и КНИ. 1996; № 1: 56 - 57.

4. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 5 (54): 268 - 269.

5. Солдатов Н.Ф., Ложниченко Е.Н., Пирогова Е.Н. Формирование профессиональной направленности личности у будущих сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 337 - 338.

6. Хасанов Х.Х. Педагого-психологические особенности формирования профессиональной направленности будущих работников органов внутренних дел Таджикистана. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Душанбе, 2010.

References

1. Ivanova M.B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj napravlennosti lichnosti kursantov vuzov MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2000.

2. Mamontova S.N. Prikladnaya yuridicheskayapsihologiya. Moskva, 2002.

3. Kiseleva E.L. Motivy professional' nogo vybora v OVD. Vestnik MCPO i KNI. 1996; № 1: 56 - 57.

4. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Gumanitarnaya podgotovka buduschih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 5 (54): 268 - 269.

5. Soldatov N.F., Lozhnichenko E.N., Pirogova E.N. Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti u buduschih sotrudnikov OVD. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 337 - 338.

6. Hasanov H.H. Pedagogo-psihologicheskie osobennosti formirovaniya professional'noj napravlennosti buduschih rabotnikov organov vnutrennih del Tadzhikistana. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2010.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 37.013

Tarkhanova I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),

E-mail: tarhanova3000@mail.ru

Falameeva E.V., teacher, Secondary School in Village of Zolotaya Dolina (Zolotaya Dolina, Primorsky Krai, Russia), E-mail: falameeva84@mail.ru

FORMATION OF SOCIAL LITERACY OF TEENAGERS IN CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. This article discusses the social aspect of formation of new types of literacy in modern adolescents. Using the concept of socialization of the individual by means of education, the authors theoretically justify and significantly disclose the concept of social literacy of adolescents. The work determines the content of psychological and pedagogical work on its formation in an educational organization. The article describes results of experimental work on the formation of social literacy of adolescents, based on the analysis of current deficits in soft skills of adolescents. Modern ideas of formation of social literacy of teenagers by means of open space of development of their social competences are offered. Practices of social training, social volunteerism, and development of experience of participation in socially significant activities are presented as effective means of functioning of such space.

Key words: social literacy, universal social competence, socialization, educational environment.

И.Ю. Тарханова, д-р пед. наук, проф., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: tarhanova3000@mail.ru

Е.В. Фаламеееа, учитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»,

с. Золотая долина, Приморский край, E-mail: falameeva84@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье рассматривается социальный аспект формирования новых видов грамотности современных подростков. Основываясь на концепции социализации личности средствами образования, авторами теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие социальной грамотности подростков, определено содержание психолого-педагогической работы по её формированию в условиях образовательной организации. В статье описаны результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной грамотности подростков, основанной на анализе актуальных дефицитов их мягких навыков. Предложены современные идеи формирования социальной грамотности подростков средствами открытого пространства развития их социальных компетенций. В качестве эффективных средств функционирования такого пространства презентованы практики социального обучения, социального волонтерства, развития опыта участия в социально значимой деятельности.

Ключевые слова: социальная грамотность, универсальные социальные компетенции, социализация, образовательная среда.

Динамично меняющаяся социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления взрослеющей личности. С одной стороны, в современном социуме требуется высокая активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность социальных процессов во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления, ситуация неопределенности приводит к деформации личностных смыслов и дезадаптации.

Навыки и знания, необходимые подросткам сегодня, чтобы стать успешными, завтра очень быстро меняются. Навстречу идут так называемые «навыки будущего», универсальные компетенции и новые виды грамотности [1, с. 7]. Расширяется дискуссия о качествах человека, отвечающих глобальным вызовам и стремительному развитию технологий. В научных работах и популярных публикациях ученые и практики обсуждают новое содержание школьного образования, фокусируясь на метапредметных результатах, выводы докладов о новых видах грамотности становятся все более последовательными и сопоставимыми [2, 3, 4]. При этом для многих школ и учителей главным фокусом остаются предметные знания, а не социальные навыки, которые могут быть с их помощью сформированы. По-прежнему большинство учителей считают, что роль школы

- передать хорошие предметные знания, а «социальность» - ответственность семьи и самого ребенка, реже - сектора дополнительного образования. Немногие из учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. А самое главное - за пределами анализа пока остается важнейший вопрос мотивации, активности, инициативы учащихся.

Озабоченность социальными результатами образования не является чем-то новым для педагогической науки и практики, но происходящие сегодня изменения в обществе ускорили социальные требования, предъявляемые к школам. По меньшей мере, общество ожидает, что школы будут корректировать поведение детей и учить их социальным ценностям. В перечне личностных образовательных результатов зафиксирован целый ряд социальных навыков, развивающихся на протяжении всего периода школьного обучения.

Чувство и способность индивида принимать социально продуктивные решения развиваются не сами по себе, а, скорее, требуют знаний, ценностей и навыков. Прежде всего, детям необходимы возможности для того, чтобы испытать социальные отношения таким образом, чтобы они могли критически действовать в рамках дискурсов, наполненных социальными дилеммами, и тем самым стать активными и наделенными этическими полномочиями субъектами гражданского общества.

На наш взгляд, грамотность - понятие социальное. Мы предлагаем рассматривать социальную грамотность как базовую составляющую новых видов грамотности и основу формирования компетенций, способствующих вовлеченности обучающихся и росту их учебной мотивации.

Обобщив исследования на тему социальной грамотности, мы выделили три её ключевых основания:

1. Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что открытый и контактный ребенок вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога.

2. Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Чаще задавайте детям вопросы — а что будет, если...? Придумаем разные варианты. Как могут развиваться события? Формировать предвидение - значит, во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию.

3. Наличие у ребенка определенных личностных качеств - ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность.

Частью новой социальной грамотности стало и понимание социального контекста жизни каждого человека. Международное сравнительное мониторинговое исследование образования PISA добавило в число проверяемых компе-тентностей «глобальную компетентность» (global competence), которая «подразумевает наличие у человека знаний, установок, умений и навыков, позволяющих: рассматривать проблемы с различных позиций; понимать и уважать точку зрения других людей; участвовать в открытом и эффективном взаимодействии; прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и устойчивого развития» [5, с. 19].

В докладе Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» речь идет о «переходе к интегральному образованию, позволяющему в полной мере раскрыть индивидуальный потенциал каждого человека и коллективный потенциал человечества» [6, с. 4]. Авторы доклада представляют несколько важных элементов, входящих в образ возникающей образовательной экосистемы, предусматривающей формирование у школьников социальных навыков, или Soft skills.

На наш взгляд, именно Soft skills можно рассматривать как результаты формирования новой социальной грамотности. По суждению Е. Гайдученко и А. Марушева, Soft Skills - это навыки, которые помогают быстро отыскивать общий язык с окружающими, заводить и сдерживать связи, с успехом приносить свои мысли - быть хорошим коммуникатором и руководителем. Представление «Soft Skills» соединено с тем, каким типом люди взаимодействуют между собой, эти навыки в одинаковой степени нужны как для будничной жизни, так и для карьеры [7].

Современные исследования позволяют выделить следующие группы «мягких» навыков Soft Skills:

1. Коммуникативные: умение слушать, убеждение и аргументация, доброжелательность, самопрезентация, публичные выступления.

2. Межличностные способности: способность к командной работе, умение вдохновлять других на общие дела, разрешать и предотвращать конфликты.

3. Аналитические/исследовательские навыки: способность оценить ситуацию, креативное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации.

4. Гибкость, адаптивность, управление несколькими приоритетами: управление эмоциями, стрессом, собственным развитием; планирование и целепола-гание.

5. Лидерство, навыки управления: способность взять на себя ответственность, организаторские способности, контроль реализации задач.

6. Навыки саморазвития: способность к обучению, ответственность, развитие творческого потенциала личности [8, с. 223].

При работе с подростками педагогам важно помнить, что социальные навыки не изолированы друг от друга, они взаимообусловлены, интегративны. Их формирование основано не на принципах последовательности и автономности, а на принципах комплексности, систематичности.

Решая задачи развития социальной грамотности важно создать личностно ориентированную образовательную среду школы, которая обеспечит обучающимся возможность удовлетворения и развития потребностей в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр. Как отмечает Е.Ю. Савин, «создать среду в системе образования -значит, способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса» [9, с. 65]. Согласимся с автором, что в основе создания такой среды должна лежать диагностическая компонента.

Для диагностики социальных навыков школьников в своей практике мы используем методику самооценки, разработанную Лабораторией компетенций SOFTSKILLS Южного федерального университета и Центра карьеры ЮФУ, целью методики является выявление уровня сформированности мягких навыков у

подростков. Опросник включает в себя 55 утверждений, описывающих проявление 11 компетенций.

По результатам опроса 110 обучающихся 8 - 9 классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Золотая долина Партизанского района Приморского края мы констатировали, что 5% опрошенных находятся на начальном уровне по компетенции «комплексное, многоуровневое решение проблем». Характерные для компетенции поведенческие проявления и модели демонстрируют редко или не демонстрируют совсем, кроме того, демонстрируют негативные поведенческие модели. Уровень развития по данной компетенции имеют лишь 25%, т.е. подростки владеют компетенцией ограничено, в виде отдельных элементов. Компетенция проявляется только в простых или знакомых ситуациях.

У 80% респондентов такие компетенции, как критическое мышление, креативность, управление людьми, сотрудничество с другими, находятся на уровне развития. У 20% опрошенных данные компетенции вышли на уровень опыта (ожидаемого уровня развития), т.е. успешно используются для решения стандартных задач. В новых нестандартных ситуациях компетенция проявляется в виде отдельных фрагментов, нестабильно. Отсутствуют проявления начального уровня развития компетенций/ негативные поведенческие модели.

Компетенция «эмоциональный интеллект» - у 90% опрошенных она на уровне опыта (ожидаемого уровня развития), у 10% подростков данная компетенция находится на уровне развития. У 100% респондентов находятся на уровне развития, ниже ожидаемого такие компетенции, как суждение и принятие решений, экстравертивность, умение вести переговоры, когнитивная гибкость.

Для формирования социальной грамотности обучающихся в школе было создано открытое пространство развития универсальных компетенций, которое включало в себя несколько блоков работы: подготовительный, информационный, образовательный, деятельностный, так как один из ведущих агентов по социализации подростков - это группа сверстников, которая является важнейшим информационным каналом, определяющим его развитие, налаживающим межличностное взаимодействие. Мы пришли к выводу, что привлечение социальных волонтеров будет эффективным инструментом формирования социальной грамотности подростков.

Социальные волонтеры уже имеют позитивный опыт решения своих проблем и могут являться примером, а иногда и более значимым авторитетом, чем любой специалист, но при условии специальной подготовки и поддержки их деятельности. Поэтому на подготовительном этапе работы наша деятельность была направлена на подготовку волонтеров. Обучение по программе «Организация работы волонтера - социального наставника» прошли 10 человек. Они были обучены правовым основам, специфике работы с возрастной категорией подростков, разрабатывали мероприятия, учились выходить из конфликтных ситуаций.

Следующим этапом программы стал информационный блок, где мы провели презентацию программы на территории образовательной организации для родителей и подростков с представителями администрации школы, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами сферы молодежной политики. В рамках презентации мы осветили мероприятия и перспективы участия подростков в программе. По итогам презентации был сформирован положительный настрой и интерес родителей и подростков к участию в данной программе.

Одним из условий эффективности формирования социальной грамотности подростков, на наш взгляд, является создание открытого пространства развития социальных компетенций посредством формирования у них положительного опыта участия в социально значимой деятельности. При этом полученные данные диагностики позволили констатировать «отставание» в социальных компетенциях, что требует дополнительной работы по формированию критического мышления, креативности, навыков работы в команде, эмоционального интеллекта, суждения и принятия решений, когнитивной гибкости, способности убеждать в своей правоте, мотивировать, вдохновлять и т.д. Для внедрения данного условия в пространство развития был включен образовательный блок для подростков, который состоял из 10 тренинговых занятий, посвященных развитию коммуникативной и социальной компетенций, осознанию жизненных ценностей и смыслов, управлению эмоциями, способам эффективного разрешения конфликтов, критическому мышлению, приемами и техниками уверенного поведения, навыкам работы в команде.

Для создания открытого пространства развития социальных компетенций посредством формирования у подростков положительного опыта участия в социально значимой деятельности, по нашему мнению, необходимо также формирование у подростков субъектной позиции. Поэтому в программу был включен блок «Деятельностный». Целью данного блока явилось вовлечение подростков и их родителей в социально одобряемую деятельность (волонтерство). Деятельность по данному блоку проводилась параллельно с другими блоками программы. В данном блоке реализуется важное социальное условие - создание открытого социального пространства «школа - семья - социальная среда.

Подростки и их семьи в роли волонтеров приняли участие и организовали такие мероприятия, как благоустройство памятных мест и захоронений на территории Покровского поселения, акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи в благоустройстве придомовых территорий, акция «Безопасные каникулы» по организации досуга детей в каникулярное время, приняли участие в организации

и проведении игровых площадок в военном городке, в рамках праздника «Широкая масленица», всероссийская акция «Письмо Победы», где подростки вручили письма ветеранам и труженикам тыла. В роли соорганизаторов приняли участие в практическом семинаре «Территория STRONG» в рамках патриотического проекта «Крылья Победы». Организовали и провели акцию «Вы служите - мы вас ждем!» по подготовке посылок для ребят, которые проходят срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приняли участие в акции «Блокадный хлеб». Данная технология работы с родителями и подростками - семейное во-лонтерство - способствует улучшению внутрисемейных отношений. Созданные для этого условия лучше влияют на формирование социальных компетенций, а также в деятельности подростка формируется субъектная позиция. По итогам работы данного блока 25 подросткам были вручены личные книжки волонтера.

На конец реализации программы мы получили следующие результаты: У 20% участников по компетенции «комплексное многоуровневое решение проблем» так и остались на начальном уровне, то есть не владеют данной компетенцией; 60% по данной компетенции имеют уровень развития и 20% вышли на

Библиографический список

уровень опыта (ожидаемый уровень). У 52% опрошенных компетенции «критическое мышление», «креативность», «управление людьми, сотрудничество с другими» так и остались на уровне развития. 48% по данным компетенциям вышли на уровень опыта (ожидаемый уровень развития), у них наблюдаются значительные изменения. Компетенция «эмоциональный интеллект» у 100% опрошенных находится на уровне опыта (ожидаемый уровень развития), по формированию данной компетенции изменений не произошло.

Такие компетенции, как суждение и принятие решений, экстравертивность, умение вести переговоры, когнитивная гибкость, эффективный поиск работы, у большинства респондентов (80%) продолжают находиться на уровне развития, и у 20% развитие компетенции достигает уровня опыта (ожидаемого уровня развития), что говорит о положительной динамике.

Данные результаты позволяют констатировать, что разработанная и апробированная нами программа формирования социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации является эффективной и может быть рекомендована к реализации в образовательных организациях различного типа.

1. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020.

2. Reimers F., Chung C. (eds) Teaching and Learning for the Twenty-First Century: Educational Goals, Policies, and Curricula from Six Nations. Harvard Education Press, 2016.

3. Trends Shaping Education-2019. OECD 2019.

4. World Bank World Development Report-2018: Learning to Realize Education's Promise. Washington, DC: World Bank, 2018.

5. PISA-2018. Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019.

6. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures. Available at: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/ Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf

7. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Интернет-журнал «Науковедение». 2017; Т. 9, № 1. Available at: https://school258.ru/upload/editor/files/ publications/2018-0003.pdf

8. Яркова Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016; Т. 2, № 4: 222 -234

9. Савин Е.Ю. Компетентность как эффект организации индивидуального ментального опыта. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвященной В.Н. Дружинину. Москва: ИП РАН, 2015: 62 - 67.

References

1. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2020.

2. Reimers F., Chung C. (eds) Teaching and Learning for the Twenty-First Century: Educational Goals, Policies, and Curricula from Six Nations. Harvard Education Press, 2016.

3. Trends Shaping Education-2019. OECD 2019.

4. World Bank World Development Report-2018: Learning to Realize Education's Promise. Washington, DC: World Bank, 2018.

5. PISA-2018. Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019.

6. Obrazovatel'nye 'ekosistemy dlya obschestvennoj transformad! Doklad Global Education Futures. Available at: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/0brazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf

7. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2017; T. 9, № 1. Available at: https://school258.ru/upload/editor/files/publications/2018-0003.pdf

8. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222 -234

9. Savin E.Yu. Kompetentnosf kak 'effekt organizacii individual'nogo mental'nogo opyta. Psihologiya sposobnostej: sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovanij: materialy nauchnoj konferencii, posvyaschennoj V.N. Druzhininu. Moskva: IP RAN, 2015: 62 - 67.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 376

Yudina I.A ., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

(Yakutsk, Russia), E-mail: i-yudina@list.ru

Koryakina T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Special Defectological Education Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

(Yakutsk, Russia), E-mail: koryakinatg@mail.ru

TO THE PROBLEM OF MODELING THE MUNICIPAL SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO CHILDREN OF EARLY AGE WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES. The process of modeling the municipal system of psychological and pedagogical support to children of early age with disabilities and their families is analyzed in the article. The theory of multidimensional pedagogical reality developed by A.A. Ostapenko based on methodological ideas of integrity, systematicity, antinomism and dynamic balance which allows to combine different paradigmatic approaches to model this system organically and consistently is considered by authors as a conceptual basis for modeling the system. The content of aspects of this model from perspective of modern research in the field of early support: concepts and approaches, theories and practices of psychological and pedagogical support for families with children with disabilities is revealed in the paper.

Key words: children with disabilities, early support, psychological and pedagogical support to child and family, municipal model, theory of multidimensional pedagogical reality.

И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного

федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: i-yudina@list.ru

Т.Г. Корякина, канд. пед. наук, доц., Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: koryakinatg@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ И ИХ СЕМЕЙ

В статье анализируется процесс моделирования муниципальной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и их семей. В качестве концептуальной основы для моделирования данной системы авторами рассматривается теория многомерной педагогической реальности, разработанная А.А. Остапенко, базирующаяся на методологических идеях целостности, системности, антиномизма, динамического баланса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.