Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»'

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«гибкие компетенции» / надпрофессиональные компетенции / soft skills / образовательная программа / образовательные технологии / MA student / competences / soft skills / educational program / educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.А. Ивонина

Сегодня профессии социально-культурной сферы претерпевают изменения, связанные с глобальными процессами информатизации всех сфер деятельности человека, формированием культуры инноваций. Социально-культурные условия актуализируют развитие значительного количества знаний и умений, включая soft skills. Это объективные требования современного рынка труда, которые необходимо решать в процессе обучения в вузе. Автором статьи определено понятие «soft skills», выявлены основные компоненты, составляющие их содержание. В статье представлен анализ реализации образовательных программ по направлению 51.04.03 Социально-культурная деятельность с целью определения параметров, оказывающих влияние на развитие надпрофессиональных компетенций магистрантов. В результате исследования выявлено, что высшие учебные заведения, реализующие магистерскую образовательную программу, недостаточно эффективно используют потенциал дисциплин учебного плана для развития soft skills. Существует необходимость систематизации требований рынка труда для проектирования образовательной деятельности, основанной на использовании современных образовательных технологий, направленной на совершенствование умственных, деятельностных, личностных способностей магистранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Я.А. Ивонина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS FOR MA STUDENT OF TRAINING DIRECTION “SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES”

Today, professions in the socio-cultural sphere are undergoing changes associated with global informatization processes in all spheres of human activity, formation of a culture of innovation. Socio-cultural conditions actualize the development of a significant amount of knowledge and skills, including soft skills. These are objective requirements of the modern labor market that need to be addressed in the process of studying at a university. The author of the article defines the concept of “soft skills”, identifies the main components that make up their content. The article presents an analysis of the implementation of educational programs in the direction 51.04.03 “Socio-cultural activities”, in order to identify conditions for the development of over-professional competencies. As a result of the study, it is revealed that the effectiveness of the development of soft skills is facilitated by the design of a holistic pedagogical process based on the use of modern educational technologies, aimed at improving the mental, activity, and personal abilities of a MA student.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»»

УДК 378

Ivonina Ya.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: yana-ol@mail.ru

DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS FOR MA STUDENT OF TRAINING DIRECTION "SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES". Today, professions in the socio-cultural sphere are undergoing changes associated with global informatization processes in all spheres of human activity, formation of a culture of innovation. Socio-cultural conditions actualize the development of a significant amount of knowledge and skills, including soft skills. These are objective requirements of the modern labor market that need to be addressed in the process of studying at a university. The author of the article defines the concept of "soft skills", identifies the main components that make up their content. The article presents an analysis of the implementation of educational programs in the direction 51.04.03 "Socio-cultural activities", in order to identify conditions for the development of over-professional competencies. As a result of the study, it is revealed that the effectiveness of the development of soft skills is facilitated by the design of a holistic pedagogical process based on the use of modern educational technologies, aimed at improving the mental, activity, and personal abilities of a MA student.

Key words: MA student, competences, soft skills, educational program, educational technologies.

Я.А. Иеонина, канд. ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: yana-ol@mail.ru

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Сегодня профессии социально-культурной сферы претерпевают изменения, связанные с глобальными процессами информатизации всех сфер деятельности человека, формированием культуры инноваций. Социально-культурные условия актуализируют развитие значительного количества знаний и умений, включая soft skills. Это объективные требования современного рынка труда, которые необходимо решать в процессе обучения в вузе. Автором статьи определено понятие «soft skills», выявлены основные компоненты, составляющие их содержание. В статье представлен анализ реализации образовательных программ по направлению 51.04.03 Социально-культурная деятельность с целью определения параметров, оказывающих влияние на развитие надпрофессиональных компетенций магистрантов. В результате исследования выявлено, что высшие учебные заведения, реализующие магистерскую образовательную программу, недостаточно эффективно используют потенциал дисциплин учебного плана для развития soft skills. Существует необходимость систематизации требований рынка труда для проектирования образовательной деятельности, основанной на использовании современных образовательных технологий, направленной на совершенствование умственных, деятельностных, личностных способностей магистранта.

Ключевые слова: «гибкие компетенции», надпрофессиональные компетенции, soft skills, образовательная программа, образовательные технологии.

В последние десятилетия в российском социально-культурном пространстве происходят трансформации, связанные глобальными процессами информатизации всех сфер деятельности человека, формированием культуры инноваций. Данный фактор оказывает влияние на все области функционирования социума, в том числе и на сферу образования и культуры. Формируются новые образцы профессиональных стандартов поведения педагога, воспитателя, менеджера, методиста, организатора досуга и других специалистов социально-культурной сферы, обусловливающие необходимость внесения качественных изменений в образовательный процесс, которые обеспечат выпускнику возможность гибко реагировать на развитие социально-культурных практик, следовательно, и на конкурентоспособность на рынке труда.

В настоящее время работодатели и специалисты кадровых служб при оценке кандидата на вакантную должность преимущественно выделяют два вида компетенций: hard skills («жесткие компетенции», профессиональные компетенции) и soft skills («гибкие компетенции», надпрофессиональные компетенции). Термины hard skills и soft skills были введены в научный оборот в 1950-е гг. применительно к системе управления персоналом. [1]. Позже получили широкое распространение в других сферах. Содержание первых определяет профессионально ориентированные знания, умения и навыки, которые позволят реализо-вывать конкретные технологии, осуществлять профессиональную деятельность. Вторые - soft skills - это социально-психологические компетенции, основы которых закладываются в раннем возрасте и совершенствуются на протяжении всей жизни, являются надпрофессиональными и используются универсально (вне зависимости от сферы деятельности) [2].

Осмысление процесса развития надпрофессиональных компетенций в отечественной науке только начинается. На сегодняшний день единого понимания их структуры не сложилось. Преимущественно исследователи, обратившиеся к решению данной проблемы, выделяют в содержании soft skills такие компоненты, как коммуникабельность, лидерство, ответственность, гибкость, адаптивность, самоанализ, способность управлять своим временем и эмоциями, мотивировать и обучать других людей, анализировать информацию, производить новые знания и другие [1-11].

Существуют и авторские подходы к характеристике сущности soft skills, в числе которых обращается внимание на такие компоненты, как:

- умение использовать инструменты тайм-менеджмента, самопрезентации, селф-маркетинга, управления конфликтами [2; 11];

- эмоциональный интеллект как способность человека различать собственные эмоции и других людей, а также управлять ими [5; 6; 7];

- эффективное мышление, проявляющееся в навыках сбора актуальной информации, анализа проблемной ситуации, прогнозирования результатов деятельности [3; 8];

- креативность, выражающаяся в умении создавать на основе предшествующего опыта новшества [1; 2].

Актуальность развития soft skills у магистрантов обусловлена тем, что профессии в социально-культурной сфере, как правило, являются публичными. Деятельность выпускников магистратуры преимущественно связана с реализацией педагогической, проектной или управленческой функций организаций социально-культурной сферы, которая требует демонстрации духовного потенциала специалиста, общей культуры и образованности в соответствии с высшими идеалами социума, выраженных в проявлении таких качеств, как порядочность, деликатность, ответственность, целеустремленность, тактичность, деликатность, нравственность и других. Эффективность их деятельности обусловлена не только знаниями социально-культурных технологий, навыками организации культур-но-досуговых программ, но и умением оперативно решать открытые задачи в современных условиях. Данный факт подтверждают результаты работы круглых столов и семинаров, проведенных в период 2018-2021 года на базе Алтайского государственного института культуры, в которых приняли участие представители научно-педагогического сообщества, руководители и ведущие специалисты учреждений культуры Западной Сибири. Научно-практические мероприятия («Формирование профессиональной компетентности специалиста по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», «Инновационные технологии в сфере культуры», «Индустрия досуга как перспективное направление социально-экономического развития», «Подготовка кадров в сфере культуры») были направлены на конкретизацию содержания профессиональных компетенций обучающихся в вузах культуры. В процессе обсуждения были обозначены тенденции развития социально-культурной сферы и актуализированы проблемы подготовки специалистов в условиях развивающегося информационного общества. При этом отмечалось, что профессиональные или жесткие компетенции формируются у выпускников вузов достаточно эффективно, в то время как гибкие навыки с учетом современных требований рынка труда развиты недостаточно. Для эффективного решения профессиональных задач магистрам, по мнению работодателей, необходимо больше внимания в образовательном процессе уделять совершенствованию у обучающихся:

- аналитических способностей;

- умений свободного ориентирования в информационной среде;

- эмоционального интеллекта;

- креативности;

- социальной активности;

- открытости к восприятию нового знания (выраженную в стремлении осваивать инновационные технологии);

- свободного владения различными коммуникационными технологиями;

- стремления к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию;

- высокого уровня культуры и другие.

С целью определения параметров, оказывающих влияние на развитие soft skills магистрантов, был проведен анализ реализации образовательных про-

грамм по направлению 51.04.03 Социально-культурная деятельность. Подготовка магистров социально-культурной деятельности ведется в 25 вузах страны (в их числе 12 государственных университетов, 10 институтов культуры, 3 педагогических института, 1 - технический, 1 - морской) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) 51.04.03 Социально-культурная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г № 1465 [12].

Государственный стандарт предусматривает освоение универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые позволят осуществлять различные виды профессиональной деятельности: творческо-про-изводственную, организационно-управленческую, художественно-творческую, научно-методическую, проектную и педагогическую [12]. При разработке и реализации программы магистратуры образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Универсальные компетенции, такие как способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, управления проектом на всех этапах его жизненного цикла, организовывать и руководить работой команды, применять современные коммуникативные технологии, анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия, определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способов ее совершенствования на основе самооценки, которые являются обязательными для всех вузов, реализующих программу, преимущественно формируются в процессе освоения следующих дисциплин: «История и методология науки», «Экономика культуры», «Управление проектами в сфере культуры», «Технологии государственной культурной политики», «Социология культуры», «Основы государственной культурной политики» и др. Общепрофессиональные компетенции, связанные с организацией исследовательских и проектных работ, реализацией основных и дополнительных образовательных программ, руководством коллективом, образуются дисциплинами «Организация и методика научного исследования», «Технологии менеджмента инноваций», «Основы педагогической инноватики», «Методика преподавания специальных дисциплин» и прочими.

Профессиональные компетенции, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками социально-культурной деятельности определяются участниками образовательного процесса с учетом профессиональных стандартов, соответствующих будущей деятельности выпускников. Разработчики основных профессиональных образовательных программ предусматривают обучение разработке программ научного исследования и интерпретации результатов научных исследований, ведению инновационной деятельности в учреждениях социально-культурной сферы, проектированию, оптимизации, модернизации и экспертизе социально-культурной деятельности [12].

Набор компетенций, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте в целом учитывает основные потребности рынка труда. Содержание универсальных компетенций в значительной части совпадает с компонентами, составляющими soft skills.

В образовательной практике высших учебных заведений получили распространение два подхода к развитию soft skills.

1. Ввод отдельных дисциплин, направленных на совершенствование наиболее актуальных навыков для социально-культурной практики. В частности, проектный подход к управлению социально-культурной сферой требует от специалистов умения работать в команде, что обусловливает введение таких дисциплин, как тимбилбинг управление проектными командами и других. Данный подход реализуется в незначительном объеме.

2. Распределение универсальных компетенций между дисциплинами учебного плана и их совершенствование во внеучебной воспитательной, научно-исследовательской, проектной работах и во время прохождения практики. Этот подход получил широкое распространение в высших образовательных учреждениях.

Результаты анализа содержания магистерских программ показали, что около 90% дисциплин учебных планов по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» формирует не одну, а несколько компетенций (от 2 до 7) в различных комбинациях: универсальная - профессиональная; универсальная - общепрофессиональная; общепрофессиональная - профессиональная, универсальная - общепрофессиональная - профессиональная. 93% преподавателей для формирования компетенций используют инновационные педагогические технологии. Наибольшее распространение в магистерских программах получили презентация, тренинги, кейс-стади, проектирование, семинар-диспут, имитационные и деловые игры, коллоквиум, создание проектных команд и другие. При этом только 22% от общего объема заданий развивают компоненты soft skills. Из этого числа большая часть упражнений связана с совершенство-

Библиографический список

ванием коммуникативных навыков, работой в команде, решением «открытых» задач.

Гибкие навыки преимущественно совершенствуются в процессе практической подготовки магистров, которая проходит в условиях иновационно-развива-ющей среды организации, воспитательной и научно-исследовательской работы. Программы практик разрабатываются образовательной организацией в зависимости от выбранного вида профессиональной деятельности. Индивидуальный план магистранта учитывает уровень развития компетенций у обучающегося и объективные потребности конкретного учреждения. Практика дает возможность проявить знания, умения и навыки, полученные в процессе теоретического обучения, актуализировать отдельные компоненты soft skills. Планы воспитательной работы образовательных учреждений, реализующих рассматриваемые программы, содержат мастер-классы и тренинги по обучению технологиям тайм-менеджмента, селф-маркетинга, управления конфликтами, саморазвития, проектирования. Магистранты активно занимаются научными исследованиями, направленными на решение актуальных проблем, социально-культурным проектированием, участвуют в конкурсах федерального, регионального, муниципального уровней, презентуя результаты собственной деятельности.

Эффективность развития гибких навыков у магистрантов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» требует увеличения объема специально разработанных заданий в дисциплинах учебного плана, которые охватывали бы необходимое и достаточное количество компонентов soft skills. Данный процесс нуждается в проектировании, которому способствует систематизация содержания компетенций государственного стандарта с учетом реальных условий будущей профессиональной деятельности [4; 11]. С целью интеграции компетенций в магистерской программе предлагается выделить три блока, каждый из которых направлен на развитие определенного вида способностей, составляющих содержание универсальных компетенций и soft skills:

1. Развитие умственных способностей (творческое, системное, аналитическое и проектное мышление, сбор и обработка информации, решение проблем социально-культурной деятельности, планирование деятельности, прогнозирование результатов реализации социально-культурных проектов и программ).

2. Развитие деятельностных способностей (социальная активность, организация социально-культурной деятельности, профессиональное общение, межличностные отношения, работа в команде, лидерство, структурирование и визуализация информации, внедрение инноваций в социально-культурную практику).

3. Развитие личностных способностей (ответственность, находчивость, гибкость, способность управлять своим развитием (в том числе повышением уровня культуры, духовного потенциала), временем и эмоциями).

Каждый блок требует разработки комплекса заданий, которые должны быть логично распределены по темам отдельных предметов и между дисциплинами учебного плана. Это позволит сместить фокус внимания при формировании гибких навыков с практической подготовки, воспитательной, научно-исследовательской работы на учебную деятельность, следовательно, более эффективно осуществлять контроль развития надпрофессиональных компетенций.

Задания необходимо разрабатывать на основе применения современных технологий обучения, поскольку взаимодействие субъектов образовательного процесса в традиционном формате является недостаточно эффективным, представляя собой процесс передачи знаний от преподавателя к обучающемуся. Развитие надпрофессиональных навыков же в большей степени требует самостоятельного поиска знаний под руководством опытного наставника. Распространение e-learning, m-learning, цифровых технологий в образовании способствуют совершенствованию умственных способностей обучающихся [4; 11]. Переход к созданию коллабораций и команд из числа преподавателей и обучающихся для реализации социально-культурных проектов позволяет развивать деятельност-ные и личностные способности магистрантов [4; 11]. При этом важным представляется рациональное, обоснованное сочетание традиционных и инновационных практико-ориентированных форм и методов образовательной деятельности, позволяющее достигать лучших результатов обучения.

В современных условиях, связанных с формированием культуры инноваций, интенсификацией оборота информации, развитие soft skills является залогом востребованности выпускника магистратуры в профессиональной среде. Анализ реализации магистерских программ показал, что высшие учебные заведения при проектировании образовательной деятельности учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта, отражающего актуальные потребности рынка труда. Вместе с тем у будущих выпускников существует потребность в развитии гибких навыков в большем объеме, что обусловливает необходимость определения актуальных компонентов soft skills и проектирования образовательной деятельности, основанной на рациональном сочетании традиционных и современных образовательных технологий, направленной на совершенствование умственных, деятельностных, личностных способностей магистранта.

1. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах SCOPUS, WEB OF SCIENCE. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 8: 187 - 207.

2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017; Т. 9, № 1. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Яркова Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016; Т. 2, № 4: 222 - 234.

4. Огарева Е.И., Лик Н.В. Возможности формирования «гибких навыков» (soft skills) в образовательной системе вуза. Гуманизация образования. 2019; № 5: 97 - 111.

5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии. 2006; № 3: 78 - 86.

6. Чуланова О.Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011; № 16: 135 - 138.

7. Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании. Available at: https://drofaventana.ru/upload/iblock/a46/a46cf257f717080c7ddd52206ee410f6.pdf

8. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Роль научно-исследовательской работы в формировании «мягких» компетенций студентов. Бизнес. Образование. Право. 2017; № 4 (41): 366 - 372.

9. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Softskills (мягкие компетенции бакалавра: оценка состояния и направления формирования. ВестникВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63 - 68.

10. Брасс А.А. Селф-маркетинг как мягкая компетенция. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021: 8 - 12.

11. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills. Концепт. Научно-методический журнал. Available at: https://e-koncept.ru/2018/181018.htm

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность. Available at: http://www.fgosvo.ru/news/21/1651/

References

1. Calikova I.K., Pahotina S.V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah SCOPUS, WEB OF SCIENCE. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 187 - 207.

2. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2017; T. 9, № 1. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

3. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222 - 234.

4. Ogareva E.I., Lik N.V. Vozmozhnosti formirovaniya «gibkih navykov» (soft skills) v obrazovatel'noj sisteme vuza. Gumanizaciya obrazovaniya. 2019; № 5: 97 - 111.

5. Andreeva I.N. 'Emocional'nyj intellekt: issledovaniya fenomena. Voprosypsihologii. 2006; № 3: 78 - 86.

6. Chulanova O.L. 'Emocional'naya kompetentnost' v upravlenii personalom. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2011; № 16: 135 - 138.

7. Rabotayuschij 'emocional'nyj intellekt v biznese i obrazovanii. Available at: https://drofaventana.ru/upload/iblock/a46/a46cf257f717080c7ddd52206ee410f6.pdf

8. Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Rol' nauchno-issledovatel'skoj raboty v formirovanii «myagkih» kompetencij studentov. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2017; № 4 (41): 366 - 372.

9. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Softskills (myagkie kompetencii bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik VGU. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63 - 68.

10. Brass A.A. Self-marketing kak myagkaya kompetenciya. Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2021: 8 - 12.

11. Bacunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. Koncept. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Available at: https://e-koncept. ru/2018/181018.htm

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya (FGOS VO) po napravleniyu podgotovki 51.04.03 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Available at: http://www.fgosvo.ru/news/21/1651/

Статья поступила в редакцию 26.11.21

УДК 378

Kopaneva O.V., postgraduate, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: zajceva_12@bk.ru

Lesher O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: vlesher@rambler.ru

Antropova L.I., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: alitier@mail.ru

FORMATION OF READINESS FOR COMMUNICATIVE INTERACTION THROUGH THE INCLUSION OF TEACHERS IN THE DEVELOPMENT OF JOINT PROJECTS. The article presents results of a study on the problem of formation of teachers' readiness for communicative interaction in the process of their inclusion in project activities. Currently, the education system is undergoing a transition to federal state educational standards of a new generation, requiring the introduction of new educational learning technologies. The formation of a teacher's readiness for communicative interaction in the process of professional activity is most effectively carried out in conditions that stimulate such interaction. The communicative space of project activity, the involvement of the teacher in the development and implementation of pedagogical projects contributes to the formation of readiness for communicative interaction and the disclosure of their communicative potential. The need to solve this problem in the context of an educational organization is an urgent pedagogical task, both from a theoretical and practical point of view.

Key words: cooperation, project, readiness, formation, communicative, interaction, activity, teacher.

О.В. Копанееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск,

E-mail: zajceva_12@bk.ru

О.В. Лешер, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск,

E-mail: vlesher@rambler.ru

Л.И. Антропова, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»,

г. Магнитогорск, E-mail: alitier@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ

В данной статье представлены результаты исследования по проблеме формирования готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию в процессе включения их в проектную деятельность. В последние годы в системе отечественного образования произошел переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые предполагают применение новых образовательных технологий обучения. Это влечет за собой поиск стимулирующих факторов, влияющих на формирование готовности педагогов к коммуникативному взаимодействию в профессиональной сфере. Одним из таких факторов является коммуникативное пространство проектной деятельности, включенность в разработку и реализацию которых формирует у педагогов профессиональную компетентность и развивает их коммуникативный потенциал.

Ключевые слова: сотрудничество, проект, готовность, формирование, коммуникативный, взаимодействие, деятельность, педагог.

Требования новых образовательных стандартов, внедренных в связи с изменениями самой социально-экономической российского государства, поставили перед современным обществом и проблему профессиональной переподготовки педагогов [1-12]. Ориентация на формирование универсальных компетенций

обучающихся, пришедшая на смену ранее доминирующей в образовательной системе, основанной на механической передаче знаний, привела к необходимости становления нового типа педагога, обладающего высокой мобильностью, ориентированного на демократизацию и гуманизацию педагогического процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.