Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФИЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФИЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКИЕ НАВЫКИ / ПЕДАГОГ ПРОФИЛЬНОГО ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / SOFT SKILLS / HARD SKILLS / TEACHER OF A SPECIALIZED UNIVERSITY / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ADVANCED TRAINING / METACOMPETENCE / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цквитария Татьяна Александровна, Власова Виктория Николаевна, Бутенко Вера Сергеевна, Шатохина Ирина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению вопроса необходимости формирования мягких навыков у преподавателей профильного вуза на примере медицинского университета. Анализируемая идея актуальна в русле обновления федеральных государственных образовательных стандартов, которые формулируют требования к результатам освоения программы специалитета в рамках компетентностного подхода. В частности, требование сформировать такие soft skills, как способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, социальной мобильности, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к толерантности, невозможно выполнить без понимания специфики этих качеств, способов их развития и личной демонстрации и реализации в педагогическом процессе. Педагогическая компетентность преподавателя медицинского вуза, равно как и профессиональная, определяется в русле классификации профессии в системе «человек-человек» и рассматривается как необходимый внутренний баланс коммуникаций индивида в современной образовательной среде, обеспечивающей гуманистический тип отношений. В практике преподавания профильных дисциплин присутствует тенденция смещения акцента профессорско-преподавательского состава в сторону формирования и развития общепрофессиональных и узкопрофессиональных компетенций, так называемых, hard skills. Объясняется этот феномен, отчасти и недостаточностью профессионально-педагогических знаний у преподавателей профильных вузов. Решить выявленную проблему помогут программы повышения квалификации преподавателей по педагогическим направлениям. Авторы считают, что совершенствование системы непрерывного профессионального образования, внедрение новых образовательных практик через реализацию программ повышения квалификации педагогов профильного университета по педагогическим направлениям будут способствовать развитию интеллектуального потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов здравоохранения с сформированными soft skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING SOFT SKILLS OF PEDAGOGICAL PERSONNEL OF PROFILE UNIVERSITY

The article is devoted to the question of the need for the formation of soft skills among teachers of a specialized university using the example of a medical university. The analyzed idea is relevant in line with the updating of federal state educational standards that formulate requirements for the results of mastering a specialty program as part of a competency-based approach. In particular, the requirement to form soft skills such as the ability and willingness to work and communicate in public and private life, to collaborate and resolve conflicts, social mobility, social interaction with society, the team, family, friends, partners, and tolerance is impossible to perform without understanding the specifics of these qualities, the ways of their development and personal demonstration and implementation in the pedagogical process. The pedagogical competence of a teacher at a medical university, as well as professional, is determined in line with the classification of a profession in the person-to-person system and is considered as a necessary internal balance of an individual's communications in a modern educational environment that provides a humanistic type of relationship. In the practice of teaching specialized disciplines, there is a tendency to shift the emphasis of the teaching staff towards the formation and development of general professional and narrow professional competencies, the so-called hard skills. This phenomenon is explained, in part, by the lack of professional and pedagogical knowledge among teachers of specialized universities. Teacher training programs for teachers will help solve the identified problem. The authors believe that improving the system of continuing professional education, introducing new educational practices through the implementation of continuing education programs for teachers of a specialized university in pedagogical areas will contribute to the development of intellectual potential and the training of highly qualified health professionals with established soft skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФИЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 16PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Цквитария Т.А., Власова В.Н., Бутенко В.С., Шатохина И.В. Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tskvitariya Т.А., Vlasova V.N., Butenko V.S., Shatokhina I.V. (2020). Forming soft skills of pedagogical personnel of profile university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 378

ГРНТИ 14.35.07; 14.37.27

Цквитария Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: soiskatel2005@mail.ru

Власова Виктория Николаевна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России», Ростов-на-Дону, Россия

Заведующая кафедрой «Педагогики» Кандидат педагогических наук, доктор философских наук, доцент

E-mail: oip08@mail.ru

Бутенко Вера Сергеевна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России», Ростов-на-Дону, Россия

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: vk15@inbox.ru

Шатохина Ирина Владимировна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Академия психологии и педагогики Доцент кафедры «Начального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: shatohina05@mail.ru

Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса необходимости формирования мягких навыков у преподавателей профильного вуза на примере медицинского университета. Анализируемая идея актуальна в русле обновления федеральных государственных образовательных стандартов, которые формулируют требования к результатам освоения программы специалитета в рамках компетентностного подхода. В частности, требование сформировать такие soft skills, как способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, социальной мобильности, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к толерантности, невозможно выполнить без понимания специфики этих качеств,

https:// mir-nauki. com

способов их развития и личной демонстрации и реализации в педагогическом процессе. Педагогическая компетентность преподавателя медицинского вуза, равно как и профессиональная, определяется в русле классификации профессии в системе «человек-человек» и рассматривается как необходимый внутренний баланс коммуникаций индивида в современной образовательной среде, обеспечивающей гуманистический тип отношений. В практике преподавания профильных дисциплин присутствует тенденция смещения акцента профессорско-преподавательского состава в сторону формирования и развития общепрофессиональных и узкопрофессиональных компетенций, так называемых, hard skills. Объясняется этот феномен, отчасти и недостаточностью профессионально-педагогических знаний у преподавателей профильных вузов. Решить выявленную проблему помогут программы повышения квалификации преподавателей по педагогическим направлениям. Авторы считают, что совершенствование системы непрерывного профессионального образования, внедрение новых образовательных практик через реализацию программ повышения квалификации педагогов профильного университета по педагогическим направлениям будут способствовать развитию интеллектуального потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов здравоохранения с сформированными soft skills.

Ключевые слова: мягкие навыки; педагог профильного вуза; педагогическая компетентность; повышение квалификации; метакомпетенция; компетентностный подход; soft skills; hard skills

Проблема формирования soft skills звучит сегодня в педагогическом сообществе все чаще. Внимание исследователей направлено на изучение проблемы формирования мягких навыков у будущих специалистов. Обсуждаются вопросы использования потенциала социально-гуманитарных наук в формировании мягких навыков обучающихся профильных университетов. Soft skills - мягкие навыки, это навыки, проявление которых трудно отследить, но они позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Они включают универсальные и общекультурные компетенции современного конкурентоспособного члена общества, специалиста. Наиболее часто упоминаемые: коммуникативность, эмоциональный интеллект, перцептивные навыки, умение создавать команды, умения принимать решения.

Актуальность рассматриваемой проблемы продиктована также и существующими сегодня вызовами социума, экономики, профессиональной сферы, которые заставляют остро звучать проблему коммуникации профессиональной, социальной и межличностной. Важным представляется и необходимость формирования и развития soft skills педагогических кадров профильного университета как условие успешного формирования мягких навыков обучающихся.

Цель исследования состоит в изучении проблемы формирования soft skills педагогических кадров профильного университета как условия формирования мягких навыков и творческого потенциала будущих специалистов.

В качестве материалов исследования выступили образовательные стандарты высшего образования, диссертационные исследования, научные публикации, личные наработки авторов статьи в области формирования общекультурных и универсальных компетенций и непрерывного профессионального образования педагогов.

Введение

Материал и методы исследования

Использованы следующие методы исследования: анализ теоретических и нормативно-правовых источников, систематизация материала, анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных публикаций позволил выкристализовать ряд подходов к определению феномена мягких навыков современного человека. Дискурс, развернувшийся в научно-педагогическом сообществе о повышении качества образования через компетентностный подход, разработку компетентностно-ориентированных программ неминуемо вывел на идею о формировании личностных качеств как педагогов, так и обучающихся, которые отражают уровень профессиональной и общей культуры, влияют на формирование опыта практической деятельности, профессионального творчества.

В рамках проекта TUNING исследовались общие и предметно-специализированные компетенции для формирования единой матрицы компетенций современного человека. В результате проведенной работы были определены наборы subject-specific - профессиональные компетенции и generic - общие. В ключе нашего исследования обратим внимание на generic -общие компетенции, в российской интерпретации общекультурные или универсальные компетенции.

В их перечень входят:

• способности к анализу, синтезу и абстрактному мышлению, - способность учиться, - способность решать задачи;

• способность применять знания на практике;

• способность приспосабливаться к новым ситуациям;

• способность к самостоятельной работе и работе в команде;

• способность управлять информацией;

• способность к устному и письменному общению на родном и иностранном языках;

• умения осуществлять межличностное общение и взаимодействие;

• способность к общению с людьми, не сведущими в данной области знаний. Очевидно, что современная компетентностная парадигма затрагивает не только знаниевую сферу, но и личностные качества, сознание и деятельность специалиста [1-3].

Анализируя существующие подходы к трактовке понимания перечня и объема «мягких навыков», дифференцированы некоторые важные, на наш взгляд, компоненты. Первая важная особенность - это идея о том, что эти универсальные поведенческие навыки имеют надпрофессиональный характер, т. е. являются ресурсом каждого человека вне зависимости от специальности профессионала, принадлежности индивида к социальной группе и прочие возможные различия. Вторая, не менее важная характеристика - soft skills используются индивидом и демонстрируются в процессе коммуникации.

Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. рассматривают soft skills как поведенческие навыки, от которых зависит эффективность организации и производительность труда проектной команды. В профессиональной деятельности специфические soft skills помогают смягчить и оптимизировать процесс адаптации в реальной практике после окончания учебного заведения, обеспечивают социальную и

профессиональную мобильность. Развитие гибких поведенческих навыков происходит благодаря профессиональному и повседневному опыту, причем эти навыки играют важную роль как в обычной общественной жизни, так и при выстраивании карьеры в конкретной компании или на производстве. При этом в общении «мягкие» навыки играют двойную роль: с одной стороны, они учат слушать оппонента, с другой - с их помощью человек представляет себя в коллективе, занимает лидирующие позиции [4].

Игумнова О.В. в результате проведенного контент-анализа определяет, что «гибкие» навыки выступают в качестве психологической готовности обучающегося к взрослой жизни. В практике высшего учебного заведения предлагается понимать комплекс навыков, умений и способностей обучающихся, которые формируются на базе «жизненных» навыков, накопленных на предыдущем этапе своего развития, и являются основанием системы надпрофессиональных компетенций, позволяющих реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в межкультурной и межличностной коммуникации [5].

Нам представляется важным и необходимым в реализации понимание, что к soft skills современного специалиста относятся такие социально-коммуникативные навыки, как умение работать в команде, способность осуществлять посреднические функции, умения осуществлять продуктивную и эффективную коммуникацию. Здесь важно подчеркнуть, что у будущих специалистов несомненно формируются и профессиональные компетенции, которые еще именуют как hard skills и они подразделяются на общепрофессиональные и узкоспециальной направленности. Исходя из этого подхода, стоит разобраться, какие особенности присущи коммуникативным навыкам, что содержит коммуникативная компетенция, которую также относят к soft skills.

Общие подходы, существующие в современной литературе, определяют коммуникативную компетентность в качестве одного из ведущих показателей оценки кадров в любой профессиональной области. Особое значение этот показатель приобретает для профессий системы «человек - человек», к которым относится широкий спектр медицинских специальностей.

Эдинбургская Декларация Всемирной Федерации по Медицинскому образованию (1988) установила, что каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице медицинского работника человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения. 1 Разнообразные и многоплановые отношения с пациентами, их родственниками, коллегами по работе предполагают четкое и координированное взаимодействие на основе положительных взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества.

Анализ реальных педагогических ситуаций дает представление, что в процессе обучения у студентов формируется установка на качественное выполнение профессиональных действий, без внимания к значимости коммуникативной компетентности в будущей профессии. Однако ключевым компонентом профессиональной подготовки медицинских кадров, по мнению многих исследователей и представителей практического здравоохранения, является сформированная профессионально-коммуникативная компетентность. Она представляет собой способность к установлению эффективного взаимодействия с субъектами

1 Всемирная ассамблея здравоохранения, 42 сессия. (1989). Эдинбургская декларация о реформе медицинского образования. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/200186 (дата обращения: 12.05.2020).

Страница 4 из 9

16PDMN320

лечебно-профилактического процесса на основе партнерства, взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи.

Коммуникативная компетентность сегодня рассматривается как метакомпетентность, поскольку взаимодействие людей, их взаимоотношения, взаимопонимание, определяются и обеспечиваются векторностью на решение новых задач, готовностью существовать в новых условиях, умением обобщать и ориентироваться на личность. В деятельности специалиста ее связывают с такими профессионально важными качествами, как гуманность, ответственность, толерантность, эмпатийность, диалогичность и др.

Анализ образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки Клиническая медицина и Науки о здоровье и профилактическая медицина показал, что стоит задача перед преподавателями сформировать следующие общекультурные компетенции, относимые к мягким навыкам:

• способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности;

• готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации;

• владение культурой мышления, способность к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу.2

Формирование этих компетенций имеет насущную необходимость для будущего специалиста практического здравоохранения, поскольку выпускников готовят к определенным видам профессиональной деятельности, одной из которых является организационно-управленческая. Именно в этом виде профессиональной деятельности и проявляются soft skills, в частности и коммуникативные навыки.

Исходя из того, что обучение двусторонний процесс и, соответственно, приобретение, формирование и развитие компетенций также носит двусторонний характер. Обучающийся приобретает, осваивает новые жизненные навыки, те самые soft skills или совершенствует уже имеющиеся. Педагог, как непосредственный организатор и участник этих процессов, несомненно, должен в первую очередь обладать формируемыми мягкими навыками и, конечно, совершенствовать их. Однако, в профильном университете всегда существует тенденция смещения внимания профессорско-преподавательского состава в сторону формирования и развития общепрофессиональных и узкопрофессиональных компетенций (hard skills).

Анализируя вузовскую практику, Яркова Т.А. и Черкасова И.И. выявили, что преподаватели уделяют недостаточно внимания формированию мягких навыков, сосредотачиваясь на внутрипредметных знаниях, умениях, т. е. на формировании профессиональных компетенций. Только 19 % преподавателей акцентируют внимание на включении в содержание занятий заданий для обучающихся на развитие soft skills. В то же время, осознание важности мягких жизненных навыков со стороны преподавателя и востребованность таких навыков со стороны студентов присутствуют, но при этом всего 27 % преподавателей используют технологии и приемы активного и интерактивного обучения в работе со студентами [6]. В качестве причин авторы выдвигают преобладание трансляционной

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/320501_C_15062018.pdf.

https:// mir-nauki. com

(лекционно-семинарской) модели обучения, которая характеризуется ограниченными возможностями для приобретения опыта реализации и предъявления soft skills в различных ситуациях взаимодействия.

Нагимова Н.И., Багаутдинов Р.Р., Фахретдинова М.А. исследуют роль и значение soft skills - компетенций в профессиональном развитии молодого педагога профессиональной образовательной организации. В результате опросов и анкетирования авторам удалось выявить, существует противоречие между пониманием ценности и значимости для профессионального развития обучающихся формирования мягких навыков и недостаточностью условий их формирования. Связывают это с отсутствием доступных специализированных курсов и тренингов для педагогов и проблемой мониторинга и оценки их развития [7].

Проанализировав результаты, полученные педагогами-исследователями, собственный практический опыт преподавания и общения с педагогами университета, преподающими профильные дисциплины, мы пришли к выводу, что необходимым условием формирования soft skills обучающихся выступает готовность и способность педагога демонстрировать владение мягкими жизненными навыками и создавать условие для их формирования у обучающихся. Выявленные факты подтверждают необходимость организации в вузе целенаправленной работы по совершенствованию soft skills педагогов.

В качестве варианта формирования и совершенствования soft skills педагогических кадров мы предлагаем тематическое повышение квалификации преподавателей профильных дисциплин. Такой подход будет актуален в русле требований современного общества, которые предъявляются к конкурентоспособной личности, в части необходимости обновлять свои компетенции на протяжении всей жизни. Сегодня повышение квалификации специалистов рассматривается как равноправная и необходимая составная часть координированной, но дифференцированной системы образования в соответствии с принципами непрерывного образования и обучения [8]. При этом, в качестве тематического повышения квалификации предлагаем осуществлять педагогическую подготовку преподавателей профильного вуза из-за отсутствия у этой категории профессорско-преподавательского состава базового педагогического образования и, в связи с этим, недостаточности знаний и навыков организации образовательной деятельности с акцентом на формирование soft skills студентов.

Мы исходим из позиций, что насущной необходимостью реальной практики сегодня (и всегда) выдвигается педагогическая подготовка преподавателей профильных вузов. Педагогические знания помогают преподавателю организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями стандарта, потребностями обучающихся не только в специальных профессиональных знаниях и навыках, а также реализовать в полной мере профессиональные функции преподавателя. Профессиональные педагогические функции преподавателя вуза складываются из демонстрации и реализации следующих компетенций: компетенции в области научно-исследовательской работы, предметно-профессиональной подготовки и педагогической компетенции.

Анализ литературы по заявленной проблеме, существующей практики последипломного образования в профильных вузах, а также опыт практической деятельности позволяют констатировать наличие широкого спектра предложений и программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей вузов в части узкопрофессиональных вопросов и ограниченное внимание к программам по педагогической подготовке преподавателей [9].

Специфика рассматриваемой проблемы состоит в том, что профессиональный профиль педагогических кадров, в нашем случае, является медицинским. Крайне важным и необходимым для педагогов-врачей является повышение квалификации, аттестации и

сертификации по специальностям фармации, клинической медицины, науки о здоровье и профилактической медицины. При университете создан и функционирует факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, на котором успешно реализуются вышеперечисленные программы. Понимая насущную необходимость в педагогических знаниях преподавателей, на факультете открылись программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава всех специальностей по педагогическим направлениям. В университете это педагогическое направление последипломного образования реализует кафедра педагогики [9].

С ориентацией на вызовы реальной практики, на запросы преподавателей, в качестве приоритетных направлений деятельности на кафедре педагогики реализованы следующие направления:

• психолого-педагогическая подготовка профессорско-преподавательского состава вуза через изучение современных технологий обучения в высшей медицинской школе;

• обогащение преподавательского опыта педагогов профильных дисциплин.

На курсах повышения квалификации профессорско-преподавательскому составу предлагаются программы по следующим темам: «Психолого-педагогические и методические основы организации и контроля учебной деятельности по программам ВО», «Психология развития личности», «Актуальные вопросы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности в вузе», «Технологии профессионально-ориентированного обучения». Обучение на курсах позволяет педагогам приобретать новые и совершенствовать уже имеющиеся компетенции. Например, такие как:

• способность использовать современные знания в области организации воспитательной и педагогической деятельности;

• способность проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности студентов;

• способность проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе, инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности.

Выводы или заключение

Подводя итоги обсуждения проблемы формирования soft skills субъектов образовательного процесса, стоит отметить, что насущность вопроса о совершенствовании профессионально-педагогической подготовки педагогических кадров профильного вуза определяется обсуждением в научных кругах проекта профессионального стандарта профессорско-преподавательского состава вуза. В этом документе изложены требования к квалификации и компетенциям преподавателя учебного заведения, расширяющие границы академической свободы педагога, и, одновременно, повышающие его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Таким образом, изучая проблему формирования и развития мягких навыков у педагогических кадров профильного университета, определяем в качестве условия эффективности реализации требований стандартов высшего образования в части формирования универсальных, общекультурных компетенций, совершенствование педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 211 с.

2. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. М.: Издательство Юрайт, 2019. - 315 с.

3. Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А. Компетентностный подход и непрерывность как базовые императивы модернизации современного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 305309.

4. Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4 (53). С. 20-25.

5. Игумнова О.В. «Жизненные» и «гибкие» навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 4 (8). С. 25-38.

6. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.

7. Нагимова Н.И., Багаутдинов Р.Р., Фахретдинова М.А. Развитие soft skills -компетенций молодого педагога профессиональной образовательной организации: роль и значение в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2.; DOI: 10.17513/spno.29759 URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29759 (дата обращения: 12.05.2020).

8. Tskhvitaria T.A., Vlasova V.N., Tairova N.Y. Training and education of adults as an imperative of modern international politics in education // Modern European Researches. 2017. № 4. С. 125-127.

9. Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Роль факультета повышения квалификации медицинского университета в педагогической подготовке преподавателей // Мир науки. 2017. Т. 5. № 5. С. 38.

Tskvitariya Tatyana Аlexandrovna

Rostov state medical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: soiskatel2005@mail.ru

Vlasova Victoria Nikolaevna

Rostov state medical university, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: oip08@mail.ru

Butenko Vera Sergeevna

Rostov state medical university, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: vk15@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shatokhina Irina Vladimirovna

South federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: shatohina05@mail.ru

Forming soft skills of pedagogical personnel of profile university

Abstract. The article is devoted to the question of the need for the formation of soft skills among teachers of a specialized university using the example of a medical university. The analyzed idea is relevant in line with the updating of federal state educational standards that formulate requirements for the results of mastering a specialty program as part of a competency-based approach. In particular, the requirement to form soft skills such as the ability and willingness to work and communicate in public and private life, to collaborate and resolve conflicts, social mobility, social interaction with society, the team, family, friends, partners, and tolerance is impossible to perform without understanding the specifics of these qualities, the ways of their development and personal demonstration and implementation in the pedagogical process. The pedagogical competence of a teacher at a medical university, as well as professional, is determined in line with the classification of a profession in the person-to-person system and is considered as a necessary internal balance of an individual's communications in a modern educational environment that provides a humanistic type of relationship. In the practice of teaching specialized disciplines, there is a tendency to shift the emphasis of the teaching staff towards the formation and development of general professional and narrow professional competencies, the so-called hard skills. This phenomenon is explained, in part, by the lack of professional and pedagogical knowledge among teachers of specialized universities. Teacher training programs for teachers will help solve the identified problem. The authors believe that improving the system of continuing professional education, introducing new educational practices through the implementation of continuing education programs for teachers of a specialized university in pedagogical areas will contribute to the development of intellectual potential and the training of highly qualified health professionals with established soft skills.

Keywords: teacher of a specialized university; pedagogical competence; advanced training; metacompetence; competency-based approach; soft skills; hard skills

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.