Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / HARD SKILLS / SOFT SKILLS / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагаева Елена Александровна

Постоянно растущая конкуренция во всех сферах экономики предъявляет особые требования к качеству образования, которое играет ключевую роль в переходе к инновационной экономике, «экономике знаний». Экономика знаний формирует запрос на создание таких образовательных систем, которые способны обеспечить экономику страны высококвалифицированными специалистами, обладающими развитыми профессиональными, «твердыми» навыками (hard skills) и универсальными, так называемыми «мягкими» навыками (soft skills). В последние годы особую актуальность представляет исследование факторов, способствующих развитию soft skills выпускников вузов. В статье рассматриваются условия и возможности совершенствования «мягких» навыков студентов в образовательной среде вуза. В качестве одного из действенных инструментов развития soft skills студентов обосновываются интерактивные методы обучения. Особое внимание в статье уделяется дискуссии и правилам ее проведения, соблюдение которых может существенно повысить эффективность данной технологии развития softskills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дагаева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Е.А. ДАГАЕВА

Кандидат социологических наук Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS СТУДЕНТОВ ВУЗА

Постоянно растущая конкуренция во всех сферах экономики предъявляет особые требования к качеству образования, которое играет ключевую роль в переходе к инновационной экономике, «экономике знаний». Экономика знаний формирует запрос на создание таких образовательных систем, которые способны обеспечить экономику страны высококвалифицированными специалистами, обладающими развитыми профессиональными, «твердыми» навыками (hard skills) и универсальными, так называемыми «мягкими» навыками (soft skills). В последние годы особую актуальность

представляет исследование факторов, способствующих развитию soft skills выпускников вузов. В статье рассматриваются условия и возможности совершенствования «мягких» навыков студентов в образовательной среде вуза. В качестве одного из действенных инструментов развития soft skills студентов обосновываются интерактивные методы обучения. Особое внимание в статье уделяется дискуссии и правилам ее проведения, соблюдение которых может существенно повысить эффективность данной технологии развития soft skills.

Инновационная экономика, экономика знаний, hard skills, soft skills, качество подготовки специалиста, конкурентоспособность выпускника вуза, интерактивные методы обучения, дискуссия. Тематический рубрикатор e-Library: 378

Инновационная экономика, «экономика знаний» - это экономика, ключевыми факторами развития которой являются знания и человеческий капитал. Процесс развития инновационной экономики заключается в перманентном повышении качества человеческого капитала, росте качества жизни, а также в производстве знаний, инноваций и высококачественных услуг [1].

Как справедливо указывает Л.А. Беляева, «знания, навыки, умения, соответствующие современным достижениям во всех сферах человеческой деятельности, определяют успешность развития страны, отдельного региона и самого человека» [2, с. 103]. Исходя из этого, институт образования является приоритетным сектором инновационной экономики.

Образование в контексте анализируемой проблемы представляет собой единство преподавания, качество которого зависит от квалификации профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы, технологий и методов образования, и обучения - освоения знаний, умений и навыков поведения, во многом определяемого составом учащихся, их предварительной подготовкой, способностями и мотивами обучения [3].

Исследователи отмечают, что экономика инновационного общества, основанного на знаниях, требует инновационных образовательных систем, способных обеспечить ее высококвалифицированными специалистами, для которых не составляет большого труда перманентно адаптироваться к социальным и экономическим изменениям [4].

Перед высшей школой стоит задача подготовить выпускников, способных:

- самостоятельно приобретать знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действитель-

ности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

- четко сознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- делать аргументированные выводы, применять их для выполнения и решения новых проблем;

- максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять личным временем, течением своей жизни;

- гибко адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам [5, с. 237].

Согласно результатам ряда исследований, проведенных в России и за рубежом, для успешной адаптации к реалиям инновационной экономики профессиональных навыков (hard skills) уже недостаточно, современные работодатели все чаще обращают внимание на развитие так называемых «мягких» (гибких) компетенций - soft skills, именно они играют определяющую роль в профессиональной адаптации выпускника вуза [6-12].

Сегодня качество подготовки выпускника и его конкурентоспособность определяются не только степенью овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками (hard skills), но и так называемыми «гибкими» навыками (soft skills). Исходя из этого, прямой задачей вуза является обеспечение условий и возможностей для развития данных навыков с опорой на мониторинг запросов работодателей.

Цель данной статьи - рассмотреть технологии развития и совершенствования «мягких» навыков студентов в период обучения в вузе как критерий качества подготовки выпускника.

Soft skills представляют собой широкий набор навыков, компетенций, поведения, отношения и личных качеств, которые позволяют эффективно

ориентироваться в своей среде, плодотворно сотрудничать и достигать своих целей [13].

В рамках анализируемой проблемы под soft skills мы будем понимать «совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций» [14, с. 359].

К их числу относятся умение системно мыслить; способность к постановке цели и выбору пути ее достижения; способность правильно определять и устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста; управлять собой и своим временем; эффективно работать и взаимодействовать в команде; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; готовность проявить лидерские качества, быть стрессоустойчивым и др.

Анализ успешного опыта зарубежных и отечественных вузов показывает, что арсенал инструментов развития soft skills студентов достаточно широк. К ним следует отнести проблемно-ориентированный метод обучения и проектно-организованное обучение студентов в команде [15], стажировки на предприятиях и в компаниях [16], волонтерскую деятельность [17], практический опыт работы в студенческом городке и в вузе, участие в профессионально-ориентированных мероприятиях (тематических школах, международных проектах и др.) [18-19].

Ключом к успеху в развитии soft skills студентов, а следовательно, к повышению их конкурентоспособности является формирование особой образовательной среды вуза, позволяющей обеспечить реализацию и поддержку совершенствования данных навыков на практике, начиная с первого курса.

К числу наиболее эффективных и снискавших признание экспертов инструментов развития soft skills в зарубежных вузах, а в последнее время и в отечественных, следует отнести интерактивные методы обучения. Это те методы, которые стимулируют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования [20]. Данные методы обучения позволяют развивать «мягкие» навыки, моделируя на учебных занятиях конкретные практические ситуации, с которыми студенты могут столкнуться в реальной профессиональной деятельности.

К интерактивным методам обучения традиционно относятся дискуссия, кейс-стади (метод конкретных ситуаций), ролевая и деловая игра. В данной статье мы рассмотрим возможности такого метода, как дискуссия, в контексте развития «мягких» навыков студентов.

Дискуссия - это метод организации учебного процесса с применением группового обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений ее участниками.

Дискуссию можно рассматривать, с одной стороны, как метод интерактивного обучения, а с другой -

как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д. [21].

Дискуссия развивает следующие умения обучающихся:

• коммуникативные: слушать и слышать партнера по общению; формулировать вопросы; аргументированно высказывать собственную точку зрения, защищать ее; говорить убедительно, отвечать на контраргументы оппонентов; учитывать альтернативную точку зрения;

• аналитические: умение работать с информацией (анализировать и классифицировать, выделять существенную и второстепенную информацию); самостоятельно формулировать задачи; обосновывать собственные суждения; выявлять причины и прогнозировать последствия тех или иных действий; мыслить ясно и логично;

• навыки презентации: публично представить интеллектуальный продукт, рекламировать его, показать достоинства и возможные направления эффективного использования;

• практического применения теоретических знаний: умение оперировать терминами, ключевыми понятиями; использовать теорию, методы и принципы на практике;

• творческие: генерации альтернативных решений задачи;

• работы в команде: возможность работы группы в едином проблемном поле, навыки и умения продуктивного сотрудничества [21].

Таким образом, мы видим, что групповая дискуссия развивает целый ряд «мягких» навыков и способствует формированию личности, способной к колла-борации, кооперации и конструктивному общению.

Несмотря на кажущуюся легкость использования данного метода, в нем содержится немало «подводных камней»: опасность выхода за рамки обозначенной темы; нарушение регламента; пассивность/чрезмерная активность отдельных участников; столкновение разных точек зрения и вследствие этого рост эмоциональной напряженности в группе.

В рамках данной статьи хотелось бы поделиться накопленным опытом проведения дискуссий, рассказать о том, как избежать распространенных ошибок и извлечь из данного метода максимум пользы.

Проблема № 1 групповой дискуссии - это нарушение культуры и этики коммуникации.

В особенности эта проблема характерна для проведения групповых дискуссий со студентами младших курсов. Эмоционально-волевой контроль еще недостаточно высокий, стремление высказаться выливается в перебивание, шум и гвалт в аудитории. Также дискуссия рискует зайти в тупик в случае нарушения этики.

Для преподавателя представляется важным постоянно отслеживать, на каком уровне проходит дискуссия. Его задача - добиться ее продуктивности, не позволив группе впасть в крайность - спорить о мнениях или о ценностях. Для этого вводятся правила, идея которых сводится к следующему: выслушиваем друг друга, не перебиваем, относимся с уважением к мнениям друг друга. В авторской интерпретации эти правила носят название «Одна волна в эфире» и «Взаимное уважение», соответственно.

Также решением данной проблемы в больших аудиториях (численностью более 12 человек) может быть применение структурированных форм групповой дискуссии, где вначале происходит дискуссия в микрогруппах, а затем уже осуществляется переход к общегрупповому взаимодействию.

Проблема №2 - уход от темы, подмена цели дискуссии.

Решением данной проблемы может послужить заранее подготовленный модератором приблизительный эскиз темы. Он должен устанавливать пределы дискуссии: какие области будут включены, какие вопросы не будут затронуты; конкретизировать цель дискуссии, заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон; предоставлять любую дополнительную информацию, которая поможет «встроить» тему дискуссии в общий контекст; содержать ряд основных вопросов, чтобы контролировать дискуссию и обеспечивать ее направление и стимуляцию на случай, если она начнет ослабевать.

В свою очередь, четкое обозначение темы, цели групповой дискуссии и их обязательная фиксация на доске также помогают избежать возникновения обозначенной выше проблемы, а также принятие и соблюдение правила «Концентрация на теме и цели».

Бич групповой дискуссии, а также ее проблема №3, пассивность дискутантов.

Как показывает практика, в группе численностью более 8 человек практически всегда найдется «балласт» в виде немотивированных к обсуждению участников.

Принятие правила активности или, как это звучит в авторской интерпретации, «Личный вклад каждого» частично помогает справиться с данной проблемой. Но еще более эффективным ее решение будет в том случае, если в группе заранее распределены роли либо задачи, которые изначально ставят участников дискуссии в активную позицию: отстаивать какое-либо мнение, излагать определенную точку зрения. Это такие виды дискуссий, как ролевая и ее разновидность - «мыслительные шапки», мини-конференция и некоторые другие.

Проблема №4 - неструктурированность дискуссии, потеря контроля над происходящим «лечится» соблюдением алгоритма проведения дискуссии.

Еще одна из наиболее часто встречающихся сложностей - бездоказательность утверждений, используемых участниками дискуссии.

Как правило, это характерно для младших курсов. Дискуссия станет более продуктивной, если от спора

о мнениях группа перейдет к высказыванию подкрепленных аргументами суждений. Существует необходимость в принятии и соблюдении правила аргументированности.

Подводя итоги, выделим опорные моменты, соблюдение которых может существенно повысить эффективность дискуссии как метода обучения и технологии развития универсальных компетенций.

• Принятие правил взаимодействия до начала дискуссии и соблюдение их каждым из участников.

• Информированность и подготовленность обучающихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений.

• Конструктивность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента.

• Установление регламента выступления участников.

• Полная включенность группы в дискуссию, активное участие каждого дискутанта в ней. Мощным средством повышения качества проводимых дискуссий может стать видеоанализ уже проведенной дискуссии. Наш опыт показывает, что применение видеонанализа как в учебных, так и в тренинговых группах способствует росту мотивации участников к использованию установленных правил и конструктивному поведению в целом.

Итак, поскольку новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, развитие не только профессиональных, но и универсальных компетенций, в данном контексте представляется особенно плодотворным использование в системе высшего образования интерактивных методов обучения. Одним из наиболее действенных методов развития «мягких» навыков студентов является дискуссия. Как было показано выше, данная технология развивает комплекс умений, овладение которыми способствует формированию и совершенствованию soft skills выпускника, а следовательно, усиливает его конкурентоспособность на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева С.А. Экономика знаний и человеческий капитал/ С.А. Алексеева // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму: материалы научно-методического межвузовского семинара 11 ноября 2009 г. - М.: МГИМО-Университет, 2010.

2. Беляева Л.А. Культурный капитал в социальном пространстве современной России как фактор модернизации страны/ Л.А. Беляева // Вестник российского гуманитарного научного фонда. -2013. - № 4 (73). - С. 103-113.

3. Бляхман Л.С., Чернова Е.Г. Образовательная политика в условиях перехода России к инновационной экономике/ Л.С. Бляхман, Е.Г. Чернова // Экономика образования. - 2014. - №3. - С. 62-72.

4. Драчук П.Э. Роль образования в создании инновационной экономики/ П.Э. Драчук // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №1(12). - Т.1. - С.70-75.

5. Реунова М.А. Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета/

М.А. Реунова // Вестник ОГУ. - 2012. - №2. - С. 237-242.

6. Доклад BCG «Россия 2025: от кадров к талантам» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline _web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

7. Future Work Skills 2020 Report [SR-1382A]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_ future_work_skills_sm.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

8. Ananiadou K., Claro M. 21st century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. OECD education working papers. Paris: OECD Publishing, 2009. 33 p. Doi: 10.1787/ 218525261154

9. Global Evaluation of Life Skills Education Programmes Final Report United Nations Children's Fund, New York, United Nations Children's Fund Three United Nations Plaza New York, New York 10017, 2012. 150 p. [Электронный ресурс].- URL: https://www.unicef.org/evaldatabase/files/UNICEF_ GLS_Web.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

10. Rychen D.S. Developing key competencies in education: some lessons from international and national experience. Paris: International bureau of education, 2004. 80 p.

11. Вильчинская М.А., Волохова Г.С. Конкурентоспособность выпускников глазами работодателей/ М.А. Вильчинская, Г.С. Волохова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2017. - №4. - С.41-48.

12. Коноплянский Д.А. Требования рынка труда к подготовке конкурентоспособных выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 3. - С. 20-25.

13. Child Trends. Workforce connections: Key soft skills that foster youth workforce success [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.childtrends. org/wp-content/uploads/2015/06/2015 -24WFCSoft Skills1.pdf / (дата обращения: 01.11.2019).

14. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских

университетов в контексте мирового опыта/ Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - Т. 15. - №3. -С. 350-363.

15. Чучалин А.И., Минин М.Г., Кулюкина Е.С. Опыт формирования профессиональных и универсальных компетенций выпускников инженерных программ в зарубежных вузах/ А.И. Чучалин, М.Г. Минин, Е.С. Кулюкина // Высшее образование в России. - 2010. - №10. - С. 105-115.

16. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики/ И.Ю. Тарханова // Социально-политические исследования. - 2019. -№ 1. - С. 110-118.

17. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности/ М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян // Высшее образование в России. - 2018. - №2(220). -С. 103-113.

18. Далибожко А., Герман М., Краковецкая И. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus/ А. Далибожко, М. Герман, И. Краковецкая // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2018. - № 1. - С. 57-74.

19. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов/ А.С. Патлина, Е.Д. Попова // Педагогический имидж. - 2017. - № 2(35). -С. 94-103.

20. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

21. Сорокина О.В., Литовченко Е.А. Внеучебная деятельность как ресурс развития личностных компетенций студентов/ О.В. Сорокина, Е.А. Литовченко. - Омск: изд-во: ОГПУ, 2010. - 56 с.

© Елена Александровна Дагаева, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.