Научная статья на тему 'Развитие навыков и компетенций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе'

Развитие навыков и компетенций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАВЫКИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SOFT SKILLS / ДИАЛОГ / ПРОЕКТ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SKILLS / CRITICAL THINKING / DIALOGUE / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Галина Николаевна

Данная статья посвящена вопросам формирования у будущих выпускников навыков и компетенций в процессе изучения иностранного языка в университете. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, у выпускников вузов должен быть сформирован ряд универсальных компетенций. В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов коммуникативной компетенции, умений критического мышления, а также soft skills. На практических занятиях по иностранному языку осуществляется целенаправленное развитие компетенций и навыков, закладывающих основу успеха будущих выпускников в профессиональной деятельности. Показаны способы формирования у студентов данных компетенций. Формирование коммуникативной компетенции осуществляется на основе смоделированных ситуаций общения, специально подобранной системы упражнений, отработки навыка публичного выступления, ведения диалога в профессиональной среде, участия в дискуссии и деловых переговорах. Отмечена важность развития у студентов навыков критического мышления, связанных с необходимостью поиска, анализа и отбора нужной информации для решения повседневных и профессиональных задач. Данные навыки развиваются у студентов в процессе изучения устных тем, отбора материала для внеаудиторного чтения и написания эссе, участия в ролевой игре, проектной деятельности, применения кейс-технологии. Наряду с профессиональными знаниями и навыками (hard skills) выпускник вуза должен обладать социально-психологическими навыками (soft skills), направленными на формирование успешности в выбранной профессии. Развитие soft skills происходит взаимосвязанно с формированием умений критического мышления, через коллективный способ обучения, работу в парах и малых группах, ролевую игру, проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FUTURE GRADUATES’ SKILLS AND COMPETENCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT UNIVERSITY

The present article is devoted to the issues of development of future graduates’ skills and competencies in the process of foreign language learning at university. According to the Federal State Educational Standard for Higher Education, a number of universal competencies should be formed for university graduates. The article discusses the formation of students' communicative competence, critical thinking skills, as well as soft skills. The purposeful development of competencies and skills is carried out at practical classes in a foreign language, which lays the foundation for the future graduates’ success in professional activities. The methods of developing such competencies are shown. The formation of communicative competence is based on communication situations designed for a specific purpose, a specially selected system of exercises, development of public speaking skills, making up dialogues in a professional environment, participation in discussions and business negotiations. The importance of developing critical thinking skills in students is noted. These skills are necessary for searching, analyzing and selecting information for solving everyday and professional problems. Critical thinking skills are developed in the process of studying topics for discussion, selecting material for individual reading and essay writing, participating in role plays, project activities, and using case technology. Along with the professional knowledge and skills (hard skills), a university graduate must develop socio-psychological skills (soft skills) aimed at achieving success in the chosen profession. The development of soft skills is interconnected with the formation of critical thinking skills through a collective way of learning, working in pairs and small groups, role plays, and projects.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков и компетенций будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе»

УДК 378.147

Иванова Галина Николаевна

Старший преподаватель кафедры английского языка

и межкультурной коммуникации, Пермский государственный

национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Тел.: 8(342)2396350

E-mail: department.english@yandex.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Данная статья посвящена вопросам формирования у будущих выпускников навыков и компетенций в процессе изучения иностранного языка в университете. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, у выпускников вузов должен быть сформирован ряд универсальных компетенций. В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов коммуникативной компетенции, умений критического мышления, а также soft skills. На практических занятиях по иностранному языку осуществляется целенаправленное развитие компетенций и навыков, закладывающих основу успеха будущих выпускников в профессиональной деятельности. Показаны способы формирования у студентов данных компетенций. Формирование коммуникативной компетенции осуществляется на основе смоделированных ситуаций общения, специально подобранной системы упражнений, отработки навыка публичного выступления, ведения диалога в профессиональной среде, участия в дискуссии и деловых переговорах. Отмечена важность развития у студентов навыков критического мышления, связанных с необходимостью поиска, анализа и отбора нужной информации для решения повседневных и профессиональных задач. Данные навыки развиваются у студентов в процессе изучения устных тем, отбора материала для внеаудиторного чтения и написания эссе, участия в ролевой игре, проектной деятельности, применения кейс-технологии. Наряду с профессиональными знаниями и навыками (hard skills) выпускник вуза должен обладать социально-психологическими навыками (soft skills), направленными на формирование успешности в выбранной профессии. Развитие soft skills происходит взаимосвязанно с формированием умений критического мышления, через коллективный способ обучения, работу в парах и малых группах, ролевую игру, проект.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, навыки, критическое мышление, soft skills, диалог, проект.

Введение

В процессе обновления содержания высшего образования одной из основных целей обучения является формирование у студентов ключевых компетенций. У выпускников должны быть сформированы такие универсальные компетенции как коммуникация (УК-4), предполагающая способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на родном и иностранном языках; системное и критическое мышление, направленное на развитие умений поиска, критического анализа и синтеза информации для решения поставленных задач (УК-1); самоорганизация и саморазвитие, направленные на формирование умений управлять своим временем, выстраивать траекторию саморазвития (УК-6) и другие [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования].

В современном виде выпускники вузов должны постоянно развивать компетенции для того, чтобы грамотно использовать знания и навыки в профессиональной деятельности, достигать намеченные цели и быть востребованными на рынке труда. Для того, чтобы выпускник вуза состоялся как профессионал, он должен обладать не только объёмом специальных знаний и навыков (hard skills), но и социально-психологическими навыками (soft skills), необходимыми человеку в большинстве жизненных ситуаций, таких как эффективное взаимодействие с другими людьми, управление личным развитием, умение убеждать и другими. Не только исследователи, но и руководители крупных компаний отмечают возрастающую роль soft skills в профессиональной успешности выпускника вуза. Работодатели отмечают, что для компаний важны сотрудники с большим набором социально-поведенческих и когнитивных навыков, однако далеко не каждый специалист ими обладает. Следовательно, существует необходимость в развитии таких навыков в процессе обучения в университете.

Необходимо также отметить важность развития навыков критического мышления у студентов, поскольку в современном информационном обществе умения обучающихся находить, анализировать и отбирать информацию для решения повседневных и профессиональных задач, осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, являются одними из важнейших умений, необходимых человеку для успешной работы в избранной профессии.

В данной статье будут рассмотрены вопросы формирования коммуникативной компетенции студентов-магистров в процессе изучения английского языка на неязыковых факультетах Пермского государственного национального исследовательского университета. Будут также рассмотрены вопросы формирования soft skills и навыков критического мышления у студентов.

Основная часть

Одной из задач дисциплины «Иностранный язык» в университете является формирование у студентов коммуникативной компетенции, которая позволяет использовать английский язык в повседневной жизни, в профессиональной деятельности, а также для целей самообразования. Коммуникативная компетенция при этом рассматривается как

умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями и задачами общения. Языковой материал выступает средством реализации языкового общения.

Эффективность коммуникативного обучения доказана длительным практическим применением как в России, так и за рубежом.

Такие учёные, как Е. А. Пассов [Пассов, 1989, с. 45], Г. А. Китайгородская [Китайгородская, 1996, с. 80-83], С. Брумфит [Брумфит, 1984, с. 8] и другие, активно изучали теоретические и практические аспекты коммуникативного обучения. «Коммуникативное обучение предполагает построение процесса обучения как модели процесса общения: весь процесс общения - это фактически непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций» [Пассов, 1989, с. 45].

В задачи дисциплины «Устная иноязычная коммуникация в академической и профессиональной среде», изучаемой студентами-магистрами физических и химических специальностей университета, входило освоение таких тем как «Подготовка к публичному выступлению на иностранном языке», «Обсуждение проблемы исследования на иностранном языке», «Обсуждение цели и методов исследования на иностранном языке», «Основы ведения переговоров на иностранном языке». Отбор языкового материала происходил в рамках изучения данных тем. С этой целью студенты совершенствовали такие навыки, как выступление с презентацией, ведение диалога в профессиональной среде, реферирование научной статьи из англоязычных источников, выступление в роли участника дискуссии или деловых переговоров.

Иноязычное научное общение представляет собой коммуникативную деятельность со своей спецификой как по форме, так и по содержанию. Оно является частью научной деятельности исследователей, направленной на развитие науки и установление взаимопонимания между учёными разных стран. Такая коммуникативная деятельность осуществляется в письменном или устном виде (диалоги, монологи, доклады, презентации). Исходя из этого, на практических занятиях по английскому языку нами была подобрана система упражнений, стимулирующая мыслительную деятельность обучаемых и позволяющая отказаться от механического заучивания слов и выражений.

Лексика и грамматика отрабатывались в действии, в реальных или смоделированных коммуникативных актах. Навыки и умения всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, перевод, письмо) прорабатывались одновременно, исходя из их взаимосвязанного функционирования в современном научном общении. Студенты обучались творческому отношению к изучаемому материалу: выражению своего мнения по прочитанному, логическому обоснованию и отстаиванию своей точки зрения и так далее.

В начале такого занятия, на этапе Warming-up обычно проводится дискуссия, направленная на активизацию мыслительной деятельности обучаемых. Студенты заполняют таблицы с использованием связанных с темой понятий, отвечают на вопросы для выяснения исходных знаний по данной теме, обсуждают задания в парах и малых группах.

Далее при работе с текстом для чтения студенты выполняют предтекстовые и послетекстовые упражнения: найти необходимую информацию; сопоставить термины и их

определения; найти синонимы или антонимы. Ряд упражнений направлен на дальнейшее развитие логического мышления, например, сравнение различных определений одного и того же понятия, обоснование выбора лучшего из них, критическое осмысление услышанного или прочитанного, решение проблемных задач.

Студенты предварительно изучали конструкции и клише для ведения диалога и монолога, для участия в «переговорном процессе», и, как показали результаты обучения, составленные ими диалоги в полном объёме соответствовали требованиям освоения дисциплины, включали профессиональную лексику в необходимом количестве, изученные выражения умело применялись при проведении смоделированных деловых переговоров.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции студентов-магистров на занятиях по иностранному языку осуществляется посредством специально подобранной системы упражнений, отработки навыков публичного выступления, ведения диалога в профессиональной среде, выступления в роли участника дискуссии или деловых переговоров.

Обратимся к рассмотрению вопроса о развитии критического мышления в процессе изучения иностранного языка.

Проблема развития мышления при обучении иностранному языку актуальна на всех уровнях образования. Логическое мышление предполагает умения анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других мыслительных операций, однако если обучающийся ими не владеет, невозможно научить его рассуждать, доказывать свою правоту, делать выводы. Данные операции обеспечивают глубокое и прочное усвоение научных знаний и создают необходимые условия для перехода на более высокий уровень мышления (вплоть до творческого).

Хотя способность критически мыслить была важна во все времена, тем, кто живет в XXI в., без неё просто не обойтись. Решения, которые люди принимают как частные лица и как члены общества, приводят к гармоничному или дисгармоничному развитию их семейных и социальных связей, напрямую касаются решения вопросов экономики и сохранения природной среды. Представители целого ряда стран признали, что мировое сообщество развивается стремительными темпами и потребность в гражданах, способных мыслить критически, является насущной для всех государств.

В учебных заведениях, по сложившейся практике, требовали, чтобы студенты выучивали, запоминали, анализировали факты, но не показывали им, как это следует делать. Подразумевалось, что взрослые студенты уже умеют мыслить. Исследования продемонстрировали, что это предположение не оправдалось на практике, ибо психологи обнаружили, что только 25 % студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления [Иванова, 2013, с. 14-15]. В процессе преподавания иностранного языка в университете осуществляется целенаправленное развитие навыков критического мышления у студентов. При изучении устных тем, написании эссе, подборе материала для внеаудиторного чтения применяются задания, направленные на оценку восприятия информации, развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать изучаемые реалии.

При развитии навыков чтения (с выборочным извлечением информации, пониманием основного содержания) «целью учебно-исследовательской деятельности бакалавра на I курсе является научиться читать научный текст, научиться видеть новое, анализировать содержание, обобщать полученную информацию, дать оценку прочитанному, выстроить аргументы, фиксировать результаты работы с текстом в виде плана или резюме» [Шеина, 2018, с. 146].

При обучении студентов написанию эссе с приведением аргументов «за» и «против» изучается структура задания, основные правила написания эссе, критерии оценивания, а также план оценки аргументации. При работе над текстом эссе студентам рекомендовано учитывать следующее [Халперн, 2000, с. 238]: Четко ли сформулированы введение и заключение? Связан ли с заключением материал, включенный в текст? Убедительна ли аргументация? Представлены ли альтернативные точки зрения и контраргументы? Удачны ли формулировки с точки зрения грамматики и стилистики?

Опыт показывает, что предварительное ознакомление студентов с правилами написания эссе и применяемыми навыками критического мышления существенным образом повышает качество выполнения письменных работ. На практических занятиях широко используется кейс-технология - метод анализа ситуации из практики. Студентам предлагается осмыслить и найти решение для ситуаций, которые имеют отношение к реальным жизненным и профессиональным проблемам. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения. Данный метод позволяет проявить и улучшить аналитические навыки студентов, научиться работать в команде, находить рациональное решение проблемы. В этом процессе формируются универсальные компетенции студентов, в том числе коммуникативные навыки.

Таким образом, развитие навыков критического мышления является важным и необходимым элементом в подготовке современного специалиста в процессе изучения иностранного языка в вузе.

Рассмотрим вопросы формирования soft skills («мягких» навыков) у студентов университета. Однозначной трактовки термина «soft skills» в современной науке не существует. Учёные, занимающиеся проблемой развития мягких навыков, по-разному определяют это понятие. О. Абашкина, в частности, под soft skills понимает «человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата» [Абашкина, 2010]. О. Л. Чуланова рассматривает soft skills как «социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта». [Ивонина, Чуланова, Давлетшина, 2017, с. 4].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, в системе высшего образования Российской Федерации к мягким навыкам относятся универсальные компетенции, направленные на формирование

успешности в выбранной профессии и позволяющие овладеть общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования]. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда студенты в процессе обучения в университете должны сформировать как профессиональные «твёрдые компетенции», так и «мягкие компетенции» - способность устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста, управлять собой и своим временем, эффективно работать в команде [Иванова, 2019, с. 71].

Для развития soft skills у студентов мы применяем следующие образовательные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; коллективный способ обучения; работу в парах и малых группах; изучение ситуаций из практики (case study); диалог и ролевую игру; проект. Достоинством этих методов является то, что они раскрывают возможность органического сочетания усвоения профессиональных знаний, умений и навыков с развитием мягких компетенций.

На практических занятиях широкое применение находит работа в парах и малых группах (3-4 человека) при выполнении заданий по текстам, подготовке проектов. Работа в парах способствует развитию коммуникативных навыков студентов, поскольку они учатся активному, а не формальному слушанию друг друга, так как существует необходимость обсуждения проблемных и спорных вопросов в ходе выполнения задания. Проработка учебных заданий является своего рода репетицией дальнейшей коммуникации в профессиональной сфере.

На практических занятиях реализуются общие принципы проектной технологии: «принцип интереса к выполнению проекта со стороны его участников, принцип консультативно-координирующей функции преподавателя, принцип связи идеи проекта с реальной жизнью, принципы коллективно-групповой деятельности, самостоятельности, сотрудничества, принцип аутентичности учебных материалов» [Назмиева, 2012, с. 35].

Заключительный этап работы над проектом - его презентация в аудитории. Развитие навыков презентации является важным элементом в подготовке будущих специалистов, так как в своей профессиональной деятельности многим предстоит выступать публично, уметь логично мыслить, убеждать в своей правоте, вести дискуссию.

Приведём результаты анкетирования студентов-бакалавров направлений «Юриспруденция» и «Конфликтология» Пермского государственного национального исследовательского университета в 2018 г. В анкетировании, целью которого было определение уровня сформированности soft skills, приняли участие сорок пять студентов I курса. Подавляющее большинство опрошенных отметили положительное значение работы по развитию soft skills для своего личностного и профессионального развития. Если в начале учебного периода студенты считали, что успех в профессиональной сфере зависит от уровня знаний человека, то по окончании курса обучения они пришли к выводу, что без должных «мягких навыков» сложно добиться успеха в профессии, а также взаимодействовать с окружающими. Проблемы в общении и нежелание развивать коммуникативные навыки, отсутствие готовности к интенсивному труду, к работе в команде отмечались студентами как факторы, негативно влияющие на успешность в профессиональном смысле. Такие навыки, как стремление к

саморазвитию посредством постановки личностных и профессиональных целей, чтению специальной литературы, а также способность к межкультурному взаимодействию, грамотному управлению своим временем и навыки работы с информацией, по мнению студентов, являются крайне востребованными для специалиста XXI в. Существует необходимость развития «мягких навыков» у будущих выпускников вузов для успешного достижения ими поставленных целей, разумного использования знаний и способностей в профессиональной деятельности.

Заключение

На практических занятиях по иностранному языку осуществляется целенаправленное развитие компетенций и навыков, которые закладывают основу профессиональной успешности будущих выпускников, их востребованность на рынке труда. Формирование коммуникативной компетенции происходит на основе смоделированных в рамках программы ситуаций общения, системы упражнений, отработки навыков публичного выступления, ведения диалога в профессиональной среде, участия в дискуссии и деловых переговорах. Навыки критического мышления находят своё развитие при изучении устных тем, отборе материала для написания эссе и внеаудиторного чтения, участии в ролевой игре, проектной деятельности, применении кейс-технологии. Иностранный язык как учебный предмет обладает значительным потенциалом в плане развития у студентов «мягких навыков», необходимых для профессионального становления специалиста.

Список литературы

1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. URL: http://www.pro-personal.ru/artide/7811-soft-skills-klyuch-k-karere. 28.06.2010 (дата обращения: 05.12.2019).

2. Иванова Г. Н. К вопросу о развитии критического мышления в процессе изучения иностранного языка // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. Выпуск 19, Тверь, 2013. С. 14-18.

3. Иванова Г. Н. Развитие soft skills в процессе изучения иностранного языка в университете // Modern Science. 4-3, Москва, 2019. С. 69-74.

4. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Том 9. № 1. C. 1-8. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf. (дата обращения: 05.12.2019).

5. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. Москва, 1986. 175 с.

6. Назмиева Э. И. Иноязычная подготовка как фактор развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов негосударственного вуза // Казанский педагогический журнал. № 3. 2012. С. 33-38.

7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва, 1989.

276 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утв.

Приказом Министерства. образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 124 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797862/ (дата обращения: 05.12.2019).

9. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. 512 с.

10. Шеина Е. С. Организация исследовательской деятельности при обучении иностранному языку бакалавров и магистрантов // Евразийский гуманитарный журнал. № 3. 2018. С. 145-148.

11. Brumfit C. Communicative Methodology in Language Teaching. Cambridge University Press, 1984. 166 p.

Ivanova G. N.

Senior Teacher, English Language

and Intercultural Communication Department,

Perm State University

THE DEVELOPMENT OF FUTURE GRADUATES' SKILLS AND COMPETENCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT UNIVERSITY

The present article is devoted to the issues of development of future graduates' skills and competencies in the process of foreign language learning at university. According to the Federal State Educational Standard for Higher Education, a number of universal competencies should be formed for university graduates. The article discusses the formation of students' communicative competence, critical thinking skills, as well as soft skills. The purposeful development of competencies and skills is carried out at practical classes in a foreign language, which lays the foundation for the future graduates' success in professional activities. The methods of developing such competencies are shown. The formation of communicative competence is based on communication situations designed for a specific purpose, a specially selected system of exercises, development of public speaking skills, making up dialogues in a professional environment, participation in discussions and business negotiations. The importance of developing critical thinking skills in students is noted. These skills are necessary for searching, analyzing and selecting information for solving everyday and professional problems. Critical thinking skills are developed in the process of studying topics for discussion, selecting material for individual reading and essay writing, participating in role plays, project activities, and using case technology. Along with the professional knowledge and skills (hard skills), a university graduate must develop socio-psychological skills (soft skills) aimed at achieving success in the chosen profession. The development of soft skills is interconnected with the formation of critical thinking skills through a collective way of learning, working in pairs and small groups, role plays, and projects.

Keywords: communicative competence, skills, critical thinking, soft skills, dialogue, project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.