Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / образовательная деятельность / образовательный процесс / педагог / применение интерактивных технологий / interactive technologies / educational activity / educational process / teacher / application of interactive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И О. Багамаева, Б А. Алиханова

Статья посвящена изучению применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога. XXI век – век цифровой трансформации, время, когда очень быстро появляется огромное количество новых технологических возможностей. Все технологические возможности для общества определяются целью – сделать человеческую жизнь более комфортной. Именно цифровыми технологиями на данный момент охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Как и во многих странах, в России присутствует удачный опыт внедрения и использования цифровых технологий в образование. В статье рассматриваются интерактивные технологии в деятельности педагога, которые он может применять в профессиональной деятельности. Уделяется внимание условиям, которые нужно создать во время использования интерактивных технологий. Цель данной работы состоит в анализе применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

The article is dedicated to a study of the use of interactive technologies in the educational activities of a teacher. The 21st century is the century of digital transformation, a time when a huge number of new technological opportunities appear very quickly. All technological opportunities for society are determined by the goal to make human life more comfortable. It is digital technologies that currently cover all spheres of life and human activity. Like in many countries, Russia has a successful experience in introducing and using digital technologies in education. The article discusses interactive technologies in the activities of a teacher, which he can use in his professional activities. Attention is paid to the conditions that need to be created during the application of interactive technologies. The purpose of this work is to analyze the use of interactive technologies in the educational activities of a teacher.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

5. Lezina V.V., Mal'sagova M.H., Mal'sagov A.A. Personalizirovannoe obuchenie kak nejrodidakticheskij instrument intellektual'noj akseleracii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022; № 9 (211): 243-247.

6. Leont'ev A.N. Izbrannyepsihologicheskieproizvedeniya: v 2-h t. Moskva, 1983.

7. Mizherikov V.A., Ermolenko M.N. Vvedenie vpedagogicheskuyudeyatel'nost': uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.

9. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1989.

10. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya», 2002.

11. Slastenin V.A. Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'skij dom «MAGISTR-PRESS, 2000.

12. Slovar' inostrannyh slov. Moskva: Nauka, 1989.

13. Smirnov V.I. Obschaya pedagogika v tezisah, definiciyah, illyustraciyah. Moskva: Gardariki, 2014.

14. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva: Prospekt, 2014.

15. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2011.

16. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didakiika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 23.05.23

УДК 37.013.78

Bagamayeva I.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: indira76c@mail.ru

Alikhanova B.A., teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: Bikaalihanova95@mail.ru

APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER. The article is dedicated to a study of the use of interactive technologies in the educational activities of a teacher. The 21st century is the century of digital transformation, a time when a huge number of new technological opportunities appear very quickly. All technological opportunities for society are determined by the goal to make human life more comfortable. It is digital technologies that currently cover all spheres of life and human activity. Like in many countries, Russia has a successful experience in introducing and using digital technologies in education. The article discusses interactive technologies in the activities of a teacher, which he can use in his professional activities. Attention is paid to the conditions that need to be created during the application of interactive technologies. The purpose of this work is to analyze the use of interactive technologies in the educational activities of a teacher.

Key words: interactive technologies, educational activity, educational process, teacher, application of interactive technologies.

И.О. Багамаееа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала E-mail: indira76c@mail.ru

Б.А. Алиханова, преп., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: Bikaalihanova95@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Статья посвящена изучению применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога. XXI век - век цифровой трансформации, время, когда очень быстро появляется огромное количество новых технологических возможностей. Все технологические возможности для общества определяются целью - сделать человеческую жизнь более комфортной. Именно цифровыми технологиями на данный момент охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Как и во многих странах, в России присутствует удачный опыт внедрения и использования цифровых технологий в образование. В статье рассматриваются интерактивные технологии в деятельности педагога, которые он может применять в профессиональной деятельности. Уделяется внимание условиям, которые нужно создать во время использования интерактивных технологий. Цель данной работы состоит в анализе применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога.

Ключевые слова: интерактивные технологии, образовательная деятельность, образовательный процесс, педагог, применение интерактивных технологий

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в последние годы происходит совершенствование системы образования, которое направлено на внедрение инновационных подходов и различных технологий в процесс обучения с целью удовлетворения потребностей личности, выработки навыка по поиску истины и развития путем ведения творческой деятельности и создания воспитывающих ситуаций. В связи с этим возрастает тенденция применения в образовании интерактивных технологий, направленных на широкое взаимодействие участников образовательного процесса при выполнении совместной деятельности [1-5].

Вышесказанные понятия занимают особое место при реализации программы РФ «Развитие образования» до 2025 года, которая направлена на создание условий для всесторонне развитой и конкурентоспособной личности [3].

Вопрос интерактивного обучения изучали В.В. Гузеев, М.В. Кларин, ГМ. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, О.П. Осипова.

Цель статьи - состоит в анализе применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога.

Задачи статьи:

- определить понимание интерактивного обучения как актуального направления современного образовательного процесса;

- охарактеризовать способы применения новейших образовательных технологий в педагогической практике;

- представить характеристику основных показателей готовности преподавателя к применению интерактивных технологий в своей деятельности

Методы исследования в данной статье включают в себя:

- теоретический анализ методологической и педагогической и научной литературы по предмету исследования в образовательных учреждениях;

- диагностические методики (анкетирование, интервьюирование);

- организацию исследования преподавательских позиций в системе интерактивного обучения.

Научная новизна статьи обоснована тем, что применение интерактивных образовательных технологий способствует развитию личности посредством вовлечения всех участников в процесс познания, взаимодействию на основе обмена мнениями, разрешению педагогических ситуаций посредством рефлексии по отношению к своим действиям и деятельности других.

Теоретическая значимость обосновывается освещением путей усовершенствования современного образовательного пространства на основе опыта применения интерактивных технологий в познании.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами при выборе интерактивных технологий, способствующих развитию критического мышления личности, активизации познавательной деятельности обучающихся и повышению эффективности образовательного процесса.

На сегодняшний день образование выступает важнейшим средством накопления знаний. В этой связи необходимо подобрать такие методы обучения, которые позволят обучающимся изучить, запомнить информацию и применять её в профессиональной деятельности.

Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter - «взаимный, между» и action - действие, т. е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» [3].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают [1].

В современном образовательном пространстве педагог управляет образовательной деятельностью обучающихся, организует и координирует воспитательный процесс, участвует в работе коллектива администрации и педагогов-коллег.

Педагогическая деятельность требует глубоких знаний в своей предметной области, навыков ведения научно-методической деятельности, знаний дидактической науки, традиционных и современных методик и форм организации процесса обучения. Информатизация образования предоставляет широкий спектр средств по обогащению учебно-воспитательного процесса новыми формами и средствами, однако для успешного их внедрения в свою работу педагог обязан знать технологии их использования и выявлять их дидактическую ценность.

Целью педагога является организация творческой и интеллектуальной работы учеников и применение имеющихся у них навыков для наиболее эффективного решения учебных задач. Помимо этого, учитывая ряд преимуществ, которые предоставляют интерактивные технологии образовательной системе, не использовать их в учебном процессе неоправданно. Таким образом, в современной системе образования педагог должен обладать высокой информационной культурой и практическими умениями по использованию новейших технологий в своей деятельности.

Чтобы сделать процесс обучения более осознанным и дольше удерживать внимание ребенка, существуют определенные факторы интерактивных технологий. К ним относятся следующие: яркий уровень цвета (определенная контрастность и цветовая гамма), хороший, четкий звук, движение [4].

Если сравнить процесс ведения занятия при традиционном подходе и инновационном, в качестве которого может выступать интерактивное обучение, можно сказать, что меняется роль педагога и учащегося. Обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, свободно мыслит, исходя из своего опыта, а педагог вместо того, чтобы располагать готовыми знаниями, помогает участникам к побуждению чувства самостоятельного поиска ответов на вопросы, необходимые для решения проблемы, и поддерживает учащихся при анализе сложившихся ситуаций.

При данной форме работы происходит взаимодействие преподавателя и обучающихся с помощью интерактивных технологий, под которыми подразумевается инновационный метод организации учебного процесса, позволяющий преподнести изучаемый материал на более доступном и качественном уровне.

В качестве видов, составляющих классификацию интерактивных образовательных технологий, могут быть использованы следующие:

- дискуссия, под которой следует понимать обсуждение спорного вопроса всеми участниками учебного процесса для анализа определенной темы и решения проблемной ситуации. Данный вид интерактивного обучения дает возможность стимулировать познавательную деятельность учащихся, а также способствует выработке аргументации и защиты собственной точки зрения по той теме, которая подлежит разностороннему обсуждению;

- деловая игра, представляющая из себя процесс ролевого взаимодействия участников путем моделирования определенной ситуации в профессиональной деятельности по составленному сценарию для преодоления существующей проблемы и оценки принятых в ходе реализации игры решений;

- компьютерные симуляции, к которым относится проектирование или моделирование конкретной учебной задачи при помощи применения в работе персонального компьютера. Учащимся предоставляется возможность работать с виртуальной моделью изучаемого объекта или процесса путем использования соответствующих программных пакетов. При этом педагог координирует работу учащихся и помогает в решении проблем, возникающих при изучении объектов;

- мозговой штурм, под которым подразумевается метод решения образовательной задачи. Во время мозгового штурма происходит генерация большого количества интересных и разных идей. После того, как идеи предложены, выбираются путем оценивания лучшие варианты решения проблемы, и именно они находят применение на практике;

- лекция с ошибками, являющаяся так же, как и другие, видом интерактивных технологий, в процессе которого происходит активное взаимодействие участников. Ее особенностью является то, что теоретический материал намеренно подобран педагогом с ошибками, а задачей учащихся является анализ лекции и нахождении ошибок с целью повторения, закрепления и освоения ими учебного материала;

- тренинг являющийся одним из новых методов интерактивного обучения. Практически каждый тренинг строится на тесном взаимодействии участников между собой и тренером (которым может являться педагог). Основной целью тренинга является развитие компетентности как профессионального, так и межличностного поведения в процессе общения;

- проект, представляющий собой совместную деятельность участников образовательного процесса с целью достижения общего результата для решения проблемной ситуации.

Работу педагога в условиях образовательной организации можно разделить на несколько аспектов.

Совместная деятельность педагога и учащихся в самом широком смысле подразумевает научение, процесс передачи жизненного опыта, знаний об определенном предмете, явлении, формирование практических умений, способов взаимодействия с изучаемым предметом, что в конечном счете предполагает осуществление всех информационных процессов между этими субъектами. Интерактивные технологии, получившие широкое распространение в системе обра-

зования, преобразуют традиционные методы передачи информации как в общем случае, так и в условиях ведения педагогической деятельности [3].

Процесс получения новых знаний всегда опирается на использование наглядных средств для формирования прочной базы знаний. Внедрение в учебный процесс дидактических материалов, созданных на основе интерактивных технологий, имеет ряд очевидных преимуществ. Наглядные средства могут быть оформлены удобным образом с выделением наиболее важных аспектов. Применение визуальных эффектов и различных способов демонстрации объектов позволяет обеспечить интерактивность, привлечь внимание обучающихся к исследуемому предмету.

Кроме учебных занятий, интерактивные технологии могут применяться во внеурочной и внеклассной деятельности. Подготовка дополнительных занятий, заседания кружков, секций подразумевают разработку материалов по предмету, более детальное изучение тех или иных объектов. В этом случае дидактические материалы имеют решающее значение. Помимо статических иллюстративных материалов, особого внимания заслуживает использование видеометода. Он позволяет получить сведения о модели поведения того или иного объекта, которые невозможно наблюдать в реальном времени, проанализировать ход событий того или иного явления, дать представление о верном и ошибочном выполнении определенных действий, при этом предоставляя возможность повторного, замедленного и покадрового просмотра.

Тематические классные часы, декады различных предметных областей, праздничные мероприятия, спортивные праздники являются неотъемлемой частью организации внеклассной работы в образовательной организации. В данном случае грамотное техническое исполнение способствует более успешному достижению поставленных целей и активизирует познавательную деятельность.

Следующим аспектом работы педагога является его самообразование, повышение квалификации. В условиях информатизации конкурентоспособный специалист в любой области, в том числе в области образования, обязан постоянно совершенствовать профессиональные навыки. Обмен педагогическим опытом, поиск научной литературы, участие в дискуссиях и форумах осуществляется средствами интернет-технологий. Еще одним преимуществом использования интернет-ресурсов является разработка персональных сайтов и портфолио. Порт-фолио педагога включает в себя сведения об уровне образования и опыте работы, личные достижения и успехи учеников, методические разработки, сведения о публикации научных трудов в научных сборниках или журналах. Интернет-ресурс педагога является площадкой для размещения информации о личном и профессиональном росте педагога.

Развитие интерактивных технологий и распространение новых способов коммуникации позволяют организовать образовательный процесс в индивидуальном порядке с использованием дистанционных технологий. Педагогу это дает возможность повышения квалификации, участия в мастер-классах и вебинарах по совершенствованию своей педагогической деятельности. При этом учебные занятия могут проводиться на территории любого учебного заведения в любой стране, педагог имея навыки работы с информационно-коммуникационными средствами, становится активным участником образовательного процесса в удобное для себя время.

Таким образом, в деятельности педагога интерактивные технологии занимают важное место, преобразуя цели, содержание и результаты обучения. Внедрение интерактивных технологий в систему образования оказывает влияние на все субъекты образовательного процесса. Обучающиеся получают учебный материал в более доступном виде, при этом имея потенциал для творческой самостоятельной работы. Педагоги получают широкие возможности по организации учебно-воспитательной деятельности с использованием новых методов и средств, совершенствуя личные профессиональные качества в соответствии с актуальными требованиями образовательной системы.

Проведенное исследование позволило проанализировать особенности применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога. В настоящее время ведущую роль приобретает «готовность» педагогов к применению инновационных технологий, в основу которых положены интерактивные методы и формы обучения, позволяющие осмысливать полученную информацию в условиях диалоговой связи между всеми участниками образовательного процесса. Наряду с этим необходима разработка соответствующего педагогического обеспечения - создания специальных условий, стимулирующих педагогов к образовательному диалогу с обучающимися. Равноправное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в ходе которого осуществляется обмен учебной информацией, позициями, взглядами, обсуждениями социального опыта, приводит к становлению и развитию личности.

Выбор конкретного вида интерактивных технологий зависит от возрастной категории группы обучающихся, образовательных целей и задач, направленных на их реализацию, и тематики учебных занятий.

Необходимость применения интерактивных образовательных технологий обусловлена тем, что они помогают развивать критическое мышление личности, способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся и в целом повышают эффективность образовательного процесса.

Библиографический список

1. Еременко Л.Н., Еременко М.В., Львова И.В. Готовность педагога к использованию технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности. Вестник науки и образования. 2019; № 11-2 (65): 79-84.

2. Науменко Н.М., Шаврыгина О.С., Якушева Г.И. Решение педагогических задач как средство профессионального становления будущего учителя. Kant. 2018; № 2 (27): 112-116.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 01.12.2022) «(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). Собрание законодательства РФ. 2018; Ч. II, № 1, ст. 375.

4. Ильин А.С. Интерактивные технологии в подготовке педагогов нового поколения. Новое образование для устойчивого развития Енисейской Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022: 138-144.

5. Шорт П., Коробицына Е.В. Перспективы использования цифровых технологий в непрерывном образовании. Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы: материалы Международного форума. 2019: 82-85.

References

1. Eremenko L.N., Eremenko M.V., L'vova I.V. Gotovnost' pedagoga k ispol'zovaniyu tehnologij interaktivnogo obucheniya v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019; № 11-2 (65): 79-84.

2. Naumenko N.M., Shavrygina O.S., Yakusheva G.I. Reshenie pedagogicheskih zadach kak sredstvo professional'nogo stanovleniya buduschego uchitelya. Kant. 2018; № 2 (27): 112-116.

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 01.12.2022) «(s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018; Ch. II, № 1, st. 375.

4. Il'in A.S. Interaktivnye tehnologii v podgotovke pedagogov novogo pokoleniya. Novoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya Enisejskoj Sibiri: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva, 2022: 138-144.

5. Short P., Korobicyna E.V. Perspektivy ispol'zovaniya cifrovyh tehnologij v nepreryvnom obrazovanii. Cifrovoe obrazovanie v RF: sostoyanie, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnogo foruma. 2019: 82-85.

Статья поступила в редакцию 01.06.23

УДК 378

Bogatyreva M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of DPI and Design, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: melianat@mail.ru

Batchayeva Z.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: zumbat.b@yandex.ru

Bijiev A.K., senior teacher, Department of Fine Arts, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: ashatttt@mail.ru

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING ART DISCIPLINES. The paper reveals the most characteristic features of information technologies used in the teaching process of artistic disciplines. The research is carried out taking into account two significant trends in the Russian society and the education system in particular development. These trends are computerization and requirements for transformation of university graduates. Based on their analysis, the necessity of teaching artistic disciplines transforming, taking into account the potential of modern information and telecommunication technologies (ICT), is proved. After that, the ICT importance in terms of the educational process optimal results achieving is justified. It is noted that such technologies influence the development of the teaching artistic disciplines methodology. Further prospects of their use as a means to improve educational results are considered.

Key words: higher education, information and telecommunication technologies at university, teaching of art disciplines, student, teacher

М.Х. Богатырёва, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: melianat@mail.ru

З.С. Батчаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: zumbat.b@yandex.ru

А.К. Биджиев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: ashatttt@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Раскрываются наиболее характерные особенности применения информационных технологий в процессе преподавания художественных дисциплин. Их исследование проводится с учётом двух существенных тенденций в развитии российского общества и системы образования в частности. Эти тенденции - компьютеризация и трансформация требований к выпускникам вузов. На основе их анализа доказывается необходимость преобразования процесса преподавания художественных дисциплин с учётом возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). После этого обосновывается важность ИКТ с точки зрения достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса. Прослеживается влияние таких технологий на развитие методологии преподавания художественных дисциплин. Затем рассматриваются дальнейшие перспективы их внедрения как средства улучшения образовательных результатов учащихся, осваивающих соответствующие программы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, информационные и телекоммуникационные технологии в вузе, преподавание художественных дисциплин, студент, преподаватель

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть объяснена двумя значимыми тенденциями в развитии современной системы высшего образования и общества в целом.

Первая тенденция - изменение требований социума к молодым профессионалам, успешно завершившим обучение в вузе по направлениям:

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): Изобразительное искусство; технология;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная керамика);

- 54.03.01 Дизайн (Дизайн среды);

- 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) программы: Художественное образование;

- 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;

- 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): Образование в области ИЗО и технологии.

Конечно, в структуре компетентности бакалавров и магистров соответствующих профилей сохраняется важность предметных компетенций [1, с. 57-58]. Однако на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется неуклонный рост значения знаний, умений и навыков, относящихся к надпредметной области (Л.Н. Дубейковская, А.А. Киселева, В.П Минашкин, И.В. Роберт, В.А. Стародубцев, Н.В. Тихомирова, О.М. Шепель). Такая ситуация заставляет педагогов-исследователей и практиков интенсифицировать поиски в области методологического и инструментального обеспечения образовательного процесса (Л.Л. Алексеева, А.В. Андреев, С.В. Андреева, С.Б. Велединская, И.Б. Доценко).

Вторая тенденция - глубокое проникновение информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни (Н.В. Буханова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.