Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эсетов Ферхад Эзединович, Кулибеков Нурулла Асадуллаевич, Кулибекова Римма Джалавхановна

Предмет исследования - роль информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в ходе интенсификации образовательного процесса, осуществляемого в стенах российских вузов. Изучается влияние подобных технологий на улучшение результатов образовательной деятельности. Авторы рассматривают такие аспекты проблемы, как положительное и отрицательное воздействие ИКТ на интенсификацию активности субъектов образовательных отношений. Освещение вопроса об их возможном отрицательном действии на рационализацию учебной деятельности позволяет определить ключевые пути его минимизации. При этом отдельное внимание уделяется изучению взаимодействия инновационных и традиционных форм организации процесса подготовки высококвалифицированных кадров в цифровой образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эсетов Ферхад Эзединович, Кулибеков Нурулла Асадуллаевич, Кулибекова Римма Джалавхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INTENSIFYING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MODERN UNIVERSITY

The given article’s subject is the information and telecommunication technologies (ICT) role in the educational process carried out within the Russian universities walls intensification. Such technologies’ influence on improving the educational activities results is being studied. The authors consider such aspects of the problem as the ICT positive and negative impact on the educational relations subjects activity intensification . Highlighting the issue of their possible negative effect on the educational activities rationalization allows us to identify key ways to minimize it. At the same time, special attention is paid to the innovative and traditional education process organisation forms interaction in the digital educational environment.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

6. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11

7. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).

8. Филатова, О.Н. Применение нейросетей в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, М.Н. Булаева, А.В. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С.243-245

9. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2.

10. Филатова, О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе / О.Н. Филатова // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агропромышленный университет им. В.П. Горячкина. - 2008. - №6-2(31). - С. 143-145

11. Филатова, О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 1(59). - С. 61-64. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64. - EDN ZAYBQR.

12. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ.

13. Филатова, О.Н. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники / О.Н. Филатова, О.Ю. Рябков, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-4. - С. 245-247. - EDN QMQLSF.

14. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947

15. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - С. 452-459

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой информатики и ВТ Эсетов Ферхад Эзединович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат физико-математических наук,

доцент кафедры высшей математики Кулибеков Нурулла Асадуллаевич

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Информационные системы и программирование» Кулибекова Римма Джалавхановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Предмет исследования - роль информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в ходе интенсификации образовательного процесса, осуществляемого в стенах российских вузов. Изучается влияние подобных технологий на улучшение результатов образовательной деятельности. Авторы рассматривают такие аспекты проблемы, как положительное и отрицательное воздействие ИКТ на интенсификацию активности субъектов образовательных отношений. Освещение вопроса об их возможном отрицательном действии на рационализацию учебной деятельности позволяет определить ключевые пути его минимизации. При этом отдельное внимание уделяется изучению взаимодействия инновационных и традиционных форм организации процесса подготовки высококвалифицированных кадров в цифровой образовательной среде вуза.

Ключевые слова: высшее образование, цифровые технологии в высшем образовании, образовательный процесс в вузе, интенсификация образовательного процесса в вузе, модернизация системы высшего образования.

Annotation. The given article's subject is the information and telecommunication technologies (ICT) role in the educational process carried out within the Russian universities walls intensification. Such technologies' influence on improving the educational activities results is being studied. The authors consider such aspects of the problem as the ICT positive and negative impact on the educational relations subjects activity intensification . Highlighting the issue of their possible negative effect on the educational activities rationalization allows us to identify key ways to minimize it. At the same time, special attention is paid to the innovative and traditional education process organisation forms interaction in the digital educational environment.

Key words: higher education, digital technologies in higher education, the educational process at the university, the intensification of the educational process at the university, the modernization of the higher education system.

Введение. Информатизация всех сфер жизни общества является одной из главных примет его развития в современный период [10, с. 120-121]. Не в последнюю очередь это касается сферы высшего образования [12, С. 60].

Здесь расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий открывает новые возможности для дальнейшего повышения доступности, непрерывности и качества образования (И.Н. Айнутдинова, И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут, Н.Е. Савина). Интеграция в образовательную среду цифровых технологий, методов и ресурсов способствует развитию новой цифровой дидактики [2, С. 276]. Последняя, в свою очередь, позволяет более эффективно формировать у обучающихся систему профессиональных и личностных компетенций, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности (Т.М. Гулая, О.Ю. Дигтяр, Н.Г. Кондрахина, А. Крамер, С.А. Романова, В.А. Смирнова, Н.Е. Южакова).

При этом, однако, ряд вопросов, связанных с интеграцией ИКТ в учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в организациях ВО, остаётся исследованным недостаточно (А.Б. Остапенко, В.А. Смирнова, И.Ф. Уманец, М.Н. Федунова). В

частности, не получил должного раскрытия ряд проблем, связанных с ролью информационных технологий в ходе интенсификации образовательного процесса [4, С. 37].

Частичному их решению посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Для полного раскрытия темы настоящей статьи следует обратиться к содержанию термина «интенсификация» применительно к образовательному процессу, реализуемому в пространстве современного отечественного вуза. В данном контексте современные авторы обычно понимают под ним трансляцию обучающимся б'ольших объёмов информации при сохранении прежней продолжительности обучения и без ощутимого снижения качества передаваемых знаний, умений и навыков (И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюнова, М.Я. Блох, Ю.И. Кошман, И.В. Червенкова).

Её успешное завершение предполагает принятие мер, связанных с разработкой и внедрением научно обоснованных методов управления познавательным процессом, мобилизующих творческий потенциал студентов [7, С. 423]. В свою очередь наиболее очевидная из их числа - улучшение содержания учебного материала вкупе с модернизацией методологического обеспечения учебно-воспитательного процесса [9, С. 19-20]. Интенсификация, как правило, проводится в два этапа (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы интенсификации образовательного процесса в современном вузе

№ п/п Содержание

1 В уже сложившуюся методику преподавания интегрируются определённые нововведения, позволяющие достигнуть лучших образовательных результатов за эквивалентный временной промежуток [12, С. 60].

2 Частичная или полная замена традиционной методики новой [5, С. 65].

При осуществлении интенсификации образовательного процесса на современном этапе развития системы отечественного ВО необходимо учитывать возможности ИКТ [9, с. 35]. Их интеграция в вузовскую образовательную среду поспособствовала появлению ряда инновационных образовательных технологий (Табл. 2).

Таблица 2

Инновационные технологии, влияющие на процесс интенсификации образовательного процесса в современных

российских вузах

Технологии Роль по ходу интенсификации

Электронные учебники и онлайн-курсы Предоставляют субъектам образовательных отношений широкие возможности для оперативного доступа к необходимым материалам в любое время и из любого места, тем самым существенно облегчая самостоятельное их усвоение студентами.

Приложения, предназначенные для статистического анализа данных Способствуют более интенсивному формированию у будущих профессионалов навыков работы с данными [4, С. 38].

Электронные тесты и опросники Позволяют осуществлять текущий и промежуточный контроль сформированности профессиональных и иных компетенций учащихся в режиме онлайн, при этом б'ольшая или меньшая часть ответов может проверяться автоматически, таким образом, использование данной образовательной технологии существенно облегчает и ускоряет процесс контроля, а, значит, и коррекции развития у студентов системы необходимых знаний, умений и навыков [13, С. 48].

Интерактивные доски и проекторы Способствуют расширению использования мультимедийных материалов участниками образовательного процесса. Это, в свою очередь, увеличивает наглядность в ходе представления учебной информации, а, значит, и улучшает её восприятие будущими профессионалами [6, С. 251].

Веб-конференции и видеоконференции Расширяют возможности для продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, находящимися на значительном удалении друг от друга (И.Н. Айнутдинова, И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут, Н.Е. Савина).

На сегодняшний день эти и другие технологии широко используются в образовательном процессе [11, С. 33]. Следовательно, накоплен определённый позитивный опыт их применения. На наш взгляд, этот, последний вполне может быть использован при интенсификации процесса подготовки кадров на ступени высшего образования. В данной связи стоит сказать о ряде конкретных преимуществ инновационных образовательных технологий (Табл. 3).

Таблица 3

Положительные последствия внедрения инновационных технологий в образовательный процесс с точки зрения

его интенсификации

Последствия Характеристика

Редукция фактора субъективности оценки сформированности у студентов необходимых компетенций Корректное использование современных технологий, особенно электронных тестов и опросников, снижает риск субъективного видения педагогом результатов учебной деятельности будущих профессионалов. Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня конфликтности, а, значит, и к росту продуктивности взаимодействия между субъектами образовательных отношений [8, С. 280-281].

Сокращение времени на трансляцию практических навыков и опыта Применение в образовательном процессе симуляторов и учебных прикладных программ позволяет дёшево и оперативно использовать в нём те инструменты, методы и технологии осуществления будущими профессионалами их деятельности, которые на данный момент представляют наибольшую актуальность. Кроме того, расширяется возможность для выбора тех из них, что должны быть использованы при изучении конкретных тем [3, С. 7].

Сокращение ресурсных и временн'ых затрат на организацию учебного процесса Расширение масштабов его информатизации ведёт к многократному сокращению расходов, относящихся к обеим категориям. При этом высвободившиеся ресурсы можно направить на дальнейшее расширение использования цифровых технологий в ходе профессиональной подготовки студентов.

Расширение возможностей для планирования образовательного процесса Располагая пакетом образовательных программ, подкреплённых учебно-методическими комплексами, привязанными к соответствующим информационным платформам, администрация, преподаватели и методические службы вуза могут более гибко планировать ход учебно-воспитательного процесса [4, С. 40].

С другой стороны, этот же опыт позволяет констатировать, что углубление и расширение интеграции ИКТ в образовательную среду российских вузов может иметь и негативные последствия с точки зрения интенсификации обучения [5, С. 63]. Современная стадия разработки соответствующей проблематики даёт нам возможность для характеристики наиболее существенных отрицательных последствий (Табл. 4).

Таблица 4

Отрицательные последствия внедрения инновационных технологий в образовательный процесс с точки зрения

его интенсификации

Последствия Характеристика

Психологическое конфликты со стороны более или менее значимой части субъектов образовательных отношений Объективные особенности человеческой психики заставляют некоторых индивидов оценивать процесс решения знакомых, возможно, более трудоёмких задач предпочтительнее, чем решение новых, неизвестных, не смотря на то, что те могут быть менее трудоёмкими. Большинство людей, вне зависимости от рода их занятий, склонны откладывать «на потом» решение менее комфортных для них вопросов. По этой причине отношение существенной части профессорско-преподавательского состава некоторых вузов к цифровым информационным технологиям скорее необоснованно негативное, чем позитивное. Данный фактор затрудняет создание учебно-методических комплексов, базирующихся на широком использовании цифровых информационных технологий. С другой стороны подобная тенденция характерна и для части обучающихся. Их более ранний опыт может быть никак не связан с широким применением цифровых информационных технологий. Естественно, что резкий переход к новому формату деятельности способствует возникновению у них психологических барьеров, что, конечно, снижает качество усвоения учебного материала и замедляет его темпы (И.И. Илюхин, В.А. Смирнова, И.Ф. Уманец).

Проблема ресурсного обеспечения Сегодня существенная часть российских вузов является недостаточно технически подготовленной для осуществления полномасштабного перехода к широкому использованию цифровых образовательных технологий. Кроме того, не под все сопутствующие этому процедуры подведена должная нормативно-правовая база. Также во многих образовательных организациях не вполне сформирована база данных образовательных программ, которые прошли обоснованный мониторинг на соответствие требованиям к их содержанию. Не всегда оптимально работают и механизмы взаимодействия, функционала и ответственности по соответствующим направлениям деятельности [3, С. 7-8]

Снижение влияния личностных характеристик преподавателя на ход образовательного процесса Переход к организации учебно-воспитательного процесса на основе возможностей ИКТ с неизбежностью ведёт к обезличиванию источника знаний. Таким образом, даже посредственный педагог сможет эффективно действовать как посредник между необходимым материалом с одной стороны и обучающимися - с другой. В ближайшем же будущем в данном качестве смогут действовать даже приложения для компьютеров или мобильных устройств. Естественно, что российское педагогическое не вполне готово к принятию подобных реалий [9, С. 69]

Конечно, из вышеперечисленных проблем большинство носят временный характер [11, С. 215]. Педагогам-исследователям и практикам, занимающимися подобными вопросами, необходимо помнить, что переход к системе образования, базирующейся на повсеместном широком использовании ИКТ по сути своей неизбежен [12, С. 62]. К этому отечественное ВО подталкивает эволюция социальной, экономической и культурной жизни общества, в которых влияние цифровых технологий становится всё более ощутимым [1, С. 98].

Возникновению перевеса в пользу положительных сторон цифровизации учебно-воспитательного процесса, особенно, как уже говорилось, на ранних этапах, будет способствовать комбинирование педагогами и методистами режимов взаимодействия с обучающимися [13, С. 46]. Реализация смешанного подхода к организации обучения, позволяет использовать преимущества традиционных форм с одной стороны, цифровых - с другой [1, С. 100]. Это позволит выработать действенные в конкретных условиях алгоритмы интенсификации процесса профессиональной подготовки [2, С. 277].

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

Выводы. Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что сегодня проникновение информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизни способствует их коренным трансформациям. Сказанное относится в том числе к сфере высшего образования.

Внедрение цифровых технологий, методов и ресурсов в образовательную среду российских вузов благоприятствует появлению и развитию новой цифровой дидактики. Эта, последняя позволяет более эффективно формировать у обучающихся систему профессиональных и личностных компетенций, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности в ближайшем будущем. Таким образом, наблюдается тенденция к интенсификации учебно-воспитательного процесса [14].

Под этим термином обычно понимают трансляцию студентам б'ольших объёмов информации при сохранении прежней продолжительности обучения и без ощутимого снижения качества передаваемых знаний, умений и навыков.

Обычно интенсификация проводится в два этапа. На первом в уже сложившуюся методику преподавания интегрируются определённые нововведения, позволяющие достигнуть лучших образовательных результатов за эквивалентный временной промежуток. На втором же этапе производится частичная или полная замена традиционной методики новой.

Осуществляя интенсификацию образовательного процесса на современном этапе развития системы отечественного ВО необходимо учитывать возможности ИКТ. Их интеграция в вузовскую образовательную среду поспособствовала появлению ряда инновационных образовательных технологий. К таковым относятся: электронные учебники и онлайн-курсы; приложения, предназначенные для статистического анализа данных; электронные тесты и опросники; интерактивные доски и проекторы; веб-конференции и видеоконференции.

Подобные технологии широко используются в образовательном процессе. Следовательно, накоплен определённый позитивный опыт их применения. На наш взгляд он вполне может быть использован при интенсификации процесса подготовки кадров на ступени высшего образования. В данной связи стоит сказать о ряде конкретных преимуществ инновационных образовательных технологий. В их ряду мы можем назвать следующие: редукция фактора субъективности оценки сформированности у студентов необходимых компетенций; сокращение времени на трансляцию практических навыков и опыта; сокращение ресурсных и временных затрат на организацию учебного процесса; расширение возможностей для планирования образовательного процесса.

Этот же опыт позволяет констатировать, что углубление и расширение интеграции ИКТ в образовательную среду российских вузов может иметь и негативные последствия с точки зрения интенсификации обучения: психологическое конфликты со стороны более или менее значимой части субъектов образовательных отношений; проблема ресурсного обеспечения; снижение влияния личностных характеристик преподавателя на ход образовательного процесса.

Для скорейшего устранения негативных последствий педагогам, занимающимися проблемами интенсификации ВО, следует помнить, что переход к системе образования, базирующейся на повсеместном широком использовании ИКТ по сути своей неизбежен. К этому отечественное ВО подталкивает сам ход эволюции социальной, экономической и культурной жизни общества, в которых влияние цифровых технологий становится всё более ощутимым.

Кроме того, возникновению перевеса в пользу положительных сторон цифровизации учебно-воспитательного процесса будет способствовать комбинирование педагогами и методистами режимов взаимодействия с обучающимися. Реализация смешанного подхода к организации обучения, позволяет использовать преимущества традиционных форм с одной стороны, цифровых - с другой.

Литература:

1. Авуза, А.А. Формирование практико-ориентированной среды средствами информационно-коммуникационных технологий в военных вузах ВС РФ / А.А. Авуза // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 98-100

2. Березина, А.А. К вопросу о цифровизации высшего образования в России / А.А, Березина // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 6. - С. 275-279

3. Богданова, А.Н. Применение интерактивных опросов на лекционных занятиях по дисциплине «информационно-коммуникационные технологии и медиаинформационная грамотность» / А.Н. Богданова, Г.А. Федорова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2020. - № 1(33). - С. 4-9

4. Демьянова, О.В. Информационные технологии / О.В. Демьянова // Проблемы современной экономики. - 2018. -№1(33). - С. 33-40

5. Корягина, Е.Д. Цифровой аватар образования / Е.Д. Корягина // Теоретическая экономика. - 2019. - № 2(50). -С. 62-66

6. Куликова, К.М. Практический опыт дистанционного обучения иностранным языкам в вузе в период пандемии: плюсы и минусы / К.М. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 250-254

7. Медведева, Ю.И. Проблема деинтенсификации предельной оценки / Ю.И. Медведева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 423-425

8. Оленцова, А.И. Дистанционное обучение и его отличие от других форм обучения в России / А.И. Оленцова // Ресурсосберегающие технологии в агропромышленном комплексе России. Материалы международной научной конференции. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. - С. 280-285

9. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022 - 177 с.

10. Плахотина, Т.Ю. Масштабирование цифровых информационных технологий в образовательную среду СПО / Т.Ю. Плахотина, А.Б. Осипова // Развитие человека в эпоху цифровизации: сборник научных трудов. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 200 с.

11. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат. -Москва: Юрайт, 2020. - 392 с.

12. Санько, А.М. Функции преподавателей вузов в современных условиях / А.М. Санько // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - Т. 25. - № 1. - С. 57-62

13. Чекалина, Т.А. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения / Т.А. Чекалина, Т.В. Тумандеева, Н.В. Максименко // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 3(31). - С. 44-52

14. Ярычев, Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской Республики / Н.У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1 (1). - С. 25-29

Педагогика

УДК 373.31

старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПОДДЕРЖКА ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Настоящее исследование посвящено проблеме поддержки традиции семейного чтения в условиях информационного общества. Актуальность темы обусловлена с внедрением в жизнь общества ИКТ-технологий, что делает чтение книг непопулярным и даже невостребованным. Можно говорить о нивелировании значимости традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и того влияния, какое оно оказывает на сближение членов семьи. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие не сформированности ее с раннего детства. В статье раскрыты формы побуждения интереса детей к чтению в семье. На основе изучения объекта исследования установлено, что формами побуждения интереса детей к чтению в семье являются: выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги; чтение вслух; чтение с последующим обсуждением. Автор делает вывод о том, что поддержка традиции семейного чтения готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Предложенные формы могут быть использованы педагогами, родителями.

Ключевые слова: чтение, чтение в семье, читательский интерес, традиция семейного чтения, детское литературное творчество.

Annotation. This study is devoted to the problem of supporting the tradition of family reading in the information society. The relevance of the topic is due to the introduction of ICT technologies into the life of society, which makes reading books unclaimed. The importance of the tradition of family reading in the spiritual formation of the child's personality and the influence it has on the rapprochement of family members is forgotten. The article clarifies the features of the forms of inducing children's interest in reading in the family. Based on the study of the object of the study, it was found that the forms of stimulating children's interest in reading in the family are: choosing to read literature adequate to the age needs of the child; awakening the child's interest in reading through cinema; simultaneous reading by an adult and a child of the same book; reading aloud; reading with subsequent discussion. The author concludes that the support of the tradition of family reading prepares a person for a relationship with a book, awakens and deepens attention, forms the need for reading. The lack of need for reading in adults is a consequence of its lack of formation from early childhood. The proposed forms can be used by teachers, parents.

Key words: reading, reading in the family, reader's interest, the tradition of family reading, children's literary creativity.

Введение. К сожалению, традиции семейного чтения могут быть затронуты развитием ИКТ. Сегодня все больше людей проводят свободное время за просмотром фильмов и сериалов в интернете, играми на компьютерах или планшетах, просмотром новостей и контента в социальных сетях. Эти активности часто заменяют чтение книг, семейный диалог и общение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиция семейного чтения имела огромное значение для развития культурной жизни в России XIX - начала XX века. Она помогала сформировать интерес и любовь к литературе, развивала способность к анализу и критическому мышлению, способствовала укреплению связей между членами семьи и воспитанию компетентных, культурных и образованных людей. Традиция семейного чтения, сохраненная и развиваемая сегодня, может стать сильной опорой для современных семей, помочь поддерживать духовную связь с прошлым и сохранить ценности, которые передавались из поколения в поколение.

Недавние исследования показали, что человек, который читает книги, имеет более развитый мозг, чем тот, кто не читает и предпочитает смотреть телевизор или проводить время в Интернете. Чтение книг способствует развитию памяти, улучшению креативности и умственной гибкости, а также развитию языковых и межличностных навыков [2].

Кроме того, чтение книг является лучшим способом для получения знаний и расширения кругозора. В отличие от Интернета, где информация часто поверхностная и не проверена на достоверность, книги предоставляют более глубокий исследовательский материал, основанный на фактах и проверенных источниках.

Наконец, чтение книг представляет собой идеальный способ расслабиться и успокоиться после напряженного дня. Оно помогает снять стресс и усталость, дает человеку возможность на время уйти от повседневных проблем и забот, насладиться тишиной и уединением [4].

В целом, любовь к книгам и чтению - это ценная характеристика личности, которая способствует развитию человека как интеллектуально, так и эмоционально. Поэтому необходимо бережно относиться к этому увлечению и стараться внушить его людям вокруг себя.

Современный ритм жизни не оставляет родителям достаточно времени для чтения и общения со своими детьми. Вместо этого родители часто отдают детей в детские сады или занимаются работой, увлечениями или саморазвитием. Традиции семейного чтения теряют свою ценность и актуальность [3].

Также на развитие ребенка отрицательно влияют социальные проблемы, такие как бедность, насилие, негативный влияние определенного окружения и т.д. Все эти факторы могут привести к задержке в развитии, эмоциональным проблемам и отставанию в учебе.

Необходимо создавать благоприятные условия для развития ребенка, включая чтение, общение с родителями и близкими, а также помощь в преодолении социальных проблем. Развивать интерес к чтению нужно с самого раннего возраста, воспитывая любовь и уважение к книгам и прививая привычку читать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.