Научная статья на тему 'ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникативные технологии / вуз / система образования / процесс обучения / преподаватель / information and communication technologies / university / education system / learning process / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Исайкин

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии в системе вузовского обучения, определяются положительные и отрицательные аспекты внедрения ИКТ в учебный процесс. Автором обоснована необходимость проанализировать состояние ИКТ в вузе для построения эффективной модели использования ИКТ в образовательном процессе, т.к. накопилось большое количество информации об опыте и эффективности применения ИКТ в высших учебных заведениях. Представлены основные положительные и отрицательные аспекты внедрения ИКТ в образовательный процесс вуза. Дана краткая характеристика каждому выявленному аспекту данного анализа, проанализирована степень использования ИКТ в учебном процессе. Представленный материал позволяет сделать вывод о статусе педагога в учебном процессе и потенциале развития ИКТ в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN UNIVERSITY

The article examines “Information and communication technologies” in the system of higher education, identifies positive and negative aspects of the introduction of ICT in the educational process. The author substantiates the need to analyze the state of ICT in the educational process of the university in order to build an effective model of using ICT in the educational process of the university, since a large amount of information has been accumulated on the experience and effectiveness of the use of ICT in the educational process of higher educational institutions. The main positive and negative aspects of the introduction of ICT in the educational process of the university are presented. Brief description of each identified aspect of this analysis is given, the degree of ICT use in the educational process is analyzed. The presented material allows to draw a conclusion about the status of the teacher in the educational process and the potential for the development of ICT in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

УДК 378

Isaikin I.V., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: Volk1o1@yandex.ru

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MODERN UNIVERSITY. The article examines "Information and communication technologies" in the system of higher education, identifies positive and negative aspects of the introduction of ICT in the educational process. The author substantiates the need to analyze the state of ICT in the educational process of the university in order to build an effective model of using ICT in the educational process of the university, since a large amount of information has been accumulated on the experience and effectiveness of the use of ICT in the educational process of higher educational institutions. The main positive and negative aspects of the introduction of ICT in the educational process of the university are presented. Brief description of each identified aspect of this analysis is given, the degree of ICT use in the educational process is analyzed. The presented material allows to draw a conclusion about the status of the teacher in the educational process and the potential for the development of ICT in the educational process of the university.

Key words: information and communication technologies, university, education system, learning process, teacher.

И.В. Исайкин, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», E-mail: Volk1o1@yandex.ru

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии в системе вузовского обучения, определяются положительные и отрицательные аспекты внедрения ИКТ в учебный процесс. Автором обоснована необходимость проанализировать состояние ИКТ в вузе для построения эффективной модели использования ИКТ в образовательном процессе, т.к. накопилось большое количество информации об опыте и эффективности применения ИКТ в высших учебных заведениях. Представлены основные положительные и отрицательные аспекты внедрения ИКТ в образовательный процесс вуза. Дана краткая характеристика каждому выявленному аспекту данного анализа, проанализирована степень использования ИКТ в учебном процессе. Представленный материал позволяет сделать вывод о статусе педагога в учебном процессе и потенциале развития ИКТ в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, вуз, система образования, процесс обучения, преподаватель.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что сейчас накопилось большое количество исследований, посвященных изучению феномена применения ИКТ в образовательном процессе не только на уровне общего, но и профессионального и послевузовского профессионального образования.

Однако процесс внедрения данных технологий продолжается, что делает данную работу ещё более актуальной. Это подкреплено указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской федерации на 2017-2030 годы». В нем прописано, что необходимо совершенствовать механизмы распространения и применения знаний, а также внедрение ИКТ в образовательный процесс на всех уровнях [1].

Именно поэтому основной целью статьи является определение основных положительных и отрицательных аспектов применения ИКТ в образовательном процессе вуза.

Основные задачи данной работы видятся в следующем:

- выделить основные отрицательные и положительные аспекты внедрения ИКТ в учебный процесс,

- выявить их основные характеристики,

- определить основные формы проявления их в образовательном процессе;

- проанализировать дальнейшие перспективы для развития.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в общеобразовательном учреждении.

Сейчас этап развития ИКТ оказал огромное влияние на развитие современной модели образования, что объясняется их широким проникновением в профессиональную деятельность преподавателей-предметников на всех уровнях образования, в том числе и высшего. ИКТ-технологии уже нельзя в полной мере назвать новинкой, однако уже сейчас они не только подняли систему образования на качественно новый уровень, но и породили ряд проблем, которые мы не можем оставить без внимания.

Исследователи выделяют большой спектр недостатков применения ИКТ в системе высшего образования. Однако, изучив опыт преподавателей-предметников вузов, мы можем выделить еще ряд важнейших отрицательных аспектов внедрения в образовательный процесс: отсутствие методологии разработки ИКТ для образования, нагрузка преподавателя рядом дополнительных функций по обеспечению условий ИКТ, отсутствие вербального общения, не востребованность умения вести дискуссию.

Отсутствие методологии разработки ИКТ для образования

Одной из важнейших проблем в системе высшего образования остаётся низкий уровень ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава. Отсутствие методологии в преподавании напрямую связано с низким уровнем ИКТ-компетентности, а, как известно, большинство образовательных проблем в обучении зависит от умения правильного, творческого использования педагогами инновационных технологий в своей практике.

Рыночные условия диктуют новые требования к подготовке профессиональных кадров и образовательных программ, в которых больший упор теперь делается на самостоятельную работу обучающихся [2-6]. Ориентируясь

на новые запросы общества, преподаватель утратил главенствующую роль источника знаний. Деятельность педагога трансформируется в сложную многоаспектную систему, для которой необходима кардинально новая методология обучения. А отсутствие единого методологического пути внедрения инновационных технологий сильно замедляет процесс создания мерологии ИКТ для образования.

Нагрузка преподавателя рядом дополнительных функций по обеспечению условий ИКТ

Перестройка методологии и организация учебного процесса сильно сказываются на преподавателях. Как уже говорилось выше, преподаватель теперь не источник знаний, а в большой степени производитель, отвечающий за правильную их передачу абитуриентам. С введением новых технологий выросло число дополнительных навыков, которыми должен обладать преподаватель, чтобы соответствовать запросам современного общества на знания. Это ведёт к тому, что преподавателю почти не хватает времени заниматься своими научными изысканиями, т.к. он создаёт и разрабатывает свой курс сам с использованием современных технологий [3].

Отсутствие вербального общения - это довольно актуальная проблема, когда так актуально дистанционное обучение. Это делает человека замкнутым и изолированным от окружающего мира., что негативно сказывается не только на учебной деятельности студента, но и на его повседневной жизни.

Не востребовано умение вести дискуссию

Использование информационных технологий значительно повысило темпы обучения, а учебная дискуссия - это очень трудоёмкий и долгий процесс не только подготовки, но и проведения данного занятия. Дискуссия - это интерактивный метод обучения, который может хорошо разнообразить учебный процесс, однако преподаватели вузов зачастую видят интерактивное обучение в использовании интерактивной доски или показывании презентаций. Ведь сейчас происходит процесс сокращения сроков изучения дисциплин и уплотнения изучаемого материала [4].

Несмотря на столь серьёзный ряд недостатков в применении ИКТ, мы можем выделить и множество плюсов в их использовании:

- повышение мотивации в обучении,

- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации,

- ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся,

- ИКТ способствуют формированию у учащихся рефлексии,

- оказывает помощь в привлечении к обучению пассивных студентов,

- содействует повышению интенсивности образовательного процесса в целом.

Как отмечает Е.П Фоменок [7], ИКТ имеют также следующие преимущества:

- активизируют позиции студентов в процессе познаний,

- дают возможность учёта индивидуальных особенностей студентов;

- предоставляют возможность создания обучающей среды с наглядным представлением информации;

- способствуют регистрации и хранению результатов учебной деятельности студентов [7].

При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера (табл. 1):

Таблица 1

Дидактические возможности ИКТ в образовательном процессе [8]

Используя современные программные технологии, мы смогли упростить взаимодействия людей в своих научных изысканиях. Люди получили множество вариантов взаимодействия на различных образовательных площадках, в том числе и на базе вуза. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в образовательный процесс. В целом все перечисленные плюсы можно объединить в один - информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению качества и интенсивности обучения.

Проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что ИКТ в системе высшего обучения имеют и ряд существенных недостатков, которые могут нивелировать все указанные выше плюсы. Это связано с тем, что ИКТ-технологии используются не повсеместно. Не все преподаватели высших учебных заведений стремятся полностью перестроиться под новый образовательный процесс. Отсутствие методологии по подготовке образовательных программ и сопутствующих компонентов для помощи в их составлении только подчеркивают это.

Однако это не говорит нам, что ИКТ в массе своей неэффективны. Данная тенденция показывает, что потенциал ИКТ в рамках образовательного поля ещё не раскрыт, и им ещё только предстоит проявить себя. Необходимо разработать модель эффективного использования ИКТ в образовательном процессе, которая будет способствовать включению в него не только абитуриентов, но и преподавателей. Последние при должной технической поддержке как со стороны цифровых образовательных ресурсов, так и опираясь на новую методологическую модель построения учебного процесса смогут перестроить свои образовательные программы под современные реалии [5].

Научная новизна статьи заключается в выявлении основных направлений дальнейшего развития ИКТ-технологий в образовательном процессе современного вуза. Теоретическая значимость статьи состоит в расширении педагогического знания о положительных и отрицательных аспектах применения ИКТ. Практическая значимость - в определении дальнейшего пути и направлений развития ИКТ как важного элемента образовательного процесса.

№ Дидактические возможности ИКТ

1. добиваться совершенствования преподавания за счёт встраивания в образовательный процесс ИКТ и эффективного их использования при активизации обучающихся

2. воздействовать при помощи ИКТ на формирование положительной мотивации обучающихся к обучению

3. обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения

4. повышать уровень общей результативности самоподготовки обучающихся за счёт использования бумажных и электронных носителей информации и умения интегрировать их в процессе выполнения самостоятельной работы

5. использовать ИКТ для создания различных учебных ситуаций, в которых обучаемые усваивают материал в игровой форме

6. применять ИКТ для сообщения различных сведений обучающего характера, а также формирования навыков и умений по отбору и систематизации учебной информации и т.п.

Если обобщить все перечисленные плюсы, то можно сделать вывод, что использование ИКТ результативно. ИКТ способствуют стимулированию мотивации у обучающих посредством предоставления множества возможностей для преподнесения нового материала. Обучающиеся не устают от повседневной рутины.

Библиографический список

1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ президента РФ от 09.05.2017 № 203. Available at: //http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/000120170510000

2. Шарипов Ф.Ф. Системный подход к информатизации педагогического процесса в вузе - доминанта формирования профессиональных компетентностей студентов. Автореферат ... диссертации доктора педагогических наук. Душанбе, 2013.

3. Оймахмадова Ш.Н. Первоочередные проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузов. БГЖ. 2017; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pervoocherednye-problemy-vnedreniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-deyatelnost-vuzov

4. Дамбуева А.Б., Скокова Л.В. Роль учебных дискуссий в формировании компетенций. Наука и школа. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnyh-diskussiy-v-formirovanii-kompetentsiy-1

5. Камнева В.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования. Скиф. 2018; № 3 (19). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya

6. Шумилова Е.А. Современные аспекты изучения проблемы формирования социальнокоммуникативной компетентности будущих педагогов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015; № 6: 119 - 124.

7. Фоменок Е.Г Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам. Available at: https://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/234102/

8. «Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Available at: https://pedsovet.org/article/plyusy-i-minusy-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii

References

1. O strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Ukaz prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: //http://publication.pravo. gov. ru/Document/View/000120170510000

2. Sharipov F.F. Sistemnyj podhod k informatizacii pedagogicheskogo processa v vuze- dominanta formirovaniya professional'nyh kompetentnostej studentov. Avtoreferat ... dissertacii doktora pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2013.

3. Ojmahmadova Sh.N. Pervoocherednye problemy vnedreniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v deyatel'nost' vuzov. BGZh. 2017; № 4 (21). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pervoocherednye-problemy-vnedreniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-deyatelnost-vuzov

4. Dambueva A.B., Skokova L.V. Rol' uchebnyh diskussij v formirovanii kompetencij. Nauka ishkola. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnyh-diskussiy-v-formirovanii-kompetentsiy-1

5. Kamneva V.V. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sisteme vysshego obrazovaniya. Skif. 2018; № 3 (19). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya

6. Shumilova E.A. Sovremennye aspekty izucheniya problemy formirovaniya social'nokommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 6: 119 - 124.

7. Fomenok E.G. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe obucheniya studentov inostrannym yazykam. Available at: https://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/234102/

8. «Plyusy» i «minusy» primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii. Available at: https://pedsovet.org/article/plyusy-i-minusy-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii

Статья поступила в редакцию 30.11.21

yflK 378

Kulichenko A.Yu., teacher, Department of Computer Science and Mathematics, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia (Volgograd, Russia), E-mail: anna_mediahouse@mail.ru

SELF-ASSESSMENT OF THE ICT COMPETENCIES OF FUTURE INVESTIGATORS. The article examines a concept of "ICT competencies", defines the essential content of the concept. The development of ICT competencies is often determined by the environment, but at the same time, a lot depends on the individual student. The author substantiates the need for attention to changes in the level of cadets' ICT competencies before and after completing the study of the discipline "Informatics and information technologies in professional activity". The classification of ICT competencies is presented. The components of ICT competencies are analyzed: knowledge, skills and attitudes. The necessity of self-diagnostics of ICT competencies, preparation of a questionnaire has been substantiated. An approximate list of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.