Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

САМООЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-компетенции / самодиагностика / опросник / ICT competencies / self-diagnosis / questionnaire

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Ю. Куличенко

В статье рассматривается понятие ИКТ-компетенций, определяется его сущностное содержание. Развитие ИКТ-компетенций часто обусловлено окружающей средой, но вместе с тем многое зависит от конкретного обучающегося. Автором обоснована необходимость внимания к изменению уровня владения курсантами ИКТ-компетенциями до и после завершения изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Представлена классификация компетенций в области ИКТ. Разобраны составляющие ИКТ-компетенций: знания, навыки и отношения. Обоснована необходимость самодиагностики владения ИКТ-компетенциями, подготовки опросника. Приведен примерный перечень вопросов. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что т.к. ИКТ пронизывают все аспекты жизни, давая возможность использовать новые и более быстрые способы взаимодействия, общения, поиска, получения доступа к информации, обучения, то контролю развития соответствующих компетенций необходимо уделять повышенное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Ю. Куличенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF THE ICT COMPETENCIES OF FUTURE INVESTIGATORS

The article examines a concept of “ICT competencies”, defines the essential content of the concept. The development of ICT competencies is often determined by the environment, but at the same time, a lot depends on the individual student. The author substantiates the need for attention to changes in the level of cadets’ ICT competencies before and after completing the study of the discipline “Informatics and information technologies in professional activity”. The classification of ICT competencies is presented. The components of ICT competencies are analyzed: knowledge, skills and attitudes. The necessity of self-diagnostics of ICT competencies, preparation of a questionnaire has been substantiated. An approximate list of questions is given. The presented material allows to conclude that since ICTs permeate all aspects of life, making it possible to use new and faster ways of interacting, communicating, searching, gaining access to information, learning, then increased attention should be paid to monitoring the development of relevant competencies.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера (табл. 1):

Таблица 1

Дидактические возможности ИКТ в образовательном процессе [8]

Используя современные программные технологии, мы смогли упростить взаимодействия людей в своих научных изысканиях. Люди получили множество вариантов взаимодействия на различных образовательных площадках, в том числе и на базе вуза. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в образовательный процесс. В целом все перечисленные плюсы можно объединить в один - информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению качества и интенсивности обучения.

Проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что ИКТ в системе высшего обучения имеют и ряд существенных недостатков, которые могут нивелировать все указанные выше плюсы. Это связано с тем, что ИКТ-технологии используются не повсеместно. Не все преподаватели высших учебных заведений стремятся полностью перестроиться под новый образовательный процесс. Отсутствие методологии по подготовке образовательных программ и сопутствующих компонентов для помощи в их составлении только подчеркивают это.

Однако это не говорит нам, что ИКТ в массе своей неэффективны. Данная тенденция показывает, что потенциал ИКТ в рамках образовательного поля ещё не раскрыт, и им ещё только предстоит проявить себя. Необходимо разработать модель эффективного использования ИКТ в образовательном процессе, которая будет способствовать включению в него не только абитуриентов, но и преподавателей. Последние при должной технической поддержке как со стороны цифровых образовательных ресурсов, так и опираясь на новую методологическую модель построения учебного процесса смогут перестроить свои образовательные программы под современные реалии [5].

Научная новизна статьи заключается в выявлении основных направлений дальнейшего развития ИКТ-технологий в образовательном процессе современного вуза. Теоретическая значимость статьи состоит в расширении педагогического знания о положительных и отрицательных аспектах применения ИКТ. Практическая значимость - в определении дальнейшего пути и направлений развития ИКТ как важного элемента образовательного процесса.

№ Дидактические возможности ИКТ

1. добиваться совершенствования преподавания за счёт встраивания в образовательный процесс ИКТ и эффективного их использования при активизации обучающихся

2. воздействовать при помощи ИКТ на формирование положительной мотивации обучающихся к обучению

3. обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения

4. повышать уровень общей результативности самоподготовки обучающихся за счёт использования бумажных и электронных носителей информации и умения интегрировать их в процессе выполнения самостоятельной работы

5. использовать ИКТ для создания различных учебных ситуаций, в которых обучаемые усваивают материал в игровой форме

6. применять ИКТ для сообщения различных сведений обучающего характера, а также формирования навыков и умений по отбору и систематизации учебной информации и т.п.

Если обобщить все перечисленные плюсы, то можно сделать вывод, что использование ИКТ результативно. ИКТ способствуют стимулированию мотивации у обучающих посредством предоставления множества возможностей для преподнесения нового материала. Обучающиеся не устают от повседневной рутины.

Библиографический список

1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ президента РФ от 09.05.2017 № 203. Available at: //http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/000120170510000

2. Шарипов Ф.Ф. Системный подход к информатизации педагогического процесса в вузе - доминанта формирования профессиональных компетентностей студентов. Автореферат ... диссертации доктора педагогических наук. Душанбе, 2013.

3. Оймахмадова Ш.Н. Первоочередные проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность вузов. БГЖ. 2017; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pervoocherednye-problemy-vnedreniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-deyatelnost-vuzov

4. Дамбуева А.Б., Скокова Л.В. Роль учебных дискуссий в формировании компетенций. Наука и школа. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnyh-diskussiy-v-formirovanii-kompetentsiy-1

5. Камнева В.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования. Скиф. 2018; № 3 (19). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya

6. Шумилова Е.А. Современные аспекты изучения проблемы формирования социальнокоммуникативной компетентности будущих педагогов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015; № 6: 119 - 124.

7. Фоменок Е.Г Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам. Available at: https://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/234102/

8. «Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Available at: https://pedsovet.org/article/plyusy-i-minusy-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii

References

1. O strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Ukaz prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: //http://publication.pravo. gov. ru/Document/View/000120170510000

2. Sharipov F.F. Sistemnyj podhod k informatizacii pedagogicheskogo processa v vuze- dominanta formirovaniya professional'nyh kompetentnostej studentov. Avtoreferat ... dissertacii doktora pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2013.

3. Ojmahmadova Sh.N. Pervoocherednye problemy vnedreniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v deyatel'nost' vuzov. BGZh. 2017; № 4 (21). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pervoocherednye-problemy-vnedreniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-deyatelnost-vuzov

4. Dambueva A.B., Skokova L.V. Rol' uchebnyh diskussij v formirovanii kompetencij. Nauka ishkola. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnyh-diskussiy-v-formirovanii-kompetentsiy-1

5. Kamneva V.V. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sisteme vysshego obrazovaniya. Skif. 2018; № 3 (19). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya

6. Shumilova E.A. Sovremennye aspekty izucheniya problemy formirovaniya social'nokommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 6: 119 - 124.

7. Fomenok E.G. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe obucheniya studentov inostrannym yazykam. Available at: https://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/234102/

8. «Plyusy» i «minusy» primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii. Available at: https://pedsovet.org/article/plyusy-i-minusy-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii

Статья поступила в редакцию 30.11.21

yflK 378

Kulichenko A.Yu., teacher, Department of Computer Science and Mathematics, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia (Volgograd, Russia), E-mail: anna_mediahouse@mail.ru

SELF-ASSESSMENT OF THE ICT COMPETENCIES OF FUTURE INVESTIGATORS. The article examines a concept of "ICT competencies", defines the essential content of the concept. The development of ICT competencies is often determined by the environment, but at the same time, a lot depends on the individual student. The author substantiates the need for attention to changes in the level of cadets' ICT competencies before and after completing the study of the discipline "Informatics and information technologies in professional activity". The classification of ICT competencies is presented. The components of ICT competencies are analyzed: knowledge, skills and attitudes. The necessity of self-diagnostics of ICT competencies, preparation of a questionnaire has been substantiated. An approximate list of

questions is given. The presented material allows to conclude that since ICTs permeate all aspects of life, making it possible to use new and faster ways of interacting, communicating, searching, gaining access to information, learning, then increased attention should be paid to monitoring the development of relevant competencies.

Key words: ICT competencies, self-diagnosis, questionnaire.

А.Ю. Куличенко, преп., Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, E-mail: anna_mediahouse@mail.ru

САМООЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается понятие ИКТ-компетенций, определяется его сущностное содержание. Развитие ИКТ-компетенций часто обусловлено окружающей средой, но вместе с тем многое зависит от конкретного обучающегося. Автором обоснована необходимость внимания к изменению уровня владения курсантами ИКТ-компетенциями до и после завершения изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Представлена классификация компетенций в области ИКТ. Разобраны составляющие ИКТ-компетенций: знания, навыки и отношения. Обоснована необходимость самодиагностики владения ИКТ-компетенциями, подготовки опросника. Приведен примерный перечень вопросов. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что т.к. ИКТ пронизывают все аспекты жизни, давая возможность использовать новые и более быстрые способы взаимодействия, общения, поиска, получения доступа к информации, обучения, то контролю развития соответствующих компетенций необходимо уделять повышенное внимание.

Ключевые слова: ИКТ-компетенции, самодиагностика, опросник.

Актуальность данной проблематики состоит в том, что в современном информационном обществе обучающиеся должны уметь применять технологии в учебной и повседневной жизни.

Цифровые навыки важны для подготовки к профессиональной деятельности. Курсанты должны уметь заниматься творчеством, без труда находить нужную им информацию, иметь критическое мышление, уметь решать проблемы и принимать решения. Образование сегодня должно идти в ногу со временем, отвечать требованиям быстроменяющегося мира.

Одно из направлений развития образования - повышение уровня владения ИКТ как педагогических работников, так и обучающихся. В частности, обучающимся необходимо овладеть ИКТ-компетенциями, позволяющими использовать ИКТ в качестве инструмента для облегчения процесса обучения, обладать знаниями и навыками в области ИКТ

Цель данной статьи - разработка примерного перечня вопросов для опросника самодиагностики курсантов. Полученные результаты можно использовать для сравнительного анализа уровня ИКТ-компетенции курсантов в начале обучения и после завершения изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие ИКТ-компетенций, выделить его характеристики, определить основные формы проявления ИКТ-компетенций у курсантов.

Методы исследования: анализ публикаций, нормативно-правовых документов по теме, наблюдение, обобщение.

А.В. Хуторской дает определение информационной компетенции, которая «является совокупностью навыков деятельности в окружающем мире, в образовательных областях и учебных предметах, по отношению к информации. Это владение современными информационными технологиями (СМИ, электронная почта, Интернет, аудиовидеозапись) и средствами информации (копир, модем, принтер, компьютер, факс, телефон, телевизор, магнитофон и т.п.), анализ, поиск, отбор, а также передача, сохранение и преобразование необходимой информации» [2].

Также исследователи данного вопроса отмечают, что «компетенция - это способность найти именно те действия, которые подходят для решения конкретной задачи. А компетентность, в свою очередь, - это характеристика личности, определяющая ее способность эффективно решать задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с учетом приобретенных знаний, умений и навыков, жизненного опыта, в том числе в сфере профессиональной деятельности» [3].

Международная организация Совет Европы определила ключевые, базовые и универсальные компетенции. В. Хутмахер выделил пять ключевых компетенций: «компетенции, связанные с информатизацией общества, владением этими технологиями, пониманием их применения, слабых и сильных сторон и способов, критическим суждением в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой» [4].

Развитие ИКТ-компетенций является парадигмой в образовании. Понятие «компетенция» тесно связано и с понятием компетентного человека - того, кто очень хорошо делает то, что от него ожидается в данной области. Также можно сказать, что компетенции в области ИКТ представляют собой группу навыков, знаний и отношений, которые применяются при использовании информационных и коммуникационных систем, устройств, а также знания, которые необходимы для эффективной учебы и жизни в цифровом мире. ИКТ-компетенции включены в образовательные стандарты разных стран мира. Курсанты, обладающие ИКТ-компетенциями, должны создавать презентации, базы данных, использовать графическое программное обеспечение, электронные таблицы, базы данных, он-лайн-приложения, электронную почту, чат-приложения и текстовые редакторы. ЮНЕСКО в 2008 г представила стандарты ИКТ-компетенций, что показывает актуальность и важность вопроса.

Компетенции в области ИКТ могут быть классифицированы как:

а) основные компетенции цифровой грамотности, которые связаны с использованием ИКТ в учебных презентациях и мероприятиях и включают использование цифровых инструментов для получения информации, а также применение и разработку материалов, полученные из различных интернет-источников;

б) компетенции внедрения, которые связаны с использованием навыков и знаний для создания сложных проектов и управления ими, решения проблем в реальных ситуациях, сотрудничества с другими и использования информации и сетей экспертов;

с) этические компетенции, связанные с этическим, юридическим и ответственным использованием ИКТ

Компетенция - это способность, основанная на индивидуальных знаниях, навыках, характеристиках и отношении к выполнению работы. Компетенция складывается из знаний, навыков и отношения. Знания включают в себя то, что человек узнал на занятиях, его опыт и понимание определенного предмета. Под навыками понимается способность использовать знания для правильного и точного выполнения работы.

Компетенции в области ИКТ относятся к знаниям, навыкам и способности использовать преимущества ИКТ с целью сбора, обработки и представления информации. ИКТ-компетенции также служат базовым навыком в информационном обществе.

Лица, обладающие компетенциями в области ИКТ, должны уметь составлять необходимые документы, находить решения проблем, выбирать подходящие инструменты ИКТ для эффективной работы. Они также должны уметь собирать и распространять информацию и обладать фундаментальными знаниями в области ИКТ

Остановимся более подробно на 3 составляющих ИКТ-компетенций: знаниях, навыках и отношении. Первая составляющая - знания - включает в себя познания, которыми обладают обучающиеся в области ИКТ. Сюда также можно отнести понимание преимуществ использования технологий в повседневной жизни.

Вторая составляющая - навык - означает способность использовать знания и навыки в области ИКТ для учебы и работы, а именно - осуществлять поиск и обработку информации, оценку полученной информации, управление информацией, находить связи между различной информацией, использовать сеть Интернет

Третья составляющая - отношение, означает понимание преимуществ и последствий использования ИКТ, осознание ценности и ответственности за коммуникацию. Отношение также включает в себя навыки критической оценки, которые приводят к развитию социальных и этических компетенций.

Социальные и этические компетенции подразумевают честность и ответственность за использование новейших технологий. Более того, социальные и этические компетенции побуждают пользователей соблюдать этические соглашения с целью правильного и этичного использования ИКТ, а также помогать другим, когда они сталкиваются с некоторыми трудностями при использовании ИКТ.

Самооценка ИКТ-компетенций - это метод оценки, который широко принят и признан педагогическими работниками во всем мире. Он включает в себя список вопросов для самостоятельной оценки его или ее компетенций. Информация, полученная таким образом, основана на желаниях или потребностях людей. Основное внимание в настоящем методе оценки уделяется самовосприятию и убеждению в отношении конкретной компетенции, которой обладает человек.

Опросник по ИКТ-компетенциям должен состоять из двух частей. Первая часть касается информации о курсантах, а вторая часть включает вопросы про ИКТ-компетенции. Для вариантов ответов можно использовать шкалу Лайкерта с четырьмя категориями: «Нет, мало, достаточно и много». Предполагается, что у обучаемых есть определенный уровень компетенции, определяемый категориями «Достаточно» и «Много». Отсутствие или недостаток категорий компетенций обозначается «Нет» и «Мало».

И-знание

Знания

ИКТ-компетенции

Навыки

Управление

Отношение и

этика

Оценка

Создание и интеграция

Рис. 1. Структура ИКТ-компетенций

Остановимся на вопросах, котор ые можно включить вопросник:

- Вы используете информационные и сетевые ресурсы?

- Вы продуктивно используете приложения?

- Выпрвменяете для получения ынформациисз различных источников?

- Выотуыруети, аналипи^ете иитиннуюинфор-мацию?

- Выоeуиднртoивфoомaмыlфисrloпмзyяоaвлиониlecоoджтвa и форматы?

- Вы ищртеппфoумaурюизуaзнысссточнркоотосо^л^ний тeмaрииeO

- Вы используете цифровые ресурсы для подготовки общих с другими курсантамипмоектвв, засвоим

- Вы решаете проблемы и принимаете решения, используя цифровые инструмент у?

- Вы планируете и организуете работу над общим проектом, заданием?

- Вы создаеоечто-томное, использыя ц^^ррко^ь^сжументыП

- Вы рационально, законно и ответственно используете информацию, полученную пви пноущи ИКеР

- Вы используете ИКТ как инструмент постоянного обучения?

- Вы используете ИКТ как средство объединения для работы над чем-либо и социального общения?

При подготовке опросника необходимо учитывать знания курсантов в области ИКТ (обозначим их как И-знание и К-знание), имеющиеся навыки ИКТ (обозначим как доступ, управление, оценка, создание и интеграция, коммуникация), а также отношение к ИКТ и этика (обозначим как отношение и этика).

Представим данную информацию в виде графа:

Перед вузами системы МВД стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров для подразделений полиции. Одной из дисциплин базового курса по направлению 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности является дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Дисциплины базового уровня формируют основу для обучения на старших курсах. В результате освоения дисциплин специалитета обучающиеся должны овладеть общепрофессиональными и универсальными компетенциями выпускника согласно Федеральному государственному обра-

эттельн^л^рг^^^идарту высшжroнаpузования иу спеяиояьыости [5]. Результат изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предполает, что обучающиеся должны знать основ-оыеротoдоl, си )<pонeноя,иoиcкроoистематизации, представления и обработки, передачи и реализации информации, используемые в аeптжльиocяиoрганвввн^аннохдол, отаы«eвозмРжноcяи использования информационно-телекоммуникационных технологий в профессиональной дея-уeлонoнти.

Перед преподавателями стоит непростая задача сделать образовательный ппоцевсиняеыясеям рлпябыоамщрхяя, т.к.оoвpeмeнныeкooяaыpы знакомы с информационными технологиями с раннего возраста. Активно используют их при ноднотовяе к зяняниим, дляотдыха, а такое в пвеceдонврoоншнм . Тем не менее знания курсантов в области ИКТ часто оказываются поверхностными. Также сто-ир (^сддт^т^иннфольто^^и ый уио вену ЮK0-кoмпдтурlj|00 оПунаищ ихся, т.к. курсанты приезжают учиться из разных регионов, из больших и малых населенных пунктор.еcсязмрoeопиepлaгается -компетенций в

начале обучения и после завершения изучения дисциплины «Информатика и ин-фoгноLмoниые техиооыгаи в иоффека^иапьноИ деяселуроотн».

Также важно продолжать анализ для того, чтобы вносить предложения по совершенствованию учебного процесса, внедрять современные практики преподавания и лучше понимать обучающихся.

Таким образом, проведенный анализ позволил нам заключить, что ИКТ-ком-петенции очень важны для развития как личностных, так и профессиональных качеств обучающихся. Развитие ИКТ-компетенций позволяет будущим специалистам соответствовать требованиям современного мира. Дает возможность анализировать информацию и определять возможности для использования ИКТ, выбирать ИКТ для решения конкретных задач, выбирать и использовать различное оборудование, программное обеспечение с учетом их функций, а также применять ИКТ для самостоятельного профессионального развития.

Научная новизна статьи состоит в определении основных тем для самодиагностики курсантов. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о формах ИКТ-компетенций. Практическая значимость заключается в определении направления работы педагогических работников в области повышения уровня ИКТ-компетенций обучающихся.

Библиографический список

1. Цифровая экономика Российской Федерации. Национальная программа. Москва, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос. 2005; 12 декабря. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

3. Воронов С.А. Управленческие компетенции как результат профессиональной подготовки курсантов: материалы научно-методического семинара. 2016. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, 2016: 66-69.

4. Hutmacher W. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzerland, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC). Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997: 11.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 N 1138 (ред. от 26.11.2020). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-40-05-01-pravovoe-obespechenie-nacionalnoy-bezopasnosti-1138/

6. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность бакалавров образования. Информатика и образование. 2012; № 2: 29 - 33.

7. Касьянова Е.В., Сафонов К.В. Методика развития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020; № 2 (52): 46 - 57.

8. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога. Педагогическое образование в России. 2015; № 7: 6 - 15.

References

1. Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii. Nacional'naya programma. Moskva, 2021.

2. Hutorskoj A.V. Tehnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij. 'Ejdos. 2005; 12 dekabrya. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

3. Voronov S.A. Upravlencheskie kompetencii kak rezul'tat professional'noj podgotovki kursantov: materialy nauchno-metodicheskogo seminara. 2016. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij voennyj institut vojsk nacional'noj gvardii RF, 2016: 66-69.

4. Hutmacher W. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzerland, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC). Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997: 11.

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.08.2020 N 1138 (red. ot 26.11.2020). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-40-05-01-pravovoe-obespechenie-nacionalnoy-bezopasnosti-1138/

6. Lapchik M.P. IKT-kompetentnost' bakalavrov obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2012; № 2: 29 - 33.

7. Kas'yanova E.V., Safonov K.V. Metodika razvitiya mediakompetencij studentov posredstvom mediaobrazovatel'nyh proektov. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2020; № 2 (52): 46 - 57.

8. Starichenko B.E. Professional'nyj standart i IKT-kompetencii pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 7: 6 - 15.

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 37

Malenkova A.A., Cand. of Sciences (Philology), teaching assistant, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: ludvik31@yandex.ru

TRAINING IN COOPERATION AS A TECHNOLOGY FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY. Today, when international contacts are intensifying, institutions of higher education must provide students with the opportunity to develop such communication skills in foreign languages that would help them carry out professional communication and exchange of experience at the international level. The article discusses an issue of learning in collaboration as a technology for studying foreign language at a university. Methods of work and various types (strategies, models) of the analyzed technology in the process of studying FL are highlighted. It is concluded that the totality of the considered forms of organization of learning FL with the help of learning in collaboration allows the most complete implementation of a personality-oriented approach, provides the opportunity for oral practice to each student, creates conditions for the formation of a personal reasoned opinion on a particular issue, helps to increase students' motivation for learning, teaches you to objectively evaluate yourself and others.

Key words: foreign language, learning in collaboration, learning technology, collaborative learning.

А.А. Маленкова, канд. филол. наук, асс., Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: ludvik31@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Сегодня, когда интенсифицируются международные контакты, учреждения высшего образования должны обеспечить студентов возможностью сформировать такие навыки общения на ИЯ, которые бы помогали им осуществлять профессиональную коммуникацию и обмен опытом на международном уровне. В статье рассматривается вопрос обучения в сотрудничестве как технология изучения ИЯ в вузе. Выделяются методы работы и различные виды (стратегии, модели) анализируемой технологии в процессе изучения ИЯ. Сделан вывод, что совокупность рассмотренных форм организации обучения ИЯ с помощью обучения в сотрудничестве позволяет наиболее полно реализовать личностно ориентированный подход, предоставляет возможность устной практики каждому студенту, создает условия для формирования личного аргументированного мнения по тому или иному вопросу, способствует повышению мотивации студентов к обучению, учит объективно оценивать себя и других.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение в сотрудничестве, технология обучения, совместное обучение.

Задача высшей школы - привлечь студента к активной познавательной деятельности, научить применять приобретенные знания на практике, четко осознавая, для каких целей они могут быть использованы. Технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning, collaborative learning, CL) опирается на лич-ностно ориентированный подход к студенту и трактуется в мировой педагогике как успешная альтернатива традиционным методам преподавания ИЯ [1]. Базовая идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Эта технология предполагает свободное развитие личности, наличие творческой или исследовательской деятельности, обеспечивает формирование студентом коммуникативных умений, способствует становлению его культурной идентификации, создает эффект социализации.

Технология CL строится на совместном обсуждении проблемы, принятии решений и является одним из вариантов личностно ориентированного подхода в обучении ИЯ. Ключевой принцип обучения в сотрудничестве - создание на практических занятиях по ИЯ благоприятных условий с целью активизации совместной деятельности в процессе обучения в разнообразных учебных ситуациях. Основы обучения в сотрудничестве, в малых группах обоснованы учеными-педагогами, психологами, философами (Д. Дюи, Ж. Пиаже, Дж. Олпорт, В. Сухом-

линский, Ш. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, К. Хорни, Р. Славин и

др.) [2].

Основы учебной работы при непосредственной кооперации в своих трудах исследовали Х. Лийметс, называя ее групповой работой, В. Петровский трактовал ее как совместную учебную деятельность, И. Чередов - как коллективную работу, В. Рубцов, Г Цукерман рассматривали обучение в сотрудничестве как коллективно-распределенную деятельность, а М. Виноградова и И. Первин как коллективную познавательную деятельность; В. Дьяченко и А. Ривин называли ее коллективным способом обучения [2]. Особенности применения этой технологии на уроках иностранного языка изучала Е. Полат при работе в парах [2]. Технология О. была разработана американскими методистами Дж. Аронсоном (1978, Калифорния), Р Славином (1996, Университет Джона Хопкинса), Д. Джонсом и Р. Джонсом (1987, Университет Миннесоты) и группой Шломо Шаран (Израиль, Тель-Авивский университет) [3].

В отличие от характеризующегося конкуренцией индивидуального обучения, О. предлагает студентам искать общую выгоду в сильных сторонах друг друга (взаимно делиться информацией, оценивать идеи, мониторить работу и т.д.). Каждый участник достигает успеха тогда, когда группа успешно выполняет задание [3]. Исследователи [4] подчеркивают, что при использовании данной тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.