Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ПОДДЕРЖКА ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ЧТЕНИЕ В СЕМЬЕ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / ТРАДИЦИЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ / ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Саргылана Степановна

Настоящее исследование посвящено проблеме поддержки традиции семейного чтения в условиях информационного общества. Актуальность темы обусловлена с внедрением в жизнь общества ИКТ-технологий, что делает чтение книг непопулярным и даже невостребованным. Можно говорить о нивелировании значимости традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и того влияния, какое оно оказывает на сближение членов семьи. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие не сформированности ее с раннего детства. В статье раскрыты формы побуждения интереса детей к чтению в семье. На основе изучения объекта исследования установлено, что формами побуждения интереса детей к чтению в семье являются: выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги; чтение вслух; чтение с последующим обсуждением. Автор делает вывод о том, что поддержка традиции семейного чтения готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Предложенные формы могут быть использованы педагогами, родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORTING THE TRADITION OF FAMILY READING IN THE INFORMATION SOCIETY

This study is devoted to the problem of supporting the tradition of family reading in the information society. The relevance of the topic is due to the introduction of ICT technologies into the life of society, which makes reading books unclaimed. The importance of the tradition of family reading in the spiritual formation of the child's personality and the influence it has on the rapprochement of family members is forgotten. The article clarifies the features of the forms of inducing children's interest in reading in the family. Based on the study of the object of the study, it was found that the forms of stimulating children's interest in reading in the family are: choosing to read literature adequate to the age needs of the child; awakening the child's interest in reading through cinema; simultaneous reading by an adult and a child of the same book; reading aloud; reading with subsequent discussion. The author concludes that the support of the tradition of family reading prepares a person for a relationship with a book, awakens and deepens attention, forms the need for reading. The lack of need for reading in adults is a consequence of its lack of formation from early childhood. The proposed forms can be used by teachers, parents.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

11. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат. -Москва: Юрайт, 2020. - 392 с.

12. Санько, А.М. Функции преподавателей вузов в современных условиях / А.М. Санько // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - Т. 25. - № 1. - С. 57-62

13. Чекалина, Т.А. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения / Т.А. Чекалина, Т.В. Тумандеева, Н.В. Максименко // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 3(31). - С. 44-52

14. Ярычев, Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской Республики / Н.У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1 (1). - С. 25-29

Педагогика

УДК 373.31

старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПОДДЕРЖКА ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Настоящее исследование посвящено проблеме поддержки традиции семейного чтения в условиях информационного общества. Актуальность темы обусловлена с внедрением в жизнь общества ИКТ-технологий, что делает чтение книг непопулярным и даже невостребованным. Можно говорить о нивелировании значимости традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и того влияния, какое оно оказывает на сближение членов семьи. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие не сформированности ее с раннего детства. В статье раскрыты формы побуждения интереса детей к чтению в семье. На основе изучения объекта исследования установлено, что формами побуждения интереса детей к чтению в семье являются: выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка; пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф; одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги; чтение вслух; чтение с последующим обсуждением. Автор делает вывод о том, что поддержка традиции семейного чтения готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Предложенные формы могут быть использованы педагогами, родителями.

Ключевые слова: чтение, чтение в семье, читательский интерес, традиция семейного чтения, детское литературное творчество.

Annotation. This study is devoted to the problem of supporting the tradition of family reading in the information society. The relevance of the topic is due to the introduction of ICT technologies into the life of society, which makes reading books unclaimed. The importance of the tradition of family reading in the spiritual formation of the child's personality and the influence it has on the rapprochement of family members is forgotten. The article clarifies the features of the forms of inducing children's interest in reading in the family. Based on the study of the object of the study, it was found that the forms of stimulating children's interest in reading in the family are: choosing to read literature adequate to the age needs of the child; awakening the child's interest in reading through cinema; simultaneous reading by an adult and a child of the same book; reading aloud; reading with subsequent discussion. The author concludes that the support of the tradition of family reading prepares a person for a relationship with a book, awakens and deepens attention, forms the need for reading. The lack of need for reading in adults is a consequence of its lack of formation from early childhood. The proposed forms can be used by teachers, parents.

Key words: reading, reading in the family, reader's interest, the tradition of family reading, children's literary creativity.

Введение. К сожалению, традиции семейного чтения могут быть затронуты развитием ИКТ. Сегодня все больше людей проводят свободное время за просмотром фильмов и сериалов в интернете, играми на компьютерах или планшетах, просмотром новостей и контента в социальных сетях. Эти активности часто заменяют чтение книг, семейный диалог и общение.

Традиция семейного чтения имела огромное значение для развития культурной жизни в России XIX - начала XX века. Она помогала сформировать интерес и любовь к литературе, развивала способность к анализу и критическому мышлению, способствовала укреплению связей между членами семьи и воспитанию компетентных, культурных и образованных людей. Традиция семейного чтения, сохраненная и развиваемая сегодня, может стать сильной опорой для современных семей, помочь поддерживать духовную связь с прошлым и сохранить ценности, которые передавались из поколения в поколение.

Недавние исследования показали, что человек, который читает книги, имеет более развитый мозг, чем тот, кто не читает и предпочитает смотреть телевизор или проводить время в Интернете. Чтение книг способствует развитию памяти, улучшению креативности и умственной гибкости, а также развитию языковых и межличностных навыков [2].

Кроме того, чтение книг является лучшим способом для получения знаний и расширения кругозора. В отличие от Интернета, где информация часто поверхностная и не проверена на достоверность, книги предоставляют более глубокий исследовательский материал, основанный на фактах и проверенных источниках.

Наконец, чтение книг представляет собой идеальный способ расслабиться и успокоиться после напряженного дня. Оно помогает снять стресс и усталость, дает человеку возможность на время уйти от повседневных проблем и забот, насладиться тишиной и уединением [4].

В целом, любовь к книгам и чтению - это ценная характеристика личности, которая способствует развитию человека как интеллектуально, так и эмоционально. Поэтому необходимо бережно относиться к этому увлечению и стараться внушить его людям вокруг себя.

Современный ритм жизни не оставляет родителям достаточно времени для чтения и общения со своими детьми. Вместо этого родители часто отдают детей в детские сады или занимаются работой, увлечениями или саморазвитием. Традиции семейного чтения теряют свою ценность и актуальность [3].

Также на развитие ребенка отрицательно влияют социальные проблемы, такие как бедность, насилие, негативный влияние определенного окружения и т.д. Все эти факторы могут привести к задержке в развитии, эмоциональным проблемам и отставанию в учебе.

Необходимо создавать благоприятные условия для развития ребенка, включая чтение, общение с родителями и близкими, а также помощь в преодолении социальных проблем. Развивать интерес к чтению нужно с самого раннего возраста, воспитывая любовь и уважение к книгам и прививая привычку читать.

Целью данной статьи является поддержка традиции семейного чтения в условиях информационного общества, описание форм побуждения интереса детей к чтению в семье.

Изложение основного материала статьи. Особый интерес в вопросе побуждения интереса детей к чтению вызывают труды классиков методики литературного образования и воспитания - В.П. Острогорского, С.И. Абакумова, М.А. Рыбниковой.

Одна из современных методик развития интереса к чтению - это методика Ирины Ведерниковой «Чтение и здоровье». Ее основная идея заключается в том, что чтение и здоровье неразрывно связаны друг с другом. Активное чтение помогает улучшить память, внимание, концентрацию и снижает уровень стресса. Она предлагает ряд упражнений и игр, направленных на развитие навыков чтения и активизации познавательной деятельности ребенка [5].

Очень важно, чтобы родители и педагоги не только обучали ребенка чтению, но и самостоятельно ценили книгу как источник удовольствия и знаний, а также моделировали примеры постоянного общения с книгой и чтения перед детьми. Совместное чтение, обсуждение прочитанного и просто нахождение занятности в книге могут стать чудесным способом сближения родителей и детей в современном мире [1].

В ноябре 2022 года в целях выявления отношения взрослых и детей к чтению и детскому литературному творчеству мы провели опрос среди 32 родителей детей (7-13 лет). Опросник раскрывал ответы по следующим позициям:

1. Как часто вы читаете своему ребенку или вместе обсуждаете прочитанное?

2. Как часто ваш ребенок сочиняет, рисует или играет на тему прочитанного литературного произведения?

3. Знаете ли вы приемы развития детского литературного творчества?

4. Увлекается ли ваш ребенок чтением?

Результаты представили в таблицах.

Выяснилось, что большинство опрошенных (21 человек) читают с детьми или обсуждают прочитанное. 11 человек почти не читают с детьми или не разговаривают о прочитанном (с ответом «редко») (см. таблицу 1).

Таблица 1

1. Как часто вы читаете своему ребенку или вместе обсуждаете прочитанное?

"Каждый день" 5

"Иногда" 16

"Редко" 11

Можно сделать вывод о том, что дети не часто сочиняют, рисуют или играют на тему прочитанного литературного произведения. 16 человек иногда связывают творчество с прочитанным (см. таблицу 2).

Таблица 2

2. Как часто ваш ребенок сочиняет, рисует или играет на тему прочитанного литературного произведения?

"Часто" 2

"Иногда" 16

"Редко" 14

7 человек из группы опрашиваемых ответили, что знают, как привлечь внимание детей к чтению (см. таблицу 3).

Таблица 3

3. Знаете ли вы как увлечь детей чтением?

"Да" 7

"Нет" 25

По данным опроса, было выявлено только 3 ребенка, которые по мнению родителей, увлекаются чтением (см. таблицу 4).

Таблица 4

4. Увлекается ли ваш ребенок чтением?

"Да" 3

"Скорее да" 7

"Скорее нет" 10

"Нет" 12

Чтение книг позволяет ребенку узнавать о мире, о разных эпохах и культурах, о разных людях и их судьбах, формирует ценности и мировоззрение. Кроме того, чтение книг способствует развитию фантазии, воображения, эмоциональной сферы, и является одним из главных средств развития речи и логики.

Для того чтобы интегрировать нравственные и духовные составляющие в процесс чтения, важно помнить о том, что книги должны быть выбраны соответствующие возрасту и интересам ребенка, а также подбирать к ним соответствующие объяснения и примеры. Важно, чтобы чтение было не просто навязанным деятельностью, а действительно интересным, полезным и занимательным времяпрепровождением для ребенка. И, конечно, сам пример взрослого, который постоянно читает, обсуждает и ценит книги, может стать одним из главных мотиваторов для ребенка в развитии его интереса к чтению.

В ходе семейного чтения ребенок находится в зоне ближайшего развития, т.е. участвует в диалоге взрослого и ребенка, что позволяет ему расширять свои знания и навыки. Родители могут задавать вопросы, выяснять мнения и различные точки зрения на происходящее в книге, способствуя тем самым развитию у ребенка критического и логического мышления.

Семейное чтение способствует также формированию ребенка как личности, расширению его внутреннего мира и развитию эмоциональной сферы. Книги помогают ребенку разных возрастов понимать сложные эмоциональные состояния, формируют у него эмпатию и сочувствие. Ведь в те минуты, когда ребенок читает книгу, он переживает радость, грусть, страх или разочарование вместе с героями книги, что помогает ему лучше понимать окружающий мир и свои чувства [6].

Таким образом, семейное чтение - это важный элемент воспитания детей, который помогает не только расширять их знания, повышать уровень эрудиции и развивать речь, но и формировать духовный мир ребенка, его успехи в обществе и многом другом.

Также необходимо учитывать, что дети все разные, и каждый будет интересоваться своей тематикой. Не нужно настаивать на чтении классической литературы, если ребенок этого не хочет. Важно найти книги, которые будут интересны ему и подходят по возрасту и уровню чтения.

Кроме того, стоит запомнить, что самым эффективным способом привить любовь к чтению является пример родителей. Если родители сами не читают, то и ребенок скорее всего не захочет этим заниматься. Поэтому возможность общения с интересными книгами должна быть доступна всему семейству.

Наконец, чтение должно происходить в приятной обстановке, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Можно создать специальный уголок для чтения в доме, где ребенок сможет уединиться и насладиться чтением. И, конечно же, не забывайте похваливать ребенка за прочитанные книги и поддерживать его интерес к чтению.

Действительно, создание традиции семейного чтения может быть сложным процессом, но это не означает, что это невозможно. Важно начать с малого, не стоит устанавливать высокие ожидания, чтобы не разочароваться.

Важно также понимать, что дети часто копируют поведение родителей и отображают их интересы, поэтому, если родители ведут активный образ жизни и любят читать, то это позволит создать благоприятную атмосферу для развития любви к чтению у детей.

Кроме того, стоит не забывать об альтернативных форматах чтения, таких как аудиокниги или электронные книги, которые могут быть более доступными и удобными для детей, которые не любят традиционное чтение. В конечном итоге, главное - это подойти к процессу создания традиции семейного чтения с любовью и терпением и делать это с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого члена семьи.

Обобщая теоретические источники можно выделить следующие формы побуждения интереса детей к чтению в семье:

- выбор правильных книг для возраста и интересов ребенка;

- чтение вслух и обсуждение прочитанного;

- знакомство с разными жанрами литературы;

- участие в книжных клубах и кружках;

- создание атмосферы чтения дома с помощью уютного уголка, светильников, запаха свечей и т.д.;

- стимулирование читательских интересов и навыков через награды и поощрения;

- визуализировать то, что ребенок читает;

- постоянный пример и интерес родителей к чтению и обмену мнениями о литературе.

Обучая детей чтению и пониманию, в своей практике чаще всего используют такие стратегии, как:

1. «Стратегия общения» (разговор о произведении с другими людьми для уточнения смыслов и взглядов на тему).

2. «Стратегия моделирования» (создание своей версии событий или интерпретации произведения на основе личного опыта и знаний).

3. «Стратегия систематизации» (создание списков и схем, помогающих организовать информацию и понимание произведения).

4. «Стратегия рефлексии» (обдумывание собственных чувств и мыслей, возникающих в процессе чтения, и направление их на повышение понимания произведения) [7].

Выводы. Таким образом, семейное чтение позволяет развивать в детях интерес к книгам и чтению, что, в свою очередь, способствует развитию их воображения, креативности, логического мышления и словесной грамотности. Регулярное чтение в семье помогает формировать в детях навыки исследования и анализа текстов, развивает умение выражать свои мысли и чувства словами.

Семейное чтение может стать противоядием к потреблению информации в виде телевизора и интернета. Вместе с тем, семейное чтение позволяет создавать важные семейные традиции, способствующие сближению и укреплению взаимоотношений между родителями и детьми.

В целом, семейное чтение играет важную роль в формировании культуры чтения и любви к книгам, а также в развитии личностных качеств и способностей у детей, открывая новые возможности для их будущей профессиональной и личностной жизни.

Кроме того, для ребенка важно читать книги, которые соответствуют его возрасту и уровню развития. Родители могут обратиться к различным рекомендациям и обзорам книг для детей, чтобы выбрать книги, которые будут интересны и полезны для их ребенка.

Независимо от выбора книг, семейное чтение поможет развивать у детей любовь к книгам и чтению, что, в свою очередь, способствует их развитию как личностей и помогает им готовиться к будущему.

Чтение хороших книг в семейном кругу может оказать огромное влияние на будущее ребенка. Книги могут помочь ребенку расширить свой кругозор, научиться мыслить и анализировать, улучшить свой словарный запас. Более того, чтение книг может помочь детям развивать эмпатию, сочувствие к другим людям и культурным ценностям.

Семейное чтение может привести к созданию близких связей между членами семьи, поскольку это способствует открытому общению, обмену мнениями и разговорам на различные темы. Это важно для формирования здоровых и доверительных отношений с ребенком, которые могут остаться на всю жизнь.

Литература:

1. Автушко, Л.И. Приёмы работы над сочинением сказок в начальной школе / Л.И. Автушко, М.В. Веккесер, А.А. Фалилеева // Человек и язык в коммуникативном пространстве. - 2019. - Т. 7. - №. 7. - С.152-159

2. Агутина, О.В. Модель поддержки детского чтения в ДОУ / О.В. Агутина, Е.Н. Мартынова // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов. - 2020. - С. 250-257

3. Актуализация интереса школьников и студентов к чтению художественной литературы М.А. Селиверстова / Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобарева В.С. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22229 (дата обращения: 26.04.2023).

4. Асонова, Е.А. Современная литературная сказка: история и политика в детском чтении / Е.А. Асонова, О.Б. Бухина // КиберЛенинка: научная электронная библиотека: сайт. - 2021. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/sovremennaya-literatumaya-skazka-istoriya-i-politika-v-detskom-chtenii (дата обращения: 26.04.2023).

5. Гайдук, О.С. Формирование творческого рассказывания у детей. Проблемы и перспективы развития образования в России / О.С. Гайдук // КиберЛенинка: научная электронная библиотека: сайт. - 2018. - №14. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-tvorcheskogo (дата обращения: 01.04.2023).

6. Киршин, И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Киршин Игорь Александрович. - Калининград, 1999. - 227 с.

7. Милюгина, Е.Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития / Е.Г. Милюгина. - Тверь, 2013. -С. 182-187

Психология

УДК 159

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека Ганиева Аида Исметовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития личности Алиева Марзият Батырсултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Рубанова Елена Ивановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Авторы данной статьи отмечают, насколько важным является поддержание психологического здоровья будущих профессионалов для достижения положительных образовательных результатов. Во внимание ими принимается также возможное негативное влияние роста темпов научно-технического прогресса, фиксирующееся во всех сферах жизни российского общества, не исключая высшее образование, на психику представителей молодёжной среды. Такая ситуация делает рассмотрение вопросов сущности, структуры и формирования их психологического здоровья необходимым с точки зрения дальнейшего прогрессивного развития российской образовательной системы и общества в целом. Таким образом, цель статьи состоит в исследовании психологического здоровья студентов как важной теоретической проблемы современной образовательной практики.

Ключевые слова: высшее образование, психология здоровья, психологическое здоровье, психологическое здоровье студентов, формирование психологического здоровья студентов.

Annotation. The given article authors note how important it is to maintain the future professionals psychological health in order to achieve positive educational results. They also take into account the scientific and technological progress pace growth possible negative impact, which is fixed in all spheres of Russian society life, not excluding higher education, on the psyche of representatives of the youth environment. This situation makes consideration of their psychological health essence, structure and formation necessary from the Russian educational system and society as a whole progressive development point of view. Thus, the purpose of the article is to study the psychological health of students as the modern educational practice important theoretical problem.

Key words: higher education, health psychology, psychological health, psychological health of students, formation of psychological health of students.

Введение. Для трёх последних десятилетий истории России характерна существенная интенсификация экономических, социальных, политических и культурных процессов [4, С. 17]. Данная тенденция, в свою очередь, обусловлена ростом темпов научно-технического прогресса, влияние которого прослеживается во всех отраслях человеческой деятельности (Н.М. Владимиров, Е.В. Декина, И.Г. Доровских, О.Н. Иванов, Т.И. Куликова).

Изменения в социоэкономических условиях осуществления трудовой деятельности и её материально-техническом обеспечении, естественно, способствуют трансформации требований социума к процессу подготовки кадров на ступени высшего образования (Е.С. Егошина, В.П. Димиденко, И.П. Уйманова). Современным студентам необходимо овладеть б'ольшими объёмами знаний, умений и навыков, чем их предшественникам за идетничный по времени период обучения [3, С. 8]. Кроме того, в дополнение к формированию профессиональных компетенций участникам образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современных вузов, необходимо уделять всё больше внимания развитию системы надпрофессиональных [7, С. 152-153]. Всё это, повторимся, - в условиях сохранения, а иногда и ужесточения прежних временн'ых рамок (Е.В. Быков, Е.В. Звягина, Э.М. Казин, А.Н. Коваленко, О.А. Макунина, И.А. Свиридова, Т.Н. Семенкова). Таким образом, современный этап развития системы отечественного ВО связан с существенным возрастанием нагрузки на обучающихся [1, С. 128].

Подобная ситуация может оказывать мощное негативное влияние на их психологическое здоровье [10, С. 155]. Соответственно, вопросы его сохранения являются важными слагаемыми теоретического обеспечения дальнейшего прогрессивного развития вузовского образования в нашей стране.

Частичному их решению посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Психологическое здоровье представляет собой одновременно процесс нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуального жизненного цикла субъекта, в т.ч. осваивающего программы высшего образования, и его результат [12, С. 75].

Ряд современных авторов выделяют две основные составляющие психологического здоровья (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.