УДК 028.02 Степичева Татьяна Викторовна
главный библиотекарь
Центральной городской детской библиотеки
имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕРЫВАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В 1970-1990-Е ГГ.
Stepicheva Tatiana Viktorovna
Chief Librarian, Pushkin Central Children's Library in St. Petersburg
HISTORICAL AND SOCIAL FACTORS OF INTERRUPTION OF THE FAMILY READING TRADITION IN 1970-1990
Аннотация:
В статье проанализировано совместное чтение вслух в советских семьях в 1970-1990-х гг. по материалам опроса. Выделены проявлявшиеся в этот период элементы традиции семейного чтения. Отмечено, что на фоне занятости родителей и ранней самостоятельности детей чтение в семье стало более индивидуальным, чем коллективным занятием. Выявлено понимание чтения вслух как преимущественно подготовительного этапа перед самостоятельным чтением ребенка. Сделан вывод о практически полном исчезновении традиции семейного чтения в этот период.
Ключевые слова:
традиция семейного чтения, совместное чтение вслух в семье, зона ближайшего развития, обсуждение, переход от слушателя к читателю, круг чтения.
Summary:
The article analyzes the tradition of family reading aloud in Soviet families in 1970-1990 basing upon the survey. The author describes the elements of the family reading tradition of that period. It is noted, that at the background of parents' stirring life and the early independence of children, the family reading became an individual activity rather than a collective one. It is concluded that the family reading tradition disappeared during the considered period.
Keywords:
family reading tradition, family reading aloud, zone of proximal development, discussion, transformation from listener to reader, range of reading.
Совместное чтение вслух в семье - одна из традиций русской культурной семьи - описана во многих мемуарных источниках, изучение которых дает возможность проследить ее развитие с конца XVIII столетия до 1950-60-х гг. Дальнейшее существование традиции не зафиксировано в письменных источниках. В статье предпринята попытка составить представление о совместном чтении в семье в 1970-1990-е гг. посредством анализа сведений, полученных их источников-свидетельств в виде рассказа в свободной форме о чтении вслух в семье.
Опрос проводился в 2014 г. в сети Интернет. В ходе опроса было получено 74 развернутых рассказа, которые позволили проанализировать изменения, произошедшие в семейном чтении в исследуемый период. Ответы формируют достаточно однородную картину. Совместное чтение вслух существует преимущественно в виде чтения детям, которое имеет характерные особенности, отличающие этот период от всех предыдущих. Прежде всего это понимание чтения вслух как вспомогательного инструмента, необходимого только пока ребенок не научился читать самостоятельно. Больше половины ответивших напрямую связывают обучение самостоятельному чтению с окончанием совместного чтения вслух. Однотипность и малая вариативность ответов позволяют создать общую картину практически без потери деталей.
Согласно воспоминаниям, детям практически не читали (варианты: «очень мало читали», «не читали вслух»), либо это не отложилось в памяти («не помню, чтобы мне читали», «явно читали, но помню только, как читала сама»). То, что чтение вслух было, но не стало ярким воспоминанием детства, подтверждают ссылки на родителей («мама говорит, что в дошкольном возрасте читали много, но я не помню»). Если читали, то недолго, до того момента, пока ребенок не научился читать сам, по слогам или бегло. Чаще всего это происходило к четырем годам (варианты - от 2,5 до 6 лет). Непосредственная связь самостоятельного чтения с прекращением чтения вслух отмечается в экспрессивных выражениях: научили читать «чтобы к ним не приставала», «чтобы не лезла». Читать вслух взрослых приходится упрашивать, чаще же, научившись читать, ребенок остается наедине с книгой («с тех пор читала сама», «дальше я поглощала книжки самостоятельно»).
При достаточной схожести всех исследованных рассказов отношение их авторов к изменению статуса со слушателя на читателя разное. На одном полюсе - абсолютное принятие модели поведения взрослых («научилась читать сама и по собственной инициативе прекратила отнимать время мамы» - выделено рассказчицей; «в первом классе я сама "ворвалась" в процесс и громкие читки
мне стали не нужны»). На втором - деятельный протест против нее («Когда мне было почти 7, мама резко отказалась читать на ночь (так как я сама умела, но не хотела и не любила). Я тогда сильно на маму обиделась и перестала читать вообще (где-то на 1,5 года) при возможности, конечно»). Прекращение совместных чтений вслух объясняется занятостью взрослых («родители были более заняты работой и домашними делами», «родители работали, были очень заняты»).
Почти треть опрошенных пишет о чтении вслух приблизительно до окончания начальной школы (8-12 лет, чаще - до 10). Эти воспоминания менее однородны, каждый описанный случай имеет больше индивидуальных, чем общих черт. Минимально число воспоминаний, в которых можно выделить элементы классической традиции: регулярность, длительное существование, вовлеченность в чтение всех членов семьи (а иногда и друзей, родственников, одноклассников детей), обсуждение, чтение для удовольствия. Характерно, что сами респонденты не описывают чтение вслух в своих семьях в терминах традиции. Это слово употреблено лишь в одном ответе по отношению к семье одноклассницы, где наличие живого носителя традиции (бабушка «из бывших») обусловило существование традиции семейного чтения в ее классическом варианте. Совместное чтение в том виде, в котором оно существовало, не воспринимается отвечающими как семейная традиция, берущая начало в детстве их родителей или бабушек. Скорее это один из элементов воспитания / обучения ребенка, необходимость в котором отпадает со временем.
Там, где речь идет о более или менее регулярном совместном чтении вслух, одной из характерных особенностей является активное использование родителями зоны ближайшего развития ребенка. Это чтение классической русской и зарубежной литературы, научной фантастики, литературы для взрослых, в том числе и той, что читают в тот момент сами родители. В качестве мотива, побуждающего к чтению вслух подросткам, может выступать недоступность определенных текстов и стремление поделиться ими (самиздат, книги М.А. Булгакова). Как правило, упоминается наличие у читающего взрослого большего, чем у остальных, запаса свободного времени и любви к книге и чтению. Чем старше ребенок, который вовлекается в совместные чтения, тем более значима роль взрослого, инициатора и организатора чтений. Ему принадлежит право выбора литературы для чтения, организация обсуждения, от него зависит формирование восприятия прочитанного произведения. С уходом взрослого (смерть, развод родителей и т. д.), как правило, прекращается и инициированное им чтение вслух.
Для взрослых в период 1970-х - начала 1990-х гг. основной сферой приложения сил являлась работа, у детей рано начиналась своя собственная, независимая от родителей жизнь. В вопросах совместного чтения внутренняя независимость, определенная обособленность взрослых и детей особенно явно сказывается на таком важном моменте, как обсуждение.
Упоминаются три типа обсуждения: разъяснения по тексту фактической информации (непонятные слова, понятия, личности) либо логики развития сюжета (сюжетные ходы, логика действия персонажей и т. д.); выстраивание вариативного сюжета (другие варианты развития событий, дописывание сюжета и т. п.); собственно обсуждение (обсуждение фабулы произведения, героев и их поступков, мировоззренческих вопросов и т. п., дискуссии). Первый тип чаще используется родителями на начальном этапе чтения вслух, второй - при чтении с младшими подростками, третий - наиболее сложный и интересный - свидетельствует о высоком уровне развития совместного чтения как процесса и чаще всего связан с чтением взрослых и старших подростков.
В воспоминаниях об этом периоде сравнительно редко упоминается обсуждение как составляющая часть совместного чтения. Примерно четверть опрошенных пишет об отсутствии обсуждения («никакого обсуждения или разбора прочитанного не предполагалось», «ничего мне не разъясняли»). Характерна не только констатация отсутствия обсуждения, но и преимущественно положительное отношение к этому факту по прошествии времени. Можно предположить две причины такого отношения. Первая - стремление не допустить в совместные чтения элемент обучения, возможно, подсознательное. Вторая - упомянутая выше внутренняя независимость, самостоятельность.
«Серьезных или моральных аспектов никто никогда не подчеркивал, но интересно, что именно благодаря Булгакову у меня в те годы выстроилась этическая система: я очень хорошо поняла, что такое хорошо, а что такое плохо». «Перебивать читающего без веской причины считалось дурным тоном». «Никакого обсуждения или разбора прочитанного не предполагалось, как и не возбранялось потом задавать вопросы; впрочем, мне всегда было интереснее самой подумать, чем спросить». «Вопросы я практически не задавала. Это было мое, и я все берегла в себе. Обучения в процессе чтения не было. И это здорово, на мой теперешний взгляд. Я училась думать и понимать сама. А не по чьей-то указке».
Выбор произведений, указанных в ответах, вполне традиционен. Это сказки, авторские (братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, В. Гауф и т. д.) и народные, детская классика (С.Я. Маршак,
К.И. Чуковский, А.М. Волков, Н.Н. Носов и т. д.), для более старших - преимущественно классические произведения русской, советской и зарубежной литературы, большинство из которых входит в золотой фонд детского чтения (А.П. Чехов, А.Н. Островский, М.Ю. Лермонтов, Е.Л. Шварц, В. Шекспир, Ж. Верн, М. Твен, О'Генри и т. д.).
Знаковыми для того периода книгами можно считать «Мастера и Маргариту» и другие произведения М.А. Булгакова и «Легенды и мифы Древней Греции» Н.А. Куна. М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита» занимает первое место по общему числу упоминаний во всем массиве ответов. Упоминание книги Н.А. Куна как знаковой относится преимущественно к 1970-80-м гг. («Любимое чтение всех детей в нашей семье "Мифы и легенды Древней Греции". Лет в пять полагается знать все сюжеты наизусть»).
Среди взрослых, читающих вслух, первое место остается за матерью. Это естественно, когда речь идет о чтении маленьким детям. Однако в этот период можно говорить о возросшей роли отца в воспитании ребенка с помощью книги. Эта тенденция наметилась еще в воспоминаниях 1930-40-х гг. Один из самых ярких и наполненных рассказов о семейном чтении, относящийся к этому периоду, посвящен именно чтению с отцом [1]. Отец в качестве чтеца упоминается в два раза меньше, чем мать. При этом в половине этих воспоминаний речь идет только о чтении с отцом, другие родственники не упоминаются совсем. Значимость мужского участия в детском и совместном чтении проявляется в более яркой эмоциональной окрашенности воспоминаний о чтении с отцом или дедушкой. Дедушки отдельно упомянуты всего в четырех ответах, но при этом два из них - развернутые эмоциональные воспоминания о регулярном чтении вслух.
Разница в восприятии отца и матери при воспоминании о совместных чтениях в этот период вполне объяснима естественными причинами. Дошкольнику, как правило, читает мать. Если учитывать то, что ребенку примерно в половине случаев прекращали читать после того, как он научился читать (складывать буквы в слова) самостоятельно, то есть около четырех лет, то чтение вслух следует отнести к тому периоду жизни, который остается в памяти небольшим числом несвязных воспоминаний. Дежурное чтение вслух как один из естественных, повторяющихся моментов жизни могло не сохраниться в памяти совсем или же отпечататься менее четко, чем единичное, яркое по эмоциональному фону событие. Для ребенка начального школьного возраста ситуация меняется. Откладываются в памяти не только выдающиеся события, но сама ткань жизни, ее естественное течение. В этом возрасте возрастает значение отца, особенно для девочек. Учитывая то, что участниками опроса являются преимущественно женщины, этот момент проступает еще более явно.
Поскольку родители перестают читать достаточно рано, возрастает роль старших братьев и сестер. Близкие по возрасту дети читают друг другу, старшие читают вслух младшим.
Повышение активности детей во многих вопросах организации совместного чтения является характерным для этого периода. Мнение ребенка учитывается или является определяющим при выборе литературы для чтения. Часто именно ребенок является инициатором совместного чтения, причем ему приходится преодолевать определенное сопротивление со стороны взрослых (как уже упоминалось, взрослых приходится «уговаривать», «упрашивать»). Возможно, именно поэтому умение читать самостоятельно воспринимается как безусловное благо, освобождающее от необходимости зависеть от взрослых в вопросах чтения.
Выбор книги ребенком естественно ограничен кругом знакомой ему литературы. В том случае, если родительское чтение учитывает зону ближайшего развития ребенка, выбор литературы, безусловно, остается за взрослым.
Анализ произведений, выбранных с учетом зоны ближайшего развития, показывает, что ребенок в возрасте 9-10 лет и старше воспринимается как достойный собеседник, способный понять и оценить многие книги, написанные для взрослых. Учитывая, что читательское развитие слушающего ребенка может отставать от эмоционального и умственного, родители прибегают к различным приемам, облегчающим понимание текста. Самым простым способом ввести ребенка в мир взрослой литературы является пересказ, то есть знакомство с книгой на уровне сюжета с обсуждением и комментариями по ходу рассказа, если возникает такая необходимость. Происходит знакомство не только с сюжетом, который входит в мир образов ребенка, но и с интерпретацией этого сюжета значимым взрослым. Кроме того, пересказ не только предполагает толкование конкретного сюжета, но задает определенное отношение к литературному произведению как таковому самой манерой пересказа.
В качестве следующего этапа приобщения к взрослой литературе можно рассматривать чтение вслух отрывков. Выбор содержания и длины каждого отрывка определяется в соответствии с конкретной ситуацией, особенностями читателя и слушателя, выбранным произведением. Диапазон варьируется от чтения значимых отрывков из прочитанного взрослым (для себя
и про себя) до чтения произведения в отрывках с пропуском сложных для восприятия фрагментов. Так, в частности, читался роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: опускались исторические главы, прочитывались в основном главы «советские». Еще одним способом введения ребенка в мир взрослой литературы является чтение юмористических произведений. Рассказы А.П. Чехова, М.М. Зощенко, К. Чапека, О'Генри, произведения Я. Гашека и Дж.К. Джерома читались без купюр и были доступны детям благодаря юмористическому содержанию.
Среди произведений, упомянутых как прочитанные полностью детям 10-14 лет, - «Заповедник гоблинов» К. Саймака, «Марсианские хроники» Р. Брэдбери, пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Е.Л. Шварца и К. Гоцци (по ролям), «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Затерянный мир» А. Конан Дойля, «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верна, «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, произведения А.И. Куприна, Л.Н. Толстого, Дж. Лондона.
Отвечая на вопросы, респонденты зачастую не ограничивались рамками семьи. В ряде ответов развернутые и эмоциональные воспоминания посвящены чтению вслух учителями и преподавателями. Упоминалось чтение вслух на уроках литературы (10-й класс, Ф.М. Достоевский, «огромное впечатление»; чтение по ролям), чтение на занятиях в художественной школе, в школьной библиотеке. Если в первом случае выбор книги определяла школьная программа, то во втором он целиком зависел от предпочтений педагога. В упомянутых отзывах подросткам 12-15 лет читались «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Колымские рассказы» В.Т. Шала-мова, «Москва 2042» В.Н. Войновича, три тома антологии «Искусство и художник в новелле» подряд, без пропусков. Авторы ответов отмечают и глубокое впечатление от прочитанного, и влияние личности педагога, и значение этих чтений для последующего читательского развития. О чтении в школьной библиотеке как совместной с учителем акции написала школьный библиотекарь с 35-летним стажем. Она отмечает, что «если чтение было не для оценки, это было заинтересованное со стороны детей внимание и активное соучастие». Читали вслух детям с 1-го до 10-го класса, в том числе романы М.А. Булгакова, Ч. Айтматова, произведения В.П. Крапивина.
При анализе чтения вслух вне семьи следует учитывать несколько моментов: стремление подростка к значимому взрослому, в качестве которого перестают восприниматься родители; длительное нахождение детей в статичном состоянии с возможностью слушать («Что в художке еще делать: читать вслух, музыку слушать или трепаться. Пока рисуешь-то!»); чтение в группе, а не индивидуально. Чтение в школе (библиотеке, художественной школе и т. д.), безусловно, не относится к семейному чтению, однако оно показывает, насколько подростки могут быть эмоционально и умственно восприимчивы к совместному чтению вслух с взрослыми и насколько эффективным может быть такое общение.
Анализируя период 1970-90-х гг., можно с определенной долей уверенности зафиксировать отсутствие массовой традиции семейного чтения. Чтение вслух распространено в чтении дошкольникам, не умеющим читать. Читать самостоятельно детей обучают до школы и достаточно рано (в возрасте около четырех лет), после этого чтение вслух сходит на нет. В ряде семей читают вслух читающим детям, как правило, до окончания начальной школы. Элементы традиции тем не менее сохраняются в отдельных семьях. В ряде ответов прозвучали такие характерные для традиции моменты, как чтение по ролям в большой компании, присутствие детей при чтении вслух взрослыми, чтение во время механической работы (вязание, мытье посуды и т. д.). В сравнении с предыдущими периодами неизменными остаются упоминания о мастерстве чтеца и его влиянии на восприятие и последующее читательское развитие слушателей, об обсуждении прочитанного, яркой эмоциональной окраске впечатлений от чтения, как непосредственных, так и опосредованных временем.
Отсутствие традиции не свидетельствует о падении интереса к чтению, напротив, и взрослые, и дети много читают. Регулярное совместное чтение крайне редко встречается, скорее в силу отсутствия времени у взрослых и иной расстановки приоритетов.
Ссылки:
1. Грекова И. Детство и слово: роль семейного чтения вслух // Детская литература. 1988. № 1. С. 36-39.