Научная статья на тему 'Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка'

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4348
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Ю. И.

В статье рассматривается значение традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и то влияние, какое оно оказывает на сближение членов семьи. К сожалению, констатирует автор, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Соловьева Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2005. Вып. I. С. 66-74

Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Ю.И. Соловьева

Ст. преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУ

В статье рассматривается значение традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка и то влияние, какое оно оказывает на сближение членов семьи. К сожалению, констатирует автор, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить.

Чтение в семье - давняя традиция. В среде просвещенного сословия России XIX - начала XX вв. семейные чтения были естественным атрибутом духовного общения взрослых и их общения с детьми. В различных источниках: в художественной литературе, биографиях и воспоминаниях известных людей, мы можем встретить свидетельства того, как велика роль традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам и чтению, в сближении взрослых и маленьких членов семьи и, как следствие, установлении прочных и доверительных взаимоотношений между ними. Например, писательница И. Грекова в статье «Детство и слово» так описывает читательские традиции своей семьи: «Одно из самых ярких моих воспоминаний - папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай - семейное чтение вслух - практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя кубический бог - телевизор. Вокруг него, не коленопреклоненные, но в столь же подчиненных позах - члены семьи. Ждут от него, владыки, милости, манны небесной. Что-то он покажет, чем развлечет? Сидят рядом, но не вместе, каждый на особицу, поглощенный и обедненный зрелищем...

А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух - незаслуженно забытом семейном обычае. Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием

(большая искусница!), а папа брал книгу, низко опускал старинный, пепельно просвечивающийся, некой лодке подобный абажур настольной лампы и начинал читать. Читал он замечательно - настоящий артист. он читал, как человек, впервые узнавший нечто прекрасное, изумленный узнанным, делящийся с другими. Он читал, как бы поворачивая в руках драгоценность, любуясь ее блеском, призывая любоваться других... интерес к литературе, чутье и чувство слова были у него огромные, и ими он увлекал и заражал нас, детей. Его уже давно нет на свете (умер от голода в Ленинграде во время блокады), и я уже стара, а до сих пор до иллюзии ясно вижу папу, читающего нам вслух, слышу его голос. Это был ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности.»1.

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты или разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить. Главная причина этого явления - изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Литература как массовое искусство уступила свою роль телевидению, вместе с тем просмотр телепередач и видеофильмов не может заменить чтения как средства саморазвития личности, как важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека. Общие недостатки просмотра телепередач и видеофильмов, по сравнению с чтением, усугубляются низким уровнем содержания теле- и видеопродукции, что порой является мощным фактором воспитания дурного вкуса, вседозволенности и смещения нравственных ориентиров. В этом сложном переплетении социальных условий, отрицательно влияющих на процесс духовного становления ребенка, требуется и новый подход в организации детского чтения как необходимой составляющей духовно-нравственного развития ребенка. Без умения читать книги невозможно личностное становление. Исследования психологов (например, Л.И. Гордон и Е.Н. Груздевой) подтверждают, что особая сила и конкретность воздействия зрительных образов неизбежно снижает самостоятельность, индивидуальность восприятия информации, и только книга оставляет человеку большой простор для индивидуального воображения, открывает широкие возможности для восприятия.

В книгах сосредоточено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы соприкасаемся с историей, с традициями своего народа, перестаем быть «иванами, не помнящими родства», и

1 Грекова И. Детство и слово // Детская литература. № 1. М., 1988. С. 36-37.

67

начинаем ощущать сопричастность к общечеловеческим идеалам. Книги хранят самое главное национальное достояние - язык, а знание родного языка, любовь к нему - это и есть приобщение детей к лучшим традициям своего народа, необходимое условие становления духовно и эстетически развитой личности. И не открыть ребенку дверь в прекрасный мир чтения и книг со стороны взрослых просто недопустимо. К сожалению, современные родители очень часто забывают, что именно они - те первые взрослые в жизни ребенка, от которых зависит, состоится ли первое знакомство их детей с книгой и насколько оно будет плодотворным и продолжительным.

Для того чтобы выяснить, как проводят досуг в семьях сегодняшних младших школьников, в одной из московских школ был проведен эксперимент, в котором принимали участие 76 учащихся 2-го класса. Формой проведения был выбран тест-рисунок «Вечер в моей семье». Прежде всего нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и их родителей. В таблице представлены эти данные в процентном соотношении.

Средства досуга Дети, % Взрослые, %

Телевизор 45 60

Компьютер 25 6

Книга 6 8

Газета, журнал 0 10

Игры, игрушки 21 9*

Другое 3 4

Как следует из результатов теста, 70 процентов детей отдают предпочтение техническим средствам массовой коммуникации для проведения досуга и только 6 процентов - книгам, газетам и журналам. Соответственно, среди взрослых эти цифры составляют 66 и 18 процентов. Это говорит о том, что «чтение» как форма проведения досуга у современных детей и взрослых занимает весьма скромное место. Вызывают также интерес некоторые другие факты данного эксперимента, например, совместная деятельность ребенка и взрослого:

— 39 процентов детей вместе с родителями смотрят телевизор;

— 5 процентов - играют в компьютерные игры;

— 2 процента - читают книги.

* Вместе с детьми.

Этот факт не может не настораживать. Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Ведь известно, насколько значительно влияние личного примера взрослых на детей этого возраста. Подобное влияние примера родителей на выбор вида деятельности ребенка прослеживается на многих изучаемых рисунках: если на рисунке мы видим взрослого, смотрящего телевизор, то в большинстве случаев ребенок также изображен перед телевизором; если же дети изображают родителей, читающих книги, то и себя они чаще рисуют с книгой. Сейчас в задачу современной школы должна войти необходимость компенсации отсутствия в семье книжного окружения, читательских традиций и интересов. Таким образом роль школы на современном этапе в формировании ребенка-читате-ля возрастает. Но нельзя забывать о том, что привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.

Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нем традиций, которые выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим. Исторически сложилось, что главным носителем традиций является семья. «Любовная и счастливая семья есть живая школа - сразу и творческого равновесия души и здорового органического консерватизма», -писал русский философ И.А. Ильин2. В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье; для него семья - источник самых трепетных эмоциональных переживаний. Одним из источников таких переживаний, которые не только формируют личность ребенка, но и способствуют более тесному духовному общению между детьми и родителями, может и должно стать совместное, семейное чтение.

Семья - явление интегрированное, включающее в себя не только биологическую, экономическую и социальную, но и нравственную, экологическую и духовную составляющие. Только семья может стать основой общественного развития - при условии восстановления в ней гармонии (симпатии и альтруизма, понимания и уважения, взаимной ответственности и разумной осознанности всех поступков). Необходимо, чтобы мировоззренческие устои, традиции семьи стали

2 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

своего рода «призмой», позволяющей выработать у ребенка гуманное, реалистичное, ответственное сознание. «.Человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством»3. Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, может стать одним из основных средств духовнонравственного развития ребенка в семье.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Сам по себе процесс семейного чтения является фактором духовного и эмоционального развития ребенка, потому что в такие минуты происходит тесный эмоциональный контакт, взрослый и ребенок вместе сопереживают героям книги, а ничто так не сплачивает семью, как совместные переживания. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому.

Необходимо уточнить, что мы исходим из следующего понятия духовности в педагогическом аспекте: это отражение сплава духовно развитых чувств, рождающихся при переживании нравственно усвоенных ценностей. Нам близки некоторые весьма важные соображения о духовности философа А.И. Ильина, который определяет духовность как «включающую в себя любовь, доброту, свободу, красоту, совесть и благородство»4. Раскрывая эти понятия, А.И. Ильин пишет: «Великое идет изнутри, от сердечного созерцания, из глубины - от всепостига-ющей и всеприемлющей любви, из таинственной духовности инстинкта, разума, от очистившегося «воображения». Представляя духовное воспитание как стержень формирования личности, И.А. Ильин напоминает всем, кто причастен к воспитанию, что должно воспитывать в человеке духовность и укреплять ее. В основе духовности он видит любовь к миру, чувствование любви и мира в целом, сердечность и совестливость. Необходимо научить ребенка любить: «Там, где рождается любовь, кончается равнодушие, вялость, рассеянность и скука»5.

В основе понимания многих переживаний, рождающих чувства справедливости, счастья, по мнению А.И. Ильина, лежит доброта.

3 Там же.

4 Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.

5 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

«Чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо самому испытать ее». «Это великое счастье почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизнь. В этот миг, в эти часы человек находит в себе свое самое лучшее, пение своего сердца, преображение своего инстинкта, раскрывается его глубина, расширяется объем его самочувствия...» По мнению И.А. Ильина, человеку для его нравственно-культурного самопринятия необходимы все душевные способности, под которыми он понимает личную энергию, которую необходимо использовать для «благого и ответственного служения». Человеку надо научиться «естественному созерцанию для восприятия предметного духовного мира с любовью»6.

Очевидно, что именно в семье, в теплой и уютной атмосфере дома, когда рядом самые дорогие люди и интересная книга, можно научиться «созерцать мир с любовью». Так почему же многие родители сознательно лишают себя и своего ребенка этих драгоценных минут общения друг с другом и с прекрасным? Никакие ссылки на занятость и нехватку времени неуместны, так как речь идет о развитии и воспитании, а в конечном итоге - о будущем собственного ребенка. Чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, «окно» для способности к чтению закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития - в 9-10 лет. Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности - способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, умения принимать решения и учиться.

Многие родители, которые много и с удовольствием читали своим детям-дошкольникам вслух, считают свой долг выполненным, как только их ребенок начинает читать сам. И тогда на просьбу: «Почитай, пожалуйста!» ребенок слышит в ответ: «Ты же сам умеешь читать! Не ленись». Нужно заметить, что многие из этих родителей считают необходимым продолжать развивать в своих детях различные умения и способности: учат их иностранным языкам, ритмике, музыке, забывая или не зная о том, что умение читать так же (и даже в большей степени) нуждается в развитии. В этот период особенно важно, чтобы интерес к книге, пробудившийся в дошкольном периоде, не угас. Чтобы этого не случилось, ни в коем случае нельзя принуждать ре-

6 ЛевинВ.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.,

1994.

бенка к самостоятельному чтению, так как чтение для него пока большой интеллектуальный и даже чисто физический труд. На этом этапе чтение вслух родителями своим детям является не просто желательным, но обязательным. Переход от пассивного процесса слушания к активному - чтению — должен быть постепенным.

Еще одной причиной, на которую часто ссылаются родители, является отсутствие какой-либо информации, методических разработок, списков книг для семейного чтения. Эта проблема действительно существует. Исследования в области организации домашнего чтения долгое время в нашей стране практически не велись, и лить в 90-е годы XX в. стали появляться работы по этой теме. Сегодня различные аспекты семейного чтения исследуются педагогами, психологами, методистами, социологами, библиотекарями.

В новый учебник для студентов высших педагогических учебных заведений «Методика преподавания русского языка в начальных классах» включен раздел «Роль взрослого в формировании ребенка-читателя». В этом разделе, написанном О.В. Сосновской, так определяется значение чтения вслух детям: «Для начального литературного развития и образования важно „просто чтение“ взрослого вместе с детьми, когда более опытный взрослый читает произведение не для ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения, вместе со взрослым обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными прочитанным»7. Здесь же дается обзор тех методических условий, которые необходимо соблюдать взрослым - руководителям детского чтения. Сформулированы они В.А. Левиным и предназначены прежде всего для педагогов, но, с нашей точки зрения, знать эти условия необходимо и родителям для грамотной организации семейных чтений. Перечислим эти методические условия.

1. Отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, то есть интересными и ребенку и взрослому, а главное - они должны нравиться читающему взрослому. При этом совсем не обязательно, чтобы эти произведения были адресованы детям 6-10 лет. Они могут быть предназначены дошкольникам или взрослым читателям (конечно, при этом должен соблюдаться принцип посильности). Сначала для чтения вслух нужно выбрать небольшие по объему произведения, постепенно объем произведений будет увеличиваться, и впоследствии одно произведение можно читать в течение нескольких уроков.

7 Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2000.

2. Манера чтения выбранного художественного произведения не должна быть актерской, излишне театральной. Учитель обязан суметь передать свое положительное отношение к читаемому, поэтому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм.

3. При чтении необходимо улавливать настроение детей, замечать, все ли понятно, увлечены ли, нет ли усталости. Иногда полезно предложить детям задавать вопросы о том, что им непонятно, или коротко прокомментировать непонятное место. Такой комментарий не должен нарушать непосредственного читательского переживания. Если произведение не заинтересовало детей и они не включаются в его восприятие, чтение нужно прекратить и возвратиться к этому тексту только по просьбе детей.

4. Чтение следует сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации (например: «Как вы думаете, что будет дальше?»). Этот прием эффективен перед неожиданным поворотом событий, неожиданной рифмой или другими находками автора, так как такие вопросы помогают оценить замысел автора.

5. Детям должна быть представлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, рассматривать книгу, где оно напечатано, еще раз переживая прочитанное.

6. И, наконец, надо соблюдать золотое правило «просто чтения» - завершать его, пока детям не надоело слушать и пока они хотят продолжать чтение8.

Создать условия для духовного развития своего ребенка, его познавательной деятельности, стимулировать, направлять его размышления - вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли при школах и библиотеках сегодня создаются группы семейных чтений для детей от 6 до 10 лет, где занятия проводят квалифицированные руководители чтением.

В 1998 г. в Москве было издано пособие для учащихся 2, 3, 4-х классов «Семейное чтение» (авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова), которое включало в себя тексты, предлагаемые для совместных семейных чтений и краткий методический аппарат. Существуют и другие хрестоматии для семейного чтения, издаются рекомендательные списки литературы. И все-таки определяющая роль

8 Вчера, сегодня, завтра: о детском чтении и не только о нем. Сб. материалов. Днепропетровск, 1994.

в возрождении традиций семейного чтения принадлежит родителям. Ведь именно они ответственны за будущее своих детей. Только родители, опираясь на предложенные программы для семейного чтения, могут определить тот круг литературы, который заинтересует всю семью.

Надо помнить о том, что даже сам процесс семейного чтения вслух, в котором участвуют взрослые и дети, является мощным фактором формирования духовных устоев семьи в целом: установление гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей. Это те минуты близкого, эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить. В такие минуты и происходит приобщение и сохранение традиций семьи и родной страны - своеобразная духовная поддержка, исходящая из глубины времен, «духовный стержень», дарующий ребенку веру в себя.

The tradition of family reading as a factor of spiritual development

U.I. SOLOVJOVA

This article studies the importance of family reading in the formation of spirituality in a child and the influence, which the reading on members of family, bringing them together. Author feels deep regret, for these traditions, being kept by many generations of our ancestors, are nearly forgotten or even destroyed nowadays. Very few families still keep this tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.