УДК 028
Курганская Людмила Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения
Белгородского государственного института искусств и культуры
Азарова Любовь Ивановна
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Kurganskaya Ludmila Mikhaylovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Publishing and Library Science Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture
Azarova Lubov Ivanovna
FAMILY READING: CASE HISTORY
Аннотация:
В статье рассматривается процесс становления современной модели семейного чтения в контексте совместного развития письменных систем и навыков. Выделяются характерные особенности каждого параметра модели семейного чтения, а именно: чтения вслух, совместного действия, женщины как читателя, функций чтения. Дается краткий обзор каждой из названных характеристик в историческом развитии в соответствии с этапами формирования письменности.
Ключевые слова:
семейное чтение, чтение вслух, функции чтения, домашняя библиотека.
Summary:
The article covers a process of formation of the modern family reading model in the context of combined development of written systems and skills. The authors distinguish typological features of the following family reading aspects: reading aloud, collective reading, a woman as a reader, and functions of reading. The article gives a brief review of each aspect in the context of historical development and according to the stages of written language formation.
Keywords:
family reading, library, function of reading.
Коммуникация, запечатленная на бумаге текстами, не ограничивается временем и пространством. У чтения и письменности общая история, которая существует внутри систем записи. Первоначально процесс чтения и письма слит с различными движениями тела, затем освобождается от них, и чтение начинает работать подобно логической мысли - приемника информации.
В соответствии с вышесказанным, нам представляется рассмотреть историю становления семейного чтения в контексте совместного развития письменных систем и навыков. В европейской науке он представляется следующим образом: книжно-рукописная традиция (с преобладанием громкого чтения); типографическая эпоха (профессиональное быстрое чтение про себя); информационные технологии (распределение техник быстрочтения с редукцией звукового компонента) [1, с. 382-383].
Для определения самого процесса семейного чтения мы используем следующие характеристики модели «семейное чтение», выдвинутые Мелентьевой Ю.П.: «чтения вслух», совместное, коллективное действие; личная библиотека; женщина как читатель; функции чтения [2].
Используя вышеназванные этапы письменных систем и основные характеристики модели семейного чтения, определим процесс его формирования в историческом развитии.
В малописьменном обществе чтение и книжность служат государственным и сакральноритуальным целям, элитаром учености.
Сакральные предмет обычно стоят дорого, они уникальны и потому обладают аурой. По мнению Даниловой Н., в Древней Руси «книга была подобна иконе: это духовный авторитет и духовный руководитель. Чтение было не интеллектуальным актом, а душеспасительным лекарством, нравственной обязанностью и нравственной заслугой» [3].
Говоря о «сакральности» книги, мы имеем в виду как ее религиозное содержание, так и ее малодоступность для многочисленного населения. Книга и чтение были достоянием исключительно монастырей или элитарных семей. Семейное чтение в эпоху книжно-рукописной традиции складывалось следующим образом: чтение вслух; круг чтения - «душеполезная литература», к которой относили: Св. Писание, Св. Предания (произведения отцов и учителей церкви, постановления семи вселенских соборов), сочинения русских авторов, причисленных к лику святых и другое (Данилова). Уточним, что это был процесс чтения вслух, и наставление детей к заучиванию текста наизусть.
Уже тогда в Древней Руси осознавали воспитательную функцию книги как одного из главных средств воспитания. В Повести временных лет говорится, что «книги наставляют нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных».
Наступление «типографической эпохи» как этапа развития письменности (для Западной Европ XIV в., именуемой «Галактикой Гуттенберга», для России чуть позже - книгопечатание Ивана Федорова, XVI в.) характеризуется процессом десакрализации книги, и именно с этого времени мы можем говорить о распространении массового чтения.
Для России таким этапом стала эпоха правления Петра I. Рациональное восприятие слова в качестве элемента познания было призвано к упорядочиванию мировосприятия при условии точного обозначения предметов и явлений окружающей действительности. Книги становятся учеными собеседниками. Для Петровской эпохи характерно раздвоение национального самосознания, которое особенно ярко проявилось в противостоянии двух культур: русской традиционной (духовной) и новой европейской (интеллектуальной) [4].
Процесс семейного чтения у приверженцев русской традиционной культуры складывался следующим образом: так же читалось Священное Писание, рассказывались сказки и былины, пелись песни, бережно сохранялся весь уклад бытия - в чем духовно помогала православная вера. Патриархальная жизнь и культура были свято сохранены народом как единственно приемлемые для него.
Новая европейская культура, интеллектуальная, как называет ее Данилова Н., принесла в жизнь определенного круга людей множество изменений.
Исследователи истории семейного воспитания, в частности, Степичева Т.В. [5] отмечают, что именно с эпохи Петра I в среде просвещенного дворянства отмечается возникновение одной из важнейших характеристик семейного чтения - совместного обсуждения и дискуссии по поводу прочитанного.
Новый этап и расширение традиций семейного чтения начинается с XVIII в., поскольку появляется особая роль женщин как носителя грамотности и транслятора духовных ценностей.
Домашние библиотеки женщин конца XVIII в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристкой эпохи; домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.
В дневниках и воспоминаниях существует достаточно много материала, отражающего традицию семейного чтения в XIX в. Прежде всего, это практика коллективного чтения, когда собирались в кругу семьи и читались вслух произведения, довольно обширные по объему. Принцип отбора главного чтеца был различным: иногда читали просто по очереди, иногда выбирали того, кто был способен прочесть текст наиболее выразительно, четко и грамотно. Затем по ходу чтения начинался обмен мнениями о персонаже, книге, авторе и т.д. Спорили, приходили к общему заключению, вырабатывали общую точку зрения, что способствовало сближению членов семьи.
Интересную особенность семейного чтения в XIX в. отмечает А.И. Рейтблат [6]. Она состоит в том, что родители своим детям вслух читали очень редко. Ситуация складывалась с точностью до наоборот: дети читали вслух своим родителям. Происходило это из-за действия определенного культурного стереотипа: чтение(тем более чтение вслух) являлось работой, соответственно ее исполнять должно было лицо, обладавшее более низким статусом, в данном случае ребенком, а не отцом [7].
Вопреки расхожему мнению, семейное чтение, как чтение вслух с последующим обсуждением прочитанного, было не только в дворянских, но и в мещанских, купеческих, священнических семьях. Но у них был разный круг чтения; текст, разный по характеру.
Вторая половина XIX в. - резкое увеличение числа книжных коллекций в связи с ростом интереса к истории и культуре России. Домашние библиотеки становятся по составу все больше.
Что касается истории семейного чтения в России, то после революции 1917 г. многие культурные традиции вместе с лучшей частью интеллигенции были утрачены, в том числе и чтение в семье. Однако, несмотря на изменение статуса семьи, введение цензуры на литературные произведения, вступает в свои права библиотека, как посредник общения в семейном кругу. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.
Традиция чтения вслух на некоторое время вернулась в 1960-1980-е гг. в связи с тем, что «ругаемое партией и правительством произведение» воспринималось публикой как сигнал к прочтению. Соответственно, его приходилось читать вслух в семье, чтоб с достаточно крупным произведением могли ознакомиться все члены. Стоит упомянуть о том, что кроме чтения вслух было и совместное обсуждение, и духовное единение членов семьи.
С развитием третьего этапа письменности, этапа информационных технологий, меняется как сам статус чтения, так и его процесс. Это связано с тем, что в послеписьменном обществе чтение оттесняется электронной коммуникаций с первых ролей в текущем информировании, индустрии развлечений, некоторых видах обучения.
Специалисты в области библиотечного облуживания все чаще говорят об исчезновении семейного чтения в его традиционном представлении. В связи с этим, в нашей стране в начале 90-х гг. стали возникать специализированные библиотеки семейного чтения, главной деятельностью которых явилось читательское общение в семье.
Все возрастающая рационализация жизни способствует осуществлению ценностной подмены, когда приоритетными становятся не духовно-нравственные ценности, а прагматические установки и идеалы. Соответственно, это касается и процесса чтения в современной семье.
В условиях негативного влияния современной социокультурной и информационной ситуации, кризиса чтения, ослабления роли книги в семейном воспитании, неподготовленности родителей к участию в воспитании и развитии детей как читателей особенно актуальным становится совместное библиотечное обслуживание родителей и детей, принцип и подход которого обсуждаются в современной профессиональной литературе.
Таким образом, в соответствии с этапами развития письменности семейное чтение в России развивалось следующим образом. В дописьменном обществе его предшественниками были колыбельные песни как форма взаимодействия между родителями и детьми. С изобретением славянской книги и азбуки книги и чтение стали достоянием элитарных семей. Главная характеристика семейного чтения в эту эпоху - чтение «душеполезной» литератур, реализация воспитательной функции книги, чтение вслух, заучивание текстов наизусть. С развитием книжности в высокописьменном обществе, книга становится все более доступной и теряет свой ореол са-кральности. Для нашей страны, когда эпоха правления Петра I, способствовала расслоению общества, семейное чтение в патриархальном устройстве сохранилось в соответствии с прежними обычаями. В новой интеллигенции в семейном чтении появился момент обсуждения по поводу прочитанного. Начинается формирование домашней библиотеки. Появляется новый тип читателя - женщина. XIX в. - расцвет традиции семейного чтения, в традиционной модели, предложенной Ю.П. Мелентьевой: «чтение вслух», совместное, коллективное действие; личная библиотека, женщина как читатель, функции чтения. В Советское время возрастает роль библиотек как посредника в процессе чтения между членами одной семьи. Переход к послепись-менному обществу, где происходит подмена устной и письменной коммуникации электронной с первых ролей в текущем информировании и других видах деятельности, значительно повлиял на процесс семейного чтения в нашей стране. Для возрождения утраченной традиции возникли библиотеки семейного чтения.
В настоящий момент на уровне государства, а также в профессиональной литературе идет речь и необходимости внесений изменений в деятельности библиотечных учреждений.
Ссылки:
1. Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М., 1997. 505 с.
2. Мелентьева Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 18-я междунар. конф. «Крым 2011». Судак, 2011.
3. Данилова Н. Русская нация и русская литература в эпоху Петра. 1^1_:
http://www.pereplet.ru/text/danilova18apr02.html (дата обращения: 06.12.2013).
4. Там же.
5. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения // Библиотековедение. 2010. № 5. С. 59-62.
6. Рейтблат А.И. Чтение вслух как культурная традиция. 1^1_: http://ec-dejavu.rU/r/Reading_aloud.html (дата обраще-
ния: 25.10.2013).
7. Там же.