БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 4, с. 11-14
Библиотековедение =
УДК 37.018.1 : 028 ББК 74.902
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АСПЕКТ
© Ю. П. Мелентьева, 2011
Научный центр исследований истории книжной культуры при Академиздатцентре «Наука» РАН 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, 90
Анализируется понятие «семейное чтение» как одна из моделей чтения, выявляются его исторические корни, функции, роль в укреплении семьи.
Ключевые слова: семейное чтение, модели чтения, функции чтения, женское чтение, семейная библиотека.
The concept of «family reading» as one of the reading models is analyzed, its historical origins, functions, role in family strengthening are revealed.
Key words: family reading, reading models, woman reading, family library.
Когда сегодня говорят о сложной ситуации в сфере чтения, снижении интереса к чтению, падении качества чтения и т. д., то зачастую не дифференцируют само понятие «чтение», не видят его многогранности и многослойности.
Между тем, чтение не монолит, существуют различные виды, направления и, наконец, модели чтения, которые характеризуются конкретными целями, задачами, способами их разрешения. Роль и значение каждой из них в формировании читателя различна.
В зависимости от исходной точки зрения можно выделить модели чтения двух уровней. Так, при понимании чтения как явления общественной жизни, как социокультурного явления могут быть выделены следующие модели чтения: гуманистическая, христианская, университетская, народная (или массовая)1.
Рассматривая же чтение как индивидуальную интеллектуальную, эмоциональную и творческую деятельность, можно выделить следующие модели чтения: деловое, нормативное, учебное, развлекательное, самообразовательное и т. п. В этом же ряду находится такая модель, как «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ».
Следует отметить, что каждая из моделей прошла свой долгий путь формирования и развития и имеет глубокие исторические корни.
Что касается семейного чтения, то оно было распространенной практикой уже во времена ан-
1 История чтения в Западном мире от Античности до наших дней / науч. ред. Ю. П. Мелентьева. - М. : «Изд-во ФАИР», 2008. - 543 с.
тичности. Так, по свидетельству Плутарха, Катон Цензорий (234-149 г. до н. э.) сочинил и написал большими буквами «Историю Рима», которую читал своему сыну. И в Средние века, и в эпоху Просвещения, и в Новое, и в Новейшее время мы можем найти множество примеров распространения семейного чтения в различных слоях общества в разных странах.
Семейное чтение как одна из моделей чтения отличается от других следующими особенностями:
1. В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя».
2. Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие.
3. Модель «семейное чтение» тесно связана с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» как библиотеки особого вида.
4. Модель «семейного чтения» тесно связана с появлением такого «нового читателя», как женщина, хотя и роль мужчины, отца здесь весьма значительна.
5. В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одновременно реализуются практически все важнейшие функции чтения (такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная).
Каждое из этих понятий: чтение вслух, совместное чтение, личная библиотека, женщина как читатель, функции чтения - достойны самостоятельного глубокого рассмотрения.
1. «Чтение вслух» - это, как утверждают ученые, первоначальная практика чтения, которая давала возможность читателю понять смысл текста, написанного непрерывным письмом ^спрйо соп-
йпиа), то есть письмом без промежутков между словами, как было тогда принято.
Чтение вслух превалировало в Древней Греции и Древнем Риме, средневековой Европе и в России.
Однако и позже, когда основная причина необходимости чтения вслух - «сплошная строка» -отошла в прошлое, когда, появились графические знаки и знаки пунктуации, «чтение вслух» сохранило свои позиции.
Позже, практика «чтения вслух» использовалась не только в богослужении, но и при обучении, а также при библиотечном обслуживании малограмотных, детей, инвалидов по зрению и т. д. В советской России в ХХ в. чтение вслух было одним из методов так называемого «ликбеза» -ликвидации безграмотности. В наши дни «чтение вслух» получило новый импульс развития. Появление и развитие аудиосредств сделали эту модель чтения чрезвычайно востребованной.
В модели «семейного чтения» чтение вслух является единственно возможным, и это придает ей (модели) уникальность.
Она заключается в том, что чтение вслух -устная коммуникация - привносит в процесс чтения особую интимность, чувство близости, способствует формированию атмосферы доверия, общности интересов, понимания, вносит эмоциональный момент, и даже момент театрализации в процесс чтения и восприятие прочитанного.
За счет использования «чтения вслух» модель «семейное чтение» обладает особым, более сильным, чем другие модели чтения эффектом воздействия на личность.
2. Модель «семейное чтение» предполагает совместное действие.
Семейное чтение - явление, вполне подчиненное условиям бытования семьи.
Семейная общность предполагает известную психологическую и социальную близость, единство устремлений. Совместное чтение членов семьи, отражая их, способствует воспитанию сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания между разными поколениями, неназойливой (опосредованной книгой, текстом) дидактике.
Семейное чтение подразумевает его постоянный характер на протяжении длительного времени. Необходимо подчеркнуть, что семейное чтение важно для душевного, духовного, эмоционального развития всех членов семьи: для детей (подростков, юношества), а также для престарелых и больных членов семьи, в этом случае роли «читающих» и «слушающих» могут меняться.
Стоит заметить, что совместное чтение есть не только индикатор семейной близости, но и предтеча семьи, «поле» любовного сближения людей, что многократно отражено как в античных (см. например, Дафнис и Хлоя и др.), так и в более
близких к нам по времени литературных произведениях.
Семья как важнейший социальный институт обладает естественной стабильностью.
Важнейшим стабилизирующим фактором являются обряды, ритуалы, привычки.
Привычки «цементируют» воспитание, закрепляют внешне глубинные внутренние проявления.
В различных видах семьи - многодетной или малодетной, полной или неполной, двух или трех-поколенной и т. д. - семейное чтение может иметь некоторую специфику, однако в любом случае можно утверждать, что семейное чтение закладывает привычку к чтению - важнейшее условие читательского развития в будущем. Как тут не вспомнить пословицу «Посеешь привычку -пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Таким образом, модель «семейное чтение» уникальна в том смысле, что способствует формированию читательской судьбы личности, а, следовательно, и судьбы в целом.
Можно с уверенностью утверждать также, что семейное чтение не только характеризует стабильный уклад семьи, но и одновременно вносит стабильность в ее существование.
3. Модель «семейное чтение» тесно связана с понятием семейная (личная, частная, домашняя) библиотека как библиотеки особого вида.
Как показывают исследования, первые личные библиотеки появляются уже в античные времена. Первые римские частные библиотеки были плодами побед: книги разграбленных греческих городов были привезены победителями в Рим. Они принадлежали, как правило, знатным и богатым людям. Ученые знают о личной библиотеке Фаустуса Суллы, сына диктатора, которой пользовался Цицерон, библиотеке Лукулла, который вошел в историю как организатор роскошных пиров и др.
Эта же тенденция сохранялась на протяжении многих веков: личная библиотека обозначала высокий социальный и имущественный статус.
Однако изобретение Гутенберга резко снизило цену книги и сделало ее доступной широкому читателю; изменились форматы книги, кроме фолиантов «либро да банко» - книг, которые можно было читать только на пюпитре, появились «ли-беллус» - книги малого формата, компактные.
Книги стали собирать и «новые читатели».
В период европейского Средневековья, когда чтение теснейшим образом было связано с богослужением, основной книгой в семейной библиотеке была Библия. Существуют интересные исследования, которые показывают особенности семейного чтения Библии в католических, протестантских, иудейских семьях.
Распространение грамотности сделало семейное чтение обыденным занятием. Во второй половине
Ю. П. Мелентьева, 2011, № 4, с. 11-14
XVIII в. у художников и писателей того времени часто встречается сюжет крестьянского, патриархального чтения, когда отец семейства читает собравшимся вокруг него домочадцам книгу, Библию.
Личная частная библиотека была той базой, на которую опиралось семейное чтение. Разумеется, что каждая частная, личная библиотека отражала не только общее состояние книгоиздания, книжной моды и т. п., но и личные вкусы и интересы владельцев.
Можно утверждать, что для семейного чтения, исходя из его целей и состава аудитории, выбирались прежде всего «добрые» и «занимательные» книги, не содержащие скабрезностей, сомнительных ситуаций и т. д., дающие пищу уму и сердцу. Таким образом, семейное чтение формировало также читательский вкус, читательские предпочтения.
Исследования показывают, что традиция семейного чтения в Европе была достаточна крепка. Чтение в кругу семьи было привычным занятием и в богатых семьях, и в семьях крестьян, ремесленников.
Следует, однако, отметить, что личная, частная библиотека представляла зачастую немалую материальную ценность и в переломные, революционные периоды развития многих государств она становилась предметом конфискации. Так, после 1917 г. в России все крупные частные библиотечные собрания были, как известно, реквизированы. В лучшем случае они вошли в фонды государственных библиотек, в худшем - были утеряны. Известно также, что в СССР собрание личных, частных библиотек не приветствовалось, библиофилы были под определенным подозрением. Только в середине 1980-х гг. личные библиотеки стали рассматриваться в положительном контексте.
Таким образом, анализ ситуации позволяет сделать вывод, что именно слом такого социального института как частная, семейная, личная библиотека не мог не сказаться на формировании российского читателя, лишенного возможности пройти важнейшую ступень своего читательского развития - семейное чтение.
4. Модель «семейное чтение» так же тесно связана с процессами, сопровождающими становление семьи, и, прежде всего, с ролью женщины в воспитании ребенка и становлении его как читателя.
Традиционно считается, что в античные времена, да и позже мужчина, отец играл значительную роль в воспитании, прежде всего - в воспитании сына. Действительно, в большинстве случаев именно отцы, как мы уже видели на примере приведенном выше, приобщали своих детей к чтению.
Однако так было до тех пор, пока не появился новый читатель - женщина.
Уже в имперский период существования Рима некоторое число женщин из высших слоев общества овладевает чтением, например, Корнелия -мать братьев Гракхов.
Постепенно складывался тип «женского чтения».
Начиная с эпохи Просвещения позиции женского чтения постоянно укрепляются. Существуют научные исследования, анализирующие женское чтение в различные времена в разных странах, в том числе и в России. Так, исследования Ю. М. Лотмана показали, что русские женщины стали читательницами в XVIII в. С этого времени семейное чтение становится спутником детства.
Изучение показывает, что сегодня роль женщины в обществе в целом, и в семье, в частности, весьма сложна.
В России, как впрочем и в других странах, в конце XIX - начале XX в. сильна тенденция «эмансипации», феминизации женщин, освобождение их от «домашнего рабства», ответственность за воспитание детей зачастую перекладывалась на социум, освобождая мать для производства. Женщина теряет часть присущих только ей функций, прежде всего, создание атмосферы стабильности в семье, достигаемой различными способами, в том числе и с помощью семейного чтения.
Таким образом, несомненно, что модель «семейное чтение» нуждается в укреплении, прежде всего, за счет возвращения женщине, впрочем, так же как и мужчине, представлений о семейных ценностях, понимании важности семейного воспитания, в том числе и через семейное чтение.
5. Как известно, каждая модель чтения реализует какую-либо функцию чтения: если в основе, например, учебного чтения лежит познавательная функция, а в основе развлекательного - рекреационная, то в модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, практически все важнейшие функции чтения (такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, рекреационная, коммуникационная) реализуются одновременно, что делает эту модель чтения чрезвычайно эффективной. Разумеется, наиболее ярко проявляется воспитательная функция, лежащая в основе семейного бытия в целом.
Таким образом, проделанный анализ выявивший особую эмоциональную атмосферу семейного чтения, его стабилизирующую природу, способствующую формированию привычки к чтению, что является важнейшим залогом дальнейшего читательского развития, позволяет увидеть именно в этой модели чтения (разумеется, не противопоставляя ее другим моделям) именно тот рычаг, используя который можно значительно улучшить ситуацию чтения в стране.
Стоит отметить, что такой опыт имеется во многих зарубежных странах, например, в Скандинавии каждой семье, где появился ребенок, трижды бесплатно выдается комплект книг.
Думается, что сейчас, когда и российской властью и обществом ценность семьи вполне осознается, было бы правильно увидеть в семейном чтении одну из возможностей поддержки семьи -для этого включить положение о семейном чте-
нии в разработанные программы поддержки семьи, в том числе, возможно, и в Семейный кодекс (гл. 11. Права несовершеннолетних детей..., утверждая не только имущественные, но и интеллектуальные права ребенка; гл. 12. Права и обязанности родителей., включив в ст. 63 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей... положение о формировании читательского развития личности).
Материал поступил в редакцию 22.04.2011 г.
Сведения об авторе: Мелентьева Юлия Петровна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом читателеведения и культуры чтения, заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, e-mail: [email protected]