Научная статья на тему 'Организация семейного чтения для младших школьников'

Организация семейного чтения для младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / КНИГА / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕБЁНКА / ПРАВИЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ / ПОТЕНЦИАЛ РЕБЕНКА / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / FAMILY / BOOK / FORMATION / EDUCATION OF THE CHILD / OUTLOOK OF THE CHILD / CORRECT REFERENCE POINT / VITAL VALUES / SOCIAL INSTITUTE / LOVE TO READING / CHILD''S POTENTIAL / FAMILY READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарбекова Анара Анарбаевна

В данной статье рассмотрены значение, цели и задачи семейного чтения для младших школьников и методика его организации для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация семейного чтения для младших школьников»

Каждый иностранный студент оформляет медицинский сертификат, который помогает ему в лечении возникшего заболевания или обострении хронического.

Для поддержания здоровья созданы условия для занятий спортом, участия в различных секциях при кафедре физического воспитания. Многие студенты участвуют в чемпионате университета по различным видам спорта, в том числе и в национальных видах игр.

Преподаватели университета всегда настраивают иностранных студентов на умелую мобилизацию резервов своего организма, на преодоление неприятных моментов жизненного характера, на уменьшение возможности заболевания.

Литература

1. Березин В. Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука, 2002. 270 с.

2. Витенберг Е. В. Социальные адаптации личности в условиях межкультурного общения. Авт. дисс. канд. псих. наук. СПб., 1999. 16 с.

3. Карпенко Л. А. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. 380 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.

The organization of family reading for junior schoolchildren Umarbekova A. (Republic of Kyrgyzstan)

Организация семейного чтения для младших школьников Умарбекова А. А. (Кыргызская Республика)

Умарбекова Анара Анарбаевна / Umarbekova Anara - старший преподаватель, кафедра педагогики, естественно-педагогический факультет,

Таласский государственный университет, г. Талас, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассмотрены значение, цели и задачи семейного чтения для младших школьников и методика его организации для родителей.

Abstract: the value, the purposes and problems of family reading for junior schoolchildren and a technique of its organization for parents are considered in this article.

Ключевые слова: семья, книга, формирование, воспитание ребёнка, мировоззрение ребёнка, правильный ориентир, жизненные ценности, социальный институт, любовь к чтению, потенциал ребенка, семейное чтение.

Keywords: family, book, formation, education of the child, outlook of the child, correct reference point, vital values, social institute, love to reading, child's potential, family reading.

В данное время особое внимание обращается на организацию семейного чтения. Так как снижение интереса школьников к чтению обретает в последнее время массовый и тенденциозный характер. Такая ситуация, в свою очередь, негативно влияет на качество обучения. Каким образом можно пробудить интерес ученика к чтению? Как нам представляется, один из возможных путей решения проблемы - это организация семейного чтения. Правильная организация семейного чтения способствует духовному, интеллектуальному развитию школьника, развивая в нём любовь и интерес к чтению. По результатам специальных исследований было доказано, что семейному чтению в семьях, особенно в сельской местности, не придаётся значения на должном уровне. 82 % родителей на вопрос анкетирования об

220

организации семейного чтения ответили отрицательно. Основные причины такой безответственности родителей объясняются недостаточностью педагогического образования, непониманием конечной цели семейного чтения, неимением представления о детской литературе либо хронической нехваткой времени на воспитание своих детей. Некоторые родители ссылаются, наоборот, на отсутствие всякого интереса детей к чтению книг.

Бесспорно, что такое безответственное отношение родителей к своим детям отрицательно влияет на их духовное, интеллектуальное развитие. В результате отношения между родителями и ребёнком обретают пассивный, отдаленный характер и, как следствие, с возрастом у ребёнка ухудшается познавательная деятельность. И только согласованные действия школы и родителей могут разрешить такую кризисную ситуацию. Учитель как специалист дает необходимые знания и одновременно контролирует действия родителей. Только при обоюдном и согласованном действии цель родителей и педагогов достигают логического конца. Содержание педагогического образования содержит следующие компоненты:

1. Роль семейного чтения в воспитании ребёнка.

2. Цель и задачи семейного чтения.

3. Как можно организовать семейное чтение.

4. Предложения родителям по развитию интереса к чтению.

Семья, формируя мировоззрение ребёнка, даёт правильные ориентиры на жизненные ценности т. е. семья как социальный институт, развивая любовь ребёнка к чтению, направляет его потенциал в мир культуры. Первое знакомство ребёнка с книгой начинается в семье.

Семейное чтение с древних времен служит не только средством воспитания ребёнка, но и предпосылкой, посредством которой ребёнок познаёт азбуку книжной культуры ещё до того момента, когда он ещё не умеет читать буквы.

Семейное чтение формирует отношение ребёнка к книге, развивает интеллект и сознание. Способствует появлению потребности к чтению книг.

Семейное чтение помогает ребёнку освоить родной язык с малых лет. Если с раннего возраста читать ребёнку вслух, он начинает приобретать навыки самостоятельного чтения, и в будущем такие навыки могут послужить базой для развития книжной культуры ученика.

Семейное чтение способствует становлению этического и эстетического восприятия книги. Слушая чтение родителей, ребёнок интуитивно начинает понимать смысловые оттенки слов - возвышенность, уныние, юмор, сарказм и т. д.

Семейное чтение формирует, что немаловажно, восприятие художественных образов. Ребёнок постепенно начинает вникать в эмоциональное состояние персонажей художественного произведения.

Семейное чтение - эффективный путь социализации подрастающего поколения. Только с помощью семейного чтения ребёнок сможет ознакомиться с духовным наследием великих мыслителей.

Семейное чтение как условие повышения уровня знания школьника [2].

Цели и задачи семейного чтения:

1. Воспитание родителей и детей в любви к книге, повышение грамотности.

2. Повышение эффективности и результативности организации семейного чтения через согласованное действие всех участников образовательного процесса.

3. Поддерживание традиций семейного чтения.

4. Повышение уровня культуры речи родителей и детей.

5. Воспитание любви и бережного отношения к книге.

6. Прививание детям общечеловеческих ценностей и достижение качества образования через семейное чтение [1].

221

Медленное развитие мышления ребёнка зачастую связано с малым количеством прочитанных им книг в начальных классах. Поэтому школа с помощью семьи и библиотеки должна способствовать формированию будущего читателя. Контроль над чтением ребёнка должен брать своё начало с его дошкольного возраста т. е. с раннего детства родители, читая книги детям, формируют основу грамотности и культуры будущей личности. Раньше многие педагоги и психологи считали, что говорение, чтение, письмо - это отдельные навыки, которые развиваются в определённой последовательности. Например, они считали, что поначалу ребёнок начинает понимать язык, а после говорить, и только в конце он может понимать чтение. Поэтому раньше формальное обучение грамоте начиналось с помещения ребёнка в школу. В последнее время специалисты больше придерживаются мнения о том, что обучение навыкам грамотности начинается с первых этапов жизни ребёнка, и оно сильно зависит от окружающих. Необходимо продолжать семейное чтение, когда дети учатся в школе. В школе внеклассное чтение контролируется учителем. Но действия учителя по внеклассному чтению реализуются при помощи родителей. К сожалению, многие родители не до конца понимают значимость этой обязанности. Их не интересует внеклассное чтение ребёнка, более того, некоторые родители запрещают читать книги внешкольной программы. В основе таких заблуждений лежит мнение о том, что внеклассное чтение может помешать освоению непосредственно школьной программы, поэтому они должны быть сосредоточены исключительно на школьных учебниках. Но практика показывает, что чтение книг внешкольной программы наоборот способствует глубокому освоению учебной программы.

Как можно организовать семейное чтение? Родители младших школьников при организации семейного чтения должны обращать внимание на следующие моменты:

1. Совместно с ребёнком выбирать книгу для чтения (информировать ребёнка об интересных и новых изданиях).

2. Определить время для чтения в режиме дня.

3. Очень важно начинать семейное чтение с позитивным настроем, и все члены семьи должны сохранять тишину, придавая значение чтению.

4. При определении времени чтения важно учитывать возрастную особенность младшего школьника. Семейное чтение обычно длится в течение 15-30 минут ежедневно. Но в случае, когда ребёнок проявляет интерес, чтение может занять больше времени.

5. Чтобы ребёнок не отвлекался, надо активизировать его внимание во время чтения.

6. Повторное чтение по просьбе детей позитивно действует на формирование их памяти и на развитие речи.

7. Когда ребёнок читает, не рекомендуется стоять за его спиной (это вызывает ассоциацию принуждения ребёнка читать), а нужно сидеть рядом с ним (такое положение показывает участие родителя).

8. Учите детей самостоятельному чтению.

9. Проявляйте интерес к тому, какую книгу читает ваш ребёнок.

10. Всячески поощряйте успехи ребёнка. При этом не надо сравнивать его успех с достижениями других детей, так как такие неуместные сравнения снижает самооценку ребёнка.

11. Когда вы учите ребёнка культуре чтения, будьте для него примером [3].

Родители при организации семейного чтения для своих детей в сельской

местности должны наладить тесную связь со школьной библиотекой и с учителем. Потому что благодаря этим контактам у родителей будет возможность ознакомиться с детской литературой, которая имеется в школьной библиотеке. Помимо этого родители могут советоваться по таким вопросам, как: какие книги интересуют детей, или как вызвать интерес ребёнка к чтению и т. д. Учитель совместно с родителями

222

может организовать библиотеку прямо в классах. Книжный фонд подобных библиотек можно обогащать новыми детскими изданиями, которые могут приобретаться по инициативе родителей. Организация таких библиотек пробуждает массовый интерес детей к чтению. И что важно, такое массовое мероприятие зачастую заинтересует неуспевающих учеников.

Обязанности родителей не ограничиваются только приобретением книг, они, начиная с подготовительного этапа, принимают активное участие при организации семейного чтения. Но прежде чем приступить непосредственно к чтению, им необходимо заранее провести подготовительные мероприятия. Сначала родители должны заинтересовать детей, говоря о купленных книгах, рассказать им о том, что эти книги откроют новые тайны, о которых они не знают, и которые полны завораживающих историй и приключений. Подобные приемы очень эффективны, они пробуждают истинный интерес детей к книгам. После таких подготовок можно приступать к чтению. Инициатива и желание детей читать либо слушать должны поощряться родителями.

Как детям дошкольного возраста, так и ученикам 1-2 классов полезно читать вслух. Чтение вслух раскрывает художественность, образность, красочность читаемого текста. Более того, внимательно слушая, ребёнок при чтении повторяет, т. е. подражает интонации взрослых. Благодаря этому у ребёнка формируются базисные понятия художественного чтения. Иными словами, школьник интуитивно воспринимает компоненты интонации - тембр, мелодику, ритм, темп и в процессе чтения старается соблюдать их подобно взрослым. Это ярко выражается, когда ребёнок не монотонно, а где-то выразительно читает диалог между персонажами, чтобы выразить их характер и темперамент. Одновременно у ребёнка развиваются мышление, память, воображение, и чтобы способствовать развитию логики ребёнка уместно озвучивать некие конкретные вопросы, как: «Ты веришь в то, что говорится в произведении?»; «Ты мог бы поступить как главный герой?»; «Как ты думаешь, правильно ли поступил герой?»; «Что было бы, если бы герои поменялись местами?» и т. д. Только через вопросы и озвучивание собственных мнений возможен обмен идеями и опытом. Можно продолжать чтение даже тогда, когда ребёнок читает самостоятельно, и очень важно продолжать обмениваться мнениями по прочитанному произведению. Так как только правильно заданные вопросы и умение высказывать собственное мнение дают возможность понять и запомнить произведение, раскрыть его смысл. Только через чтение можно пробудить интерес к книгам у неуспевающих и малочитающих школьников. Как правило, у учеников такой категории плохо развита техника чтения, поэтому они больше склонны слушать, чем читать самостоятельно. Чтобы активизировать деятельность таких учеников, необходимо больше читать вслух и одновременно давать им читать короткие несложные тексты. Чтобы достичь самостоятельности в чтении ребенка, надо не только читать им вслух, но и приучать озвучивать своё собственное мнение. Следует ожидать, что школьники, у которых плохая техника чтения, могут каждый раз просить взрослых, чтобы они почитали им вслух. В таких случаях родители могут остановить своё чтение на интересных эпизодах, чтобы ребёнок дальше читал самостоятельно. Либо родители устно рассказывают до определённых эпизодов, а дальше предлагают ребёнку самому читать. Для того чтобы узнать, насколько он понял содержание прочитанного им текста, важно задавать контрольные вопросы относительно сюжета. Можно завести тетрадь школьнику, где он может записывать имя автора произведения, его название, дату, когда он читал его, и, конечно же, понравившиеся ему интересные эпизоды. Таким образом, ребёнок собирает своего рода собственное портфолио. К портфолио можно отнести и рисунки, нарисованные школьником по прочитанным им произведениям. Такие действия могут пробудить интерес ученика к чтению.

223

Родители, формируя культуру чтения ребёнка, не должны забывать о том, что они показывают ему пример. Потому как дети зачастую не видят, как родители читают книги. У многих родителей просто нет времени для чтения, максимум они могут позволить себе прочитать газету. Поэтому, учитывая наши реалии, очень трудно убедить ребёнка думать, что чтение не только интересно и полезно, но также необходимо. Особенно когда основная масса взрослых и детей предпочитают книгам телевидение, компьютер либо мобильные телефоны. И как нам представляется, разумная альтернатива к упомянутым аудио-визуальным средствам - это совместное семейное чтение. Поэтому родители регулярно должны проводить чтения, по частям читая одно детское произведение. Постепенно тематика произведений должна перерасти до уровня классических произведений. Семейное чтение должно быть систематическим и регулярным в течение всего года. И во время летних каникул, правильно используя свободное время детей, родители могут продолжать его в кругу семьи. Как показывает практика, в течение 3-х месяцев, т. е. во время летних каникул у учеников 3-4 классов техника скорочтения понижается на 20 %, а у учеников 1-класса - на 60 % [4].

Исходя из этих фактов, родители при определении продолжительности семейного чтения, должны консультироваться с педагогом. Педагог обязан информировать родителей о состоянии скорочтения ученика. Учитывая эту информацию, родители вместе с педагогом определяют в индивидуальном порядке продолжительность времени для чтения. Обычно для семейного чтения уделяется 8 минут ежедневно, постепенно с добавлением по 2 минуты, в итоге время для чтения должно достичь 30 минут.

Советы для родителей по развитию читательского интереса:

• старайтесь пробудить интерес ребёнка к чтению с раннего возраста;

• приобретайте для детей интересные, содержательные и красочные книги;

• чтобы формировать навыки скорочтения у ребёнка, читайте сами для него. Уделяйте время для самостоятельного чтения ребёнка;

• обсуждайте прочитанную книгу в кругу семьи;

• расскажите ребёнку об авторе прочитанной вами книги;

• останавливайте чтение на интересных эпизодах;

• чтобы проверить, насколько ребёнок точно запомнил сюжет прочитанного произведения, расскажите ему сюжет в запутанной, искажённой форме;

• предложите ребёнку прочитать книгу вашего детства, поделитесь с ним вашими детскими переживаниями, связанными с этой книгой. Сравните мнение вашего ребёнка с вашим;

• приобретайте книги любимых авторов вашего ребёнка, организуйте личную библиотеку ребенка;

• организуйте обсуждение о прочитанной книге с участием всех членов семьи;

• учите ребёнка бережному отношению к книге;

• дарите ребёнку книги и не забывайте писать пожелания в них. Через определенное время ваш ребёнок с чувством гордости будет вспоминать эту традицию вашей семьи.

В заключение можно отметить, что без педагогического образования в вопросах по организации семейного чтения для младших школьников родители не смогут достичь существенных, продуктивных результатов. Поэтому следует подчеркнуть важность сотрудничества родителей со школой.

Литература

1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения [Текст] / З. А. Гриценко. - М.:

Просвещение, 2000 г.

224

2. Жукова Г. Д. Родительское собрание по детскому чтению. [Текст] / Г. Д.Жукова. -М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г., 115.

3. Лукзен Л. Н. Растим читателя: советы родителям [Текст] / Л. Н. Лукзен. - Алматы: 2003. - 3 с.

4. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения [Текст] / Л. И. Нежданова, Е. А. Киченко. - М.: Просвещение, 1996 г.

Teaching robotics to students of engineering profile Akhmetova M. , Kazagachev V. (Republic of Kazakhstan) Обучение робототехнике студентов инженерно-технического профиля Ахметова М. Р.1, Казагачев В. Н.2 (Республика Казахстан)

1 Ахметова Мейрамкул Рахметуллаевна /Akhmetova Meiramkul - старший преподаватель;

2Казагачев Виктор Николаевич /Kazagachev Victor - старший преподаватель, кафедра общетехнических дисциплин,

Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена организации курса обучения робототехнике для студентов инженерно-технического профиля, рассматривается сущность понятия «образовательная робототехника».

Abstract: the article is devoted to the organization of the course robotics for students of engineering profile, analyses the notion of «educational robotics».

Ключевые слова: робототехника, микроконтроллеры, программирование, flowcode. Keywords: robotics, microcontrollers, programming, flowcode.

В России сегодня уровень развития робототехнической отрасли ниже, по сравнению с лидирующими в этой области странами. По данным 2014 года, Сколковского института науки и технологии (Сколтех) в публичном аналитическом докладе «Новые производственные технологии», плотность роботизации промышленности в России в 31 раз меньше мирового уровня.

Для изменения сложившейся ситуации предпринимаются определенные шаги. В 2013 году была принята Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, где в список приоритетных направлений исследований и разработок, включено развитие робототехники [1].

Робототехника - область науки и техники, находящаяся на стыке механики, электроники и программирования. Сегодня разработки робототехники внедряют в различные направления человеческой деятельности: от беспилотных аппаратов -дронов и робоавтомобилей, до бытовой техники и детских игрушек.

Робототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования.

Образовательная робототехника - сравнительно новая область, как в технике, так и в педагогической науке и занимается проблемами организации учебного процесса и внеурочной деятельности по обучению роботам. Организация процесса обучения невозможно без соответствующих образовательных ресурсов и средств [2].

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.