Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19)
УДК 027.52 (571.16)
DOI 10.17223/22220836/19/11
А.И. Дегтярева
ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ В СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ТОМСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)1
В статье рассматривается деятельность сельских библиотек Томского района Томской области по приобщению к чтению. Выделяются такие формы проектов, как целевые программы, конкурсы. Основные направления этих проектов - развитие семейного и детского чтения. Показано, что приобщение к чтению способствует выполнению библиотеками роли социальных институтов, так как процессу чтения присуща социализирующая функция. Отмечается, что такие формы работы библиотек по приобщению к чтению, как целевые программы и конкурсы, являются наиболее распространенными в настоящее время.
Ключевые слова: муниципальные библиотеки, сельские библиотеки, Томская область, социальные функции библиотек, приобщение к чтению, семейное чтение, детское чтение, программно-целевая деятельность библиотек.
Чтение как процесс выполняет важную роль в социализации детей и взрослых, их включении в общественную жизнь. Разные виды чтения оказывают влияние на развитие различных личностных качеств. Навыки скорочтения, чтения вслух, глубокого понимания текста способствуют развитию коммуникабельности, сознательности, умения сопереживать.
Привычка к чтению, как правило, вырабатывается в семье, является частью воспитания [1]. Однако в настоящее время можно столкнуться и с тем, что читать ребенок начинает не дома с родителями, а в школе. Многие библиотеки активно включаются в процесс приучения первоклассников к книге и чтению [1. С. 85; 2. С. 17]. Ставя перед собой такую задачу, библиотеки выполняют роль социальных институтов [3], способствующих социализации личности, а также налаживанию межличностных диалогов [1. C. 85], основанных на совместном чтении литературы.
Так, в сельских библиотеках Томского района Томской области ведутся целевые программы по направлениям «Семейное чтение», «Детской чтение». Реализация данных программ, как правило, осуществляется в сотрудничестве библиотек и школьных учителей, а направлены они на то, чтобы сделать чтение традиционной формой досуга, привычным процессом в повседневной жизни.
В Межпоселенческой центральной библиотеке Томского района целевая программа «Дружим с книгой всей семьей» реализуется уже шестой год. Так, в 2009 г. ученики первого класса Зональненской средней школы были приглашены вместе с родителями, бабушками и дедушками для знакомства с библиотекой. Всего в целевую аудиторию данной программы вошли три
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ, проект № 15-33-01261.
_________________Приобщение к чтению в сельских библиотеках_______ g3
первых класса, а также как минимум по одному взрослому на каждого ученика, всего свыше 150 человек.
В течение четырех лет реализации программы проводились различные массовые мероприятия, раз в месяц ученики приходили в библиотеку вместе со взрослыми для участия в играх, конкурсах, обсуждениях прочитанных книг. Для следующей встречи, выдавались «домашние задания» -прочесть ту или иную книгу, чтобы подготовиться к очередному мероприятию. Таким образом, за четыре года было прочитано дополнительно к школьной программе более 30 книг, в числе которых произведения
В. Бианки, А. Волкова, А. Барто, С. Михалкова, А. Усачева, Б. Заходера,
М. Пришвина, Н. Носова, А. Линдгрен, К. Чуковского, Г.Х. Андерсена. По мотивам прочитанных произведений делались театральные постановки, проводились викторины.
Реализация данных целевых программ преследовала две основные цели: развитие привычки к чтению у учеников и расширение знания детской литературы у родителей. Попутно систематические встречи в библиотеке (раз в месяц, кроме летнего периода) в течение четырех лет должны были развить привычку к подобного рода досугу, однако объективно оценить, насколько была достигнута данная цель, достаточно сложно. Так или иначе, но первый опыт работы по целевой программе развития семейного чтения оказался положительным [4, 5], и Межпоселенческая центральная библиотека Томского района вновь приступила к реализации аналогичных целевых программ с первоклассниками и их родителями в 2013 г. Целевые программы по приобщению к чтению, развитию детского чтения ведутся также в других библиотеках Томского района. Например, в Рыбаловской сельской библиотеке в 2010-2012 гг. была реализована целевая программа «С книгой по жизни» для 3-5-х классов. В рамках этой программы помимо книжных выставок, викторин, литературных праздников еженедельно в библиотеке проводились встречи с целью развития техники чтения, периодически делались рекомендательные обзоры литературы, в том числе для родителей (например, «Круг чтения вашего ребенка»). Также библиотека акцентировала внимание на необходимости семейного чтения в рамках дня открытых дверей «Возьмите книгу в круг семьи», который был ориентирован на все категории читателей. Всего за период 2009-2014 гг. (в Томском районе работа по целевым программам началась в 2009 г.) в библиотеках Томского района были реализованы и реализуются по настоящее время 14 целевых программ по приобщению к чтению. Наиболее активно в этом направлении работают библиотеки п. Копы-лово, д. Кисловка, с. Новорождественское, с. Лучаново.
Целевые программы, направленные на развитие семейного чтения, детского чтения, нередко преследуют цель популяризации библиотеки в местном сообществе. Это можно увидеть из анализа планов мероприятий, реализуемых в рамках целевых программ. В числе мероприятий, входящих в эти программы, почти всегда встречаются дни открытых дверей и знакомство с библиотекой.
Одна из задач, которую библиотеки пытаются решать в настоящее время, - это привлечение внимания к такому виду чтения, как чтение вслух. Очевидно, что на современном этапе чтение редко является частью процесса общения. Например, такие формы досуга, как «громкие читки» или «совме-
g4___________________________А.И. Дегтярева___________________________
стное чтение вслух» редко встречаются в повседневной жизни. Привлечение интереса к чтению вслух могут обеспечить такие мероприятия, как, например, организованный в 2012 г. районный чемпионат по чтению «Читаем дружно всем районом» [6; 7. Л. 28-29]. В чемпионате принимали участие школьники, взрослые и дети дошкольного возраста. Состязания проходили в два этапа: сначала на местах, в сельских библиотеках Томского района, а затем итоговый тур в Межпоселенческой центральной библиотеке Томского района. Участники читали предложенные организаторами тексты на скорость. Жюри оценивало скорость чтения, выразительность, артистичность, громкость. В 2014 г. Межпоселенческая центральная библиотека Томского района организовала конкурс «Читаем классику», где дети со сцены читают отрывки из произведений классической литературы. Данный конкурс имел положительный эффект [8, 9]: 35 учеников из разных школ Томского района выступили с публичным чтением отрывков из произведений М.Ю. Лермонтова, не входящих в школьную программу. Так, побочным эффектом данного мероприятия стало знакомство конкурсантов с такими произведениями М.Ю. Лермонтова, как «Панорама Москвы», «Ашик-Кериб», «Вадим», «Княгиня Литовская». Основным же эффектом данного конкурса явилось само публичное чтение прозы. Условием конкурса было чтение именно прозы, а не стихотворений, оценивались, прежде всего, грамотность речи, глубина проникновения в образ, выразительность чтения [8]. Подводя итоги, жюри условно разделило победителей на «актеров» и «чтецов», акцентируя внимание на том, что грамотное чтение вслух - это отдельное умение, заслуживающее особого внимания.
Востребованность такой формы работы с читателями библиотек, как конкурс чтения вслух, подтвердилась в 2015 г. Конкурс «Читаем классику» изначально задумывался как ежегодное событие. На 2015 г. было запланировано чтение литературы военной тематики в связи с празднованием 70-летия Победы. В этом году было принято решение работать не только со школьника -ми, но и со взрослым населением. В результате около 50 % участников -взрослые, остальные - ученики 8-9-х и 10-11-х классов. Количество участников - больше 40 человек, этот показатель выше, чем в предыдущем году. В то же время отбор участников был строже, значительно увеличивать число конкурсантов у организаторов не было возможности. Так, второй год подряд конкурс «Читаем классику» дал положительный эффект в привлечении внимания как к публичному чтению вслух, так и к произведениям, не входящим в школьную программу.
Эффект привлечения внимания к публичному чтению дает также участие в Международной акции «Читаем детям о войне». Цель данной акции: «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [10]. «Час одновременного громкого чтения лучших произведений о войне, написанных для детей, поможет участникам ощутить себя частью одной большой страны, в которой все за все в ответе; осознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о переломных событиях в истории Отчизны, воспитать чувство патриотизма и любви к Родине» [11]. Для участия необходимо было подать заявку в электронной форме, основной отклик в данной акции приходит от школ и библиотек. Поскольку разница во времени между разными ча-
__________________Приобщение к чтению в сельских библиотеках_________ g5
совыми поясами может быть существенной, задачу одновременного чтения всех участников выполнить невозможно. Также имеют место случаи, когда организация-участник не может официально заявить о себе из-за отсутствия технической возможности зарегистрироваться в электронной форме. В Томском районе участие в акции «Читаем детям о войне» библиотеки принимают с 2013 г. В 2015 г. к акции присоединились 36 из 39 библиотек Томского района, они привлекли свыше 1300 участников. При этом официально зарегистрировалось из 36 биб-лиотек-участников всего 17 библиотек, в остальных случаях техническая возможность подать заявку в электронном виде отсутствовала. Время проведения акции также не ограничилось официально назначенным сроком - 7 мая в 11 : 00 по московскому времени, в Томском районе под эгидой акции чтения проходили
7-8 мая в разные часы.
Несмотря на существующие сложности в решении отдельных задач, представляется целесообразным проводить громкие чтения художественной литературы о Великой Отечественной войне в рамках имеющихся возможностей максимально большим числом участников под эгидой единой акции. Это позволяет сформировать у школьников ощущение причастности к общему делу, «осознать себя частью одной большой страны» [9]. Таким образом формируется чувство патриотизма, принадлежности к своему народу, объединенному общей памятью, общей трагедией и общим праздником победы.
В ряду прочих перед библиотеками стоят задачи формирования читательского вкуса, поддержки интереса к чтению, обеспечения читателей соответствующей их потребностям литературой. В рамках решения этих задач в библиотеках Томского района реализуется проект «Окно в мир» - новые и лучшие книги детям села». Проект «Окно в мир» направлен на развитие детского чтения с помощью передвижной выставки новых детских книг, ориентированных на разные возрастные категории. Выставка начала свою работу в 2011 г. и была экспонирована в 5 библиотеках Томского района: с. Меже-ниновка, с. Новорождественское, д. Поросино, с. Зоркальцево, д. Нелюбино. В первую очередь выставка разворачивается в небольших библиотеках, имеющих сложности с обеспечением читателей детской литературой. Для организации данной выставки были закуплены 50 книг, удостоенных различных наград и литературных премий. Книги подобраны для трех категорий читателей - младшего, среднего и старшего школьного звена. Соответствующим образом организована и выставка. Для того чтобы читатели не просто познакомились с книгой, но также вынесли о прочитанном критические суждения, к выставке прилагается набор читательских дневников, по одному на каждую книгу. Библиотекари следят за тем, чтобы каждая прочитанная книга получила запись в этом дневнике. Таким образом, организован односторонний обмен мнениями между читателями различных населенных пунктов.
На примере перечисленных целевых программ и акций можно видеть, каким образом осуществляется приобщение к чтению в библиотеках Томского района. Можно заметить, что в настоящее время большое внимание библиотеки уделяют таким проблемам, как приобщение к чтению, формирование читательского вкуса, чтение вслух, семейное чтение, детское чтение. Популярным методом приобщения к чтению является организация совместных мероприятий со школами, между разными библиотеками района. Такой подход позволяет организовывать чи-
gg_____________________________________А.И. Дегтярева__________________________________________
тательские встречи, которые оставляют сильные впечатление. Наиболее распространенной формой таких совместных мероприятий являются конкурсы, что стимулирует стремление к развитию. Проведение различных мероприятий по приобщению к разным видам чтения в сельских библиотеках Томского района приобретает все более систематический характер благодаря такой форме организации работы, как целевые программы.
Литература
1. Ляпкоеа А.А. Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек (из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской области в 90-е гг. XX в.) // Вести. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3 (7). С. 83-87. URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000439782 (дата обращения: 13.08.2015).
2. Масяйкина Е.А. Формирование информационной культуры читателей в сельской библиотеке (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вести. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. № 1 (9). С. 14-22. URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000446810 (дата обращения: 13.08.2015).
3. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области (на
примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вести. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2013. № 3 (11). С. 41-45. URL: http: //vital.
lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000466770 (дата обращения: 01.05.2015).
4. ГаерилоеаН.Г. В библиотеку - всей семьей // Томское предместье. 2010. № 45-46. С. 2.
5. Полку читателей прибыло // Томское предместье. 2010. 16 апр. С. 3.
6. КриеокрасоеаЮ. Читаем всем районом // Томское предместье. 2012. № 28. С. 3.
7. Деятельность Межпоселенческой центральной библиотеки и библиотек Томского района в 2012 году : аналитическая справка / Муниципальное бюджетное учреждение Межпоселенческая центральная библиотека Томского района. Зональная Станция [Томская область] : Б.и., 2013. Л. 11, 28-29.
8. Читали! Классику! // Межпоселенческая центральная библиотека Томского района / Межпоселенческая центральная библиотека Томского района. Электрон. дан. [Зональная Станция]: МБУ «МЦБТР», 2010-2015. URL: http://libtr.tom.ru/node/8604 (дата обращения: 01.05.2015).
9. Некрасова А. Как полюбить читать // Томское предместье. 2014. № 85-86. Электрон. дан. URL: http://predmestie.tomsk.ru/archive.html7news-nameM710 (дата обращения: 21.08.2015).
10. Положение об организации и проведении VI Международной Акции «Читаем детям о войне» в 2015 году // Самарская областная детская библиотека / Самарская областная детская библиотека. Электрон. дан. [Самара, 2011-2015]. URL: http://www.sodb.ru/node/3541 (дата обращения: 02.05.2015).
11. Акция «Читаем детям о войне» // Радуга знаний / Л.В. Поспелова. Электрон. дан. [Новоуральск, 2011-2015]. URL: http://pospelova.ucoz.ru/blog/akcija_chitaem_detjam_o_vojne/2012-05-03-27 (дата обращения: 05.05.2015).
Degtiareva Alena I. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/19/11
AN INTRODUCTION TO READING IN RURAL LIBRARIES (FROM THE EXPERIENCE OF LIBRARIES OF TOMSK’S DISTRICT OF TOMSK REGION)
Key words: rural libraries, municipal libraries, Tomsk region, social functions of libraries, introduction to reading, family reading, children's reading, target programs of libraries.
Reading plays an important role in the socialization of children and adults. Different types of reading have an effect on the development of different personality traits. Speed reading skills, reading aloud, the ability to contribute to the understanding of the texts develop communication skills, awareness, capacity for empathy.
The habit of reading is usually generated in the family, it is a part of a family education. However, it is now possible to face with the fact that the child not begins to read with their parents at home but they begins read school. Libraries are actively involved in the process of habituation of first-graders to the book and reading. For example, in some rural libraries of Tomsk region being targeted programs in
_______________________Приобщение к чтению в сельских библиотеках__________________________ 87
"Family Reading." Implementation of these programs is usually carried out in cooperation of libraries and school teachers. With the help of these programs are attempts to make reading a tradition of family entertainment.
It is obvious that at the present stage reading is rarely a part of the communication process. For example, such leisure activities as "loud readings" or joint reading aloud is becoming increasingly rare in everyday life. Raising interest in reading aloud can provide activities such as, for example, organized in 2014 intersettlement central library of the Tomsk regional competition "Reading the classics", where children from the scene read excerpts from the works of classical literature. The effect of drawing attention to the public reading also gives part in the international action "Reading to children about the war".
Among other tasks before the libraries are forming the reading tastes, support interest in reading, to ensure readers meet their needs in literature.
As part of these tasks in the libraries of the Tomsk region, the project "Window to the world - and the best new books for children of the village". This project - a traveling exhibition of new children's books designed for different age groups.
Library of Tomsk region are trying to carry out activities in engaging to read not only locally, with readers' local communities, but also organize meetings of readers of different libraries in the framework of competitions. Various events attached to different types of reading in rural libraries of Tomsk region is becoming more systematic because of using targeted programms.
References
1. Lyapkova, A. A. (2012) The support of family reading as direction of work of rural librar-ies(from the experience of activity of libraries of the Kozhevnikovsky district of the Tomsk region in 1990s). Vestnik Tomskogo gosudarstvenogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 3(7). pp. 83-87. (In Russian).
2. Masyaykina, E.A. (2013) Reader's informational culture formation in a rural library (based on the experience of libraries of Verkhneketsky, Teguldetsky and Chainsky Districts of Tomsk region. Vestnik Tomskogo gosudarstvenogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 1(9). pp. 14-22. (In Russian).
3. Kuzoro, K.A. (2013) The directions of social work of rural libraries of the Tomsk region (examples are from Kargasoksky, Krivosheinsky and Molchanovsky districts of Tomsk region). Vestnik Tomskogo gosudarstvenogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 3(11). pp. 41-45. (In Russian).
4. Gavrilova, N.G. (2010) V biblioteku - vsey sem'ey [To the library with the whole family]. Tomskoepredmest'e. 45-46. p. 2.
5. Tomskoe predmest'e. (2010) Polku chitateley pribylo [More readers]. Tomsk. 16th April. p. 3.
6. Krivokrasova, Yu. (2012) Chitaem vsem rayonom [All the population of the district goes to the library]. Tomskoe predmest'e. 28. p. 3.
7. Municipal Budegetary Institution, Intersettlement Central Library of Tomsk Region. (2013) Deyatel'nost' Mezhposelencheskoy tsentral'noy biblioteki i bibliotek Tomskogo rayona v 2012 godu: analiticheskaya spravka [Activities of the Intersettlement Central Library and the libraries of Tomsk region in 2012: the analytical report]. pp. 11, 28-29.
8. Anon. (2010-2015) Chitali! Klassiku! [We read classics!]. [Online] Available from: http://libtr.toMoscowru/node/8604. (Accessed: 1st May 2015).
9. Nekrasova, A. (2014) Kak polyubit' chitat' [How to love reading]. Tomskoe predmest'e. 85-86. [Online] Available from: http://predmestie.tomsk.ru/archive.html?news-name=1710. (Accessed: 21st August 2015).
10. Samara Regiona Children’s Library. (2015) Polozhenie ob organizatsii i provedenii VI Mezhdunarodnoy Aktsii “Chitaem detyam o voyne" v 2015 godu [Regulation on the organization of the 6th International Campaign “Reading about war to children” in 2015]. [Online] Available from: http://www.sodb.ru/node/3541. (Accessed: 2nd May 2015).
11. Pospelova, L.V. (2015) Aktsiya “Chitaem detyam o voyne [«The Campaign “Reading about
war to children»]. [Online] Available from: http://pospelova.ucoz.ru/blog/akcija_ chi-
taem_detjam_o_vojne/2012-05-03-27. (Accessed: 5th May 2015).