Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9-11 ЛЕТ'

ЧТЕНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9-11 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
457
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА / ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коняшкина Анна София Владимировна

С большим количеством изменений в чтении детей и подростков проблема трансляции литературной культуры от поколения к поколению делает тему семейного чтения все более важной. Сегодня от чтения в семье, активности родителей как главных наставников и первых учителей, приобщающих детей к чтению, во многом зависит читательский опыт ребенка и его будущее. В статье рассмотрены практики семейного чтения. Традиция семейного чтения берет свое начало еще в XVIII в., тогда же появляется и первая специализированная детская литература. Структура семейного чтения включает чтение как поэтических, так и прозаических произведений, художественных и нехудожественных, обмен мнениями о прочитанном, формирование и передачу литературной традиции и семейной (домашней) библиотеки. Достаточно распространенными являются семьи, где процессу чтения уделяется серьезное внимание, т. е. родители проявляют интерес к чтению и прививают детям читательские практики с раннего детства, регулярно покупают новые книги, обсуждают прочитанное с детьми. В таких семьях дети много читают, знают, где найти информацию о книгах. Однако существуют и другие семьи, где взрослые не интересуется чтением и не передают литературную традицию своим детям. В таких семьях дети чаще сидят в интернете, не посещают библиотеки и не любят читать. Для изучения мнений детей была использована рисуночная методика и опрос младших школьников, учащихся школ Москвы и Краснодара. Актуальность данной статьи обусловлена, прежде всего, тем, что получено непосредственное мнение детей о том, как они себе представляют процесс чтения. С помощью рисунков дети смогли выразить свои чувства и позицию относительно поставленного исследовательского вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коняшкина Анна София Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING IN THE LIFE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AGED 9-11

A large number of changes in the reading of children and adolescents impedes the passing on of literary culture from generation to generation, which makes the topic of family reading increasingly important. Today, the reading experience of a child and his future largely depend on reading in the family and the activity of parents who are the main mentors and the first teachers introducing children to reading. The article discusses the practice of family reading. The tradition of family reading dates back to the 18th century-it is also the same time when the first specialized children’s literature appeared. The structure of family reading includes the reading of both poetry and prose, fiction and non-fiction, the exchange of opinions about what has been read, and the formation and transmission of literary tradition and family (home) library. Quite common are families where serious attention is paid to the reading process: parents show interest in reading, reading practices are instilled from early childhood, new books are regularly bought, and what is read becomes the subject of discussion with children. In such families, children read a lot and know where to find information about books. However, there are also families where adults are not interested in reading and do not pass on the literary tradition to their children. In such families, children are more likely to surf the internet, do not visit libraries and do not like to read. A drawing technique and a survey of younger schoolchildren from Moscow and Krasnodar were used to study the opinions of children. The relevance of this article is primarily due to the fact that it shows a direct opinion of children on how they imagine the reading process. With the help of drawings, children were able to express their feelings and position regarding the research question posed.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9-11 ЛЕТ»

Комплексные исследования детства, 2022, т. 4, № 3 Comprehensive Child Studies, 2022, vol. 4, no. 3 _www.kid-journal.ru

Й Check for updates

УДК 316

Статьи

EDN RWSMQM

https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-171-182

Чтение в жизни детей младшего школьного возраста 9-11 лет

А. С. В. Коняшкина™

1 Российская государственная детская библиотека, 119049, Россия, г. Москва, Калужская пл., д. 1, корп. 3

Аннотация. С большим количеством изменений в чтении детей и подростков проблема трансляции литературной культуры от поколения к поколению делает тему семейного чтения все более важной. Сегодня от чтения в семье, активности родителей как главных наставников и первых учителей, приобщающих детей к чтению, во многом зависит читательский опыт ребенка и его будущее.

В статье рассмотрены практики семейного чтения. Традиция семейного чтения берет свое начало еще в XVIII в., тогда же появляется и первая специализированная детская литература. Структура семейного чтения включает чтение как поэтических, так и прозаических произведений, художественных и нехудожественных, обмен мнениями о прочитанном, формирование и передачу литературной традиции и семейной (домашней) библиотеки.

Достаточно распространенными являются семьи, где процессу чтения уделяется серьезное внимание, т. е. родители проявляют интерес к чтению и прививают детям читательские практики с раннего детства, регулярно покупают новые книги, обсуждают прочитанное с детьми. В таких семьях дети много читают, знают, где найти информацию о книгах. Однако существуют и другие семьи, где взрослые не интересуется чтением и не передают литературную традицию своим детям. В таких семьях дети чаще сидят в интернете, не посещают библиотеки и не любят читать. Для изучения мнений детей была использована рисуночная методика и опрос младших школьников, учащихся школ Москвы и Краснодара. Актуальность данной статьи обусловлена, прежде всего, тем, что получено непосредственное мнение детей о том, как они себе представляют процесс чтения. С помощью рисунков дети смогли выразить свои чувства и позицию относительно поставленного исследовательского вопроса.

Ключевые слова: дети, семейное чтение, рисуночная методика, детское воспитание, практики чтения

Сведения об авторе

Анна София Владимировна Коняшкина, SPIN-код: 9081-1018, Researcher ID: AAE-7503-2020, e-mail: ansofikon@y andex. ru

Для цитирования:

Коняшкина, А. С. В. (2022) Чтение в жизни детей младшего школьного возраста 9-11 лет. Комплексные исследования детства, т. 4, № 3, с. 171-182.

https://doi.org/10.33910/2687-0223-

2022-4-3-171-182

EDN RWSMQM

Получена 17 мая 2022; прошла рецензирование 3 июля 2022; принята 6 июля 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © А. С. В. Коняшкина (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Reading in the life of primary school children aged 9-11

A. S. V. Konyashkina™

1 Russian State Children's Library, 1 Kaluga Sq, Moscow 119049, Russia

Author

Anna Sofia V. Konyashkina, SPIN-Kog: 9081-1018, Researcher ID: AAE-7503-2020, e-mail: ansofikon@yandex.ru For citation: Konyashkina, A. S. V. (2022) Reading in the life of primary school children aged 9-11. Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 3, pp. 171-182. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-171-182 EDN RWSMQM

Received 17 May 2022; reviewed 3 July 2022; accepted 6 July 2022.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © A. S. V. Konyashkina (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract. A large number of changes in the reading of children and adolescents impedes the passing on of literary culture from generation to generation, which makes the topic of family reading increasingly important. Today, the reading experience of a child and his future largely depend on reading in the family and the activity of parents who are the main mentors and the first teachers introducing children to reading. The article discusses the practice of family reading. The tradition of family reading dates back to the 18th century—it is also the same time when the first specialized children's literature appeared. The structure of family reading includes the reading of both poetry and prose, fiction and non-fiction, the exchange of opinions about what has been read, and the formation and transmission of literary tradition and family (home) library. Quite common are families where serious attention is paid to the reading process: parents show interest in reading, reading practices are instilled from early childhood, new books are regularly bought, and what is read becomes the subject of discussion with children. In such families, children read a lot and know where to find information about books. However, there are also families where adults are not interested in reading and do not pass on the literary tradition to their children. In such families, children are more likely to surf the internet, do not visit libraries and do not like to read. A drawing technique and a survey of younger schoolchildren from Moscow and Krasnodar were used to study the opinions of children. The relevance of this article is primarily due to the fact that it shows a direct opinion of children on how they imagine the reading process. With the help of drawings, children were able to express their feelings and position regarding the research question posed.

Keywords: children, family reading, drawing technique, child education, reading practices

Общая постановка проблемы

Современный мир находится на пороге глобальной трансформации, что закономерно коснулось книжной культуры и массового процесса чтения. Важно отметить, что чтение детей тесно связано с чтением взрослых, находящихся рядом с детьми, и те взрослые, которые сами не читают, не передают своим детям литературную традицию. Несомненно, роль родителя важна в формировании ребенка-читателя. Для взрослых — прежде всего для родителей и педагогов — в разных странах существует специальные программы, помогающие им лучше выполнять свои задачи по поддержке чтения детей и подростков. Так, одним из приоритетных направлений в современной культурной и образовательной политике России является приобщение детей к чтению, важной составной частью которого является чтение в семье.

В Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, утвержденной в 2017 г., был предусмотрен перечень мероприятий

по поддержке семейного чтения. В том числе, «популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих СМИ, развитие системы консультации родителей в области детского и юношеского чтения, создание и развитие открытых Интернет-сервисов по поддержке семейного чтения для обеспечения доступности информации о книгах в отдаленных регионах, популяризация общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей, созданных на базе библиотек, обслуживающих детей» (Распоряжение Правительства РФ... 2017).

Недостаточный уровень читательской грамотности, культуры чтения, проблемы с чтением в детстве приводят к целому ряду рисков во взрослой жизни. В свою очередь состояние детского чтения определяется сложным сочетанием действия различных факторов, в том числе возможностями семьи, развитостью окружающей ребенка книжной среды, доступностью книг, уровнем читательской компетентности

педагогов, воспитателей, родителей, а также библиотекарей.

Педагоги, библиотекари и другие специалисты зарубежных стран предлагают подходы и методики, направленные на то, чтобы дети и подростки активно читали, поскольку интеллектуальные и критические навыки крайне необходимы при столкновении с увеличивающимися потоками информации (Чудинова 2022).

В данной статье мы рассмотрим ситуацию с семейным чтением в России на материалах международных, всероссийских и авторских исследований. Используя комплекс методов, обоснуем важность семьи в деле приобщения ребенка к чтению, а также проанализируем отношение младших и средних школьников к процессу чтения.

Картина чтения детей младшего и среднего школьного возраста

Международные исследования за последние 10 лет показывают, что российские семьи достаточно эффективно обеспечивают успех своих детей в чтении, несмотря на то, что в 2016 г. по сравнению с 2011 г. в России несколько уменьшилось число учащихся из семей со значительным уровнем ресурсов (по данным Международного исследования качества чтения и понимания текста — РШЬБ-2016). Согласно результатам РШЬБ-2016, Россия занимает первое место в рейтинге стран-участниц исследования (в 2011 г. Россия занимала 2 место после Сингапура) из 50 стран и 11 территорий. (Основные результаты международного исследовании... 2016). Новое исследование РШЬБ должно было пройти в апреле-мае 2021 года, а его результаты планировалось опубликовать в декабре 2022 года.

По данным исследования Института современных медиа 2017 г., в котором приняли участие более 7 тыс. родителей из Москвы и регионов России, не медийный досуг детей до 12 лет включает следующие формы, связанные с чтением:

• слушает, как родители, бабушки, дедушки читают ему (65%);

• читает печатные книги сам (44%);

• читает журналы сам (18%);

• читает электронные книги сам (8%) (Аналитический отчет. 2018).

Традиция семейного чтения берет свое начало еще три столетия назад, тогда же появляется и первая специализированная детская литература. Структура семейного чтения включает чтение как поэтических, так и прозаических

произведений, художественных и нехудожественных, обмен мнениями о прочитанном, формирование и передачу литературной традиции и семейной (домашней) библиотеки (Колосова 2018).

Многочисленные исследования и практика РГДБ показали, что чтение детям дошкольного возраста положительно сказывается на развитии ребенка, способствует его обогащению информацией об окружающем мире, развитию любознательности и расширению словарного запаса: «Обсуждение прочитанных книг в кругу семьи учит детей размышлять, анализировать, отстаивать свою точку зрения, развивает их коммуникативные качества» (Осипова 2007).

Исследования последних 15 лет показывают, что набирает силу тенденция увеличения внимания к детскому чтению в семье. Родители вновь хотят видеть детей грамотными, читающими людьми. Мамы и бабушки (реже папы) стали уделять чтению детей внимание и покупать книги для детей, интересоваться книжными новинками и консультироваться со специалистами (Колосова, Чудинова 2016).

Данные исследования РГДБ совместно с ВЦИОМ показали, что подавляющее большинство детей (89%) в группе от 7 до 10 лет читают самостоятельно. Однако за последние 15 лет эта цифра снизилась с 94,3% на 5,2%. Более двух третей детей от 7 до 10 лет (69%) сообщили, что дома им читают книги вслух. В 2006 г. таких было 46,2%, в 2013 г. произошло увеличение до 61,1%.

Основными «чтецами» для детей по-прежнему остаются мамы: их чтение слушает почти каждый второй (45%). Чуть больше их было в 2013 г. — 47%, в 2006 г. таких было всего 34,8%. Другие члены семьи читают детям вслух существенно реже (бабушка — 8%, папы — 6%) (Колосова 2021, 13).

Опросы показывают, что «16% родителей затруднились ответить, какие книги нравятся их детям. Треть родителей (33%) утверждают, что у ребенка нет любимых детских книг (скорее всего, и сами эти родители не читают на досуге)» (Колосова, Чудинова 2016).

Треть родителей предпочитает обращаться к классике, проверенной годами. Выбор книг для детей в регионах предопределяют малые издательские тиражи: «При насыщении рынка детской литературы советскими и российскими авторами, отметим, что новая детская литература как зарубежных, так и отечественных авторов издается небольшими тиражами и часто оказывается недоступной массовому читателю (наиболее удовлетворенными оказываются

Москва и Санкт-Петербург)» (Колосова, Чуди-нова 2016).

Результаты авторских исследований

В 2021 г. был проведен опрос читателей РГДБ о практиках семейного чтения1. Всего в опросе приняли участие 522 взрослых читателя библиотеки. Основной возраст респондентов от 35 до 44 лет (58,5%), пятая часть респондентов в возрасте от 45 до 54 лет (17,7%), гораздо меньше молодых родителей в возрасте от 25 до 34 лет (13,2%) и респондентов старшего возраста от 55 лет (7,1%). Абсолютное большинство среди опрошенных — женщины 507 (94,4%) человек. У 78,9% опрошенных в семье есть дети дошкольного и младшего школьного возраста до 11 лет.

Из общего числа опрошенных 51,3% утверждают, что в их семьях родители читают детям, 20,9% читают вслух по очереди и 19,9% совместно обсуждают прочитанное, лишь 7,7% ответили, что их дети читают вслух сами без участия взрослых.

В большинстве семей чаще других членов читают взрослые (57,6%). Гораздо меньше семей, где чаще других читают дети до 10 лет (15,1%) или подростки (13,8%). Это говорит о том, что среди читателей РГДБ преобладают читающие родители, которые сами часто читают, а значит, подают пример подрастающему поколению.

Жанрово-тематические предпочтения взрослых читателей РГДБ выглядят следующим образом. На первом месте стоит русская классика (63,8%), на втором — зарубежная классика (56,5%), на третьем разместились современная зарубежная проза (47,5%) и научно-популярная литература (50.4%), на четвертом расположилась современная отечественная проза (38,9%), на пятом месте — детективы (31,6%) и биографии известных людей (33,7%). Энциклопедическая литература популярна лишь у 24,5% респондентов. Еще меньше тех, кто предпочитает фантастику (18,4%), фэнтези (19,5%), журналы и газеты (18,2%).

Особое место в семейном чтении занимает читательская среда. В домашней библиотеке у 37,4% опрошенных имеется от 50 до 300 книг, то есть один книжный шкаф. У 24,9% имеются от 300 до 500 книг дома (2 книжных шкафа). Более 1000 книг, то есть более четырех книжных шкафов, имеют 18,4%, и лишь 4,4 % процента читателей РГДБ не имеют дома книг вообще.

1 Автор статьи разработал анкету и провел опрос на сайте РГДБ в рамках подготовки ИАР по результатам обучения на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Выборка целевая, квотная, репрезентативная.

Большинство респондентов (59,4%) отметили, что им нравится читать и они много читают, меньше половины опрошенных взрослых (49,3%) любят читать, но им не хватает на чтение времени. Для получения удовольствия читают книги треть опрошенных (27,8%). Читатели РГДБ положительно относятся к чтению. Однако для многих существует проблема нехватки времени, что обусловлено интенсивностью жизни в большом городе.

Тем не менее участники опроса понимают важность семейного чтения и не только читают с детьми дома вслух, но также реализуют другие практики. Чаще всего читающие родители подают пример своим детям с ранних лет.

Для получения более полной картины о читательских практиках современных младших школьников в апреле 2022 г. был проведен опрос детей 3, 4, 5, 6 классов с использованием рисуночной методики2.

Рисуночная методика используется для выяснения различий или сходств между группами с помощью визуального образа. Рисунок ребенка при проведении опроса анализируется как ответ (Губанова 2018).

Всего было собрано 27 рисунков на тему «Как я читаю?», из которых 14 рисунков девочек и 13 — мальчиков.

Основными индикаторами, по которым проводился анализ рисунков, были следующие:

1) действующие лица: девочки/мальчики/ взрослые;

2) домашние животные;

3) атрибуты (книги, телефон, компьютер, аквариум, телевизор);

4) элементы декора (картины, вазы, цветы, подушки, светильники);

5) помещение;

6) мебель (книжные полки, стол, мягкая мебель, стул);

7) эмоции;

8) цветовая гамма.

Все участники опроса изобразили себя за процессом чтения в домашней обстановке. Большинство детей нарисовали, что предпочитают читать на диване, кровати или в кресле, это объясняется тем, что в первую очередь им важен комфорт в этом процессе (диван — 6, кровать — 13). Поза 13 изображенных детей в процессе чтения — лежа или полулежа (рис. 1). Только три девочки и три мальчика нарисовали человека, читающего за столом. Для них этот

2 Автор статьи разработал рисуночную методику для опроса школьников 3-6 классов. В опросе приняли участие школьники, обучающие в частных школах Москвы и Краснодара. Выборка целевая, нерепрезентативная.

процесс более формальный и ассоциируется Далее приведена таблица (табл. 1), из которой с учебным пространством, где дети сидят за видно, какие места для чтения были изображе-партами. ны на рисунках.

Рис. 1. Автор рисунка — Виктория (12 лет, Краснодар)

Fig. 1. Drawing author—Victoria (12 y. o., Krasnodar)

Табл. 1. Место чтения

Мальчики Девочки

На диване 2 На диване 4

На кровати 7 На кровати 6

За столом 3 За столом 3

В кресле 1 В кресле 1

Table 1. Place of reading

Boys Girls

On the sofa 2 On the sofa 4

In the bed 7 In the bed 6

At the table 3 At the table 3

In the armchair 1 In the armchair 1

Практически все рисунки девочек и мальчиков выполнены аккуратно, детально и полностью раскрашены. В силу возрастных особенностей рисунки учеников 3 класса уступают по качеству рисункам других учащихся, особенно в прорисовке главных действующих лиц. Несколько учеников 5-6 классов выполнили свои рисунки в стиле японской мультипликации (аниме, манга), и изображенные герои имеют сходство с известными персонажами (например, Наруто) (рис. 2, 3, 4). Это связано с широкой распространенностью данной субкультуры в среде младших школьников. Согласно опросам РГДБ, манга давно входит в круг чтения младших школьников (Чудинова 2012).

Анализ мебели, изображенной на рисунках детей, не выявил существенных различий между девочками и мальчиками, их авторами (табл. 2).

У девочек на рисунках — более детальное изображение атрибутов, в том числе можно увидеть картины, цветы, большее количество мебели в помещении. Книги есть на всех рисунках, однако книжных полок изображено мало в тех комнатах, где ребенок читает, всего на двух рисунках. Это подтверждает общую тенденцию к отказу в домах от личных библиотек. За последние 15 лет сократилось количество семей, в домах которых есть домашние библиотеки — с 84,9% в 2006 г. до 69% в 2021 г. (Колосова 2021).

Рис. 2. Автор рисунка— Эмилия (12 лет, Краснодар) Fig. 2. Drawing author— Emilia (12 y.o., Krasnodar)

Рис. 3. Автор рисунка— Роман (11 лет, Краснодар) Fig. 3. Drawing author— Roman (11 y. o., Krasnodar)

Рис. 4. Автор рисунка — София (11 лет, Краснодар) Fig. 4. Drawing author—Sofia (11 y. o., Krasnodar)

Table 2. Furniture in the room

Табл. 2. Мебель в помещении

Мальчики Девочки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диван 3 Диван 5

Стол 4 Стол 4

Кресло 1 Кресло 1

Кровать 5 Кровать 8

Шкаф 3 Шкаф 1

Стул 4 Стул 2

Комод 1 Комод 3

Журнальный столик 1 Журнальный столик 2

Книжные полки 1 Книжные полки 1

Прикроватная тумба Прикроватная тумба 1

Boys Girls

Sofa 3 Sofa 5

Table 4 Table 4

Armchair 1 Armchair 1

Bed 5 Bed 8

Bookcase 3 Bookcase 1

Chair 4 Chair 2

Chest of drawers 1 Chest of drawers 3

Coffee table 1 Coffee table 2

Bookshelves 1 Bookshelves 1

Bedside table Bedside table 1

В таблице 3 приведено сравнение атрибутов декора в гендерном разрезе. На рисунках мальчиков чаще изображены окна и источники искусственного света (светильники, бра). Рисунки девочек выполнены в более яркой цветовой гамме, нежели у мальчиков.

Один рисунок, выполненный девочкой 12 лет, заслуживает особого внимания, на нем изображен смартфон с наушниками. На смартфоне включена аудиокнига (рис. 5). Данная практика

в последние годы набирает обороты благодаря развитию технологий, позволяющих в компактном формате иметь аудиозаписи различных книжных изданий, как классических, так и современных. Раньше эта практика реализовыва-лась в домашней обстановке (прослушивание пластинок дома, нередко с использованием диафильмов), создавая особую атмосферу чтения для детей.

Табл. 3. Атрибуты/элементы декора

Мальчики Девочки

Светильник 3 Светильник

Картина Картина 1

Книги 13 Книги 14

Телефон Телефон 1

Компьютер 1 Компьютер 1

Подушки 2 Подушки 3

Канцелярия 2 Канцелярия 2

Рисунки Рисунки 1

Игрушки 2 Игрушки 1

Окно 5 Окно 1

Аквариум 1 Аквариум

Цветы Цветы 4

Телевизор 1 Телевизор

Table 3. Attributes / décor elements

Boys Girls

Lamp 3 Lamp

Picture Picture 1

Books 13 Books 14

Phone Phone 1

PC 1 PC 1

Pillows 2 Pillows 3

Office supplies 2 Office supplies 2

Drawings Drawings 1

Toys 2 Toys 1

Window 5 Window 1

Aquarium 1 Aquarium

Flowers Flowers 4

TV 1 TV

Рис. 5. Автор рисунка— Маргарита (12 лет, Краснодар) Fig. 5. Drawing author— Margarita (12 y. o., Krasnodar)

На рисунках отсутствуют взрослые, процесс чтения, который изображали дети, не ассоциируется у них с принуждением и присутствием других людей. Только на одном рисунке присутствует младший брат, который играет с машинкой, другой ребенок при этом читает.

Несколько детей изобразили на своих рисунках домашних животных (коты — 3, собаки — 2) (табл. 4).

Эмоции, которые демонстрируют дети в процессе чтения, могут передать их отношение к этой форме досуга (поскольку речь не идет о чтении в условиях учебного класса). Положительные эмоции у маленьких читателей зафиксированы на 8 рисунках. Нейтральные выражения лица на 7 рисунках. Явно выраженные отрицательные эмоции на лицах детей обнаружены всего на двух рисунках. На 10 рисунках изображенные герои сидели спиной, поэтому оценить эмоции, которые они выражали, затруднительно. Таким образом, отношение к чтению у участников исследования скорее положительное или нейтрально окрашенное.

Московские и краснодарские школьники ответили на небольшие анкетные опросы о том, как они читают3. Всего было опрошено 72 ребенка, из них 35 девочек и 37 мальчиков среди учеников частных школы г. Москвы и г. Краснодара.

На вопрос «В какое время суток обычно читаешь» большинство детей ответило, что предпочитают читать вечером (50 чел.). 31 человек ответил, что лучшее время для чтения — это день.

Был задан вопрос «Дочитываешь ли ты книги до конца?». Большинство выбрало ответ

3 Автор статьи разработал экспресс-анкету для младших и средних школьников 3-6 классов. Выборка целевая, нерепрезентативная.

«иногда» — 41, тех, кто дочитывает всегда до конца — 29, и только 1 школьник из Москвы никогда не дочитывает книги.

На вопрос о том, как они предпочитают читать. Основная часть респондентов ответила — лежа, что совпадает и с тем, что дети изображали на своих рисунках. Это связано, прежде всего, с зоной их комфорта и возможностью расслабиться.

Также по полученным данным можно сделать вывод, что девочки чаще предпочитают делать закладки в книгах, нежели чем мальчики. Равное количество детей ведут записи прочитанного или же читательский дневник.

Что касается конкретных ритуалов чтения, которые сегодня есть в семьях младших школьников, то некоторые обсуждают прочитанное со своими мамами, в некоторых семьях есть дни семейного чтения, есть семьи, где на каникулах дети обязательно читают в специально выделенное время:

«Когда кто-то, я или моя мама, прочитали книгу, мы обязательно рассказываем о прочитанном» (мальчик, 11 лет).

«Есть дни семейного чтения» (мальчик, 12).

«Летом у нас есть выделенное время для чтения» (девочка, 11 лет).

Краткие выводы

В формировании читательских практик детей важное место отведено семье, т. к. именно родители передают ребенку читательские традиции, закрепляют положительный образ читающего человека.

«Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются в собственной жизни ребенка» (Колосова 2010, 302).

Табл. 4. Присутствие домашних животных и людей

Мальчики Девочки

Собака 1 Собака 1

Кот 2 Кот 1

Братья/сестры 0 Братья/сестры 1

Boys Girls

Dog 1 Dog 1

Cat 2 Cat 1

Siblings 0 Siblings 1

Table 4. Pets and people

Отношение к чтению и читательские предпочтения подрастающего поколения определяются наличием книжной среды, участием родителей в выборе книг для совместного чтения с ребенком, передачей читательского опыта и литературных традиций, передающихся от поколения к поколению. От того, какая атмосфера царит в семье, будет зависеть социализация и полноценное формирование личности ребенка.

В семьях, где процессу чтения уделяется серьезное внимание (интерес к чтению прививается с раннего детства, регулярно покупаются новые книги, обсуждается прочитанное), дети много читают, знают, где найти информацию о книгах. В тех же семьях, где родители не интересуются чтением и не передают литературную традицию, дети чаще сидят в интернете, не посещают библиотеки и не любят читать.

Современное общество находится на этапе осознания необходимости поддержки детского и семейного чтения, однако на государственном уровне все еще принимается недостаточно мер по реализации специализированных программ. Поэтому именно от семьи во многом зависит,

будет ли ребенку интересно читать, обсуждать прочитанное, следить за новинками, пополнять домашнюю библиотеку и передавать литературную традицию от поколения к поколению.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential

Соответствие принципам этики

Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей.

Ethics approval

The author states that all ethical principles relevant to research that includes human subjects have been duly followed.

Литература

Аналитический отчет «Дети. Медиапотребление. 2017». (2018) Институт современных медиа (MOMRI). [Электронный ресурс]. URL: https://momri.org/wp-content/uploads/2018/08/momii.-deti mediapotreblenie 2017.pdf (дата обращения 10.04.2022).

Губанова, А. Ю. (2018) Рисуночная методика. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 478-482.

Колосова, Е. А. (2010) Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, № 3 (46), с. 296-303.

Колосова, Е. А. (2018) Семейное чтение. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, 2018, с. 274-279.

Колосова, Е. А. (2021) Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006-2021 гг. В кн.: Е. А. Колосова (ред.). Изучаем чтение: форматы и практики. Материалы IIНаучно-практической лаборатории. М.: Российская государственная детская библиотека, с. 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колосова, Е. А., Чудинова, В. П. (2016) Появятся ли новые «золотые полки»? Знамя, № 11, с. 206-211.

Осипова, И. П. (2007) Семейное чтение. В кн.: Ю. А. Гриханов (ред.). Библиотечная энциклопедия. М.: Пашков дом, 946 с.

Основные результаты международного исследовании PIRLS-2016 (на русском языке). (2016) Центр оценки качества образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16 pub.html (дата обращения 10.04.2022).

Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://staüc.govemment.m/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (дата обращения 10.04.2022)

Чудинова, В. П. (2022) Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики. М.: РШБА, 360 с.

Чудинова, В. П. (сост.). (2012). Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 144 с.

A. C. B. KouHMKuna

References

Analiticheskij otchet "Deti. Mediapotreblenie. 2017" [Analytical report "Children. Media consumption. 2017"]. (2018) Institute of Contemporary Media (MOMRI). [Online]. Available at: https://momri.org/wp-content/ uploads/2018/08/momri.-deti mediapotreblenie 2017.pdf (accessed 10.04.2022). (In Russian) Chudinova, V. P. (comp.). (2012) Chtenie moskovskikh podrostkov v real'noj i elektronnoj srede. Materialy sotsiologicheskogo issledovaniya [Reading Moscow teenagers in a real and electronic environment. Materials of sociological research]. Moscow: Interregional Center for Library Cooperation Publ., 144 p. (In Russian) Chudinova, V. P. (2022) Razvitie "natsij chitatelej" v raznykh strankah mira: issledovaniya, strategii, proekty, praktiki [Development of "reader nations" in different countries of the world: Research, strategies, projects, practices]. Moscow: Russkaya shkol'naya bibliotechnaya assotsiatsiya Publ., 360 p. (In Russian) Gubanova, A. Yu. (2018) Risunochnaya metodika [Drawing technique]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar'-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 478-482. (In Russian) Kolosova, E. A. (2010) Praktiki semejnogo chteniya kak faktory rannej sotsializatsii sovremennykh rossijskikh detej [Practices of family reading as factors of primary socialization modern Russian children]. VestnikRGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie — RSUH/RGGUBulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, № 3 (46), pp. 296-303. (In Russian) Kolosova, E. A. (2018) Semejnoe chtenie [Family reading]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar'-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 274-279. (In Russian)

Kolosova, E. A. (2021) Detskoe chtenie v Rossii: sravnitel'noe sotsiologicheskoe issledovanie 2006-2021 gg. [Children's reading in Russia: Comparative sociological research 2006-2021]. In: E. A. Kolosova (ed.). Izuchaem chtenie: formaty i praktiki. Materialy II Nauchno-prakticheskoj laboratorii [Studying reading: Formats and practices. Materials of the II Scientific and Practical Laboratory]. Moscow: The Russian State Children's Library Publ., pp. 11-15. (In Russian) Kolosova, E. A., Chudinova, V. P. (2016) Poyavyatsya li novye "zolotye polki"? [Will there be new "golden shelves"?].

Znamya, no. 11, pp. 206-211. (In Russian) Osipova, I. P. (2007) Semejnoe chtenie [Family reading]. In: Yu. A. Grikhanov (ed.). Bibliotechnaya entsiklopediya

[Library Encyclopedia]. Moscow: Pashkov Dom Publ., p. 946. (In Russian) Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya PIRLS-2016 (na russkom yazyke) [Main results of the international PIRLS-2016 study (in Russian)]. (2016) Tsentr otsenki kachestva obrazovaniya [ Center for Education Quality Assessment]. [Online]. Available at: http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16 pub.html (accessed 10.04.2022). (In Russian) Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 3 iyunya 2017g. № 1155-r "Ob utverzhdenii Kontseptsiiprogrammypodderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federatsii" [Order of the Government of the Russian Federation of 3 June 2017 No. 1155-r "On the the concept of the program to support children's and youth reading in the Russian Federation"]. [Online]. Available at: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqE uy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (accessed 10.04.2022) (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.