Научная статья на тему 'Динамика воспроизводства традиционных и инновационных практик детского чтения'

Динамика воспроизводства традиционных и инновационных практик детского чтения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
318
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ / ТРАДИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / SCHOOL EDUCATION / CHILD READING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колосова Елена Андреевна

В статье приводятся первые результаты пилотного исследования «Юный читатель-2010», проведенного на базе Российской государственной детской библиотеки. В ходе исследования ставились задачи по выявлению жанрово-тематических предпочтений современных московских младших школьников, рассмотрение каналов и способов получения информации о книгах у детей. Делается попытка обозначить динамику распространения инновационных практик чтения (в данном случае среди детей), таких как чтение в Интернете, чтение с экрана, чтение со специальных устройств типа КПК, Букридеры и т. п. Исследование дало некоторое представление о том, что на сегодняшний день представляет собой чтение младшего школьника, чтение ли это по школьной программе или ради удовольствия, ведут ли современные дети записи по прочитанным книгам, насколько хорошо они знают предпочтения собственных родителей в детском возрасте и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of reproduction of traditional and distribution of innovative practices of child reading

The article presents the first results of pilot study «Young Reader 2010» held at the Russian State Childrens Library. The study tasks ware to identify the genre and thematic preferences of modern Moscow pupils, consideration of channels and ways to get information about books for children. Attempt to identify the dynamics of innovation practices of reading (in this case children), such as reading on-line, reading from the screen, reading from the special devices. The study gave some view on what today is a junior student reading, whether it is a school program or for pleasure, whether todays children are recording books read, how well they know the preferences of their parents in childhood and so on.

Текст научной работы на тему «Динамика воспроизводства традиционных и инновационных практик детского чтения»

Е.А. Колосова

ДИНАМИКА ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

В статье приводятся первые результаты пилотного исследования «Юный читатель-2010», проведенного на базе Российской государственной детской библиотеки. В ходе исследования ставились задачи по выявлению жанрово-тематических предпочтений современных московских младших школьников, рассмотрение каналов и способов получения информации о книгах у детей. Делается попытка обозначить динамику распространения инновационных практик чтения (в данном случае среди детей), таких как чтение в Интернете, чтение с экрана, чтение со специальных устройств типа КПК, Букридеры и т. п.

Исследование дало некоторое представление о том, что на сегодняшний день представляет собой чтение младшего школьника, чтение ли это по школьной программе или ради удовольствия, ведут ли современные дети записи по прочитанным книгам, насколько хорошо они знают предпочтения собственных родителей в детском возрасте и многое другое.

Ключевые слова: практики чтения, традиция, инновация, детское чтение.

Проблема взаимодействия ребенка со взрослыми организаторами чтения усложняется с каждым днем. Это связано с тем, что подрастающее поколение может пользоваться в основном теми достижениями книжной культуры, которые им предоставляют взрослые. В то же время современные дети создают собственную субкультуру, отличную от культуры старшего поколения. Не принимая всерьез наставления взрослых, считая их во многом устаревшими, дети опережают родителей, библиотекарей и педагогов в освоении новых информационных технологий, иностранных языков, западной музыкальной культуры, основ рыночной экономики и т. д.

© Колосова Е.А., 2011

Взрослые же - издатели, библиотекари, работники книжной торговли, педагоги, родители - отстаивают собственные культурные позиции. В процессе отбора литературы и формирования круга чтения своего ребенка они в основном руководствуются своими представлениями о полезных или вредных книгах, необходимости санкционирования тех или иных сторон читательской деятельности. Современные родители единодушно признают благотворное влияние раннего чтения для детей.

Ценность детского чтения осознается большинством взрослых, поскольку они являются представителями культуры, воспитанной на печатной литературе. Родители, как могут, пытаются следить за чтением своих детей, но в своих рекомендациях остаются весьма консервативными. Таким образом, представления родителей о значении и роли детского чтения находят свое отражение в их взглядах на то, какого рода литературу должны читать дети, но в гораздо меньшей степени влияют на конкретные списки «обязательных» книг и практически не влияют на собственные литературные предпочтения детей1.

В январе-феврале 2010 г. было проведено пилотное исследование на базе Российской государственной детской библиотеки на тему «Юный читатель-2010», основной целью которого было выявление динамики в отношении воспроизводства так называемых традиционных практик детского чтения и наметившейся тенденции распространения инновационных. Под читательскими практиками понимается совокупность принятых в культуре (традиционных/инновационных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами - людьми, вещами, книгами, информацией, символами, языком, временем и пространством, базирующееся на коллективных представлениях, ожиданиях и стандартах. Читательские практики следует разделять на воспитательные, образовательные и самообразовательные.

В опросе (использован метод полуформализованного интервью) приняли участие 100 посетителей библиотеки (РГДБ) в возрасте от 7 до 11 лет, учащиеся начальной школы (40 мальчиков, 60 девочек). 45% опрошенных - ученики общеобразовательных школ города Москвы, 30% - посещают школу с углубленным изучением языка, 10% - учащиеся гимназий, 5% - школы-интерната. Оставшиеся 10% равномерно распределились среди школьников НОУ (негосударственного образовательного учреждения), частной школы, прогимназии, центра образования, православной школы, лицея.

Состояние чтения детей и подростков сегодня - острая проблема для всех, кто в той или иной мере занимается развитием подрастающей личности: родителей, воспитателей, педагогов, библиоте-

карей. Сегодня оно претерпевает значительные изменения, связанные с мировыми тенденциями в чтении в контексте изменения ме-диасреды и информационного пространства. Вместе с тем именно подрастающее поколение, в сравнении со взрослыми, гораздо больше ориентировано на активное использование ресурсов и возможностей Интернета. Развитые страны мира активно используют Интернет для поддержки и популяризации чтения в новой электронной среде. В России этот процесс только начинается, в силу чего особенно необходимо изучение данной проблемы.

В рамках исследования в РГДБ блок вопросов был посвящен отношению детей младшего школьного возраста к компьютеру, Интернету и практике чтения электронных ресурсов. 65% опрошенных пользуются Интернетом, преимущественно дома. В равной степени пользуются Интернетом ученики вторых, третьих и четвертых классов, тогда как первоклашки чаще отвечали отрицательно. Из тех, кто пользуется Интернетом, 33% не видели информацию о книгах в Сети, 17% видели информацию о книгах на сайтах детских библиотек, в том числе РГДБ, 5% - на сайтах книжных издательств («Стрекоза», «Самовар» и пр.).

В отношении непосредственного чтения электронных текстов данные следующие: чтение в Интернете практически не встречается среди детей младшего школьного возраста. 82% опрошенных никогда не читали книги из Сети. 11% из тех, кто все-таки читают такие книги, делают это с экрана компьютера, 4% - распечатывают текст на бумагу, 2% - используют специальные девайсы (специальные устройства для чтения электронных текстов).

Информацию о книгах в Интернете половина опрошенных детей не встречает, поэтому необходимо вплотную заниматься компьютерной грамотностью младших школьников, поскольку компьютеры и Интернет становятся неотъемлемой частью нашей жизни в более старшем возрасте. Стоит уделять внимание не только обучению работы в Сети, грамотному поиску информации в Интернете, но и самим взрослым отобрать наиболее информативный и качественный контент, которым дети смогут пользоваться без особого вреда, создавать списки так называемого «позитивного контента» и выкладывать на сайтах, доступных для детей. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у детей на сегодняшний день скорее прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию, она воспринимается как ничья: она калейдоскопичная, рваная, ею легко управлять - выдергивая, нарезая, склеивая.

В отношении традиционных практик детского чтения картина выглядит вполне удовлетворительно. 93% опрошенных читают до-

ма, 26% - в школе, 14% - в транспорте, 11% - в библиотеке. В каникулы 12% опрошенных не читают вообще. Но при этом больше половины читают книги, которые интересны им самим, и треть читает книги по школьной программе.

Респондентов можно поделить условно на три равные группы: тех, кто читает 1 книгу в месяц, тех, кто читает 2 книги в месяц, тех, кто читает 3 книги в месяц - по 20% опрошенных. Более 30% респондентов выбрали вариант «больше трех книг в месяц». Тогда как ответ «менее одной книги в месяц» был выбран не более 5 раз. И это при том, что на вопрос о том, прочитал ли ты хотя бы одну книгу за последний месяц, только 64% ответили «да», 36% - «нет».

При этом в домашней библиотеке у большинства опрошенных от 50 до 300 книг (детям предлагалось написать количество книжных шкафов в доме), т. е. у 44% опрошенных в доме насчитывается всего один книжный шкаф, у 23% - более 1000 книг, 20% имеют дома от 300-500 книг. Домашние библиотеки не такие большие, как, скажем, 30-40 лет назад, но утверждать, что они совершенно ушли в прошлое, на наш взгляд, преждевременно. Положительная тенденция подтверждается и тем, что, несмотря на то, что половина опрошенных в поиске интересующей книги пользуются домашней библиотекой или обращаются в городскую библиотеку (районную, областную, государственную), порядка четверти респондентов покупают книги в магазине, т. е. пополняют свою домашнюю библиотеку.

И все же среди основных причин, обусловливающих кризисные явления детского чтения, - изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения. Дети перестали видеть в семье образцы и примеры вдохновляющего читательского поведения.

И даже несмотря на то, что 41% прислушиваются в первую очередь к совету родителей, 19% указывают друзей в качестве основных советчиков по выбору книг, 10% - библиотекарей, 9% называют сами себя и, наконец, 8% - указали, что «никто» им не советует, какую книгу почитать. На вопрос о том, с кем ребенок обсуждает прочитанные книги, на первом месте оказались сверстники (друзья) - 43%, далее родители. 24% ни с кем не обсуждают прочитанное. 6% опрошенных обсуждают прочитанное в Интернете (2, 4-й классы).

Записи по прочитанным книгам ведут чуть менее половины отпрошенных, в основном по просьбе учителей или по собственному желанию, так как им «нравится записывать свои мысли», крайне редко дети делают это по рекомендации родителей. В современных семьях больше всего читают мамы, так ответили 52% опрошенных.

Бабушек и пап отметили 32% опрошенных, самих себя отметили 6%. 10% ответили, что в их семьях мало читают.

Также важно, насколько дети знакомы с детскими предпочтениями собственных родителей. 64% опрошенных не знают книжку (или жанр), которая в детстве была самой любимой у их мамы, и 70% не знают о литературных предпочтениях в детстве своего папы. Треть опрошенных знает название любимой книги папы и мамы в их детстве. 32 ребенка читали книги, которые нравились в детстве их родителям, и всем из них (за исключением одного) они понравились. Среди названных - «Мойдодыр», «Тимур и его команда», «Волшебник Изумрудного города», «Белый клык», «100 лет одиночества», «Три мушкетера», «Президент каменного острова», «Незнайка», «Крошечка-Хаврошечка», «Приключения Т. Сойера», «Пеппи Длинный чулок», «Два капитана», «Чук и Гек», «12 стульев», «Приключения Гулливера», «Белый Бим черное ухо», «Эмиль из Леннеберга», «Урфин Джус и его деревянные солдаты», журнал «Мурзилка».

Массовый отказ взрослого населения от читательской деятельности девальвировал ее в глазах детей. В отсутствие доказательных обыденных примеров собственного чтения взрослые, побуждающие ребенка к чтению, выглядят неубедительно. Преподавание литературы в школе, программный репертуар, методики его освоения также зачастую вызывают у детей отторжение от чтения. Учитель сегодня перестает быть транслятором традиции чтения, самой идеи чтения, вдохновляющим образцом читательского поведения.

И все-таки, проводя исследование по чтению, нельзя было не спросить о жанровых предпочтениях у самих детей. Так, лидирует и у мальчиков, и у девочек позиция «о природе и животных» (42%), далее предпочтения несущественно различаются: у мальчиков: приключения, фантастика, фэнтези, о войне и о путешествиях; у девочек: сказки, приключения, фантастика, фэн-тези, о путешествиях, стихи. Таким образом, если представители обоих полов неравнодушны к фантастике и приключениям, мальчики обращаются также к военной тематике, а девочки в большинстве своем воспитываются в раннем школьном возрасте на сказках и стихах.

Также был задан вопрос о том, какая форма подачи информации наиболее привлекательна для ребенка. На первом месте стоят книги (68%), на втором - журналы (43%) и только на третьем -учебники (25%). Газеты выбрал 1 опрошенный (мальчик). Энциклопедии выбрали 15%, в равном соотношении среди мальчиков и девочек.

На вопрос о том, читают ли дети младшего школьного возраста книги, журналы, газеты для взрослых, 73% ответили, что не читают. Из тех, кто ответил на данный вопрос положительно, к журналам обращаются в два раза больше, чем к художественным произведениям, и меньше всего к газетам. Это свидетельствует о том, что дети заимствуют эти источники информации у родителей (среди названий в основном бульварные издания и новостные материалы), которые пользуются наибольшей популярностью среди родителей младших школьников.

Респондентам был задан вопрос, дарят ли они книжки своим друзьям. 68% ответили, что дарят, 6% ответили, что собираются это сделать (абсолютное большинство девочки). И на вопрос о том, хотят ли они сами получить книгу в подарок, 73% ответили положительно, при этом каждый второй называл конкретную книгу, как правило, из недавно вышедших. Остальные обозначали область знаний или рубрику, в которой может оказаться интересная им книга.

Респондентам были предложены способы отбора книг - так, 33% выберут книгу, если им понравилось название (в основном 8-летние), еще 33% выберут книгу из серии книг, которую они уже читали или читают (10, 11-летние), 24% - выберут книгу, если знают автора (10-летние), 20% - возьмут книгу, если им просто понравилась обложка (8-летние). Наконец. 16% выберут книгу, если узнали о ней в Интернете (8, 9, 10-летние). Очевидно, что самые маленькие предпочтут книгу, если она им понравится визуально (обложка, удачное название), тогда как чем старше ребенок, тем более тщательно он подходит к выбору книги (ориентируется на знакомую серию, автора и на информацию о книге в Интернете).

В чтении дети распознают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: быть умным, грамотным, пополнять свой словарный запас, развивать память, технику чтения, фантазию. И все-таки устойчивая группа детей предпочитает чтение для интереса, для удовольствия, для того, чтобы учиться добру, дружбе и пр. 16% опрошенных затруднились ответить на вопрос, о том, зачем нужно детям читать.

Конфликт современных детей с книжной культурой, конечно, в немалой степени обусловлен резким изменением цивилизационно-техногенных условий их жизни. Однако немалая нагрузка лежит и на социуме, в котором воспитывается ребенок. Постепенное, но неуклонное разрушение социальной среды, стимулирующей чтение, предопределило массовое отторжение от книги и чтения в XXI в.

Но динамика воспроизводства традиционных практик свидетельствует о том, что ситуация не критична (во всяком случае, для младшего школьного возраста), а используемые новые технологии призваны скорее усовершенствовать, дополнить и в некоторой степени облегчить процесс чтения, но не заменить его на развлечения в чистом виде.

Примечания

1 Колосова Е.А. Практики семейного чтения в современной России // Социолог и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов. VII / Ред. сост. М.М. Самохина. М., 2010. С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.