МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 37
DOI: 10.20323/1813-145X-2022-3-126-52-63 EDN:
Культурно-образовательное взаимодействие университета, библиотеки и детского сада
Елена Павловна Арнаутова1, Елена Сергеевна Рычагова2, Наталья Евгеньевна Васюкова3, Ирина Николаевна Воробьева413
1 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 27006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2 2Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 27006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2 3Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 27006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2 4Старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 27006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3994-5445 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0138-3069 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4519-8914 [email protected]н, https://orcid.org/0000-0001-6474-0751
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования культурно-образовательного взаимодействия университета, библиотеки и дошкольной образовательной организации с целью профессионального роста студентов, а также обогащения их педагогического опыта по поддержке читательских интересов детей в условиях общественного и семейного воспитания.
Излагается организация учебного процесса со студентами факультета начального образования, в котором используются специально подготовленная образовательная среда и направленная деятельность в ней. В частности, описывается опыт по расширению представлений студентов о Российской государственной детской библиотеке, о сотрудничестве преподавателей кафедры психологической антропологии университета с отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ. Анализируются результаты опросов студентов относительно сотрудничества с библиотекой. Раскрывается специфика содержания и форм вовлечения студентов факультета начального образования в культурно-образовательное пространство РГДБ, что позволяет им приобрести новый значимый социальный опыт деятельности и отношений и является условием самоопределения и самореализации.
В статье представлен опыт знакомства студентов с различными читательскими практиками воспитания юного читателя, особое внимание уделяется семейному чтению. Приводятся примеры апробации студентами разных способов ознакомления с оригинальными методиками, направленными на приобщение к книге родителей и детей от младенчества до семи лет.
Выделяются читательские практики знакомства со сказками, пробуждающими интерес детей к чтению художественной литературы и фольклора с целью поддержки будущего читателя. В связи с этим описывается практический опыт по реализации образовательного проекта «Воспитание сказкой», рассматриваются этапы проекта, а также содержание, методы и формы его реализации. Представлены результаты опросов родителей по выявлению предпочтительных литературных жанров для чтения с детьми, проведенных студентами в рамках педагогической практики.
Ключевые слова: литературное развитие детей; литературное развитие студентов; детское чтение; воспитание читателя; читательские практики; воспитание сказкой; семейное чтение
© Арнаутова Е. П., Рычагова Е. С., Васюкова Н. Е., Воробьева И. Н., 2022
Для цитирования: Арнаутова Е. П., Рычагова Е. С., Васюкова Н. Е., Воробьева И. Н. Культурно-образовательное взаимодействие университета, библиотеки и детского сада // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126). С. 52-63. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-52-63. https://elibrary.ru/ikdise
METHODOLOGYAND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Original article
Cultural and educational interaction of university, library and kindergarten
Elena Pavlovna Arnautova1, Elena Sergeevna Rychagova2, Nataliya Evgenievna Vasyukova3, Irina Nikolaevna Vorobiova413
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychological anthropology, institute of childhood, FSBEI HE «Moscow pedagogical state university». 27006, Moscow, Karetny Ryad st., 2
2Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychological anthropology, Institute of childhood, FSBEI HE ««Moscow pedagogical state university». 27006, Moscow, Karetny Ryad st., 2 3Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychological anthropology, institute of childhood, FSBEI HE ««Moscow pedagogical state university». 27006, Moscow, Karetny Ryad st., 2 4Senior lecturer of department of psychological anthropology, institute of childhood, FSBEI HE «Moscow pedagogical state university». 27006, Moscow, Karetny Ryad st., 2 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3994-5445 2elenikus21 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0138-3069
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-4519-8914
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6474-0751
Abstract. The article discusses the possibilities of using the cultural and educational interaction of the university, library and preschool educational organization for the purpose of professional growth of students, as well as enriching their pedagogical experience in supporting the reading interests of children in the context of public and family education.
The organization of the educational process with students of the Faculty of Primary Education using a specially prepared educational environment and directed activities in it is outlined. In particular, the experience of expanding students' understanding of the Russian State Children's Library, the cooperation of teachers of the Department of Psychological Anthropology of the University with the Department of Sociology, Psychology and Pedagogy of Children's Reading of the Russian Children's Library is described. The results of student surveys in connection with cooperation with the library are analyzed. The specificity of the content and forms of students' involvement of the faculty of primary education in the cultural and educational space of the RSCL is revealed, which makes it possible to acquire a new significant social experience of activity and relationships, and which is a condition for self-determination and self-realization.
The article presents the experience of introducing students to various reading practices of educating a young reader, with special attention paid to family reading. Examples are given of approbation by students of different ways of getting acquainted with original methods aimed at familiarizing parents and children from infancy to seven years with the book.
The reader's practices of acquaintance with fairy tales are highlighted, which arouse children's interest in reading fiction and folklore in order to support the future reader. In this regard, practical experience in the implementation of the educational project «Education with a fairy tale» is described. The stages of the project, as well as the content, methods and forms of its implementation are considered. The results of parental surveys conducted by students in the framework of pedagogical practice are presented to identify preferred literary genres for reading with children.
Keywords: literary development of children; literary development of students; children's reading; education of the reader; reading practices; education with a fairy tale; reading in the family
For citation: Arnautova E. P., Rychagova E. S., Vasyukova N. E., Vorobiova I. N. Cultural and educational interaction of university, library and kindergarten. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(3): 52-63. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-3-126-52-63. https://elibrary.ru/ikdise
Введение
Общественно значимой задачей образования в XXI в., по мнению Д. И. Фельдштейна, является обеспечение условий для самореализации человека. Общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. При этом умение адаптироваться к изменениям становится более значимым, чем обладание конкретными навыками и знаниями. Последние, в свою очередь, должны обеспечивать развитие способности к самосовершенствованию, духовному росту и творческому решению проблем [Веракса, 2018; Фельдштейн, 2012]. Пути успешной адаптации будущих специалистов в профессии видятся в интеграции профессиональных усилий представителей разных звеньев образования и социокультурных сфер жизни.
Литературное развитие студенческой молодежи в учебном процессе и культурно-образовательном пространстве библиотеки
В новых условиях быстро меняющегося мира возрастает роль педагога, который способен поднять на качественно новый уровень систему образования, поддерживает идею самоценности детства, создает условия для раскрытия потенциала каждого ребенка. Значительно меняются и ожидания от нового поколения педагогов, которым предстоит работать с «будущим потенциалом человечества». Н. Е. Веракса отмечает, что человек, работающий с детьми, должен постоянно заниматься самообразованием, чтобы дорасти до масштабов вселенной под названием «ребенок» [Веракса, 2018].
Помочь молодому человеку осознанно принять решение о выборе направлений и способах получения профессиональных компетенций — одна из ключевых задач. Важным ресурсом воспитания «педагога будущего» является культурно-образовательное пространство, представляющее собой сложный психолого-педагогический феномен, выражающийся совокупностью всех явлений окружающего мира для реализации практик образования — обучения, воспитания, просвещения. Современное культурно-образовательное пространство ориентировано на настоящее, на будущее, на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного действия [Веракса, 2018].
Организация учебного процесса в стенах учебного заведения, а также использование специально подготовленной образовательной среды и направленная деятельность в ней способствуют активному освоению будущих профессиональных задач. Исходя из этого положения, мы решили расширить представления студентов факультета начального образования Института детства МПГУ о Российской государственной детской библиотеке (РГДБ), в которой созданы условия для самореализации и личностного роста студенческой молодежи. Перед посещением РГДБ проводился опрос молодых людей. Нас интересовало, в каком возрасте студенты впервые попали в библиотеку, какие чувства их посетили при первом знакомстве, как долго сохранялся интерес к библиотеке, и существует ли он до сих пор.
Выяснилось, что 30 % опрошенных впервые попали в библиотеку в дошкольном возрасте, их привели родители; 61 % — пришли вместе с учителем начальных классов на экскурсию, где их записали и показали, как надо выбирать книги. Впервые переступили порог библиотеки в подростковом возрасте 5 % студентов и еще 5 % — вообще никогда в ней не бывали.
У большинства посетивших библиотеку в детстве (72 %) в памяти остались приятные впечатления от огромного количества книг, их особого запаха, тишины, доброго отношения библиотекарей. В одной из анкет отмечалось: «Мне нравилась сосредоточенность каждого человека на взятой книге — мы как будто объединялись с совсем разными людьми, становились ближе, нас роднила некая тайна — любовь к книгам, мы принадлежали к одному кругу». Вместе с тем 28 % респондентов не получили ярких впечатлений, запомнили «нудный рассказ учителя» и «длинную очередь на оформление взятых для чтения на дом книг».
У большинства опрошенных студентов интерес к библиотеке продержался в течение обучения в средней школе. Они посещали ее не только по необходимости, для учебы — многих привлекала тихая, душевная атмосфера единения с книгой. При этом стоит отметить, что посещения связаны с проявлением собственной воли в выборе книг вместо перечня, рекомендуемого родителями, которые в более раннем возрасте навязывали ребенку собственные литературные предпочтения. К старшим классам интерес к библиотеке у многих начал угасать. Сохранили его до настоящего времени около 40 % опрошенных респондентов, но и они отмечают, что сегодня предпо-
чтут бумажному варианту книгу в электронном формате.
Интересно отношение студентов к вузовской библиотеке, находящейся в шаговой доступности. Меньше четверти опрошенных пользуются ею только ради получения учебников. Многие указали на то, что предлагаемые учебники устарели, что их нет в достаточном количестве: приходится брать один экземпляр на несколько человек. Студенты сожалели о том, что в библиотеке нет периодики и художественной литературы. Даже наличие электронной вузовской библиотеки не привлекает студентов, они предпочитают находить нужные учебные материалы в Интернете.
Мы, преподаватели вуза, понимаем, что чем раньше ребенок соприкасается с реальной книгой, чем ярче его первые впечатления, тем больше вероятность, что любовь к книге и читательский интерес он сохранит на всю жизнь. Потому считаем важным погружение студентов факультета начального образования в культурно -образовательное пространство РГДБ, которое дает возможность приобрести новый значимый социальный опыт деятельности и отношений, является условием самоопределения и самореализации. Вместе с тем это помогает определить свой жизненный интерес, талант, уникальность и общность с другими людьми, причастность к иным мыслям и чувствам на основе сотрудничества, взаимопомощи и доверия, что способствует осознанию культурных норм и представлений [Демакова, 2018].
Будущие педагоги узнали, что РГДБ — не только крупнейшая в мире библиотека для детей и их родителей, работающая как культурно-просветительский центр, это и научно-методический и исследовательский центр по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками, развитию педагогики, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы. Кроме того, это открытое, очень комфортное, иммерсивное пространство, где читатели могут не только посетить абонементный или читальный зал, но и одновременно окунуться в атмосферу интерактивной выставки или экспозиции, послушать интересное выступление - поэтическое или музыкальное, принять участие в работе кружков и студий [Кукушкина, 2014; Малахова, 2020; Рычагова, 2020].
Студенты отметили, что «современная детская библиотека — это не только место, где много книг, но и огромное образовательное простран-
ство, в котором проходят мастер-классы и игровые квесты», «это не только книги на полках, но и живое общение, игры и эмоциональная разрядка». У студентов был полностью разрушен стереотип о библиотеке «как унылом и скучном месте», и «стало досадно, что раньше они ничего не знали о ней», что «очень часто мимо нее проходили, что возникало желание зайти, но вместе с тем что-то всегда останавливало». Особый отклик у студентов вызвали специалисты библиотеки, «дарующие детским библиотекам новую жизнь», они поразили их профессионализмом и трепетным отношением к миру детства.
Сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения не только организовывали содержательные путешествия по культурно-образовательному пространству библиотеки и литературные квесты, но и проводили с будущими педагогами тематические встречи: «Вместе читаем и играем», «Творческие подходы к чтению: растим играющих читателей», «Современная детская библиотека как инновационная культурно-образовательная среда», «Роль детской литературы в коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста», «Растим читателя: ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой», «Образовательная область «Речевое развитие»: знакомство с книжной культурой и детской литературой» и др. Во время встреч с сотрудниками РГДБ молодые люди не только узнали много нового, но и получили подтверждение и закрепление теоретических аспектов, которые им дают на лекционных и семинарских занятиях в университете. Кроме того, посетив РГДБ, они стали размышлять о вопросах, которые раньше их не волновали: «Как привить ребенку любовь к чтению? Как вырастить настоящего читателя? Кто такой настоящий читатель? Когда давать в руки первую книжку? Любят ли читать современные младшие школьники, а если любят — то какие книги предпочитают? Как вовлечь семью в повседневное чтение детям литературы дома и т. п.» [Рычагова, 2020].
Одновременно содержательные и увлекательные встречи побудили студентов к участию в мероприятиях, организованных на базе культурно-образовательной среды библиотеки. Так, вместе с преподавателями кафедры психологической антропологии МПГУ студенты участвовали в работе II Всероссийской научно-практической конференции на тему «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения», X и XII Еже-
годных научно-практических «круглых столов» студентов, аспирантов и молодых ученых на тему «Роль чтения в развитии личности ребенка», II и III научно-практических лабораториях «Изучаем чтение: форматы и практики». Студенческая молодежь не только слушала глубокие выступления специалистов, но и включалась в обсуждение актуальных вопросов. Вместе с тем яркие и эмоциональные доклады студентов на темы «Стереотипы студенческой аудитории о библиотеке», «Знакомство с малыми формами фольклора: понимание смысла пословиц и поговорок детьми старшего дошкольного возраста», «Сказочный мир литературы в театрализации для детей», «Развитие читательских интересов младших школьников: по результатам анкетирования», «Считалки как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» вызывали живой отклик и интересную дискуссию.
Посещение РГДБ повлияло на создание студентами 2 курса в рамках дисциплины «Теория и методика речевого развития детей дошкольного возраста» книжки-гармошки в картинках для знакомства ребенка-дошкольника с любой буквой алфавита (по выбору). Молодым людям предлагалось на каждой странице сделать рисунок или аппликацию, придумать сказочную историю в логике приключений персонажа для сопровождения иллюстративного ряда. Объем книжки-гармошки должен быть не менее 6-8 разворотов. Кроме того, студенты анализировали выполненную работу - то, насколько успешной она оказалась: что удалось, что не удалось, что можно было бы изменить и т. д.
Студенты подчеркнули, что задание было сложным, но стало очень интересным опытом. Они проделали большой объем работы, демонстрируя серьезный подход к созданию собственной книги, проявляя оригинальность и креативность для достижения наилучшего результата. Наталья В. отметила, что в создании иллюстраций к книжке-малышке принимала участие и ее мама, так как дальше этот «продукт совместного творчества» будет использован младшей сестрой (5 лет) и братьями (2-3 лет). Присутствие в книге маминых «фирменных» рисунков (жираф, цыпленок, ромашка) очень радует детей. Они узнают их, отмечая, что «это мама рисовала», поэтому знакомство с буквой проходит легко и дарит позитивные эмоции.
В условиях карантинных ограничений сотрудничество между специалистами МПГУ и
РГДБ не прерывалось. Студенты Института детства МПГУ приняли участие в онлайн-вебинаре: «Растим читателя: ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой». В рамках виртуальной встречи студенческая молодежь расширила свои представления о влиянии современной социокультурной ситуации на детское чтение, познакомилась с секретами оригинальных методик литературного развития дошкольников, освоила содержание игровых приемов с использованием поэтических текстов, направленных на приобщение к книге детей от младенчества до 7 лет.
Встреча не только подарила позитивные эмоции, но и способствовала обогащению кругозора по актуальным вопросам литературного развития детей дошкольного возраста.
Студенты выразили признательность за содержательное общение:
Встреча прошла очень легко, интересно, познавательно, приятно и уютно: услышать мнение специалиста, вступать с ним в диалог, взаимодействовать, задавать вопросы и делиться своим мнением — важные факторы для нашего дальнейшего обучения и для работы в будущем.
Было очень любопытно узнать личное мнение специалиста в области чтения, аргументированное с точки зрения психологии и педагогики.
Мы, как будущие родители и учителя юных читателей, вынесли для себя много нового и подкрепили теоретические знания наглядными примерами. Очень интересно было видеть конкретные примеры книг, которые читают современные дошкольники. Такое разнообразие!
Просто привели в восторг демонстрируемые книги, показались очень интересными те, что содержат в себе какой-то сюрприз, в которых можно что-то открыть, что-то найти.
Когда зачитывались отрывки произведений и показывались книжки-игрушки, я себя почувствовала снова маленьким ребенком, который захотел их прочитать.
После этой встречи мне очень захотелось посетить данную библиотеку, увидеть все эти книги вживую, а в будущем привести туда своих детей, а возможно, — свой будущий класс или группу из детского сада.
Стимулирующее и благодатное культурно-развивающее пространство, направленная деятельность в нем, встреча со специалистами-профессионалами побудили студенческую молодежь к осмыслению проблемы развития и саморазвития, творчеству, более глубокому понима-
нию позиции педагога в воспитательно-образовательном процессе, где центральной фигурой является ребенок-дошкольник. Профессиональный рост студентов был отмечен в ходе промежуточной и итоговой аттестации. В большинстве ответов звучала достаточно зрелая и осознанная позиция, учитывающая не только изменения, связанные с процессом реформирования образования, но и приоритетное внимание к становлению внутреннего мира каждого ребенка. Также студентами особо выделялась мысль, что посредством приобщения к чтению и книжной культуре ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать события, происходящие в нем, приобщается к нравственным и культурным ценностям. Специалисты отмечают, что нынешние дети развиваются очень быстро, если попадают в благодатную среду, насыщенную новейшими педагогическими технологиями [Кабачек, 2001; 8Шка1оуа, 2017]. Это явление можно отметить, наблюдая и за студентами Института детства МПГУ.
Апробация совместно со студентами читательских практик в условиях семейно-общественного воспитания
Проблема литературного развития детей дошкольного возраста является предметом изучения студентов гуманитарной области знания. Преподаватели кафедры психологической антропологии объединили свои усилия в проведении ряда дисциплин «психолого-педагогического» и «предметно-методического» модулей. Это дисциплины «Теория и методика речевого развития детей дошкольного возраста», «Теория и методика ознакомления детей с художественной литературой», «Методика ознакомления детей с изобразительным искусством», «Комплексно-тематический подход к проектированию системы детского чтения», «Взаимодействие с родителями дошкольников: психолого-педагогическая поддержка компетентности родителей», «Русские народные традиции семейного воспитания».
В преподавании названных дисциплин авторы исходили из того, что детское чтение рассматривается как социализационный механизм приобщения к материальной и духовной культуре, включающий в себя содержательные и технологичные социальные практики. При этом читательские практики понимаются как принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными артефактами [Колосова, 2011].
В ходе преподавания модулей все сотрудники поддерживали тесные контакты друг с другом, а также с Российской государственной детской библиотекой и, по необходимости, с районными библиотеками на территориях расположения образовательных организаций — баз педагогической практики. Сегодня библиотеки идут в ногу со временем, встраиваясь в новую для взрослых и естественную для подрастающего поколения информационную среду, в том числе и для детей дошкольного возраста. Как показано в исследовании Е. А. Колосовой, «развитие мультимедийных средств во многом меняет подходы по привлечению читателей к книге в современном обществе» [Колосова, 2011, с. 48].
Вне сомнения, дошкольное детство — первая и во многом определяющая ступень литературного развития ребенка, особый сензитивный период воспитания читателя, когда формируются интерес и потребность в чтении, закладываются основы полноценного восприятия и понимания произведений литературы. По мнению многих психологов [Выготский, 1991; Запорожец, 1986; Эльконин, 1974], именно на дошкольный возраст приходится период активного становления художественного восприятия ребенка и развития его воображения. Все эти положения важно было донести до осознания студентов по ходу освоения дисциплин. Воспитание будущего читателя рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка, поскольку искусство слова оказывает глубокое влияние на детские души, формируя трепетное отношение к языку, образный строй сознания, развивая и преобразуя всю эмоциональную сферу ребенка, делает его компетентным представителем национальной культуры, человеком мира. Но, чтобы все это состоялось, человек должен встретиться с таинством художественного слова, быть окружен его волшебной аурой. И прежде чем дошкольник научится слушать чтение, воспринимать художественное слово как самостоятельный вид искусства, он проходит долгий путь [Арушанова, 2014].
В настоящее время в образовательных организациях изменяются читательские практики. Они включают не только самостоятельное чтение ребенка после специального обучения, но и родительское чтение с самого раннего возраста, буквально от нескольких месяцев жизни и на протяжении всего дошкольного возраста, когда родители обращаются к разным литературным жанрам.
Студенты приходят на практику, знакомятся с читательскими практиками, применяемыми педагогами возрастных групп, и понимают, что любовь к чтению не возникает сама по себе. Они также видят, что если в дошкольном возрасте не пробудить интерес к художественной литературе, то в школьном возрасте сделать это гораздо сложнее.
К тому же современные дети проводят много свободного времени за компьютерными играми и просмотром телепередач. Аудиовизуальные средства представляют готовый образец литературного героя, не требуя активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при слушании текста, когда надо самостоятельно воссоздать образ. При обилии средств коммуникации дошкольник испытывает дефицит личностного общения и эмоциональный дискомфорт. Специалисты с тревогой отмечают, что из культуры уходит практика домашнего чтения, поэзия, колыбельная, сказка [Кукушкина, 2014]. Так, опросы родителей дошкольников, проведенные студентами в ходе практики, показывают, что чтение литературы и рассматривание с ребенком иллюстраций в книгах как самую привлекательную форму семейного досуга понимают только 1 2 % отвечавших, в то время как совместный с ребенком просмотр телепередач как основную форму досуга в семье отмечают более 25 % родителей [Арнаутова, 2007]. Кроме того, важно, что именно, как часто и каким образом читают детям дома.
Педагогическая практика студентов строится таким образом, чтобы на положительных примерах работы педагогов дошкольных образовательных организаций показать разнообразие в использовании читательских практик приобщения детей и их семей к чтению отечественной и зарубежной литературы. Так, студенты узнали о практике организации тематических дней и даже недель знакомства детей с творчеством детских писателей. Они приобщились к практике знакомства детей старшего дошкольного возраста с новой сказкой К. И. Чуковского. Каждую неделю в фокусе внимания было конкретное произведение, по следам прочтения которого организовывалась либо сюжетно-ролевая игра, либо игра-драматизация (игра в «Больницу» с доктором Айболитом, приключения мальчугана и Мойдо-дыра на «Островке безопасности», «Чаепитие» в гостях у Мухи-Цокотухи и др.). Во второй половине дня детям предлагалось нарисовать, слепить понравившихся им персонажей или сюжет про-
изведения. Впоследствии из детских работ оформлялись книжки-самоделки, в изготовлении которых активно участвовали и члены семей воспитанников.
Студенты в рамках практики апробировали разные способы привлечения родителей к поддержке читательского интереса детей. Например, некоторые продумывали ход и организацию литературной гостиной с презентацией детьми новых книг, прочитанных в семье вместе с родителями. При этом было желательно, чтобы выбор книги принадлежал ребенку. Прочитав дома с родителями книгу, ребенок приносил ее в группу детского сада и представлял сверстникам так, чтобы те захотели ее прочитать. Большой популярностью у студентов пользовались детско-родительские проекты под общей рубрикой «Книга в семье». Студенты познакомились с еще одной интересной формой вовлечения родителей в процесс чтения детям художественной литературы — участие с детьми и родителями во флешмобе в Международный день чтения вслух. Как известно, он проходит ежегодно каждую первую среду марта. Традиция состоит в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу — если можно так сказать, книгу со знаком качества. Эта акция дает всем ее участникам ощущение включенности в огромное мировое читательское пространство, в своеобразный праздник чтения. А после прочтения книги дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных изобразительных материалов: гуаши, глины, цветной бумаги разной фактуры, бросового материала и пр.
Апробация студентами разных способов вовлечения детей и родителей в читательские практики позволила увидеть, как происходит формирование у дошкольников интереса к книге, как пробуждается чувство сопричастности к общему делу, в том числе у тех детей, родители которых, в силу разных причин, не имеют возможности много им читать. Такой подход позволяет создать комфортную психологическую обстановку в детском коллективе, воспитать у детей интерес и потребность в чтении книг.
В ходе педагогической практики некоторые студенты совместно с педагогами приобщались к обустройству в каком-нибудь уютном месте дошкольной образовательной организации своеобразной мини-библиотеки художественной литературы для семейного чтения. Как правило, это место с комфортными креслами рядом с полками для книг, где родители могут присесть и поли-
стать, почитать детские книги, рекомендуемые к чтению дошкольникам. Ведь не секрет, что при выборе детской литературы родители нередко руководствуются представлениями о книгах, которые им самим читали в детстве.
Эффективной практикой для студентов стала разработка сценариев «круглого стола» или дискуссионной встречи для родителей по проблемам семейного чтения в контексте новейших культурных реалий. Они продумывали активные методы, побуждающие к осознанию родителями ценности чтения детям книг, а также способствующие укреплению их представлений о том, что чтение является популярным, престижным и доступным занятием. В сценарии встреч с родителями включались актуальные вопросы, в частности, о роли литературы в духовном единении детей и взрослых, влиянии библиотек на культурный потенциал современной семьи, о важности межпоколенных традиций домашнего чтения и ценностного отношения к книге в семье и др. В рамках встречи продумывалось конкретное содержание выставки: «Детская книга — вчера и сегодня» и т. п. Также продумывались формулировки дискуссионных вопросов для родителей: Остается ли книга основным источником и средством познания в воспитании детей или она — архаизм? Является ли книга для современного поколения детей приоритетным источником познания? Кто и что сегодня более всего влияет на развитие читательских интересов дошкольников? Каково влияние на общение с книгой увлечений в семье видеотехникой, телевещанием, компьютером? Каков статус семейного чтения в системе ценностей современной семьи? и др.
В результате тематических разработок студенты стали лучше ориентироваться в эффективных способах знакомства дошкольников с детской литературой русского и советского периодов как составной частью мирового наследия. А выборочные опросы семей показали, что родители стали более осознанно проявлять интерес к посещению с ребенком районной библиотеки, книжного магазина, выставки книг и т. п. На своем опыте убеждались, что детская библиотека — это центр детского развития, вся работа которого строится вокруг книги, литературы и чтения. А сам процесс чтения не только и не столько предполагает передачу ребенку знаний и информации, сколько «дверь» в мир человеческой культуры.
Приобщение студентов к читательским практикам знакомства со сказками
Самым популярным и любимым жанром дошкольников является сказка [Собкин, 2013]. Прошлые поколения дошкольников так любили сказки, что психологи называли этот возраст возрастом сказок [Бюллер, 1930]. По нашим многолетним наблюдениям, любовь или нелюбовь детей к сказке — яркий показатель качества дошкольного образования. Там, где детям рассказывают сказки, показывают театр, создают условия для игр по мотивам сказочных историй, они с удовольствием их слушают, включают сказочные мотивы в рисование, театрализованные, образные, режиссерские игры, игры на фантазирование, содержательное общение.
Проект «Воспитание сказкой», разработанный Е. Г. Логиновой, воспитателем дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 534», и И. Н. Воробьевой, старшим преподавателем МПГУ, стал близким и понятным для восприятия детей дошкольного возраста. Его основные положения:
— в жизни ребенка сказка появляется с раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства;
— со сказки начинается знакомство малышей с миром литературы и человеческих взаимоотношений, с окружающим миром в целом;
— композиция сказки, противопоставление положительных и отрицательных героев, яркие образы, динамичные события, особые причинно-следственные связи и явления, понятные детям, выразительный язык делают сказку особенно интересной для ребенка и влияют на его речевое, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие;
— сказка пробуждает интерес ребенка к чтению художественной литературы и фольклора, формирует будущего читателя.
Сказка — древнейший метод подсознательной передачи молодому поколению мудрости, философии жизни, ценностей культуры. Знакомство со сказкой воспитывает уважение к предкам, любовь к Родине, готовность ее защищать. Она развлекает, развивает смекалку и чувство юмора, обогащает внутренний мир и язык ребенка, богата меткими яркими образами и тонкими наблюдениями.
Современный ребенок погружен в мир «клиповой» культуры, со многими сказками дети знакомятся через мультфильмы. Формируется сни-
женный вкус, отсутствие чувства прекрасного, но исследования специалистов показывают, что и сегодня сказка остается на одном из первых мест в круге детского чтения [Рычагова, 2020]. Это подтверждают и результаты опросов родителей в детских садах, проведенные студентами в рамках педагогической практики. На вопрос «Есть ли у вашего ребенка более предпочтительный литературный жанр для чтения?» утвердительно ответили 65 % опрошенных. Сказку выделили 42,5 %, познавательно-историко-
приключенческую литературу указали 30 %, остальные 27,5 % выбрали ответ «прочее» без расшифровки.
Чтобы не утратить своего воспитательного значения, сказка нуждается в поддержке, сознательном культивировании. Вот почему мы акцентировали внимание студентов на том, что важно научить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею, показать многообразие ее жанров: сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, волшебные сказки — кумулятивные и докучные, небылицы и др. [Пропп, 1969; Гриценко, 2018]. Вместе с тем, чтобы не потерять традиции семейного чтения, необходимо также помочь молодым родителям осознать ценность чтения детям сказок как средства образования и воспитания через создание единой системы работы между детским садом, семьей и библиотекой [Колосова, 2011; Кукушкина, Рычагова, 2014]. Известно, что первое знакомство ребенка с книгой должно состояться как можно раньше, поэтому работа по приобщению детей к художественной литературе, особенно к сказкам, начинается с раннего возраста и в семье, и в детском саду [Елисеева, 2008].
Мы побуждали студентов знакомить детей с произведениями, вовлекая их в разные формы деятельности: чтение, диалогическое личностно значимое общение, рассматривание иллюстраций, театрализованную и продуктивную деятельность [Арушанова, 2014; Strutzmann, 2011]. На примере реализации данного проекта студенты осознали, что сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия, а особая реальность. Соприкасаясь со сказочным миром, малыш верит, что все события происходят в действительности, вместе с персонажами сказки он погружается в неповторимую атмосферу, сочувствует и сопереживает героям, осознает мотивы их поступков, верит в добро и борется со злом. На опыте работающих в опорных и базовых детских садах педагогов студенты убеждались, что увлекательное путеше-
ствие в мир сказки сопровождается досуговой деятельностью, посещением библиотек, театров и музеев. Наиболее заботливые и внимательные взрослые (воспитатели и родители) находят массу способов ввести ребенка в особую сферу звучащего слова [Кукушкина, 2014; Малахова, 2020].
Так, например, раздел проекта, посвященный сказочному персонажу Бабе Яге, побудил старших дошкольников к инициативным рассуждениям, высказыванию собственного мнения. Дети заметили, что Баба Яга не всегда злая ведьма: она может быть разной — и доброй, и злой. Часто она помогает герою, дает мудрые советы, спасает его. Баба Яга может быть веселой и смешной, а иногда даже красавицей. В продуктивной деятельности дети рисовали и лепили тот образ Бабы Яги, который они представляли для себя, а также конструировали избушку, в которой она живет.
Особые чувства у дошкольников вызвали литературные сказки. Детям очень понравился главный герой произведения А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — веселый, задорный деревянный человечек, постоянно попадающий в удивительные истории. Поддержке интереса детей к сказочному персонажу способствовало посещение московского музея «Буратино — Пиноккио» в Измайлово. Там дошкольники прошлись по улицам городка, заглянули в коморку к Папе Карло, познакомились с черепахой Тортиллой, отыскали в пруду заветный ключик, побывали в темном чулане и волшебном театре.
В рамках проекта в дошкольную образовательную организацию приглашались сотрудники библиотек, которые устраивали интересные встречи для детей и взрослых: знакомили с необычными книгами, творчеством известных писателей, давали рекомендации по подбору качественной литературы. Затем воспитатели, дети с родителями начали осваивать социокультурное пространство района «Зябликово», где расположена образовательная организация. Они познакомились с детскими библиотеками, содержанием их деятельности, залами, игровыми зонами и каталогом. Так, в детской библиотеке № 153 педагогами дошкольной организации и сотрудниками библиотеки был организован детско-родительский клуб «Библиоша». Знакомство с Российской государственной детской библиотекой вызвало особый интерес родителей, обогати-
ло их представления о возможностях литературного развития детей.
Один из этапов проекта соотносился с содержательным общением взрослого и детей в форме светской беседы, в процессе которой дошкольники инициативно высказывались, выражали собственное мнение, отвечали на вопросы педагога: «Какие сказочные герои вам нравятся и почему? Чем отличается сказка от жизни? Веришь ли ты, что в жизни как "по щучьему велению" можно стать здоровым и богатым?» и др. [Арушанова, 2014].
Старшие дошкольники охотно называли понравившиеся произведения и сказочных персонажей, объясняя свой выбор: «Русалочка очень преданная и добрая (Варя, Л. 6,3). Буратино, Пиноккио — веселые и жизнерадостные, никогда не унывают (Егор, М. 6,2). Баба Яга не такая, как все (Кирилл А., 6,2)».
Все дети аргументировали свое понимание отличия сказки от жизни: «Жизнь реальная и изменчивая, а сказки все похожие (Саша К., 6,4). В сказках есть волшебство, а в жизни нет (Влад Д. , 6,2). Сказку можно читать и сочинять, а жизнь — проживать (Кирилл А., 6,2)». Дошкольники пытались рассуждать о том, как можно стать здоровым и богатым: «Чтобы стать богатым и здоровым, надо работать и лечиться (Аня Т., 6,3). Надо работать, будут деньги, будет и здоровье (Варя Л., 6,3). Да, можно как "по щучьему велению" стать здоровым и богатым. Ведь быть богатым — это не значит иметь много денег (Саша К. 6,4)».
На завершающем этапе проекта детям было предложено творческое задание: сочинение собственной сказки. Старшие дошкольники с большим интересом погрузились в захватывающий творческий процесс. 90 % детей сочинили сказку, опираясь на набор изображений ее возможных персонажей, используя при этом характерные содержательно-тематические единства, типичную композицию и набор стилистических средств. Остальные 10 % могли ввести в сюжет сказки дополнительных персонажей, досочинив те ситуации, в которые они были включены.
Анализируя результаты реализации проекта, педагоги вместе со студентами убедились, что сказки имеют большое значение для личностного развития (инициативности, активности, творческого воображения, фантазии, эмоциональности), и становления детской индивидуальности, являются незаменимым средством приобщения детей дошкольного возраста к чтению. Любимые сказ-
ки естественным образом вплетаются в жизнедеятельность каждого ребенка.
Заключение и выводы
Важно отметить, что объединение в рамках культурно-образовательного пространства библиотеки профессиональных усилий представителей разных звеньев образования (высшего педагогического, общественного дошкольного и семейного воспитания) позволяет более успешно и качественно решать задачи развития широкого читательского интереса с дошкольного возраста, а также у студенческой молодежи и взрослых (педагогов и родителей).
Взаимодействие в системе «вуз — РГДБ — образовательная дошкольная организация — семья» показало участникам цепочки эффективность совместных усилий не только в создании условий для углубленного и всестороннего изучения студентами проблемы применения читательских практик, но и оказало положительное влияние, повысив их авторитет в глазах профессионалов и родителей.
Согласованность в освоении дисциплин, сотрудничество и сотворчество дали возможность удачно интегрировать художественно-
изобразительную деятельность в процесс приобщения детей и взрослых к чтению, поскольку организация творческой художественной деятельности позволила детям, взрослым и студентам более ярко переживать впечатления от прочитанного.
Обновились сотруднические отношения с семьями, что убедило всех участников и дальше развивать и совершенствовать технологии и содержание взаимодействия с семьей. А риски чаще были связаны с ситуациями «монопольного» влияния педагогов на семью, что проявлялось в дублировании и механическом переносе содержания и методов общественного воспитания в семью без учета специфики ее жизни и потребностей.
Участники взаимодействия убедились, что для достижения положительных результатов в вопросах воспитания юных читателей важна персональная ответственность каждого субъекта взаимодействия: от преподавателя до студента, от педагога до родителя как заинтересованных партнеров.
Библиографический список
1. Арушанова А. Г. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом осве-
щении / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова, К. Я. Сигал, Н. М. Юрьева. Москва : Ключ-С, 2014. 341 с.
2. Арнаутова Е. П. О воспитательной силе книги в семье // Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников: специалистам структурных подразделений ДОУ Москва : Школьная книга, 2007. С. 100-102.
3. Бюллер К. Очерки духовного развития ребенка / под ред. Л. С. Выготского. Москва : Работник просвещения, 1930. 222 с.
4. Веракса Н. Е. Масштаб личности ребенка равен бесконечности // Ректор вуза. 2018. № 8. С. 2-6.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк : кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1991. 72 с.
6. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи...». Москва : Линка-Пресс, 2018. 402 с.
7. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. Москва : ТЦ Сфера, 2008. 64 с.
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Москва : Педагогика, 1986. 320 с.
9. Демакова И. Д. Социокультурная среда и воспитательное пространство: отличие и взаимосвязь / И. Д. Демакова, И. Ю. Шустова // Образование личности. 2018. № 4. С. 90-99.
10. Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. Москва : РГДБ,
2011. 118 с.
11. Кабачек О. Л. Сказка в век компьютера : методическое пособие в помощь библиотекарям, педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста. Москва : Либерея, 2001. 205 с.
12. Кукушкина С. С. Вместе читаем, обсуждаем, играем / С. С. Кукушкина, Е. С. Рычагова // Детский сад: теория и практика. 2014. № 12 (48). С. 90-99.
13. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Москва : Наука, 1969. 170 с.
14. Растим читателя / Российская государственная детская библиотека ; ред. Н. Г. Малахова. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Москва : Пушкинская библиотека, 2020. 296 с.
15. Рычагова Е. С. Культурно-образовательное пространство как потенциал творческого развития личности / Е. С. Рычагова, Н. Л. Кондратьева // Детский сад от А до Я. 2020. № 3 (105). С. 4-12.
16. Собкин В. С. Любимые книги современных дошкольников / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина, А. И. Иванова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 9. С. 30-38.
17. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (доклад на общем собрании РАО 18.12.2012) // Проблемы современного образования.
2012. № 6. иИЬ: Шр ://cyberleninka. ru/article/n/problemypsihologo -pedagogicheskih-nauk-v-prostranstvenno-vremennoy-situatsii-hhi-vekadoklad-na-obschem-sobrami-rao-18-12-2012 (дата обращения: 24.02.2021).
18. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Москва : Знание, 1974. 64 с.
19. Strutzmann E., Bartl K., Vollmann R., Marschik P. B. Narrative Kompetenz im Vorschulalter // Wiener Linguistische Gazette. 2011. № 75. S. 161-174.
20. Stukalova O. V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art // Espasios. 2017. № 56. Pp. 33-43.
Reference list
1. Arushanova A. G. Problemy razvitija rechi v psi-holingvisticheskom i lingvodidakticheskom osveshhenii = Problems of speech development in psycholinguistic and linguodidactic lighting / A. G. Arushanova, E. S. Rychagova, K. Ja. Sigal, N. M. Jur'eva. Moskva : Kljuch-S, 2014. 341 s.
2. Arnautova E. P. O vospitatel'noj sile knigi v sem'e = About the educational power of the book in the family // Opros kak metod izuchenija semejnogo vospi-tanija doshkol'nikov: specialistam strukturnyh po-drazdelenij DOU. Moskva : Shkol'naja kniga, 2007. S. 100-102.
3. Bjuller K. Ocherki duhovnogo razvitija rebenka = Essays on the spiritual development of a child / pod red. L. S. Vygotskogo. Moskva : Rabotnik prosveshhenija, 1930. 222 s.
4. Veraksa N. E. Masshtab lichnosti rebenka raven beskonechnosti = The scale of the child's personality is equal to infinity // Rektor vuza. 2018. № 8. S. 2-6.
5. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste = Imagination and creativity in childhood: psihol. ocherk : kn. dlja uchitelja. Moskva : Pros-veshhenie, 1991. 72 s.
6. Gricenko Z. A. «Ty detjam skazku rasskazhi...» = «Tell the children a fairy tale...». Moskva : Linka-Press, 2018. 402 s.
7. Eliseeva M. B. Kniga v vosprijatii rebenka ot rozh-denija do 7 let = The book is in the perception of a child from birth to 7 years old. Moskva : TC Sfera, 2008. 64 s.
8. Zaporozhec A. V. Izbrannye psihologicheskie trudy = Selected psychological works : v 2 t. Moskva : Pedagogika, 1986. 320 s.
9. Demakova I. D. Sociokul'turnaja sreda i vospi-tatel'noe prostranstvo: otlichie i vzaimosvjaz' = Sociocul-tural environment and educational space: difference and interconnection / I. D. Demakova, I. Ju. Shustova // Obra-zovanie lichnosti. 2018. № 4. S. 90-99.
10. Kolosova E. A. Praktiki detskogo chtenija: rezu-l'taty kompleksnogo issledovanija = Children's reading practices: results of a comprehensive study. Moskva : RGDB, 2011. 118 s.
11. Kabachek O. L. Skazka v vek komp'jutera : metodicheskoe posobie v pomoshh' bibliotekarjam, peda-gogam, rabotajushhim s det'mi mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta = A fairy tale in the age of computers: a methodological manual to help librarians, teachers working with children of primary and secondary school age. Moskva : Libereja, 2001. 205 s.
12. Kukushkina S. S. Vmeste chitaem, obsuzhdaem, igraem = Together we read, discuss, play / S. S. Kukushkina, E. S. Rychagova // Detskij sad: teorija i praktika. 2014. № 12 (48). S. 90-99.
13. Propp V Ja. Morfologija volshebnoj skazki = Magic fairy tale morphology. Moskva : Nauka, 1969. 170 s.
14. Rastim chitatelja = Growing the reader / Ros-sijskaja gosudarstvennaja detskaja biblioteka ; red. N. G. Malahova. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva : Push-kinskaja biblioteka, 2020. 296 s.
15. Rychagova E. S. Kul'turno-obrazovatel'noe pros-transtvo kak potencial tvorcheskogo razvitija lichnosti = Cultural and educational space as a potential for creative development of the individual / E. S. Rychagova, N. L. Kondrat'eva // Detskij sad ot A do Ja. 2020. № 3 (105). S. 4-12.
16. Sobkin V. S. Ljubimye knigi sovremennyh dosh-kol'nikov = Favorite books of modern preschoolers / V. S. Sobkin, K. N. Skobel'cina, A. I. Ivanova // Sov-remennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. 2013. № 9. S. 30-38.
17. Fel'dshtejn D. I. Problemy psihologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situ-acii HHI veka (doklad na obshhem sobranii RAO 18.12.2012) = Problems of psychological and pedagogical sciences in the spatial and temporal situation of the XXI century (report at the general meeting of RAE 18.12.2012) // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2012. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemypsihologo-pedagogicheskih-nauk-v-prostranstvenno-vremennoy-situatsii-hhi-vekadoklad-na-obschem-sobranii-rao-18-12-2012 (data obrashhenija: 24.02.2021).
18. Jel'konin D. B. Psihologija obuchenija mladshego shkol'nika = Psychology of teaching a younger student. Moskva : Znanie, 1974. 64 s.
19. Strutzmann E., Bartl K., Vollmann R., Marschik P. B. Narrative Kompetenz im Vorschulalter // Wiener Linguistische Gazette. 2011. № 75. S. 161-174.
20. Stukalova O. V The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art // Espasios. 2017. № 56. Pp. 33-43.
Статья поступила в редакцию 02.03.2022; одобрена после рецензирования 01.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.
The article was submitted on 02.03.2022; approved after reviewing 01.04.2022; accepted for publication on 28.04.2022.