DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-14-20 УДК 378.4
Школа читательского самообразования как средство подготовки учителя к профессиональной деятельности
Галина Михайловна ПЕРВОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832, e-mail: [email protected]
School of self-education reading as a mean of training teacher for professional activities
Galina M. PERVOVA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832, e-mail: [email protected]
Аннотация. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, на базе которого открыто региональное отделение Российской Ассоциации Чтения (руководитель местного отделения - доктор социологических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина Н.А. Стефановская), в течение нескольких лет реализуется актуальный проект «Школа читательского самообразования». Занятия в данной школе - необходимость для всех сотрудников вуза: проект удовлетворяет потребности учебной работы студентов, научно-исследовательской и педагогической практики аспирантов и преподавателей, а также интеллектуальные любительские запросы в освоении познавательной и художественной литературы всех желающих совершенствовать навыки чтения. Изложен опыт организации работы с читателями-студентами на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования ТГУ им. Г.Р. Державина, раскрыты средства и методы читательской деятельности будущих педагогов, вопросы формирования круга чтения и читательских интересов. Особое внимание уделено исследованию по проблеме развития мотивации детского и подросткового чтения, что является одним из основных умений будущего учителя. Названы источники современного литературного образования студентов и их преподавателей. Выводы связаны с преобразованием учебного чтения в процесс повышения читательской культуры на всех уровнях читательской деятельности.
Ключевые слова: читательская деятельность; детское чтение; профессиональное чтение Для цитирования: Первова Г.М. Школа читательского самообразования как средство подготовки учителя к профессиональной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 182. С. 14-20. DOI 10.20310/1810-02012019-24-182-14-20
Abstract. At the Derzhavin Tambov State University, on the basis of which the regional branch of the Russian Reading Association was opened (the head of the local branch is Doctor of Sociology, professor of Derzhavin Tambov State University N.A. Stefanovskaya), relevant project "School of self-education reading" has been implemented for several years. Classes at this school are a necessity for all university employees: the project meets the needs of students' academic work, research and pedagogical practice of graduate students and teachers, as well as intellectual amateur inquiries in the acquisition of cognitive and fiction literature for everyone who wants to improve reading skills. We disclose the experience of organizing work with student readers at the Theory and Methods of Pre-School and Elementary Education Department of Derzhavin Tambov State University. We reveal means and methods of reading activity of future teachers, the issues of reading circle formation and reader's interests. We pay particular attention to the study of the motivation development of children and teenagers to read, which is one of the main skills of the future teach-
14
© Первова Г.М., 2019
er. We name the sources of modern literary education of students and their teachers. The conclusions of the article are related to the transformation of educational reading into the process of improving the reading culture at all levels of reading.
Keywords: reading activity; child reading; professional reading
For citation: Pervova G.M. Shkola chitatel'skogo samoobrazovaniya kak sredstvo podgotovki uchitelya k professional'noy deyatel'nosti [School of self-education reading as a mean of training teacher for professional activities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nau-ki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 182, pp. 14-20. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-14-20 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Активными участниками проекта «Школа читательского самообразования» являются будущие учителя начальных классов, осознающие личностную и профессиональную потребность в читательском самообразовании: им предстоит не только демонстрировать ученикам навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, но и формировать названные качества у начинающих читателей. Более того, обучаясь профессии, они понимают, что будут организаторами и руководителями детского внеклассного и семейного чтения, почему и надо учиться образцово выполнять весь функционал читательской деятельности. Следует научиться ставить привлекательные для детей цели чтения, мотивировать эту деятельность, рекомендовать доступные детские книги, обучить читательским умениям работать с книгой и текстом.
В литературном клубе педагогов и на занятиях по курсу «Основы читательской культуры» студенты проникаются значимостью выдвинутых задач по формированию философского отношения к чтению: «Чтение - это жизнехранящая функция культуры... технология интеллектуального воспроизводства в обществе. коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими»1.
Получив представления о возрастной классификации читателей (младшие, средние и старшие дошкольники, младшие школьники, подростки и юношество), студенты внимательно изучают труды специалистов из смежных с педагогикой областей: знакомятся с типами читателей, выделенными Л.И. Беляевой [1], С.А. Трубниковым [2], читают исторические труды Н.А. Рубакина, Г. Гессе [3], С.И. Поварнина [4], А.А. Гениса [5] и
1 Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 47.
других ученых и публицистов. Интерес вызывают самообследование и составление портрета читателя. Удается осознанно отнестись к ранжированию читателей не всем студентам. Большинству из них, - а на факультете начальных классов учатся в основном девушки 17-22 лет, - импонирует облегченный вариант, предложенный Клубом любителей книг в Интернете: читатель-невежа, человек действия, чувствительная барышня, идейный мыслитель, формалист-эстет и идеальный читатель.
Когда начинается практикум по анализу литературных произведений, большинство реципиентов интерпретируют текст в рамках авторской концепции (80 %), а для остальной части студенток предложенный текст становится поводом к собственному фантазированию. Такое обстоятельство позволяет разделить читателей на экстравертов и интровертов, нацеленных на сотворчество и на творческих читателей. Выстраивается индивидуальная стратегия развития читательской культуры каждого студента.
Весьма способствуют точной стратегии самозамеры читательских умений, выполняемые на первом курсе института. В заданиях к замерам предложены три типа текста: научно-популярный, публицистический и художественный. Студенты фиксируют результаты техники чтения, высчитывают коэффициент понимания при ответах на вопросы по тексту, участвуют в дискуссии и отмечают личные особенности коммуникации с автором и другими читателями. Выводы по данному самообследованию становятся базой индивидуальной программы читательского развития. Традиционными являются сочинения по теме «Я - читатель» на первом и выпускном курсах, и их сравнительный анализ позволяет судить о степени эффективности проделанной за четыре года работы по совершенствованию портрета читателя.
В педагогическую подготовку будущих учителей важно включить не только средства собственного совершенствования как читателя, но и факторы профессиональных умений по обучению подрастающего поколения дошкольников и школьников качественному слушанию и чтению. Для этого обсуждаются причины кризиса чтения, отношение к книгам и статус чтения, репертуар современного чтения, жанрово-тематические предпочтения и целевые установки чтения читателей разных возрастных групп. Большое внимание уделяется умению педагога предъявить стимулы, сформировать мотивацию чтения у детей.
В частности, студенты понимают, что роль книги, соотношение целей и мотивов чтения обязательно должны прогрессировать, а не быть одинаковыми именно в первое десятилетие жизни ребенка, когда закладываются полезные привычки, к которым относится и чтение. В ясельном возрасте важны оригинальные дизайнерские типы книг, привлекающие прежде всего внетекстовой информацией: картинные, звуковые книжки, панорамные ширмочки, книжки-игрушки. Средние дошкольники осваивают деятельностный тип детской книги: книги -театр, игры, раскраски, рассказки, самоделки и т. п. Старшие дошкольники приучаются слушать и рассматривать классические книги, созданные специально для детей лучшими писателями и иллюстраторами [6].
Круг чтения младших школьников подчиняется учебно-воспитательным задачам, выработанным государством в виде ФГОС НОО, педагогической наукой, советами библиотекарей и родителей. Необходимо соблюдать ряд законов формирования библиотечки для данного возраста: закон возрастных ограничений, возрастных соответствий, возрастной перспективы, закон содержательного пятимирия и жанрово-тематического разнообразия. По тематическому, жанровому и монографическому принципу структурированы многие хрестоматии для детского чтения, в другие заложены историко-литературные, теоретико-литературные, сезонные, географические и чаще всего проблемно-тематические принципы [7].
В учебных заведениях нашей столицы активно используются достижения московской научной школы методистов детского
чтения под руководством Н.Н. Светловской при Московском городском педагогическом университете. В соответствии с теорией формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности Н.Н. Свет-ловской специалистами начального чтения разработана Библиотечка младшего школьника. В 1 классе используется такой объем и арсенал детских произведений, который учитывает особенности периода обучения грамоте и рассчитан на инициативу учителя. Со 2 класса каждый ребенок овладевает методом чтения-рассматривания тщательно подобранных детских книг. В 3 и 4 классах программное чтение дополняется качественными рекомендациями для самостоятельного внеклассного чтения и чтения по собственному выбору, активно осваивается метод чтения-общения [8].
Теория и практика формирования читательской самостоятельности школьников широко распространяется и в нашем регионе. На основе научных постулатов ТФЧС студенты и аспиранты кафедры провели исследование по формированию мотивации чтения.
Устанавливая причины, по которым у детей не сформирована привычка ежедневно читать, мы пришли к выводу об отсутствии у педагога умения дифференцировать и менять цели и мотивы чтения. На 1-2 году жизни мотива обращения к книге у ребенка нет, книга - сложный предмет культуры, с которым работает взрослый. Цель обращения к книге привносится воспитателем: ввести этот предмет культуры в развивающую среду. На 3-4 году жизни мотив зарождается, так как книга становится организатором досуга, игр, занятий. Цель становится предметной, так как книгу дают ребенку в руки для детской деятельности - рассматривания, раскрашивания, запоминания, игры, озвучивания роли героя и т. д.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) цель по-прежнему формулируется взрослыми, но начинает осознаваться детьми: получить эмоциональное впечатление, испытать удовольствие, представить картины образов мира, запомнить понравившийся оборот речи. Рождается активный или пассивный интерес к книге, которая остается в основном предметом деятельности взрослых, но привлекает как средство общения ребенка с чи-
тающим взрослым. Мотив в этот период ситуативен, он зависит от действий воспитателя, от качества и «нужности» избранной для чтения книги.
Переломным и решительно опасным становится в жизни ребенка 1 класс. Цель выступает в виде требования овладеть книгой как инструментом чтения. Учимся любить книгу заново - в собственном чтении, что весьма проблематично. Учитель в этот период обязан поддержать любовь к книге своим участием, организацией слушания-рассматривания книг. Мотивы обращения к книге, даже если она художественная, а не букварь, осознаются детьми как учебные. Опрос первоклассников показал типовые представления: «все учатся читать, и я должен», «чтобы учиться в школе, надо уметь читать», «не хочу читать, но надо», «чтение -это наш труд, учеба». У наиболее развитых детей к учебной мотивации присоединяется и познавательная цель: «хочу много знать».
Во 2 и 3 классе мотивы для чтения накапливаются и становятся устойчивыми, при условии, что педагог убедил обучающихся в новой цели: учимся читать книги самостоятельно и для себя. Ставим перед собой цели: узнавать мир (не менее пяти миров: мир детства, окружающей среды, природы, социальный мир и виртуальный или фантастический), узнавать авторов, новые темы, жанры, других людей и себя в том числе; познавать себя как читателя. При правильно подобранной библиотечке книга начинает восприниматься как полифункциональный предмет, расширяется и мотивация чтения, в силу вступают познавательные, развивающие, воспитательные, литературные, личностные мотивы. Внешние мотивы (желание хорошо учиться, получать высокие оценки, чтобы не ругали или отстали с просьбами и приказами читать) хоть и сохраняют свою силу, но обязаны стать менее престижными, чем внутренний тип мотивации.
Чтобы проверить наличие внутренних мотивов, студенты провели анкетирование среди учащихся 2 и 3 классов. В анкете содержалось два вопроса: 1) Любите ли вы читать? Подчеркните нужное слово: да, нет, не очень, иногда; 2) Почему вы читаете?
Ответ на первый вопрос был, наверное, не совсем объективным, так как 52 опрошенных школьника подчеркнули «да» и только
четверо согласились признаться: «иногда» или «не очень». Дети хотят, чтобы о них думали положительно. Ответы на второй вопрос удивили студентов разнообразием, а нам рассказали о правильной работе опытных учителей. Второклассники писали: «хочу больше знать; хочу что-нибудь умное запомнить, выписать в тетрадь; чтобы быть грамотным; чтобы развивалась речь; когда читаешь, узнаешь, кто хороший, кто плохой; нравится книга». Третьеклассники порадовали ответами более всего: они сообщали о разных источниках чтения, о том, что любят ходить в библиотеку, о том, что у писателей можно учиться хорошей речи. «Когда я читаю, то становлюсь лучше» - этот ответ стал победителем мотивов. Дети перечислили те качества, которые в свое время С. Маршак находил у «талантливых читателей»: работает воображение, хочется думать и мечтать, увеличивается словарь, хочется сочувствовать людям; хочется научиться так же красиво сочинять стихи и сказки, как это делают писатели.
Нами было констатировано, что в 4 классе цели, сформулированные ранее учителями, становятся установками личности учеников. В выпускном начальном классе детям стало важно благодаря чтению общение с новыми людьми, решение личностных, жизненно важных проблем, приобретение человеческого опыта. Мотивы общественно значимые совмещаются с мотивами саморазвития, развивается личностная мотивация, происходит интериоризация читательских желаний. В итоге читательская деятельность приобретает личностный смысл, а книги воспринимаются как собеседники. Появляется способность без побуждения и принуждения извне выбирать, читать и понимать нужные данной личности книги, то есть читательская самостоятельность младших школьников-подростков.
Таким образом, мотивация чтения развивается поэтапно: отсутствует в младенчестве, обнаруживается при встрече с книгами, при выразительном чтении взрослых, опредмечивается из-за любопытства, тяги к действию, рождается (не рождается) в читательском общении со взрослыми, проявляется в виде интереса к книге, к процессу чтения, стабилизируется в отношении определенных жанров и тем, развивается в обучении, расширя-
ется, преобразуется в личностный смысл читательской деятельности, в цель чтения. Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу обучения в начальных классах мотивы и цели объединяются, сливаются, взаимодействуют. «Так, до десяти лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя, при условии ежегодной динамики мотивов, углубления концепций восприятия детских книг и развития целей чтения от общественно значимых до личностно необходимых» [9, с. 41].
Представив схему движения целей и мотивов навстречу друг другу, поняв, что цель -это осознанный образ достигаемого результата, закодированный в мозгу образ потребности, который направляет действия не только ребенка, но и взрослого читателя, влияет на его намерения, студенты как участники школы читательского самообразования начинают ставить цели чтения сами перед собой, без подсказки преподавателя, при этом уже испытывают потребность обсудить в группе систему мотивов чтения, рекомендуют друг другу книги, спрашивают совета у сотрудников университетской библиотеки. Так начинается истинное самообразование -не через призывы читать, а через внутреннюю потребность: чтение классики и беллетристики - для духовных целей, а чтение учебной и научной литературы - для образовательных нужд.
В проектировании читательской деятельности важное место занимает знание о разных способах читательских действий, начиная с умения составить представление о книге благодаря ее справочному аппарату. Студенты-педагоги осваивают запись библиографической карточки, аннотирование детских книг, составление рекомендательных отзывов и презентаций. Большое количество времени отводится полному и частичному литературоведческому анализу произведений, интерпретации прочитанных текстов, любимых детских книг, заучиванию крылатых выражений, обсуждению литературных событий, сочинениям-рассуждениям.
Тесная связь с библиотекой позволяет студентам участвовать в разного рода книжных праздниках, отмечать День поэзии, Международный день детской книги 2 апреля, присоединяться к Всероссийским чтениям классики (например, в феврале 2017 г. чита-
ли пушкинского «Евгения Онегина»). Организуются очные и заочные встречи с писателями. Ежегодно отмечаются юбилейные даты писателей: в 2019 году отмечаем 250 лет со дня рождения И.А. Крылова и 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Студенты, преподаватели, библиотечные работники составляют выставку книг юбиляра, вспоминают факты биографии, а самое главное -читают по памяти и по книге тексты классиков литературы. В конце каждого учебного года проходят среди педагогов конкурсы выразительного чтения, в которых участвуют не лучшие чтецы, а каждый студент - будущий учитель и воспитатель.
В литературном клубе педагогов «НЛО» (аббревиатуру обязаны расшифровать участники клуба) студентов привлекает обсуждение содержания современной «Литературной газеты», отечественной и зарубежной литературы. В частности, весьма активно дискутировались книги П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», А. Иванова «Географ глобус пропил», романы З. Прилепина, В. Пелевина, Е. Водолазкина, стихотворная миниатюра Н. Матвеевой «Три измерения» («Есть женские стихи, есть дамские, есть бабьи...») и др. Большой интерес вызвала статья специалиста Ю. Щербининой «Джен-сен Эклз как лицо российской фантастики. О моде в книжном дизайне» [10] о новых идеях в оформлении современных книг, о смене критериев в оценке их внешнего устройства. На кафедре есть и свои творцы слова: самиздатом печатается журнал «Зеленые ростки».
Актуальны для настоящего литературного образования студентов и преподавателей телевизионные передачи «Игра в бисер» (ведущий - доктор наук И.Л. Волгин) и «Открытая книга» (ведущий - писатель С.А. Шаргу-нов), так как это профессиональный источник знакомства с произведениями и авторами, возможность увидеть мастеров пера и услышать их мнение, их анализ художественных текстов, узнать лауреатов литературных премий, книжные новинки, по-новому оценить известные произведения.
Внеаудиторная читательская деятельность студентов тесно связана с учебным семинаром «Литературно-методическая подготовка педагогов», на котором осваиваются закономерности ознакомления младших школьников с детской литературой. Важную
роль играет заключительный курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» на четвертом году обучения бакалавров. Педагоги осваивают комплексный анализ текста, тесно увязывая теорию и практику чтения.
Чтение - это долгосрочная образовательная программа, так как умение читать с листа и с экрана, читать художественные и
нехудожественные тексты надо развивать и преобразовывать в читательскую культуру постоянно. На кафедре теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовского госуниверситета уже написано несколько диссертаций по чтению, однако рождаются все новые проблемы, требующие активности молодых и успешных читателей нового времени.
Список литературы
1. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения: сб. науч. тр. М., 1975. С. 143-162.
2. Трубников С.А. Типология читателей художественной литературы. М.: МГИК, 1978.
3. Гессе Г. О чтении книг. 1920. URL: www.hesse.ru/books/story/?story=40 (дата обращения: 07.02.2019).
4. Поварнин С.И. Как читать книги. М.: Изд. дом «Книга», 1970.
5. Генис А.А. Уроки чтения. Камасутра книжника. М.: Изд-во АСТ, 2013.
6. Первова Г.М. Формирование библиотечки детского сада // Практика управления ДОУ. 2015. № 1. С. 28-37.
7. Первова Г.М. Законы формирования круга детского чтения // Начальная школа. 2015. № 1. С. 17-21.
8. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения. М.: Экон-Информ, 2011. С. 52-55.
9. Первова Г.М. Формирование и развитие мотивации чтения // Начальная школа. 2009. № 9. С. 37-42.
10. Щербинина Ю. Дженсен Эклз как лицо российской фантастики. О моде в книжном дизайне // Нева. 2016. № 2. С. 193-202.
References
1. Belyayeva L.I. K voprosu o tipologii chitateley [On the issue of readers typology]. Problemy sotsiologii i psikhologii chteniya [Problems of Sociology and Psychology of Reading]. Moscow, 1975, pp. 143-162. (In Russian).
2. Trubnikov S.A. Tipologiya chitateley khudozhestvennoy literatury [Fiction Readers Typology]. Moscow, Moscow State University of Culture and Arts Publ., 1978. (In Russian).
3. Gesse G. O chtenii knig. 1920 [On Reading Books, 1920]. (In Russian). Available at: www.hesse.ru/ books/story/?story=40 (accessed 07.02.2019).
4. Povarnin S.I. Kak chitat' knigi [How to Read Books]. Moscow, Publishing House "Kniga", 1970. (In Russian).
5. Genis A.A. Uroki chteniya. Kamasutra knizhnika [Reading Lessons. Kamasutra of Bibliognost]. Moscow, AST Publ., 2013. (In Russian).
6. Pervova G.M. Formirovaniye bibliotechki detskogo sada [Formation of kindergarten library]. Praktika upravleniya DOU [Pre-School Educational Facility Management Practice], 2015, no. 1, pp. 28-37. (In Russian).
7. Pervova G.M. Zakony formirovaniya kruga detskogo chteniya [Laws of formation of children reading circle]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2015, no. 1, pp. 17-21. (In Russian).
8. Svetlovskaya N.N., Piche-ool T.S. Nauka stanovleniya lichnosti sredstvami chteniya-obshcheniya [The science of personality formation by means of reading and communication]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2011, pp. 52-55. (In Russian).
9. Pervova G.M. Formirovaniye i razvitiye motivatsii chteniya [Formation and development of reading motivation]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2009, no. 9, pp. 37-42. (In Russian).
10. Shcherbinina Y. Dzhensen Eklz kak litso rossiyskoy fantastiki. O mode v knizhnom dizayne [Jensen Ackles as the face of Russian fiction. On fashion in book design]. Neva, 2016, no. 2, pp. 193-202. (In Russian).
Информация об авторе
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: идея, сбор данных, анализ полученных результатов, написание статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832
Information about the author
Galina M. Pervova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Theory and Methods of Pre-School and Elementary Education Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution: idea, data acquisition, obtained results analysis, manuscript drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5777-2832
Поступила в редакцию 14.03.2019 г. Received 14 March 2019
Поступила после рецензирования 04.04.2019 г. Reviewed 4 April 2019
Принята к публикации 28.06.2019 г. Accepted for press 28 June 2019