Научная статья на тему 'ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В РАКУРСЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В РАКУРСЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
300
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ДЕВОЧКИ / МАЛЬЧИКИ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чудинова В. П., Колосова Е. А.

Будут показаны подходы к изучению чтения детей с позиций гендерной социализации. Чтение девочек и чтение мальчиков имеет серьезные различия, что обусловлено рядом факторов. Особенности чтения девочек и мальчиков младшего и среднего школьного возраста приводятся на основе данных социологических исследований, проведенных в последнее десятилетие социологами Российской государственной детской библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S READING FROM THE PERSPECTIVE OF GENDER STUDIES

The article shows approaches to the studying the children’s reading from the standpoint of gender socialization. There are major differences between the girls’ and boys’ reading due to several factors. The reading specifics of girls and boys in primary and secondary school age are given on the basis of data from sociological studies conducted in the last decade by sociologists of the Russian State Children’s Library.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В РАКУРСЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 316.34

DOI: 10.28995/2073-6401-2021-2-89-98

Детское чтение в ракурсе тендерных исследований

Вера П. Чудинова

Российская государственная детская библиотека Москва, Россия, [email protected]

Елена А. Колосова

Российская государственная детская библиотека Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Будут показаны подходы к изучению чтения детей с позиций тендерной социализации. Чтение девочек и чтение мальчиков имеет серьезные различия, что обусловлено рядом факторов. Особенности чтения девочек и мальчиков младшего и среднего школьного возраста приводятся на основе данных социологических исследований, проведенных в последнее десятилетие социологами Российской государственной детской библиотеки.

Ключевые слова: чтение, литература, дети, подростки, девочки, мальчики, гендерная социализация, семья, исследования

Для цитирования: Чудинова В.П., Колосова Е.А. Детское чтение в ракурсе гендерных исследований // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 2. С. 89-98. DOI: 10.28995/20736401-2021-2-89-98

Children's reading from the perspective of gender studies Vera P. Chudinova

Russian State Children's Library, Moscow, Russia, [email protected]

Elena A. Kolosova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article shows approaches to the studying the children's reading from the standpoint of gender socialization. There are major differences between the girls' and boys' reading due to several factors. The reading specifics of girls and boys in primary and secondary school age are given on the basis of data from sociological studies conducted in the last decade by sociologists of the Russian State Children's Library.

© Чудинова В.П., Колосова Е.А., 2021 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 2

Keywords: reading, literature, children, adolescents, girls, boys, gender socialization, family, research

For citation: Chudinova, V.P. and Kolosova, E.A., (2021), "Children's reading from the perspective of gender studies", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 2, pp. 89-98, DOI: 10.28995/2073-64012021-2-89-98

В настоящее время тендерные исследования - очень широкая область, в которой работают антропологи, историки, культурологи, психологи, социологи и другие представители общественных и гуманитарных наук. Однако современные проблемы чтения, особенно чтения подрастающего поколения, изучаются специалистами по гендеру сравнительно редко. Процессы, происходящие в чтении взрослого населения, в России чаще изучаются в рамках опросов общественного мнения. Как правило, они включают довольно узкий список некоторых характеристик чтения о том, как, кто и что читает, предпочитаемые жанры и авторов книг и др.

В рамках таких областей знания, как социология литературы и средств массовой коммуникации, отмечаются различия в чтении девочек и мальчиков, юношей и девушек, мужчин и женщин. Однако анализу гендерных аспектов обычно уделяется небольшое внимание. Но если более внимательно посмотреть на чтение с позиций гендерного подхода, то можно увидеть новые, неожиданные ракурсы.

Зарубежные ученые фиксируют в этой области значительный «гендерный разрыв» или (gender gap) между мальчиками и девочками как читателями. Эта проблема фиксируется, например, учеными Великобритании, где этой теме уделяется большое внимание1.

В социологических исследованиях чтения, как правило, изучается ряд таких параметров, как объем чтения (например, количество прочитанных книг за определенный период времени), его частота, источники информации и получения литературы, жанрово-тематические комплексы, репертуар чтения и др. Вместе с тем в проблематике изучения состояния и характеристик чтения девочек и мальчиков разного возраста, с нашей точки зрения, ценность

1 Boys Reading Commission. The report of the All-Party Parliamentary Literacy Group Commission. Report compiled by the National Literacy Trust. 2011. 28 p. [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.literacytrust.org.uk/ media/documents/2012_06_01_free_other_-_boys_commission_report.pdf. (дата обращения 16 февраля 2021).

представляют и другие его характеристики, например, наличие любимых книг и «литературных героев» (например феномен Гарри Поттера), либо книг, которые запомнились, которые можно порекомендовать своим друзьям, поскольку именно эти произведения оказывают наибольшее влияние на социализацию личности. Большое значение имеет также изучение контекста и среды, где растет ребенок, в том числе роль семьи, общение со старшими, проведение им досуга, наличие любимых занятий и др.

Изучение детского чтения является важным именно для гендер-ных исследований, поскольку позволяет получить новые ракурсы и лучше понять процессы формирования гендерной идентичности у девочек и мальчиков. Особенно ярко это видно в контексте изучения разных видов и жанров литературы, что также позволяет более детально увидеть другие грани этого процесса. Например, сюда относится чтение фантастики и фэнтези, чтение научно-популярной литературы по разным темам, чтение книг по истории, произведений о Великой Отечественной войне (о чем мы скажем далее) и др.

Ниже мы лишь обозначим часть большого комплекса таких проблем, имеющих отношение к чтению девочек и мальчиков. Среди них особенно важна меняющаяся роль главных институтов социализации, таких как семья, школа, а также средства массовой информации; часто значительное влияние на детское чтение оказывает и библиотека.

Если обратиться к данным российских исследований, то выявляется значительное сходство общей картины, связанной с чтением девочек и мальчиков в некоторых странах Европы и в России. Это связано с общими процессами, проистекающими в социуме, влияния на чтение подрастающего поколения основных социальных институтов - семьи, школы, средств массовой информации, а также разных типов библиотек. Тема разницы между чтением девочек и чтением мальчиков постоянно обсуждается в исследованиях читательской грамотности школьников PISA2.

Далее мы будем опираться на результаты исследований социологов Российской государственной детской библиотеки, в которых описаны процессы, происходящие в чтении детей и где наработан большой опыт в этой сфере3.

2 Результаты исследования PISA-2018 // Центр оценки качества образования ИСМО РАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko. ru/pisa18/pisa2018_pub.html (дата обращения 25 февраля 2021).

3 Началом масштабных исследований РГДБ стало изучение детского чтения, которое было дважды проведено в 15 регионах страны в рамках всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик» (1998-1999 гг.,

Вначале отметим ряд общих характеристик современной ситуации с детским чтением, состояние которого определяется сложным сочетанием действия различных факторов, в том числе: возможностями семьи, развитостью окружающей ребенка «книжной среды», доступностью книг, уровнем читательской грамотности педагогов, воспитателей, родителей, а также библиотекарей. В последнее десятилетие огромное воздействие на чтение оказывает электронная визуальная культура, в том числе развитие интернета, электронных устройств для чтения, других гаджетов и проч.

Становление читателя начинается с раннего детства, и главным социальным институтом, от которого зависит развитие ребенка как читателя на всем протяжении его взросления, является семья. Именно от родителей зависит создание в семье читательской среды, приобщение к чтению, раннее литературное развитие личности, возникновение интереса к чтению, наличие дома детских книг. Однако в России у семей очень разные возможности, которые во многом определяются принадлежностью семьи к тому или иному социальному слою, семьи значительно различаются по уровню дохода, образования родителей, месту проживания и др. Они значительно различаются по уровню культуры чтения и семейным традициям, в том числе в традициях семейного чтения [Колосова 2011].

При этом позитивной тенденцией в последние годы является увеличение понимания родителями важности детства и дошкольного возраста, но именно в этом возрасте в семье накапливаются проблемы раннего литературного развития дошкольников, младших школьников и обучения их чтению. Значительная часть этих

2002-2003 гг.; опрос более 2000 детей и подростков). В 2002-2005 гг. исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека» (опрошено 2,5 тыс. подростков в 17 регионах). Исследование «Художественная литература и подростки в Сети: сетевые сообщества юных читателей» (2007-2008 гг.), поддержанное РГНФ. В 2011 г. исследование «Чтение и читательские практики московских подростков» (анкетный опрос 1141 чел. учащихся 5-8 классов). В 2013 г. всероссийское исследование при поддержке АНО «Левада-Центр» в 8 федеральных округах РФ в 34 крупных городах (350 младших школьников и 350 старших школьников, экспертный опрос 103 специалистов из 37 регионов страны). В 2016 г. совместно с ФОМ общероссийский опрос «Детское кино и детские книги» (родители, имеющие детей в возрасте до 18 лет в 53 субъектах РФ, 104 населенных пунктах в возрасте от 18 лет, 1500 человек). В 2019 г. всероссийское социологическое исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков» в 79 регионах страны. Опрошено 10 044 детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет с помощью онлайн-анкеты (подробнее см. на сайте РГДБ: http://soc.rgdb.ru/about-div).

проблем связана с недостаточной грамотностью родителей в приобщении детей к детской литературе и чтению.

По данным исследования РГДБ совместно с Левада-центром [Детское чтение 2014], в младших классах школы более интенсивное чтение характерно для девочек, в этом возрасте девочек больше среди наиболее активных читателей: более 5 книг за три месяца прочли 37% мальчиков и 44% девочек. Интересен тот факт, что девочки уже в младшем школьном возрасте опережают мальчиков по показателю «экранное чтение»: лишь 30% мальчиков сказали, что читают электронные книги, тогда как 37% девочек утвердительно ответили на данный вопрос. К моменту перехода в среднюю школу у детей меняется и отношение к электронному чтению: 67% подростков утвердительно отвечают на вопрос о том, читают ли они книги из Интернета. Причем интерес к электронному чтению и у мальчиков, и у девочек возрастает. Поскольку девочки в принципе являются более активными читателями, использование электронных устройств только усиливает эту активность и открывает больший доступ к различным текстам.

Тем не менее на вопрос: «Книги в каком виде тебе больше нравится читать?» большинство подростков ответили, что предпочитают бумажные книги (48%) электронным (23%). Причем бумажные книги предпочитает 50% девочек и 46% мальчиков, а электронные - 26% мальчиков и 21% девочек. Не имеет значения, в каком виде читать интересную книгу (в бумажном или электронном), отметили почти треть учащихся 5-9 классов, при этом мальчики и девочки были единодушны, что позволяет говорить о том, что электронное чтение сегодня не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает возможность обращаться к процессу чтения в различных обстоятельствах.

Однако результаты исследования показали, что подростки читают в Интернете не только электронные книги. Их интересуют различные темы, связанные с учебой, досугом, развлечениями, хобби. Многих подростков в первую очередь интересуют новости, затем - учебная тематика и далее развлечения и хобби. Интересен тот факт, что новостные сообщения, энциклопедии и юмористические сайты читает почти одинаковое количество мальчиков и девочек, тогда как музыкальные порталы на 10% больше интересуют девочек (33%), чем мальчиков (23%). В то же время спортом интересуются в три раза больше мальчиков, чем девочек: 41% и 13% соответственно. Публикации о знаменитостях в два раза интереснее для девочек: 31% к 15%, а сайты, посвященные компьютерной тематике, в 7 раз популярнее у мальчиков (28% и 4% соответственно). Девочки также отдают предпочтение сайтам о книгах и писате-

лях - 21% к 9% мальчиков [Детское чтение 2014, с. 36-39]. Таким образом, интересы в отношении характера информации практически совпадают с традиционными интересами мальчиков и девочек в изучаемом возрасте.

Можно утверждать, что круг чтения детей и подростков сегодня состоит из двух основных частей: из чтения печатных (бумажных) книг и чтения книг в Интернете. Пропорции меняются в сторону предпочтения «экранного» чтения, но в то же время у обеих возрастных групп «бумажные» книги пока все еще доминируют; эта ситуация сохранилась и к 2020 г. (но в период локдауна в детском чтении произошли значительные перемены, которые еще предстоит изучить).

Данные, свидетельствующие о «гендерном разрыве», можно увидеть и в другом исследовании. Девочек, которые не представляют себе жизни без книг и много читают, гораздо больше, чем мальчиков. При этом почти в два раза больше мальчиков читают только для получения информации, а один из девяти считает чтение скучным занятием [Чтение московских подростков 2014].

Выбор изучаемых школьных предметов тесно связан с ожиданиями от детей разных полов. Девочки предпочитают такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, иностранный язык, тогда как мальчики гораздо больше любят физкультуру, математику, информатику и труд/технологию. Гораздо больше девочек отметили такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, а также биология. Интересы мальчиков и девочек сближаются лишь в отношении таких предметов, как история и география [Чтение московских подростков 2014, с. 23].

В целом же гендерные половозрастные особенности школьников, проявившиеся в предпочтении ими школьных предметов, во многом соответствуют репертуару предпочитаемых ими книг. Фантастику и фэнтези предпочитают и мальчики, и девочки. Девочки немного больше, чем мальчики, любят «веселые книги», приключения и «ужастики». Девочки отметили гораздо больше книг разных жанров, они гораздо больше ориентированы на чтение художественной литературы. Почти в три раза больше, чем мальчиков, их интересуют книги о сверстниках и о дружбе (32% против 9%). Уже в раннем подростковом возрасте девочки-подростки интересуются взаимоотношениями людей и читают книги по психологии, также их уже интересуют «книги о любви» (38% ответивших), тогда как мальчиков эти темы не волнуют (6%). Однако «книги о войне» понравились 39% мальчиков и лишь 9% девочек [Чтение московских подростков 2014, с. 28].

Для того чтобы лучше представить себе, как выглядит круг предпочтений и интересов мальчиков и девочек, соотнесем несколько

параметров: название любимой книги; любимый литературный герой; название журнала, который нравится больше всего; хобби. «Портреты» читающих мальчиков отражают те же тенденции и позволяют увидеть субкультуру подростков в контексте их любимых занятий. Большая часть хобби - это спорт в разных видах (хоккей, футбол, горные лыжи, скейт, сноуборд, биатлон и др.). Кроме того, это компьютерные игры. Те, кто увлекается моделированием, читают журналы типа «Сделай сам». В любимых книгах хорошо видно влияние на чтение мальчиков литературной классики (рекомендованной в школе). Самостоятельный выбор - «мужская» фантастика, к которой можно отнести «Метро-2033», «Метро-2034», книги серии С.Т.А.Л.К.Е.Р.

Иначе выглядит картина чтения девочек-подростков. Хобби у них совсем не такие, как у мальчиков (спортивных занятий здесь почти нет, но есть танцы, а также музыка, рисование и др.). У девочек несколько больше книг «из детства», есть детективы, книги «о любви» и «модные романы». В отличие от мальчиков, девочки называют не только литературных героев, но и героинь (как из литературной классики, так и современной литературы). В перечисленных выше примерах у мальчиков нет ни одной литературной героини. Кроме того, некоторые из выбранных мальчиками литературных персонажей - это также герои кинофильмов (Гарри Пот-тер, Арагорн, Геракл и др.).

Особое значение имеет влияние СМИ на социализацию личности подростка. Так, во многих произведениях визуальной культуры (кинофильмах, телесериалах) отражены и закреплены довольно архаичные «брутальные» образы мужчин («мачо») и «слабых» (но прекрасных) женщин, уже не отражающие реальность и препятствующие процессу модернизации общества. Влияние продукции визуальной культуры оказывает на чтение и литературные предпочтения подростков большое влияние.

Отметим, что во многом репертуар чтения детей и подростков формируется издателями, которые уже опубликовали много серий «книг для девочек» и «книг для мальчиков». Количество этой литературы постепенно возрастает. Однако опрошенные нами специалисты библиотек отмечают, что издатели в некоторой степени спекулируют на половозрастных особенностях подростков и далеко не всегда в таких сериях предлагают новые, высокохудожественные книги.

В заключение покажем существенные различия, обнаруженные нами в ходе нового исследования, которые во многом формируют российскую идентичность подрастающего поколения («Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков»).

Различия в ответах мальчиков и девочек свидетельствуют об особенностях восприятия чтения и книг на тему ВОВ у детей разного пола. При ответе на вопрос о значении слов «Великая Отечественная война» разница в выборе ответов «великий подвиг России, который нельзя забывать» составила более 12% (у девочек - 42,8%, у мальчиков - 30,4%), «память о погибших в сражениях за Родину» - 9% (у девочек - 33,1%, у мальчиков - 24,2%).

Информацию о Великой Отечественной войне многие дети получают сегодня из книг, кинофильмов и школьных учебников. У девочек существенно преобладают книги (45,8% против 31,6%). Гораздо меньшей популярностью пользуется Интернет как источник информации на эту сложную тему, но различие между респондентами разного пола не слишком существенно (девочки - 28,8% против 22,4%).

Несмотря на то что некоторые реалии того времени современным детям и подросткам уже трудно себе представить, книги о Великой Отечественной войне часто вызывают у них интерес. Тема войны, как правило, в основном интересует мальчиков (а также выросших «мальчиков» - юношей и мужчин), и мальчики обычно читают больше этой литературы. Но в данном случае дело обстоит иначе.

Преодоление трудностей человеком, интересный сюжет, яркие характеры, необычные судьбы более интересны девочкам, чем мальчикам (32,5% против 21,2%; 30% против 23,3%; 27% против 18,2% соответственно). При этом привлекательный главный герой, военный быт и неизвестные факты истории, хотя и меньше, но практически в равном соотношении нравятся девочкам и мальчикам в книгах описываемой тематики. С нашей точки зрения, это может свидетельствовать как о том, что девочки в целом гораздо чаще читают произведения художественной литературы и более глубоко «погружены» в книгу, так, возможно, и о том, что традиционные интересы и предпочтения девочек сегодня меняются.

Заключение

Выше мы отметили лишь небольшую часть тем и вопросов, которые сегодня нуждаются в осмыслении с новых позиций, в том числе с позиций гендерной социологии. С нашей точки зрения, ситуация крайне противоречива. Девочки демонстрируют лучшие показатели по чтению, чем мальчики. Между девочками и мальчиками существует значительный «гендерный разрыв».

В обыденной жизни чтение девочек и чтение мальчиков часто воспринимается как очень разное. Однако, несмотря на то что раз-

личия между этими группами читателей существуют, это деление довольно условно [Киммел 2006].

Чтение и образы феминности и маскулинности - того, каким должен выглядеть мальчик или девочка, - обусловлены существующей гендерной политикой, гендерными комплексами и стереотипами. С одной стороны, эти образы формируют черты будущего гендерного облика мужчины или уже устаревшие модели и образцы гендерного поведения. Большую роль в процессе гендерной социализации играет чтение и литература для детей всех возрастов (не только детские книги, но и учебники) [Майорова-Щеглова, Колосова 2011].

Создаваемая массовая литературная культура во многом подталкивает либо к устаревшим гендерным стереотипам («место женщины - на кухне и в детской»), либо к некоторым современным (главная задача женщины - нравиться мужчине, поэтому она должна соответствовать новым стандартам, создаваемым СМИ).

В связи с этим специалистам следует внимательно относиться к текстам книг, которые сегодня предлагаются девочкам и мальчикам. Очень важна роль учителей, детских и школьных библиотекарей, для которых важно обращать внимание не только на чтение девочек, но и искать подходы к малочитающим мальчикам, для которых ситуация во многом осложняется стереотипом «чтение -это не мужское занятие», закладывающимся во многих семьях. Для мальчиков очень важна роль отца как читателя, поэтому одним из путей поддержки чтения мальчиков является работа не только с матерями, но и с отцами семейств. Многие страны мира сегодня озабочены тем, чтобы мальчики стали читать лучше, и предпринимают для этого различные меры [Чудинова 2015]. В нашей стране эта проблема лишь начинает осознаваться. В связи с этим, с нашей точки зрения, необходимо проведение новых исследований чтения девочек и мальчиков в ракурсе гендерной проблематики, что даст более полную картину процесса социализации новых поколений.

Литература

Детское чтение в России 2014 - Детское чтение в России / Авт.-сост. М.А. Веденя-пина, О.П. Мезенцева, Е.А. Колосова и др.; Ред. Е.А. Армадерова, Л.Н. Косен-ко, М.В. Карданова. М., 2014. 115 с.

Киммел 2006 - Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006. 464 с.

Колосова 2011 - Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. М.: РГДБ, 2011. 118 с.

Майорова-Щеглова, Колосова 2011 - Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А. Роль учебников в профессиональной социализации младших школьников // «На фоне Пушкина воспитанное детство»: Педагогика визуального в учебнике и на

картине: Сб. науч. трудов и материалов / Под ред. М.В. Тендряковой, В.Г. Без-рогова. М., 2011. С. 156-162. Чтение московских подростков 2012 - Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В.П. Чудинова. М.: МЦБС, 2012. 144 с. Чудинова 2015 - Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в зеркале гендерной социологии / Российская государственная детская библиотека. М., 2015. 93 с.

References

Armaderova, E.A., Kosenko, L.N. and Kardanova, M.V. (eds) (2014), Detskoe chtenie v Rossii [Children's reading in Russia], Auth.-comp. M.A. Vedenyapina, O.P. Mezent-seva, E.A. Kolosova and others. Moscow, Russia.

Chudinova, V.P. (comp.) (2012), Chtenie moskovskikhpodrostkov v realnoi i virtual'noi srede. Materialy sociologicheskogo issledovaniya [Reading of Moscow teenagers in real and electronic environment. Sociological research materials], MTsBS, Moscow, Russia.

Chudinova, V.P. (2015), Chtenie detei i podrostkov v zerkale gendernoi sotsiologii [Reading of children and adolescents in the mirror of gender sociology], Rossiiskaya go-sudarstvennaya detskaya biblioteka, Moscow, Russia.

Kimmel, M.S. (2006), Gendernoe obshchestvo [The Gendered Society], ROSSPEN, Moscow, Russia.

Kolosova, E.A. (2011), Praktiki detskogo chteniya: resultati kompleksnogo issledovaniya [Children's reading practices. The results of a comprehensive study], RGDB, Moscow, Russia.

Maiorova-Shcheglova, S.N. and Kolosova, E.A. (2011), "The role of textbooks in the professional socialization of primary schoolchildren", Tendryakova, M.V., Bezro-gov, V.G. (eds.), "Na fone Pushkina vospitannoe detstvo": Pedagogika visual'nogo v uchebnike I na kartine. Sbornik trudov I materialov [Childhood Raised Against the Background of Pushkin. Pedagogy of the Visual in the Textbook and in the Picture. Collection of scientific papers and materials], Moscow, Russia, pp. 156-162.

Информация об авторах

Вера П. Чудинова, кандидат педагогических наук, Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия; 119049, Россия, Москва, Калужская пл., д. 1; [email protected]

Елена А. Колосова, кандидат социологических наук, Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия, 119049; Россия, Москва, Калужская пл., д. 1; [email protected]

Information about the authors

Vera P. Chudinova, Cand. of Sci. (Pedagogics), Russian State Children's Library, Moscow, Russia; bld. 1, Kaluzhskaya Square, Moscow, Russia, 119049; [email protected]

Elena A. Kolosova, Cand. of Sci. (Sociology), Russian State Children's Library, Moscow, Russia; bld. 1, Kaluzhskaya Square, Moscow, Russia, 119049; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.