DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-188-139-146 УДК 37.015.31+028
Подросток как читатель: возможности педагогического влияния
Наталия Александровна СТЕФАНОВСКАЯ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8509-3784, e-mail: stefan1966@mail.ru
A teenager as a reader: opportunities for pedagogical influence
Natalia A. STEFANOVSKAYA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8509-3784, e-mail: stefan1966@mail.ru
Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью разработки педагогических стратегий формирования читающих поколений. Проведен анализ отечественных исследований чтения подростков за последние 50 лет. Выделены и описаны базовые характеристики читательского поведения подростков. Показано, что чтение занимает достаточно устойчивое место среди приоритетных форм проведения досуга, несмотря на рост разнообразия и доступности иных форм проведения свободного времени. Но в силу психологических и физиологических особенностей подросткового возраста, их динамичности оно не является его основной формой. Показано, что интенсивность чтения подростков меняется под влиянием социальной ситуации. Развитие компьютерных технологий, увеличение учебных нагрузок, общий дефицит времени снижают читательскую активность, но не отстраняют подростков от читательской деятельности вообще. Репертуар подросткового чтения постепенно сужается, ограничивается 2-3 жанрами. Установлено, что в тройку наиболее авторитетных агентов влияния на чтение подростков входят друзья, родители, учителя. Сделаны выводы о необходимости педагогической поддержки читательской активности подростков. Определены основные педагогические задачи: формирование у подростков осознания ценности чтения как способа интеллектуального досуга, сохранение баланса развлекательных и познавательных мотивов чтения, расширение жанрово-тематического репертуара читаемых книг.
Ключевые слова: подростки; досуг; мотивы чтения; репертуар чтения; педагогическое влияние
Для цитирования: Стефановская Н.А. Подросток как читатель: возможности педагогического влияния // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 188. С. 139-146. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-139-146
Abstract. The relevance of the research is related to the need to develop pedagogical strategies for the formation of reading generations. The analysis of domestic studies of reading of teenagers for the last 50 years is carried out. We identify and describe the basic characteristics of teenagers reading behavior. Research results show that reading occupies a fairly stable place among the priority forms of leisure activities, despite the growing diversity and availability of other forms of leisure time. But due to the psychological and physiological characteristics of adolescence, their dynamism, it is not its main form. It is shown that the reading intensity of teenagers changes under the influence of the social situation. The development of computer technologies, the increase in educational loads, and the general lack of time reduce reading activity, but do not exclude teenagers from reading activities in general. The repertoire of teenager reading is gradually narrowing, limited to 2-3 genres. It is established that the top three most influential agents of influence on tee-
© Стефановская Н.А., 2020
139
nager reading include friends, parents, and teachers. Conclusions are drawn about the need for pedagogical support of teenagers reading activity. The main pedagogical tasks are defined: formation of teenagers' awareness of the value of reading as a way of intellectual leisure, maintaining the balance of entertainment and cognitive motives for reading, expanding the genre and thematic repertoire of books read.
Keywords: teenagers; leisure; reading motives; reading repertoire; pedagogical influence For citation: Stefanovskaya N.A. Podrostok kak chitatel': vozmozhnosti pedagogicheskogo vliyaniya [A teenager as a reader: opportunities for pedagogical influence]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 139-146. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-139-146 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Анализу особенностей чтения молодого поколения исследователи всегда уделяли особое внимание, стремясь выработать педагогические и психологические стратегии формирования читающих поколений, понять и оценить эффективность различных мер социально-педагогического стимулирования мотивации читательской деятельности детей и подростков. Особый интерес проблема качества и активности чтения подростков, развития их читательской культуры стала вызывать в связи с развитием цифровой среды, конкуренцией между традиционными и электронными форматами книг.
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
К настоящему моменту в отечественной исследовательской практике накоплен уже значительный пласт эмпирического материала о чтении подростков, что позволяет проследить динамику трансформаций читательского портрета подростка за последние полвека и выделить аспекты социально-педагогического влияния на формирование подростка как читателя. Базой анализа стали опубликованные материалы как известных общесоюзных и всероссийских исследований, так и результаты региональных исследований, организованных, прежде всего, библиотеками, так как продвижение и популяризация чтения - их основная миссия. Также мы будем использовать и результаты нашего авторского исследования, проведенного совместно с Тамбовской областной детской библиотекой в 2017 г.
Конечно, обобщить весь массив полученных за последние полвека данных в рамках одного исследования не представляется возможным. Мы ставим целью обозначить
только основные контуры трансформаций читательского портрета подростка второй половины ХХ - первых десятилетий XXI века. При анализе мы будем опираться на общие границы выделения подросткового возраста от 10 до 14 лет, так как они использовались в большинстве исследований.
Для выявления базовых характеристик читательского поведения подростков и тенденций его модификации мы сравнили по ряду параметров результаты различных исследований, начиная с хорошо известного исследования «Книга и чтение в жизни небольших городов» (опросы проводились в 1969-1970 гг.) [1]. Один из его блоков был посвящен изучению школьников. Для целей нашего анализа мы использовали данные этого исследования по трем возрастным группам, соответствующим подростковому возрасту (10-11 лет, 12-13 лет и 14 лет).
В связи с различием исследовательских методик прямые процентные сравнения результатов были бы некорректными, но мы сочли возможным провести некоторые параллели и сравнения на уровне ранжирования выявленных приоритетов и тенденций. Сравнительный анализ проведем по нескольким индикаторам: место чтения в структуре досуга, интенсивность читательской деятельности, ведущие цели и мотивы чтения, репертуар чтения, читательские «авторитеты».
МЕСТО ЧТЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ
В исследовании «Книга и чтение в жизни небольших городов» было установлено, что у школьников 10-11 лет на первом месте стоит чтение книг, далее с разницей в 3 % - игры, гуляние, на третьем месте - творческие занятия (рисование, музыка, танцы), на четвертом - просмотр кинофильмов, на пятом -
спорт. Школьники 12-13 лет предпочитают гулять и играть, затем идет чтение книг (с разницей в 2 %), на третьем месте - занятия спортом, далее - просмотр кинофильмов и творческие занятия. У 14-летних подростков игры и прогулки занимают ведущее место, кино выходит на второе место, затем следуют занятия спортом, а чтение оказывается на 4-м месте [1, с. 313]. При этом авторы отмечают, что в подростковом возрасте значительно укрепляется установка на кино, а установка на чтение несколько ослабевает к 14 годам [1, с. 180].
В исследовании «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков» (19881992 гг.), организованном Российской государственной библиотекой (далее - РГБ), было зафиксировано, что чтение у 10-11-летних -ведущий элемент свободного времени (64,9 %), а у 14-летних оно перемещается с 1-го на 3-е место. Рейтинг досуговой деятельности 14-летних подростков выглядел следующим образом: 1-е место - прогулки, общение со сверстниками, 2-е - игры, 3-е - чтение, 4-е место - спорт [2, с. 54-55].
Результаты региональных исследований начала 1990-х гг. (Пермская, Белгородская области) показывали, что у 12-15-летних школьников чтение уступает просмотру ТВ и занимает 2-4 места [3, с. 74]. В.П. Чудинова также отмечала, что, по данным социологов, у подростков чтение занимает 2-5 место в досуговой деятельности, для большинства подростков чтение не является ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети подростков [4, с. 83-84].
В региональных исследованиях начала 2000-х гг. рейтинг чтения значительно не изменился. Исследования в Пскове, на Сахалине, в Краснодаре установили, что свободное время подростки проводят, прежде всего, на улице, среди друзей, а чтение устойчиво занимает 2-3 места [5, с. 18; 6; 7; 8, с. 11]. Фиксируется также рост интереса у подростков к визуальной и электронной культуре, но он поднимается не выше уровня 5-6 места [7; 8, с. 11]. По результатам нашего исследования 2017 г., в первую тройку со значительным отрывом от остальных вариантов попали такие способы проведения досуга, как: прогулки и игры на улице, чтение книг, занятия в спортивной секции или творческой студии [9; 10].
Обзор результатов исследований позволяет сделать вывод о том, что за последние 50 лет место чтения в структуре досуга подростков 12-14 лет достаточно устойчиво, оно входит в первую четверку приоритетов, несмотря на рост разнообразия и увеличение доступности иных форм досуговых занятий. В силу психологических и физиологических особенностей подросткового возраста вряд ли возможно и целесообразно, чтобы энергичные, подвижные, интенсивно развивающиеся в физическом плане подростки предпочли большую часть свободного времени отдавать чтению. Приоритетны для них прогулки, игры, непосредственное общение с друзьями. Поэтому педагогическая задача в этом аспекте может заключаться в том, чтобы сформировать у подростков осознание ценности чтения как способа интеллектуального досуга и закрепить место чтения в первой пятерке досуговых занятий.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Для анализа этого аспекта нами использованы данные исследований о времени, затраченном на чтение, и количестве прочитанных книг за определенный период.
Результаты исследования 1970 г. показали, что в подростковой группе в ряду ежедневных занятий чтению книг (кроме учебников) принадлежит ведущая роль, ежедневную частоту обращения к нему указали 62-66 % в трех подростковых категориях. При этом исследователи отметили, что активность чтения немного ослабевает к 14 годам (62 %). По их мнению, это связано с ростом дефицита времени и объема учебных заданий, а также с психологическими особенностями возраста, которому не свойственна длительная усидчивость [1, с. 175-177].
По данным конца 1980-х - начала 1990-х гг., в зависимости от времени, ежедневно уделяемого чтению к категории активных читателей, уделяющих ему не менее 2-3 часов в день, может быть отнесена 1/3 младших подростков, 24,8 % - 12-13-летних, и 14 % - 14-летних подростков. Значительны группы тех, кто вообще не читает ежедневно, а только когда попадется интересная книжка [2, с. 54-56].
В исследовании Сахалинской областной детской библиотеки 2009 г. установлено, что каждый день читают 37 % подростков, по две и больше книг в месяц прочитывают 33 %, 1-2 книги в полгода - 25 %, совсем не читают - 6 % [6]. Повторное исследование в 2014 г. показало примерно те же пропорции [7, с. 21].
Данные коллег из Краснодара показывают, что число активных читателей-подростков, читающих не менее 1 часа в день, составило 1/3 респондентов, 1/10 - уделяет чтению 2-3 часа в неделю, остальные относятся к категории «случайных» читателей, редко обращающихся к книге [8, с. 12].
По данным исследования московских подростков Российской государственной детской библиотекой (далее РГДБ) в 2011 г., более 4 книг в месяц не по школьной программе читали 9 % опрошенных, 3-4 книги -28 %, 52 % ребят прочитывали 1-2 книги. 11 % опрошенных отметили, что не читают [11, с. 25]. Исследование РГДБ 2013 г. демонстрирует данные о количестве книг, прочитанных школьниками 5-9 классов за последние 3 месяца в сравнении с аналогичными по 2006 г. Исходя из них, в среднем более 2 книг в месяц читали 24 % опрошенных в 2006 г. и 32 % в 2013 г.; полторы-две книги -соответственно 13 и 21 %; от 1 до полутора книг - 26 и 19 %; менее одной книги в месяц -24 и 19 %. Не читали ни одной - 5 и 6 % подростков, затруднились ответить, не помнят -8 и 3 % [12, с. 28].
По нашим данным 2017 г., более 5 книг в месяц читают 23,6 % опрошенных, 4-5 книг -23,6 % опрошенных, 2-3 книги - 40,4 %, не более одной - 10,3 %, не ответили на вопрос -2,1 % [9].
Таким образом, за прошедшие полвека в подростковой среде почти в 2 раза снизилась доля ежедневно читающих или активных читателей (с 62-66 до 33-37 %). Но доля совсем не читающих относительно стабильна - в большинстве исследований разных лет она фиксируется на уровне 5-6 %, в целом же ее диапазон колеблется от 1 до 11 % в изученных нами исследованиях.
ЦЕЛИ И МОТИВЫ ЧТЕНИЯ
Относительно ключевых целей и мотивации чтения подростков исследователи начала 1970-х гг. отмечали, что, начиная с
10-11-летнего возраста, у подростков наблюдается достаточно активная и устойчивая личностная потребность (свободная от обязательных или утилитарных целей) получить книгу, соответствующую их собственным запросам [1, с. 194]. В обращении к научно-познавательным книгам доминируют познавательные мотивы [1, с. 312, 318]. С 12 лет у читателя-подростка начинает развиваться отношение к чтению как к развлечению, средству отвлечься [1, с. 192]. Эту же приоритетную установку на чтение как развлечение Н.Е. Добрынина и В.П. Чудинова фиксировали и в 1990-е гг. [3, с. 67; 4, с. 84]. Л.П. Михайлова отмечала, что самой многочисленной является группа ребят, читающих ради удовольствия, далее идет группа читателей, ориентированных на дальнейшее продолжение образования [2, с. 122-123].
В 2000-е гг. данные исследований показывают, что приоритет начинает переходить от гедонистической к деловой, прагматичной мотивации и целям чтения, но с незначительным перевесом. Так, сахалинские коллеги в 2009 г. отметили, что основные мотивы чтения подростков: чтобы больше узнать -45 %, чтобы лучше подготовиться к урокам -36 %, получить удовольствие - 32 [6].
По данным РГДБ (2011 г.), 50% учащихся 5-8 классов читают что-то легкое, чтобы развлечься, 43 % - для выполнения задания, получения информации, 7 % ответили, что считают чтение скучным занятием. В 12-13 лет ярко проявляется отношение к чтению как к развлечению. От 5 к 8 классу устойчиво увеличивается число ответов «читаю для получения информации» [11, с. 18-22].
Исследование 2016 г. в Краснодарском крае также показало, что более половины школьников выбирают чтение художественных произведений для души, второе место занимает чтение с целью расширить свой кругозор, довольно часто подростковое чтение обусловлено учебой [8, с. 12]. В нашем исследовании 2017 г. ключевыми целями подростки назвали «личный интерес» и «познание, интеллектуальное развитие».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что базовые ведущие цели чтения: личностный интерес, развлечение и познава-
1 Здесь и далее, если сумма составляет более 100 %, значит, в анкете допускался одновременный выбор нескольких вариантов ответа.
тельные мотивы - также устойчиво остаются приоритетными в разные исторические периоды. С позиций педагогического влияния важно сохранять и поддерживать у подростков баланс развлекательных и познавательных мотивов чтения.
РЕПЕРТУАР ПОДРОСТКОВОГО ЧТЕНИЯ
Анализ репертуара чтения подростков охватывает его жанрово-тематические приоритеты, наиболее популярных авторов и произведения. В начале 1970-х гг. рейтинг интересных 12-14-летним подросткам тем и жанров был следующим (в порядке убывания популярности): приключения реальные; война; детектив; жизнь взрослых; фантастика; приключения волшебные, нереальные (сказка); о ребятах; классика [1, с. 195].
В начале 1990-х гг. исследователи РГБ отмечают, что 1-е место в реальном и желаемом чтении юных занимает научно-фантастическая книга [2, с. 123; 3, с. 67]. На 2-м месте - приключенческая литература. Отмечается, что круг чтения 14-летних в начале 1990-х повзрослел, из него уходит детская литература, читатель ориентирован на книги взрослого репертуара [2, с. 109-110].
В исследовании «Юный читатель 1990-х» (1993-1994 гг.) также зафиксировано, что у 12-14-летних среди интересующих литературных жанров 1-е место занимают приключения, фантастика [13, с. 117]. В целом же специфика предпочтений этого возраста выражается триадой - приключенческая литература, фантастика и зарубежная литература [13, с. 80]. Те же приоритеты подросткового чтения: зарубежная фантастика, приключения, детективы, к которым в 1990-е гг. добавились (и сохраняются до настоящего времени в популярном репертуаре) триллеры, ужасы, мистика, - выделены и в публикации В.П. Чудиновой в 1997 г. [4, с. 85].
В первые десятилетия XXI века интерес подростков к этим жанрам также остается неизменным. По данным исследований как РГДБ, так и региональных библиотек, фантастика и приключения лидируют в читательских предпочтениях этого возраста (их указывают от 48 до 56 % респондентов разных исследований). В нашем исследовании 2017 г. первую тройку также составили фантастика,
приключения, детективы. Причем исследователи указывают на формирование в этот период устойчивого интереса к одному из фантастических жанров - фэнтэзи [5-7; 9; 11; 12].
Примерно по 20 % подростков, по данным тех же исследований, среди предпочтений устойчиво называют книги о жизни сверстников, взаимоотношениях людей, по истории, о природе.
Таким образом, круг жанрово-темати-ческих предпочтений подростков с начала 1970-х гг. до настоящего времени в целом достаточно стабилен. Наиболее привлекательной остается остросюжетная литература, но если подростки начала 1970-х гг. интересовались приключениями в реальной жизни, то подростки 2000-х гг. все больше погружаются в мир фэнтэзи. Также исследователи фиксируют сужение жанрово-тематического диапазона, современные подростки сосредоточены в основном на 1-2 жанрах.
Значительные изменения претерпел за полувековой период круг конкретных авторов, интересующих подростков. Авторы, в том числе фантастических, приключенческих произведений, наиболее популярные в 1970-е гг. - начале 1990-х гг., к 2000-м гг. уступают свое место новым «кумирам», среди которых исследователи чаще всего фиксируют такие имена, как: Дж. Роулинг, С. Майер, Дж.Р. Толкиен, К. Льюис, Э. Хан-тер, Д. Емец. В исследованиях этого времени среди популярных, читаемых, но далеко не на первых позициях из репертуара 19701980-х гг. упоминаются лишь М. Твен, А. Беляев, Дж. Лондон, Д. Дефо, К. Дойл, а также произведения, связанные со школьной программой и современными экранизациями - Н. Гоголь «Вий», «Тарас Бульба», М. Булгаков «Мастер и Маргарита» [9; 5, с. 19; 6; 11, с. 48; 12, с. 35].
На рубеже 2010-х гг. исследователи констатируют, что из чтения уходит «золотая полка» приключенческой литературы, читаются в основном современные авторы.
АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ НА ЧТЕНИЕ
Один из значимых аспектов в контексте нашего исследования - значимость и авторитет различных социальных агентов при выборе книг подростками. Сразу же отметим, что исследования и 1970-х, и 1990-х, и
2000-х гг. свидетельствуют о стремлении подростков к самостоятельности, независимости в выборе книг. Практически во всех исследованиях констатируется, что личный интерес, самостоятельный выбор приоритетны примерно для 65-70 % подростков [1, с. 318; 3, с. 75; 7; 8, с. 13; 9]. Среди тех, кто советовал почитать самые интересные книги, в начале 1970-х гг. у 12-14-летних респондентов оказались: сверстники (около 60 %), семья (54 %), педагоги (около 15 %) [1, с. 319].
В начале 1990-х гг. степень авторитетности представителей ближайшего окружения существенно изменилась. Новороссийские библиотекари выявили, что советчиками в выборе книг для детей 7-14 лет выступают библиотекари - 31 %, родители - 30 %, учителя - 18 %, друзья - 15 %, никто - 6 %. По данным ивановских коллег того же периода, рейтинг агентов влияния таков: 1 - совет библиотекаря, 2 - рекомендация учителя, 3 -совет друзей, 4 - мнение родителей [3, с. 75]. В исследовании РГБ 1990-1992 гг. рейтинг читательских «авторитетов» у 14-летних подростков был следующим (по мере убывания): семья, друзья, учителя [2, с. 117-118].
В 2013 г. исследователи из РГДБ указывали, что для 51 % опрошенных мнение родителей решающее в выборе книги для чтения, на втором месте друзья (41 %), на третьем - учителя (29 %) [11, с. 34]. По данным двух исследований сахалинских коллег в 2014 г., рейтинг авторитетных рекомендаций поменялся по отношению к 2009 г. В 2009 г. это были по мере убывания: мнение библиотекаря, мнение учителя и друзей, советы родителей. А в 2014 г.: мнение учителя, родители, библиотекари, друзья [6; 7]. Респонденты нашего исследования прислушиваются к совету друзей - почти 40 %, к совету родителей - примерно 30 %, к рекомендациям учителя - также около 30 %, спрашивают у библиотекаря - около 10 % [9; 10].
Таким образом, динамика влияния ближайшего окружения на выбор книг показывает, что с 1970-х гг. до настоящего времени сверстники и семья сохраняют свой авторитет и приоритетное влияние среди внешних агентов. Хотя в начале 1990-х гг. в региональных исследованиях в Новороссийске и Иваново отмечено перемещение рекомендаций друзей на 3-4 место. Педагоги устойчиво занимают 3-е место, а вот значимость реко-
мендаций библиотекарей в течение всего изученного периода имеет тенденцию к снижению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами обзор исследований позволяет выделить определенные черты читательского портрета подростков, которые остаются стабильными за последние полвека и обусловлены возрастной и психологической спецификой этого периода становления личности. К ним мы относим: место чтения в структуре досуга подростков - оно устойчиво держится примерно на 3-4 позиции; читательский интерес к фантастике и остросюжетной литературе; стремление к самостоятельному выбору читаемых книг. Круг ведущих целей чтения (удовольствие, личный интерес, познание) также стабилен, но в нем происходит внутреннее перераспределение приоритетов в зависимости от социальной ситуации.
Активность читательской деятельности подростков, наоборот, существенно меняется под влиянием социальной ситуации: ускоряющийся темп жизни, расширение форматов получения информации за счет компьютерных технологий, увеличение учебных нагрузок, общий дефицит времени ведут к перераспределению пропорций между подростками с высокой и средней читательской активностью, но доля совсем нечитающих существенно не меняется. Иными словами -интенсивность чтения оказывается наиболее зависимой от социальной ситуации. Существенные изменения произошли в репертуаре наиболее популярных у подростков авторов, что вполне естественно связано с социальными факторами - развитием литературного процесса, читательской моды.
Исходя из полученных результатов, мы выделяем следующие векторы педагогического влияния на формирование подростка как читателя, поддержки его читательской активности: формирование у подростков ценностного отношения к чтению как способу собственного интеллектуального и духовного развития, поддержка баланса развлекательных и познавательных мотивов чтения, сохранение места чтения в числе приоритетных досуговых занятий, стимулирование расширения жанрово-тематического репер-
туара читаемых книг. Также требует особого педагогического внимания такой аспект читательской деятельности, как переориентация подростков с интереса к проблемам реального мира и научной фантастики на уход в волшебный мир фэнтэзи. Потенциальная
возможность и результативность педагогического влияния обусловлены тем, что педагоги, учителя входят в число ведущих социальных агентов, авторитетных для подростков в мире чтения.
Список литературы
1. Книга и чтение в жизни небольших городов / отв. ред. О.С. Чубарьян. М.: Книга, 1973. 328 с.
2. Дети и подростки в мире книжной культуры: сб. науч. тр. / сост. А.И. Лебедева. М., 1993. 128 с.
3. Добрынина Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв. М.: Школьная библиотека, 2006. 144 с.
4. Чудинова В.П. Книжная вселенная детства // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 81-89.
5. Волкова Н.С. Неопознанные субъекты чтения. Профессиональные заметки по результатам исследований в Псковской области // Библиотечное дело. 2008. № 1 (67). С. 17-19.
6. Самойлова И.Г. Портрет читателя детской библиотеки. По итогам областного исследования «Книга и чтение в жизни детей» // Библиотечное дело. 2010. № 16 (130). С. 13-16.
7. Самойлова И.Г. Интернет глазами подростков // Библиотека. 2015. № 10. С. 20-24.
8. Гадула И.В. Подросток в зеркале чтения // Современная библиотека. 2017. № 4. С. 10-15.
9. Стефановская Н.А., Климанова И.А., Иванова А.В. Чтение юных в новой информационной среде // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2018. № 1. С. 34-40.
10. Стефановская Н.А. Отношение к чтению современных подростков // Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых: материалы 11 Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Тагил, 2019. С. 249-252.
11. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде: материалы социолог. исследования / сост. В.П. Чудинова. М.: Межрегион. центр библ. сотр., 2012. 144 с.
12. Веденяпина М.А., Мезенцева О.П., Колосова Е.А., Чудинова В.П., Губанова А.Ю. Детское чтение в России. М., 2014. 118 с.
13. Бахмутская И.В. и др. Юный читатель 90-х годов (по материалам межрегионного исследования). М.: Рос. гос. юношеская б-ка, 1995. 145 с.
References
1. Chubaryan O.S. (executive ed.). Kniga i chteniye v zhizni nebol'shikh gorodov [Book and Reading in the Life of Small Towns]. Moscow, Kniga Publ., 1973, 328 p. (In Russian).
2. Lebedeva A.I. (compiler). Deti i podrostki v mire knizhnoy kul 'tury [Children and Teenagers in the World of Book Culture]. Moscow, 1993, 128 p. (In Russian).
3. Dobrynina N.E. Izucheniye chitateley - detey i podrostkov v Rossii XIX-XX vv. [Study of Readers - Children and Teenagers in Russia of the 19th - 20th Centuries]. Moscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2006, 144 p. (In Russian).
4. Chudinova V.P. Knizhnaya vselennaya detstva [The book universe of childhood]. Chitayushchaya Rossiya: mify i real'nost' [Reading Russia: Myths and Reality]. Moscow, Libereya Publ., 1997, pp. 81-89. (In Russian).
5. Volkova N.S. Neopoznannyye sub"yekty chteniya. Professional'nyye zametki po rezul'tatam issledovaniy v Pskovskoy oblasti [Unidentified reading subjects. Professional notes on the results of research in the Pskov region]. Bibliotechnoye delo [Library Science], 2008, no. 1 (67), pp. 17-19. (In Russian).
6. Samoylova I.G. Portret chitatelya detskoy biblioteki. Po itogam oblastnogo issledovaniya «Kniga i chteniye v zhizni detey» [Portrait of a children's library reader. Based on the results of the regional research "Book and Reading in the Life of Children"]. Bibliotechnoye delo [Librarianship], 2010, no. 16 (130), pp. 13-16. (In Russian).
7. Samoylova I.G. Internet glazami podrostkov [Internet through the eyes of teenagers]. Biblioteka [Library], 2015, no. 10, pp. 20-24. (In Russian).
8. Gadula I.V. Podrostok v zerkale chteniya [Teen in the mirror of reading]. Sovremennaya biblioteka [Modern Library], 2017, no. 4, pp. 10-15. (In Russian).
9. Stefanovskaya N.A., Klimanova I.A., Ivanova A.V. Chteniye yunykh v novoy informatsionnoy srede [Reading of young people in the new information environment]. Shkol 'naya biblioteka: segodnya i zavtra [School Library: Today and Tomorrow], 2018, no. 1, pp. 34-40. (In Russian).
10. Stefanovskaya N.A. Otnosheniye k chteniyu sovremennykh podrostkov [Attitude to reading of modern teenagers]. Materialy 11 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Detskaya kniga kak institut sot-sializatsii: «zolotoy klyuchik» k miru vzroslykh» [Proceedings of the 11th All-Russian Scientific and Practical Conference "Children's Book as an Institute of Socialization: "the Golden Key" to the Adults World]. Nizhny Tagil, 2019, pp. 249-252. (In Russian).
11. Chudinova V.P. (compiler). Chteniye moskovskikh podrostkov v real'noy i elektronnoy srede: materialy sotsiologicheskogo issledovaniya [Reading of Moscow Teenagers in Real and Electronic Environment: Materials of the Sociological Research]. Moscow, Interregional Center for Library Cooperation Publ., 2012, 144 p. (In Russian).
12. Vedenyapina M.A., Mezentseva O.P., Kolosova E.A., Chudinova V.P., Gubanova A.Y. Detskoye chteniye v Rossii [Children's Reading in Russia]. Moscow, 2014, 118 p. (In Russian).
13. Bakhmutskaya I.V. et al. Yunyy chitatel' 90-kh godov (po materialam mezhregionnogo issledovaniya) [Young Reader of the 90s (Based on Interregional Research)]. Moscow, Russian State Youth Library Publ., 1995, 145 p. (In Russian).
Информация об авторе
Стефановская Наталия Александровна, доктор социологических наук, доцент, директор Фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: stefan1966@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8509-3784
Поступила в редакцию 04.08.2020 г.
Поступила после рецензирования 01.09.2020 г.
Принята к публикации 25.09.2020 г.
Information about the author
Natalia A. Stefanovskaya, Doctor of Sociology, Associate Professor, Director of the Fundamental Library, Professor of Library and Information Resources Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: stefan1966@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8509-3784
Received 4 August 2020 Reviewed 1 September 2020 Accepted for press 25 September 2020