Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ СТАТУСОМ'

ОСОБЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
665
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЧТЕНИЕ / CHILDREN’S LITERATURE / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / SOCIOCULTURAL FAMILY BACKGROUND / READING INTERESTS / READING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калабина Инна Александровна, Окаева Елена Викторовна

Сегодня можно встретить множество публикаций и опросов о проблемах детского чтения. Порой в них встречаются противоречивые данные. Одни из них констатируют снижение интереса к чтению со стороны детей, другие показывают ориентацию детей и подростков на новые книги, с актуальным для них сюжетом, о которых родители и многие педагоги просто не знают. Родители и педагоги заинтересованы в приобщении детей к чтению, но ориентируются на свои читательские предпочтения и книги своего детства. Именно поэтому в работе была поставлена задача изучить особенности читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с разным социокультурным статусом. Читательские интересы рассматриваются в статье как психолого-педагогическая категория, включающая: отношение к процессу чтения; предпочтение конкретных книг; читательский кругозор; стремление поделиться с кем-нибудь о прочитанном, о книге. В многообразии факторов, влияющих на формирование и развитие читательских интересов, особое внимание уделено семье. Для дифференциации условий семейного воспитания, воспитательных и образовательных возможностей семьи используется категория «социокультурный статус семьи». В исследовании приняли участие 204 человека (102 ребенка и 102 родителя). Результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях читательских интересов детей, воспитывающихся в семьях с различным социокультурным статусом. Показаны отличия в отношении к процессу чтения, специфике читательского кругозора (от обязательных к прочтению книг по школьной программе до книг современных детских писателей), наличии и способности обосновать свои предпочтения. Выявленные особенности соотносятся с критериями исследования читательского интереса. В статье приводится перечень литературных произведений, популярных среди современных младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING PREFERENCE PROFILES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN FROM DIFFERENT SOCIOCULTURAL FAMILY BACKGROUNDS

At present multiple publications and surveys on children’s reading challenges offer controversial findings. While some observe a reduced interest in reading among children and adolescents, others state that these readers are drawn to new books on subjects which they deem relevant, and which many parents and educators know little about. In their wish that children should read, parents and educators are often guided by their own current and childhood preferences. This notion essentially has shaped the research objective to study the reading preference specifics in young learners from different sociocultural family backgrounds. Th paper uses reading preference as a psychological and pedagogical category, as it determines the attitude to reading, a preference for certain kinds of books, a reading range, and an impulse to discuss the books one is reading or has read. Although a number of factors may impact a child’s reading preferences and their development, this research focuses primarily on families. The term sociocultural family background is used as a differentiator to analyze the family upbringing environment as well as its educational and schooling capacity. The survey involved 204 respondents (102 children and 102 parents) and its outcomes established the reading preferences of young readers from different sociocultural family backgrounds. The paper identifies the differences in attitudes toward reading, reader preference profiles (from mandatory school reading to books by contemporary children’s writers), and towards the ability to have and to support one’s reading preferences. The identified profiles are aligned with the criteria of the reader’s preference survey. The article also contains a reference list of books popular among today’s primary school children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ СТАТУСОМ»

Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 2 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 2 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 37.06 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-2-127-134

Особенности читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с различным социокультурным статусом

И. А. Калабинаш, Е. В. Окаева1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Сегодня можно встретить множество публикаций и опросов о проблемах детского чтения. Порой в них встречаются противоречивые данные. Одни из них констатируют снижение интереса к чтению со стороны детей, другие показывают ориентацию детей и подростков на новые книги, с актуальным для них сюжетом, о которых родители и многие педагоги просто не знают. Родители и педагоги заинтересованы в приобщении детей к чтению, но ориентируются на свои читательские предпочтения и книги своего детства. Именно поэтому в работе была поставлена задача изучить особенности читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с разным социокультурным статусом. Читательские интересы рассматриваются в статье как психолого-педагогическая категория, включающая: отношение к процессу чтения; предпочтение конкретных книг; читательский кругозор; стремление поделиться с кем-нибудь о прочитанном, о книге. В многообразии факторов, влияющих на формирование и развитие читательских интересов, особое внимание уделено семье. Для дифференциации условий семейного воспитания, воспитательных и образовательных возможностей семьи используется категория «социокультурный статус семьи». В исследовании приняли участие 204 человека (102 ребенка и 102 родителя). Результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях читательских интересов детей, воспитывающихся в семьях с различным социокультурным статусом. Показаны отличия в отношении к процессу чтения, специфике читательского кругозора (от обязательных к прочтению книг по школьной программе до книг современных детских писателей), наличии и способности обосновать свои предпочтения. Выявленные особенности соотносятся с критериями исследования читательского интереса. В статье приводится перечень литературных произведений, популярных среди современных младших школьников.

Ключевые слова: детская литература, дети младшего школьного возраста, социокультурный статус семьи, читательские интересы, чтение.

Сведения об авторах

Инна Александровна Калабина, SPIN-код: 9424-6379, Scopus AuthorlD: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: [email protected]

Елена Викторовна Окаева, ORCID: 0000-0001-8206-3897, e-mail: [email protected] Для цитирования: Калабина, И. А., Окаева, Е. В. (2020) Особенности читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с различным социокультурным статусом. Комплексные исследования детства, т. 2, № 2, с. 127-134.

DOI: 10.33910/2687-0223-20202-2-127-134

Получена 25 июля 2020; прошла рецензирование 4 августа 2020; принята 6 августа 2020. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Reading preference profiles in primary school children from different sociocultural family backgrounds

I. A. Kalabina01, E. V. Okaeva1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. At present multiple publications and surveys on children's reading challenges offer controversial findings. While some observe a reduced interest in reading among children and adolescents, others state that these readers are drawn to new books on subjects which they deem relevant, and which many parents and educators know little about. In their wish that children should read, parents and educators are often guided by their own current and childhood preferences. This notion essentially has shaped the research objective to study the reading preference specifics in young learners from different sociocultural family backgrounds. The paper uses reading preference as a psychological and pedagogical category, as it determines the attitude to reading, a preference for certain kinds of books, a reading range, and an impulse to discuss the books one is reading or has read. Although a number of factors may impact a child's reading preferences and their development, this research focuses primarily on families. The term sociocultural family background is used as a differentiator to analyze the family upbringing environment as well as its educational and schooling capacity. The survey involved 204 respondents (102 children and 102 parents) and its outcomes established the reading preferences of young readers from different sociocultural family backgrounds. The paper identifies the differences in attitudes toward reading, reader preference profiles (from mandatory school reading to books by contemporary children's writers), and towards the ability to have and to support one's reading preferences. The identified profiles are aligned with the criteria of the reader's preference survey. The article also contains a reference list of books popular among today's primary school children.

Keywords: children's literature, primary school children, sociocultural family background, reading interests, reading.

Authors

Inna A. Kalabina, SPIN: 9424-6379, Scopus AuthorlD: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: [email protected] Elena V. Okaeva, ORCID: 0000-0001-8206-3897, e-mail: [email protected]

For citation: Kalabina, I. A., Okaeva, E. V. (2020) Reading preference profiles in primary school children from different sociocultural family backgrounds. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 2, pp. 127-134. DOI: 10.33910/2687-0223-20202-2-127-134 Received 25 July 2020; reviewed 4 August 2020; accepted 6 August 2020.

Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Статья выполнена по материалам выпускной квалификационной работы магистра Е. В. Ока-евой «Особенности читательских интересов детей, воспитывающихся в разных социальных условиях» (2020).

Введение

Трансформация социальных условий, культурного и информационного пространства, в котором живет современный ребенок, стремительно меняет и само детство. Понимание и знание атрибутов современного детства является необходимым условием развития практики образования. Одним из значимых направлений исследований мы считаем изучение читательских интересов детей. Сегодня часто можно услышать о падении интереса к чтению среди детей и подростков. Соответствуют ли эти заявления действительности или мы просто не знаем, что читают современные дети, какие книги могут их заинтересовать?

Изучение различных аспектов влияния чтения на развитие ребенка широко представлено в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях. Чтение не только содействует успешному обучению, но и развивает духовный мир ребенка, влияет на формирование нравственных ценностей, позволяет решать психотерапевтические задачи в рамках библиотерапии. Необходимость приобщения ребенка к книге, поддержки его интереса к чтению, расширения читательского опыта неоспорима.

За последние годы проводился целый ряд социологических исследований и опросов о детском чтении. Данные опросов подтверждают заинтересованность родителей в приобщении детей к чтению. Сегодня детские книги в домашней библиотеке есть у большинства детей (93 %). Но большая часть этих книг — это книги для дошкольного и младшего школьного возраста, традиционно входившие в чтение предыдущих поколений (Колосова, Чудинова 2016). Все ли семьи успешно справляются с приобщением ребенка к чтению и развитием у него

читательских интересов? Стремление родителей навязать свои вкусы и предпочтения может негативно восприниматься детьми и не всегда способствует развитию читательского интереса. Здесь важными характеристиками являются не только наличие интереса к самому процессу чтения, а то, что читает ребенок, т. е. читательский интерес. В нашем исследовании была предпринята попытка изучить читательские интересы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с разным социокультурным статусом.

Читательский интерес как психолого-педагогическая категория

Анализ понятий «интерес» и «познавательный интерес» позволяет выделить ряд характерных аспектов: избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности, эмоциональное отношение к изучаемому объекту/явлению, проявление активности, стремление к самостоятельному поиску новых источников знаний (Щукина 1988). Познавательный интерес проявляется к различным объектам познания. В связи с этим одним из проявлений познавательного интереса может выступать и читательский интерес.

Читательский интерес, как правило, рассматривают как направленный интерес, который проявляется в отношении читателя к книгам. Интерес к чтению возникает в том случае, когда у читателя развиты познавательные мотивы чтения и он владеет осознанным чтением (Омо-рокова 2001).

Читательские интересы — это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих хорошо знакомых и интересных ему книг, т. к. испытывает в них личностную потребность, считает их наиболее подходящими для себя — для пополнения своих знаний и опыта. Обязательным условием появления читательских интересов является читательский кругозор (Светловская, Пиче-оол 2019).

Формирование и развитие читательских интересов детей младшего школьного возраста проходит под влиянием разнообразных факторов и условий, в которых живет и воспитывается ребенок. Безусловно, это ближайшее окружение ребенка, педагог и сверстники. Если усилия педагога в основном направлены на формирование читательской компетентности, то сверстники, входящие в близкий круг общения, влияют именно на формирование избира-

тельных предпочтений книг, в кругу друзей может складываться своеобразная мода на те или иные произведения.

Немаловажно наличие библиотеки и возможность посещать ее ребенком, а также то, какие в ней созданы условия для расширения читательского опыта детей и стимулирования интереса ребенка к чтению. Размер и качество домашней библиотеки также имеют значение. В исследованиях Австралийского национального университета и Университета Невады (США) приводятся данные о связи количества книг в домашней библиотеке с грамотностью, когнитивными и компьютерными навыками (Sikora, Evans, Kelley 2019).

Среди факторов, имеющих первостепенное влияние, исследователи называют семью. Ребенок перенимает то отношение к книге и чтению, которое существует у его родителей. В свою очередь, воспитательные и образовательные возможности семьи во многом обусловлены особенностями семейной обстановки и разнообразием факторов, характеризующих семьи: социально-экономические, социально-психологические, социокультурные и ситуационно-ролевые (отношение к ребенку в семье).

Безусловно, семьи, имеющие достаточный социально-экономический уровень, имеют больше экономических возможностей для обеспечения качественного образования детей. Доходы домохозяйств существенно ограничивают образовательные возможности членов домохозяйств, как взрослых, так и детей (Рощина 2005). Кроме социально-экономического положения семьи, важным показателем является уровень образования. В ряде зарубежных исследований показано влияние уровня образования родителей, прежде всего матери, на образовательные результаты детей. Социальные характеристики семьи влияют и на событийность детства (Губанова, Колосова, Майорова-Щеглова 2019).

На наш взгляд, необходимо учитывать все характеристики, которые позволяют сочетать и культурный уровень семьи, и ее социальное благополучие. По мнению Г. Р. Добровой, именно понятие «социокультурный статус семьи» позволяет это сделать (Доброва 2018). В исследованиях вариативности речевого развития детей авторы обращают внимание на изучение именно социокультурного статуса семьи, включающего совокупность таких признаков, как профессия, уровень образования родителей, отношение к воспитанию ребенка, характер проведения досуга, круг чтения, осведомлен-

ность родителей об интересах и предпочтениях ребенка (Бондаренко 2010; Доброва 2018).

Материалы и методы исследования

С целью изучения особенностей читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях, мы провели исследование на базе МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушин-ского». Всего в исследовании приняли участие 102 родителя, 102 ребенка (56 девочек и 46 мальчиков) в возрасте от 8 до 11 лет.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены критерии для изучения читательского интереса младших школьников: положительное отношение к процессу чтения; предпочтение конкретных книг; читательский кругозор; стремление поделиться с кем-нибудь мнением о прочитанном, о книге. На наш взгляд, последний критерий, в сочетании с наличием читательских предпочтений, свидетельствует о том, что основой читательского интереса являются личностные потребности, что, в свою очередь, свидетельствует об устойчивости читательских интересов. Выделенные критерии легли в основу разработки авторской анкеты.

Для изучения социокультурного статуса семьи мы использовали анкету, разработанную Г. Р. Добровой. Вопросы анкеты позволяют выделить ряд значимых характеристик, связанных с представлениями родителей о воспитании и образовании ребенка, о его речевом развитии, о его потребностях и интересах (в том числе и читательских интересах), о культурных предпочтениях семьи и о способах организации досуга (Доброва 2018).

Результаты

В ходе исследования читательских интересов у младших школьников, воспитывающихся в семье и обучающихся в МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского», мы получили следующие результаты.

На вопрос «Любишь ли ты читать?» ответы респондентов распределились следующим образом: «Да» — 84 % опрошенных, «Нет» — 14 %, «Не знаю» — 2 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей любит читать книги. Среди респондентов, ответивших положительно на данный вопрос, больше всего девочек (60 %) в возрасте 9 (22 %) и 10 лет (38 %). Важно отметить, что и среди мальчиков, которые

любят читать (24 %), также больше всего читателей в возрасте 9 и 10 лет (6 % и 18 % соответственно).

На вопрос: «Любишь ли ты, когда тебе читают?» ответы распределились следующим образом: «Да» — 72 %, «Нет» — 28 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства детей присутствует интерес к совместному чтению, что определяет значимость семейного чтения в жизни младшего школьника. Интересно, что среди тех, кто отрицательно ответил на данный вопрос, больше всего девочек в возрасте 10 лет, а это именно та категория читателей, которые больше всего любят самостоятельно читать книги. Отрицательный ответ они объясняли следующим образом: «Я люблю сама читать. Ты можешь поставить по-другому интонацию», «Я люблю сама читать, потому что так быстрее», «Я сама читаю, потому что я не маленькая».

На вопрос «Какую последнюю книгу ты прочитал?» ответы респондентов распределились следующим образом: Д. Роулинг, серия книг про Гарри Поттера; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленуш-кины сказки. Сказка про козявочку»; Холли Вебб, серия книг про животных; В. Одоевский «Городок в табакерке»; Н. Носов, повести и рассказы; Шойнеманн Фрауке «Приключения кота-детектива»; Б. Житков «Рассказы о животных»; К. Ма-тюшкина «Кот да Винчи». Из результатов мы видим, что большинство детей совмещает чтение обязательной «школьной» и популярной среди сверстников литературы.

На вопрос «Какие книги тебе нравятся?» ответы распределились следующим образом: Д. Роулинг, серия книг про Гарри Поттера; Холли Вебб, серия книг про Мейзи Хитчинс; Холли Вебб, серия книг про животных; Шойнеманн Фрауке, серия книг «Приключения кота-детектива»; В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнуш-кины сказки. Сказка про козявочку»; «Энциклопедия о животных»; Н. Носов «Фантазеры»; Майкл Бонд, серия книг про медвежонка Паддингтона; М. Твен «Том Сойер»; Джон Толкин «Властелин колец»; В. Одоевский «Городок в табакерке».

Таким образом, у большинства детей (92 %) есть любимые книги. Среди них у 67 % респондентов любимыми оказались произведения зарубежных авторов. Здесь важно отметить, что большая часть произведений — это книги, которые популярны уже много лет. Это можно объяснить не только актуальным, значимым сюжетом, но и популярностью экранизированных книг, компьютерных игр. Также выбор

может быть обусловлен значимостью в референтной группе. Возможно, это связано и с недостаточной информированностью о современных детских писателях, поэтому дети читают то, о чем чаще всего говорят. У 31 % респондентов любимыми оказались произведения отечественных авторов. Здесь важно отметить, что большинство названных книг — это школьная литература. Это можно объяснить по-разному: влиянием педагога как значимого взрослого, а педагог, в первую очередь, рекомендует произведения по школьной программе; также, возможно, мало читающие дети в качестве любимых книг называли последнее прочитанное произведение по школьной программе. Не смогли назвать любимые книги 2 % респондентов.

На вопрос «Книги о чем тебе нравятся?» ответы респондентов распределились следующим образом.

«Про приключения». Чаще всего данный вариант выбирали мальчики 10 лет. Это может быть связано со стремлением мальчиков делать открытия (быть первооткрывателями), исследовать необычные места, бороться с жизненными обстоятельствами, находить выход из сложных ситуаций, бросать себе вызов (испытать свои силы). Важно отметить, что мальчиков привлекают испытания с хорошим концом (обязательной победой).

«О животных». Чаще всего данный вариант выбирали девочки 10 лет. Данные сюжеты связаны с появлением у девочек стремления к заботе о других, особенно о слабых и беззащитных, т. к. выбранная литература — это серия книг, рассказывающая о животных, которые сталкиваются с различными трудностями и лишениями. На помощь животным, по сюжету книг, приходят девочки, которым стало их жалко. Девочки, прочитавшие такие книги, проникаются жалостью к бедным животным и стараются помочь им в повседневной жизни.

«Фантастика». Чаще всего данный вариант выбирали мальчики 8, 9 и 10 лет. Возможно, это связано с желанием стать героем, обрести сверхспособности, чтобы стать настоящим защитником, который будет бороться со злом.

«О школе». Данный вариант одинаково популярен и у девочек, и у мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет. Полученный результат не вызывает удивления, т. к. главные герои — это ровесники респондентов, у которых похожие жизненные ситуации, проблемы, тайны, и, читая такие книги, дети идентифицируют себя с героем, сопереживают ему, могут узнать что-то новое, расширить значимый социальный опыт или найти выход из сложных ситуаций.

«О волшебстве». Чаще всего данный вариант выбирали девочки 9 лет. Скорее всего, это связано с надеждой на лучшее, что все плохое скоро само пройдет (по волшебству) или же ее спасет прекрасный принц.

«Детективы». Чаще всего данный вариант выбирали девочки 10 лет. Интерес детей к жанру «детектив» большинство ученых связывают с напряженным сюжетом, в котором ведется борьба между силами добра и силами зла, а также наличием тайны (секрета). Главный герой детективов — умный, находчивый, независимый от взрослых ровесник, который не боится опасностей и с легкостью преодолевает возникающие трудности, попутно раскрывая тайны и наказывая зло.

«О путешествиях». Чаще всего данный вариант выбирали мальчики 10 лет. Данный вопрос является показателем правдивости ответов респондентов, т. к. книги «о путешествиях» и о «приключениях» взаимосвязаны, поэтому не вызывает удивления тот факт, что мальчики, выбирающие вариант «о приключениях», также выбирают и вариант «о путешествиях».

«О дружбе». Чаще всего данный вариант выбирали девочки 9 лет. Возможно, это связано со стремлением девочек иметь близких друзей, с которыми можно разделить печали и радости, а также «посекретничать». Кроме того, это связано с возрастными особенностями детей, ведь с 9-летнего возраста у детей появляется интерес к ровесникам, а выбор друга зависит от нравственных качеств человека и схожести интересов.

На вопрос «Есть ли у тебя любимый литературный герой? Почему он тебе нравится?» ответы распределились следующим образом:

• Гарри Поттер — храбрый волшебник, который борется со злом и в результате побеждает вместе со своими друзьями;

• Мейзи Хитчинс — умная и смелая девочка, которая мечтает стать детективом и уже ведет свои расследования, а помогает ей в этом ее верный пес Эдди;

• Уинстон Черчилль (Шойнеманн Фрауке, серия книг «Приключения кота-детектива») — кот, который расследует запутанные преступления;

• Том Сойер — очень похож на ровесников. Он такой же весельчак, фантазер и любитель приключений, отличающийся умом и сообразительностью, он верный друг;

• Медвежонок Паддингтон — умный, смелый и находчивый медвежонок, который находит решение в любой сложной ситуации.

Основные качества, которые ценят респонденты в любимых литературных героях: храбрый, смелый, умный, веселый, любитель приключений, добрый, таинственный и загадочный. Приведем несколько высказываний детей для примера: «Мне нравится Гарри Поттер, потому что он храбрый и никогда не сдается» (девочка, 10 лет); «Мне нравится Уинстон Черчилль, потому что он круто мыслит» (девочка, 10 лет); «Мне нравится Уинстон. Он кот. Он мне нравится, потому что всегда интересно размышляет» (девочка, 10 лет); «Мне нравится медвежонок Паддингтон, потому что с ним приключаются разные истории» (девочка, 10 лет); «Мне нравится Том Сойер, потому что он любит приключения, как и я» (мальчик, 9 лет); «Мне нравится Гарри Поттер, потому что он добрый, как я» (мальчик, 10 лет); «Мне нравится Гарри Поттер, потому что он таинственный и загадочный» (мальчик, 9 лет). Чаще всего в качестве любимых героев респонденты называют героев из любимых книг, которые обладают значимыми для детей качествами.

На вопрос «Рекомендуешь ли ты прочитанные книги своим друзьям?» ответы распределились следующим образом: 90 % опрошенных ответили положительно на данный вопрос, а 10 % — отрицательно. Таким образом, можно сделать вывод о наличии у большинства респондентов третьего показателя читательских интересов — стремление рассказать о прочитанном, высказать свое мнение и дать рекомендации друзьям по поводу прочтения книг. Полученные результаты подтверждаются письменными рецензиями на прочитанные книги. Также в гимназии реализуется проект «Лукоморье», в рамках которого дети обсуждают прочитанные книги и дают рекомендации своим сверстникам (Окаева 2020).

Анализ результатов в зависимости от социокультурного статуса семьи

По результатам исследования социокультурного статуса семьи мы выявили 4 семьи с высоким социокультурным статусом, 91 семью со средним социокультурным статусом, 7 семей с низким социокультурным статусом. Соотнесение ответов детей с социокультурным статусом семьи позволил выделить ряд особенностей.

Дети, воспитывающиеся в семьях с высоким социокультурным статусом, отвечают на вопрос развернуто и высказывают свое мнение. При ответе на вопрос «Любишь ли ты читать?» дети не ограничиваются ответом «Да», они поясняют, почему любят читать. Например, ответ девочки 10 лет: «Да, я очень люблю читать, потому что

в книгах можно узнать много интересного и полезного». Интересные получились и ответы на вопрос «Любишь ли ты, когда тебе читают?». Большинство респондентов этой группы (3 из 4) ответили, что не любят, когда им читают: «Нет, я люблю читать книги сама», «Я сама читаю, потому что я не маленькая», «Нет, я читаю сама, потому что так интереснее». Только один мальчик ответил: «Ялюблю читать с мамой».

Отвечая на вопрос «Какую последнюю книгу ты прочитал?», дети данной группы называли книги для самостоятельного чтения (не входящие в школьную программу), такие как: Ш. Фрауке «Приключения кота-детектива. Сыщик на арене», Х. Вебб «Секрет ворчливой таксы», С. Нурдквист «Где Петсон?», Х. Вебб «Котенок Пушинка, или рождественское чудо». Данные ответы свидетельствуют о том, что ребята не ограничиваются прочтением школьной литературы, добавляя в свой круг чтения книги современных писателей. Родители данной группы также много читают. Отвечая на вопрос о том, какие книги они читают, они называли различные произведения современных авторов. Примечательно, что при перечислении книг и родители, и дети полностью указывают автора и название книги.

При сравнении ответов родителей на вопрос: «Есть ли у Вашего ребенка любимая книга?» ответы родителей совпадают с ответами детей, т. е. родители знают о читательских предпочтениях своих детей. Названные детьми литературные герои совпадают с героями из любимых книг. При ответе на вопрос «Книги о чем тебе нравятся?» респонденты называли: «О приключениях», «Детективы» и «О животных», что соотносится с сюжетами любимых и последних прочитанных книг. Описывая свои читательские предпочтения, дети данной группы называли именно любимые книги, не дублируя названия последних прочитанных произведений. Называя любимые произведения, дети обосновывали выбор значимым, интересным сюжетом, совпадением с другими интересами.

Дети из семей с высоким социокультурным статусом обсуждают и рекомендуют прочитанные книги своим одноклассникам. Кроме того, дети активно участвуют в литературном кружке «Лукоморье» и принимают участие в мини-постановках по прочитанным книгам. Родители данной группы способствуют развитию у детей читательских интересов на личном примере и обсуждают с детьми прочитанные книги.

Противоположные данные получились при анализе ответов детей, воспитывающихся

в семьях с низким социокультурным статусом. Все ребята данной группы ответили, что не любят читать, но любят, когда им читают. В качестве последних прочитанных книг респонденты указывают литературу по школьной программе (В. Одоевский «Городок в табакерке», И. Носов «Женькин клад», Б. Житков «Рассказы о животных» и др.). Довольно часто в ответах встречалось только название произведения. В написании авторов встречались ошибки. При ответе на вопрос «Какие книги тебе нравятся?» дети в семьях с низким социокультурным статусом называют либо последние прочитанные книги, либо говорят обобщенно «Энциклопедия».

Ответы родителей данной группы на вопрос «Есть ли у Вашего ребенка любимая книга?» не совпадали с ответами детей. Родители часто писали следующие варианты: «Любимой нет», «Нет ответа», «Любимые книги всегда меняются, поэтому нельзя определить», «Сказки народов мира», «Пушкин», «Все книги любит», «Познавательные». Родители данной группы в своих анкетах не указывали последнюю прочитанную ими книгу. Затруднялись дети и с ответом на вопрос о любимых героях (встречались как пропуски в ответах, так и указание героев из фильмов). Среди наиболее интересных сюжетов дети чаще всего отвечали «О школьной жизни». Это не удивительно, т. к. данные темы близки детям, показывают события и переживания, значимые для них.

Дети, воспитывающиеся в семьях со средним социокультурным статусом, в большинстве своем любят читать (90,1 %) и любят, когда им читают книги. В качестве последних прочитанных и любимых книг большинство респондентов называют либо литературу по школьной программе, либо книги, которые имеют популярные экранизации или компьютерные игры, основанные на их сюжете (серия книг про Гарри Поттера, «Властелин колец», «Метро 2033» и др.). При ответе на вопрос «Книги о чем тебе нравятся?» респонденты называли: «О приключениях», «Фантастика» и «О животных», что соотносилось с сюжетами любимых и последних прочитанных книг. У большинства детей данной группы любимые литературные герои либо не совпадают с любимыми книгами (например,

ребенок говорит, что любимая книга — это Б. Житков «Рассказы о животных», а любимый литературный герой — это Гарри Поттер), либо их нет, либо это герои из фильмов. В целом дети данной группы любят читать, обсуждают прочитанные книги со своими друзьями, часть детей рекомендуют прочитанные книги своим одноклассникам. Многие дети участвуют в литературном кружке «Лукоморье» и принимают участие в мини-постановках по прочитанным книгам (Окаева 2020).

Заключение

Полученные данные позволяют сделать вывод об особенностях читательских интересов детей, воспитывающихся в семьях с разным социокультурным статусом. Выявленные особенности соотносятся с критериями исследования читательского интереса. Наибольшее влияние социокультурного статуса семьи прослеживается в читательском кругозоре ребенка, наличии устойчивых читательских предпочтений. Полученные данные свидетельствуют также о большей родительской вовлеченности в развитие читательских интересов детей в семьях с высоким социокультурным статусом. Отношение к процессу чтения различается в группах с противоположными социокультурными статусами.

Считаем также необходимым отметить ряд ограничений данного исследования. Приведенные здесь данные получены на выборке учащихся из одного образовательного учреждения. С одной стороны, это позволяет изучать именно влияние семьи, т. к. в рамках учреждения и организованного образовательного процесса дети находятся в сходных условиях, с другой стороны, в данном учреждении ведется дополнительная работа по развитию читательских интересов детей. Также, несмотря на общую численность выборки, группы детей с полярными статусами оказались немногочисленными. На наш взгляд, для дальнейшего изучения влияния социокультурных факторов на формирование читательских интересов детей необходимо продолжить исследование в разнообразных образовательных учреждениях с включением семей, выбравших домашнее образование.

Литература

Бондаренко, А. А. (2010) Об индивидуальных особенностях в освоении морфологии детьми трех-пяти лет (по результатам эксперимента). Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 121, с. 187-197.

Губанова, А. Ю., Колосова, Е. А., Майорова-Щеглова, С. Н., Митрофанова, С. Ю. (2019) Влияние социальных характеристик семей на событийность детства. В кн.: Т. А. Басилова и др. (ред.). VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой). Возможности и риски цифровой среды. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 2. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, с. 260-264. Доброва, Г. Р. (2018) Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянских культур, 264 с. Колосова, Е. А., Чудинова, В. П. (2016) Появятся ли новые «золотые полки»? Родители о детской литературе. Знамя, № 11, с. 206-211.

Окаева, Е. И. (2020) Особенности читательских интересов детей, воспитывающихся в разных социальных условиях. Выпускная квалификационная работа (магистратура). СПб., РГПУ им. А. И. Герцена (на правах рукописи), 93 с. URL: https://e.lanbook.com/vkr/52305 (дата обращения 25.09.2020). Оморокова, М. И. (2001) Совершенствование чтения младших школьников. М.: АРКТИ, 153 с. Рощина, Я. М. (2005) Дифференциация доходов и образования в России. Вопросы образования, № 4. с. 274-296.

Светловская, С. С., Пиче-оол, Т. С. (2019) Методика обучения творческому чтению. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 305 с.

Щукина, Г. И. (1988) Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 208 с.

Sikora, J., Evans, M. D. R., Kelley, J. (2019) Scholarly culture: How books in adolescence enhance adult literacy, numeracy and technology skills in 31 societies. Social Science Research, vol. 77, pp. 1-15. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2018.10.003

References

Bondarenko, A. A. (2010) Ob individual'nykh osobennostyakh v osvoenii morfologii det'mi trekh-pyati let (po rezul'tatam eksperimenta) [Individual speech features of children aged 3-5 in acquiring the morphology of the mother tongue]. Izvestiya Rossijskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 121, pp. 187-197. (In Russian) Dobrova, G. R. (2018) Variativnost' rechevogo razvitiya detej [Variable features of children's language acquisition].

Moscow: LRC Publ., 264 p. (In Russian) Gubanova, A. Yu., Kolosova, E. A., Majorova-Shcheglova, S. N., Mitrofanova, S. Yu. (2019) Vliyanie sotsal'nykh kharakteristik semej na sobytijnost' detstva [Social characteristics of families as an impact factor of the eventfulness of childhood]. In: T. A. Basilova et al. (eds.). VII Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya po psikhologii razvitiya (chteniya pamyati L. F. Obukhovoj). Vozmozhnosti i riski tsifrovoj sredy. Sbornik materialov konferentsii (tezisov) [7th All-Russian scientific and practical conference on developmental psychology (readings in memory of L. F. Obukhova). Opportunities and risks of the digital environment. Proceedings of the conference]. Vol. 2. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ., pp. 260-264. (In Russian) Kolosova, E. A., Chudinova, V. P. (2016) Poyavyatsya li novye "zolotye polki"? Roditeli o detskoj literature [Can we see new "golden shelves" in the nearest future? Parents about children's literature]. Znamya, no. 11, pp. 206-211. (In Russian)

Okaeva, E. I. (2020) Osobennosti chitatel'skikh interesov detej, vospityvayushchikhsya v raznykh sotsial'nykh usloviyakh [Reading interest profiles in primary school students of different sociocultural background]. Master's thesis. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia (as a manuscript), 93 p. Available at: https://e.lanbook. com/vkr/52305 (accessed 25.09.2020). (In Russian) Omorokova, M. I. (2001) Sovershenstvovanie chteniya mladshikh shkol'nikov [Developing reading skills of primary

schoolers]. Moscow: ARKTI Publ., 153 p. (In Russian) Roshchina, Ya. M. (2005) Differentsiatsiya dokhodov i obrazovaniya v Rossii [Income inequality and education

in Russia]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, no. 4. pp. 274-296. (In Russian) Shchukina, G. I. (1988) Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchashchikhsya [Pedagogicalproblems of developing students' cognitive interests]. Moscow: Pedagogika Publ., 208 p. (In Russian) Sikora, J., Evans, M. D. R., Kelley, J. (2019) Scholarly culture: How books in adolescence enhance adult literacy, numeracy and technology skills in 31 societies. Social Science Research, vol. 77, pp. 1-15. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2018.10.003 (In English) Svetlovskaya, S. S., Piche-ool, T. S. (2019) Metodika obucheniya tvorcheskomu chteniyu [Teaching methodlogy of creative reading]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Yurajt Publ., 305 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.